Научная статья на тему 'Динамика уровня сформированности конкурентоспособности личности студентов специальности 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык'

Динамика уровня сформированности конкурентоспособности личности студентов специальности 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИДЕРСТВО / КОНКУРС-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ «МОЯ КАРЬЕРА» / PROJECT CONTEST “MY CAREER” / COMPETITIVENESS OF THE PERSON / PURPOSEFULNESS / DYNAMICS OF THE QUALITY FORMATION OF THE COMPETITIVENESS OF THE PERSON / STRESS RESISTANCE / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфильев Арсений Игоревич

В статье анализируются качества в структуре конкурентоспособности личности студентов, описываются результаты исследования конкурентоспособности личности студентов специальности 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык в динамике за три года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перфильев Арсений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня сформированности конкурентоспособности личности студентов специальности 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык»

5. Чумиков, А. Н. Управление конфликтами [Текст] / А. Н. Чумиков. - М. : Просвещение, 1998. - 305 с.

6. Уткин, Э. А. Конфликт теория и практика [Текст] / Э. А. Уткин. - М. : Просвещение, 1998. - 198 с.

7. Вердербер, Р., Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. - М. : Просвещение, 1999. - 231 с.

8. Скотт, Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления [Текст] / Д. Г. Скотт. - Киев: Наука, 1991. - 195 с.

Перфильев Арсений Игоревич

Студент гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378 ББК 74.20

ДИНАМИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050707.65 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В статье анализируются качества в структуре конкурентоспособности личности студентов, описываются результаты исследования конкурентоспособности личности студентов специальности 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык в динамике за три года.

Ключевые слова: конкурентоспособность личности; динамика формирования качеств конкурентоспособности личности; целеустремленность; стрессо-устойчивость; саморазвитие; лидерство; конкурс-презентация проектов «Моя карьера».

DYNAMICS OF THE FORMATION LEVEL OF THE COMPETITIVENESS OF STUDENTS PERSONALITY OF THE SPECIALITY 050707.65 PEDAGOGY AND METHOLOGY OF PERSCHOOL EDUCATION WITH A FOREIGN LANGUAGE AS AN ADDITIONAL SPECIALITY

The article analyzes the quality in the structure of the competitiveness of the students personality, describes the results of the research on competitiveness of the students personality of the speciality 050707.65 Pedagogy and Methology of preschool education with a foreign language as an additional speciality.

Key words: competitiveness of the person; purposefulness; dynamics of the quality formation of the competitiveness of the person; stress resistance; leadership; project contest “My career”.

В современных условиях проблема формирования кадрового потенциала, способного взять на себя в недалеком будущем управление социальноэкономическими процессами, становится генеральной стратегией системы об-

разования. На сегодняшних студентов ляжет вся тяжесть проблем, которые необходимо будет решать в свободном обществе конкурентных рыночных отношений. Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на создание условий для формирования конкурентоспособной личности.

Будущие специалисты понимают необходимость саморазвития, повышения своих знаний, но вместе с тем, даже обладая достаточным уровнем знаний, невозможно устроиться на престижную работу, если не изучать существующий рынок труда и не выполнять те требования, которые диктует рыночная экономика. Поэтому в современной экономической и социокультурной ситуации в России, все более важным и значимым становится воспитание не только высокопрофессиональной, но и конкурентоспособной личности.

Проблемами формирования конкурентоспособности личности занимаются отечественные (Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов и др.) и зарубежные (Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен и др.) исследователи. Несмотря на пристальное внимание исследователей к данной проблеме (авторами предлагаются определенных механизмы, отдельные методы, анализируются различные возможности), сегодня проблема формирования конкурентоспособности личности остаётся недостаточно разработанной в плане теоретических и практических основ формирования данного качества у студентов. Проблема формирования конкурентоспособности личности студента привлекает внимание исследователей различных областей - экономики, социологии, психологии, актуальной данная проблема стала и для сферы образования. Поэтому мы считаем целесообразным обратиться к рассмотрению проблемы формирования конкурентоспособности личности студента в вузе и к выявлению уровней её сформированности.

Для выявления уровня сформированности конкурентоспособности у студентов специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью. Иностранный язык» мы выбрали критерии, выделенные В.И. Андреевым. Автор определяет конкурентоспособность личности через синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношений к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [1, с. 376]. Для выявления уровня конкурентоспособности использовался тест: «Каков уровень вашей конкурентоспособности» (В.И. Андреев). Тест представляет собой 30 вопросов закрытого типа, каждый из которых предполагает пять вариантов ответа. Испытуемые должны ответить на вопросы, выбрать наиболее приемлемый вариант ответа. Проанализировав соотношение набранных баллов с их уровневым распределением, мы обобщили уровневые характеристики, представленные В.И. Андреевым, для удобства обработки и наглядности сравнения результатов таким образом:

• низкий уровень конкурентоспособности личности от 30 до 70 баллов (объединили - очень низкий, низкий и ниже среднего уровни, считая их явно недостаточными для студентов);

• средний уровень конкурентоспособности личности от 71 до 109 баллов (объединили - чуть ниже среднего, средний и чуть выше среднего, считая их оптимальными для студентов);

• высокий уровень конкурентоспособности личности от 110 до 150 баллов (объединили - выше среднего, высокий и очень высокий, считая их желательными для студентов).

По результатам анкетирования были выделены четыре качества в структуре конкурентоспособности, уровень сформированности которых у студентов был самым низким. Это следующие качества: целеустремленность, стрессоустой-чивость, саморазвитие, лидерство, уровень остальных качеств (четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношений к делу, способность к риску, независимость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда) определён как средний.

Обратимся к интерпретации качеств, имеющих низкий уровень сформиро-ванности, поскольку именно они являются проблемными. В психологическом интернет-словаре стрессоустойчивость, целеустремлённость, саморазвитие и лидерство определены следующим образом:

Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили.

Целеустремленность - способность помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.

Саморазвитие - это развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий.

Лидерство [от англ. leader — ведущий] — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [2].

Исследование конкурентоспособности проводилось в течение трёх лет, начиная с 2007 года. За истекший период студенты были включены в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленной на формирование конкурентоспособности личности. Такие дисциплины, как «Педагогика», «Менеджмент в образовании», «Психолого-педагогические практикумы» и др. обогащают опыт студентов различными способами, приемами и средствами профессиональной педагогической деятельности, способствуют формированию конкурентоспособности личности. На занятиях студенты учатся отстаивать собственное педагогическое видение проблемы и возможные способы их решения. Психолого-педагогические практикумы позволяют закрепить практические навыки студентов, обогащают правильными примерами решения сложных педагогических ситуаций, дают возможность интеграции знаний из разных областей педагогического знания в единую систему профессиональных знаний, на основе которых будет реализована профессиональная деятельность. Мы полагаем, что также способствует формированию конкурентоспособности личности студентов и организация внеаудиторной работы со студентами.

Одним из видов внеаудиторной работы является конкурс-презентация проектов «Моя карьера». Цель проведения конкурса-презентации проектов: формирование у студентов профессиональной педагогической компетентности, способствующей осознанному отношению к обучению избранной специальности, планированию своей карьеры, стремлению начать её осуществление с первого года обучения в вузе. В рамках выполнения проекта студентам предлагалось самостоятельная работа по изготовлению интеллектуального продукта по предложенной тематике, обладающей субъективной или объективной новизной. Были разработаны критерии оценки проекта экспертами:

1. Соответствие содержания работы заявленной теме проекта.

2. Обоснование актуальности проблемы проекта.

3. Профессиональная направленность (содержательность и практическая значимость) проекта.

4. Использование разнообразных информационных ресурсов.

5. Соответствие требованиям технического оформления.

В процессе работы над проектом у студентов формировались «система устойчивых личностных качеств, создающая возможность успешного выполнения деятельности; профессиональная направленность личности, система целе-полагания; самосознание личности как представителя определённой профессиональной общности» [3 , с. 69]. Участие студентов в конкурсе-презентации проектов «Моя карьера» повысило уровень конкурентоспособности личности в целом, и в частности уровень сформированности целеустремленности, стрессо-устойчивости, саморазвития, лидерства.

Динамика формирования качеств конкурентоспособности личности представлена на рисунке 1.

Динамика формирования качеств конкурентоспособности

личности

Рис. 1. Динамика формирования качеств конкурентоспособности личности

Таким образом, начиная с первого курса у студентов уровень сформирован-ности качеств конкурентоспособности (лидерство, стрессоустойчивость, саморазвитие, целеустремлённость) имеет стабильный рост, что характеризует эффективность использования различных форм аудиторной и внеуадиторной работы.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев.— Казань : Центр инновационных технологий, 2000.— 600 с.

2. Психологос: [Электронный ресурс]. ИКЬ: www.psychologos.ru (дата обращения: 19.04.2011)

3. Жданко, Т. А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза [Текст] / Т.А. Жданко // Современные проблемы науки и образования. 2008. - № 4. - С. 69-70.

Максимова Алена Вячеславовна

Магистрант факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.