Научная статья на тему 'Конкурентоспособность выпускника факультета журналистики как проблема современного профессионального образования'

Конкурентоспособность выпускника факультета журналистики как проблема современного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ЖУРНАЛИСТА / SPECIALIST’S COMPETITIVENESS / JOURNALIST’S COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ENVIRONMENT / PROFESSIONAL QUALITIES OF A COMPETITIVE JOURNALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артёмова Юлия Владимировна

В статье рассмотрены подходы к определению понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность специалиста». Выявлена сущность понятия «конкурентоспособность журналиста». Определены психологические, биопсихологические свойства и социально и профессионально значимые качества личности, необходимые выпускнику факультета журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Faculty of Journalism Graduate’s Competitiveness as a Problem of Modern Education

The article examines approaches to defining the concepts “competitiveness” and “specialist”s competitiveness”. The author reveals the concept “journalist”s competitiveness” and determines psychological, biopsychological properties and socially and professionally important personal qualities which are essential for a graduate of a faculty of journalism.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность выпускника факультета журналистики как проблема современного профессионального образования»

УДК 378.02

Ю. В. Артёмова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены подходы к определению понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность специалиста». Выявлена сущность понятия «конкурентоспособность журналиста». Определены психологические, биопсихологические свойства и социально и профессионально значимые качества личности, необходимые выпускнику факультета журналистики.

The article examines approaches to defining the concepts "competitiveness" and "specialist"s competitiveness". The author reveals the concept "journalist"s competitiveness" and determines psychological, biopsychological properties and socially and professionally important personal qualities which are essential for a graduate of a faculty of journalism.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность специалиста, конкурентоспособность журналиста, конкурентная среда, профессиональные качества конкурентоспособного журналиста.

Keywords: competitiveness, specialist's competitiveness, journalist's competitiveness, competitive environment, professional qualities of a competitive jour-n alist.

Сегодня высшая школа России ориентируется в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. Возникла необходимость в специалистах совершенно нового типа: инициативных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, владеющих иностранными языками, легко адаптирующихся в новых условиях и т. д.

Пересмотр приоритетов в системе подготовки студентов факультета журналистики определил одну из важнейших целей журналистского образования - подготовку будущих журналистов к самостоятельной творческой профессиональной деятельности как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в области журналистики.

Однако трудно не согласиться с В. И. Шаповаловым в том, что «общественное сознание пока ещё настороженно воспринимает понятие "конкурентоспособность", зачастую оно отвергается как неприемлемое для культурного человека» [1]. В обществе прочно укоренился стереотип успешного человека как личности, способной для достижения собственной выгоды идти «любым пу-

© Артёмова Ю. В., 2011

тём». Как ни странно, особенно тесно данный стереотип связан именно с личностью журналиста.

Так, в рамках подготовки к XXVI Всемирному конгрессу Международной федерации журналистов социологи Гэллап Интернэшнл опросили более 55 тысяч респондентов в 60 странах мира. На вопрос «Согласны ли Вы с высказыванием: "Я не доверяю журналистам - они вряд ли говорят правду?"» каждый второй житель на планете (49%) считает, что журналистам нельзя доверять, и только каждый третий (35%) имеет противоположное мнение.

Провозглашение свободы слова стало толчком к началу экономической конкуренции между СМИ. Журналисты конкурируют за право первыми рассказать о социально важном событии, стремясь преподнести его как можно более ярко, неординарно, чтобы способствовать повышению личного рейтинга и корпоративного успеха СМИ в непростой конкурентной борьбе. Профессиональная конкуренция журналиста -это сложный, многоуровневый феномен, объединяющий все сферы журналистской деятельности и требующий от самого журналиста максимальной самореализации себя в профессии.

Между тем современные исследования понятия «конкурентоспособность» ставят под сомнение его стереотипную трактовку как негативного качества специалиста.

Термин «конкурентоспособность» как научное понятие появляется в отечественной науке в конце XX в. и до сегодняшнего момента остаётся наименее изученным как в философии, психологии, так и в педагогике.

Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности персонала (дефиниции, роль в управленческой деятельности, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, Дж. Грей-сон, А. А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В. А. Дятлов, Е. Б. Попова, В. В. Травин, Р. А. Фатхутдинов, В. И. Шаповалов) исследователями.

Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах В. И. Загвязинского, В. П. Кузовлева, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. М. Монахова, П. Е. Решетникова, А. В. Репринцева, В. А. Сла-стенина, А. И. Щербакова.

Проблемами профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов - будущих специалистов занимались В. И. Андреев, Ю. В Андреева, В. С. Безрукова, В. Н. Ме-зинов, О. Мельничук, Л. М. Митина, Ф. Р. Тукта-

ров, Э. Р. Хайруллина, В. И. Шаповалов, А. Яковлева.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под конкурентоспособностью чаще всего понимается объективная подготовленность и субъективная готовность работника участвовать в конкурентных отношениях, возникающих в трудовой сфере.

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических дисциплинах, Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно» [2].

Е. Л. Богдановой [3] «конкурентоспособность» определена как степень развития индивида и его квалификации, то есть качественные характеристики работника.

В. Н. Мезинов определяет конкурентоспособность как «динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, обеспечивающее внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром, характеризуется высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека для достижения конкурентных преимуществ на каком-либо поприще. Конкурентоспособность формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных социальными и культурными традициями, менталитетом и ментальностью народа» [4].

По мнению В. И. Шаповалова, конкурентоспособность - «социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [5].

В качестве сущностных признаков конкурентоспособности исследователь выделяет: интеллектуальный потенциал, самоактуализацию, адекватную самооценку, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированную адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.

Конкурентоспособность имеет свои параметры и уровни. Так, на этапе обучения специалистов в профессиональном учебном заведении она прослеживается как показатель качества подготовки [6]. На стадии трудоустройства оно может проявляться как конкурентное преимущество [7] в показателях качества.

Анализируя конкурентоспособность, И. П. Данилов рекомендует выделять следующие её категории: философскую как движущую силу общества; экономическую как основу существования; рыночную как соперничество на рынке; юридическую как подтверждающую соответствие законодательству; социальную как соответствующую требованиям социального развития организации, страны; психологическую как подтверждающую соответствие ожиданиям [8].

Высокий уровень конкурентоспособности, по мнению А. А. Кирсанова, это важнейшее требование учащегося как будущего специалиста, который, по сути, определяет степень его профессиональной компетентности [9].

Среди многих качеств, определяющих конкурентоспособность, В. И. Андреев обоснованно выделяет десять приоритетных: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта труда [10].

Мы рассматриваем конкурентоспособность применительно к выпускнику факультета журналистики и определяем ее как сложное, многоаспектное образование, включающее в себя совокупность личностных и профессиональных качеств, отражающих систему отношений человека к обществу, профессии и самому себе.

Конкурентоспособность журналиста проявляется в скрытой и явной форме и на разных уровнях (межличностном, корпоративном, региональном, российском и международном и т. д.). Конкурентоспособность журналиста зависит от многих факторов и условий: от уровня профессиональной культуры и компетентности, развития личностных и профессиональных качеств, способности к профессиональному росту, стремлению к саморазвитию и наиболее полной самореализации творческого потенциала.

Выявляя сущность данного понятия, обратимся к такой дефиниции, как «конкурентоспособность специалиста».

Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт [11]. Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, актив-

ностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного значения.

В акмеологии конкурентоспособность специалиста исследовалась с точки зрения достижения наивысших вершин профессионализма в профессиональной деятельности и творчестве - акме (К. А. Абульханова-Славская, С. А. Анисимов, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов); исследовались различные аспекты проявления конкурентоспособности специалистов в различных сферах деятельности: руководителя на государственной службе (А. Р. Килба, К. А. Красильникова, И. Л. Лаптева, Н. В. Сот-никова), менеджера в коммерческих организациях (О. В. Гладилина, О. Н. Тодорова), педагога (Н. В. Соловьева), преподавателя высшей школы (А. В. Гагарин) и др.

В модели конкурентоспособного специалиста О. Мельничук и А. Яковлевой определяются следующие требования к специалисту [12]: понимание сущности и социальной значимости своей специальности; следование этическим и правовым нормам общества; наличие аксиологических устремлений, т. е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т. д.; знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике; способность принимать решения и нести за них ответственность; наличие чисто человеческих, гуманных побуждений - чувства справедливости, сочувствия, готовности помочь, любви к семье и др.; «непроизводственные» резервы личности - патриотизм, следование законам здорового образа жизни, умение создать благоприятный психологический климат в коллективе, участие в общественной жизни, работоспособность и другие.

Интересной представляется позиция В. И. Андреева, который исследует конкурентоспособность молодых специалистов с точки зрения личностных ключевых особенностей. Главное, по его мнению, чётко определить модель личностной конкурентоспособности будущих специалистов. Конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [13].

С. А. Хазова конкурентоспособность специалиста определяет «как интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги» [14].

Н. К. Нуриев указывает на то, что конкурентоспособность специалиста зависит от его «воо-

ружённости» информационными технологиями поддержки своих способностей [15].

Задача трудоустройства должна стоять не перед потенциальным выпускником, а перед студентом, который еще находится в процессе обучения и становления как личность и специалист.

О. В. Перевозова выделяет критерии конкурентоспособного студента на современном рынке труда с позиции качества трудовых ресурсов (рабочей силы, персонала) по четырем основным параметрам: профессиональная квалификация, компетентность, уровень знаний; мотивация; культура (ценности, ориентации и уровень развития); поведенческие характеристики (поведение на рынке труда - включает такие компоненты, как четкий план построения карьеры и поиска работы, определенность целей трудоустройства) [16].

Таким образом, конкурентоспособность будущего выпускника во многом определится наличием у него таких качеств, как активность, коммуникабельность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за результаты своей работы и работы коллектива.

Конкурентоспособность выпускника определённой ступени высшего профессионального образования может выступить показателем качества его профессиональной подготовки, обеспечивающей готовность к профессиональной деятельности в социуме [17]. Такой подход предполагает уже на этапе профессиональной подготовки формировать механизмы управления собственной карьерой, определяя вектор профессионального становления специалиста и обеспечивая его социальную защищённость в жёсткой конкурентной среде.

Конкурентная среда может быть определена как совокупность всех условий, внешних и внутренних факторов, окружающих личность, влияющих на формирование её конкурентоспособности и стимулирующих потребность к соревнованию, социально активному действию и развитию психологических механизмов конкурентоспособного поведения. Следовательно, чем жёстче конкурентная среда, тем сильнее должна быть развита конкурентоспособность личности для адаптации в данной конкурентной среде.

Предпринятый психолого-педагогический анализ структурных компонентов конкурентоспособного специалиста позволяет выделить социально значимые и профессионально важные качества, психологические и биопсихологические свойства конкурентоспособного журналиста.

К социально значимым и профессионально важным качествам конкурентоспособного журналиста нами отнесены: способность к творческому применению профессиональных знаний в решении практических задач и проблем, творческая смелость как личностная характеристика

и способность к обоснованному риску, высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, достижения успеха в ней, приобретение знаний в новых достижениях науки и техники, высокий уровень профессиональной компетенции, оригинальное мировосприятие, активная профессиональная позиция, открытость и коммуникабельность, воля и работоспособность, эмоциональная отзывчивость, целеустремлённость и решительность, активность и инициативность, высокий уровень эстетической культуры, креативность.

В системе социально значимых и профессионально важных качеств в особую группу можно выделить комплекс интеллектуально-эвристических умений: умение анализировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, прогнозировать, генерировать идеи, воображение, видение противоречий, проблем, способность отказываться от ошибочных идей, критически мыслить; независимость суждений.

К психологическим и биопсихологическим свойствам конкурентоспособного журналиста относятся: воля и чувства, темперамент, психологическая устойчивость, уравновешенность, эк-стравертность, возрастные особенности, предприимчивость и др.

Модель формируемых качеств конкурентоспособного журналиста представляется нам в виде полифункциональной структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов и обеспечивающей высокую профессиональную эффективность будущего выпускника факультета журналистики. Нами были выделены следующие компоненты:

1) мотивационно-ценностный, включающий рефлексию студентом собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней;

2) когнитивный, включающий интеллектуально-познавательные качества личности, творческое мышление, механизмы понимания, осмысления и рефлексии;

3) эмоционально-волевой, в котором представлены нравственная рефлексия, проявление личной ответственности за результаты своей работы и работы коллектива, потребность в самостоятельном преодолении возникающих профессиональных задач;

4) креативно-деятельностный, включающий разнообразные способы творческой деятельности в процессе работы.

Названные выше свойства и качества журналиста не есть статическая и неизменяемая система. В деятельности, особенно в условиях конкуренции, рыночных отношений, данная система постоянно изменяется, те или иные качества ак-

туализируются, образуют сложные комплексы, постоянно изменяя внутренние связи, соотношения.

Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в университете должно представлять собой специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту. Критериями оценки данного процесса выступает сформированность системы ценностных ориен-таций, потребность в достижении успеха, способность к самооценке, саморазвитию, самосовершенствованию, способность адаптироваться к новым условиям, умение презентовать себя и результаты своего труда, коммуникативность, способность к творчеству и инновационной деятельности.

Профессиональный потенциал конкурентоспособного журналиста весьма эффективно может формироваться и осуществляться благодаря применению в конкурентной среде новых информационных и педагогических технологий. Особенность этих технологий состоит в том, что они не только позволяют усовершенствовать отраслевые структуры, повышать гибкость при выполнении многих ценных видов деятельности, разрушая тем самым существовавшие прежде стереотипы конкуренции, но создают потенциал для

деструкции существующих организаций и структур.

Примечания

1. Шаповалов В. И. Конкурентоспособность специалиста // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 96-97.

2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. пед. зав. / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.; под ред. Л. М. Митиной. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 27.

3. Богданова Е. Л. Конкурентоспособность работников на предприятии (методологический аспект) // Социологические исследования. 1992. № 11. С. 11-13.

4. Мезинов В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: дис. ... д-ра пед. наук. Елец, 2009. С. 147-148.

5. Там же. С. 96.

6. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография. Челябинск, 2006; Ку-раков А. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности // Развитие личности. 2004. № 2. С. 195-207.

7. Шаповалов В. И. Сущностные характеристики конкурентоспособной личности // Наука и образование в условиях модернизации России: материалы 7-й Рос. научн.-метод. конф., 10-11 мая 2006 г. Сочи, 2006.

8. Данилов И. П., Портнов В. П. Конкурентоспособность и конкурентная борьба регионов: проблемы

И. В. Загоскина. Этапы формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов

и пути решения в условиях ВТО: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009.

9. Кирсанов А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.

10. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.

11. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 15.

12. Мельничук О, Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. 2000. № 5. С. 1925.

13. Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

14. Хазова С. А. Показатели конкурентоспособности как критерии профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту. URL: http: www.adygnet.ru/konfer/konfifk2006/soob/3/ 3Ha-zova.htm.

15. Нуриев Н. К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 109-113.

16. Перевозова О. В. Модель конкурентоспособного студента как основа системы профессионального обучения будущего менеджера // Актуальные проблемы науки и практики в современном мире: материалы межрегион. научн.-практич. конф. молодых учёных. М., 2009.

17. Адольф В., Степанова И. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77-79.

УДК 378

И. В. Загоскина

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов. Охарактеризованы этапы формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов.

The article is concerned with the matter of developing intellectual culture of future economists. The stages of developing the future economists" intellectual culture are characterized.

Ключевые слова: культура, интеллект, формирование, этапы, интеллектуальная культура, интеллектуальные умения и навыки, самостоятельная работа, саморазвитие.

Keywords: culture, intellect, developing, stages, intellectual culture, intellectual skills and habits, independent work, self-development.

В различных сферах современного общества, в том числе и в педагогике, постоянно происходят преобразования, предъявляются новые требования к подготовке специалистов. Наряду с профессиональными знаниями и умениями большое значение приобретают личностные качества: общая культура, инициативность, способность принимать решения, готовность к приобретению новых знаний. Одной из задач профессионального образования является создание условий для формирования интеллектуального развития студентов. Интеллектуальная культура - важный аспект профессионализма будущего экономиста, так как позволяет осуществлять в будущем продуктивную профессиональную деятельность, является для выпускника гарантией успешности, благополучия и возможности сделать карьеру.

Культура - универсальное понятие, относящееся к любому социальному явлению, к различным явлениям общественной жизни, а также и к характеристике сознания, мышления в целом или каких-то их частей и сторон. Как всякое социальное явление, интеллект также может быть охарактеризован с помощью понятия «культура». Люди наделены интеллектом, существует интеллектуальная жизнь людей, и поэтому, говоря о культуре их интеллекта, мы говорим об их интеллектуальной культуре.

Актуальность проблемы формирования интеллектуальной культуры студентов обусловлена тем, что во время обучения им приходится сталкиваться с большим объёмом информации, который необходимо отобрать, проанализировать,

© Загоскина И. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.