Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время социальная и педагогическая запущенность представлена в науке как одна из самых актуальных и исследуемых проблем.
В целом, несмотря на многочисленные и многообразные работы, посвященные вопросам социальной и педагогической запущенности в детском и подростковом возрасте, следует подчеркнуть, что учёные в своих исследованиях не противоречат друг другу. Напротив, данная проблема в этой связи изучается более глубоко и фундаментально.
Библиографический список
1. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка [Текст] / А. Андреева // Воспитание школьника. - 2000. - № 3. - С. 20.
2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1998. - 265 с.
3. Медведев, Г. П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления [Текст] / Г. П. Медведев. - М. : Просвещение, 1964. - 243 с.
4. Невский, И. А. Трудный успех [Текст] / И. А. Невский. - М. : Просвещение, 1981. - 139 с.
5. Овчарова, Р. В. Технология практического психолога образования [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2000. - 245 с.
6. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2001. - 245 с.
7. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. [Текст] / Л. Я. Олиференко. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 274 с.
8. Роджерс, К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности [Текст] / К. Роджерс. // Школьный психолог. - 2001.- № 46. - С. 32-36.
9. Словарь по социальной педагогике [Текст] / под ред. Л. В. Мардахае-ва. - М. : Издательский центр Академия, 2002. - 304 с.
10. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлин-ский - Киев : Радяньска школа, 1973. - 288 с.
Смотрова Дарья Владимировна
Студентка группы ДО1-08-01 гуманитарно-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 378 ББК 74.20
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
В статье представлены позиции разных авторов по определению понятия «конкурентоспособность личности». Конкурентоспособность личности определяется как социально ориентированная система способностей, сложное ин-
тегральное свойство личности, способность максимального расширения собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности.
Ключевые слова: конкурентоспособность личности; структурные составляющие конкурентоспособности личности; качества личности; факторы формирования конкурентоспособности личности.
«COMPETITIVENESS OF PERSONALITY»: CONCEPT DEFINITION»
The article deals with the positions of different authors to define the concept of «competitiveness of personality». Competitiveness of personality is defined as: a socially focused system of abilities, a complicated integrated trait of personality, an ability of maximum expansion of own possibilities, a high quality of personality activity results.
Key words: competitiveness of personality; structural components of competitiveness of personality; qualities of personality; formational factors of competitiveness of personality.
В настоящее время понятие «конкурентоспособность личности » является предметом исследования разных наук: экономики, менеджмента, психологии, педагогики. В области экономики существует определенный круг работ, посвященных проблеме формирования конкурентоспособности личности (М. Портер, И.Ю. Юданов, С.В. Зверев и др.). Вопросы конкурентоспособности персонала разрабатываются в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен и др.) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов и др.) исследователями.
Более обстоятельно структурные составляющие конкурентоспособности личности обсуждаются в зарубежных исследованиях: самоактуализация (А. Маслоу, Ф. Перл, К. Роджерс, Э.Шостром и др.), стратегия выигрыша (М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.), способность к самоутверждению и самообучению (Е. Мелибруда, К. Роджерс и др.), ассертивность (самоутвержда-ющее поведение) (Р. Алберти, В.Каппони, Т.Новак, М. Эммонс и др.), жизненная успешность (В.Ф. Биркенбиль), интернальность как фактор ответственного поведения (Дж. Роттер), смысложизненная ориентация, конгруэт-ность (К. Роджерс, М. Перл, В.Франкл) и др.
В отечественных исследованиях уточняется психологический аспект содержания понятий конкурентоспособности личности, её компоненты: когнитивный, эмотивный, деятельностный (А.С. Строилова и др.); обосновываются критерии и уровни сформированности конкурентоспособности (С.Г. Све-тунькова, Н.Н. Сидорова, Н.В. Фомин, Н.Л. Христолюбова и др.); обсуждаются условия формирования конкурентоспособности личности (В.И. Андреев, Р.Я. Ахметшин, И.В. Дарманская, И.М. Ильковская, Н. Н. Сидорова, Ф.Р. Туктаров и др.).
В.И. Шаповалов отмечает, что высокий уровень конкурентоспособности -важнейшее требование к будущему специалисту, что, по сути, определяет
степень его профессиональной компетентности. Автор определяет конкурентоспособность как «социально ориентированную систему способностей, свойств и качеств личности, характеризующую ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональ-ной жизнедеятельности), определяющую адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающую внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [Шаповалов, 2007, с. 3].
С.А. Подосинников и Н.Б. Тарасова рассматривают психологическую сущность конкурентоспособности как «сложное интегральное свойство личности, позволяющее ей в соответствии с индивидуальными способностями, интересами быть объективно и субъективно готовой участвовать в конкурентных отношениях в выбранной для себя сфере деятельности» [Подосин-ников, 2008, с. 27].
Л.М. Митина определяет феномен конкурентоспособности личности как способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нрав-
ственно [Митина, 2002, с. 34]. Автор понимает под конкурентоспособностью личности совокупность интегральных характеристик личности - направленность, компетентность и гибкость. По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [Митина, 2002, с. 115].
Т.А. Жданко определяет конкурентоспособность личности студента как «совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности» [Жданко, 2011, с. 11]. Автор вводит данное определение на основе анализа научных исследований, анкетирования потенциальных работодателей, опроса преподавателей и студентов о данном качестве личности.
Когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не столько высокое качество результатов ее деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. Среди множества качеств, которые определяют конкурентоспособность личности, В.И. Андреевым выделены десять стержневых и приоритетных качеств, таких как «четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношений к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда» [Андреев, 2006, с. 256].
С.Д. Резник и А.А. Сочилова в определении конкурентоспособности личности выделяют факторы, которым современные студенты должны уделять особое внимание: «качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание); глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы; способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей); стремление к успеху, ориентация на удачу; знания и опыт работы; выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность); семейное благополучие работника; целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе)» [Резник, Сочилова, 2010, с. 16]. Исследователи отмечают недостаточную самостоятельность студентов, несформированность их жизненной позиции, пассивность и неумение отстаивать жизненные ценности, что говорит о необходимости формирования конкурентоспособности личности.
Анализ позиций разных авторов (В.И. Андреев, Л.М. Митина, С.Д. Резник и др.) позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность личности в общем виде можно определить как интегративную характеристику личности, обеспечивающую более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда. Таким образом, конкурентоспособность личности определяется степенью соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям.
Библиографический список
1. Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. И. Шаповалов. - Ярославль, 2007. - 38 с.
2. Подосинников, С. А. Психология конкурентоспособности [Текст] : монография / С. А. Подосинников. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 84 с.
3. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л. М. Митина. - М. : МПСИ; Воронеж : изд-во НПО «МОДЭК», 2002.- 400 с.
4. Жданко, Т .А. Образовательно-профессионального пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Жданко. Чита, 2011. - 24 с.
5. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности [Текст] /В. И. Андреев. - Казань, 2006.- 470 с.
6. Резник, С. Д.«Основы личной конкурентоспособности. Учеб. пособие», серия «Высшее образование» / С. Д. Резник, A. A. Сочилова. - М. : ИНФРА-М, 2010.- 181 с.
Карнакова Вероника Андреевна
Студентка группы ТМПА1 -08-02 факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 37.041 ББК 74.05
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОТОВ
В данной статье рассматривается самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов, через непрерывное образование.
Ключевые слова: непрерывное образование; непрерывное образование готов; готы (как элементы готической субкультуры); самообразование; самовоспитание; принципы непрерывного образования; субкультурная доминанта.
GOTHS’ LIFELONG EDUCATION
The article deals with the problem of self-education and self-upbringing of the representatives of the gothic subculture, i.e. the Goths, by means of lifelong education.
Key words: lifelong education; goths’ lifelong education; the Goths (as the elements of the gothic subculture); self-education, self-upbringing; the principles of lifelong education; the subcultural dominant.
В XXI в. концепция образования приобрела ключевое значение в жизни общества. Она является ответом на вызов, который бросает нам изменяющийся мир. Необходимость говорить об этом возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Подобная потребность приобретает все большую актуальность.
Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Ведь становление личности, как утверждал в свое время Я.А. Коменский, происходит как в период ее социальнопсихологического и физиологического созревания, расцвета и стабилизации, так и в периоды старения организма.