Научная статья на тему 'Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования'

Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / PERSONALITY COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS DEVELOPMENT / FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачева Светлана Алексеевна

Рассматривается одно из приоритетных направлений в условиях диверсификации высшего образования — это подготовка конкурентоспособной личности; дается характеристика составляющих еекомпонентов. Предлагаются пути и способы формирования жизнеспособной личности, соответствующей актуальным и перспективным потребностям образования. Выделяются этапы и основные направления развития конкурентоспособности; педагогические условия, способствующие более эффективному ее формированию у студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домрачева Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Personality Competitiveness in the Conditions of Higher Education Diversification

Training of a competitive personality, being one of the priority trends in the conditions of higher education diversification is considered in the article; its components are characterized by the author, who also suggests means of the vital personality formation which will correspond to the challenging needs of education. The stages and main trends of competitiveness development, pedagogical conditions contributing to its effective formation in students are pointed out in the article

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентоспособности личности в условиях диверсификации высшего образования»

УДК 378,37.032

С. А. Домрачева S. A. Domracheva

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Развитие конкурентоспособности личности

В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

The Development of Personality Competitiveness in the Conditions of Higher Education Diversification

Рассматривается одно из приоритетных направлений в условиях диверсификации высшего образования — это подготовка конкурентоспособной личности; дается характеристика составляющих ее компонентов.

Предлагаются пути и способы формирования жизнеспособной личности, соответствующей актуальным и перспективным потребностям образования. Выделяются этапы и основные направления развития конкурентоспособности; педагогические условия, способствующие более эффективному ее формированию у студента.

Training of a competitive personality, being one of the priority trends in the conditions of higher education diversification is considered in the article; its components are characterized by the author, who also suggests means of the vital personality formation which will correspond to the challenging needs of education. The stages and main trends of competitiveness development, pedagogical conditions contributing to its effective formation in students are pointed out in the article.

Ключевые слова: конкурентоспособность личности, развитие конкурентоспособности, будущие педагоги-психологи.

Key words: personality competitiveness, competitiveness development, future educational psychologists.

Ведущую роль в современных образовательных системах играет высшая школа, выступающая как фактор повышения качества человеческих ресурсов, наращивания инновационного потенциала общества. Одной из важных задач образовательной политики в настоящее время является проблема формирования конкурентоспособности личности, соответствующей актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.

В широком плане стратегия развития высшего образования должна ориентироваться на создание творческой среды, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий, информации. В научно-образовательном процессе должны реализоваться отношения профессионального сотрудничества, результатом которого является новый уровень профессиональной компетентности его участников, множество общественно значимых интеллектуальных продуктов.

Преобразования в сфере высшего образования должны изменить смысл и характер образования, сфокусировав его содержание и методы на формировании у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично, поэтому под -готовка конкурентоспособной личности в условиях диверсификации высшего образования является

приоритетным направлением российского образования. На первый план в ряду требований к выпускнику педагогического вуза выходят профессионализм, эрудированность, конкурентоспособность, компетентность, мобильность.

Исследование понятия «конкурентоспособность» в педагогике и психологии является относительно новым направлением и связано с исследованием зарубежных ученых Д. Дьюи, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и других. Так, А. Маслоу особо выделяет самоактуализацию, К. Роджерс отмечает, что человеку свойственна тенденция развивать свои способности, Дж. Грейсон считает, что характеристиками конкурентоспособности являются развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах, Д. Дьюи главную цель обучения видит в подготовке молодежи к исполнению будущих обязанностей [4, с. 123].

Решением проблемы конкурентоспособности личности занимаются отечественные ученые в различных областях науки. Значительный вклад в разработку проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога внесли исследования и концепции профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов — будущих специалистов (В. И. Андреев, А. Г. Асмолов, А. В. Плугарева, Т. А. Сливина и др.).

Позиции исследователей по определению и сущности конкурентоспособности личности разноплановы:

готовность жить и работать в непрерывно меняющемся мире; способность смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом (А. Г. Асмолов); развитие рефлексивной личности, организация деятельности, обладание нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватность в решении нестандартных ситуаций (Л. М. Митина) и др. По мнению Т. А. Сливиной, конкурентоспособная личность выступает лидером в условиях конкуренции и обладает потребностью в успехе и самосовершенствовании [9, с. 97].

В. И. Андреев под конкурентоспособной понимает личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству [1, с. 26-28]. Идеальная модель конкурентоспособной личности, по мнению автора, состоит из 8 компонентов: мотивы и ценностные ориентации, нравственные, гражданские, интеллектуальные и деловые качества, особенности характера и поведения, коммуникативные и организаторские способности, «само»-способности и «само»-процессы.

Конкурентоспособность — социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Она представляет собой комплексную способность личности, дающую ей возможность быть эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни. Социально-привлекательными чертами характера, по мнению И. В. Терелянской, являются умения налаживать контакты, самостоятельность, социальная энергичность, склонность к организаторской деятельности [11, с. 17]:

Процесс развития конкурентоспособности личности студентов можно рассматривать как последовательность этапов, целями каждого из которых является развитие определенного компонента конкурентоспособности. Так, например, А. В. Плугарева выделяет пять этапов развития конкурентоспособности студентов вуза [7]: 1) развитие у студентов стремления к самопознанию, осмыслению себя, своих поступков и поведения, самовоспитанию; 2) формирование адекватности оценки себя и других людей для успешного вхождения в социокультурное пространство; 3) совершенствование становления жизненной оптимистической позиции студентов; 4) развитие навыков общения: умение слушать, передавать информацию с помощью вербальных и невербальных средств, конструктивно разрешать конфликты; развивать коммуникативные способности: рефлексию, эмпатию; 5) формирование знания и практических умений по целеполаганию, са-

моанализу, корректировке вариантов профессионального развития в контексте личностного и жизненного самоопределения.

Основными направлениями развития конкурентоспособности являются: ориентация во времени; познавательные потребности; креативность; коммуникативные и организаторские способности; гибкость поведения; контактность; самоэффективность.

По мнению Е. В. Максимовой, существует две позиции развития конкурентоспособности студента: активносозидательная (положительно-критическая) — предполагает активное участие студента в формировании конкурентоспособности — и пассивно-созерцательная (субъектно-неадекватная) — заключается в том, что студент не проявляет заинтересованности в развитии своей конкурентоспособности. Актуализация последней является базовым компонентом развития конкурентоспособности личности студента [6, с. 15], поэтому важная роль в процессе управления формированием личной конкурентоспособности принадлежит самому студенту.

По мнению С. Д. Резника, усилия студентов по формированию конкурентоспособности должны быть серьезными, постоянными и опираться на две группы факторов организационного поведения: факторы стратегического поведения и факторы тактического поведения [8]. К стратегическим факторам относятся: постоянное стремление к успеху; развитие навыков организаторской предпринимательской деятельности и формирование долговременных деловых связей; освоение в вузе будущей профессиональной деятельности; постоянная забота о повышении репутации; наличие и реализация плана жизни и карьеры; повышение личной работоспособности; обеспечение семейного благополучия; жизненное везение и удача.

Тактическими факторами формирования конкурентоспособности личности студента являются следующие: интенсивное освоение технологий обучения в вузе и личная организованность; наличие системы планирования своих дел, знание техник планирования; стремление быть интересным для окружения; привлекательным, приятным для общения; постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности.

Проблему развития конкурентоспособности личности студентов необходимо рассматривать в сочета -нии с характеристикой условий и факторов, оказывающих влияние на готовность и способность будущего специалиста к продуктивной профессиональной деятельности.

Ученые Л. Г. Ахметов, И. М. Файзрахманов, А. Л. Файз-рахманова выделили факторы формирования коммуникативной составляющей конкурентных отношений (эмоциональная совместимость, деятельностная совместимость, ценностная совместимость, опыт эмоционально-коммуникативного, функционального и ценностного взаимодействия). Готовность к конкурентным отношениям составляет совокупность качеств

и свойств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и определяющих положение специалиста в отношениях с коллегами по работе [3, с. 35]. Одним из наиболее значимых качеств, определяющих готовность будущих специалистов к конкурентным отношениям, является культура общения, представляющая собственно культуру информационнокоммуникационного взаимодействия.

Как считает Е. В. Астапенко, педагогическими условиями, способствующими более эффективному формированию конкурентоспособности как интегративного качества личности студента, являются: создание профессионально ориентированных социально значимых ситуаций, способствующих развитию у студентов ответственности и творческого подхода к принятию решений; разработка профессионально направленного обучающего комплекса, ориентированного на формирование у студентов умений самооценки и самопре-зентации; включение студентов в учебную и вне-учебную проектную деятельность с целью развития у них потребности в самообразовательной деятельности и умения взаимодействовать [2].

Е. В. Евплова обратила внимание на тот факт, что развитию конкурентоспособности студентов помогает конкурентная учебная среда [4, с. 157]. Т. А. Жданко рассмотрела педагогическое проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента [5, с. 15].

Итак, развитие конкурентоспособности студента будет эффективным в том случае, если в образовательном процессе обеспечивается самоуправленческая деятельность, направленная на самореализацию возможностей проектирования стратегии развития и осуществление жизненного выбора личности, используются креативно-ценностные технологии, формируется развитая система ценностных ориентаций.

Важное место в ходе развития конкурентоспособности личности студента занимает психолого-педаго-гическое обеспечение этого процесса, которое представляет собой совокупность целевых обучающих программ и тренингов, направленных на формирование знаний в области психологии, коммуникации и общения, диагностирование затруднений и возможностей их преодоления. При этом, как считает Е. А. Тенилов, решается ряд задач: ориентация и самоориентация на формирование конкурентоспособности; осуществление психологического настроя на профессиональный поиск; формирование системы знаний в области достижения конкурентоспособности, совершенствование профессиональной деятельности и саморазвития; стимулирование интереса к саморазвитию, создание перспективных программ саморазвития личности, участие в студенческих инновационных проектах; формирование совокупности умений и навыков эффективного осуществления профессиональной деятельности, межличностного и профессионального общения [10].

По мнению И. И. Шевченко, эффективные психо-лого-педагогические технологии формирования кон-

курентоспособности личности студентов в условиях вуза должны быть направлены на обеспечение индивидуальной профессионально-личностной траектории развития; создание условий для поддержки и защиты личности [12, с. 19].

Диверсификация структуры и содержания высшего образования заключается в многообразии разноуровневых основных и дополнительных образовательных программ. Средствами развития конкурентоспособности студентов при этом могут выступать специально сконструированные ситуации «включения конкурентоспособных реакций» (ситуация «достижения успеха», ситуация «преодоления препятствия», ситуация «ответственности, самостоятельности и гибкости действий»), моделирующие аспекты профессиональной деятельности.

Для формирования ценностных ориентаций и конкурентоспособности личности студентов предполагается использовать социально ориентированные, коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, рефлексивные, имитационно-игровые технологии обучения; тренинги личностного развития; формы студенческого самоуправления, внеаудиторную предметную деятельность.

Ведущими методами формирования конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза являются: метод кейс-стади для развития у студентов ответственности и творческого подхода к принятию решений; портфолио студента для развития навыков самооценки и самопрезентации; метод проектов для развития у личности потребности в самообразовательной деятельности и умения взаимодействовать. Критериями развитости конкурентоспособности студента являются рефлексивная структура личности, устойчивость, направленность личности, реалистичность перспектив личностного и профессионального роста.

Анализ результатов исследования, проведенного среди студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» по методике В. И. Андреева «Оценка уровня конкурентоспособности личности», показал, что большинство испытуемых (60 %) обладают средним уровнем развития конкурентоспособности личности. Высокий уровень развития конкурентоспособности характерен для 40 % выборки; среди студентов преобладают лица с высоким и средним уровнем развития независимости (88 %), лидерских качеств (93 %) и стрессоустойчивости (68 %).

Как показало исследование, между уровнем общительности, способности к самоуправлению и конкурентоспособности личности студента существует статистически значимая взаимосвязь, которая выражается в том, что чем выше уровень общительности и способности к самоуправлению, тем выше уровень конкурентоспособности студента. Конкурентоспособность взаимосвязана с трудолюбием, стрессоустойчивостью и целенаправленностью, поэтому для формирования конкурентоспособной личности необходимо проводить

со студентами тренинги планирования и целеполага-ния, тренинги командообразования и другие. При расчете ранговой корреляции Спирмена установлена взаимосвязь между уровнем развития конкурентоспособности и уровнем развития общего эмоционального интеллекта (г = 0,489), а также его компонентами, в частности, выявлена корреляция с уровнем межличностного эмоционального интеллекта (г = 0,513), со способностью к управлению своими и чужими эмоциями (г = 0,553).

Таким образом, конкурентоспособность личности студента — способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

Формирование конкурентоспособной личности должно происходить во взаимосвязи с требованиями рынка и социального заказа современного общества. Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, но и развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и легче адаптироваться к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня развития. Она должна уметь управлять своими эмоциями, отличаться стрес-соустойчивостью и способностью к самоуправлению.

Процесс формирования конкурентоспособности является двусторонним и предполагает активную деятельность студента и создание благоприятной образовательной среды в вузе, поэтому важное место в ходе развития конкурентоспособности личности студента занимает психолого-педагогическое обеспечение этого процесса, которое представляет собой совокупность целевых обучающих программ и тренингов, предназначенных для формирования знаний в области психологии, коммуникации и общения, диагностирования затруднений и возможностей их преодоления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Конкурентология: учеб. курс для творч. саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 467 с.

2. Астапенко Е. В. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук (13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования) / рук. работы Г. С. Самойлова. Красноярск, 2008. 216 с.

3. Ахметов Л. Г., Файзрахманов И. М., Файзрахманова А. Л. Формирование готовности будущего учителя к конкурентным от -ношениям. Елабуга: ЕФ КФУ, 2012. 158 с.

4. Евплова Е. В. Этапы формирования кокурентоспособности будущего специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 156-158.

5. Жданко Т. А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования личности студента: автореф. дис. . канд. пед. наук: (13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования) / рук. работы О. Ф. Чу-прова. Чита, 2011. 26 с.

6. Максимова Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: автореф. дис. . канд. пед. наук: (13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования) / рук. работы А. В. Кирьянова. Оренбург, 2005. 19 с.

7. Плугарева А. В. Психологическое сопровождение развития конкурентоспособности личности студента: автореф. дис. . канд. психологических наук (19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии) / рук. работы В. А. Кручинин. Пятигорск, 2008. 32 с.

8. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности. М.: ИНФРА-М, 2009. 251 с.

9. Сливина Т. А. Конкурентоспособность специалиста как пси-холого-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 93-100.

10. Тенилов Е. А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста-педагога в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 63-66.

11. Терелянская И. В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. . канд. псх/ наук (19.00.07 — Педагогическая психология) / рук. работы И. В. Курышева. Нижний Новгород, 2012. 26 с.

12. Шевченко И. И. Влияние ценностных ориентаций на формирование конкурентоспособности личности студентов: автореф. дис. . канд. пед. наук (13.00.08 — Теория и методика профессионального образования) / рук. работы И. К. Соколова. Махачкала, 2007. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.