Научная статья на тему 'Содержание и структура конкурентоспособности как интегрального качества личности студента'

Содержание и структура конкурентоспособности как интегрального качества личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / КРИТЕРИИ КОМПОНЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / STUDENT'S COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS / PERSONAL COMPETITIVENESS / MEANING OF PERSONAL COMPETITIVENESS / STRUCTURE OF PERSONAL COMPETITIVENESS / CRITERIA OF COMPETITIVENESS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Алла Алимовна

В данной статье анализируется понятие конкурентоспособность как одно из активно используемых понятий современного психолого-педагогического дискурса, обосновывается правомерность использования понятия «конкурентоспособность студента» как интегрального качества личности. Рассматривается содержание и структура данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and Structure of a Student's Competitiveness as His Integral Personal Quality

The present article analyzes competitiveness as an actively used notion in the pedagogical and psychological perspectives. It examines students' competitiveness as an integral personal quality, justifies the usage of the concept and reveals its meaning and structure.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура конкурентоспособности как интегрального качества личности студента»

УДК 371.1.03 ББК 74.58

Николаева Алла Алимовна аспирант г. Сургут Nikolaeva Alla Alimovna

Post-graduate

Surgut

Содержание и структура конкурентоспособности как интегрального качества личности студента Content and Structure of a Student’s Competitiveness as His Integral Personal Quality

В данной статье анализируется понятие конкурентоспособность как одно из активно используемых понятий современного психолого-педагогического дискурса, обосновывается правомерность использования понятия «конкурентоспособность студента» как интегрального качества личности. Рассматривается содержание и структура данного понятия.

The present article analyzes competitiveness as an actively used notion in the pedagogical and psychological perspectives. It examines students’ competitiveness as an integral personal quality, justifies the usage of the concept and reveals its meaning and structure.

Ключевые понятия: конкурентоспособность, конкурентоспособность студента, конкурентоспособность личности, содержание конкурентоспособности личности, структура конкурентоспособности личности, критерии компонентов конкурентоспособности.

Key words: competitiveness, student’s competitiveness, personal competitiveness, meaning of personal competitiveness, structure of personal competitiveness, criteria of competitiveness components.

В настоящее время Россия стремится к созданию эффективной экономической системы и наращиванию человеческого капитала, что обуславливает изменение требований к целям и содержанию университетского образования, подготовке конкурентоспособных выпускников, способных легко адаптироваться на рынке труда и обладающих не только профессиональными компетенциями, но и развитыми нравственными качествами. Исследования, касающиеся развития такой личности как полноправного участника рыночных отношений непосредственно связаны с проблемой развития ее конкурентоспособности в университетском образовании.

Термин «конкурентоспособность» пришел в педагогику в конце 20 века из экономики и менеджмента, и рассматривается в различных аспектах. Часто специалисты указывают на недостаточную разработанность данного понятия в

педагогической науке. Например, определения понятия «конкурентоспособность» нет в педагогических словарях. Однако анализ педагогических статей и диссертационных исследований последних лет показывает, что в настоящее время существует немало работ, в которых делается попытка раскрыть сущность данного понятия.

В педагогических исследованиях чаще всего конкурентоспособность рассматривается как интегральная характеристика образовательной услуги, обуславливающая возможность ее предоставления. Так же во многих исследованиях идет речь о конкурентоспособности отдельного учебного заведения, конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда, конкурентоспособности личности.

Н.Н.Сидорова указывает, что конкурентоспособными людьми можно считать ту часть представителей общества, которые сфокусированы на цели собственного интеллектуального и духовного роста, в отличие от людей, озабоченных удовлетворением своих материальных потребностей и не рассматривающих свое образование и развитие как высшую ценность [5]. Это позволило ей считать конкурентоспособным человека, который стремится и способен максимально реализовать в жизни свои возможности и таланты, благодаря чему он получает преимущества на рынке труда.

Анализируя конкурентоспособность личности студента, С.В.Зверев рассматривает семантику слова «конкурентоспособность», разделяя его на две составляющие - конкуренция и способность. В свою очередь, в составе слова способность - способ, который предполагает наличие порядка в действиях, определенность методов в исполнении работы или в достижении цели. Таким образом, смысловая нагрузка понятия указывает на сформированность у студента знаний и умений деятельности, позволяющих посредством проявления преимущества и использования сформированных качеств наиболее эффективно достигать цели [1].

По мнению Е.В.Таракановой, конкурентоспособный специалист способен достигать поставленных целей в быстро меняющихся ситуациях за счет умения

решать профессиональные задачи и наличия определенных личностных качеств [6]. В психологической концепции профессионально-личностного развития Л.М.Митина рассматривает конкурентоспособность как интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, обуславливающих эффективность профессиональной деятельности специалиста, позволяющих ему быть более успешным на рынке труда [3; с.62].

В.И.Новикова определяет конкурентоспособную личность как личность, обладающую такими интегральными характеристиками, как направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая), которые позволяют ей добиваться успеха в деятельности, общении и самосознании [4]. Эти три характеристики рассматриваются Л.М.Митиной в качестве объекта развития в концептуальной модели развития конкурентоспособной личности [3].

Анализируя содержание понятия конкурентоспособность личности, можно отметить разный компонентный состав данного понятия, который выделяют исследователи. По мнению Е.Л.Холодцевой, конкурентоспособность личности - это разноуровневое личностное образование, которое интегрирует индивиду -ально-психологические характеристики личности с внешними показателями качества рабочей силы, определяя уровень (высокий, средний, низкий) и характер (адаптирующийся, индивидуализирующийся) конкурентоспособности [7].

Н.Н.Сидорова определяет конкурентоспособную личность как компетентную, обладающую творческим мышлением, ценностно и профессионально самоопределившуюся, готовую к сотрудничеству с другими людьми, обладающую лидерскими качествами [5] .

Обобщая подходы разных авторов, среди качеств конкурентоспособной личности можно также выделить: адаптивность, социализированность, самоак-туализированность, активность, толерантность, мобильность, коммуникабельность, компетентность, целеустремленность, креативность, способность к риску и быстрому принятию верных решений, трудолюбие.

По мнению В.И.Шаповалова, чрезвычайно важно синтезировать эти качества в одном интегральном понятии конкурентоспособности. Так как «конкурентоспособность» является системным показателем, характеризующим личность как саморазвивающуюся систему [8]. Развитие конкурентоспособности как личностной характеристики определяется не развитием одного или нескольких компонентов ее структуры, а развитием личности в целом.

При этом необходимо отметить, что, по мнению ряда авторов, конкурентоспособность означает стремление добиваться цели любым путем, не считаясь с теми, кто находится рядом. Не соглашаясь с данной позицией мы полагаем, что способность к конкуренции обязательно включает в себя нравственную (или моральную) составляющую, а ее формирование и развитие соответствует тенденции гуманизации современного образования. По мнению В.И.Шаповалова важной задачей образования является гуманистическая трансформация рационального человека в подлинно духовную личность, способную в конкурирующей, изменяющейся по своим законам среде (как технико-технологической, так и социокультурной) принимать оптимальные решения с пользой для себя и общества [8]. Безусловно, в данном контексте, студент должен обладать необходимой конкурентоспособностью не только в рациональной сфере, но и в сфере духовно-нравственной.

Очевидно, что сегодня невозможно быть конкурентоспособным, не считая себя никем, не ориентируясь в своей жизни на общечеловеческие ценности, не выбирая в кризисной ситуации Добро как главный нравственный императив, не осознавая себя в общественной роли и не отстаивая общественные ценности как свои. Мы полагаем, что профессионалы нового типа — это люди, осознающие как главное свое конкурентное преимущество состояние подключенности к ценностям.

Таким образом, мы определяем конкурентоспособность как интегральную характеристику личности студента, представляющую собой совокупность личностных и профессиональных компонентов, отражающих уровень знаний и умений в определенной профессиональной области, владение методами и спо-

собами деятельности в условиях конкуренции, духовно-нравственную позицию личности, способствующую достижению поставленных профессиональных и личностных целей. Мы полагаем, что содержательная структура конкурентоспособности студента представляет собой сочетание трех компонентов: когнитивного, эмотивного и деятельностного.

Содержание когнитивного компонента составляют, прежде всего, знания и умения в определенной профессиональной области, включая и владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков, родной и зарубежной культуры, способность ориентироваться в огромном объеме изменяющейся информации и быстро ее обрабатывать. Основным критерием когнитивного компонента конкурентоспособности личности студента является компетентность, как способность действовать в условиях неопределенности, эффективно решать проблемы на основе имеющихся знаний и опыта деятельности.

Следующий компонент в структуре конкурентоспособности - эмотивный, отражающий ценностные ориентации личности, ее ценностное отношение к себе, собственной жизни, избранному делу, людям, с которыми она взаимодействует в процессе совместной деятельности, собственному будущему и будущему своей страны. Критерием эмотивного компонента, является креативность как способность личности к творческой деятельности. Основанием для такого утверждения является тот факт, что, по мнению многих исследователей, именно креативность является непременным условием самоактуализации личности, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такая личность способна к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению [2; с.74].

Третьим компонентом в структуре конкурентоспособности является деятельностный компонент, основным критерием которого является профессиональное самоопределение личности, т.е. сознательный выбор ею собственного профессионального пути, целей и средств деятельности в конкретных жизнен-

ных обстоятельствах, на основе осознаваемых индивидуальных и профессиональных возможностей. По мнению Е.А.Климова профессиональное самоопределение на гностическом уровне (в форме перестройки сознания) и практическом уровне (в форме реальных изменений социального статуса) имеет своим результатом положительный, эмоционально окрашенный план ближайших шагов на профессиональном пути [5]. Очевидно, что конкурентоспособным длительное время может быть лишь человек, занимающийся делом, приносящим ему удовольствие и удовлетворение, несмотря на большие временные и энергетические затраты [3; с.25].

Данные компоненты в структуре конкурентоспособности личности взаимосвязаны и взаимозависимы, каждый из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет. Однако данное разделение целесообразно для выявления динамики развития конкурентоспособности личности в условиях университетского образования, как фактора инновационного развития страны.

Библиографический список

1. Зверев, С.В. Формирование конкурентоспособности студента в маркетинговой деятельности: автореферат дис. ...канд.пед.наук : 13.00.01/ Зверев С.В. - Оренбург, 2008. 24с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176с.

3. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 400с.

4. Новикова, В.И. Формирование конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея: автореферат дис. .канд. пед. наук. : 13.00.01/ Ставроп.гос.ун-т.-Ставрополь, 2005. - 25с.

5. Сидорова, Н. Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии: автореферат дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Сидорова Н.Н. - Сургут, 2002. - 25с.

6. Тараканова, Е.В. Формирование конкурентоспособности специалиста на этапе профессиональной подготовки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://journal.seun.ru/ 12004_1К/8осю/80СЮ.ЬШ.- Загл. с экрана.

7. Холодцева, Е.Л. Рыночная ориентация характера конкурентоспособной личности /материалы 2-й международной научной интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://konfer.narod.ru/ holod.htm.

8. Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность специалиста// Высшее образование в России.- 2005. - №10.- С.96-100.

9. Шуткина, Ж.А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: автореферат дис. .канд.пед.наук : 13.00.01/ Шуткина Ж.А. - Нижний Новгород, 2008. - 21с.

Bibliography

1. Kholodseva, Е.L. Market Orientation of a Competitive Personality’s Character [Text] // Materials of the 2nd International Scientific Internet-Conference «Professional Self-Consciousness and Personality’s Economic Behaviour» [Electronic Resource] / Е.L. Kholodseva. - Access Mode: http://konfer.narod.ru/ holod.htm.

2. ^dzhaspirova, G.М. Pedagogical Dictionary: For Students of Higher and High Ped. Educ. Institutions [Text] / GM. ^dzhaspirova, А.Yu.Коdzhaspirov. - 2nd edition. - М.: «Аcademia» Publishing House, 2005. - 176 p.

3. Мitina, LM. Psychology of a Competitive Personality Development [Text] / L.M. Mitina. - М.: Моscow Psychological-and-Social Institute; Voronezh: Publishing House of NPO «МОDEК», 2002. - 400 p.

4. Novikova, V.I. Senior Pupils’ Competitiveness Forming in a Multi-Cultural Liceum Environment: Synopsis of the Diss. ...Cand. of Pedag.: 13.00.01 [Text] / V.I. Novikova. - Stavropol: Stavropol State University, 2005. - 25 p.

5. Shapovalov, V.I. Specialist’s Competitiveness [Text] / V.I. Shapovalov // Higher Education in Russia. - 2005. - № 10. - P. 96-100.

6. Shutkina, ZhA. Оrganizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Non-state Higher Educational Institution Graduates’ Competitiveness Forming: Synopsis of the Diss. .Cand. of Pedag.: 13.00.01 [Text] / ZhA. Shutkina. - Nizhni Novgorod, 2008. - 21 p.

7. Sidorova, N.N. Senior Pupils’ Competitiveness Forming at a High School: Synopsis of the Diss. .Cand. of Pedag.: 13.00.01 [Text] / N.N. Sidorova. - Surgut, 2002. - 25 p.

8. Таrakanova, Е.V. Specialist’s Competitiveness Forming at the Stage of Professional Training [Electronic Resource] / Е.V. Таrakanova. - Access Mode: http://journal.seun.ru/ J2004_1R/Socio/S0CI0.htm.

9. Zverev, S.V. Forming Student’s Competitiveness in Marketing Activity: Synopsis of the Diss. .Cand. of Pedag.: 13.00.01/ S.V. Zverev. - Оrenburg, 2008. - 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.