УДК 378:339.137
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183
ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
РЫБКИН Алексей Дмитриевич Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
АНАЛИЗ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕНОМЕНА «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» В АСПЕКТЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования и развития конкурентоспособности педагога. Актуальность данной проблемы обусловлена изменением нормативно-правовой базы в сфере образования, в частности принятием нового профессионального стандарта педагога, а также глобальными процессами, происходящими в современной экономике. Переход сферы образования к рыночной системе хозяйствования сделал возможным применение по отношению к ней экономических характеристик и терминов, одним из которых является конкурентоспособность. При этом основная сложность заключается в отсутствии единого понимания сущности и ключевых характеристик рассматриваемого качества, что делает затруднительным процесс его формирования, развития и оценки. В представленной статье изложены результаты анализа феномена конкурентоспособности, в ходе которого существующие определения были разделены на группы в зависимости от степени конкретизации рассматриваемого качества. В ходе данной работы значительное внимание было посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности (в том числе педагога) и их взаимосвязи с компонентами других интегративных качеств личности. Практическая ценность подобного исследования обусловлена возможностью повышения общего уровня конкурентоспособности личности посредством воздействия на качества, являющиеся определяющими в профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конку- Keywords: competitiveness, competitiveness of the рентоспособность личности, конкурентоспособ- individual, competitiveness of the teacher, personali-ность педагога, качества личности, анализ дефи- ty quality, analysis of definitions, development, abili-ниций, развитие, способности ties
Проблема конкурентоспособности привлекает к себе внимание специалистов по всему миру. Процессы глобализации и интеграции, происходящие в современной экономике, оказывают значительное влияние не только на государства и сферу бизнеса, но и на жизнь каждого отдельно взятого человека. Международное разделение труда, автоматизация и роботизация современного производства, призванные в конечном счете облегчить и повысить качество жизнь людей, в реальности все чаще заставляют человека задуматься о своей востребованности на рынке труда. Достижения науки и техники, а так-
Veronica M. GREBENNIKOVA Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Alexey D. RYBKIN Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
ANALYSIS OF ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF PHENOMENON «COMPETITIVENESS» IN THE ASPECT OF PREPARING A CONTEMPORARY
TEACHER
This article is devoted to the problem of competitiveness of the teacher. The relevance of this article is due to the global processes taking place in the modern economy and changes in the regulatory and legal framework in the field of education, among them the adoption of a new professional standard for the educator. The transition of the sphere of education to a market system of management made it possible to apply economic characteristics and terms to it, one of which is competitiveness. In this case, the main difficulty is the lack of a unified understanding of the nature and characteristics of the considered key quality, which makes difficult the process of formation, development and evaluation. In the presented work, results of the analysis of phenomenon competitiveness are stated. During the research, existing definitions were divided into groups, depending on the degree of con-cretization of the quality in question. In this paper, much attention was devoted to the study of the essential characteristics of the competitiveness of the individual (including the teacher) and their relationship to the components of other integrative qualities of the individual. The practical value of such research is due to the possibility of increasing the overall level of competitiveness by influencing the qualities of the individual that are determining in the professional activity of the teacher.
же ускорение процесса их внедрения в практику, сокращают потребность предприятий в трудовых ресурсах, что часто приводит к сокращению обслуживающего персонала и, как следствие, снижению его благосостояния. Кризисные явления, происходящие в экономике, делают данную ситуацию еще более острой. Показательным в данном отношении является определение, данное Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), характеризующее национальную конкурентоспособность как степень, в которой она может в условиях свободной и справедливой рыночной конъюнктуры производить товары и услуги, соответствующие международным рынкам, одновременно, сохраняя и расширяя реальные доходы своих людей в долгосрочной перспективе [6].
Одной из центральных проблем является определение сущности и ключевых компонентов данного качества, обусловленных его интегративной природой. Интерес данного направления исследования объясняется тем, что установление качеств личности, определяющих конкурентоспособность, даст возможность их развития с целью повышения общего уровня конкурентоспособности. Сложность решения данной проблемы объясняется динамичностью современной экономики и общества, а также всеобъемлющим характером данного феномена, в связи с чем требуется не просто выделить качества, ценные сами по себе и в совокупности предоставляющие своему обладателю конкурентные преимущества, а отобрать из их числа основополагающие, системообразующие характеристики, оказывающие влияние на аспекты конкурентоспособности изучаемого объекта в целом.
Существует огромное количество определений и характеристик данного качества применительно к различным уровням его проявления.
Анализ существующих определений позволяет их условно разделить на несколько уровней, исходя из степени их конкретизации (рисунок 1). Первый уровень образуют определения категориального характера - «всеобщее», выражающие наиболее общее понимание исследуемого нами объекта с базовыми характеристиками.
«Всобщее» Конкурентоспособность
J 1
Конкурентоспособность фирмы
«Особенное»
Конкурентоспособность личности
1 I
«Единичное» Конкурентоспособность
педагога
Рис. 1. Конкурентоспособность как категория современной науки в уровневом аспекте
Fig. 1. Competitiveness as a category of modern science in the level aspect
В качестве примера рассмотрим дефиниции «конкурентоспособность» в работах М. Портера и М.И.Гельвановского.
Дефиниция, сформулированная Майклом Портером, позволяет определить конкурентоспособность как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присущими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [3].
Согласно мнению М.И. Гельвановского, конкурентоспособность можно выразить посредством особых характеристик, обладание которыми предоставляет для субъекта экономического соревнования преимущества [5].
Анализ определений данного уровня позволяет сделать вывод, что, несмотря на сходство, дефиниции внутри группы могут существенно отличаться, что связано с многогранностью рассматриваемого качества и делает затруднительным описание его сущностных характеристик.
Исследования категории «конкурентоспособность» на уровне «всеобщего» позволили выделить в ее структуре два направления на уровне «особенного»: конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность личности.
В связи с тем, что конкурентоспособность изначально являлась экономической категорией, первая группа дефиниций достаточно обширна и разнородна, что можно отчетливо проследить, сопоставив определения Л.В. Донцовой и Н.С. Яшина.
Исследуя сущность феномена конкурентоспособности предприятия, Л.В. Донцова приходит к выводу, что под ней следует понимать способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции или услуги как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [2]. Определение, предложенное Н.С. Яшиным, позволяет охарактеризовать конкурентоспособность предприятия как возможность и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [4]. Проанализировав данные определения, можно отметить тот факт, что, несмотря на единство описываемого объекта, Л.В. Донцова в качестве основной характеристики выделяет способность противостоять конкурентам, а Н.С. Яшин - возможность приспособления к рыночной конкуренции.
Особый интерес представляет группа дефиниций, раскрывающих сущность конкурентоспособности личности, с переходом на уровень «единичного». Так, согласно мнению В.И. Андреева, под конкурентоспособностью личности имеются в виду не столько конечные результаты деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе [1].
В.И. Новикова, анализируя научные работы в данной области, делает заключение, что конкурентоспособность личности обусловлена обладанием такими интегральными характеристиками, как направленность, компетентность и гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая) [8]. При этом, рассматривая компоненты гибкости, В.И. Новикова акцентирует внимание на эмоциональной гибкости в связи с тем, что от этого компонента во многом зависит то, как человек будет мыслить (интеллектуальная гибкость) и действовать (поведенческая гибкость).
Подход к изучению и оценке профессиональных и личностных качеств педагогических кадров с использованием экономических методов и применением в данной области экономической терминологии стал возможен благодаря Федеральному закону N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ознаменовавшему переход сферы образования к рыночным отношениям. При этом труд педагога стал рассматриваться как услуга, обладающая экономическими характеристиками. Данное направление нашло свое развитие в поиске определения и ключевых качеств конкурентоспособного педагога.
А.А. Власова, изучая основные свойства конкурентоспособности педагога, приходит к заключению, что объект изучения образован: комплексом персональных, личностных качеств, среди которых умение устанавливать ценностные ориентации и способность к четкому целеполаганию, творческий подход, независимость, готовность идти на риск, лидерские способности и толерантность; чертами характера, такими как трудолюбие; потребностями, включающими в себя стремление к непрерывному саморазвитию, про-
фессиональному самосовершенствованию; а также состояниями личности, среди которых конгруэнтность, стрессоустойчивость, стеничность [7].
Согласно мнению О.Ф. Чупровой, конкурентоспособность определяется возможностью будущего педагога стать востребованным среди прочих в конкурентной борьбе. Данный исследователь преимуществом подобного специалиста считает высокую степень самостоятельности и гибкости мышления, наличие педагогической рефлексии, высокой стрессоустойчивости и потребности в успешной деятельности [10]. О.Ф. Чупрова также полагает, что конкурентоспособность обучающихся выражается личностными качествами и способностями [9].
Таким образом, несмотря на значительные различия в содержании представленных дефиниций, можно обнаружить и объединяющие их черты, выражающиеся в первую очередь в приверженности их авторов мнению об интегративной природе феномена конкурентоспособности, в основании которого лежит система личностных качеств, дающих своему обладателю преимущества в конкурентной борьбе.
Сопоставив различные характеристики данного феномена на разных уровнях, можно отметить, что часть из них (готовность идти на риск, гибкость, самостоятельность и системность мышления, образ мыслей, интеллектуальные способности), рассматриваемые исследователями в качестве самостоятельных, также являются составными частями других интегративных качеств (компетентность, организационно-лидерские качества, креативность [11; 12; 13; 14] и др.). Данное наблюдение позволяет сделать предположение о взаимосвязанности рассматриваемых личностных характеристик, которое требует дальнейшего исследования в целях получения дополнительной информации и проверки его истинности.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
- дефиниции конкурентоспособности можно ранжировать в соответствии со степенью их разработанности и конкретизации на уровни «всеобщего», «особенного» и «единичного» с выделением основных и дополнительных характеристик;
- на современном этапе развития общества и экономики проблема конкурентоспособности личности и непосредственно конкурентоспособности педагога является актуальной ввиду динамичности и изменчивости окружающей действительности и всевозрастающей роли образования в обществе;
- конкурентоспособность как категория имеет интегративную природу. Анализ компонентов конкурентоспособности педагога показал совпадение некоторых из них с компонентами других интегративных качеств личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бекузарова Н.В. Педагогический артистизм как составляющая имиджа конкурентоспособного преподавателя высшей школы / Н.В. Бекузарова // ЗПУ. - 2010. - № 2. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-artistizm-kak-sostavlyayuschaya-imidzha-konkurentosposobnogo-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 02.05.2017)].
2. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия / Т.М. Плотицина / / Вестник ТГТУ. - 2010. - № 1. [Электронный ресурс] - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-1 (дата обращения: 02.05.2017).
3. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.Э. Портер. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.
4. Хандамова Э.Ф., Хараджян Л.В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) / Э.Ф. Хандамова, Л. В. Хараджян / / Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2012. - № 8-2. [Электронный ресурс] - URL:
http://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomicheskaya-priroda-konkurentsii-i-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-korporatsii (дата обращения: 02.05.2017).
5. Хохолкова А.А. Государственная ценовая политики в современных условиях и конкурентоспособность России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2014. - 151 с.
6. United Kingdom Government [Электронный ресурс] - URL: https://www.gov.uk/government/publications/benchmarking-uk-competitiveness-in-the-global-economy (дата обращения: 02.05.2017).
7. Власова А.А. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Калининград, 2002. - 181 с.
8. Новикова В.И. Формирование конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2005. - 25 с.
9. Чупрова О.Ф., Жданко Т.А. Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента / О.Ф. Чупрова, Т.А. Жданко // Magister Dixit. - 2012. - № 1. [Электронный ресурс] - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ekspertno-analiticheskoy-deyatelnosti-po-otsenke-kachestva-konkurentosposobnosti-lichnosti-studenta (дата обращения: 25.04.2017).
10. Чупрова О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Иркутск, 2004. - 123 с.
11. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале любознательности школьников / А.А. Маслак, А.Д. Рыбкин // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 158-165.
12. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Мониторинг любознательности школьников в рамках программы формирования креативных качеств / А.А. Маслак, А.Д. Рыбкин / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 10. - С. 253-261.
13. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Анализ совместимости пунктов опросника для измерения креативных способностей школьников / А.А. Маслак, А.Д. Рыбкин // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 1. - С. 107-120.
14. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Мониторинг интереса школьников к решению сложных задач в рамках программы формирования креативных качеств / А.А. Маслак, А.Д. Рыбкин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4 (ч.1). - С. 41-45.
REFERENCES
1. Bekuzarova N.V. Pedagogicheskiy artistizm kak sostavlyayushchaya imidzha konkurentosposobnogo prepodavatelya vysshey shkoly. [Pedagogical artistry as a component of the image of a competitive high school teacher]. ZPU. 2010. Vol 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-artistizm-kak-sostavlyayuschaya-imidzha-konkurentosposobnogo-prepodavatelya-vysshey-shkoly (accessed 02.05.2017) (in Russian).
2. Plotitsina T.M. Opredelenie konkurentosposobnosti predpriyatiya. [The definition of the enterprise competitiveness]. Vestnik TGTU. 2010. Vol 1. Available at:
http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-1 (accessed 02.05.2017) (in Russian).
3. Porter M.E. Konkurentsiya. [Competition]: Per. s angl. M.: Vil'yams. 2005. 608 p. (in Russian).
4. Khandamova E.F., Kharadzhyan L.V. Ekonomicheskaya priroda konkurentsii i konkurentosposobnosti predpriyatiya (korporatsii). [The economic nature of competition and competitiveness of the enterprise (Corporation)]. Nauchnyy zhurnal KubGAU. [Scientific Journal of KubSAU]. 2012. Vol 82. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7ekonomicheskaya-priroda-konkurentsii-i-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-korporatsii (accessed 02.05.2017) (in Russian).
5. Khokholkova A.A., Gosudarstvennaya tsenovaya politiki v sovremennykh usloviyakh i konkuren-tosposobnost' Rossi. [State pricing policy in modern conditions and the competitiveness of Rus-sia]i. dis. ... kand. ekon. nauk 08.00.05. Moskva. 2014. 151 p. (in Russian).
6. United Kingdom Government Available at: https://www.gov.uk/government/publications/benchmarking-uk-competitiveness-in-the-global-economy (accessed 02.05.2017) (in English).
7. Vlasova A.A. Formirovanie konkurentosposobnosti budushchikh pedagogov. [Formation of competitiveness of future teachers]. Dis. kand. ped. nauk 13.00.01, 13.00.08. Kaliningrad. 2002. 181 p. (in Russian).
8. Novikova V.I. Formirovanie konkurentosposobnoy lichnosti starsheklassnika v polikul'turnoy srede litseya [The formation of the competitive personality of a high school student in the multicultural environment of the Lyceum]. avtoreferat dis. kand.ped.nauk 13.00.01. Stavropol'. 2005. 25 p. (in Russian).
9. Chuprova O.F., Zhdanko T.A. Soderzhanie ekspertno-analiticheskoy deyatel'nosti po otsenke kachestva konkurentosposobnosti lichnosti studenta. [The contents of the expert and analytical activities to assess the quality of the competitiveness of the individual student]. Magister Dixit. 2012. Vol 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ekspertno-analiticheskoy-deyatelnosti-po-otsenke-kachestva-konkurentosposobnosti-lichnosti-studenta (accessed 25.04.2017) (in Russian).
10. Chuprova O.F. Formirovanie konkurentosposobnosti lichnosti budushchego uchitelya v protsesse ekspertno-analiticheskoy deyatel'nosti [Formation of competitiveness of future teacher's personality in the process of expert-analytical activities t]. diss. kand. ped. nauk 13.00.01. Irkutsk. 2004. 123 p. (in Russian).
11. Maslak A.A., Rybkin A.D. Analiz kachestva oprosnika dlja izmerenija na linejnoj shkale ljuboz-natel'nosti shkol'nikov [Analysis of the quality of the questionnaire for measuring on the linear scale of the curiosity of schoolchildren]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. pp. 158-165 (in Russian).
12. Maslak A.A., Rybkin A.D. Monitoring ljuboznatel'nosti shkol'nikov v ramkah programmy formiro-vanija kreativnyh kachestv [Monitoring the curiosity of schoolchildren in the framework of the program of formation of creative qualities]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 10. pp. 253-261 (in Russian).
13. Maslak A.A., Rybkin A.D. Analiz sovmestimosti punktov oprosnika dlja izmerenija kreativnyh sposobnostej shkol'nikov [The compatibility analysis of the items in the questionnaire for measuring the creative abilities of schoolchildren]. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016. № 1. pp. 107-120 (in Russian).
14. Maslak A.A., Rybkin A.D. Monitoring interesa shkol'nikov k resheniju slozhnyh zadach v ramkah programmy formirovanija kreativnyh kachestv [Monitoring the interest of schoolchildren in solving complex problems in the framework of the program for the formation of creative qualities]. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016. № 4 (chast' 1). pp. 41-45 (in Russian).
Информация об авторах:
Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, декан факультета педагогики, психологии и коммуни-кативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия vmgr [email protected]
Рыбкин Алексей Дмитриевич, аспирант, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 21.08.2017
Для цитирования: Гребенникова В.М., Рыбкин А.Д. Анализ сущностных характеристик феномена «конкурентоспособность» в аспекте подготовки современного педагога. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.178-183. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183.
Information about the authors:
Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Alexey D. Rybkin, Postgraduate Student, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Received: 21.08.2017
For citation: Grebennikova V.M., Rybkin A.D. Analysis of essential characteristics of phenomenon «competitiveness» in the aspect of preparing a contemporary teacher. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 5 Part. 2. Pp. 178-183.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183. (in Russian)