Научная статья на тему 'Анализ элементов государственного стандарта подготовки педагогов с позиции его конкурентоспособности и креативности'

Анализ элементов государственного стандарта подготовки педагогов с позиции его конкурентоспособности и креативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВРИАТ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF A TEACHER / CREATIVITY / PERSONAL QUALITIES / COMPETENCIES / EDUCATIONAL STANDARD / BACHELOR DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбкин Алексей Дмитриевич

Представлены результаты исследования содержания компетенций, формируемых у студентов в процессе получения высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), и набора качеств, характеризующих конкурентоспособного и креативного педагога. Определяются место и роль данных качеств личности в процессе формирования компетенций у студентов-бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбкин Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the results of the study of the content of competencies formed in undergraduate students majoring in the subject 44.03.01 “Pedagogical education” in the process of obtaining higher education. The authors present a set of qualities that characterize a competitive and creative teacher. The place and role of these personal qualities in the process of formation of competencies in bachelor students are determined.

Текст научной работы на тему «Анализ элементов государственного стандарта подготовки педагогов с позиции его конкурентоспособности и креативности»

А.Д. РЫБКИН (Краснодар)

АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ С ПОЗИЦИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ

Представлены результаты исследования содержания компетенций, формируемых у студентов в процессе получения высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)», и набора качеств, характеризующих конкурентоспособного и креативного педагога. Определяются место и роль данных качеств личности в процессе формирования компетенций у студентов-бакалавров.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность педагога, креативность, личностные качества, компетенции, образовательный стандарт, бакалавриат.

Свершившийся в Российской Федерации переход к рыночной модели экономики имел всеобъемлющий характер и охватил все стороны жизни общества. В сфере образования данный процесс нашел отражение в Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4]. В данном нормативно-правовом акте применено понятие образовательных услуг, которые могут оказываться на платной основе. В связи с указанным выше можно судить о применимости к педагогу и педагогической деятельности, наряду с прочими, такой экономической характеристики, как конкурентоспособность.

Для оценки уровня конкурентоспособности необходимо располагать критериями, в рамках которых можно выявить уровень развития данной характеристики работника. Стоит отметить, что в условиях неопределенности и динамичности среды, скоротечности процесса устаревания информации важным условием конкурентоспособности работника является наличие развитых креативных способностей. Результаты изучения отдельных граней процесса развития и измерения креативности личности представлены в работах, опубликованных ранее [3; 7; 8].

Проведенный анализ научной литературы, результаты которого представлены в ста-

КИЕ НАУКИ -

тье «Анализ сущностных характеристик феномена "конкурентоспособность" в аспекте подготовки современного педагога» [2], позволяет рассматривать конкурентоспособность как интегративное качество. При этом было установлено, что точки зрения различных авторов расходятся при выделении его основных и дополнительных компонентов.

В процессе исследования была определена группа личностных качеств, суммарно оказывающих высокое влияние на общий уровень профессиональной конкурентоспособности педагога и в то же время являющихся компонентами креативности как интегративного качества. Среди указанных компонентов:

- гибкость (мышления);

- готовность идти на риск;

- оригинальность, а также самостоятельность мышления;

- системность мышления;

- интеллектуальные способности;

- образ мыслей.

Возможность использования указанных выше качеств личности как критериев оценки потенциальной конкурентоспособности студентов рассмотрен в работах [1; 6].

Поскольку конкурентоспособность педагога должна формироваться в процессе получения профессионального образования, было изучено содержание ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [5]. Целью данного исследования стал анализ взаимосвязи компонентов конкурентоспособности и креативности педагога с набором компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом [Там же], а также возможности развития компонентов конкурентоспособности в процессе формирования данных компетенций. В процессе анализа было установлено, что содержание компетенций частично или полностью коррелирует с набором качеств-компонентов креативности и конкурентоспособности педагога. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

гибкость, рассматриваемая как характеристика мышления, выражающаяся в способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить новые пути решения проблемы, отходя от изначально намеченного пути, очевидно, является важным компонентом конкурентоспособности педагога. Анализ содержания федерального государствен-

О Рыбкин А.Д., 2019

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 позволяет отметить взаимосвязь данного качества личности с содержанием ряда компетенций, формируемых у студентов-бакалавров, таких как оК-5, оПК-2, ПК-6, ПК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12 [5].

В качестве примера рассмотрим компетенцию оПК-2 (способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся). уровень сформированности данной компетенции непосредственно связан с умением педагога перестраиваться, ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся, искать новые и прорабатывать альтернативные пути достижения образовательных целей, что характеризуется гибкостью его мышления.

Еще одним качеством-компонентом, определяющим уровень конкурентоспособности современного работника, является его готовность идти на риск. Представленное суждение основывается на том, что в современных условиях для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности педагогу недостаточно владеть новыми технологиями и методами обучения, уметь действовать по образцу, не менее важной является готовность использовать их на практике, принимать сложные решения, что характеризуется высоким уровнем риска. В процессе анализа исследуемого набора компетенций был сделан вывод о взаимосвязи качества личности «готовность идти на риск» с такими из них, как ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12 и ПК-13 [5]. так, уровень сформированности компетенции ПК-9 (способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся) во многом зависит не только от умения проектировать образовательные маршруты, но и от готовности педагога принять ответственность за их содержание и конечный результат.

несомненным преимуществом и неотъемлемой характеристикой креативного и конкурентоспособного педагога являются оригинальность и самостоятельность его мышления. человек, обладающий подобным типом мышления, способен, не поддаваясь влиянию стереотипов, порождать новые идеи и решения, отстаивать их. Данное качество может оказаться весьма ценным при формировании таких компетенций, как оПК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 [5]. Рассмотрим указанное выше

качество на примере компетенции ПК-11 (готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования). ценность научного знания можно выразить в его новизне и объективности, при этом оригинальность и самостоятельность мышления позволяют находить новые методы и способы исследования, а также верно интерпретировать полученные результаты, не поддаваясь влиянию извне.

Важным качеством, обеспечивающим конкурентоспособность педагога в современных условиях, является системность мышления. Данная характеристика мышления обеспечивает целостный взгляд специалиста на происходящие процессы, дает возможность систематизировать разрозненные данные, что в конечном итоге позволяет прогнозировать и принимать наиболее эффективные решения, совершать меньше ошибок. В процессе анализа были определены компетенции, так или иначе связанные с данным компонентом конкурентоспособности, а именно: оК-1, оК-2, оК-3, оК-6, оК-7, оПК-1, оПК-4, оПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 [5].

Рассмотрим необходимость развития данной характеристики мышления на примере общекультурных компетенций оК-3 и оК-7 [там же]. содержание данных компетенций указывает на необходимость для педагога не только быть компетентным в своей профессиональной сфере, но и видеть ее место в системе других областей знания и ее связь с ними.

одним из важнейших компонентов конкурентоспособности педагога являются его интеллектуальные способности. учитывая сущность и особенности педагогического труда, можно судить о корреляции уровня интеллектуальных способностей с уровнем сформиро-ванности всего набора представленных в исследуемом стандарте компетенций. В качестве исключения можно привести общекультурную компетенцию оК-8 (готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность), но и с данной компетенцией интеллектуальные способности имеют косвенную связь (в аспекте единства физического и духовного здоровья).

Для креативного и конкурентоспособного специалиста свойственен особый образ мыслей. Данное качество выражается в склонности к творчеству, способности к анализу и синтезу, непредубежденности мышления, чувствительности, толерантности к неопределенности. Этот компонент конкурентоспособно-

педагогические науки

сти взаимосвязан с такими компетенциями бакалавров, как ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОПК-1, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13 [5].

В качестве примера рассмотрим компетенции ПК-7 и ОК-2. Формирование профессиональной компетенции ПК-7 (способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности) непосредственно связано со склонностью к творчеству. общекультурная компетенция оК-2 (способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции) коррелирует со способностью педагога к анализу и синтезу.

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

- отобранные личностные качества - компоненты креативности и конкурентоспособности коррелируют с содержанием набора компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом для подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»;

- выявленная зависимость личностных качеств и профессионально значимых компетенций подтверждает верность подбора компонентов, обеспечивающих конкурентоспособность и креативность педагога;

- сделан вывод о возможности развития личностных качеств, характеризующих креативного и конкурентоспособного педагога в процессе формирования компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом для подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Список литературы

1. Гребенникова В.М., Маслак A.A., Рыбкин А.Д. Апробирование опросника для измерения конкурентоспособности будущих педагогов // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании: материалы XXV Всерос. (с между-нар. участием) науч.-практ. конф. (г. Славянск-на-Кубани, 9-10 июня 2017 г.) / под ред. A.A. Маслака, С.А. Позднякова, С.А. Осипова, Т.С. Анисимовой. славянск-на-Кубани, 2017.

2. Гребенникова В.М., Рыбкин А.Д. Анализ сущностных характеристик феномена «конкуренто-

способность» в аспекте подготовки современного педагога // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 5. Ч. 2. С. 178-183. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183.

3. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Анализ совместимости пунктов опросника для измерения креативных способностей школьников // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 1. С. 107-120.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70 291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 08.12.2018).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)»: приказ Минобрнауки России от 4 дек. 2015 г. № 1426 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n= 192459&fld=134&dst=100011,0&rnd=0.40 25152054868848#05387288025174886 (дата обращения: 08.12.2018).

6. Рыбкин А.Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале конкурентоспособности будущих педагогов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 77-81. DOI: 10.20339/AM.02-18.077.

7. Рыбкин А.Д. Социальный аспект проблемы формирования креативности личности // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы IX Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Сла-вянск-на-Кубани, 2016. С. 104-106.

8. Maslak A.A., Rybkin A.D., Anisimova T.S., Pozdniakov S.A. Monitoring of pupils' imagination with in the framework of creativity formation program // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 6. P. 234-241.

* * *

1. Grebennikova V.M., Maslak A.A., Rybkin A.D. Aprobirovanie oprosnika dlya izmereniya konkuren-tosposobnosti budushchih pedagogov // Teoriya i praktika izmereniya i monitoringa kompetencij i dru-gih latentnyh peremennyh v obrazovanii: materialy XXV Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. (g. Slavyansk-na-Kubani, 9-10 iyunya 2017 g.) / pod red. A.A. Maslaka, S.A. Pozdnyakova, S.A. Osi-pova, T.S. Anisimovoj. Slavyansk-na-Kubani, 2017.

2. Grebennikova V.M., Rybkin A.D. Analiz sushchnostnyh harakteristik fenomena «konkuren-tosposobnost'» v aspekte podgotovki sovremennogo pedagoga // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'-

известия вгпу

naya mysl'. 2017. T. 9. № 5. Ch. 2. S. 178-183. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-178-183.

3. Maslak A.A., Rybkin A.D. Analiz sovmesti-mosti punktov oprosnika dlya izmereniya kreativnyh sposobnostej shkol'nikov // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016. № 1. S. 107-120.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f 5d18289c6432/ (data obrashcheniya: 08.12.2018).

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazova-niya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogi-cheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)»: prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 dek. 2015 g. № 1426 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=192459&fld= 134&dst=100011,0&rnd=0.4025152054868848#05387 288025174886 (data obrashcheniya: 08.12.2018).

6. Rybkin A.D. Analiz kachestva oprosnika dlya izmereniya na linejnoj shkale konkurentosposobno-sti budushchih pedagogov // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018. № 2. S. 77-81. DOI: 10.20339/ AM.02-18.077.

7. Rybkin A.D. Social'nyj aspekt problemy for-mirovaniya kreativnosti lichnosti // Psihologo-peda-gogicheskie issledovaniya kachestva obrazovaniya v usloviyah innovacionnoj deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii: materialy IX Vseros. (s mezhdunar. uchas-tiem) nauch.-prakt. konf. Slavyansk-na-Kubani, 2016. S. 104-106.

Analysis of elements of the state standard of teacher training from the standpoint of its competitiveness and creativity

The article analyses the results of the study of the content of competencies formed in undergraduate students majoring in the subject 44.03.01 "Pedagogical education" in the process of obtaining higher education. The authors present a set of qualities that characterize a competitive and creative teacher. The place and role of these personal qualities in the process of formation of competencies in bachelor students are determined.

Key words: competitiveness, competitiveness of a teacher, creativity, personal qualities, competencies, educational standard, bachelor degree.

(Статья поступила в редакцию 17.12.2018)

н.Г. магомедова, и.в. притыченко

(волгоград)

педагогические условия эффективного формирования этнокультурных ценностей у молодежи в вузах культуры и искусств

Рассматриваются актуальные аспекты этнокультурного образования, формирующие традиционные базовые ценности студенческой молодежи. Представлены варианты создания педагогических условий, направленных на формирование и усвоение этнокультурных ценностей.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультурные ценности, вузовское образование, вузы культуры и искусств, педагогические условия, молодежь.

Современная ситуация в обществе характеризуется кризисными явлениями во многих сферах жизни, в том числе в области ценностных ориентиров. Молодежь вырабатывает свою систему базовых ценностей, которая может вступать в противоречие со старыми нормами и ценностными ориентирами, принятыми в общественном сознании ранее.

Если рассматривать термин молодежь, то в английском языке оно имеет два значения: 1) 'youth' (молодежь) - подчеркивает ее единство, общность; 2) 'youth people' (букв. «молодые люди») - акцентирует разнообразие этой общности, имеющей свой стиль и ценности. Одним из главных средств социализации молодежи, обучающейся в вузе культуры и искусств, выступает этнокультура, включающая в себя накопленные человечеством знания, ценности, нормы и образцы.

В нашем исследовании рассматривается проблема формирования ценностей молодежи в процессе получения высшего образования, в частности этнокультурного образования. Материалом исследования стали источники правовой регламентации, среди которых можно выделить:

1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], представляющий национальный проект «Культура» [2], целью которого являются уве-

© Магомедова Н.Г., Притыченко И.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.