УДК 372.893:373
МАХОВА Анна Владимировна
«Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Россия [email protected]
РЫБКИН Алексей Дмитриевич
«Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани. г. Славянск-на-Кубани, Россия [email protected]
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
В данной работе поднимается проблема необходимости внесения изменений в методику преподавания дисциплин школьного курса с целью сохранения и развития креативности личности, как общественно полезного качества. Данная необходимость обоснована глобальными изменениями, происходящими в обществе, и порождаемой ими обстановкой неопределенности. В подобных условиях возрастает потребность общества и рынка труда в креативном человеке, способном принимать нестандартные решения в возникающих кризисных ситуациях. В качестве одного из инструментов, направленных на сохранение и развитие креативных качеств личности, авторским коллективом предлагается Программа развития креативности личности школьников. Данная программа была интегрирована в дисциплину «История Древнего мира». Интеграция Программы развития креативности с дисциплиной школьного курса истории позволяет успешно решать задачи по развитию креативности, не увеличивая нагрузку на школьников. Эффективность представленной в статье программы подтверждена выявленным в ходе мониторинга положительным эффектом на ряд показателей, определяющих креативность школьников.
Ключевые слова: образование, креативность, способности, развитие, программа развития креативности, история, педагогика, интеграция, методика преподавания, эвристические методы.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1 -203-208
Anna V. MAKHOVA Branch of Kuban State University at Slavyansk-on-Kuban. Slavyansk-on-Kuban, Russia [email protected]
Aleksei D. RYBKIN Branch of Kuban State University at Slavyansk-on-Kuban Slavyansk-on-Kuban, Russia [email protected]
PROGRAM OF DEVELOPMENT CREATIVITY OF PERSONALITY IN DISCIPLINE «ANCIENT
WORLD HISTORY»
In this paper the problem of the need for changes in the methodology of teaching school course disciplines with the aim of preserving and developing creativity of the individual as socially useful quality is raised. The necessity is justified by global changes taking place in the society and uncertainty is generated by the situation. In these conditions the need of the society and the labor market in the creative person who is capable to make non-standard decisions in the emerging crisis situations is increasing. The program of development creativity of personality of students is offered by composite authors as one of the tools for the conservation and development of the creative personality traits. This program has been integrated into the discipline "Ancient World History". The integration the program of development creativity with the discipline of a school course of history allows to meet the challenges of the development of creativity successfully without increasing the burden on students.
The efficacy shown in the article of the program is confirmed by a positive effect on a number of indicators which determine the creativity of schoolchildren revealed in the course of monitoring.
Key words: education, creativity, ability, development, program of development creativity, history, pedagogy, integration, teaching methods, heuristic methods
Современное общество и экономика вынуждены функционировать в условиях неопределенности. В целях преодоления кризисных явлений и перехода к устойчивому развитию Российская Федерация считает приоритетной задачей внедрение инноваций. Подобные условия порождают потребность в креативном человеке, способном генерировать, воплощать и реализовывать инновационные идеи. Исследования в области креативности позволяют утверждать, что рассматриваемое качество личности является врожденным, но теряется человеком во время социализации. Значительную роль в данном процессе играет сложившаяся система образования. На основании этого можно судить о назревшей необходимости внесения изменений в методику преподавания с целью сохранения и развития креативности, как социально-полезного качества личности.
Нами была разработана Программа развития креативности личности учащихся 5-х классов в рамках дисциплины «История Древнего мира».
Цель Программы: развитие креативности личности учащихся 5-х классов в рамках дисциплины «История Древнего мира».
Задачи Программы:
- обеспечение положительной динамики развития аспектов креативности личности учащихся (любознательность, склонность к риску, сложность, воображение);
- формирование креативной среды в образовательных организациях;
- углубленное изучение материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины «История Древнего мира» в 5-м классе;
- обеспечение мониторинга развития креативности личности учащихся 5-х классов в рамках дисциплины «История Древнего мира».
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- выявленная объективными средствами измерения положительная динамика развития аспектов креативности личности учащихся (любознательность, склонность к риску, сложность, воображение);
- теоретическая грамотность сотрудников образовательных организаций, необходимая для успешной реализации Программы;
- успешное усвоение учащимися 5-х классов знаний, умений, навыков и компетенций, предусмотренных ФГОС ООО в рамках дисциплины «История Древнего мира».
В результате реализации Программы будет обеспечено:
- внедрение и эффективное использование новых инструментов обучения и развития креативных качеств школьников;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей процессом обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- внедрение процедур объективной оценки и мониторинга развития аспектов креативности личности, основанных на современном инструментарии их измерения и диагностики.
Ключевым моментом при разработке данной Программы послужило понимание того, что чрезмерная загруженность школьников, обусловленная насыщенностью школьной программы, не позволяет выделить развитие креативности в отдельную дисциплину, следовательно, Программа развития креативности должна быть интегрирована в уже существующие дисциплины. В связи с этим, разработанная нами Программа развития креативности личности школьников 5-х классов была интегрирована в школьный курс истории. В основе Программы лежат задания, разработанные на основе эвристических методов, широко освещенных в работах Андрея Викторовича Хуторского. Программа содержит задания, составленные на основе:
- метода эмпатии. Суть метода основана на «вживании» ученика в состояние другого объекта;
- метода гипотез. Суть данного способа развития личностных креативных способностей заключается в выполнении учащимися заданий, связанных с конструированием собственных версий ответов на поднятый учителем вопрос или проблемную ситуацию;
- метода «Если бы...». Данный метод основан на составлении описания или выполнении зарисовки картины альтернативной реальности;
- метода символического видения. Особенность данного метода заключается в попытке поиска и построения учеником связей между объектом и его символом. Особенно важно уделить внимание объяснению и толкованию учениками созданных ими «символов»;
- метода рефлексии. Важность данного метода выражена главной целью обучения креативности, заключенной не только в развитии креативных способностей, но и в умении пользоваться ими осознанно. Данная цель достигается за счет понимания учеником сути своей деятельности, возникших проблем и способов их решения, а также оценки того, чему он научился в ходе урока.
Тематика заданий была подобранна в соответствии с примерной рабочей программой и поурочно-тематическим планированием курса «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годера. Соотношение раздела, темы, используемых методик и предлагаемых заданий представлено в таблице 1.
Таблица 1. Поурочно-тематическое планирование Программы развития креативности личности учащихся 5-х классов в рамках дисциплины «История Древнего мира»
Table 1. Thematic planning Programme development creativity of personality of the pupils of fifth grade in the discipline «History of the Ancient World»
Раздел Тема Задание и использованная технология
Введение (1 ч) Проведение тестирования при помощи авторизованной методики изучения личностных креативных способностей Е.Е. Туник
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) Задание № 1. Метод эмпатии (вживания)
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) Задание № 2. Метод гипотез
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч) Задание № 3. Метод «Если бы...»
Раздел II. Древний восток (20 ч) Тема 4. Древний Египет (8 ч) Задание № 4. Метод символического видения
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч) Задание № 5. Метод эмпатии
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч) Задание № 6. Метод «Если бы...»
Раздел III. Древняя Греция(21 ч) Тема 7. Древняя Греция (5 ч) Задание № 7. Метод символического видения
Тема 8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) Задание № 8. Метод гипотез
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) Задание № 9. Метод гипотез
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч) Задание № 10. Метод «Если бы...»
Раздел IV. Древний Рим (17 ч) Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) Задание № 11. Метод гипотез
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья(3 ч) Задание № 12. Метод гипотез
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч) Задание № 13. Метод «Если бы...»
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) Задание № 14. Метод эмпатии
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) Задание № 15. Метод эмпатии
Итоговое повторение (2 ч) Задание № 16. Метод рефлексии
Рассмотрим особенность содержательной части Программы на примере задания к теме «Первобытные собиратели и охотники».
Задание № 1. Жизнь Древних собирателей и охотников была полна опасностей, одной из которых была постоянная угроза голода. Чтобы гарантировать себе удачу, люди придумывали различные обряды и ритуалы, целью которых было - заколдовать зверя и не дать ему уйти на охоте. Одним из наиболее известных обрядов того времени является изображение сцен удачной охоты. Представьте себя в роли первобытного охотника и нарисуйте удачную охоту, так как вы ее себе представляете. К изображению приведите его словесное описание или придумайте небольшой рассказ.
Оценка работы ученика должна проводиться с позиции оригинальности ее идеи и того, в какой мере выполненный рисунок соответствует поставленной перед учеником задаче.
Рассмотрим пример задания к теме «Первобытные земледельцы и скотоводы», составленного на основе метода гипотез.
Задание № 2. Несмотря на то, что человек современного типа появился около 40 000 лет назад, численность его на протяжении многих тысячелетий была невелика. И только около 10 000 лет назад, с переходом человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, происходит значительный рост человеческой популяции и даже появление первых государств. Сделайте свои предположения, как связанны эти события между собой и как изменилась жизнь людей в этот период. Ответ обоснуйте, представив доказательства своим умозаключениям.
Задания, используемые в Программе, могут быть реализованы в форме проектов, что предполагает сбор, систематизацию и осмысление обширного исторического материала, что в конечном счете формирует компетенции исследовательской деятельности наряду с развитием креативных качеств.
Важным моментом реализации рассматриваемой Программы является регулярное проведение измерений уровня развития креативных качеств личности. Проведение регулярных измерений позволяет вовремя корректировать учебный процесс, добиваясь получения высоких результатов.
Для оценки качества разработанной Программы был проведен мониторинг уровня развития аспектов креативности «воображение», «склонность к риску», «интерес к решению сложных задач» и «любознательность» у школьников.
Целью мониторинга стало:
- измерение на линейной шкале уровня развития аспектов креативности у школьников как до, так и после реализации Программы;
- проведение многофакторного дисперсионного анализа эффективности разработанной Программы формирования креативности.
В качестве респондентов выступили ученики трех 5-х классов МБОУ СОШ № 39. В первом опросе, проводившемся до проведения эксперимента, приняли участие 74 человека, а в повторном, после реализации Программы - 80.
В качестве измерительного инструмента использовался один и тот же опросник до и после реализации Программы формирования креативности [10].
Измерения проводились в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша [4]. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при решении задач в социальных системах. Оценка качества данного опросника выявила невозможность его использования в качестве единого инструмента измерения креативности [1]. Но части данного опросника пригодны для измерения аспекта креативности, для которого они предназначены, а именно: «любознательность» [3], «воображение» [8], «склонность к риску» [9], «интерес к решению сложных задач» [6].
На основании данных, полученных по результатам проведенного мониторинга [2; 12-14], было установлено, что представленная выше Программа развития креативности, несмотря на недостаточный эффект, произведенный на представителей мужского пола, а также отсутствие положительной динамики в развитии аспекта креативности, «склонность к риску», оказалась эффективной по ряду показателей, таких как:
- развитие аспектов креативности «любознательность», «воображение», «интерес к решению сложных задач»;
- ярко выраженная положительная динамика развития аспектов креативности у девочек.
Таким образом, представленная Программа развития креативности личности учащихся 5-
х классов в рамках дисциплины «История древнего мира» позволяет эффективно решать поставленные перед ней задачи. Качества Программы были подтверждены мониторингом, в ходе которого была выявлена положительная динамика в развитии таких аспектов креативности личности, как «любознательность», «воображение», «интерес к решению сложных задач», а также выраженный положительный эффект на развитие аспектов креативности у девочек. Кроме того, сильной стороной представленной Программы является ее интегрированность в дисциплину «История Древнего мира», что позволяет избежать дополнительной нагрузки на учеников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Анализ совместимости пунктов опросника для измерения креативных способностей школьников // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 1. - С. 107 - 120.
2. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Мониторинг любознательности школьников в рамках программы формирования креативных качеств // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 10. - С. 257-265.
3. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале любознательности школьников // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 158-165.
4. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика: Монография / А.А. Маслак. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ. - 2007. - 424 с.
5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - М.: Смысл, - 1999.
6. Махова А.В., Рыбкин А.Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале аспекта креативности «сложность» у школьников // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2015. - № 5-6 (Вена, Австрия).
7. Махова А.В., Рыбкин А.Д. Сравнительный анализ теорий оценки креативности личности и методик ее измерения // В мире научных открытий. - Сер. Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 5-7. - С. 2544-2566
8. Рыбкин А.Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале воображения школьников // Символ науки. - 2015. - № 5. - С. 27-32.
9. Рыбкин А.Д. Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале склонности к риску школьников // Теория и практика измерения и мониторинга компетенций и других латентных переменных в образовании: материалы XXIII Всеросс. науч.-практ. конф., г. Славянск-на-Кубани, 23-24 июня 2015 г. / под ред.: А.А. Маслака, С.А. Позднякова, Т. С. Анисимовой. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани. - 2015. - С. 102-114.
10. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. - СПб.: Питер. -2013. - 320 с.
11. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С. 4-10.
12. Maslak A.A., Rybkin A.D., Anisimova T.S., Pozdniakov S.A. Monitoring of pupils' imagination within the framework of creativity formation program //Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No. 6, Supplement 5, December 2015, Special edition. - Pp. 234-241.
13. Maslak A.A., Rybkin A.D. Monitoring of pupils' propensity to risk within the framework of creativity formation program //Global Science and Innovation // Materials of the VI international scientific conference, Vol. I, November 18-19, 2015. Chicago, USA. - Pp. 198-208.
14. Маслак А.А., Рыбкин А.Д. Мониторинг интереса школьников к решению сложных задач в рамках программы формирования креативных качеств // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4 (часть 1). - С. 41-45.
REFERENCES
1. Maslak A. A., Rybkin A. D. Analiz sovmestimosti punktov oprosnika dlya izmereniya kreativnykh sposobnostey shkol'nikov. [Analysis of the compatibility of the questionnaire items to measure creative abilities of schoolboys]. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie, 2016, Vol. 1. Pp. 107 - 120. (in Russ.).
2. Maslak A. A., Rybkin A. D. Monitoring lyuboznatel'nosti shkol'nikov v ramkakh programmy formirovaniya kreativnykh kachestv. [Monitoring curiosity of schoolboys under the program of formation of creative qualities]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii noyabr' 2015. Vol. 10. Pp. 257-265. (in Russ.).
3. Maslak, A. A., Rybkin, A. D. Analiz kachestva oprosnika dlya izmereniya na lineynoy shkale lyuboznatel'nosti shkol'nikov. [Analysis of the quality of the questionnaire for measuring linear scale curiosity preschoolers] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. Vol. 12. Pp. 158-165. (in Russ.).
4. Maslak, A. A. Izmerenie latentnykh peremennykh v sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh. [Measurement of Latent Variables in Social and Economic Systems: Theory and Practice]. teoriya i praktika : Monografiya. Slavyansk-na-Kubani: Izdatel'skiy tsentr SGPI, 2007. 424 p. (in Russ.).
5. Maslou, A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody. [New frontiers of human nature]. M.: Smysl, 1999. (in Russ.).
6. Makhova, A. V., Rybkin, A. D. Analiz kachestva oprosnika dlya izmereniya na lineynoy shkale aspekta kreativnosti «slozhnost'» u shkol'nikov. [Analysis of the quality of the questionnaire for measuring linear scale aspect of creativity "complexity" of schoolchildren]. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. Vol. 5-6 (Vena, Avstriya) (in Russ.).
7. Makhova, A. V., Rybkin, A. D. Sravnitel'nyy analiz teoriy otsenki kreativnosti lichnosti i metodik ee izmereniya. [Comparative analysis of the creativity of the individual evaluation of the theories and methods of measurement]. V mire nauchnykh otkrytiy. Ser. Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2015. Vol. 5.7. Pp. 2544-2566 (in Russ.).
8. Rybkin, A. D. Analiz kachestva oprosnika dlya izmereniya na lineynoy shkale voobrazheniya shkol'nikov. [Analysis of the quality of the questionnaire to measure on a linear scale of imagination of schoolboys]. Simvol nauki. 2015. Vol. 5. Pp.27-32. (in Russ.).
9. Rybkin, A. D., Analiz kachestva oprosnika dlya izmereniya na lineynoy shkale sklonnosti k risku shkol'nikov. [Analysis of the quality of the questionnaire for measuring linear scale risk appetite school]. Teoriya i praktika izmereniya i monitoringa kompetentsiy i drugikh latentnykh peremennykh v obrazovanii: materialy XXIII Vseross. nauch.-prakt. konf., g. Slavyansk-na-Kubani (Theory and practice of measuring and monitoring the competence and the other latent variables in education: materials XXIII All-Russian scientific-practical conference, Slavyansk-on-Kuban). Slavyansk-on-Kuban. 2015. Pp. 102-114 (in Russ.).
10. Tunik, E. E. Luchshie testy na kreativnost'. [Best tests for creativity]. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya. SPb : Piter, 2013. 320 p. (in Russ.).
11. Khutorskoy, A. V. Kak obuchat' tvorchestvu? [How to teach creativity?]. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2001. Vol. 1. Pp. 4-10. (in Russ.).
12. Maslak A. A., Rybkin A. D., Anisimova T. S., Pozdniakov S. A. Monitoring of pupils' imagination within the framework of creativity formation program. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No. 6, Supplement 5, December 2015, Special edition. Pp. 234-241. (in English)
13. Maslak A. A., Rybkin A. D. Monitoring of pupils' propensity to risk within the framework of creativity formation program. Global Science and Innovation. Materials of the VI international scientific conference, Vol. I, November 18-19, 2015. Chicago, USA. P. 198-208. (in Russ.).
14. Maslak A. A., Rybkin A. D. Monitoring interesa shkol'nikov k resheniyu slozhnykh zadach v ramkakh programmy formirovaniya kreativnykh kachestv. [Monitoring of interest of pupils to meet the challenges in the framework of the program of formation of creative qualities]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, Vol. 4 (part 1). Pp. 41-45. (in Russ.).
Информация об авторе
Махова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия, [email protected]
Information about the author
Anna V.Makhova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Branch of Kuban State University at Slavyansk-on-Kuban. Slavyansk-on-Kuban, Russia
Рыбкин Алексей Дмитриевич, преподаватель, Aleksei D. Rybkin, Lecturer, Branch of Kuban кафедра социально-экономических дисциплин, State University at Slavyansk-on-Kuban. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный Slavyansk-on-Kuban, Russia университет» филиал в г. Славянске-на- [email protected] Кубани,
г. Славянск-на-Кубани, Россия [email protected]
Получена: 12.09.2016 Received: 12.09.2016
Для цитирования статьи: Программа For article citation: Makhova A. V., Rybkin A. развития креативности личности учащихся в D., Programma razvitija kreativnosti lichnosti рамках дисциплины «история древнего мира». uchashhihsja v ramkah discipliny «istorija Историческая и социально-образовательная drevnego mira». [Program of development crea-мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.203-208. tivity of personality in discipline «ancient world doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-203-208. history»]. Istoricheskaya i sotsial'no-
obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 203-208.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-203-208. (in Russian)