Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессионального самоопределения и формирования конкурентоспособности будущих экономистов'

Взаимосвязь профессионального самоопределения и формирования конкурентоспособности будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОРТФОЛИО / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / COMPETITIVENESS OF FUTURE ECONOMISTS / THE TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снигирева Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема формирования профессионального самоопределения будущих экономистов. Особую значимость эта проблема приобретает в свете модернизации современной системы образования, нацеленной на обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов. Дается авторское определение конкурентоспособности будущих экономистов. Описываются примеры формирования профессионального самоопределения студентов в процессе подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interrelation of professional self-determination and forming the competitiveness of future economists

In the article the problem of forming the professional self-determination of students of economics is discussed. This problem acquired the prime importance due to modernization of the modern system of education, which is aimed at providing the competitiveness of graduates. The author’s definition of the notion “competitiveness” is presented. The author describes examples of forming the professional selfdetermination of students during academic training.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессионального самоопределения и формирования конкурентоспособности будущих экономистов»

Е. А. Снигирева. Взаимосвязь профессионального самоопределения и формирования конкурентоспособности.

УДК 378

Е. А. Снигирева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В статье рассматривается проблема формирования профессионального самоопределения будущих экономистов. Особую значимость эта проблема приобретает в свете модернизации современной системы образования, нацеленной на обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов. Дается авторское определение конкурентоспособности будущих экономистов. Описываются примеры формирования профессионального самоопределения студентов в процессе подготовки в вузе.

In the article the problem of forming the professional self-determination of students of economics is discussed. This problem acquired the prime importance due to modernization of the modern system of education, which is aimed at providing the competitiveness of graduates. The author's definition of the notion "competitiveness" is presented. The author describes examples of forming the professional self-determination of students during academic training.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, конкурентоспособность будущих экономистов, технология проектной деятельности, портфолио.

Keywords: professional self-determination, competitiveness of future economists, the technology of project activity, portfolio.

Современное интенсивное развитие экономики обусловливает необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, облегчающих ориентацию молодого специалиста в постоянно меняющемся мире, поэтому проблема профориентации и профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в современных условиях.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения студентов обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, система основных ценностных представлений, характеризующих определенную профессиональную общность, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех её возможностей. В связи с этим особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения профессиональными знаниями и способами их освоения начиная с начальных этапов обучения. По-

© Снигирева Е. А., 2012

этому высшие учебные заведения как социальные институты должны выступать в качестве структур, организующих специфическую среду профессионального самоопределения своих учащихся.

Понятие «профессиональное самоопределение» выступало первоначально как выбор профессии, а затем как длительный процесс освоения профессии и самореализации в ней, охватывающий большую часть жизни человека. Профессиональное самоопределение является ведущей формой активности субъекта на всех этапах его профессионального становления и развития.

В педагогике существует большое количество определений термина «профессиональное самоопределение». Нам кажется наиболее актуальным подход Н. В. Андреевой. Профессиональное самоопределение представляет собой личностную характеристику, включающую осознанную и осмысленную субъективную позицию по отношению к будущей профессиональной деятельности, структуру которой составляет профессиональное самосознание, профессиональная направленность, профессиональная компетентность [1].

Профессиональное самоопределение личности -важнейшая предпосылка становления профессионального самосознания и конкурентоспособности будущего экономиста в целом, так как конкурентоспособный специалист должен быть, прежде всего, профессионалом своего дела и должен обладать системой сформированных качеств, необходимых для осуществления экономической деятельности на должном уровне.

Конкурентоспособность будущего экономиста рассматривается нами как готовность и способность выпускника вуза к экономической деятельности, включающая направленность на профессиональную самореализацию, а также ценностные ориентации и качества, способствующие реализации конкурентного поведения и достижению вершин профессионализма, которые формируются на основе общекультурных и профессиональных компетенций.

Важным критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности выступает ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы [2].

Мы считаем, что сформировать мотивационную основу профессионального самоопределения - значит развить интересы, склонности, способности обучающегося, помочь осознать их значение для успешного профессионального труда, а также развить стремление к самоутверждению через трудовые усилия, трудовой вклад, взаимодействие с товарищами по работе, осознание ценности созидательной деятельности как для общества, так и для развития своей личности.

Система профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального.

Для формирования профессионального самоопределения студентов-экономистов Вятской государственной сельскохозяйственной академии в процессе изучения иностранного языка нами используются игровые технологии, проектные технологии, групповая работа.

Технология проектной деятельности является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в современном образовании и способствующей формированию конкурентоспособности и профессионального самоопределения будущих экономистов. Проектность выступает определяющей стилевой чертой современного мышления, одним из важнейших типологических признаков современной культуры.

Существуют различные типы проектов. В соответствии с классификацией Е. Ю. Гирба [3], наиболее целесообразно на занятиях по иностранному языку использовать ролевой проект, способствующий профессиональному самоопределению студентов.

Студентам предлагается побывать в роли экономиста и разработать портфолио. «Портфолио будущего экономиста» состоит из следующих частей:

- Информация о студенте

В данном разделе студенты в свободной форме рассказывают о себе, о своих жизненных и профессиональных планах, обосновывают выбор профессии, излагают свои представления о качествах, необходимых для успешной деятельности в выбранной ими профессии.

- Выполнение теста «Я - экономист?», который показывает, насколько студенты готовы к выбранной профессии и что еще им необходимо сделать, чему научиться.

- Творческие работы студентов

В этот раздел включаются эссе по темам «Каким экономистом я хочу стать?», « Почему важно изучать экономику в наши дни?», «Мои личные и профессиональные планы», «Выход из кризиса и развитие российской экономики».

- Индивидуальные задания, включающие интересные задания не только по иностранному языку, но и по другим, в том числе и специальным, предметам.

- Высказывания по интересующей проблеме экономики

Раздел содержит цитаты, мысли, размышления известных специалистов, экономистов, журнальные статьи или материалы из Интернета по актуальным вопросам экономики, а также их анализ и описание собственной точки зрения по затрагиваемой проблеме.

- Работы студентов свободного характера, в которых они высказывают свое мнение о состоянии экономики в наше время и предложения по ее улучшению; творческие перспективы развития эко-

номики России; предложения по улучшению экономического состояния нашего города; роль экономики в развитии глобализации и т. д.

- Групповой проект, в разработке которого принимали участие студенты. На занятиях по иностранному языку студенты-экономисты разрабатывают следующие проекты: «Сравнительный анализ экономических систем России, Великобритании и США», «Сравнительный анализ сельского хозяйства в Великобритании и России», «Идеальный тип экономики, как я его понимаю» и т. д.).

- Анализ личностных изменений в процессе изучения специальных предметов

В данном разделе студенты делятся своим мнением о полученных ими новых знаниях, о своем профессиональном росте и личностных изменениях в процессе изучения специальных предметов, а также о роли иностранного языка для получения новых знаний в области экономики и об уровне их профессиональных знаний.

Перед работой над каждым разделом студентам предлагалось заполнить страницу с предполагаемыми ожиданиями (будет ли интересно изучать раздел, тему; с какими трудностями встретятся и др.). На заключительном занятии студенты оценивают, насколько совпали их ожидания с реальными результатами.

Портфолио студентов представляются группе в конце обучения иностранному языку и оцениваются преподавателем.

Кроме того, важную роль в формировании профессионального самоопределения будущих экономистов играет студенческий научный «Бизнес-клуб», созданный на кафедре экономики Вятской ГСХА.

Студенческий «Бизнес-клуб» является основным центром развития творчества, предпринимательских идей, формирования деловых навыков и гражданской активности студенческой молодежи академии.

Участники данного клуба вовлечены в проектную деятельность, они составляют бизнес-проекты по заказу предприятий, проводят исследования, обучаются, общаются со специалистами и экспертами и принимают активное участие в различных проектах, организации и проведении конференций на кафедре, круглых столов.

Миссия клуба - это получение профессиональных знаний и опыта студентами с активной жизненной позицией, интересующимися бизнесом и экономикой, а также их интеллектуальное развитие и содействие построению успешной карьеры.

Клуб реализует проекты как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Проекты имеют следующие составляющие:

• получение знаний (самостоятельно, в результате обмена опытом с коллегами или от приглашенных экспертов);

• применение знаний (проведение исследования или других аналитических работ);

Е. Н. Шигарева. Перспективные направления профессиональной ориентации школьников в системе.

• презентация результатов и их оценка экспертами;

• реализация на практике.

Клуб также организует для студентов консультации по бизнес-планированию с предпринимателями из крупных фирм нашего города; консультации участников инновационных конкурсов, проводимых правительством Кировской области; сотрудничает с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства в Кировской области.

Ежегодно в стенах академии проводится ставший уже межвузовским конкурс «Бизнес-идея», где студенты представляют свои разработанные бизнес-планы, собственные предпринимательские инициативы. Цель конкурса - выявление и продвижение эффективных бизнес-идей, имеющих перспективу внедрения на территории Кировской области; повышение экономической и предпринимательской активности молодежи.

На «Бизнес-идее-2012» студенты представили проекты: «Детский центр "Сказочный мир"», «Клуб молодых политиков 2.0», «Бизнес-план по созданию рекрутингового агентства на базе вуза», «Бизнес-план открытия кафе здорового питания», «Бизнес-план организации прудного хозяйства», «Открытие фабрики по выращиванию клубники в защищенном грунте», «Бизнес-план развития фермерского хозяйства ИП Глушков» и др.

Требования к профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих экономистов отражены в структуре разрабатываемых проектов (резюме проекта; описание предприятия; описание продукта; анализ рыночной ситуации и план маркетинга; организационный план; производственный план; инвестиционный план; финансовый план).

Комиссия конкурса, в состав которой входили известные предприниматели из ведущих фирм Кирова, специалисты фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Кировской области, преподаватели кафедры экономики и студент выпускного курса, высоко оценила уровень подготовки студенческих бизнес-проектов, отметив их реалистичность и востребованность внедрения на территории Кировской области.

Участники клуба принимают активное участие в городских и всероссийских конкурсах и конференциях. Например, участие двух команд в студенческом конкурсе «Лучший бизнес-план инновационного проекта», проводимым инновационным бюро «Эксперт» (г. Москва).

Таким образом, процесс профессиональной подготовки в вузе способствует формированию профессионального самоопределения будущих экономистов, их потребности в самореализации, что дает возможность будущим экономистам быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда и успешно реализовывать себя в профессиональной деятельности.

Примечания

1. Андреева Н. В. Практико-ориентированное обучение в процессе профессионального самоопределения студентов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 12. С. 85

2. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы. URL: http:// journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped12/ped12_39.pdf.

3. Гирба Е. Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности; учеб.-метод. пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2010. С. 80.

УДК 37.048.45

Е. Н. Шигарева

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проанализированы этапы развития профильного и профессионального обучения школьников в рамках трудовой/технологической подготовки. Рассмотрен вопрос о возможности пропедевтической профессиональной ориентации учащихся младшего школьного возраста в условиях развития современного производства, основанного на достижениях в области нанотехнологий.

The article analyses the stages of development of specialized and professional education of schoolchildren in the framework of the technological preparation. The question about possibility of professional orientation of pupils of primary school age in the conditions of modern production, based on the achievements in the field of nanotechnologies.

Ключевые слова: технологическое образование, нанотехнологии, профессиональная ориентация.

Keywords: technological education, nanotechnology, professional orientation.

Изменение социально-экономической ситуации в России требует пересмотра содержания и методов работы общеобразовательной и профессиональной школы [1]. На международном нанофоруме в 2009 году президентом России было определено пять приоритетов технологического развития страны, в основу которых положены достижения в области нанотехнологий: энергетика, ядерные технологии, информационные технологии, космические технологии, медицина [2]. В связи с этим журнал «Популярная механика» представил перспективные профессии ближайшего и далекого буду-

© Шигарева Е. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.