Свирина Л.Н.
к.э.н., с.н.с. ИЭ РАН
ПРИОРИТЕТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Ключевые слова: модернизация экономики, технологическое развитие, кадровая политика, региональное развитие.
С учетом высокой скорости происходящих в экономике изменений, быстро меняющихся потребностей реального сектора экономики, производства в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов и профессиональных рабочих разных направлений, а также с учетом значительного сокращения периода «старения» знаний образовательные институты должны находить новые способы функционирования и инновационные формы организации обучения. В связи с этим на первый план выходит проблема формирования системы подготовки социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов в условиях образовательно-научно-производственной интеграции. В основе новой модели формирования специалиста в системе высшего профессионального образования лежит идея подготовки профессиональных компетенций специалиста как инновационного «продукта», вооруженного современным инструментарием, технологиями и методиками профессиональной деятельности и проектного управления, соответствующими современным требованиям инновационного и технологического развития производства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве целевого ориентира модернизации системы подготовки профессиональных кадров для решения задач инновационного и технологического развития экономики России дается установка «...формирования к 2020 году около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов»1.
Подготовка кадров для реальной экономики - это не только корпоративная, а экономическая и даже социальная задача, поэтому необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы, которые обеспечили бы заинтересованность бизнеса в современных формах сотрудничества с образовательными организациями. В условиях ограниченной мобильности трудоспособного населения страны, высокой стоимости жилья, недостаточной развитости социальной, транспортной инфраструктуры решить эту задачу за счет миграции населения достаточно сложно. В связи с этим особенно острой становится потребность постоянного обновления профессиональных знаний и компетенций специалистов в соответствии с новыми социальными запросами и вызовами в регионах, которые диктуются задачами развития индустриальной базы инновационной экономики.
Формирование на региональном уровне соответствующей системы профессионального и дополнительного профессионального образования создаст условия для реальной профессиональной мобильности трудовых ресурсов, предполагающей способность к изменению содержания трудовой деятельности, готовность работника при необходимости освоить новые для себя функции и обеспечит максимальное соответствие кадровых ресурсов требованиям развития современной технологической базы экономики. Оптимальным решением для многих регионов представляется обучение уже проживающих на территории граждан новым компетенциям - подготовка и переподготовка кадров на месте. Таким образом, чтобы система профессиональной подготовки кадров соответствовала техническому и технологическому уровню современного производства, в настоящее время необходима ее целенаправленная ориентация на подготовку кадров по заказу предприятий реального сектора экономики. Важным инструментом реформирования и оптимизации региональных систем профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров является создание и развитие образовательных кластеров, объединяющих образовательные учреждения разных уровней и базовых работодателей и ориентированных на потребности реальной экономики. Главной стратегической целью такого сотрудничества является создание инновационной научно-образовательной структуры -кластера, способного обеспечить кадровые потребности потенциальных работодателей (бизнес-структур) в ближайшей перспективе, оказание существенного влияния на инновационное развитие региона (муниципалитета) посредством объединения образовательной и исследовательской составляющей деятельности вузов с реальными потребностями потенциальных предприятий региона. Эта структура обладает гибкостью и адаптивностью к динамично изменяющимся условиям рынка специалистов, товаров и услуг.
Инновационные научно-образовательные кластеры как гибкие сетевые структуры должны явиться одной из наиболее развитых форм интеграции науки, образования и реального сектора экономики, в рамках которых на основе многосторонних соглашений объединяются вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы. Все это
1 Федеральный портал PROTOWN.RU Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
создает предпосылки для решения таких задач, как: повышение качества подготовки специалистов, социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных на рынке труда; обеспечение инновационного характера развития образовательной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций региона; развитие учебной, материальной, методической и производственной базы учебных заведений научно-образовательного кластера. Следует подчеркнуть главное в содержании понятия инновационный научно-образовательный кластер, которое определяется в его предназначении обеспечения благоприятных условий для концентрации интеллектуального и технологического потенциала крупных промышленных компаний, НИИ и университетов, создания малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов научных исследований, как правило, с участием ученых и инженеров, проводивших эти исследования и разработки1. Собственно не только в научной литературе, а уже и в практике функционирования образовательных кластеров встречаются различные модификации их названий, как то «научно-образовательно-производственные», «индустриальные образовательные» или «инновационно-образовательные», структуру которых в обобщенном виде можно представить как «системное объединение различных организаций (образовательных, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов местного самоуправления, общественных организаций и т.п.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона»2. Главным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу.
В обобщенной структурной организации инновационного научно-образовательного кластера можно выделить два уровня организаций их составляющих: базовый, который представляется учреждениями профессионального начального, среднего и высшего образования, и профильный, включающий учреждения академической, ведомственной и производственной науки; министерства и ведомства региона; предприятия и организации профиля данного кластера; органы государственной власти и местного самоуправления. Представленные типы организаций являются структурообразующими элементами инновационного научно-образовательного кластера, взаимодействие которых осуществляется на принципах государственно-частного партнерства.
В образовательном кластере университету отводится роль центра по подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, научно-технологического центра, являющегося источником и проводником инноваций, обеспечивающим предприятия новыми конкурентоспособными разработками и технологиями. При этом университет на основе профессиональных достижений и с учетом опыта образовательной и научно-исследовательской деятельности повышает качество подготовки специалистов, объемы и направления научно-производственной деятельности. Вуз в рамках кластера становится системой накопления и расширенного воспроизводства идей, знаний и технологий, центром новых интеллектуальных и научных технологий, способных влиять на развитие регионального образования, науки, внедрение высоких технологий и оптимизацию производства. Университет становится учебной, научно-производственной, экспериментальной, материально-технической базой для формирования эффективного кадрового потенциала региона. В конечном итоге включение университетов в инновационные научно-образовательные кластеры позволит обеспечить региону конкурентные преимущества за счет одновременного осуществления инвестиций в реальные секторы экономики, в развитие образовательной и научно-исследовательских сфер.
Основная задача по созданию образовательного кластера заключается в повышении привлекательности кооперации между местными учебными заведениями профессионального образования и предприятиями отрасли. Для того чтобы эта задача была решена, необходимо, прежде всего, обеспечение внутри кластера взаимодействий, способствующих мультипликативному эффекту трансфертов инновационных технологий отрасли в профессиональном образовании; повышение конкурентоспособности учебных заведений внутри кластера за счет улучшения телекоммуникационной инфраструктуры и специализированного сервиса; повышение продуктивности конкуренции в сфере технологий и знаний и профессиональной компетенции преподавателей. Организация взаимодействия различных социальных партнеров кластера строится на основе принципов взаимодействия, интеграции, корпоративности, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации профессионального образования. Следует отметить, что функционирование образовательных кластеров на основе этих принципов будет способствовать отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера; обеспечению гарантий выпускникам учреждений профессионального образования трудоустройства по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности. По отношению к учреждениям профессионального образования будет обеспечиваться гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов.
В качестве примеров действующих образовательно-производственных кластеров можно привести следующие: Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск - Авиа» (Ульяновская обл.), образовательно-производственный кластер судостроения в Дальневосточном федеральном округе в городе Большой Камень
1 Проскурина Т.Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия // Образовательные технологии.
2011. - № 3.
2
Проект. Концепция развития инновационно-образовательных кластеров Свердловской области. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет». - Екатеринбург, 2011.
Приморского края1. Стратегическим партнером последнего является ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (АЦСС)» - дочернее предприятие государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация», которая включает в себя около 80% судоремонтных и судостроительных производственных мощностей Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации. Структура кластера включает:
- Дальневосточный судостроительный колледж, реализующий интегрированные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием, а также программы дополнительного профессионального образования по заявке предприятий;
- филиал Дальневосточного федерального университета;
- многофункциональный центр прикладных квалификаций;
- учебный центр на базе предприятия, оснащенный учебно-производственным оборудованием.
Отношения между участниками проекта регламентируются соответствующими договорами, в том числе договором с Администрацией Приморского края. В прошлом году в рамках кластера выпущены 16 специалистов с высшим образованием. Обучение по программам высшего профессионального образования в кластере осуществляется в филиале университета по типу «завод-втуз». Прототипами этой формы подготовки специалистов являются бывшие завод-втуз при ЗИЛе и Пензенский завод-втуз, преобразованные соответственно в Московский государственный индустриальный университет и Пензенский государственный технологический университет. Используя наработанный в этих университетах опыт по подготовке специалистов по особой форме высшего профессионального образования завод-втуз, в образовательном судостроительном кластере Дальневосточного Федерального округа обучение организуется также фактически на будущем (или настоящем) месте работы студента. Таким образом, на выходе выпускник вооружен не только знаниями и умениями, но и адаптирован к условиям реального производства. Тем самым, с одной стороны, формируется социально защищенная личность, обладающая уникальными компетенциями, с другой стороны, максимально удовлетворяются потребности конкретного работодателя и экономики региона, и страны в целом.
Динамика структурной организации кластеров находится в постоянном развитии, о чем наглядно говорят цифры и факты в отношении консорциума «Научно-образовательно-производственного кластера «Ульяновск-Авиа». В настоящее время общее количество членов этого кластера составляет 58 (из них, крупных компаний - 14, малых предприятий - 30, исследовательских институтов - 4, филиалов КБ - 2, образовательных учреждений - 8), среднегодовой объем несырьевой выручки - 47 млрд. руб. В соответствии с программой развития кластера к 2016 году количество предприятий и организаций участников кластера увеличится до 241, объем производства с 47 млрд. руб. до 250 млрд. руб.
В кластерной системе подготовки кадров выстраивается и модель дуального образования как одна из форм практического краткосрочного обучения. Дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни народа. Для развития этой формы необходимо возрождение института наставничества на предприятиях. Предстоит определить конкретные формы наставнической деятельности на предприятии и инструменты мотивации. Необходимо разработать систему оплаты труда наставника, рассмотреть возможности производить эту оплату за счет средств образовательных организаций в порядке оплаты труда штатных работников. Развитию продуктивного партнерства часто препятствует отсутствие льготной налоговой политики в отношении предприятий, принимающих участие в образовательной деятельности. В целях создания правовых и экономических стимулов для развития этой деятельности необходимо, на наш взгляд, проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в образовательной деятельности, укрепления материальной базы образовательных учреждений.
В ряде регионов уже внедряется дуальная форма подготовки квалифицированных кадров в соответствии с планом реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Этот проект поддержан Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством В.В. Путина. В рамках реализации дорожной карты проекта создана межведомственная рабочая группа по дуальному образованию (приказ Агентства стратегических инициатив от 22 июля 2013 г. №184-ОД). С 18 ноября 2013 года был открыт прием заявок на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации этого проекта. По оценке ожидаемых результатов проекта можно прийти к выводу, что дуальная форма обучения имеет несомненные преимущества: помогает решить задачу подготовки квалифицированных кадров, полностью готовых к выполнению конкретных профессиональных функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. К основным целевым индикаторам проекта «Дуальное образование» относятся:
- увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирование системы подготовки рабочих кадров с 5% в 2013 г. до 50% в 2018 г.
- увеличение численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности с 44,4% в 2013 г. до 75% в 2018 г.
1 Доклад «О реализации практических мер по использованию указов Президента РФ о социально-экономическом развитии России». М., 2013. - http://www.i-regions.or
- увеличение численности выпускников программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения в общей численности выпускников профессионального образования с 3,3% в 2013 г. до 25% в 2018 г.
Создание системы дуального образования позволяет существенно повысить привлекательность региона для отечественных и зарубежных инвесторов и, тем самым, способствует созданию дополнительных высокопроизводительных рабочих мест в регионе. Примерами успешного опыта организации такой формы подготовки профессиональных кадров являются, например, Приморский край и Калужская область, в которых для развития базовых колледжей в последние годы удалось привлечь инвестиции со стороны бизнеса, в том числе иностранного. Так, например, в Приморском крае, в соответствии с договором между «Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы» и корейской компанией «HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES», открыто новое образовательное учреждение среднего профессионального образования - «Промышленный колледж энергетики и связи», задачей которого является подготовка и переподготовка кадров электроэнергетической отрасли, в том числе для завода по производству комплектных распределительных устройств компании. Создание Учебного центра автомобилестроения при ГОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления» привлекло в регион ведущие предприятия автомобильной промышленности ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «ПСМА Рус» (Пежо Ситроен Митцубиси).
Наиболее заинтересованные крупные компании создают инфраструктуру подготовки кадров по краткосрочным образовательным программам на базе государственных учреждений. Положительный пример - опыт Томского про-мышленно-гуманитарного колледжа, реализующего программы профессионального обучения на основе трехстороннего договора между Администрацией Томской области, ОАО «Центрсибнефтепровод» и колледжем. В рамках дополнительных соглашений к этому договору колледж ежегодно проводит обучение по программам повышения квалификации и переподготовки кадров более 4000 сотрудников 18 дочерних компаний ОАО «АК «Транснефть». Эти краткосрочные целевые программы обучения являются наиболее востребованными в бизнес-сообществе.
На сегодняшний день складывается сложная ситуация в связи с решением ключевых задач инновационного развития, связанных с освоением высоких технологий, когда быстро растущий бизнес не может найти адекватных партнеров в системе высшего образования внутри страны. В системе подготовки кадров требуются серьезные изменения по обеспечению бизнесу возможностей готовить под свои задачи высококвалифицированных специалистов, включая введение новых профессий. В тех случаях, когда практически невозможно подготовить кадры мирового уровня внутри страны необходимо обеспечить поддержку бизнесу со стороны государства в подготовке кадров по необходимым специальностям в лидирующих мировых вузах. Таким образом, поиск наиболее рациональных путей решения проблемы улучшения качества подготовки специалистов технического профиля в России не будет полным, если игнорировать логику разработки и проведения интеграционных процессов в области научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности студентов высших технических школ за рубежом. Большинство предпринимателей за рубежом рассматривают студентов как «генераторов» новых идей и участвуют в интегрированной программе, чтобы совместно с вузом подобрать для фирмы способных, заинтересованных в конкретном производстве или области знаний специалистов. Кроме того, крупные фирмы заинтересованы в выпускниках, занимающихся по кооперированной программе, так как им не требуется время на приспособление к новым производственным условиям. По мнению ведущих специалистов американской высшей технической школы, этот вид обучения становится важнейшей частью всей системы высшего образования.1
Сегодня в мире сложилась практика, когда едва ли не все крупные страны реализуют крупномасштабные программы подготовки кадров за рубежом. Китай по аналогичной национальной программе за последние 10 лет обучил более 500 000 человек. В Соединенных Штатах существует программа «100 000 strong», подразумевающая отправку ста тысяч человек только в китайские вузы. Два года назад президент Бразилии объявил о запуске такой программы -«100 000 человек до 2015 года»2.
Одним из лидирующих инициаторов разработки программы подготовки высококвалифицированных специалистов в зарубежных странах является Агентство стратегических инициатив в лице его направления «Молодые профессионалы». Масштабы этой программы под названием «Глобальное образование» пока не сопоставимы с масштабами вышеуказанных программ, но значимость ее в обеспечении гарантии качества подготовки кадров исходя из задач инновационного развития экономики страны в целевых точках очевидна. Программа подразумевает подготовку ключевых кадров за рубежом по четырем приоритетным направлениям. Первое направление - это управление высшим образованием и научными организациями. Второе направление - кадры для hi-tech промышленности. Третье - это медицина. Четвертое - управление некоммерческими организациями. Один из вариантов работы программы и ее организационная и финансовая составляющие нацелены на самостоятельно поступающих в один из лидирующих мировых вузов на необходимые специальности абитуриентов. В этом случае государство компенсирует ему эту образовательную программу. Это магистерские программы, МВА, МРА и постдоковские программы, включая программы аспирантуры. Далее человек заключает с государством договор процентного займа и при возможности возвращает займ с процентами. В противном случае он должен вернуться и в течение трех лет отработать по своей специальности в России. Под эгиду этой программы приглашаются к участию все заинтересованные в ней университеты, научные организации и фирмы, имеющие свои стратегические цели и задачи, под которые по нужным им программам в лидирующих мировых вузах пройдут обучение будущие специалисты этих организаций. Подготовка кандидатов к поступ-
1 Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе: монография. - М.: Высшая школа, 1989.
2 Круглый стол «Развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения инновационного развития экономики РФ». 28. 04. 2012 г. - http://www.strf.ru/material а8рх
лению в зарубежные вузы осуществляется в этом случае при совместных усилиях этих организаций и соответствующих структур программы «Глобальное образование». Если эти кандидаты поступают, то государство полностью компенсирует эти расходы. Объем программ глобального образования на период 2013-2015 годы был определен в пределах 5 миллиардов рублей.
В нашей стране институт постдоковских программ - новый инструмент развития академической мобильности и повышения эффективности исследований, который будет апробирован в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы. Введение в практику этого института было инициировано и поддержано большим числом российских ученых. Однако, на наш взгляд, не исключается такой отрицательный момент, что те люди, которые уезжают по постдоковским программам в другие страны, могут остаться там работать. В целях ускорения кадрового омоложения нашей науки Минобрнауки заложило в концепцию новой ФЦП «Кадры» постдоковский формат, предусматривающий также стажировку ученых в ведущих научных организациях и вузах в нашей стране. За период реализации ФЦП «Кадры» планируется на конкурсной основе профинансировать не менее тысячи трехлетних постдоковских позиций, до 3 млн. рублей на человека в год. После вычета из этой суммы налогов и накладных расходов принимающей организации на оплату труда ученого остается около 100 тыс. руб. в месяц. Это сопоставимо с условиями на Западе и позволит привлекать не только лучших российских исследователей, но и иностранных. Очевидно, что положительный эффект от реализации этой программы можно ожидать в том случае, если будет обеспечен действительно конкурентный отбор в условиях честных и прозрачных конкурсов.
Важным, практическим шагом сближения программ подготовки профессиональных кадров с реальными потребностями работодателей регионов является проведенный Министерством образования и науки России в 2013 году конкурс на проекты по подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций регионов («Кадры для регионов»). С целью оказания государственной поддержки к участию в конкурсе были приглашены вузы, подведомственные Министерству образования и науки РФ и ориентированные на подготовку кадров по приоритетным направлениям технологического развития предприятий соответствующих субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены. По итогам конкурса на основании проведенной оценки заявок и презентаций проектов, предоставленных участниками, отобрано 14 образовательных учреждений из 14 субъектов Российской Федерации, расположенных во всех 8 федеральных округах. Вузами-победителями заявлено более 250 образовательных программ, реализация которых будет способствовать созданию базовых кафедр на предприятиях - партнерах и эффективному трудоустройству подготовленных специалистов. Субсидия региональному вузу, отобранному в результате конкурса, предоставлена на срок до 2 лет в объеме до 50 млн. рублей в год для возмещения затрат, связанных с реализацией по созданию или обновлению образовательных программ, разработанных при участии ведущих региональных предприятий и организаций, в рамках приоритетных направлений развития субъектов Российской Федерации. Решение по финансированию на очередной год будет приниматься по результатам выполнения программы предыдущего года.