Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/237PVN515.pdf DOI: 10.15862/237PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/237PVN515)
УДК 37
Алимова Наталья Константиновна
НОУ ВПО «Российский новый университет»
Россия, Москва Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Семченко Евгений Евгеньевич
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Начальник Управления надзора и контроля за органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации Россия, Москва1 Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Ахатова Жанара Нурльбаевна
ЧВПОУ «Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет»
Казахстан, Уральск2 Заместитель заведующего кафедрой «Юриспруденции»
E-mail: [email protected]
Дуальные технологии образования: отечественный и зарубежный опыт и вопросы по его применения для повышения качества в деятельности практикующих юристов
1 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16
2 Республика Казахстан, г. Уральск, ул. Ихсанова, 44/1
Аннотация. В статье сделан акцент на том, что современная система образования большое значение уделяет практическим знаниям, умениям и навыкам, которые формируют необходимые компетенции специалиста. Введены представления о том, что юридическая практика отличается от других практик (в частности инженерной, менеджерской и т.д.) фундаментально. Предложено - институциональная структура юридической практики имеет следующие функции: гармонизирующая, правонаправляющая, правоконкретизирующая, информационная, экономическая, аксиологическая, инновационная. Введено новое понятие в научный оборот: «ДУАЛЬЩИК» и произведена классификация практик (с выделением родовых характеристик): практические занятия в образовательном учреждении; практические занятия вне стен образовательного учреждения, но с учётом образовательных программ, например, участие в судебных разбирательствах, посещение адвокатских и юридических контор и т.д., которые непосредственно связаны с учебным процессом; практические занятия вне стен образовательного учреждения, и несвязанные с образовательными программами, но имеющие отношение к будущей профессиональной деятельности, например, слушание дела в суде, просмотр предметных фильмов и т.д.; практические занятия вне стен образовательного учреждения, в рамках образовательных программ, например, учебная, производственная и преддипломная практика, практические занятия вне стен образовательного учреждения, с учётом образовательных программ, например, деятельность на будущем рабочем месте.
Ключевые слова: завод-втуз; нехватка профессионалов; Программа форсированного индустриально-инновационного развития; юридическая практика; инженерная практика; менеджерская практика; фундаментальность; институциональная структура юридической практики; гармонизирующая функция; правонаправляющая функция;
правоконкретизирующая функция; информационная функция; экономическая функция; аксиологическая функция; инновационная функция; производственные задачи; производственное обучение; закреплённые знания; развитие комплекса компетенций; гармонизация компетенций; проверка практикой; дуальные образовательные программы; дуальщик; классификация практик; просмотр предметных фильмов; образовательное учреждение; образовательные программы; деятельность; будущее рабочее место; праксиология; технологический уклад; воззренологическая революция; массовизация образования; профессиональная деятельность; интеллектуальные способности; информационный взрыв; Казахстан; Россия; инновационный курс; развитие экономики; Евразийский экономический союз; совершенствование системы подготовки кадров; учебные рабочие места для студентов; виртуальное симуляционное оборудование.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Алимова Н.К., Семченко Е.Е., Ахатова Ж.Н. Дуальные технологии образования: отечественный и зарубежный опыт и вопросы по его применения для повышения качества в деятельности практикующих юристов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/237PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/237?^515
В настоящее время в Казахстане в одних случаях наблюдается существенная нехватка профессионалов в рабочих кадрах, а в других имеется переизбыток в специалистах. По данным Министерством труда и социальной защиты населения Казахстана, общая потребность экономики в технических и квалифицированных кадрах на 2010-2014 гг. составляла примерно 287 тысяч человек.
«В 2010 году был дан старт Программе форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) на 2010 - 2014 годы. Основополагающий принцип Программы был заложен ещё в Послании Президента страны народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъём - новые возможности Казахстана». Именно инновационная индустриализация и развитие инновационного человеческого капитала должны стать ключевым фактором, который обеспечит благополучие страны в будущем. Таково основное направление её развития в предстоящем десятилетии» [1].
В современных документах констатируется, что для проектов ФИИР имеется нехватка в рабочих кадрах в объёме 106 тысяч человек [2].
Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности Казахстана, развитие нового общества, строящегося на качественно ином уровне жизни населения и соответственно решении правовых вопросов, ставит перед существующей системой образования принципиально иные задачи. Казахстан с одной стороны развивается как суверенное государство в соответствии с инновационным курсом развития экономики, а с другой в рамках Евразийского экономического союза. Это требует совершенствования системы подготовки кадров, как со среднем, так и с высшим образованием учёта специфики и интересов всех взаимодействующих сторон.
Современная система образования большое значение, но большей частью декларативно, уделяет практическим знаниям, умениям и навыкам, которые формируют необходимые компетенции специалиста. [3]. В то же время как показывают социологические исследования, особо страдают от недостатка практических занятий специалисты гуманитарных отраслей знания.
«Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении задач по общенаучным курсам, но и занятия по общеинженерным и специальным дисциплинам, лабораторные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе». [4].
В этом отношении важное место в настоящее время в Казахстане уделяется системе дуального образования, которое развивается в рамках праксеологического образования. «Дуальное обучение - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников»
[5].
В Казахстане в последнее время большое внимание уделяется проблематике дуальных технологий образования (ДТО). Так Постановление Правительство Республики Казахстан 15 октября 2014 года за №1093 «Дорожная карта дуальной системы образования, предусматривающая создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке ВУЗами и колледжами специалистов» [6].
В связи с изложенным необходимо более детально определить, что понимается под термином «ПРАКТИКА». В современной философской литературе обычно предлагаются следующие формулировки «Понятие «практика» играет весьма важную роль в философском изучении познавательной деятельности, поведения человека и социальной реальности. Практика выступает в качестве формы активности человека как социального, надприродного существа. Практикой в философии называются любые действия человека по преобразованию окружающего мира. Напомним, что одно из главных отличий человека от животных заключается в том, что животные для выживания изменяются сами, приспосабливаясь к среде обитания; человек же в результате сознательной деятельности (практики) изменяет, преобразовывает сам окружающий мир. Практическая деятельность людей не носит инстинктивного характера и поэтому человек может проявить себя не только в какой-либо одной сфере деятельности. Человеческая практика в отличие от поведения животных носит не только целесообразный, но и целеполагающий характер - человек сознательно ставит задачи и осознанно добивается их реализации путём преобразования реальности. Также напомним, что практика у человека всегда носит орудийный характер: деятельность осуществляется не с помощью биологических органов, а посредством специально создаваемых орудий труда, образовавших так наз. техносферу» [7].
Однако необходимо более детально разобраться с понятием «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА».
Юридическая практика отличается от других практик (в частности инженерной, менеджерской и т.д.) фундаментально. «Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности. Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе. В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Особенно это касается прецедентов. ... правоположения - это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений. Это формирующиеся нормы, которые представляют собой сгустки правосознания. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем». [8].
Юридическая практика с позиций дуальных технологий образования (ДТО) выполняет следующие основные функции (каждая из функций формирует свою институциональную структуру):
1) Гармонизирующая функция;
2) Правонаправляющая функция;
3) Правоконкретизирующая функция;
4) Информационная функция;
5) Экономическая функция;
6) Аксиологическая функция;
7) Инновационная функция.
Первый опыт показывает, что благодаря увеличению роли практической составляющей подготовки, будущие специалисты осваивают производственные умения и навыки (в определённом объёме) уже на стадии обучения. Достигается это, во-первых, путем увеличения практической (конкретной) составляющей учебного процесса в функционирующей организации и, во-вторых, осуществлением планомерного проведения занятий непосредственно на рабочем месте. Будем далее студента охваченного дуальными технологиями образования называть «ДУАЛЬЩИК» Дуальщик совершает свою деятельность с минимизацией ресурсов на решение задач различной сложности и уровня креативности. Дуальщик в отличие от практиканта за свою деятельность получает зарплату, отвечает перед организацией за качество работы, является полноправным членом коллектива. Зарубежный опыт показывает, что данная система успешно функционирует во многих европейских и азиатских странах (Германия, Франция, Китай и др.).
Российский опыт. «6 сентября 2010 года «Фольксваген ГрупРус» и Калужский колледж информационных технологий и управления открыли первую в России дуальную образовательную программу. Двухгодичное обучение по ней уже прошли 24 добровольца - в июне 2012 года они получили дипломы и, согласно контракту, подписали трудовой договор с немецким автоконцерном. На сегодняшний же день в колледже сформировано уже 11 групп из студентов, учащихся по программе дуального образования, - это более 130 человек» [9].
Через два года были получены первые результаты: «29 июня 2012 года в «Калужском колледже информационных технологий и управления» состоялось торжественное мероприятие, посвященное чествованию выпускников. Особенностью данного события стало то, что наряду со студентами традиционных специальностей учреждения, дипломы и сертификаты получили участники программы дуального обучения, которая была разработана совместно с ООО «Фольксваген ГрупРус» [10].
В этой связи заявлялось, что в будущем этот опыт может в корне изменить отечественную (Российскую) систему среднего специального и высшего образований. Серьезное дело и крупное вложение в расчете на перспективу - с немецкой точностью, надежностью и пунктуальностью. Эффективность дуального образования заключается в следующем:
• полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских (последнее считается наиболее важным достижением);
• умение решать производственные задачи проверяется во время производственного обучения;
• полученные сведения приобретают статус закреплённых знаний, частично умений и даже навыков (считается - сегодня расскажут в аудитории, - завтра произойдёт применение в действии на предприятии);
• происходят развитие всего комплекса компетенций и их гармонизация за счёт проверкой практикой.
Нередко дуальные образовательные программы в системе высшего и послевузовского профессионального образования рассматривают как инновационную модель организации учебного процесса. При этом говорят о следующих преимуществах:
• снижение затрат (но как показывает практика авторов - это большей частью благие пожелания) на подготовку специалистов по сравнению с традиционной траекторией обучения (в условиях не прекращающихся реформ, говорить о традиционности затруднительно) за счет сокращения повторяющихся дисциплин (но это можно сделать и без перехода к дуальному образованию);
• снижение сроков обучения (вряд ли это может быть целью и результатом) при получении второго высшего образования (система непрерывного образования нацелена на репрофессионализацию, а это более сложный процесс, чем просто получение второго высшего образования).
Но, как известно нередко НОВОЕ хорошо забытое СТАРОЕ. «Первые З.-в. (предприятия-школы с иной организацией учебного процесса и узко практической направленностью обучения) были созданы в СССР в 1930, но не получили тогда развития. Вновь были организованы в 1960. В 1971 в СССР было три самостоятельных З.-в. - при Ленинградском металлическом им. 22-го съезда КПСС, Карагандинском металлургическом и Московском автомобильном им. И.А. Лихачева заводах, а также З.-в. (на правах филиала втузов) в Ростове, Пензе и др.». [11].
Завод-втуз в СССР, организовывали на базе крупного промышленного предприятия (Volkswagen естественно является таким предприятием и естественно даже в изменившихся условиях может претендовать на создание образовательного учреждения по аналогам с тем, что было в СССР) для подготовки инженеров (технические специальности, но никакие другие) из числа работников данного и др. близких по профилю предприятий (кооперация нужна была даже для гигантов). Обучение проводилось как с отрывом (до нескольких, как правило - 5 месяцев в течение учебного года), так и без отрыва от производства при чередовании этих форм обучения (по неделям, месяцам, семестрам - форма выбиралась исходя из возможностей предприятия). Учебный процесс позволял (нередко это была полная профанация, которая подтверждается исследованиями авторов) органически сочетать теоретические занятия с производственной работой по специальности (качество как того, так и другого процесса нередко желало быть лучшим) на предприятии в течение всего срока обучения (5,5-6 лет). Соотношение времени работы на производстве и учебных занятий составляло один к одному. Выпускники защищали дипломные проекты на темы интересные для предприятия. Однако, как показала многолетняя практика, эти технологии образования были сложны и во многом затратные.
Одновременно необходимо отметить, что параллельно дуальному образованию развиваются педагогические технологии, полностью совпадающие по своему содержанию с рассматриваемыми, но имеющие другие названия. «В условиях реализации компетентностного подхода, выступающего в качестве результативно-целевой основы современного педагогического образования, требуется усиления его практической направленности. Решение обозначенной проблемы мы видим во внедрении идеи «обучения как участия» на всем протяжении образования будущих педагогов. Погружение студентов в атмосферу избранной ими профессиональной деятельности происходит в реальных условиях образовательных и иных организаций, обладающих необходимыми ресурсами для развития актуальных педагогических компетенций, что представляет несомненную практическую новизну и обеспечивает эффективный «вход» в профессию. Сложившаяся ситуация требует изменения «ландшафта» современного педагогического образования, его структурно-содержательных и организационно-технологических элементов. Ключевая роль в данном контексте нами отводится интегрированной клинической практике (выделено авторами). Она представляет собой системную учебно-профессиональную деятельность студентов в условиях организации - работодателя на протяжении всего процесса обучения в вузе,
направленную на решение актуальных конкретно-практических задач на основе проектной технологии как эффективного способа развития профессиональной компетентности». [12]
Таким образом, можно говорить, что в настоящее время практика обучающихся имеет несколько форм:
• практические занятия в образовательном учреждении (будем далее эти практические занятия называть «практика первого рода» и обозначать ППР1),
• практические занятия вне стен образовательного учреждения, но с учётом образовательных программ, например, участие в судебных разбирательствах, посещение адвокатских и юридических контор и т.д., которые непосредственно связаны с учебным процессом (будем далее эти практические занятия называть «практика второго рода» и обозначать ППР2),
• практические занятия вне стен образовательного учреждения, и несвязанные с образовательными программами, но имеющие отношение к будущей профессиональной деятельности, например, слушание дела в суде, просмотр предметных фильмов и т.д. (будем далее эти практические занятия называть «практика третьего рода» и обозначать ППР3),
• практические занятия вне стен образовательного учреждения, в рамках образовательных программ, например, учебная, производственная и преддипломная практика (будем далее эти практические занятия называть «практика четвёртого рода» и обозначать ППР4),
• практические занятия вне стен образовательного учреждения, с учётом образовательных программ, например, деятельность на будущем рабочем месте (в юридической, адвокатской и т.д. конторе) (будем далее эти практические занятия называть «практика пятого рода» и обозначать ППР5) Именно к этому виду практик можно частично отнести дуальное образование.
Таким образом, практика юриста складывается (применительно к дуальным технологиям образования) из следующих составляющих (при условии их независимости):
ПЮ = ППР1 + ППР2 + ППР3 + ППР4 + ППР5 (1)
где ПЮ - общий объём юридической практики в процессе образования.
Следовательно, можно предложить использование представлений о праксеологическом подходе в образовании и для других специальностей, в частности юристов. [13].
«ПРАКСЕОЛОГИЯ (от греч. praktis — практика) — теория эффективной организации деятельности. Термин «П.» впервые был употреблен Л. Бурдье (1882), но введен в оборот А. Эспинасом (1923) и воспринят Е. Слуцким (1926) и Т. Котарбиньским, который впоследствии обобщил свои взгляды на П. в кн. «Принципы хорошей работы» (1946) и «Трактат о хорошей работе» (1955). Благодаря Котарбиньскому термин «П.» и идеи П. были институционализированы в качестве направления теоретических и прикладных исследований. Появление П. было в русле исследовательских ожиданий и поисков начала века, нашедших также выражение в разработке А.А. Богдановым с 1910-х гг. идеи тектологии как теории универсальной организационной науки...
Задачами П., по Котарбиньскому, являются анализ техники и аналитическое описание элементов и форм рациональной деятельности, создание «грамматики действия» в порядке выработки наиболее общих норм максимальной целесообразности действий, в частности, в
виде системы общетехнических рекомендаций и предостережений применительно к профессиональной индивидуальной и коллективной деятельности (работы)» [14].
Германский опыт. На родине Volkswagen такая система дуального образования (менталитет немца и казахского студента отличаются значительно) давно является значимой. Часть крупных компаний даёт приоритет на подготовку профессиональных кадров (чаще всего технического плана) именно таким способом. Другие страны западной Европы в силу различных причин отстают в этом отношении от Германии. На сегодняшний день система дуального образования в Германии является образцом для всего Евросоюза.
Сегодня считается: главное отличие дуального образования от традиционной формы обучения состоит в сочетании теоретического обучения в колледже или вузе с практическим обучением на конкретном предприятии. Такое упрощённое понимание дуального образования приходит в противоречие с существующей реальностью. В период радикальных изменений в экономике более правильно сделать акцент на ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. В такой постановке дуальное образование является составной частью праксиологического образования при дуальной системе образования личность получает точные и значимые (проверенные в реальности) знания и навыки по выбранной специальности. Однако, как показывает практика, что хорошо для одной страны не приживается в другой, что значимо для одной профессии неважно для массы других. Именно это происходит с дуальным образованием при освоении его в Казахстане и России.
По мнению авторов данной работы, это связано с рядом причин, из которых целесообразно выделить следующие группы.
Первая группа причин. Наличие глубинных различий в технологическом, научном и техническом развитии.
Вторая группа причин. Особенности системы мышления носителей конкретной культуры с учётом национальных предпочтений.
Третья группа причин. Специфика правосознания граждан и наличие процессов по созданию договорного общества, как основы строительства новой экономики и цивилизации знания и риска.
Четвёртая группа причин. Подготовленность педагогического корпуса (теоретически, методологически, финансово и материально) к праксиологизации образования, как надсистемы для дуального образования.
Ниже представлен краткий анализ первой группы причин.
На всю систему практик значительное влияние оказывает наличие глубинных различий в технологическом, научном и техническом развитии стран (регионов). В первую очередь необходимо рассмотреть технологические уклады, которые прямо влияют на возможности организации образовательных процессов. «Технологический уклад (синонимы: англ. waves of innovation, англ. techno-economic paradigm, нем. Techniksysteme) — один из терминов теории научно-технического прогресса. Означает совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресс» [15].
Первый технологический уклад. Начало глобальной промышленной революции Хронология и структура: 1770 год — начало развития новых систем технологий, с 1790 года — широкое распространение, с 1830 года наблюдался конец фазы быстрого роста. Основа технологического уклада: прядильные машины, и на их базе текстильная промышленность. Подготовка к новым революционным процессам. Новизна: механизация труда, создание
поточного производства. В 1803 году создан первый паровоз. «Первый паровоз был создан в Великобритании в 1803 Ричардом Тревитик». [16] Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия. Проблемы с дуальным образованием не возникали, так как количество сложных технологий было минимальным, а темп инновационных процессов был не велик. Профессиональное образование не было массовым.
Второй технологический уклад. Хронология и структура уклада: 1830 год — начало развития новых систем технологии, с 1847 года — период широкого распространения, с 1880 года — конец фазы быстрого роста. Основа второго технологического уклада — паровая машина и на её базе паровое судоходство, железнодорожное движение. Как следствие угледобыча, металлургия железа. Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США. Проблемы с дуальным образованием имели незначительное место, так как росло количество сложных технологий, которые необходимо было осваивать тем, кто был воспитан в другой технической и технологической культуре. Темп инновационных процессов был не велик и интеллектуальных способностей хватало у большинства людей. Профессиональное образование не было массовым и поэтому можно было осуществлять отбор по склонности к точным и техническим наукам. «Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров. Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе» [17].
Третий технологический уклад. Хронология и структура уклада: 1880 год — начало развития технологии, с 1897 года — период широкого распространения, с 1930 года — конец фазы быстрого роста. Основа третьего технологического уклада — неорганическая химия (конвертер, динамит) и как следствие строительство и эксплуатация железных дорог, кораблестроение, производство вооружения. Страны-лидеры: Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды. Проблемы с дуальным образованием имели место с возрастающей степенью, так как быстро росло количество сложных технологий, которые необходимо было осваивать большому количеству человек. Массовое переселение из сельских районов в города требовало качественно нового образования и обучения. Сельская культура и городская культура имеют значительные отличия Темп инновационных процессов возрос настолько, что потребовались отдельные технологии по праксеологизации образования. Третий технологический уклад можно считать началом организации праксиологического образования, причём дуальные технологии довлеют. Но сложность технических систем не велика и интеллектуальных способностей хватало у большинства людей для качественно дуального образования. Профессиональное образовании в определённой степени становится массовым и поэтому возникают проблемы по осуществлению отбора исходя из наличия склонности к точным и техническим наукам.
Четвёртый технологический уклад. Хронология и структура уклада: 1930 год — начало развития технологии, с 1943 года — период широкого распространения, с 1970 года — конец фазы быстрого роста. Основа четвёртого технологического уклада: двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия, проводная телефонная связь, и как следствие: автомобилестроение и строительство дорог, самолётостроение и освоение воздушного пространства. Страны-лидеры: США, Западная Европа, СССР. Проблемы с дуальным образованием возросли настолько, что начали организовывать новые формы
профессионального образования, в частности заводы втузы в СССР. Быстро растет количество сложных технологий, которые необходимо осваивать большому количеству человек. Массовое переселение из сельских районов в города требовало качественно нового образования и обучения. Сельская культура и городская культура имеют значительные отличия Темп инновационных процессов возрос настолько, что потребовались отдельные технологии по праксиологизации образования. Но сложность технических систем не настолько велика, чтобы не хватало интеллектуальных способностей для качественно дуального образования. Профессиональное образование в значительной степени становится массовым, и поэтому возникают проблемы, по осуществлению отбора претендентов на конкретный вид деятельности исходя из наличия имеющихся склонностей.
Пятый технологический уклад. Хронология и структура уклада: 1970 год — начало развития новых систем технологий, с 1983 года — период широкого распространения, с 2010 года — конец фазы быстрого роста Основа - достижения в области: технологостроения, в том числе микроэлектронике, информатики, биотехнологии, генной инженерии, электрической энергии, материаловедение, освоение космического пространства, спутниковая связь и т. п. Проблемы с дуальным образованием возросли настолько, что начали говорить о так называемом «цивилизационном разрыве» между поколениями. Начинаются поиски новых форм праксеологического образования. Дуальное образование проникает как новая форма образования из технической сферы в гуманитарное образование, и, прежде всего, в юридическую подготовку специалистов. Организовывать новые формы профессионального образования требуется в условиях воззренологической революции. Имеют место широкого освоения с возрастающей степенью революционные информационные технологии. Массовизация образования достигает апогея. Необходимо постоянно осваивать большому количеству человек новые технологии, как в быту, так и профессиональной деятельности. Техническая культура и юридическая культура должны не противоречить друг другу, а дополнять и поддерживать разные стороны деятельности человека. Именно эти проблемы заставляют переходить к дуальным технологиям образования. «Дуальные системы обучения в первую очередь используются в таких областях, как техника, экономика и социальное обеспечение. При этом спектр специальностей охватывает машиностроение, инженерное дело, строительство, индустрию недвижимости, менеджмент туризма и социальный менеджмент. Не практикуется дуальное обучение в таких областях, как искусство и гуманитарные науки» [18].
Шестой технологический уклад. Хронология и структура уклада: 2010 год — начало развития технологии, с 2018 года — период широкого распространения, с 2040 года — конец фазы быстрого роста. Основа технологического уклада: биотехногенные системы на базе гастюровских и наноматериалов, биотехнологии в том числе фотосинтезирующие, космические информационные технологии, когнитивные науки, социогуманитарные технологии, левитационный транспорт. Проблемы с дуальным образованием возрастают настолько, что необходимо говорить не только о так называемом «цивилизационном разрыве» между поколениями, но и «праксиологическом разрыве». Интенсивно ведутся поиски новых форм праксиологического образования. Дуальное образование начинает широко проникать как новая форма образования из технической сферы в гуманитарное образование, и, прежде всего, в юридическую подготовку специалистов. Однако это происходит первоначально на спонтанной основе. Организовывать новые формы профессионального образования требуется в условиях возрастающего влияния воззренологической революции. Массовизация образования условие жизни всех стран и народов. Необходимо постоянно осваивать большому количеству человек новые технологии, как в быту, так и профессиональной деятельности. Интеллектуальных способностей конкретного человека не хватает «Информационный взрыв» приводит к качественным сдвигам в юридической практике.
Казахстан имеет все основания к переходу к новому (шестому) технологическому укладу и созданию качественного праксеологического образования, в котором дуальные технологии должны занять ведущее место.
Доля технологических укладов в экономике некоторых стран (экспертная оценка без учёта военных технологий и технологий двойного назначения) имеет следующие показатели
Страна III техноуклад IV техноуклад V техноуклад VI техноуклад
США - 20% 60% 5%
Россия 26% 52% 11% 1%
Казахстан 37% 47% 3,0% 3,0%
Таким образом, можно сделать выводы:
1. В основе развития общества лежит технологическая база, которая предопределяет направления движения и создаёт предпосылки для формирования юридического образования, которое в условиях перехода к новому (шестому) технологическому укладу должно иметь принципиально иные, инновационные, социально значимые и экономически эффективные педагогические технологии.
2. Дуальные технологии образования (ДТО) широко применяются при подготовке специалистов, связанных с научно-техническим прогрессом и зарекомендовали себя как в СССР (в частности в деятельности заводов ВТУЗов), так и в других высокоразвитых в промышленном отношении странах положительно, причём, как показала длительная практика, чем выше концентрация производства, тем эффективнее применение ДТО.
3. В настоящее время отсутствует широкая практика использования дуальных технологий образования применительно к юридическому образованию, а первые попытки перенесения данных технологий на принципиально иные системы образования (педагогическое, экономическое, юридическое и т. д.) встречает большое количество проблем самого различного характера, теоретической и методологической направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.proza.ru/2014/03/13/1173.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118 zakon.kz.
3. Пугач В.Н., Кирсанов К.А., Алимова Н.К. Качество образования: приглашение к размышлению. - М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашкова и К'», 2011. -312 с.
4. http://www.profile-edu.ru/prakticheskie-zanyatiya-v-vuze-sushhnost-osobennosti-podgotovki.html.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0 %BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/.
6. Постановление Правительство Республики Казахстан 15 октября 2014 года за №1093 «Дорожная карта дуальной системы образования, предусматривающая создание учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке ВУЗами и колледжами специалистов».
7. http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/75_ponjatie_quot_praktika_quot_sootnoshenie_ 1еогИ_1^ргак11к1/1-1-0-19.
8. http://all-books.biz/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/yuridicheskaya-praktika.html.
9. http://livepark.pro/blog/yo/10079.html.
10. http://www.vwgroup.ru/press/news/pervye_uchastniki_programmy_dualnogo_ obuchenija_poluchili_diplomy_vypusknikov/.
11. http://www.big-soviet.ru/297/29232/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0% В4-%В0%В2%Б1%82%В1%83%Б0%В7.
12. Картавых М.А., Прохорова И.В. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики // Интернет -журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. Ш 6 http://naukovedenie.ru/PDF/49PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.1 5862/49РУШ1.
13. Михайлова Е.Н. Праксеологический подход в исследовательской деятельности педагога // Вестник ТПГУ. Выпучк 10 (61). 2006.
14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/967/%D0%9F%D0%A0%D0%90% D0%9A%D0%A1%D0%95%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0% АР.
15. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5 %F1%EA%E8%E9_%F3%EA%EB%E0%E4.
16. http://otvet.mail.ru/question/5497796.
17. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня, №5, 2004 - С. 20-27.
18. К вопросу развития системы образования Казахстана в дуальном формате. http://gigabaza.ru/doc/91726.html.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Semchenko Eugene Evgen'evich
The Federal service for supervision in education and science
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Alimova Natalia Konstantinovna
Russian new University Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Akhatova Zhanara Nurl'baevna
West Kazakhstan engineering and Humanities University
Kazakhstan, Uralsk E-mail: Uralsk [email protected]
Dual education technology: national and international experience and issues on its application to improve the quality in the activities of practicing lawyers
Abstract. The article focuses on the fact that the modern educational system places the utmost importance to the practical knowledge and know-how that form the necessary competences of specialist. The author introduces the concepts that the law practice is fundamentally different from other practices (such as engineering, managerial, and so on). It is proposed that the institutional structure of law practice has the following functions: harmonizing, right - directing, right - concrete, informational, economic, axiological and innovative. A new concept was introduced into the scientific use: "DUALER" and classification of practices was made (with selection of generic characteristics): practical training in an educational institution; practical training outside the educational institution, but taking consideration of the educational programs, for example, participation in the court proceedings, visit to law offices and law firms and so on, which are directly connected with the educational process; practical training outside the educational institution and unrelated to the educational programs, but bearing a relation to the future professional activity, such as a court hearing, screening of subject films and so on; practical training outside educational institution within the framework of educational programs, for example, field studies, pre-graduation practice, practical training outside the educational institution, taking into account the educational programs, for example, activity on the future workplace.
Keywords: factory-technical college; lack of professionals; Program of Forced Industrial-Innovative Development; legal practice; engineering practice; managerial practice; fundamental nature; institutional structure of legal practice; harmonizing function; right - directing function; right - concrete function; information function; economic function; axiological function and innovative function; production tasks; in-plant training; vested knowledge; development of competence complex; harmonization of competences; check by practice; dual educational programs; dualler; classification of practices; screening of subject films; educational institution; educational programs; activities; future workplace; praxiology; technological mode; staring revolution; massification of education; professional activity; intellectual ability; information explosion; Kazakhstan; Russia; innovation policy; economic development; the Eurasian Economic Union; improvement of staff training system; student training positions; virtual simulation equipment.
REFERENCES
1. http://www.proza.ru/2014/03/13/1173.
2. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya Respubliki Kazakhstan na 2011-2020 gody. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 7 dekabrya 2010 goda №1118 zakon.kz.
3. Pugach V.N., Kirsanov K.A., Alimova N.K. Kachestvo obrazovaniya: priglashenie k razmyshleniyu. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya. «Dashkova i K'», 2011. -312 s.
4. http://www.profile-edu.ru/prakticheskie-zanyatiya-v-vuze-sushhnost-osobennosti-podgotovki.html.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0 %BD%D0%BE%D0%B 5_%D0%BE%D0%B 1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/.
6. Postanovlenie Pravitel'stvo Respubliki Kazakhstan 15 oktyabrya 2014 goda za №1093 «Dorozhnaya karta dual'noy sistemy obrazovaniya, predusmatrivayushchaya sozdanie uchebnykh tsentrov povysheniya kvalifikatsii i perekvalifikatsii pri proizvodstvennykh predpriyatiyakh i ikh uchastie v podgotovke VUZami i kolledzhami spetsialistov».
7. http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/75_ponjatie_quot_praktika_quot_sootnoshenie_ teorii_i_praktiki/1-1-0-19.
8. http://all-books.biz/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/yuridicheskaya-praktika.html.
9. http://livepark.pro/blog/yo/10079.html.
10. http://www.vwgroup.ru/press/news/pervye_uchastniki_programmy_dualnogo_ obuchenija_poluchili_diplomy_vypusknikov/.
11. http://www.big-soviet.ru/297/29232/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0% B4-%D0%B2%D1%82%D1%83%D0%B7.
12. Kartavykh M.A., Prokhorova I.V. Effektivnoe vkhozhdenie budushchikh pedagogov v professiyu s pomoshch'yu integrirovannoy klinicheskoy praktiki // Internet - zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2014. No 6 http://naukovedenie.ru/PDF/49PVN614.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl. DOI: 10.1 5862/49PVN61.
13. Mikhaylova E.N. Prakseologicheskiy podkhod v issledovatel'skoy deyatel'nosti pedagoga // Vestnik TPGU. Vypuchk 10 (61). 2006.
14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/967/%D0%9F%D0%A0%D0%90% D0%9A%D0%A1%D0%95%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0% AF.
15. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5 %F1%EA%E8%E9_%F3%EA%EB%E0%E4.
16. http://otvet.mail.ru/question/5497796.
17. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista // Vysshee obrazovanie segodnya, №5, 2004 - S. 20-27.
18. K voprosu razvitiya sistemy obrazovaniya Kazakhstana v dual'nom formate. http://gigabaza.ru/doc/91726.html.