Научная статья на тему 'Триединство образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов в республике Казахстан'

Триединство образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETITIVE PERSONNEL / EDUCATIONAL PROGRAMS / STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROGRAMS / INTEGRATION OF EDUCATION / SCIENCE AND PRODUCTION / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алибекова Балшекер Ашикбаевна

Статья посвящена обобщению опыта реализации триединства образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов в системе высшего и послевузовского образования Республики Казахстан на примере одного из ведущих вузов страны Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Особое внимание автором обращено основным направлениям обеспечения триединства в процессе разработки, экспертизы образовательных программ, учебно-методического сопровождения учебного процесса, прохождения обучающимися профессиональных практик по специальностям «Учет и аудит» и «Государственный аудит». Автор также раскрывает особенности образовательных программ, реализуемых на принципах триединства образования, науки и производства. Это инновационность, междисциплинарность, гибкость и практикоориентированность, которые в комплексе обеспечивают подготовку специалистов, обладающих знаниями и компетенциями, соответствующими современным тенденциям развития науки и запросам практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алибекова Балшекер Ашикбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Triunity of Education, Science and Production at the Training of Accountants and Auditors in the Republic of Kazakhstan

The article is devoted to the generalization of the experience in the implementation of the triune of education, science and production in the course of preparation of the accountants and auditors in the system of higher and postgraduate education of the Republic of Kazakhstan, on the example of one of the leading universities in the country the Eurasian National University named after. L. N. Gumilyev. The author pays special attention to the main areas of triunity provision in the process of development, examination of educational programs, educational and methodological support of the educational process, and the undergoing professional practices in the areas and specialties “Accounting and Auditing” and “State Auditing”. The author also reveals the features of educational programs which are being implemented on the principles of the triunity of education, science and production. These are innovation, interdisciplinarity, flexibility and practical orientation, which (if used in combination) ensure the training of specialists with knowledge and competencies which correspond to the modern trends in scientific development as well as practical requirements

Текст научной работы на тему «Триединство образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов в республике Казахстан»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

73

УДК 657

Триединство образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов в Республике Казахстан

АЛИБЕКОВА БАЛШЕКЕР АШИКБАЕВНА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Учет, аудит и анализ», Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Астана, Республика Казахстан alibekova_ba@enu.kz

Аннотация

Статья посвящена обобщению опыта реализации триединства образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов в системе высшего и послевузовского образования Республики Казахстан на примере одного из ведущих вузов страны - Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Особое внимание автором обращено основным направлениям обеспечения триединства в процессе разработки, экспертизы образовательных программ, учебно-методического сопровождения учебного процесса, прохождения обучающимися профессиональных практик по специальностям «Учет и аудит» и «Государственный аудит». Автор также раскрывает особенности образовательных программ, реализуемых на принципах триединства образования, науки и производства. Это - инновационность, междисциплинарность, гибкость и практикоориентированность, которые в комплексе обеспечивают подготовку специалистов, обладающих знаниями и компетенциями, соответствующими современным тенденциям развития науки и запросам практики.

Ключевые слова: конкурентоспособные кадры; образовательные программы; структура образовательных программ; интеграция обучения, науки и производства; практико-ориентированная подготовка.

Triunity of Education, Science and Production at the Training of Accountants and Auditors in the Republic of Kazakhstan

BALSHEKER ALIBEKOVA,

Candidate of Economic Sciences, Head, Department of Accounting, Audit and Analysis, L. N. Gumilyov Eurasian National University, Astana, Republic of Kazakhstan alibekova_ba@enu.kz

Abstract

The article is devoted to the generalization of the experience in the implementation of the triune of education, science and production in the course of preparation of the accountants and auditors in the system of higher and postgraduate education of the Republic of Kazakhstan, on the example of one of the leading universities in the country - the Eurasian National University named after. L. N. Gumilyev.

The author pays special attention to the main areas of triunity provision in the process of development, examination of educational programs, educational and methodological support of the educational process, and the undergoing professional practices in the areas and specialties "Accounting and Auditing" and "State Auditing". The author also reveals the features of educational programs which are being implemented on the principles of the triunity of education, science and production. These are innovation, interdisciplinarity, flexibility and practical orientation, which (if used in combination) ensure the training of specialists with knowledge and competencies which correspond to the modern trends in scientific development as well as practical requirements.

Keywords: competitive personnel; educational programs; structure of educational programs; integration of education, science and production; practice-oriented training.

В Республике Казахстан в настоящее время функционируют 130 высших учебных заведений. Одним из ведущих классических многопрофильных университетов Казахстана является Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, который из года в год усиливает свои ведущие позиции в сфере образования и науки Республики Казахстан и мира. Результатами плодотворной работы всего коллектива университета стали лидирующие позиции не только в национальных, но и в международных рейтингах. Это единственный вуз в Казахстане и Содружестве Независимых Государств (СНГ), вошедший в число 50 лучших университетов мира в рейтинге OS Top 50 Under 50, образованных не более полувека назад. Университет сегодня занимает 345-ю позицию среди 916 лучших университетов мира в авторитетном рейтинге OS World University Ranking, разделяя место с такими крупнейшими российскими вузами, как МГИМО и Московский физико-технический институт (государственный университет).

На базе университета функционируют Учебно-методические объединения (УМО) Республиканского учебно-методического совета высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан по специальностям «Государственный аудит» и «Тюркология».

На 13 факультетах университета 68 кафедрами ведется подготовка по 65 программам бакалавриата, 68 программам магистратуры и 39 программам Ph D.

Кафедра «Учет, аудит и анализ» осуществляет подготовку по двум специальностям: «Учет и аудит» (бакалавриат — магистратура)

и «Государственный аудит» (бакалавриат — магистратура — докторантура).

В Казахстане взят курс на освоение и развитие высокотехнологичных производств. Одна из важнейших задач, как отмечено в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы [1], это обеспечение современных высокотехнологичных производств Казахстана конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием. При этом приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства.

Интеграция обучения, науки и производства предусматривает их органическое соединение в подготовке бухгалтеров и аудиторов. Содержание образовательных программ по специальностям «Учет и аудит», «Государственный аудит», в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами высшего и послевузовского образования, предусматривает теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу, профессиональную практику с ориентиром на результаты обучения и соответствие Национальной рамке квалификаций (см. таблицу)1.

В Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева при подготовке

1 См.: Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования: постановление Правительства Республики Казахстан от 23.08.2012 № 1080 (с внесенными изменениями и дополнениями от 13.05.2016 № 292). URL: http:// online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2017); Национальная рамка квалификаций. URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2017).

Триединство образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов..

Структура образовательных программ по подготовке бухгалтеров и аудиторов в Республике Казахстан

№ п/п Составляющие образовательной программы Бакалавриат Магистратура Докторантура

Объем, кредиты Структура, % Объем, кредиты Структура, % Объем, кредиты Структура, %

1 Теоретическое обучение 129 91,5 42 71,2 15 20,0

2 Научно- исследовательская работа 3 2,1 £ 7 11,8 £ 50 66,6

3 Практика £ 6 4,3 £ 6 10,2 £ 5 6,7

4 Итоговая аттестация 3 2,1 4 6,8 5 6,7

5 Всего 141 100 59 100 75 100

бухгалтеров и аудиторов сложились различные формы реализации интеграции образования, науки и производства. Основные направления взаимодействия следующие:

• во-первых, привлечение научных партнеров и работодателей к разработке и экспертизе образовательных программ. По специальности «Государственный аудит» партнеры участвуют и в разработке типовых учебных планов и типовых учебных программ, так как, как было указано выше, на базе университета функционирует УМО по данной специальности.

Актуальность сотрудничества в данном контексте чрезвычайно важна, особенно на этапе разработки образовательных программ, так как в республике отсутствуют профессиональные стандарты по обеим специальностям. Кроме того, специальность «Государственный аудит» введена в Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан только в начале 2016 г.2 Участие партнеров в разработке

2 Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. URL: http:// online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2017).

образовательных программ в этих условиях позволяет сформировать образовательные программы, обеспечивающие приобретение необходимых для работодателя навыков, соответствующих современному уровню развития науки и практики.

Участие партнеров обеспечивается через включение их в состав Комитетов по разработке образовательных программ. Так, членами Комитета по разработке образовательных программ по специальностям «Учет и аудит» и «Государственный аудит» являются члены Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, практикующие аудиторы и профессиональные бухгалтера. Ими внесены предложения по включению в образовательные программы таких элективных дисциплин, как «Правовое обеспечение бизнеса», «Антикризисное управление», «Консолидация финансовой отчетности в государственных учреждениях», «Риск-менеджмент в государственном секторе на макро- и микроуровне», «Оценка эффективности государственных и отраслевых программ», «Теория и практика аудита специального назначения», «Методология и практика налогового аудита», «Аудит

консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета», «Стратегический аудит» и др.;

• во-вторых, участие партнеров в реализации образовательных программ. Наиболее распространенной формой интеграции в этом аспекте является создание филиалов кафедр в организациях и научных учреждениях. Целью их создания является обеспечение практико-ориентированной подготовки, эффективное использование кадровых и материальных возможностей предприятий, проведение совместных научно- исследовательских работ и т.д.

В филиале кафедры «Учет, аудит и анализ» на базе республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Центр по исследованию финансовых нарушений» при Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета проводятся учебные занятия для обучающихся на уровне магистратуры и докторантуры, осуществляется промежуточный и итоговый контроль их знаний. Ведущие ученые и практики в области государственного аудита проводят не только аудиторные занятия, но и разрабатывают весь учебно-методический материал — рабочие программы (силлабусы), учебно-методические комплексы дисциплин и другую учебную литературу, что обусловливает их практическую направленность. Под их руководством магистранты ведут научные исследования и пишут магистерские диссертации по актуальным проблемам внешнего и внутреннего государственного аудита. Представители работодателей и академической общественности также привлекаются в качестве рецензентов дипломных работ и магистерских диссертаций.

Научное сотрудничество носит взаимный характер. Ведущие ученые кафедры «Учет, аудит и анализ» предоставляют услуги по экспертизе отчетов исследовательских работ. Только за последние 2 года проведено четыре такие экспертизы.

Большая работа проводится в плане обеспечения обучающихся базовыми учебниками. В 2016 г. выпущен первый в республике совместный учебник «Государственный аудит» под редакцией председателя Счетного комитета по

контролю за исполнением республиканского бюджета К. Е. Джанбурчина.

С 2016 г. существенно повысилась интеграция в области реализации профессиональных практик. Начиная с этого периода, предусмотрено не только обязательное прохождение профессиональных практик, начиная с первого курса, и увеличение числа кредитов, отведенных на них, но также обязательно согласование программ профессиональных практик с базами практик3.

Особенностями образовательных программ по специальностям «Учет и аудит» и «Государственный аудит», сформированных и реализуемых таким образом, являются:

• инновационность — включение модулей, соответствующих современному уровню и тенденциям развития бухгалтерского учета и аудита, изучающих передовые технологии, направления деятельности бухгалтеров и аудиторов;

• междисциплинарность — изучение смежных модулей, формирующих знания в области экономики, финансов, права и др;

• гибкость — формирование компетенций с учетом потребностей работодателя как непосредственного заказчика;

• практикоориентированность — обучение на производстве и выполнение магистерских диссертаций на предприятиях.

В перспективе, на наш взгляд, следует обратить внимание на дальнейшую диверсификацию направлений и форм реализации триединства образования, науки и производства. Важную роль в интеграции образования, науки и производства должен сыграть Совет работодателей университетов4. Совет создан для оказания содействия университету в области обучения и трудоустройства студентов, повышения качества образования, эффективного

3 Правила организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практики // приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 29.01.2016 № 107. URL: http://online. zakon.kz (дата обращения: 10.04.2017).

4 Положение о Совете работодателей Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. URL: http:// www.enu.kz/ru/o-enu/sovet-rabotodateley-enu-imeni-l-n-gumileva/ (дата обращения: 10.04.2017).

Триединство образования, науки и производства при подготовке бухгалтеров и аудиторов..

взаимодействия с предприятиями и организациями по направлениям подготовки специалистов. В его состав входят представители предприятий, научных и общественных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти, а также представители университета.

Совет решает следующие задачи:

• содействует формированию профессиональных компетенций выпускников с учетом рекомендаций работодателей;

• принимает участие в разработке и экспертизе образовательных программ;

• анализирует и вносит предложения по совершенствованию учебных планов и программ в соответствии с реальными запросами потребителей;

• участвует в образовательном процессе, проведении профессиональных практик, в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников и т.д.

Важное место в реализации принципа триединства образования, науки и производства должны занять научные подразделения университета, такие как молодежный бизнес-инкубатор, который формирует у обучающихся не только предпринимательские компетенции, но и создает условия для коммерциализации стартап-проектов студентов, магистрантов, докторантов университета.

Несмотря на то что в некоторых случаях наблюдается отсутствие заинтересованности со стороны работодателей в разработке образовательных программ, элективных модулей, формализм в участии представителей в работе

комитетов, экспертизе образовательных программ, в особенности по специальности «Учет и аудит», в целом очевидно, что интеграция образования, науки и производства является одним из ключевых условий инновационного развития экономики Республики Казахстан.

Казахстан поставил себе задачу войти в число 30 конкурентоспособных стран мира5. Среди показателей глобального индекса конкурентоспособности рейтинга Всемирного экономического форума есть опросный показатель «Совершенство стандартов учета и аудита». Включение в список данного показателя не случаен: страна становится конкурентоспособной, когда она может свободно интегрироваться в мировую экономику и привлекать инвестиции. Казахстан первым на постсоветском пространстве внедрил Международные стандарты финансовой отчетности и аудита в реальном секторе, и теперь идет процесс внедрения в государственном секторе. В настоящее время по степени применения Международных стандартов аудита и отчетности республика в лидерах стран СНГ и занимает 88-е место среди 138 стран мира [2].

Триединство образования, науки и производства в реализации образовательных программ по специальностям «Учет и аудит» и «Государственный аудит» внесет свою лепту в повышение глобальных индексов конкурентоспособности.

5 Послание Президента Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» (г. Астана, 31.01.2017). URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 10.04.2017).

Литература

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. URL: http://adilet.zan.kz/ (дата обращения: 10.04.2017).

2. КоржоваН. Суверенный Казахстан: 25 лет жизни и реформ // Казахстанская правда. 2016. 14 дек.

References

1. Gosudarstvennaia programma razvitiia obrazovaniia i nauki Respubliki Kazakhstan na 2016-2019 gody [State program for the development of education and science in the Republic of Kazakhstan for the period of 2016-2019]. URL: http://adilet.zan.kz/ (accessed: 10.04.2017) (in Russian).

2. Korzhova N. Suverennyi Kazakhstan: 25 let zhizni i reform [Sovereign Kazakhstan: 25 years of life and reforms]. Kazakhstanskaia pravda — Kazakhstan Truth, 2016, December, 14th (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.