Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2015
АН. СВИРИНА кандидат экономических наук; старший научный сотрудник Института экономики РАН
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В статье исследуются проблемы развития научно-образовательных кластеров в условиях интеграции образования, науки, производства и бизнес-структур. Научно-образовательный кластер рассматривается как перспективная институциональная модель, обеспечивающая совместные скоординированные действия всех субъектов интеграционной системы «образование - наука - производство», направленные на развитие кадрового потенциала, способного к реализации задач инновационного развития регионов России.
Ключевые слова: территориальный инновационный кластер, инновационный научно-образовательный кластер, система профессиональной подготовки кадров, дуальная форма подготовки квалифицированных кадров, постдоковские программы.
1БЬ: 0110, 0330, 1220.
Современный этап развития российской экономики характеризуется возросшей потребностью в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов и профессиональных рабочих разных направлений. С учетом значительного сокращения периода «старения» знаний образовательные институты должны искать новые способы функционирования и инновационные формы организации обучения. В основе новой модели формирования специалиста в системе высшего профессионального образования должна лежать концепция подготовки специалиста, вооруженного современным инструментарием, технологиями и методиками профессиональной деятельности и проектного управления, соответствующими современным требованиям инновационного и технологического развития производства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в качестве целевого ориентира модернизации системы подготовки профессиональных кадров предусматривается «...формиро-
вание к 2020 году около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы для решения кадровых и исследовательских задач общенациональных инновационных проектов»1.
В условиях ограниченной мобильности трудоспособного населения страны, высокой стоимости жилья, недостаточной развитости социальной, транспортной инфраструктуры решить эту задачу за счет миграции населения достаточно сложно. В связи с этим особенно острой становится потребность постоянного обновления профессиональных знаний и компетенций специалистов в регионах. Оптимальным решением для многих регионов представляется обучение проживающих на территории граждан новым компетенциям, то есть подготовка и переподготовка кадров на месте. Представляется важным, чтобы система профессиональной подготовки кадров соответствовала техническому и технологическому уровню современного производства. В этой связи необходима ее целенаправленная ориентация на подготовку кадров по заказу предприятий реального сектора экономики.
Одним из ключевых инструментов реформирования и оптимизации региональных систем профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров выступает развитие образовательных кластеров, объединяющих образовательные учреждения разных уровней и базовые предприятия - работодателей. Стратегической целью такого сотрудничества является создание инновационной научно-образовательной структуры - кластера, способного как обеспечивать кадровые потребности потенциальных работодателей (бизнес-структур), так и оказывать существенное влияние на инновационное развитие региона (муниципалитета) посредством объединения образовательной и исследовательской составляющей деятельности вузов с реальными потребностями потенциальных предприятий региона. Эта структура должна обладать гибкостью и адаптивностью к динамично изменяющимся условиям рынка специалистов, товаров и услуг.
Инновационные научно-образовательные кластеры, как гибкие сетевые структуры, выступают одной из наиболее развитых форм интеграции науки, образования и реального сектора экономики, в рамках которых на основе многосторонних соглашений объединяются вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы. Это создает предпосылки для решения таких задач, как: повышение качества подготовки специалистов, социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных на рынке труда; обеспечение инновацион-
1 Федеральный портал PROTOWN.RU Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Вестник ИЭ РАН. №4. 2015 С. 118-129
ного характера развития образовательной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций региона; развитие учебной, материальной, методической и производственной базы учебных заведений научно-образовательного кластера.
Главное в содержании понятия «инновационный научно-образовательный кластер» состоит в его предназначении - обеспечивать благоприятные условия для концентрации интеллектуального и технологического потенциала крупных промышленных компаний, НИИ и университетов, создания малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов научных исследований [1]. Собственно не только в научной литературе, но и в практике функционирования образовательных кластеров встречаются различные модификации их названий, например, «научно-образовательно-производственные», «индустриальные образовательные» или «инновационно-образовательные». Структуру данных кластеров в обобщенном виде можно представить как «системное объединение различных организаций (образовательных, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов местного самоуправления, общественных организаций и т. п.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона»2. Принципиальным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу по инициативе самих учреждений профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу.
В структурной организации инновационного научно-образовательного кластера можно выделить два уровня: базовый, который представляется учреждениями профессионального начального, среднего и высшего образования, и профильный, включающий учреждения академической, ведомственной и производственной науки; министерства и ведомства региона; предприятия и организации профиля данного кластера; органы государственной власти и местного самоуправления. Представленные типы организаций являются структурообразующими элементами инновационного научно-образовательного кластера, вза-
2 Проект. Концепция развития инновационно-образовательных кластеров Свердловской области. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет». Екатеринбург, 2011.
имодействие которых осуществляется на принципах государственно-частного партнерства.
В образовательном кластере университету отводится роль центра по подготовке и переподготовке кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, научно-технологического центра, являющегося источником и проводником инноваций, обеспечивающим предприятия новыми конкурентоспособными разработками и технологиями. При этом университет на основе профессиональных достижений и с учетом опыта образовательной и научно-исследовательской деятельности увеличивает объемы и направления научно-производственной деятельности, повышает качество подготовки специалистов. Вуз в рамках кластера становится системой накопления и расширенного воспроизводства идей, знаний и технологий, центром новых интеллектуальных и научных технологий, способных влиять на развитие регионального образования, науки, на внедрение высоких технологий и оптимизацию производства. Университет становится учебной, научно-производственной, экспериментальной и материально-технической базой для формирования эффективного кадрового потенциала региона. В конечном итоге включение университетов в инновационные научно-образовательные кластеры позволит обеспечить региону конкурентные преимущества за счет одновременного осуществления инвестиций в реальный сектор экономики, в развитие образовательной и научно-исследовательских сфер.
Основная задача при создании образовательного кластера заключается в повышении привлекательности кооперации между местными учебными заведениями профессионального образования и предприятиями отрасли. Для того чтобы эта задача была решена, необходимо прежде всего обеспечить внутри кластера взаимодействие, способствующее мультипликативному эффекту трансфертов инновационных технологий отрасли в профессиональное образование. Организация взаимодействия различных партнеров кластера строится на основе принципов интеграции, корпоративности, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации профессионального образования. Следует отметить, что функционирование образовательных кластеров на основе этих принципов будет способствовать отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера. По отношению к учреждениям профессионального образования будет обеспечиваться гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов. Перспективное направление организации инновационных научно-образовательных кластеров, в создании которых, на наш взгляд, необходимо предусмотреть участие не только бизнеса, вузов и учреждений профессионального образования, но и академической науки и админи-
страции региона, должно явиться важной предпосылкой для системного подхода к формированию кадрового потенциала, способного к реализации задач реиндустриализации российской экономики.
В перечень кластеров, базирующихся на модели, объединяющей научные, образовательные организации и предприятия, нацеленные на выпуск инновационной продукции и развитие кадрового потенциала внутри кластера, включают, к примеру, такие организации, как: Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск - Авиа» (Ульяновская обл.), «Образовательно-производственный кластер судостроения» в Дальневосточном федеральном округе в городе Большой Камень Приморского края3. Стратегическим партнером последнего является ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (АЦСС)» - дочернее предприятие государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация», которая включает в себя около 80% судоремонтных и судостроительных производственных мощностей Дальневосточного Федерального округа РФ.
Структура кластера включает:
- Дальневосточный судостроительный колледж, реализующий интегрированные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием, а также программы дополнительного профессионального образования по заявке предприятий;
- филиал Дальневосточного федерального университета;
- многофункциональный центр прикладных квалификаций;
- учебный центр на базе предприятия, оснащенный учебно-производственным оборудованием.
Отношения между участниками проекта регламентируются соответствующими договорами, в том числе договором с Администрацией Приморского края. В прошлом году в рамках кластера выпущено 16 специалистов с высшим образованием. В кластере обучение по программам высшего профессионального образования осуществляется в филиале университета по типу «завод-втуз». Прототипами этой формы подготовки специалистов выступают бывшие завод-втуз при ЗИЛе и Пензенский завод-втуз, соответственно преобразованные в Московский государственный индустриальный университет и Пензенский государственный технологический университет. Используя наработанный в этих университетах опыт по подготовке специалистов по особой форме высшего профессионального образования «завод-втуз», в образовательном судостроительном кластере Дальневосточ-
3 http://www.i-regions.or. Доклад «О реализации практических мер по использованию указов Президента РФ о социально-экономическом развитии России», декабрь 2013 г., Москва, Кремль.
ного Федерального округа обучение организуется фактически на будущем (или настоящем) месте работы студента. В результате на выходе выпускник вооружен не только знаниями и умениями, но и адаптирован к условиям реального производства. Тем самым, с одной стороны, формируется социально защищенная личность, обладающая уникальными компетенциями, с другой стороны, максимально удовлетворяются потребности конкретного работодателя, экономики региона и страны в целом.
Динамика структурной организации кластеров находится в постоянном развитии, о чем наглядно говорят цифры и факты консорциума «Научно-образовательно-производственного кластера «Ульяновск-Авиа». В настоящее время общее количество членов этого кластера составляет 58 (из них крупных компаний - 14, малых предприятий -30, исследовательских институтов - 4, филиалов КБ - 2, образовательных учреждений - 8), а среднегодовой объем не сырьевой выручки -47 млрд руб. В соответствии с программой развития кластера к 2016 г. количество предприятий и организаций участников кластера увеличится до 241, объем производства с 47 млрд руб. до 250 млрд рублей.
Следует отметить, что консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» имеет статус инновационного территориального кластера. В сравнении с ним приведем некоторые данные, характеризующие инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области. Предприятиями и организациями кластера реализуются приоритетные государственные задачи по обеспечению обороноспособности страны. Одной из сильных сторон и отличительной особенностью кластера является подготовка высококвалифицированных кадров, трансфер технологий в другие сферы экономики, наращивание уже накопленного значительного научно-исследовательского и научно-производственного потенциала. Участники аэрокосмического кластера Самарской области (АКК СО) и особенно научно-исследовательские, опытно-конструкторские и учебные заведения аккумулируют передовые технологии, являются источником высококвалифицированных кадров для самого кластера и других отраслей экономики области. В связи с этим можно констатировать тот факт, что инновационный территориальный АКК СО вписывается в формат инновационного научно-образовательного кластера. И это далеко не единичный случай. На основании результатов анализа структурного и программного содержания 25 функционирующих на территории РФ территориальных инновационных класте-ров4, на наш взгляд, для части из них возможно присвоение им еще и
4 Перечень утвержден Председателем Правительства РФ поручением от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060.
статуса научно-образовательных кластеров, так как одним из результатов их деятельности является подготовка кадров для предприятий и организаций региона. Так, например, программы развития кластеров г. Пущино, г. Обнинска, г. Троицка, кластеров «Физтех XXI», а также Томской и Новосибирской областей, Республики Татарстан и др. характеризуются ориентацией на использование потенциала расположенных на их территории научных и образовательных организаций, в том числе и мирового уровня. Это предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компаний к разворачиванию высокотехнологичного производства за счет имеющегося кадрового потенциала и исследовательской инфраструктуры кластеров. Преимуществом программ развития кластеров являются хорошо проработанные механизмы и подходы к интеграции научных, образовательных учреждений и производственных структур к решению проблемы подготовки кадров и повышения квалификации кадров5.
Примером того, что инновационный территориальный кластер представляет собой одновременно и модель инновационного научно-образовательного кластера, выступает кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки). Это пилотный проект по созданию территории развития на базе крупного научно-образовательного центра и высокотехнологичных компаний с опорой на разработку и внедрение инновационной продукции. Основным инструментом реализации проекта является интеграция образовательного, научно-технологического, интеллектуального и кадрового потенциала региона с существующей и вновь создаваемой высокотехнологичной промышленной инфраструктурой. Четвертый раздел программы развития кластера «Физтех XXI» - «Развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров» включает:
- мероприятия по расширению объемов и повышению качества подготовки специалистов по программам среднего, высшего и дополнительного образования, в том числе в образовательных учреждениях, находящихся в регионе расположения кластера и на территории его базирования, с последующим трудоустройством на предприятиях и организациях - участников кластера;
- мероприятия по развитию системы непрерывного образования, переподготовки и повышению квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров предприятий и организаций - участников кластера, включая корпоративные университеты, привлечение коммерческих образовательных организаций, образовательных учреждений - участников кластера;
5 http://cluster.hse.ru/clusters/.
- мероприятия по развитию системы общего и внешкольного образования;
- мероприятия по развитию организационных механизмов кооперации участников кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр компании в вузах, проведение стажировок и другие формы.
На наш взгляд, в результате реализация такого комплекса мер, направленных на развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров, будет создана система подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Адаптация и развитие такого опыта в рамках кластеров, объединяющих воедино в своей организации две модели - территориальную инновационную и инновационную научно-образовательную, представляется нам важной предпосылкой к реализации промышленной политики для новой индустриализации экономики России.
В кластерной системе подготовки кадров выстраивается и модель дуального образования как одна из форм практического краткосрочного обучения. Дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни народа. Для развития этой формы необходимо возрождение института наставничества на предприятиях. Предстоит определить конкретные формы наставнической деятельности на предприятии и инструменты мотивации. Необходимо разработать систему оплаты труда наставника, рассмотреть возможности производить эту оплату за счет средств образовательных организаций в порядке оплаты труда штатных работников. Развитию продуктивного партнерства часто препятствует отсутствие льготной налоговой политики в отношении предприятий, принимающих участие в образовательной деятельности. В целях создания правовых и экономических стимулов для развития этой деятельности необходимо, на наш взгляд, проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в образовательной деятельности, укрепления материальной базы образовательных учреждений.
В ряде регионов уже внедряется дуальная форма подготовки квалифицированных кадров в соответствии с планом реализации проекта
«Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Этот проект поддержан Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством В.В. Путина. В рамках реализации дорожной карты проекта создана межведомственная рабочая группа по дуальному образованию (приказ Агентства стратегических инициатив от 22 июля 2013 г. № 184-ОД). С 18 ноября 2013 г. был открыт прием заявок на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для реализации этого проекта. Оценка ожидаемых результатов проекта позволяет прийти к выводу, что дуальная форма обучения имеет несомненные преимущества: помогает решить задачу подготовки квалифицированных кадров, готовых к выполнению конкретных профессиональных функций; повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. К основным целевым индикаторам проекта «Дуальное образование» относятся:
- увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования системы подготовки рабочих кадров с 5% в 2013 г. до 50% в 2018 г.;
- увеличение численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности с 44,4% в 2013 г. до 75% в
- увеличение численности выпускников программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения в общей численности выпускников профессионального образования с 3,3% в 2013 г. до 25% в 2018 г. Создание системы дуального образования позволяет существенно повысить привлекательность региона для отечественных и зарубежных инвесторов и тем самым способствует созданию дополнительных рабочих мест в регионе. Примерами успешной организации такой формы подготовки профессиональных кадров выступают Приморский край и Калужская область, в которых для развития базовых колледжей удалось привлечь инвестиции со стороны бизнеса, в том числе иностранного. Так, в Приморском крае, в соответствии с договором между «Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы» и корейской компанией «HYUNDAI HEAVY INDUSTRIES», открыто новое образовательное учреждение среднего профессионального образования - «Промышленный колледж энергетики и связи». Задачей данного колледжа является подготовка и переподготовка кадров электроэнергетической отрасли, в том числе для завода по производству комплектных распределительных
2018 г.;
устройств компании. Создание Учебного центра автомобилестроения при ГОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления» привлекло в регион ведущие предприятия автомобильной промышленности ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «ПСМА Рус» (Пежо Ситроен Митцубиси).
Наиболее заинтересованные крупные компании создают инфраструктуру подготовки кадров по краткосрочным образовательным программам на базе государственных учреждений. Например, Томский промышленно-гуманитарный колледж реализует программу профессионального обучения на основе трехстороннего договора между Администрацией Томской области, ОАО «Центрсибнефтепро-вод» и колледжем. В рамках дополнительных соглашений к этому договору колледж ежегодно проводит обучение (по программам повышения квалификации и переподготовки кадров) более 4000 сотрудников 18 дочерних компаний ОАО «АК «Транснефть». Эти краткосрочные целевые программы обучения являются наиболее востребованными в бизнес-сообществе.
На современном этапе в системе подготовки кадров требуются серьезные изменения для обеспечения бизнесу возможности готовить под свои задачи высококвалифицированных специалистов. Следует отметить, что поиск наиболее рациональных путей решения проблемы улучшения качества подготовки специалистов технического профиля в России не будет полным, если игнорировать логику и опыт разработки и проведения интеграционных процессов в области научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности студентов высших технических школ за рубежом. Большинство предпринимателей за рубежом рассматривают студентов как «генераторов» новых идей и участвуют в интегрированной программе, чтобы совместно с вузом подобрать для фирмы способных, заинтересованных в конкретном производстве или области знаний специалистов. Кроме того, крупные фирмы заинтересованы в выпускниках, занимающихся по кооперированной программе, так как им не требуется время на приспособление к новым производственным условиям. По мнению ведущих специалистов американской высшей технической школы, этот вид обучения становится значительной частью всей системы высшего образования [2].
В настоящее время в мире сложилась практика, когда многие крупные страны реализуют крупномасштабные программы подготовки кадров за рубежом. Китай за последние 10 лет по специальной национальной программе обучил более 500 000 человек. В Соединенных Штатах существует программа «100 000 strong», подразумевающая отправку ста тысяч человек только в китайские вузы. Два года назад
президент Бразилии объявил о запуске такой программы - «100 000 человек до 2015 года»6.
Одним из лидирующих инициаторов разработки программы подготовки высококвалифицированных специалистов в зарубежных странах является Агентство стратегических инициатив - направление «Молодые профессионалы». Масштабы этой программы под названием «Глобальное образование» пока не сравнимы с масштабами вышеуказанных программ, но очевидна ее значимость в обеспечении качественной подготовки кадров для реализации задач инновационного развития экономики страны. Программа подразумевает подготовку ключевых кадров за рубежом по четырем приоритетным направлениям. Первое направление - это управление высшим образованием и научными организациями. Второе направление - кадры для hi-tech промышленности. Третье - это медицина. Четвертое - управление некоммерческими организациями. Один из вариантов программы нацелен на поддержку самостоятельно поступающих абитуриентов (на приоритетные специальности) в один из лидирующих мировых вузов. В этом случае государство компенсирует ему образовательную программу. Это магистерские программы, МВА, МРА и постдоковские (стажировка ученого за рубежом для написания докторской диссертации) программы, включая программы аспирантуры. Далее человек заключает с государством договор процентного займа и в дальнейшем возвращает займ с процентами. В противном случае он должен по своей специальности в течение трех лет отработать в России. Для реализации этой программы приглашаются к участию все заинтересованные университеты, научные организации и фирмы, имеющие свои стратегические цели. Подготовка людей к поступлению в зарубежные вузы осуществляется при совместных усилиях этих организаций и соответствующих структур программы «Глобальное образование». Объем программ глобального образования на период 2013-2015 гг. составляет около 5 млрд рублей.
В нашей стране институт постдоковских программ является новым инструментом развития академической мобильности и повышения эффективности исследований. Данные программы предусмотрены Федеральной целевой программой (ФЦП) «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. Введение в практику этого института было поддержано большим числом российских ученых.
Важным практическим шагом сближения программ подготовки профессиональных кадров с реальными потребностями экономики
6 Круглый стол «Развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения инновационного развития экономики РФ». 28. 04. 2012 г. http://www.strf.ru/material aspx.
регионов является проведенный Министерством образования и науки России в 2013 г. конкурс на проекты по подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций регионов («Кадры для регионов»). По итогам конкурса на основании проведенной оценки заявок и презентаций проектов, предоставленных участниками, отобрано 14 образовательных учреждений из 14 субъектов Российской Федерации, расположенных во всех 8 федеральных округах. Вузами-победителями заявлено более 250 образовательных программ, реализация которых будет способствовать созданию базовых кафедр на предприятиях - партнерах и эффективному трудоустройству подготовленных специалистов. Субсидия региональному вузу, отобранному в результате конкурса, предоставлена на срок до 2 лет в объеме до 50 млн руб. в год для возмещения затрат, связанных с созданием или обновлением образовательных программ.
Подготовка кадров для реальной экономики - это стратегическая, экономическая и социальная задача, поэтому необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы, которые будут стимулировать заинтересованность бизнеса в современных формах сотрудничества с образовательными организациями.
Литература
1. Проскурина ТЛ. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия // Образовательные технологии. 2011. № 3.
2. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе: монография. М.: Высшая школа, 1989.
L.N. SVIRINA
PhD in economics, senior research fellow of the Institute of economics of the Russian
Academy of science, Moscow, Russia
SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER AS INSTITUTIONAL MODEL OF FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL FOR REALIZATION OF PROBLEMS OF THE ECONOMY'S INNOVATION DEVELOPMENT
The paper is devoted to the issues of development of scientific and educational clusters in the conditions of integration of education, science, production and business structures. The scientific and educational clusters are considered as the perspective institutional model providing the joint coordinated actions of all subjects of integration system "education - science - production", aimed at the development of the personnel potential capable to realization of innovation development in the regions of Russia.
Keywords: territorial innovation cluster, innovation scientific and educational cluster, system of vocational training of stuff, dual form of preparation of qualified personnel. JEL: 0110, 0330, J220.