Научная статья на тему 'Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства'

Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМА / ENGINEERING EDUCATION / PRODUCTION / INTEGRATION / FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люсев В. Н.

В работе проанализированы организационные формы интеграции высшего технического образования и производства : заводы втузы, целевая интенсивная подготовка специалистов, дуальная система обучения, технопарки, технополисы, образовательно промышленны е групп ы. Выявлены основные характеристики каждой из представленных форм интеграции. Показаны наиболее яркие примеры каждой из форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration organization forms of higher engineering education and production

Integration organization forms of higher engineering education and production are analyzed in the article: factory-technical colleges, specialists-centered intensive training, dual education system, industrial parks, technology towns, educational and industrial groups. Some basic characteristics of each integration form presented are revealed. The most illustrating examples of each form are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 377.031.4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

© В. н. ЛЮСЕВ Пензенская государственная технологическая академия, кафедра педагогики и психологии e-mail: vn1972@yandex.ru

Люсев В. Н. - Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 851-855. - В работе проанализированы организационные формы интеграции высшего технического образования и производства: заводы-втузы, целевая интенсивная подготовка специалистов, дуальная система обучения, технопарки, технополисы, образовательно-промышленные группы. Выявлены основные характеристики каждой из представленных форм интеграции. Показаны наиболее яркие примеры каждой из форм.

Ключевые слова: техническое образование, производство, интеграция, форма.

Lyussev V. N. - Integration organization forms of higher engineering education and production // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 851-855. - Integration organization forms of higher engineering education and production are analyzed in the article: factory-technical colleges, specialists-centered intensive training, dual education system, industrial parks, technology towns, educational and industrial groups. Some basic characteristics of each integration form presented are revealed. The most illustrating examples of each form are shown in the article.

Keywords: engineering education, production, integration, form.

Актуальность проблемы интеграции технического образования и производства обусловлена острой общественной необходимостью в качественных инженерных кадрах, способных развивать производство в русле новейших технических, технологических направлений. Причем это является общемировой тенденцией в развитии технического образования. В 2009 году на 38-м ежегодном симпозиуме международного общества по инженерной педагогике Ю1Р серьезное внимание уделялось проблеме качества профессиональной подготовки инженеров [3, с.12]. При этом понятие качество в приложении к инженернотехническому кадровому потенциалу в современных социально-экономических условиях не означает простое улучшение знаний, умений и навыков и даже не овладение суммой необходимых компетентностей. По отношению к инженерно-техническому кадровому потенциалу качество образования выражается «комплексом характеристик профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности» [5, с.8]. Такой подход к качеству подготовки кадров учитывает

позиции как собственной самореализации будущего специалиста, так и потребности работодателя, и общественный интерес в целом. В этой связи абсолютно ясно, что простое сотрудничество предприятий, фирм с учебными заведениями не даст ожидаемого специалиста. Отсюда вытекает необходимость тесной интеграции, переплетения образовательных и производственных процессов в системе профессиональной подготовки кадров. Как справедливо отмечает Н. К. Чапаев, «образование перестает быть функциональным придатком производства. наступает эра равноправного партнерства между ними. Свидетельство тому - создание производственно-педагогических комплексов, органически синтезирующих учебно-педагогические и производственно-технические составляющие. Результатом таких изменений является формирование синкретической производственно-педагогической деятельности, где происходит сращивание двух основных типов человеческой деятельности: деятельности по производству человека и деятельности по производству средств его существования» [12, с.3]. Что касается интеграции высшего технического образования и производства, то здесь появляется третья интеграционная составляющая - наука. наука обосабливающаяся, выделившаяся из непосредственного процесса производства в период своего становления, через систему

высших и средних учебных заведений «как бы возвращается, включается в процесс производства» [14, с.25.].

Предметом рассмотрения данного исследования являются организационные формы интеграции высшего технического образования и промышленного производства, выявление их основных характеристик. Анализ организационных форм интеграции будет полезен как для ректоров технических вузов, так и для руководителей промышленных предприятий, так как при определенных изменениях их можно использовать и в настоящее время.

При анализе организационных форм интеграции мы будем исходить из общего понятия «форма» (от лат. forma - вид, образ, устройство). Применительно к предмету нашего исследования под формой мы понимаем «устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо» [15, с.856]. К организационным формам интеграции высшего технического образования и производства можно отнести такую систему организации обучения в высшем учебном заведении, в которой осуществляется сращивание образовательной и производственной деятельности.

В истории российского образования традиции интеграции образовательного и производственного процессов уходят еще к горнозаводским школам Урала XVIII-XIX вв. Здесь общеобразовательная подготовка теснейшим образом переплеталась с производственной на заводах урала. Постижение профессиональных знаний, умений и навыков будущего горного работника происходило в двух формах: практическое обучение и ученичество. В ходе практического обучения учащиеся изучали токарное, камнерезное, гранильное, столярное и паяльное дело. Первоначально практическое обучение происходило в заводских цехах под управлением наиболее опытных работников. Позже (xIx век) при школах создавались специальные мастерские, в которых происходило формирование практических навыков под руководством наставников [7, с.206].

Наиболее известной формой интеграции высшего технического образования и производства в историческом плане в нашей стране являются втузы.

Втузы делятся на заводы-втузы и втузы-заводы. При заводах-втузах вузы становятся составной частью предприятия. При втузах-заводах предприятие является частью вуза. Зачаточные формы втузовской системы зародились еще в 1918 году на базе Петроградского технологического института. Выражаясь современным языком, в нем прорабатывались элементы сэндвич-программы - чередования обучения и работы: студенты наряду с учебой много времени уделяли практической работе на заводе. Такая работа выходила за пределы учебной практики, она становилась органической частью интегральной образовательнопроизводственной деятельности студентов. При этом между предприятием и вузом налаживались тесные деловые контакты: лаборатории института выполняли заказы предприятий, а предприятия, в свою очередь, помогали институту [16].

Во втузах практиковалась концентрическая система обучения: первый «концентр» готовил рабочих, второй - техников-мастеров, младших инженеров, третий - инженеров, руководителей производственных подразделений. Система позволяла использовать технические возможности цехов и лабораторий заводов для образовательного процесса, для рационализаторской и исследовательской активности студентов. Завод-втуз создавал условия для выполнения реальных курсовых и дипломных проектов, внедрения их в производство. В результате студент завода-втуза с первых дней обучения был включен в производственный процесс реального промышленного предприятия [6, с.72]. Большинство втузов применяли семестровое чередование теоретического обучения с производственным трудом. Такой график создавал предпосылки к непрерывности обучения и работы в течение семестра, позволял четко спланировать и организовать производственную подготовку студентов [1]. Студенты младших курсов (1,2) по втузовской системе осваивали рабочие профессии по профилю обучения, а на старших курсах - должности техников (3,4) и инженеров (5,6). Движение по рабочим должностям завершалось сдачей экзамена на рабочий разряд, а на должностях ИТР аттестацией [2]. Обучающийся одновременно, синхронно, проходил, по меньшей мере, три ступени своего профессионального становления: профилизацию, адаптацию и профессионализацию. В результате заводы-втузы выполнили свою задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, способных по окончании вуза решать сложные инженерные вопросы. Выпускники заводов-втузов на протяжении практически 40 лет пользовались очень большой популярностью на производстве. именно втузовская система способствовала техническому прорыву, который переживала наша страна в первой половине 70-х годов. Как видим, проблемы многоуровневой подготовки профессионалов в нашей стране успешно решались и раньше. Опыт прошлого вполне может быть использован в современных поисках оптимальных путей такой подготовки.

В 80-е годы на смену втузовской системе пришла другая форма интеграции высшего технического образования и производства - целевая интенсивная подготовка специалистов (ЦИПС). По сути, эта новая форма должна была модернизировать систему «завод-втуз». В основу ЦИПС были положены требования, предъявляемые к выпускнику потенциальным работодателем. Вуз должен был оперативно вносить изменения в учебные планы, в соответствии со стратегическими запросами отрасли. для повышения качества обучения целевая производственная подготовка включала 2,5 месяца учебной практики по овладению рабочей профессией и 4 месяца инженерной практики [11, с.141].

наиболее яркой формой интеграции профессионального образования и производства в европейском образовании является дуальная система обучения в Германии. Возникшая в ФРГ в 1960-х гг. она получила мировое признание и продолжает развиваться и

показывать свою эффективность в настоящее время. В рамках дуальной системы обучения осуществляется интеграция двух учебно-производственных сред -частного предприятия и государственной профессиональной школы. Подобная интеграция приводит к интенсивному взаимопроникновению педагогических и производственных составляющих и, конечно же, -образовательной и профессиональной деятельности [13]. Дуальная система основана на вовлечении в подготовку кадров предприятий и фирм, которые готовы на существенные затраты на обучение работников. С точки зрения предпринимателей это выгодное вложение капитала. При этом бизнесмены заинтересованы не только в результатах обучения, но и в его содержании и организации. В итоге дуальная система позволяет преодолеть разрыв производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров [9, с.35].

В число организационных форм интеграции технического образования и производства включаются различного рода организационные подсистемы, создаваемые в основном на базе образовательных учреждений (чаще) или предприятий, решающие вопросы повышения эффективности их взаимодействия, открытости образования для решения производственных задач и производства для решения образовательных задач. К ним, в частности, относятся базовые кафедры, учебно-научно-производственные комплексы (УНПК).

В настоящее время к организационным формам интеграции высшего технического образования и производства можно отнести открывающиеся технопарки, малые инновационные предприятия при вузах.

Технопарки интегрирующие в себе образование, науку и производственную деятельность впервые возникли в США. Первый технопарк был основан при Стэндфордском университете в 30-е годы XX века. университет предложил своим выпускникам создавать на своих землях малые бизнес-компании на льготных условиях. Впоследствии взаимодействие вуза и компаний осуществлялось по следующей схеме: университет осуществлял теоретическую разработку продукта, получал на него патент, что обеспечивало, во-первых, дополнительный доход, во-вторых, право на использование в образовательном и научноисследовательском процессе, затем оформлял заказ частным фирмам технопарка на индивидуальное или серийное изготовление продукта. Результаты деятельности Стэндфордского технопарка (научного или исследовательского парка) поражают. Он явился прародителем более 3 тыс. высокотехнологичных компаний. В 2006 году университет получал роялти (лицензионные платежи) за использование около 500 внедренных технологий, что в совокупности составляло примерно 30 млн. долларов. Такие всемирно известные компании, как Charles Schwab, Cisco Systems, Dolby Laboratories, eBay, Google, Yahoo!, Gap, Nike, Sun Microsystems, Varian, Tandem, и многие другие были порождены выпускниками этого университета в рамках технопарка [8]. В России о

возможности создания подобных технопарков заговорили в середине 90-х годов. В качестве целей создания технопарков в нашей стране среди прочих называются: привлечение к активной предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов высших учебных заведений, содействие реализации их идей и проектов; обучение и подготовка предпринимателей в сфере экономики, менеджмента, маркетинга, повышение уровня их профессиональных, правовых, экономических и управленческих знаний; участие в переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и обучение студентов по профилю деятельности технопарка; содействие разработке и реализации инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции, ускоренное их освоение на производстве; формирование территориальной инновационной системы, ориентированной на эффективное использование научнотехнического потенциала региона с целью ускоренного освоения новой техники и наукоемких технологий, участие в разработке и реализации региональных целевых инновационных программ и проектов и др. Как видим, открывается большое поле для совместной интегрированной образовательно-производственной деятельности. Причем в эту деятельность привлекаются не только обучающиеся, но и преподавательский состав, а также работники производства и научноисследовательских центров [10].

К наиболее совершенным организационным формам интеграции высшего технического образования и производства мы относим технополисы, включающие в себя школы, учреждения профессионального образования, предприятия. Центральное место в создаваемой интегрированной среде занимает рынок образовательных услуг, где в качестве производителя услуг выступают учебные заведения, а в роли потребителей: граждане технополиса; предприятия, в том числе предприятия аграрно-промышленного комплекса; центры занятости и социальной реабилитации. Самые яркие технополисы современности находятся в Японии. Они создавались в наиболее экономически отсталых регионах японии и призваны были усилить региональную экономику, вывести ее на передовые показатели. японские технополисы заполнены исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры. Здесь университеты совместно с промышленными лаборатория проводят научные исследования. Большинство японских технополисов ориентируется на электронику, компьютеры, робототехнику, хотя есть и такие, которые избрали медицинскую, биологическую, космическую и другие специализации [8].

несомненно сопрягаются образовательная и производственная деятельность в рамках так называемых образовательно-промышленных групп (ОПГ) -объединении учебных заведений и предприятий, частично сливающих свои финансовые, материальные

и нематериальные активы на основе договора о создании ОПГ в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества образовательных услуг [4]. Состав ОПГ может колебаться в зависимости от поставленных перед таким объединением задач. Типовой набор участников группы состоит из одного вуза и нескольких предприятий промышленности или сферы услуг. В случае необходимости в группу могут входить образовательные учреждения начального, среднего, дополнительного профессионального образования, а также школы (гимназии, лицеи). Тем самым создаются условия для целостной системы фирменного образования - эффективную цепочку поэтапной, начиная со школы, подготовки специалистов для определенных отраслей экономики. Основной задачей создания образовательно-промышленных групп является разработка и реализация проектов, обеспечивающих эффективный рост качества образования, особенно в ракурсе сбалансированности профессиональных качеств специалистов, заложенных в процессе обучения, и требований предприятий к работникам интеллектуального труда.

Диапазон действия ОПГ может колебаться от масштабов всей нашей страны (в условиях активизации деятельности транснациональных компаний возможен выход за пределы России) до масштабов отдельно взятого региона и даже населенного пункта (в условиях градообразующего предприятия). Форма и степень интегрированности ОПГ также могут быть различными. например, имеет смысл применить здесь известную схему, согласно которой производственноэкономические структуры подразделяются на картели, консорциумы, концерны, тресты. Применительно к нашим условиям это может означать следующее:

Производственно-образовательный картель -объединение предпринимателей и работников образования, участники которого договариваются: о размерах производства рабочей силы, о рынках ее «сбыта», об условиях ее продажи, ценах, сроках платежа и т. д. Участники (производственники и педагоги) не теряют своей самостоятельности.

Производственно-образовательный консорциум - соглашение между несколькими образовательными учреждениями и промышленными предприятиями с целью создания и реализации на временной основе широкомасштабных образовательных проектов, связанных с удовлетворением потребностей в специалистах большого числа предприятий.

Производственно-образовательный концерн -объединение образовательных учреждений и промышленно-финансовых предприятий с целью создания и реализации на относительно постоянной основе широкомасштабных образовательных проектов, связанных с удовлетворением потребностей в специалистах большого числа предприятий. Образовательные учреждения формально сохраняют свою самостоятельность. Однако в силу различий «весовых катего-

рий» они фактически подчинены контролю (главным образом - финансовому) господствующей в таком объединении группы предпринимателей или отдельного предпринимателя.

Производственно-образовательный трест - это производственно-образовательный комплекс с единой системой управления и материально-финансового обеспечения, создаваемый на постоянно-перспективной основе с целью организации и осуществления качественного образования работников и членов семей сотрудников данного треста.

Приведенные формы в том или ином виде существовали раньше или существует сегодня. Так, в наше время наиболее распространенной формой является производственно-образовательный картель. например, ряд учреждений профессионального образования технического профиля имеют договоренности с предприятиями на предмет регулирования таких важных составляющих, как рынок труда, рынок рабочей силы, рынок образовательных услуг.

Производственно-образовательные консорциумы, концерны и тресты преимущественно организуются в системе корпоративного образования. Значительный интерес здесь представляет опыт деятельности горнозаводских школ, которые в тандеме с горнозаводскими предприятиями составляли производственнообразовательный трест с единой системой управления и финансово-материального обеспечения.

Таким образом, проанализированные организационные формы интеграции высшего технического образования и производства являют собой замечательные образцы из истории развития как отечественного, так и зарубежного образования, позволяющие использовать положительный опыт в современных условиях. Серьезные перспективы интеграции открывает федеральный закон о малых инновационных предприятиях, которые по своей сути могут стать важным посредническим звеном между техническим вузом и производством на пути интеграции. Созданные для этого предпосылки создают совершенно новые перспективы развития высшего образования в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р. 2446. Оп. 1. Д. 5а. Л. 291.

2. ГАПО. Ф. Р. 2446. Оп. 1. Д. 3. Л. 136-144.

3. Ищенко В. В., Сазонова З. С. Разработка требований к профессиональной подготовке инженеров в условиях образования с наукой и производством // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроин-женерный университет имени В. П. Горячкина». 2009. № 6. С. 12-16.

4. Кельчевская Н. Р., Романова Л. А. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Управление качеством образования. № 3 (31). 2004. С. 4-8.

5. Коротков Э. М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М.: Изд-во ГУУ, 2002. 83 с.

6. Люсев В. Н. Завод-втуз как форма интеграции высшего технического образования и производства // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 70-75.

7. Люсев В. Н. Историко-педагогический опыт привлечения к организации учебного процесса технических учебных заведений преподавателей-практиков // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 204-213

8. Неборский Е. В. Формы осуществления интеграции образования, науки и производства в университетах США и Японии. Дис ... канд. пед. наук. М.: Ин-т Теории и истории педагогики РАО, 2011. 174 с.

9. Петров Ю. Н., Землянский В. В. Дуальная система непрерывного профессионального образования в колледже // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 34-37.

10. Положение об университетском технопарке Минобразования России от 20 апреля 1999 г.

11. Усманов В. В. Самостоятельная работа студентов: организация и управление в процессе профессионального обучения. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2006. 278 с.

12. Чапаев Н. К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992. 224 с.

13. Шелтон А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. 288 с.

14. Шуберт Ю. Ф. Интеграция средней профессиональной школы и современного наукоемкого производства в системе «наука-образование-производство». Дис ... док. пед. наук. Тольятти: ТГУ. 2003. 307 с.

15. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика РАН Осипова Г. В. М.: Изд-во Института социально-политических исследований РАН, 1995. 939 с.

16. Яковлев И. П. Интегративные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1980. 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.