Научная статья на тему 'Приоритеты государственной политики занятости в Республике Адыгее'

Приоритеты государственной политики занятости в Республике Адыгее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты государственной политики занятости в Республике Адыгее»

© 2003 г. Л.И. Задорожная

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЕ

Более десяти лет в России продолжаются экономические преобразования. Они идут сложно, особенно противоречиво сказываясь на рынке труда. Именно от ситуации на рынке труда во многом зависят степень социальной напряженности, характер и направленность политической активности населения. Чтобы смягчить, нейтрализовать негативные последствия экономических преобразований политика на рынке труда должна стать активнее. Это касается таких направлений, как создание дополнительных рабочих мест, организация общественных работ, квотирование рабочих мест, подготовка и переподготовка кадров, а также облегчение миграций. Активная политика занятости создает возможности для более рациональной профессиональной, отраслевой и территориальной мобильности работников, распространяет разнообразные формы занятости, способствует росту квалификации кадров. В конечном итоге, она позволяет добиться рационального использования главного экономического ресурса страны - его трудового потенциала.

Выделение приоритетных направлений в государственной политике занятости позволяет при ограниченности финансовых ресурсов системно, поэтапно решать имеющиеся здесь проблемы.

Адекватная оценка ситуации на рынке труда Республики Адыгеи позволяет разработать эффективную систему мер по управлению занятостью в регионе.

Состояние экономики Республики Адыгеи на протяжении 1991 -2002 гг. предопределило постепенное обострение проблем в сфере занятости населения региона. В настоящее время на рынке труда активно ищут работу 10 тыс. жителей республики. Официально имеют статус безработных около 5 тыс. чел., что говорит, с одной стороны, о недостаточном авторитете органов службы занятости, недоверии определенного количества людей к ней, с другой - о недостаточной информированности населения об услугах, предоставляемых этой службой, и о недопонимании важности проблемы социальной защиты населения со стороны властей и работодателей.

Специфика безработицы в Республике Адыгее определяется сложившимся уровнем и структурой занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства. Для республики характерны значительные объемы сельской безработицы (40 % зарегистрированных безработных), сезонный характер безработицы, связанный с отраслевой структурой экономики республики.

Уровень регистрируемой безработицы в целом по республике на 1 июля 2002 г.составил 2 % к экономически активному населению против 1,0 % на начало 2001 г. В 2001 г. по сравнению с предыдущим годом произошло снижение продолжительности регистрируемой безработицы, показатель среднего периода которой в 1999 г. был 7,5 мес., 2000 г. - 5,7, 2001 г. -5,2 мес., в том числе в городской местности - 5,4 мес., в сельской местности - 4,8 мес., среди женщин - 5,5, среди молодежи - 3,9. Длительность безработицы обусловлена в первую очередь несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики [1].

В 2001-2002 гг. в республике продолжался процесс перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Число рабочих мест сократилось на предприятиях электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, в лесной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В то же время возросло число рабочих мест на предприятиях строительства, в бытовом обслуживании, здравоохранении и образовании. Таким образом, произошло перераспределение занятых в пользу непроизводственной сферы. В целом число рабочих мест во всех отраслях экономики сократилось на 2,3 %. Численность экономически активного населения в республике осталась неизменной и составила на 1 января 2002 г. 197,0 тыс. чел.

Для рынка труда республики в настоящее время характерны ограниченность ввода новых рабочих мест, профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, ухудшение качественных характеристик рабочих мест, продолжающийся процесс естественной убыли населения, влияние миграционных процессов. По прогнозным оценкам, на рынке труда Республики Адыгеи в ближайшие годы сохранятся тенденции, имеющие место в настоящее время. По данным Министерства экономики Республики Адыгеи, общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), ежегодно будет около 39 тыс. чел.

Продолжающаяся структурная перестройка экономики республики повлечет за собой процесс изменения профессиональноквалификационной структуры рабочей силы. Повышение спроса на квалифицированные кадры изменит состав безработных по уровню образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации будут иметь меньше шансов найти новое рабочее место. С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта в первую очередь столкнутся молодежь и граждане, имеющие неполное среднее и среднее общее образование.

Успех деятельности республиканской службы занятости в настоящее время во многом зависит от использования мер активной

политики на рынке труда, поскольку они в наибольшей степени способствуют снижению давления на рынок труда со стороны граждан, оставшихся без работы.

Представляется, что в качестве приоритетных направлений активной политики занятости следует выделить:

- снижение социальной напряженности на рынке труда республики и обеспечение рабочей силой предприятий;

- развитие и совершенствование качества рабочей силы на рынке труда путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- развитие системы профориентации и психологической поддержки населения;

- организацию и расширение общественных работ;

- содействие трудоустройству слабо защищенных слоев населения, разработку и реализацию целевых программ для молодежи, стимулирование работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту рынка труда.

Оценка сложившейся ситуации по каждому из выделенных приоритетов позволила предложить ряд конкретных мероприятий в области занятости. Большую роль в решении проблемы снижения социальной напряженности на рынке труда республики и обеспечения рабочей силой предприятий должны играть:

- повышение информированности граждан о состоянии рынка труда и имеющихся вакансиях;

- использование компьютерной системы обработки первичной информации;

- применение прогрессивной технологии приема граждан, основанной на индивидуализации работы с каждым клиентом;

- подготовка адресной и точечной информации, необходимой гражданину;

- внедрение в повсеместную практику работы консультантов по трудоустройству элементов психологической поддержки безработных.

Повышению оперативности работы службы занятости, расширению спектра информационных услуг населению, налаживанию контактов с работодателями способствуют ставшие уже традиционными ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. В 2000 г. в республике их было проведено 14, в 2001 г. уже 41 ярмарка, в которой приняли участие 12 669 чел. В то же время центрам занятости необходимо активно развивать мини-ярмарки, когда один или несколько работодателей

встречаются с заранее подобранным контингентом граждан, и специализированные ярмарки, в том числе ярмарки общественных работ, летние ярмарки вакансий для временного трудоустройства школьников. Будущее именно за такими программами - активными, мобильными и информационно насыщенными.

Приоритетным направлением деятельности службы занятости является непосредственная организация новых рабочих мест в первую очередь для временной занятости. Одна из самых перспективных форм временного трудоустройства - организация общественных работ. Организация временной занятости безработных и незанятых граждан дает им материальную поддержку, сохраняет мотивацию к труду у длительно безработных граждан, способствует приобретению трудовых навыков у молодежи, сокращает дефицит в сезонной рабочей силе. Совместные действия службы занятости и местных органов власти позволили придать общественным работам в республике подлинно массовый характер. В 2000 г. в них приняло участие более 3 тыс. жителей республики, или 78,5 % от всех безработных граждан, поставленных на учет в поисках работы. В 2001 г., благодаря совместным действиям территориальных органов власти и республиканской службы занятости населения удалось задействовать в работах 7402 чел., 4 157 из которых - женщины, за первое полугодие 2002 г. -2 638 безработных. Поскольку основной контингент безработных граждан - женщины, проведение общественных работ наиболее целесообразно в социальной сфере. Для молодежи надо практиковать общественные работы в престижных отраслях экономики, которые впоследствии позволят молодым людям закрепиться на постоянном рабочем месте.

Учитывая социальную направленность этих видов работ и возможность регулирования сезонной занятости, необходимо:

- улучшать информированность о возможностях и условиях участия в общественных работах;

- совершенствовать координацию действий администраций городов и районов, органов местного самоуправления, общественных организаций, территориальных органов службы занятости по вопросам организации и финансовому обеспечению общественных работ;

- предоставлять возможность для временного трудоустройства в первую очередь лицам, особо нуждающимся в социальной защите.

Одним из важнейших элементов формируемой в настоящее время государственной политики в области развития человеческих ресурсов является профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Активная политика занятости в этой области преследует цель повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность безработных и незанятых граждан посредством предостав-

ления образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда. В 2000 г. профессиональное обучение через службу занятости республики прошли 1 338 чел., в 2001 г.

- 1 629, за первое полугодие 2002 г. - 1 327. Приоритетным правом при направлении на работу пользовались безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите на рынке труда, выпускники общеобразовательных школ, женщины, трудоустройство которых по имеющимся специальностям затруднено, длительно состоящие на учете и получающие пособие. Из всей численности безработных, прошедших обучение в 2000 г., доля трудоустроенных составила 61, в 2001 г. - 61,4 %. Если в 2000 г. безработные граждане направлялись на обучение по 44 специальностям, то в 2001 г. уже по 57. Учебная база службы занятости включает в себя 36 общеобразовательных учреждений, способных предоставить 15 тыс. учебных мест [1].

В целях дальнейшего развития эффективной системы профессионального обучения необходимо:

- создание механизма определения потребности в обучении безработных граждан;

- совершенствование работы по отбору кандидатур, направленных на обучение;

- создание системы мониторинга профессионального обучения;

- совершенствование научно-методического и информационного обеспечения безработных граждан; налаживание эффективной системы контроля за качеством профессионального обучения;

- эффективное партнерство органов службы занятости с органами образования и работодателями.

Одним из приоритетных направлений активной политики занятости в республике должны быть профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения. Реализация программ в этом направлении способствует выбору оптимального вида занятости в соответствии с потребностями, возможностями, интересами человека и с учетом ситуации на рынке труда, а также развивает навыки адаптации безработных, повышает самооценку и усиливает мотивацию к поиску работы. За 10 лет работы республиканской службы занятости профориентационных услуг оказано более чем 81 тыс. граждан. Основными направлениями действий здесь должны стать:

- подготовка специалистов по профориентационной работе;

- ее методическое и материально-техническое обеспечение;

- расширение системы услуг по профориентации и психологической поддержке всем категориям граждан, обращающихся в органы службы занятости;

- развитие различных форм сотрудничества с образовательными учреждениями, центрами психологической поддержки, кадровыми службами, отделами по делам молодежи и социальной защите;

- проведение профориентационной работы с учащимися и выпускниками образовательных учреждений;

- развитие системы предварительных профориентационных услуг высвобождающимся гражданам, военнослужащим, увольняемым в запас, и другим категориям населения.

Важную роль в развитии малого бизнеса и возможности самозанятости должны играть меры поддержки развития предпринимательства и самостоятельной занятости безработных и незанятых граждан в республике. Основными направлениями этой деятельности должны стать:

- обучение безработных граждан и незанятого населения основам предпринимательской деятельности;

- финансовая поддержка желающим организовать собственное дело или заняться индивидуальной трудовой деятельностью;

- поддержка создания инфраструктуры малого бизнеса, способствующей адаптации населения к рыночным отношениям, включая непосредственное учредительство таких организаций.

Предоставление безработным возможности получить знания и навыки, а также тщательный отбор кандидатов на получение поддержки позволит реально обеспечить адресность предоставления субсидий на организацию собственного дела. За период 1999-2001 гг. Департаментом занятости оказано содействие в организации самозанятости и реализации предпринимательской инициативы 807 безработным, из которых 264 открыли свое дело в сфере услуг, занялись разведением крупнорогатого скота, кролиководством, овощеводством и другими видами деятельности. Особенно важно, что почти 80 % участников этой программы - женщины, которым найти приемлемую работу гораздо сложнее, чем мужчинам. Однако масштабы оказания содействия самозанятости населения в республике должны быть значительно шире. Ежегодно необходима поддержка около 500 безработным и незанятым с приоритетным правом гражданам с ограниченной трудоспособностью, уволенным с военной службы, женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, молодежи.

Активная работа службы занятости по каждому из рассмотренных направлений позволит преодолеть негативные тенденции, сложившиеся на рынке труда в Республике Адыгее, стабилизировать ситуацию на локальных рынках труда.

Литература

1. Шухман А.Г., Меликова Л.М. Мобильность трудовых ресурсов в границах локальной социально-экономической системы (на примере г. Майкопа) // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов н/Д, 2002. С. 85-92.

Майкопский государственный технологический институт 8 января 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.