УДК 911.3:332.1] (470.621) ББК 65.049 (2Рос.Ады)
Т 84
Туова Т.Г.
Кандидат географических наук, доцент кафедры географии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 59-39-36 Туова Б.Р.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования экономического факультета Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 59-39-53
Географо-экономические особенности динамики и структуры безработицы в Республике Адыгея
(Рецензирована)
Аннотация
Рассмотрены современные проблемы географии безработицы в территориальных пределах РА, занятости населения и рынка труда. Акцентируется внимание на исследовании численности безработных в республике, их стратификации, выделении среди безработных доли нетрудоустроенных выпуск,
и предоставлении услуг центров занятости в трудоустройстве молодежи.
Ключевые слова: география безработицы, занятость населения, рынок труда, целевые програм, , .
Tuova T.G.
Candidate of Geography, Associate Professor of Geography Department of Natural Science Faculty, Adyghe State University, ph. (8772) 59-39-36 Tuova B.R.
Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting and Financing Department of Economics Faculty, Adyghe State University, ph. (8772) 59-39-53
Geographic and economic features of the dynamics and structure of unemployment in the Adygheya Republic
Abstract
This paper examines the contemporary problems of geography of unemployment within the limits of Adygheya Republic, as well as of population employment and labor market. The attention is focused on research of the number of the unemployed in the Republic, their stratification, allocation among the unemployed of a share of unemployed graduates of higher education institutions, possibilities of an employment service of the population in solving questions related to the hidden unemployment and providing services by the employment centers for youth employment.
Keywords: geography of unemployment, population employment, labor market, target programs, youth policy, natural movement of the population.
Введение
Качественные изменения, происходящие в современном обществе, обусловлены становлением рыночной экономики. Эти изменения обнажили ряд проблем: экономических, географических, социальных, образовательных. Последняя из указанных проблем является наиболее острой, актуальной и синергирует вышеперечисленные проблемы. Имеет место географически и территориально обозначенная невостребован-ность выпускников высших учебных заведений на формирующемся рынке труда, наличествует ряд сложностей с поиском и оптимальным использованием условий и потенциальных возможностей вхождения выпускников вузов в этот рынок.
Период теоретического осмысления российскими учеными процессов, протекаю-
щих на рынке труда, делится на несколько этапов, каждый из которых отражает тот или иной этап реформирования экономики. Первоначальное признание безработицы, как необходимого явления, играющего роль социального прессинга, обусловливающего повышение трудовой активности, сменилось более осторожным и взвешенным подходом, характеризующим не только положительное, но и отрицательное в данном экономическом явлении.
Уровень жизни и комфортности проживания населения в Адыгее зависит от социально-экономического развития республики. Изучение рынка труда отдельных регионов и даже районов (локальных рынков труда) в условиях экономического кризиса актуально, а подход к анализу рынка труда в контексте возрастной стратификации в современных условиях является не только оправданным, но и необходимым, так как формирующийся в каждом регионе рынок труда обладает определенной специфичностью, чертами, свойственными только ему.
Развитие регионального рынка труда определяется природными, экономическими, социальными и другими факторами, что указывается в большинстве исследований по проблемам занятости населения. Чаще это происходит ввиду того, что формирование рынка труда, как совершенно новой и нетипичной для страны системы реализации трудового потенциала, априори требовало разработки основополагающих положений и общего анализа при сознательном игнорировании отдельных проблем и аспектов функционирования системы занятости населения как в стране, так и в отдельных регионах. Важное место в этом анализе занимает ситуация с трудоустройством выпускников высших учебных заведений и динамикой их состояния на рынке труда.
Географо-экономическая характеристика функционирования рынка труда
В современных условиях, когда общетеоретические положения функционирования рынка труда изучены и широко известны [1-7], когда отработаны методология и методика его регулирования, необходимость изучения отдельных частных моментов функционирования рынка труда становится очевидной. Особую значимость эти моменты имеют в национально-территориальных образованиях РФ. Одним из таких регионов является Республика Адыгея, расположенная на юго-западе нашей страны. Современное состояние регионального рынка труда республики, показывая в последние годы позитивную динамику, тем не менее, характеризуется высоким уровнем безработицы.
Определить однозначно содержание категории рынка труда чрезвычайно трудно в силу ее многомерности, тем более что рынок труда как экономическая и географическая категория долгое время рассматривался в нашей стране как явление, присущее лишь капиталистическому обществу. Поэтому, несмотря на кажущуюся очевидность понятия рынка труда, до сих пор нет однозначного его определения [1, с. 74]. Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.
В большинстве случаев происходит совмещение двух понятий: рынок труда и рынок рабочей силы, которые не идентичны. Рынок рабочей силы является одним из прочих рынков факторов производства, которому присущи и на котором действуют законы рынка ресурсов. Рабочая сила здесь воспринимается лишь как способность к труду, как необходимый элемент производства, без которого оно не может состояться, при этом ее носитель выступает только лишь в качестве продавца, предлагающего имеющийся у него товар. Для покупателя важным является лишь товар - рабочая сила, а не ее продавец. Рабочая сила является одним из многих прочих товаров, при покупке которого во внимание принимается лишь целесообразность и экономическая выгода сделки [2].
На рынке труда рабочая сила и ее носитель неразделимы. Разграничение двух понятий - рынок рабочей силы и рынок труда - позволяет выделить подход к определению категории рынка труда: «... рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.» [3, с. 1045]. Переход к рынку не может быть безболезненным. Одно из следствий его - рост безработицы.
По данным Росстата (табл. 1) в третьем квартале 2011 года уровень безработицы в РА (8,4%) превысил среднероссийский показатель (6,2%) на 2,2% и показатель соседнего Краснодарского края (6,1%) на 2,3%. Республика Адыгея по показателю безработицы среди других субъектов ЮФО находится на втором после Калмыкии месте и опережает остальные регионы ЮФО [4, с. 8-9].
Таблица 1
Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за III квартал 2011 г.)
Экономически активное население, тыс. чел. В том числе Уровень экономической активности населения, в % Уровень занятости, в % Уровень безработицы, в %
заня- тые безра- бот- ные
Южный федеральный округ 7090,3 6609,9 480,3 66,3 61,8 6,8
Республика Адыгея 211,4 193,6 17,7 62,0 56,8 8,4
Республика Калмыкия 144,1 127,1 17,0 67,1 59,1 11,8
Краснодарский край 2646,1 2484,5 161,6 66,0 61,9 6,1
Астраханская область 539,8 498,3 41,5 69,4 64,1 7,7
Волгоградская область 1352,4 1266,0 86,3 66,8 62,6 6,4
Ростовская область 2196,5 2040,4 156,2 66,0 61,3 7,1
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики.
ЦКЬ: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/228.htm
Динамика и структура безработицы в Республике Адыгея
Остро стоит вопрос регионального молодежного рынка. Молодежь Республики Адыгея - один из главных социальных факторов, определяющих состояние трудового потенциала региона. Безработица среди молодежи - один из элементов показателя социально-экономического уровня развития экономики.
Состояние безработицы на молодежном рынке труда определяется следующими его особенностями [5]: дисбаланс спроса и предложения; отсутствие у выпускников вузов стажа и опыта работы; дискриминация женщин при приеме на работу; трудность адаптации выпускников вузов - рядовых запаса российской армии; неосведомленность населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
Рассматривая четырехлетний период времени с 2008 по 2011 гг., можно констатировать общее улучшение ситуации с трудоустройством граждан, проживающих на тер-
ритории Республики Адыгея. Так, если в 2008-2009 гг. в органы службы занятости Республики Адыгея по вопросу трудоустройства обратилось 50,27 тыс. человек, то по данным на 2010-2011 гг. в органы службы занятости населения Республики Адыгея обратились 29,71 тыс. человек.
Таким образом, динамика отражает общее снижение количества обращений в органы службы занятости населения РА. Динамика может отражать две различные тенденции: 1) уменьшение числа безработных; 2) снижение численности официальных обращений в службу занятости. В первом случае можно говорить о снижении негативного влияния на обеспеченность экономически активного населения рабочими местами. Во втором - о снижении доверия к государственной системе трудоустройства.
География безработицы зависит от демографической ситуации и структуры хозяйства. Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы (рис. 1). Главной причиной этого является то, что ежегодно большие контингенты молодежи входят в трудоспособный возраст. Поэтому скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения.
Регионы высокого естественного прироста являются в то же время регионами с менее развитой структурой хозяйства.
адМНМИПР/ ' \ С V" ? 1 1 СТИВНАЯ КАРТА | \угплдвинг -л* рдей сков КРАСНОДАР л Р __ ; .*1 „ -■ Г _ . О*, —- А '■Ч-, -4 & Зарево • Хакури^окаОль ■» -45
\ __ Я&ЛОНОВС ипьским " ГОРЯЧИЙ кт* 1 н>Ьа 1 ^нхабль. 5, - ' * Талтамукай "V ф * Но не жук айн. г-' Адь(га(1ск - --- ' —V. — ■-—.. V — - V* *'*г 1 6ЕЛОРБЧ КИС К * Ханская слючв V N. = Новый КОшеиОпЬ КУРГЛШП ЕГК • Гиа ги некая - л".- ^ _ г ^ Бпечепсим V _ V Г* ■ ч 1 *' к? фБНИСК ф МАЙКОП ; \ ■, * £ ф ТУЛЪСКМф Ходвь "0 * „ » Абедэеэтская ■ !, МОСТО&СК&Й КАМЕННОМ о& тский г — " ' V -** ’ 1 ^ \ * ъ ■* ^ Ха мышки * "4“ Аодму/ *■ -%■ -*4
Адол им1лсгра т и*м о■ те ррмто р ма п ь нсда деление Рвспу^Эпикл Адыгея Адалин истг АДыгейсма Адмимистращ*!» г Майкопа Гьлаг ннснн** р-а»юм Кошвкабпьомй район Красмогвардвйсжий район Маикснтсяии район Тваствмунайсас и й район Теучсоксолй райом 111 овгена вежи й район \ ЛПШЕРОНСК І * X / ” V " V ‘ > л
ЧЕРНОЕ МОРЕ .>Л; ■ / л о ' " * О -V..--' «Г
Рис. 1. Административная карта Республики Адыгея
Анализ диаграммы (рис. 2) показывает, что наибольшее число безработных в 2008-2009 гг. наблюдалось в г. Майкопе, Гиагинском, Кошехабльском, Майкопском и Тахтамукайском районах. Такому положению сопутствовал общий экономический и финансовый кризис в таких отраслях как строительство, сфера услуг, малый и средний бизнес. При этом наиболее остро проблема трудоустройства проявилась в 2009 году. В последующие годы ситуация по районам изменилась в лучшую сторону - численность обратившихся по вопросу трудоустройства значительно сократилась.
Динамика численности граждан, обратившихся в службу занятости населения, тыс.чел.
тыс. чел.
Майкоп Адыгейск Г иагинский район Кошехабль ский район Красногвар дейский район Майкопский район Тахтамукай ский район Теучежский район Шовгеновск ий район
2008 г. 4,6 1,09 3,2 1,8 1,22 5,37 2,4 0,9 2,2
■ 2009 г. 6,6 1,39 2,4 3,4 1,37 6,37 3,3 1,33 1,33
2010 г. 3,86 1,04 2,01 2,01 0,83 3,01 1,98 1,1 1
2011 г. 3,31 0,89 1,33 1,52 0,78 2,21 1,27 0,67 0,89
8
Рис. 2. Динамика численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения (2008-2011 гг.)
Однако исследуемый нами вопрос трудоустройства молодежи выявил опасную тенденцию. В 2008-2009 гг. 45,8% от общего числа обратившихся составляли граждане в возрасте 14-29 лет, т.е. та часть населения, которая включает в себя первый возрастной промежуток экономически активного населения (от 15 лет). В 2010-2011 гг. этот показатель составил уже 55,6%. Иными словами, на фоне улучшающегося положения с трудоустройством граждан, доля безработной молодежи (в возрасте от 14 до 29 лет) в структуре общего числа обратившихся по вопросу трудоустройства не только не показала снижения, но возросла на 9,8% [7].
В пиковый, с точки зрения всплеска уровня зарегистрированной безработицы, 2009 год самое большое количество уволенных граждан имели возраст от 20 лет до 29 лет. Это обусловлено тем, что данная категория граждан не имеет достаточного опыта работы и в первую очередь увольняется работодателями.
Отметим также, что возросла доля безработных служащих (с 17,1% в 2009 году до 20% в 2011 году), в то время как наблюдается снижение доли нетрудоустроенных рабочих. На наш взгляд, подобная тенденция объяснима. Благодаря содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, заключены 1012 договоров с безработными гражданами о содействии их самозанятости. Субсидию на организацию предпринимательской деятельности получили 954 безработных гражданина, в том числе 693 чел., проживающих в сельской местности. Создано 231 крестьянско-фермерское хозяйство.
Анализируя рисунки 3 и 4, можно констатировать, что в республике большую долю в численности экономически активного населения составляют граждане после окончания образовательного учреждения, обратившиеся в службу занятости с целью первичного трудоустройства.
Численность граждан, ищущих работу, по профессиональной
принадлежности
■ Рабочие
■ Служащие
■ Первичное трудоустройство (после окончания образовательного учреждения)
Рис. 3. Структура обратившихся в службу занятости граждан по профессиональной принадлежности (на 01.01.2010 г.) [7]
Численность граждан, ищущих работу, по профессиональной
принадлежности
■ Рабочие
■ Служащие
■ Первичное трудоустройство (после окончания образовательного учреждения)
Рис. 4. Структура обратившихся в службу занятости граждан по профессиональной принадлежности (на 01.09.2011 г.) [7]
Распределение безработных, зарегистрированных в органах службы занятости по уровню образования, по данным территориального органа статистики РА на 01.10.2011 г. показано на рисунке 5. Согласно данным структурной диаграммы, практически половину (46,1%) незанятых составляют граждане с высшим и средним профессиональным образованием.
Географически Республика Адыгея относится к регионам России, где еще не завершился демографический переход. Наряду с высокой рождаемостью здесь наблюдается слабый отток молодежи. Эта тенденция обоснована сохранением традиционного образа жизни, а также улучшением ситуации с безработицей в сельских районах [6, с. 198-199]. Учитывая вышеизложенное, необходимо уделить внимание также пропорции нетрудоустроенных граждан среди городского и сельского населения.
1 Высшее и среднее профессиональное образование
2 Начальное профессиональное образование
3 Среднее полное и среднее общее образование
4 Не имеющие основного общего образования
Рис. 5. Распределение безработных, зарегистрированных в органах службы занятости по образованию на 01.10.2011 г. (чел., %)
. 6. . 7.
безработных граждан по месту проживания безработных граждан по месту проживания (на 01.01.2009 г.) (на 01.10.2011 г.)
Анализ рисунков 6 и 7 [7, с. 5] показывает, что число безработных в сельской местности сократилось. Причиной такой динамики являются сезонные общественные работы и материальная помощь, социальные выплаты, поднявшиеся до значений минимального прожиточного минимума. Вместе с тем, географически доля городского безработного населения выросла и, как отмечено выше, большую долю составляют люди с высшим и средним профессиональным образованием. Необходимость формирования адекватного механизма регулирования рынка труда в условиях экономического и финансового кризиса требует детального изучения сферы занятости населения в республике.
Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной территориальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда. Это возможно лишь при существовании развитого интегрального рынка, как динамической системы хозяйственных связей в сфере обмена, элементами которой выступают рынок средств производства, потребительских товаров, финансов, информации и рынок труда.
Таким образом, можно говорить о том, что рынок труда представляет собой неотъемлемую составную часть всего рыночного механизма хозяйствования. Для преодоления экономико-географического дисбаланса на рынке труда спроса и предложения наиболее важно наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности как в семье, так и во время обучения специальности. Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы кредитования обучения студентов работодателями и заключения договоров между вузами и предприятиями на обучение специалистов требуемых специальностей, что позволит выпускникам определиться с местом работы.
В республике действует ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения на 2011-2013 годы», однако, по нашему мнению, целесообразнее проводить подобного рода программы, подразделяя граждан на группы по уровню образования, уделив особое внимание трудоустройству молодежи, выпускников вузов.
Наличие рабочего места еще не гарантирует трудоустройство молодого специалиста, поскольку работодатели выставляют как одно из существенных требований - наличие опыта работы и стажа у выпускников. По новому трудовому законодательству существует квотирование, однако оно касается лишь определенных категорий граждан (инвалидов, детей-сирот). Но реализация закона неохотно проводится работодателями. Внедрение альтернативной квотированию практики, как системы условий, при которых работодателям было бы выгодно принимать выпускников на работу, в частности, системы налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов, со стороны муниципальных органов власти было бы полезным в нынешних условиях рынка труда.
Возможность получения выпускниками необходимого опыта работы может быть реализована практикой временного найма на разовые работы посредством проведения рекламных акций, социологических опросов, введения частичной занятости на общественных работах, деятельности в общественных организациях в качестве волонтеров. Практика получения рекомендательных писем после такой работы полезна, не смотря на то, что это временный рынок труда. Создание информационных систем позволит учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда.
В качестве направлений государственного регулирования рынка труда должны стать:
• разработка и реализация программ стимулирования увеличения рабочих мест в госсекторе;
• обеспечение подготовки и переподготовки рабочей силы;
• разработка мер содействия найму рабочей силы;
• программы социального страхования от безработицы [8, с. 144-148].
Важнейшим государственным приоритетом в политике улучшения занятости населения в Адыгее должна быть структурная перестройка экономики и создание профессиональных вакансий. В данный момент рынок рабочей силы обеспечивает ее перераспределение в сфере услуг. Анализ состояния трудового потенциала Республики Адыгея показал необходимость управления процессами формирования и использования регионального трудового потенциала на новой основе, включающей регионализацию профессионального образования, новую семейную политику, создание условий культуры и отдыха, бытового и жилищно-коммунального обслуживания, обеспечение согласования между интересами человека, образовательных учреждений, домохозяйств, предприятий, органов трудоустройства и органов местной власти.
Главным направлением работы и критерием эффективности регионального управления должно стать повышение степени удовлетворения социальноэкономических потребностей населения на основе комплексного развития региона и соответствия региональным интересам. Решением на уровне общероссийского законодательства в период экономического кризиса были поставлены перед региональными властями достаточно жесткие задачи по сокращению уровня безработицы.
На изменение ситуации на рынке труда Республики Адыгея значительно влияет организация и проведение оплачиваемых общественных работ. Общественные работы стали не только механизмом материальной поддержки безработных граждан, но и способом сохранения трудовых навыков и мотивации, а так же значительным фактором развития экономики и социальной сферы республики. Это заключенные договора с организациями жилищно-коммунального хозяйства, органами внутренних дел, службой судебных приставов, администрациями сельских поселений, управлениями образования, культуры, сельскохозяйственными предприятиями.
Не менее значимой составляющей в комплексе мероприятий активной политики занятости является организация временной занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет. Основными видами работ школьников могут стать ремонт школьных зданий, ремонт школьной мебели и библиотечного фонда, работа на пришкольных участках, благоустройство территорий населенных пунктов, благоустройство территорий вокруг памятников, оказание социальной помощи ветеранам, инвалидам, престарелым людям.
Так, за 9 месяцев 2011 года численность несовершеннолетних граждан, направленных на временное трудоустройство, составила 3636 подростков, из числа которых 2680 человек проживают в сельской местности. Активная работа Центров занятости населения с работодателями позволила трудоустроить в г. Майкопе 667 подростков, г. Адыгейске - 241 подростка, Гиагинском районе - 304 подростка, Кошехабльском районе 503 - подростка, Красногвардейском районе - 231 подростка, Майкопском районе - 667 подростков, Тахтамукайском районе - 350 подростков, Теучежском районе -181 подростка, Шовгеновском районе 300 - подростков.
В республике приняты целевые программы по трудоустройству «Первое рабочее место», «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» на 2011 год, по которым заключались договора с работодателями. Ярмарки вакансий оказывают профконсультационные услуги, проводится анкетирование участников ярмарок с целью выявления проблем у молодежи и составления социально-психологического портрета выпускника. Профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях является одним из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения, развития качества рабочей силы, подъема экономики и противодействия безработице. Основные отраслеобразующие предприятия должны работать на полную мощность либо изменится в соответствии с требованиями и запросами общества.
Выводы
1. Важно максимально использовать географические территориальноадминистративные особенности деления Республики Адыгея в целях распределения выпускников вузов по возникающим местам работы. Возможным, на наш взгляд, представляется перенаправление трудовых ресурсов из одних районов РА в другие.
2. Показатели занятости населения на рынке труда в Республике Адыгее остаются низкими, что требует структурирования общественного заказа на профессии по ряду направлений с учетом необходимости восстановления ряда предприятий с целью создания рабочих мест.
3. Важно уделить внимание трудоустройству выпускников вузов. Необходимо использование молодых кадров (выпускников вузов) по их профессиональной деятельности.
4. Нетрудоустроенные по специальности в течение 5 лет молодые кадры следует направлять на места временного трудоустройства, а также на специально организованные курсы переквалификации.
5. Особое внимание следует уделить высвободившимся трудовым ресурсам среди городского населения.
Примечания:
1.
России / под ред. АТ. Хрущева. 4-е изд., испр. М., 2009. 607 с.
2. . . ,
// . 3. 2009.
С. 43.
3. / .
. . . 7- ., . .: -
, 2008. 1472 .
4. Юг России на рубеже III тысячелетия: тер-
, , , / . . . . / , 2000.
294 .
5. . . -
// -2002: материалы Всероссийской конференции , . , 2002. . 18.
6. -: /
отв. ред. АТ. Дружинин, ВТ. Шувалов. / : - , 2004. 264 .
7. -
// -ный бюллетень за январь-сентябрь 2011. 20 .
8. / .
ВТ. Кукушина. Ростов н/Д, 2006. 179 с.
References:
1. Economic and social geography of Russia / ed. by A.T. Khrushchev. 4th ed., revised. M., 2009.607 p.
2. Kostin L.A. Employment, salary and inflation // A person and labour. No. 3. 2009. P. 43.
3. The big economic dictionary / ed. by A.N. Azriliyan. 7th ed., enlarged. M.: Institute of new economy, 2008. 1472 p.
4. The South of Russia at the turn of the III millennium: territories, resources, problems, priority / ed. by A.G. Druzhinin. Rostov-on-Don, 2000. 294 p.
5. Karataban M.A. Features of youth employment // Prospect-2002: materials of the All-Russian conference of students, graduate students and young scientists. Nalchik, 2002. P. 18.
6. Institutional modernization of the Russian economy: a territorial aspect / ed.-in-chief A.G. Druzhinin, V.E. Shuvalov. Rostov-on-Don: RGU Publishing house, 2004. 264 p.
7. State service of employment of the population of the Republic of Adygheya // The newsletter for January-September 2011. 20 p.
8. Social employment of the population / ed. by V.B. Kukushin. Rostov-on-Don, 2006. 179 p.