Трапезникова И.С. Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы - региональный аспект // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 97-106. — doi: 10.18334^.3.2.35156
Язык публикации: русский_
Russian Journal of Labor Economics, 2016, Volume 3, Issue 2
Organizational and Economic Instruments for the Solution of the Problem of Youth Unemployment - Regional Aspect
Irina Trapeznikova1®
1 Kemerovo State University, Russian Federation
ABSTRACT_
This article is dedicated to the analysis of organizational and economic instruments for the solution of the problems of youth on the regional labor market. The research results have demonstrated a high degree of profitability (return) of the professional training programs conducted by Kemerovo Employment Center. Most respondents (88 %) got jobs after undergoing these training programs; at that, 76 % found jobs within the period of less than three months. The study has also revealed a serious problem, namely, the absence of an effective method for the efficiency assessment of the professional training of the unemployed citizens in the Employment Center. The only method that Kemerovo Employment Center uses to determine the efficiency of the professional training is the number of unemployed who found jobs after undergoing professional retraining.
Unfortunately, this indicator does not reflect the situation as a whole. Some unemployed citizens remain unemployed after undergoing the professional training or find jobs not in the area of their specialty. In this connection, there is a need for a constant monitoring of employment of the persons who underwent professional retraining. Such monitoring will enable to assess the actual work results of the Employment Center as for retraining of the unemployed persons.
KEYWORDS_
employment of the unemployed youth, programs of staff professional retraining, employment centers, economic efficiency of the professional training, entrepreneurial activities
CITATION_
Trapeznikova, I.S. (2016). Organizational and Economic Instruments for the Solution of the Problem of Youth Unemployment - Regional Aspect. Russian Journal of Labor Economics, 3(2), 97-106. doi: 10.18334/et.3.2.35156
JEL: J68, R11, R23 Original Research Language: Russian
Received: 13 Apr 2016, Published: 30 Jun 2016
© Trapeznikova I.S. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: trapeznikova_1976@mail.ru
HIGHLIGHTS
► statistics does not provide a complete picture of the situation on the labor market, especially, on its youth labor segment: young people are less often registered in Labor Exchange Offices than older people; statistics enables to assess the development trends of the official part of the labor market only and, mostly, in the public sector; Public Employment Service covers only part of labor demand and supply
► the adaptation strategy of the social group of unemployed persons is, presently, based on the struggle for survival, preservation of the former or, at least, minimally acceptable social status; therefore, it seems natural that a person who has lost a job will apply to Public Employment Services
► when choosing a profession and higher educational institution, young people rarely take into account what professions are in-demand on the labor market; as a consequence, they often encounter difficulties in their further job seeking
► some unemployed persons remain unemployed after undergoing professional training or find jobs not in the area of their specialty
► there is a need for a constant monitoring of employment of the people who underwent professional retraining; such monitoring will enable to assess the actual work results of the Employment Center as for retraining of the unemployed persons
► another organizational and economic instrument allowing to solve youth unemployment problems efficiently is the programs aimed at popularization of entrepreneurship as a profession
Экономика труда, 2016, Том 3, Выпуск 2
Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы -региональный аспект
Ирина Трапезникова1
1 Кемеровский государственный университет, Россия
АННОТАЦИЯ_
Данная статья посвящена анализу организационно-экономических инструментов решения проблем молодежи на региональном рынке труда. Результаты исследования показали высокую степень окупаемости программ профессионального обучения, проводимых Центром занятости населения г. Кемерово, большая часть респондентов (88 %) была трудоустроены после обучения в рамках данных программ, причем 76 % нашли работу менее чем за три месяца. Исследование также выявило серьезную проблему, которой является отсутствие в Центре занятости действенной методики по оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан. Единственным способом, по которому Центр занятости населения г. Кемерово определяет эффективность профессионального обучения, является показатель численности трудоустроившихся безработных после профессионального переобучения.
Этот показатель, к сожалению, не отражает всю ситуацию: часть безработных, пройдя профессиональное обучение, все равно остается нетрудоустроенной или трудоустраивается по другим специальностям. В связи с этим необходим постоянный мониторинг трудоустройства людей, прошедших профессиональное переобучение, который будет позволять отслеживать реальные результаты деятельности Центра занятости по переобучению безработных граждан.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
трудоустройство безработной молодежи, программы профессиональной переподготовки кадров, центры занятости населения, экономическая эффективность профессионального обучения, предпринимательская деятельность
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Трапезникова И.С. Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы - региональный аспект // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 97-106. — М: 10.18334/е13.2.35156
JEL: J68, R11, R23
Язык публикации: русский
© Трапезникова И.С. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: trapeznikova_1976@mail.ru
ТЕЗИСЫ
► статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте: молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах, - статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе; служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы
► в основе адаптационной стратегии социальной группы безработных в настоящее время лежит стремление к выживанию, сохранению прежнего или хотя бы минимально приемлемого социального статуса, и естественно, что человек, потерявший работу, обращается в службы занятости
► при выборе профессии и поступлении в учебное заведение молодые люди редко интересуются тем, какие специальности востребованы на рынке труда, и как следствие, позже они сталкиваются с трудностями при дальнейшем трудоустройстве
► некоторые безработные, пройдя профессиональное обучение, все равно остаются нетрудоустроенными или трудоустраиваются по другим специальностям
► необходим постоянный мониторинг трудоустройства людей, прошедших профессиональное переобучение, который будет позволять отслеживать реальные результаты деятельности Центра занятости по переобучению безработных граждан
► еще одним организационно-экономическим инструментом, позволяющим достаточно эффективно решать проблемы безработицы среди молодежи, считаются программы, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности
Об авторах:
Трапезникова Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы, Кемеровский государственный университет (trapeznikova_1976@mail.ru)
Рынок молодежного труда в Кемеровской области на протяжении нескольких последних лет сталкивается с ростом числа безработных молодых людей, в том числе выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. В основном это люди, которые впервые ищут работу и не имеют профессии и трудовых навыков. Они обращаются в службу занятости за помощью в содействии в трудоустройстве, так как самостоятельно не могут справиться с проблемой.
Анализ ситуации, складывающейся на региональном рынке труда безработной молодежи в период с 2010 по 2015 гг., позволяет охарактеризовать ее двумя основными параметрами:
1. Низкая конкурентоспособность выпускников. Если сравнивать молодых людей в возрасте 18-25 лет с другими возрастными группами, то четко прослеживаются часто расплывчатое, общее представление о будущей профессии, недостаточная информированность о внутреннем устройстве различных организаций, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и возможных способах поиска работы, нередко завышенная самооценка.
2. Отсутствие детального и систематического изучения и анализа регионального и федерального рынка труда и координации в подготовке кадров. Как следствие, до 40 % выпускников работает не по полученной специальности, снижая тем самым уровень своей первоначальной квалификации.
По данным Росстата (на основе материалов обследования населения по проблемам занятости), в Кемеровской области уровень общей безработицы в среднем за сентябрь-ноябрь 2014 года составлял 5,5 % экономически активного населения, третья часть из них - это безработные граждане в возрасте от 16 до 29 лет [6].
Современный рынок труда молодежи в г. Кемерово, как и в Кемеровской области в целом, характеризуется, во-первых, деформированной структурой занятости, во-вторых, преобладанием вакансий для рабочих (75,7 %) при доле вакансий для специалистов и служащих 24 % от общего числа [3].
Статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе.
Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40 %, около четверти которой составляет работающая молодежь.
Определенная часть безработной молодежи не в состоянии самостоятельно преодолеть проблему трудоустройства и нуждается в посторонней помощи, в защите и поддержке государства [1]. Эту функцию поддержки и помощи в трудоустройстве, на региональном уровне, оказывают Центры занятости населения. Для безработной молодежи в таких центрах предлагаются программы профессионального переобучения, учитывающие потребности работодателей региона, с целью повышения шансов на их последующее трудоустройство.
В основе адаптационной стратегии социальной группы безработных в настоящее время лежит стремление к выживанию, сохранению прежнего или хотя бы минимально приемлемого социального статуса. И естественно, что человек, потерявший работу, обращается в службу занятости, которая должна оказать помощь в данной ситуации, посредством профессиональной ориентации сформировать заинтересованность безработного в переходе от безработицы к профессиональному обучению и от обучения к занятости.
Если признать за направлением профессиональной подготовки и переподготовки безработной молодежи статус важнейшего в функционировании системы региональных органов занятости населения, встает вопрос о социальной и экономической эффективности программ профессионального переобучения, применяемых в рамках его реализации
[7].
Экономический эффект рассматривается со стороны потраченных финансовых средств, которые выделяются государством Центру занятости на профессиональное переобучение безработных, оценивается рациональность потраченных средств. Объем финансовых ресурсов, направляемых на программы поддержки безработной молодежи весьма ограничен, поэтому оценка эффективности его расходования имеет существенное значение.
Социальный эффект рассматривается со стороны влияния переобучения безработного на его последующее трудоустройство и оценивается с помощью изменения сокращения количества безработных.
В течение 2014 года проводился системный анализ деятельности ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» с целью разработки и внедрения комплекса организационно-экономических инструментов для решения проблемы на региональном уровне. Также, с этой же целью, была проведена статистическая оценка эффективности программ профессионального переобучения безработных, проводящихся на базе Центра занятости населения.
Применив методику оценки экономической эффективности услуг Центра занятости по профессиональному переобучению безработной молодежи, мы получили следующие результаты:
Э = Т х З х N х [(13 + 26 + 0,2):100],
где
Э - экономическая эффективность от трудоустройства работу;
Т - численность трудоустроенных на работу;
З - средняя оплата труда (по вакансиям) трудоустроенных на
работу;
N - время работы трудоустроенного на работу [5].
Расчет срока окупаемости затрат СЗ на обслуживание безработных, определяется отношением общих затрат к экономическому эффекту:
Со = Оз : Э,
где
Со - срок окупаемости затрат;
Оз - общие расходы на обслуживание безработных;
Э - общая эффективность от трудоустройства.
Э = 676 * 7000 * 4 * 0,392 = 7419776 (тысяч рублей). Со = 8724100 : 71419776 = 1,17 (месяца).
Таким образом, затраты на переобучение окупаются в срок 1,17 месяца, что прежде всего говорит о высокой степени окупаемости программы профессионального обучения, а также о ее эффективности с экономической точки зрения.
Результаты полуформализованного интервью показали, что более 40 % безработных молодых людей, направленных ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» на переобучение, имеют средне-специальное образование, 40 % - имеют
высшее образование, 10 % безработной молодежи имеет неоконченное высшее образование.
Это в первую очередь свидетельствует о том, что все обратившиеся за переобучением безработные граждане, имея специальность и профессию, остаются невостребованными на рынке труда и нуждаются в помощи Центра занятости населения.
Важное место при этом занимает неправильный или необдуманный профессиональный выбор молодых людей на самом раннем этапе их профессионального самоопределения.
При выборе профессии и поступлении в учебное заведение молодые люди редко интересуются тем, какие специальности востребованы на рынке труда, и как следствие, позже они сталкиваются с трудностями при дальнейшем трудоустройстве.
В центре занятости населения профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению безработных уделяется особое внимание. Каждый безработный, направленный на переобучение, обязан пройти определенное тестирование, направленное на определение профессиональных склонностей и способностей, а также посетить профориентационную консультацию. Исходя из результатов тестирования, безработному предлагается выбор возможных специальностей, которым он может обучиться [4].
Анализируя результаты опроса, можно сделать следующие выводы:
1. Более 75 % безработных молодых людей до обращения в службу занятости находились без работы менее 1 года. Это свидетельствует о нежелании оставаться безработными, о стремлении молодых людей трудоустроиться.
2. 88 % опрошенных безработных после профессионального обучения трудоустроились по новой полученной специальности. Из них 76 % трудоустроились менее чем за 3 месяца.
3. Только 12 % безработных граждан, прошедших профессиональное переобучение, не трудоустроились по полученной специальности. Во многом это зависит от специфических особенностей самих безработных граждан, направленных на профессиональное переобучение.
4. В настоящее время сформировалась устойчивая группа безработных граждан, не желающих трудоустраиваться и работать, а только ориентированных на получение различных видов пособий [2].
Проведенное исследование выявило еще одну серьезную проблему - отсутствие в Центре занятости действенной методики по оценке эффективности профессионального обучения безработных граждан. Единственным способом, по которому Центр занятости населения г. Кемерово определяет эффективность профессионального обучения, является показатель численности трудоустроившихся безработных после профессионального переобучения.
Этот показатель, к сожалению, не отражает всю ситуацию. Как мы видим из результатов анкетирования, некоторые безработные, пройдя профессиональное обучение, все равно остаются нетрудоустроенными или трудоустраиваются по другим специальностям.
В связи с этим необходим постоянный мониторинг трудоустройства людей, прошедших профессиональное переобучение, который будет позволять отслеживать реальные результаты деятельности Центра занятости по переобучению безработных граждан.
Мониторинг трудоустройства может осуществляться как с помощью проведения выборочных социологических опросов прошедших профессиональное обучение спустя некоторое время после переобучения, так и с помощью полного опроса каждого, прошедшего профессиональное обучение (при обязательной явке или по телефону). Такой мониторинг позволит определять не только количество людей, трудоустроившихся по новой специальности, но и количество людей, трудоустроившихся по другим специальностям. Мониторинг также позволит определить причины, по которым человек не стал трудоустраиваться по новой полученной специальности или не стал трудоустраиваться вообще.
Еще одним организационно-экономическим инструментом, позволяющим достаточно эффективно решать проблемы безработицы среди молодежи, считаются программы, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности.
В 2014 году, при помощи Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, 4,5 тысячи молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет прошли обучение и стажировки, презентовали свои бизнес-идеи успешным предпринимателям региона, посетили мастер-классы и конференции, приняли участие в бизнес-играх. За исследуемый период молодые предприниматели создали 80 предприятий, на которых организовали более 100 новых рабочих мест.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо расширять комплекс организационно-экономических мер для компенсации неблагоприятной ситуации, сложившейся на региональном рынке молодежного труда, в том числе расширять программы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, ввести систему постоянного мониторинга трудоустройства молодежи, прошедшей профессиональное переобучение в региональных центрах занятости, разработать действенную методику оценки эффективности программ профессионального переобучения безработных.
ИСТОЧНИКИ:
1. Беглова Е.И. Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка
труда // Экономические науки. - 2010. - № 11. - С. 172-176.
2. Данько Х.А., Халиулина В.В. Миграционная привлекательность Кемеровской области //
Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 1-2. - С. 202207.
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики.
4. Анализ программ государственной поддержки: информационный ресурс поддержки
малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Smb.economy.gov.ru. -Режим доступа: http://smb.economy.gov.ru/analysis/greg/programmes
5. Зибарев Д. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в
условиях трансформации экономики // Человек и труд. - 2006. - № 12. - С. 30-32.