Научная статья на тему 'Современное состояние системы управления занятостью населения Курской области'

Современное состояние системы управления занятостью населения Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ / LABOR MARKET / MANAGEMENT SYSTEM OF EMPLOYMENT OF POPULATION / EMPLOYMENT / UNEMPLOYED CITIZENS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седова Е.В.

В современной экономической ситуации все более актуальным становится вопрос об эффективности функционирования системы управления занятостью населения. Следует особо отметить, что состояние системы управления занятостью населения представляет огромную важность для повышения эффективности организации рынка труда, в частности решения таких проблем, как сокращение численности безработного населения, материальной помощи гражданам, желающим организовать свой собственный бизнес, и повышение квалификации работников. На сегодня становятся актуальными вопросы эффективности системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ее территориальных органов. Выделяются направления работы центров занятости населения: информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; организация временного трудоустройства; профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения; социальная адаптация; организация оплачиваемых общественных работ; психологическая поддержка безработных граждан; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В статье приведена всесторонняя оценка эффективности функционирования системы управления занятостью населения при помощи выделения двух ее уровней. Методика исследования основана на системном, а также структурном анализе управления занятостью населения, количественном и качественном анализе деятельности центров занятости Курской области. В итоге выделена система взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты работы центров занятости и эффективность их деятельности: обобщающих (численность безработных, численность трудоустроенных, численность состоящих на учете, численность получающих пособие), вспомогательных (численность проинформированного населения, численность получивших услугу по профессиональной ориентации, численность получивших услугу по социальной адаптации, численность граждан, получивших услугу по психологической поддержке) и частных (численность временно трудоустроенных, численность получивших услугу по оказанию содействия самозанятости).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF MANAGEMENT SYSTEM OF EMPLOYMENT OF POPULATION OF KURSK REGION

In the current economic situation question by the efficiency of functioning of the control system of employment population becoming increasingly important. It should be noted that the state of the control system of employment population is of great importance for improving the efficiency of the organization of the labor market, and in particular addressing such problems as reducing the number of unemployed people, financial assistance to citizens who wish to organize their own business and improvement training of employees. At present, there are actual questions the effectiveness system of the public employment service and the need to assess the activities of her territorial agencies. Directions of work of employment centers are standing out: informing the public and employers about the situation on the labour market; organization of temporary employment; professional orientation of citizens to select areas of activity, employment and vocational training; social adaptation; organization of paid public work; psychological support for unemployed citizens; the implementation of social benefits to citizens, recognized as officially unemployed. The article provides a comprehensive assessment of the functioning of the system of management of employment of the population by means of allocation of the two levels. The research methodology is based on systematic and structured analysis of the management of employment, quantitative and qualitative analysis of the activities of the employment centers of the Kursk region. In the end, a dedicated system of interrelated indicators characterizing the final results of the work of employment centers and their effectiveness is selected: generalizing (the number of unemployed, the number employed, the number registered, the number receiving an allowance), subsidiary (the number of informed population, the number of receiving the service of professional orientation, the number receiving the service on social adaptation, the number of citizens receiving the service for psychological support) and private (the number of temporarily employed, the number receiving the service to assist self-employment).

Текст научной работы на тему «Современное состояние системы управления занятостью населения Курской области»

Экономика

УДК 331.5 (470.323)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. В. СЕДОВА,

аспирант, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И. И. Иванова

(305021, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 70; тел.: 8 (4712) 53-13-30; e-mail: sedova90@mail.ru)

Ключевые слова: рынок труда, система управления занятостью населения, занятость, безработные граждане.

В современной экономической ситуации все более актуальным становится вопрос об эффективности функционирования системы управления занятостью населения. Следует особо отметить, что состояние системы управления занятостью населения представляет огромную важность для повышения эффективности организации рынка труда, в частности решения таких проблем, как сокращение численности безработного населения, материальной помощи гражданам, желающим организовать свой собственный бизнес, и повышение квалификации работников. На сегодня становятся актуальными вопросы эффективности системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ее территориальных органов. Выделяются направления работы центров занятости населения: информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; организация временного трудоустройства; профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения; социальная адаптация; организация оплачиваемых общественных работ; психологическая поддержка безработных граждан; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В статье приведена всесторонняя оценка эффективности функционирования системы управления занятостью населения при помощи выделения двух ее уровней. Методика исследования основана на системном, а также структурном анализе управления занятостью населения, количественном и качественном анализе деятельности центров занятости Курской области. В итоге выделена система взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты работы центров занятости и эффективность их деятельности: обобщающих (численность безработных, численность трудоустроенных, численность состоящих на учете, численность получающих пособие), вспомогательных (численность проинформированного населения, численность получивших услугу по профессиональной ориентации, численность получивших услугу по социальной адаптации, численность граждан, получивших услугу по психологической поддержке) и частных (численность временно трудоустроенных, численность получивших услугу по оказанию содействия самозанятости).

CURRENT STATUS OF MANAGEMENT SYSTEM OF EMPLOYMENT OF POPULATION OF KURSK REGION

E. V. SEDOVA, graduate student,

Kursk State Agricultural Academy of professor I. I. Ivanov

(70 K. Marx Str., 305021, Kursk; tel.: +7 (4712) 53-13-30; e-mail: sedova90@mail.ru)

Keywords: labor market, management system of employment ofpopulation, employment, unemployed citizens.

In the current economic situation question by the efficiency of functioning of the control system of employment population becoming increasingly important. It should be noted that the state of the control system of employment population is of great importance for improving the efficiency of the organization of the labor market, and in particular addressing such problems as reducing the number of unemployed people, financial assistance to citizens who wish to organize their own business and improvement training of employees. At present, there are actual questions the effectiveness system of the public employment service and the need to assess the activities of her territorial agencies. Directions of work of employment centers are standing out: informing the public and employers about the situation on the labour market; organization of temporary employment; professional orientation of citizens to select areas of activity, employment and vocational training; social adaptation; organization of paid public work; psychological support for unemployed citizens; the implementation of social benefits to citizens, recognized as officially unemployed. The article provides a comprehensive assessment of the functioning of the system of management of employment of the population by means of allocation of the two levels. The research methodology is based on systematic and structured analysis of the management of employment, quantitative and qualitative analysis of the activities of the employment centers of the Kursk region. In the end, a dedicated system of interrelated indicators characterizing the final results of the work of employment centers and their effectiveness is selected: generalizing (the number of unemployed, the number employed, the number registered, the number receiving an allowance), subsidiary (the number of informed population, the number of receiving the service of professional orientation, the number receiving the service on social adaptation, the number of citizens receiving the service for psychological support) and private (the number of temporarily employed, the number receiving the service to assist self-employment).

Положительная рецензия представлена А. Е. Ильиным, доктором экономических наук, профессором Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И. И. Иванова.

Аграрный вестник Урала № 12 (142), 2015 г. - < ^^

Экономика ^Ф/

Цель и методика исследований. В современной экономической ситуации все более актуальным становится вопрос об эффективности функционирования системы управления занятостью населения. В связи с этим цель настоящей работы - всесторонняя оценка эффективности функционирования системы управления занятостью населения путем выделения двух ее уровней, анализа деятельности центров занятости Курской области, формирования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты работы центров занятости и эффективность их деятельности. Методика исследования основана на системном, структурном анализе управления занятостью населения, количественном и качественном анализе деятельности центров занятости Курской области.

Результаты исследований. Следует особо отметить, что современное состояние системы управления занятостью населения представляет большую важность для повышения эффективности организации рынка труда, в частности решения таких проблем, как сокращение численности безработного населения, материальной помощи гражданам, желающим организовать свой собственный бизнес, и повышение квалификации работников.

В связи с этим целесообразно рассмотреть действующую систему управления занятостью населения, наглядно представленную на рис. 1.

В целом государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:

I уровень - федеральная служба занятости;

II уровень - региональные организации службы занятости;

III уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.

Органом исполнительной власти области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и осуществляющим на территории Курской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в сфере содействия занятости населения, является Комитет по труду и занятости населения Курской области.

Всесторонняя оценка эффективности функционирования системы управления занятостью населения может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Для этого выделим три категории показателей, характеризующих деятельность системы управления занятостью (рис. 2).

Для того чтобы оценить действующую систему трудоустройства, рассмотрим данные с сайта Комитета по труду и занятости Курской области [10].

Данная динамика показывает, что численность зарегистрированных безработных граждан становится ниже, и по сравнению с 2011 г. численность безработных по состоянию на 4-й квартал 2013 г. сократилась на 2457 чел. Можно также отметить, что большая часть безработных приходится на жителей сельской местности (2241 чел.) [4].

В 2012 г. наблюдается увеличение численности безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, за счет оптимизации работы служб занятости. На данный момент численность граждан, заинтересованных в профессиональном обучении, подготовке, переподготовке и повышении квалификации, сократилось по причине снижения численности безработных граждан: мужчин в возрасте от 16-29 лет - на 257 чел., женщин - на 393 чел. Приступили к профессиональному обуче-

Система управления занятостью населения

Рис. 1. Схема системы управления занятостью населения

Обобщающие показатели

Численность безработных

Численность трудоустроенных

Численность состоящих на учете

Численность получающих пособие

Экономика

Показатели оценки деятельности системы управления занятостью населения

Вспомогательные показатели

Численность проинформированного

населения

Численность получивших услуги по профессиональной ориентации

Численность получивших услугу по социальной адаптации

Численность граждан, получивших услугу по психологической поддержке

Частные показатели

Численность временно трудоустроенных

Численность получивших

услугу по оказанию содействия самозанятости

Рис. 2. Схема показателей оценки деятельности системы управления занятостью населения

Таблица 1

Численность проинформированного населения и работодателей о положении на рынке труда, чел.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

Численность 573 149 503 894 498 678 534 259 596 384 104,05

в том числе сельские жители 114 630 151 168 179 524 237 130 256 445 223,72

нию в 2013 г. 2060 граждан, из них 1956 безработных мужчин и 104 женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, что составило 100 % годового показателя. Анализ уровня трудоустройства после профессионального обучения показал средний уровень (41 %), выполнение плана составило 100 % от годового лимита.

Таким образом, Центр занятости населения ведет свою работу по следующим направлениям:

1) информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

2) организация временного трудоустройства;

3) профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения;

4) социальная адаптация;

5) организация оплачиваемых общественных работ;

6) психологическая поддержка безработных граждан;

7) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Оценка деятельности Центра занятости населения за исследуемый период в целом по Курской области [7] выглядит следующим образом (табл. 1).

Центрами занятости населения активно проводится работа по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда Курской области

с помощью размещения в СМИ объявлений, статей по направлениям деятельности работы центров занятости. По таблице видно, что данный показатель каждый год колеблется и по состоянию на 2013 г. наблюдается тенденция к росту по сравнению с 2009 г. на 23 235 чел., или на 4,05 % соответственно.

Центры занятости населения осуществляют временное трудоустройство граждан, таким образом, за период 2009-2013 гг. наблюдается сокращение численности временно трудоустроенных граждан: несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - на 3806 чел., или на 30,7 %; выпускников в возрасте от 18 до 20 лет - на 149 чел., или на 45,5 %, и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы -на 171 чел., или на 33,4 %, соответственно. Сокращение данных показателей обусловлено сокращением численности безработных и заинтересованностью граждан в нахождении работы на постоянной основе.

В целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения безработным гражданам оказывается услуга по профессиональной ориентации. Из табл. 3 видно, что в 2013 г. по сравнению с 2009 г. данный показатель сократился на 31 827 чел., или на 54,58 %. Данное колебание и сокращение обусловлены тем, что большинство граждан сами способны определить сферу деятельности, в которой могут трудоустроиться.

- - Аграрный вестник Урала №12 (142), 2015 г.-* ^^ _

Экономика ^Ф/

12000100008000600040002000-

Е

п,

2009

2010

2011

2012

2013

□ Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете

□ из них получают социальные выплаты

□ в том числе получают пособие по безработице

□ в том числе из нихжители сельской местности

Рис. 3. Динамика численности безработных граждан

0

10000

5000

1

2009

2010

2011

2012

2013

□ Численность безработных граждан, направленных на профессиональное обучение

□ в том числе: профессиональную подготовку

□ профессиональную переподготовку

□ повышение квалификации

Рис. 4. Численность безработных граждан, закончивших профессиональное обучение и прошедших переподготовку

Таблица 2

Количество граждан, получивших услугу временного трудоустройства, чел.

0

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет 12 379 12 569 11 293 7190 8573 69,3

Выпускники в возрасте от 18 до 20 лет 335 372 206 222 186 55,5

Безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы 512 443 365 367 341 66,6

Таблица 3

Численность безработных граждан, получивших услугу по профессиональной ориентации безработных, чел.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

Численность 58 314 61 858 59 334 43 448 26 487 45,42

в том числе сельские жители 21 394 20 615 21 604 14 447 8909 41,64

Из представленных данных видно, что государственная услуга имеет широкое распространение, но в динамике эти показатели колеблются. За анализируемый период численность обратившихся за услугой сократилась на 82 человека, но имеется положительная тенденция к увеличению численности граждан на 672 человека, получивших данную услугу, из них 33 % жители сельской местности.

В настоящее время отсутствует заинтересованность населения в получении оплачиваемой общественной работы. Таким образом, из рис. 5 видно со-

кращение численности населения, участвующего в данных видах работ по сравнению с 2009 г. на 3247 чел.

По психологической поддержке безработных граждан в целом наблюдается увеличение, по сравнению с 2009 г. численность граждан, получивших данную услугу, увеличилась на 403 чел., или на 65 %. В основном эта услуга востребована гражданами в возрасте 16-29 лет (26 %) в связи с возникновением трудностей в трудоустройстве из-за большой конкуренции на рынке труда, гражданами, относящимися к категории инвалидов (19 %), гражданами, уволен-

Экономика

Таблица 4

Численность безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации, чел.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

Численность обратившихся за услугой 609 1 573 1 248 791 527 86,54

в том числе жители сельской местности 307 817 713 345 152 49,51

Численность получивших услугу 845 2 356 2 320 2 215 1 517 179,53

в том числе жители сельской местности 430 1 206 1 254 922 497 115,58

из них: предлагаемых службой занятости 236 783 1 072 1 424 990 419,49

в том числе жители сельской местности 123 389 541 577 345 280,49

Таблица 5

Численность безработных граждан, получивших услугу по психологической поддержке, чел.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

Численность обратившихся за услугой 272 165 294 139 158 58,09

Численность получивших услугу 623 585 1 087 1 036 1 026 164,69

в том числе граждане в возрасте 16-29 лет 166 156 248 285 264 159,04

относящиеся к категории инвалидов 144 154 232 262 190 131,94

уволенные в связи с ликвидацией организации 174 169 332 209 149 85,63

Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва 127 82 159 162 136 107,09

Прочие 0 2 6 28 38 0

Таблица 6

Численность безработных граждан, получивших услугу по оказанию содействия самозанятости, чел.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2009 г.

Численность обратившихся за услугой 1307 1870 1601 227 86 6,58

Численность получивших услугу 1789 2347 2008 370 350 19,56

в том числе граждане в возрасте 16-29 лет 551 651 608 133 90 16,33

относящиеся к категории инвалидов 83 100 82 17 33 39,76

уволенные в связи с ликвидацией организации 162 140 109 15 46 28,40

Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва 567 917 762 129 43 7,58

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

1

2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 5. Численность безработных граждан, получивших оплачиваемую общественную работу, чел.

ными в связи с ликвидацией организации (15 %), и гражданами, стремящимися возобновить свою трудовую деятельность после длительного перерыва (13 %), например женщины после выхода из декретного отпуска.

По мероприятию «содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» и по мероприятию «содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» данные отсутствуют, что связано с отсутствием обращений граждан за предоставлением такой услуги.

В рамках мероприятия «оказание содействия самозанятости безработных граждан» центрами занятости населения проводится работа по отбору бизнес-планов, выявлению льготных категорий граждан, заключению с ними договоров. Комитет по труду и занятости проводит отбор кандидатур, перечисляет субсидии на оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации и субсидии на оказание финансовой помощи на подготовку документов. Данные показатели позволяют увидеть, что эта программа имела большой интерес, так как в настоящее время все больше граждан стремятся зарабатывать больше и при этом работать не на кого-то, а на себя, создавая собственный бизнес.

Экономика ^Ф/

Таким образом, численность граждан, получив- Выводы. Рекомендации. Подводя итоги, сле-ших данную финансовую помощь, в 2013 г. состави- дует отметить, что центрами занятости населения ла 350 чел., по сравнению с 2009 г. данный показа- проводится большая работа по трудоустройству без-тель сократился на 1439 чел. Преимущественно дан- работных граждан, но, тем не менее, в их работе от-ная услуга востребована для граждан в возрасте от сутствует четкая оценка их деятельности, в связи с 16-29 лет и граждан, стремящихся возобновить свою чем необходимо разработать систему показателей по деятельность после длительного перерыва. оценке деятельности Комитета по труду и занятости

населения. Литература

1. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник. 8-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2012. 464 с.

2. Инновационная экономика: занятость, трудовая мотивация, эффективность труда : монография / под ред. Л. С. Чижовой. М. : Экономика, 2011. 430 с.

3. Курская область в цифрах. 2014 : краткий стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2014. 70 с.

4. Седова Е. В. Управление занятостью населения как основа экономического роста // Вестник Курской гос. с.-х. акад. 2013. № 8. С. 38-40.

5. Седова Е. В. Управление занятостью населения как один из факторов экономического роста и инновационного развития экономики России // Научно-техническое творчество молодежи - путь к обществу, основанному на знаниях: сб. докл. VI Междунар. науч.-практ. конф. (25-27 июня 2014 г., Москва). М. : МГСУ, 2014. С. 609-612.

6. Седова Е. В. Проблема повышения занятости населения в Курской области // Научное обеспечение агропромышленного производства : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 29-31 января 2014 г., г. Курск). Курск : Изд-во Курской гос. с.-х. акад., 2014. Ч. 1. С. 90-93.

7. Статистический ежегодник Курской области 2012 : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2012. 440 с.

8. Экономика труда : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2014. 272 с.

9. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / ред. А. Я. Кибанов. М. : ИНФРА, 2010. 584 с.

10. URL : http://www.kursk.regiontrud.ru/home/information/stat.aspx.

References

1. Genkin B. M. Economics and sociology of labor : textbook. 8th ed., revised and enlarged. M . : Norma, 2012. 464 p.

2. Innovative economy: employment, labor motivation, labor efficiency : monograph / ed. by L. S. Chizhova. M. : Economics, 2011. 430 p.

3. Kursk region in figures. 2014 : short stat. book / Territorial body of the Federal State Statistics Service in the Kursk region. Kursk, 2014. 70 p.

4. Sedova E. V. Management of employment population as the basis for economic growth // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. 2013. № 8. Р. 38-40.

5. Sedova E. V. Management of employment as a factor in economic growth and innovative development of the Russian economy // Scientific and Technical Creativity of Youth - the path to a society based on knowledge: a collection of the VI Intern. scientif. and pract. conf. (June 25-27, 2014, Moscow). M. : MGSU, 2014. Р. 609-612.

6. Sedova E. V. The problem of increasing employment in the Kursk region // Scientific support of agricultural production : materials of the Intern. scientif. and pract. conf., January 29-31, 2014, Kursk). Kursk : Publishing house of Kursk State Agricultural Academy, 2014. Part 1. P. 90-93.

7. Statistical Yearbook of the Kursk region 2012 : stat. yearbook / Territorial body of the Federal State Statistics Service in the Kursk region. Kursk, 2012. 440 p.

8. Labor Economics : textbook. 2nd ed., revised and enlarged. M. : Infra-M, 2014. 272 p.

9. Economics and sociology of labor : textbook for high schools / ed. by A. Ja. Kibanov. M. : Infra-M, 2010. 584 p.

10. URL : http://www.kursk.regiontrud.ru/home/information/stat.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.