08.00.14 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
08.00.14
УДК 331.5; 331.101.264.2
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В США
© 2016
Петровская Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов Институт США и Канады РАН, Москва (Россия)
Аннотация. Введение. В статье рассмотрены проблемы молодежной занятости, прежде всего в период после глобального кризиса; основные тенденции и факторы, влияющие на уровень безработицы среди разных возрастных групп.
Материалы и методы. Анализ проводился на основе данных Бюро трудовой статистики США, а также Международной Организации Труда.
Обсуждение. В США долгосрочная тенденция сокращения роли молодежи в рабочей силе США происходит на фоне сохраняющихся проблем трудоустройства самых молодых трудоспособных американцев, которые остаются одной из наиболее уязвимых групп населения с точки зрения адаптации к меняющимся требованиям рынка, условиям международной конкуренции. Не менее актуальными сегодня и в предстоящие годы будут и проблемы неполной, неформальной занятости молодежи. У растущей части молодых людей, которые нашли работу, качество рабочих мест оказывалось ниже ожиданий. Кроме того, когда они теряют работу, то остаются в числе безработных в течение длительного периода времени.
В посткризисный период среди молодежи продолжался рост числа тех, кто не работает, не учится и не ищет работу. Потеря надежды на трудоустройство, снижение мотивации поиска работы среди молодых людей в течение месяцев, а иногда и лет, представляет проблему, как в развитых, так и в развивающихся странах.
Результаты. Исследованы долгосрочная безработица, отторжение на рынке труда, распространение частичной, временной занятости среди молодых людей. Несмотря на значительное снижение безработицы среди молодежи в посткризисный период, различия уровней безработицы между возрастными группами остаются существенными.
Заключение. Для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда требуются значительные усилия и инвестиции в профессиональную подготовку. Важными проблемами во втором десятилетии остаются длительность трудоустройства молодых людей; качество рабочих мест.
Ключевые слова: безработица, возрастной состав безработных, гендерный состав безработных, занятость молодежи, иммигранты, неформальная занятость, образование, отраслевые особенности, профессиональная подготовка, рынок труда, расово-этнический, самозанятость, США, трудоустройство, участие в рабочей силе.
THE PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT IN US
© 2016
Petrovskaya Natalia Evgenievna, candidate of economical science, researcher, the Center for Social-Economic Studies
The Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow (Russia)
Abstract. Introduction. The article considers the problems of youth employment, mainly after global crisis; focusing on main trends and factors which influence unemployment rates among different age groups.
Materials and Methods. The analysis is based on the latest publication of the Bureau of Labor Statistics of the United States Department of Labor and the International Labour Organization.
Discussion. In the United States trend of declining the share of youth in the labor force remains one of the problems in past global crisis years along with the adaptation to the changing requirements of the market, the conditions of international competition. No less relevant today and in the coming years, there will be problems of part-time, informal youth employment. Growing number of young people who found jobs, quality of these jobs was below expectations. In addition, when they lose their job, remain unemployed for a longer period of time, than at the age-groups.
In the post-crisis period the number of young people not working, studying or looking for work continue to increase. The loss of hope for employment, reducing the motivation of job search among young people for months, and sometimes years, is the problem, in both developed and developing countries.
Results. Long term unemployment, discouragement of young people in the labor market, moving toward the parttime employment are of special attention. Youth unemployment rate is more than double that among employees of the other age groups. Though the last decades have been marked by significant policy attention to youth education, access to the labor market, the youth employment remains an issue of concern in US.
Conclusions. To increase of competitiveness of youth at the labour market requires considerable efforts and investments in training. The duration of the employment of young people and quality jobs, remain important challenges in the second decade.
Keywords: age groups, education, employee, employment, gender groups, immigrants, informal employment, industry characteristics, labor market, professional training, racial-ethnic, self-employment, unemployment, USA, working force, youth employment.
Введение
Молодежная занятость находится в фокусе внимания как в развивающихся, так и в развитых странах. И Соединенные Штаты, где молодежь остается одной из наиболее уязвимых на рынке труда групп населения, в этом отношении не являются исключением. Проблема состоит не только в том, что уровень безработицы среди молодежи значительно и постоянно превышает данный показатель по другим возрастным группам населения. Кроме того, для молодежи характерны более длительные периоды поиска работы, нестабильность трудоустройства, трудности с нахождением рабочих мест, адекватных полученной профессиональной подготовке [23, с. 13]. Все эти явления усугубляются часто встречающимся несоответствием трудоустройства гораздо более оптимистичным ожиданиям тех, кто начинает свой трудовой путь.
Позиции молодежи на рынке труда характеризуются их участием в рабочей силе, уровнем безработицы и длительностью поиска работы, динамикой занятости по отраслям, уровнем оплаты труда. В данной статье рассмотрены проблемы молодежной занятости в США на фоне общемировых трендов, прежде всего в посткризисный период. Анализируются особенности трудоустройства американцев в возрасте от 16 до 24 лет; эту группу можно подразделить на самых молодых участников рынка труда - 16-19 лет и группу в возрасте 20-24 года. Первая представляет в основном учащихся средних школ, колледжей, многие из которых вовлечены в трудовую деятельность. Вторая группа - молодежь в возрасте 20-24 года, в основном завершающие или завершившие профессиональную подготовку.
Материалы и методы
Анализ проводится на основе данных Бюро трудовой статистики США, а также Международной Организации Труда.
По данным Бюро Трудовой статистики США, молодежь в возрасте 16-24-х лет в начале текущего десятилетия составляла около 13,5 % американской рабочей силы. При этом в период 1990-2010 гг. наблюдалось снижение доли молодежи в рабочей силе - с 17,9 % (1990 г.) до 15,8 % (2000 г.) и 13,6 %
(2010 г.). Эта тенденция, по прогнозам Бюро Трудовой статистики, сохранится, и в 2020 г. доля 16-24-х летних американцев составит всего 11,2 % рабочей силы страны. Одновременно ожидается дальнейший рост доли лиц 55 лет и старше (до 25,2 %), отражающий постарение участников американского рынка труда [17].
Проблемы трудоустройства рассматриваемой возрастной группы остаются и в условиях экономического роста. Факты говорят о том, что эти проблемы сегодня носят не столько конъюнктурный, сколько устоявшийся структурный характер, что подтверждается их рассмотрением на протяжении длительного периода времени [1; 4, с. 54-55; 10, с. 2; 21]. Уязвимость рассматриваемой возрастной группы наблюдается не только в США, но и в других странах и регионах мира [20, ^ 3]. Несмотря на улучшение в целом экономической ситуации в 2012-2015 гг., уровень молодежной безработицы в мире оставался выше докризисного - 13,0 % в 2014 г. и 13,1 % (оценка) в 2015 г., в сравнении с 11,7 % в 2007 г. и 13 % в 2009-2010 гг. [22]. Самый высокий уровень безработицы среди молодежи отмечен в странах Ближнего Востока (28 %) и Северной Африки (30,5 %); наименьший - в Юго-Восточной Азии (9,9-10,6 %). В 2/3 европейских стран этот индикатор превышает 20%, а в отдельных странах составляет и более 30 % - Кипр (35,9 %), Португалия (34,8 %).
Возможности найти работу возрастают в зависимости от уровня образования. По данным обследований, результаты которых представлены в докладе Международной Организации Труда, молодые люди с университетским дипломом находят работу в среднем в три раза быстрее, чем не имеющие такого образования [22].
Среди молодых людей вероятность стать безработными в мире выше, чем среди взрослого населения, более чем в три раза. В наибольшей степени эта тенденция проявляется в развивающихся странах, где доля молодежи в общей численности рабочей силы составляет более значительную часть. Однако и в развитых экономиках, в том числе в США, где уровень безработицы среди лиц 16-19 лет примерно в три раза выше, чем средний (по всем возрастным
группам), эта проблема сохраняет актуальность [13, с. 59; 14, с. 65].
В посткризисный период уровень безработицы среди молодежи имел тенденцию к снижению. Напомним, что в период первого и начала второго президентских сроков Б. Обамы проблема безработицы была одной из ключевых [13, с. 58].
Таблица 1 - Безработица по возрастным и расово-этническим, гендерным группам населения в США, %
Группа населения Июнь 2015 г. Апрель 2016 г. Май 2016 г. Июнь 2016 г.
Население 16 лет и старше 5,3 5,0 4,7 4,9
Мужчины 20 лет и старше 4,8 4,6 4,3 4,5
Женщины 20 лет и старше 4,7 4,5 4,2 4,5
Молодежь 16-19 лет, всего 17,9 16,0 16,0 16,0
Молодежь 16-19 лет, белые 15,6 13,4 14,4 14,4
Молодежь 16-19 лет
Чернокожие / 31,7 26,0 27,1 31,2
афроамериканцы
Молодежь 16-19 лет Испаноязычные 20,6 16,8 18,3 17,1
Молодежь 16-19 лет, мужчины 20,1 16,4 16,2 17,1
Молодежь 16-19 лет, женщины 15,8 15,7 15,9 14,8
Источник: US Bureau of Labor statistics, July 8, 2016. http://bls.gov/news/ (accessed July 12, 2016).
Таблица 2 - Показатели занятости в США молодежи в возрасте 16-24 года
Группа молодежи Июль Июль Июль Июль
в возрасте 16-24 года 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Рабочая сила, всего тыс. чел. 22 742 23 472 23 506 23 437
Численность занятых, всего тыс. чел. 18 632 19 461 19 684 20 085
Численность безработных, всего тыс. чел. 4 110 4 011 3 821 3 353
Рабочая сила, мужчины, тыс. чел. 11 930 12 355 12 283 12 335
Численность занятых, мужчины, тыс. чел. 9 746 10 140 10 127 10 470
Численность безработных, мужчины тыс. чел. 2 184 2 215 2 156 1 865
Рабочая сила, женщины, тыс. чел. 10 812 11 117 11 223 11 102
Численность занятых, женщины, тыс. чел. 8 886 9 321 9 557 9 614
Численность безработных, мужчины тыс. чел. 1 926 1 796 1 665 1 488
Источник: Employment and Unemployment among youth. BLS. Wash., August, 2015
В январе 2009 г. численность безработных достигла 13 млн. человек, в сравнении с 8,2 млн человек в январе 2008 г., увеличившись в 1,7 раза. Спустя че-
тыре года, в январе 2013 г., безработных было 12,3 млн человек, а по данным на апрель 2013 года - 11, 66 млн человек, все еще превышая показатели предкризисного периода. Резкий рост числа безработных и сохранение высокого уровня безработицы в 2009-начале 2013 гг. поставили задачу создания рабочих мест в центр внутриэкономической политики администрации Б. Обамы. В начале 2013 года уровень безработицы в среднем по стране (7,5 % среди американцев 16 лет и старше) был все еще в 1,9 раза выше, чем в 2000 г. (4,0 %).
В последующие годы уровень безработицы существенно снизился по всем возрастным группам американцев, но среди молодежи он по-прежнему оставался почти в три раза выше, чем среди американцев других возрастов (таблица 1) [24]. В июне 2016 г. при среднем уровне безработицы 4,9 %, для 16-19-летних он составлял 16,0 %; для 20-24-летних - 8,7 %. Наиболее высокий уровень безработицы был отмечен среди чернокожей молодежи в возрасте 16-19 лет - 31,2 % (июнь 2016 г.) [19].
Стоит также иметь в виду, что показатели безработицы у рассматриваемой группы уменьшаются, в том числе за счет поступления на менее оплачиваемую, чем ожидалось, работу, или не соответствующую полученной подготовке. Среди 16-19-летних занятых с почасовой оплатой труда около 15 % получают зарплату на уровне минимальной и ниже, в сравнении с 3 % работников 25 лет и старше.
Отсутствие иных источников доходов у значительной части молодых людей в момент после окончания обучения заставляет их соглашаться зачастую на работу, которая не соответствует их более оптимистичным ожиданиям и полученной профессиональной подготовке. В связи с такой ситуацией растет число тех, кто не удовлетворен своим трудоустройством. По данным опроса Gallup [16], в августе 2016 г. работников, родившихся в 1980-1996 гг., 21 % сменили работу в течение последнего года, 60 % респондентов готовы ее сменить («открыты другим возможностям»); и лишь 50 % из них планируют быть с тем же работодателем в течение предстоящего года. Открытость новым возможностям и карьерному росту в целом позитивное явление, но часто оно сопровождается неудовлетворенностью рабочим местом, которое пришлось занять за неимением лучшего.
Наибольшие трудности с трудоустройством испытывают представители самой младшей возрастной группы. Подобная ситуация сохраняется не только в США, но в большинстве стран, и объясняется, прежде всего, отсутствием опыта работы у молодых людей в этом возрасте.
Исследование отраслевых особенностей занятости молодежи в США показывает, что в 2015 г.,
американцы в возрасте 16-24-х лет были заняты преимущественно в частном несельскохозяйственном секторе (18 млн из 20 млн занятых этого возраста). Наибольшее число занятых отмечено в отрасли досуга и индустрии гостеприимства (5,1 млн человек), в розничной торговле (3,8 млн человек), в сфере образовательных и услуг здравоохранения (2,1 млн человек). На эти три сектора приходится 55 % всех занятых в возрасте 16-24-х лет, а на обрабатывающую промышленность - 6,5 %. В обрабатывающей промышленности занято почти столько же лиц указанного возраста, сколько в госсекторе (1,3 млн человек). Такое распределение занятости отражает длительную тенденцию к опережающему росту занятости в сфере услуг.
В условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу в США и в других развитых странах происходит возрастание доли сферы услуг, а также информационного сектора в макроэкономических показателях производства, занятости и обмена. Поскольку эти сектора представлены, прежде всего, значительным числом малых предприятий, их функционирование оказывает существенное влияние на занятость, способствует вовлечению различных категорий населения, в том числе молодежь, в производство товаров и услуг [9, с. 55].
Однако стоит отметить, что занятость в сфере малого бизнеса отражает общую тенденцию трудоустройства молодежи в значительной части в розничной торговле, отраслях досуга, туризма [3, с. 71]. В то же время относительно низкая занятость молодежи в сферах финансов, профессиональных и деловых услуг косвенно отражает тот факт, что многим недавним выпускникам сложнее найти работу по специальности в этих областях, чем претендентам, имеющим опыт такой работы. Кроме того, предложение труда ряда специалистов-гуманитариев превосходит спрос, что усиливает безработицу в данной сфере.
Наиболее ущемленной в возможностях трудоустройства оказывается молодежь, которая не получила хотя бы среднего образования, профессиональной подготовки. Недостаточный уровень приобретения знаний и навыков снижает возможности трудоустройства, что, в свою очередь, увеличивает риск приостановки дальнейшего поиска работы, социальной изоляции молодых людей. Кроме того, неквалифицированные рабочие увольняются первыми в случае сокращения штата работников в экономически неблагоприятные периоды. При возобновлении экономического роста уровень молодежной безработицы падает, но все равно остается выше, чем по другим возрастным группам участников рынка труда. Даже временное отсутствие работы в начале трудовой деятельности оказывает негативное влияние на трудовую мотивацию, дальнейшие поиски работы.
Проблема перехода от учебы к работе носит комплексный характер и охватывает множество вопросов, связанных с прогнозированием рынка труда, профессиональной ориентацией, информационным обеспечением претендентов о возможностях трудоустройства. Возрастающее внимание в службах занятости уделяется индивидуальному подходу, позволяющему помочь найти молодым людям рабочее место, соответствующее полученной профессии, уровню квалификации; удовлетворяющее по условиям и режиму труда, заработной плате.
В начале текущего десятилетия, наряду со ставшими уже традиционными мерами долгосрочного характера по адаптации рабочей силы к последствиям глобализации, информационной революции, в США продолжалась реализация дополнительных мер по профессиональной подготовке и переподготовке, помощи в трудоустройстве [6, с. 164]. Решение этих задач возложено на Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда США, которое регулярно проводит работу с властями штатов для того, чтобы способствовать более оперативному и эффективному трудоустройству молодежи [2, с. 87].
Политика содействия молодежной занятости в США, как и во многих других странах, является одним из важнейших направлений политики в сфере труда.
Решение проблемы трудоустройства молодежи имеет значение как для реализации ее трудового потенциала, так и для экономического роста. По оценкам Международной Организации Труда, если уровень молодежной безработицы в мире удалось бы снизить вдвое, то мировой ВВП увеличился бы на величину от 4,5 до 7 %.
Среди причин, по которым молодежь остается в уязвимом положении на рынке труда, можно выделить:
- отсутствие у работодателя информации о профессиональных навыках молодых претендентов на работу, что делает молодежь менее предпочтительной рабочей силой при найме;
- полученное образование далеко не всегда совпадает с требованиями работодателя, которые меняются быстрее, чем могут измениться учебные планы и программы;
- отсутствие у начинающих трудовую деятельность опыта, приобретение которого требует не только времени, но и соответствующих затрат, как работника, так и работодателя;
- завышенные ожидания претендентов.
В результате отмеченных факторов возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, оказываются ниже, чем у других групп населения. Помимо более высокого
уровня молодежной безработицы, проблемы трудоустройства, меняющиеся требования на рынке труда ведут к увеличению группы молодежи, которая нигде не работает и не учится.
Таким образом, даже при сокращении уровня молодежной безработицы в посткризисный период он остается значительно выше, чем в среднем по всем возрастным группам рабочей силы, и сопровождается снижением экономической активности молодого населения.
«Потерявший надежду на трудоустройство», по определению Международной организации труда, это - человек, который в состоянии работать, но не работает и не ищет работу, потому что уверен, что никакой работы для него не будет.
В соответствии со стандартной классификацией «потерявших надежду» их относят к экономически неактивному населению. «Потерявший надежду» означает «отказавшийся от своей цели», от всяких попыток найти работу, потому что, к примеру, считает свою квалификацию недостаточной, не знает, где и как следует искать работу, или убежден в отсутствии подходящей для него работы.
При этом юноша или девушка могут объяснять отсутствие у них трудовой мотивации и стремления искать работу, в частности, тем, что у них нет достаточного для этого образования и/или квалификации, что там, где они проживают, нет подходящей, с их точки зрения, для них работы или что они не знают, где ее искать. «Потерявшие надежду на трудоустройство молодые люди, как и те, кто в течение длительного времени являются безработными, могут испытывать определенные трудности с возобновлением трудовой деятельности. У них также более высок риск почувствовать себя ненужным и отвергнутым обществом. Для экономики страны наличие потерявших надежду работников означает недоиспользование трудовых ресурсов, созидательного потенциала»
[19].
Вынужденный нетрудовой образ жизни для значительной части молодежи может стать весьма опасным для социальной стабильности общества и представить проблему в плане кадрового и социального обеспечения в будущем, по мере выхода на пенсию ныне работающих. При этом длительно не работающие и не ищущие работу лица являются, возможно, даже более сложной и уязвимой (для поддержки и предоставления профессиональной помощи) категорией, чем безработные, получающие пособия, профессиональную переподготовку, и имеющие реальные перспективы трудоустроиться [10, с. 7].
Необходимо также учитывать, что молодежь -это крайне неоднородная группа, поэтому необходима разработка мер с учетом специфических проблем, с которыми сталкиваются конкретные категории мо-
лодых людей, когда выходят на рынок труда и стараются там удержаться.
Исследования вопросов заработной платы в странах с переходной экономикой подтверждают, что средняя заработная плата, и медианная заработная плата работников 16-19 лет как минимум на 10 % ниже, чем у работников 20-24 лет [12, с. 31].
Анализ процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности является важным инструментом для понимания проблем, стоящих перед теми, кто впервые выходит на рынок труда, и выработки соответствующих мер.
Результаты
Снижение участия в рабочей силе в последние десятилетия наблюдалось как в целом среди всех возрастных групп, так и применительно к молодежи, составляющей основу рабочей силы на перспективу. В 2014 г. среди американцев в возрасте 16-24 лет, родившихся в США, этот показатель составлял 55,3 %, а среди той же возрастной группы родившихся за пределами США - 52,3 % (таблица 3). Частично это объясняется возросшей популярностью и востребованностью высшего образования. Но более высокие показатели безработицы в этой возрастной группе говорят вместе с тем о том, что примерно каждый восьмой американец в возрасте 16-24-х лет ищет, но не может найти работу.
Необходимо также отметить все более укрепляющуюся тенденцию роста занятости в формате неполного рабочего дня (недели). В посткризисный период при общем тренде увеличения числа рабочих мест, рост занятости на условиях полного рабочего времени отставал от роста занятости неполное рабочее время, по условиям которой уровень социальной защищенности работника значительно ниже. В США «система социальной защиты была сформирована в период преимущественно качественных, с точки зрения социальных гарантий, рабочих мест, обеспечивающих также доступ к социальным программам работодателей» [11, с. 27]. Все более широкое распространение частичной занятости, занятости на дому, других форм, не обеспечивающих доступ к социальным программам, ставит под угрозу достигнутый уровень социальной защищенности для растущего числа трудящихся.
При исследовании проблем занятости особое внимание уделяется гендерным особенностям, что особенно актуально для молодежи. В период 1995-2015 гг. участие женщин в мировой рабочей силе снизилось с 52,4 до 49,6 %, а мужчин, соответственно, с 79,9 до 76,1 %.
Таким образом, гендерное неравенство по этому показателю сократилось за двадцать лет на один процентный пункт. Но не менее важная проблема состоит в качестве рабочих мест. Женщины меньше
зарабатывают; в большей степени, чем мужчины, представлены в неполной, неформальной, временной занятости. Все это относится и к женщинам молодежных групп.
Возможности женщин на рынке труда расширяются, в том числе благодаря повышению образовательного уровня [8; 15]. В США женщин, получивших диплом бакалавра, стало больше, улучшилось соотношение по этому показателю с мужчинами; а в возрастной группе 30-44 года женщин с высшим образованием даже больше, чем мужчин. В то же время и спустя более полувека после подписания Президентом Дж. Кеннеди Закона о равной оплате труда за равный труд женщины в США получают в среднем меньше мужчин: примерно 79 центов на каждый доллар, заработанный мужчиной. Разрыв еще более значителен для небелого населения.
Проблемы соотношения оплаты труда женщин и мужчин занимали приоритетное место в социальной повестке администрации Б. Обамы, который отмечал, в частности, что женщины являются главным источником дохода для почти 40 % американских семей. В целях содействия снижению разрыва в оплате труда администрация Б. Обамы учредила Совет Белого дома по делам женщин и девочек, и целевую группу федерального уровня по вопросам равной оплаты труда. Показательно, что первым законом, под-
писанным президентом Б. Обамой (29 января 2009 г.), был Закон Лилли Ледбеттер о восстановлении справедливой оплаты труда.
Женщины также в большей степени, чем мужчины, испытывают последствия новых форм социально незащищенной занятости. В большинстве стран, по которым имеются сопоставимые данные, в посткризисный период при опережающем росте числа рабочих мест с неполной занятостью, доля занятых неполное рабочее время среди женщин была вдвое выше соответствующего показателя для мужчин (24 и 12,4 %).
По данным Международного опроса общественного мнения Gallup Organisation, среди лиц мужского и женского пола 15 лет и старше в 147 странах разных регионах мира, среди городского и сельского населения, с разными уровнями образования и доходами, в 2014-2015 гг. женщины реже, чем мужчины, работали по найму полное рабочее время, - соответственно, 19 и 33 %. При наличии детей до 15 лет гендерный разрыв увеличивается, и чем больше детей, тем выше этот разрыв.
Растущую долю участников рынка труда во многих странах составляют иммигранты, их распределение по принимающим странам отличается неравномерностью. В США доля иммигрантов среди занятого населения превышает 16 %.
Таблица 3 - Уровень безработицы и участие в рабочей силе среди американцев, родившихся в США и иммигрантов, % (данные за 2014 г.)
Группа населения США Уровень безработицы среди родившихся в США Уровень безработицы среди иммигрантов Участие в рабочей силе среди родившихся в США Участие в рабочей силе среди иммигрантов
В возрасте 16 лет и старше 6,3 5,6 62,3 66,0
16-24 13,6 11,2 55,3 52,3
25-34 6,7 5,7 82,6 74,8
35-44 4,7 4,8 83,1 79,0
45-54 4,3 5,2 79,2 81,0
55-64 4,2 5,4 63,6 67,1
Источник: US Bureau of Labor statistics. http://stats.bls.gov/news.release.
По данным Бюро экономического анализа, в США - стране, принимающей около пятой части всех мигрантов, в 2014 г. уровень безработицы среди родившихся за пределами национальных границ (5,6 %) был даже ниже, чем такой же показатель для родившихся в Соединенных Штатах (6,3 %) (таблица 3) [24]. Примерно такое же соотношение отмечено и по наиболее уязвимой на рынке труда возрастной группы молодежи 16-24 лет: уровень безработицы среди уроженцев США (13,6 %) был выше, чем среди лиц иностранного происхождения (11,2 %). Американские работодатели привлекают не только высококва-
лифицированных специалистов, спросом пользуются и разнорабочие, няни, сельхозрабочие, др.
Обсуждение В документах ООН подробно рассмотрены стратегии обеспечения занятости молодежи на основе подготовки молодежи по вопросам предпринимательства, осуществления программ микрокредитования, организации профессиональной подготовки, предоставления услуг по профессиональной ориентации, подготовки руководителей из числа молодых людей, осуществления предназначенных для молодежи интенсивных программ занятости на трудоем-
ких производствах и обеспечения подготовки по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий.
Предпринятые в этой области исследования показывают необходимость учета самых разнообразных факторов [7, с. 58], таких как уровень образования и подготовки молодых людей, их представления и надежды в отношении трудоустройства, их жизненные цели и ценности, процесс поиска работы, влияние семьи на выбор профессии, факторы, препятствующие и помогающие выходу на рынок труда, выбор между работой по найму или самозанятостью или между работой в государственном или частном секторах, отношение работодателей к найму молодых работников, условия труда/занятости, удовлетворенность работой.
Таким образом, в США долгосрочная тенденция сокращения роли молодежи в рабочей силе США происходит на фоне сохраняющихся проблем трудоустройства самых молодых трудоспособных американцев, которые остаются одной из наиболее уязвимых групп населения с точки зрения адаптации к меняющимся требованиям рынка, условиям международной конкуренции.
Не менее актуальными сегодня и в предстоящие годы будут и проблемы неполной, неформальной занятости молодежи.
У растущей части молодых людей, которые нашли работу, качество рабочих мест оказывалось ниже ожиданий. Кроме того, когда они теряют работу, то остаются в числе безработных в течение длительного периода времени.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, с начала текущего столетия доля частично занятых, т. е. менее 30 часов в неделю, среди молодежи (в возрасте 15-29 лет) возросла с 20,7 до 30,1 % в 2013 г. В посткризисный период среди молодежи продолжался рост числа тех, кто не работает, не учится и не ищет работу.
Потеря надежды на трудоустройство, снижение мотивации поиска работы среди молодых людей в течение месяцев, а иногда и лет, представляет проблему, как в развитых, так и в развивающихся странах.
Заключение
Американский опыт показывает, что для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда требуются значительные усилия и инвестиции в профессиональную подготовку.
В посткризисный период президент Б. Обама регулярно выступал с заявлениями о необходимости расширения возможностей самореализации, улучшения образовательной подготовки всех слоев населения; в федеральном бюджете 2017 ф. г. [24], объем расходов на образование и подготовку рабочей силы
меньше, чем в бюджете предыдущего года (соответственно, 114 и 124 млрд долл.).
В повестке дня остаются вопросы разработки новых форм стимулирования участия в рабочей силе молодежи; инструментов социальной защиты данной возрастной группы.
Несмотря на снижение безработицы в посткризисный период, в том числе среди молодежи, не менее важными проблемами во втором десятилетии остаются длительность трудоустройства молодых людей; качество рабочих мест.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государство и развитие человеческого потенциала в конце XX - начале XXI века. Москва. ИСКРАН. 2009. 156 с.
2. Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. Москва. ИСКРАН. 2012. 139 с.
3. Емельянов Е., Витер Н. Отраслевые и региональные аспекты развития малого предпринимательства // Человек и труд. 2006. № 9. С. 68-72.
4. Емельянов Е. В., Озерова Е. В. Государство и проблемы безработицы в начале XXI века: опыт США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 12. С. 51-62.
5. Емельянов Е. В., Фризяк Н. С. Поколение бе-би-бума не уходит на пенсию // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 9. С. 90-97.
6. Емельянов Е. В., Чудинова К. О. Государственные программы в сфере образования в период президентства Б. Обамы // Россия и Америка в XXI веке. 2015. № 1. С. 6.
7. Железняк М. И. Социально-экономическое партнерство: молодежь на рынке труда (теоретические аспекты) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012.№ 1. С. 56-59.
8. Лебедева Л. Ф. Новые подходы к образованию в США. Статья в открытом архиве № 2008-9-1635-43 16.10.2008.
9. Лебедева Л. Ф. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. 2005. № 9. С. 51-56
10. Лебедева Л. Ф., Емельянов С. В. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности // Труд за рубежом. 2007. № 4. С. 1-16.
11. Лебедева Л. Ф. Факторы и механизмы обеспечения социальной безопасности в начале XXI века (опыт США) // США и Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 7.
12. Некоторые вопросы заработной платы в странах с переходной экономикой. Москва. Издательство : Международное бюро труда. 1999. 110 с.
13. Петровская Н. Е. Безработица - ключевая проблема президентства Обамы. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 2. С.57-66.
14. Петровская Н. Е. Проблемы и возможности занятости населения в первом десятилетии XXI века // В книге: Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН. Москва. 2012. С. 64-75.
15. Экономика и социальная политика: тендерное измерение. Курс лекций. Ред. Малышева М. М. Москва. 2002. 288 с.
16. Americans' Assessment of U.S. Job Market Slightly Worse by Justin McCarthy. Gallup Analytics. August 10. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gallup.com/
17. Employment Projections 2010-2020. BLS. February 2012.
18. Employment and Unemployment among youth. BLS. Wash.. August. 2015.
19. The Employment Situation- June 2016. US Bureau of Labor Statistics. July8. 2016.
20. Gary Martin. A portrait of the youth labor market in 13 countries. Monthly Labor Review. July 2009. pp.3-21
21. Global Employment Trends for Youth. 2006. (International Labor Office. 2006).
22. Global Employment Trends for Youth 2015. ILO. 2015.
23. No Country for Young People? Edited by Juan J Dolado. London. 2015.
24. US Bureau of Labor statistics. 2016. http://stats.bls.gov/
25. US Federal Budget. FY. 2017.
REFERENCES
1. Gosudarstvo I razvitie chelovecheskogo potent-siala v kontse XX - nachale XXI veka (State and Human Potential Development at the end of XX - beginning of the XXI century). Moscow, ISKRAN, 2009, 156 pp.
2. Gosudarstvo i biznes: strategija vzaimodejstvija v jekonomike XXI v. (Government and business: strategy of cooperation in the economy of the XXI century.), Moscow, ISKRAN, 2012, 139 pp.
3. Emelianov E. V., Viter N. Otraslevye I regio-nalnye aspekty razvitiya malogo predprinimatelstva (Industry and regional aspects of small business development), Chelovek I trud, 2006, No 9, pp. 68-72.
4. Emelianov E. V., Ozerova E. V. Gosudarstvo i problemy bezrabotitsi v nachale XXI veka: opyt SShA (State and Unemployment problems at the beginning of
the XXI century), SShA-Kanada:ekonomika, politika, kul'tura, 2008, No 12, pp. 51-62.
5. Emelianov E. V., Frizyak N. S. Pokolenie bebi-buma ne uhodit na pensiju (Baby-Boomers don't retire), SShA i Kanada: jekonomika, politika, kul'tura, 2015, No 9, pp. 90-97.
6. Emelianov E. V., Chudinova K. O. Gosu-darstvennye programmy v sfere obrazovanija v period prezidentstva B. Obamy (Government education programs during the presidency of Barack Obama), Rossiya i Amerika vXXI veke, 2015, No 1. pp. 6.
7. Zheleznyak M. I. Social'no-jekonomicheskoe partnerstvo: molodezh' na rynke truda (teoreticheskie as-pekty) (Socio-economic partnership: youth on the labour market (theoretical aspects)), Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhest-vennye nauki, 2012, No 1, pp. 56-59.
8. Lebedeva L. F. Novye podhody k obrazovaniju v SShA (New approaches for education in the United States), Statja v otkrytom arhive, No 2008-9-16-35-43 16.10.2008.
9. Lebedeva L. F. SSHA: maloe predprinima-telstvo kak obraz zgizni (Small business as a way of life), Chelovek I trud, 2005, No 9, pp. 51-56.
10. Lebedeva L. F., Emelianov S. V . Molodezg na rynke truda v nachale XXI veka: mirovye tendentsii I regionalnye osobennosti (Youth at the labor market at the beginning of XXI century: international trends and regional peculiarities), Trud za rubezgom, 2007, No 4, pp. 1-16.
11. Lebedeva L. F. Faktory i mekhanismy obespe-cheniya sotcialnoi bezopasnosti v nachale XXI veka (opyt SShA) (Factors and mechanisms for Social Security Supporting at the beginning of the XXI century (US Experience)), Soedinennye Shtaty Ameriki i Kana-da:ekonomika, politika, kultura, 2016, No 7.
12. Nekotorye voprosy zarabotnoy platy v stranah s perehodnoy jekonomikoy (Some questions of wages in countries with economies in transition). Moscow, Izda-te l 'stvo : Mezhdunarodnoe bjuro truda (ILO), 1999, 110 pp.
13. Petrovskaya N. E. Bezrabotsitsa - kluchevaya problema prezidentstva Obama (Unemployment - the key problem of the Obama' president period), SShA-Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2014. No 2. pp. 57-66.
14. Petrovskaya N. E. Problemy i vozmozhnosti zanjatosti naselenija v pervom desjatiletii XXI veka ( Challenges and opportunities of employment in the first decade of the XXI century), V knige: Gosudarstvo i biznes: strategija vzaimodejstvija v jekonomike XXI v. Institut Soedinennyh Shtatov Ameriki i Kanady RAN, Moscow, 2012, pp. 64-75.
15. Ekonomika I sotcialnaya politika: gendernoe izmerenie (Economics and social policy: gender aspect), Otv. red. Malysheva M. M. Kurs lektcii, Moscow, 2002, 288 pp.
16. Americans' Assessment of U.S. Job Market Slightly Worse by Justin McCarthy. Gallup Analytics. August 10, 2016, [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http: //www .gallup.com/
17. Employment Projections 2010-2020, BLS, February 2012.
18. Employment and Unemployment among youth, BLS, Wash., August, 2015.
19. The Employment Situation- June 2016, US Bureau of Labor Statistics, July8, 2016.
20. Gary Martin. A portrait of the youth labor market in 13 countries, Monthly Labor Review, July 2009, pp.3-21
21. Global Employment Trends for Youth, 2006 (International Labor Office, 2006).
22. Global Employment Trends for Youth 2015, ILO, 2015.
23. No Country for Young People? Edited by Juan J Dolado. London, 2015.
24. US Bureau of Labor statistics, 2016. http://stats.bls.gov/
25. US Federal Budget. FY. 2017.
Дата поступления статьи в редакцию 13.09.2016.