С этой целью в 1985 году США удалось навязать Японии «Соглашение Плаза». Оно предусматривало широкую либерализацию движения капиталов и дерегулирование японского внутреннего финансового рынка. В результате этих мер из механизма государственного стимулирования экономического роста было изъято важное звено - дифференцированные учетные ставки, которые через головные банки обеспечивали предоставление дешевого кредита крупным группированным корпорациям путем рефинансирования кредитов головных банков по льготной учетной ставке. Пострадало японское малое и среднее предпринимательство, также получавшее кредитование по льготным ставкам через систему специализированных полугосударственных институтов. Был открыт путь к ревальвации йены. Финансовая система страны начала все больше переходить от финансирования реального сектора отечественной экономики к навязанным финансовым технологиям и безудержному экспорту капитала.
В ответ на меры японского правительства по снижению курса йены США вновь навязали Японии стабилизационное финансовое соглашение, обеспечивавшее сохранение интенсивности потоков японского капитала на американские финансовые рынки. С этой целью наполовину искусственно была понижена ставка рефинансирования Японского банка (до 0,5%). Для японских коммерческих банков и инвестиционных компаний стало чрезвычайно выгодным рефинансирование по пониженной внутренней ставке кредитов, предоставляемых ими на внешние финансовые рынки и, прежде всего, в США с высокой процентной ставкой.
В это же время активно развивается экспорт капитала Японии в страны Юго-Восточной Азии, где быстрый экономический рост способствует поддержанию высоких процентных ставок. Понижение курса йены еще более способствует оттоку японского капитала в этот регион (поскольку при ставке рефинансирования 0,5% сложился фактически отрицательный процент на финансовые ресурсы для японских финансовых институтов, экспортировавших капитал). Это же обстоятельство облегчало бремя обслуживания и возврата японских кредитов для иностранных заемщиков. Пирамида задолженности возрастала вплоть до Азиатского финансового кризиса 1998 года, в результате которого появилось дополнительное количество плохих кредитов в банковской системе страны (общая
УДК 331.5 (571.54)
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ С<
сумма плохих кредитов и неработающих активов в этот период достигала 1,4 трлн. долл. США).
Мощный отток капиталов из страны сыграл для Японии крайне отрицательную роль. Подорванным оказался непрерывный процесс модернизации производства. Обнаружилась острая нехватка капитала для расширения производственной и социальной инфраструктуры, без которого был уже невозможен дальнейший рост платежеспособного спроса японского населения. Ситуация с вывозом японского капитала характеризует соотношение между объемом прямых японских инвестиций за рубежом и объемом принимаемых инвестиций. В 90-х годах это соотношение составляло 16,86, в то время как в других развитых странах колебалось между 0,36 (Испания); 3,40 (Швеция); 1,05 (США). Начиная с 2007 года поток инвестиций непрерывно снижался на несколько процентов в год.
Объем оттока японского капитала за рубеж демонстрируют следующие данные: в 1990г. вывоз капитала из Японии составил 4,7 трлн. йен, в 1995г. - 6,4 трлн. йен, в 1999г. - 5396,0 трлн. йен, 2001г. - 3833,3 трлн. йен, 2003г. - 3230,1 трлн. йен, зарубежные инвестиции имели тенденцию к уменьшению доли прямых и увеличению доли портфельных инвестиций.
К этим показателям необходимо добавить наращивание золотовалютных резервов, которые на конец 2008 года составляли 469,7 млрд. долл. США (прирост по сравнению с предыдущим годом составил 67,7 млрд. долл. США), большая часть которых состоит из американских долларов и федеральных казначейских обязательств США, что еще сильнее привязывает Японию к долларовой системе.
Последствия такой зависимости не заставили себя ждать. Мировой финансовый кризис полностью поглотил Японию. Масштабные сокращения работников привели к небывалому росту безработицы и массовому сокращению внутреннего спроса. Компания Тоёта Мотор единовременно сократила более 100 тыс. своих рабочих, её примеру последовали другие крупные производители. В итоге продолжавшаяся многие годы рецессия, вызванная оттоком капитала из страны, привела к еще более резкому и существенному падению всех экономических показателей. Депрес-сионные процессы в экономике Японии в течение двух последних десятилетий еще более углубились - таковы последствия длительного и масштабного вывоза японских инвестиционных ресурсов за рубеж.
ИАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
А.А.Кокорина1
Бурятский колледж статистики, экономики и информационных технологий - филиал МЭСИ,
670042, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 2.
Рассмотрен анализ рынка труда Республики Бурятия.
Ил. 2. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: рынок труда; социальное положение граждан; социальная политика.
1Кокорина Анна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин, тел.: (3952)232568. Kokorina Anna Andreevna, teacher of economic disciplines, tel.: (3952) 232568.
SOCIAL POLICY IN THE CONTEXT OF SOCIAL MOBILIZATION OF POPULATION A.A. Kokorina
Buryat College of Statistics, Economics and Information Technologies - a branch of Moscow state university of Economics, Statistics and Informatics, 2 Zherdev St., Ulan-Ude, 670042.
The article deals with the analysis of the labor market of the Buryat Republic. 2 figures. 4 sources.
Key words: labor market; social status of citizens; social policy.
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу.
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики и тем самым способствовала появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличение национального дохода [1. С.15].
Таким образом, главной целью политики содействия занятости населения является создание условий для развития рынка труда и эффективной занятости
населения, обеспечение защиты незанятых граждан от безработицы и содействие их трудоустройству, снижение социальной напряженности в республике путем предоставления гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень и повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Служба занятости постоянно проводит работу по расширению республиканского банка вакансий, взаимодействию с работодателями, в том числе в оценке профессиональной пригодности претендентов на вакансии.
Качественное обновление банка вакансий службы занятости способствует повышению доли лиц, обращающихся в службу занятости населения, для которых главная цель состоит в получении достойного рабочего места, а не пособия по безработице[2. С.50].
На рынке труда сохранится профессионально -квалификационная диспропорция. Основными профессиями повышенного спроса, как и ранее, остаются строительные специальности, водители различных транспортных средств, машинисты, сварщики, токари, электрики, а среди специалистов - инженеры, подготовленные для специализированных производств, а также имеющие современное образование и опыт работы менеджеры, финансовые и социальные работники.
В то же время в сельских районах сохраняется дефицит учителей, врачей, квалифицированных рабочих.
За период 2006-2009 гг. на рынке труда республики сохраняется дифференциация районов (городов) по коэффициенту напряженности и уровню регистрируемой безработицы.
Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что, несмотря на наличие позитивных сдвигов в экономике республики, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда.
К числу ключевых проблем развития сферы занятости относятся следующие:
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; из предоставляемых работодателями вакансий в органы занятости населения более 66% составляют вакансии временного характера; более 80% составляют вакансии по рабочим профессиям, большая часть которых с низкой заработной платой; малое количество вакансий постоянного характера с достойной заработной платой; предложение рабочей силы в 2,2 раза превышает спрос на нее;
- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перехода в неформальную занятость, часто не требующую прежней квалификации, миграции за пределы республики;
- ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест и увеличение доли рабочих мест, непривлекательных для населения, что резко снижает возможности трудоустройства безработных граждан; рост требований безработных, особенно молодежи, к условиям труда и его оплаты;
- присутствие на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, прежде всего, в сельской местности, что значительно осложняет проблему их трудоустройства;
- низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и др.), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу;
- дифференциация районных и городских рынков труда по уровню занятости и безработицы, составу безработных граждан.
Наиболее уязвимыми на рынке труда являются инвалиды, женщины, молодежь, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Анализ качества предоставляемых услуг этой категории граждан показывает, что служба занятости решает в достаточной степени проблемы профессиональной и социально-трудовой реабилитации инвалидов. С каждым годом количество услуг, оказываемых службой занятости данной категории граждан, растет. Однако на рынке труда Бурятии сложилась напряженная ситуация, если в 2006 году был зарегистрирован самый низкий уровень женской безработицы 10,9, то начиная с 2007 года и по сей день намечается отрицательная тенденция в сторону увеличения уровня безработицы.
Актуальной проблемой на рынке труда остается обеспечение занятости женщин. Большинство вакансий, заявленных работодателями в центры занятости населения - это рабочие профессии (специальности), в то время как почти каждая третья безработная женщина имеет высшее или среднее профессиональное образование. В связи с этим для женщин проводятся специализированные мероприятия, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, организуются тренинговые занятия «Женщина в период безработицы», «Женщина на рынке труда» и др. Ежегодно Управлением проводится мониторинг положения женщин на регистрируемом рынке труда республики. Организуются занятия по обучению женщин предпринимательской деятельности.
Наиболее уязвимыми на рынке труда являются выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, у которых отсутствуют опыт работы и практические навыки.
Занятость молодежи и её положение на рынке труда регламентируются республиканским законодательством, в частности законом «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия». Проблема молодежной занятости имеет многоаспектный характер. Много исследований проводится в области трудовой ценностной ориентации молодых людей.
Система образования в республике недостаточно гибкая. Из года в год учебные заведения выпускают специалистов одного и того же профиля, что усиливает дисбаланс на рынке труда. По некоторым специальностям учебные заведения продолжают готовить специалистов в «никуда» без учета специфики местного рынка труда.
Появилось несколько новых специальностей: дизайнер компьютерной графики, контролер-диагностик, оператор линии в производстве колбасной продукции, специалист частной охранной деятельности. На рынке труда котируются специалисты, связанные с информационными технологиями.
Чтобы изменить положение с трудоустройством выпускников учебных заведений, в республике реализуются мероприятия социально-экономического характера, целевые, инвестиционные, отраслевые и иные программы, влияющие на ситуацию в сфере занятости.
Службой занятости населения проводятся ярмарки учебных мест и вакансий для молодежи. В 2009 году начала действовать социальная программа по трудоустройству выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия. Молодым специалистам предлагается пройти стажировку от одного до трех месяцев на крупных предприятиях города, чтобы получить практические навыки по профессии. Заработная плата выпускникам выплачивается государством. На данный момент трудоустроено около 450 молодых специалистов. До конца года направлен на стажировку 321 выпускник профессиональных образовательных учреждений. Общая сумма затрат по этому направлению - 4096,08 тыс. рублей.
Во времена финансового кризиса идет увеличение уровня безработицы. На многих крупных предприятиях города Улан-Удэ происходит сокращение продолжительности рабочей недели и продолжительности рабочего дня. В результате резкого сокращения рабочего времени происходит снижение уровня оплаты труда и, как следствие, намечается тенденция снижения качества жизни.
Прошедший год для ГУ ЦЗН г. Улан-Удэ, как и в целом для всей службы занятости страны, был непростым. Численность граждан, зарегистрированных в течение года в качестве безработных, увеличилась в 2 раза. Уровень регистрируемой безработицы, составлявший в октябре 2008 года всего 0,8%, к концу апреля 2009 года достиг почти 3%. Стабилизировать ситуацию удалось во многом за счет организации временных работ, активной работы по подготовке и переподготовке безработных граждан на краткосрочных курсах, реализации мероприятий по Программе антикризисных мер. С мая 2009 г. уровень регистрируемой безработицы постепенно понижался и на конец октяб-
ря 2009 года составил 1,9%. ЦЗН завершил год с показателем уровня регистрируемой безработицы в 2,09%. Небольшой рост в последние месяцы года в большей мере был обусловлен традиционной сезонностью обращений.
По состоянию на 1 января 2010 года численность безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗН, превысила аналогичный показатель 2008 года на 44,3% и составила 4640 человек. В числе граждан, зарегистрированных в качестве безработных за истекший период, по-прежнему преобладает доля женщин - 59%. Доля молодежи в числе безработных -34%, граждан, относящихся к категории инвалидов, -13%. Довольно высок образовательный уровень состоящих на учете: 40,5% имеют высшее образование, 20,7% - среднее профессиональное образование, 13,6% - начальное профессиональное образование. Снято с учета безработных за данный период - 10306 человек. Из них 2696 чел. трудоустроено, 192 безработным назначена досрочная пенсия по предложению центра занятости, 2634 чел. направлено на краткосрочные курсы. Курсовая подготовка в прошедшем году проводилась по 95 специальностям в 38 образовательных учреждениях города. Получили рабочую профессию на краткосрочных курсах 946 безработных, еще 107 чел. повысили квалификацию. Обучались по специальностям, относящимся к профессиям ИТР и служащих, 744 безработных. Из 2539 безработных граждан, закончивших обучение, 1641 чел. (64,6%) -граждане в возрасте 16-29 лет, 1587 чел. (62,5%) -женщины, 742 чел. (29,2%) - впервые ищущие работу (ранее не работавшие), 121 чел.(4,7%) - граждане, относящиеся к категории инвалидов.
За январь-декабрь 2009 года в ЦЗН было заявлено организациями города 25720 вакансий. Из них 22323 (87%) - для замещения рабочих профессий. По состоянию на 1 октября 2009 г. ЦЗН располагал 2859 (3866 ед. в 2008г.) единицами вакансий. Из них 2205 (77%) - по рабочим профессиям.
В целях оказания содействия в трудоустройстве и временной занятости молодежи в летний период на основе двухсторонних договоров было организовано временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Направлено на данные работы 450 подростков. Также на временных работах были заняты 22 безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, еще 84 безработных - из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы. На 59 предприятиях города были организованы общественные работы, на которые направлено 206 чел. с материальной поддержкой за счет субвенций федерального бюджета. Всего за 12 месяцев 2009 года при содействии Центра занятости было трудоустроено на временную и постоянную работу 9209 человек.
За рассматриваемый период было проведено 7 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, 45 мини-ярмарок, 4 семинара и рабочих встреч для руководителей и специалистов кадровых служб города, 150 других специализированных мероприятий по оперативному подбору для работодателей кандидатов на вакантные места. Всего в ярмарках вакансий и специализированных мероприятиях приняли участие 294 работодателя, посетили данные мероприятия 20189
4
—•—2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 1. Уровень зарегистрированной безработицы в Республике Бурятия за период 2000 - 2007 гг.
За год предоставлено 46189 консультационных услуг, в том числе 32060 - через информационно-поисковую систему «Консультант». 4345 консультаций для населения города дано по телефонам «горячей линии», из них 560 - для работодателей. 4429 человек получили профориентационные услуги, 45 безработным была оказана услуга по психологической поддержке, еще 173 чел. участвовали в мероприятиях по социальной адаптации.
чел. из числа граждан, ищущих работу. В течение года 242 предприятия и учреждения города уведомили ЦЗН о высвобождении 4189 работников. Обратились в ЦЗН за содействием в трудоустройстве за этот период 2272 высвобожденных работника. Что составляет 54,2% от планируемого работодателями сокращения и 10% от общего количества обратившихся в ЦЗН за содействием в трудоустройстве. По состоянию на 01.1.2010г. на учете в ЦЗН состояло 935 безработных
граждан из числа высвобожденных работников. Это 20% от общего количества безработных граждан.
76 предприятий города в течение года представили сведения о введении режима неполного рабочего времени. Работали в таком режиме 3154 человека.
Находились в административных отпусках без сохранения заработной платы 278 чел. на 17 предприятиях города.
235 граждан в течение года заявили в анонимных анкетах о вынужденном увольнении из организации:
- в связи с сокращением объемов работ (сокращением заказов или реализации продукции);
- в связи с возросшими нагрузками (после оптимизации штата 1 чел. исполняет функциональные обязанности 3-х);
- в связи с неисполнением работодателем отдельных обязательств (отказ от оплаты за переработку, снижение уровня зарплаты, выплата зарплаты не в полном объеме, задержка зарплаты и пр.);
- в связи с неправомерным увольнением с предприятия (принуждение к увольнению по собственному желанию или по соглашению сторон).
В целях сохранения кадрового потенциала, снижения негативных последствий на рынке труда города Центром занятости была развернута активная работа по реализации Программы дополнительных мероприятий, направленной на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2009 год, утвержденной Постановлением Правительства РБ № 46 от 13.02.09г. В рамках реализации данной Программы ГУ ЦЗН г.Улан-Удэ было заключено 125 договоров на трудоустройство на общественные работы 55781 чел. Участниками ОБР в течение года стали 5555 чел. В том числе 4443 чел. - из числа работников, находящихся под риском увольнения. Затраты составили 82999,38 тыс. руб., в том числе 7927,38 тыс. руб. - из республиканского бюджета.
Не меньшее внимание было уделено содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. За 12 месяцев 453 безработных граждан при содействии ЦЗН открыли собственное дело. 418 чел. из них стали индивидуальными предпринимателями, 35 чел. открыли ООО. На организацию своей деятельности им выделены безвозмездные субсидии на общую сумму 27374, 52 тыс. руб., в том числе 6173,32 тыс. руб. - из республиканского бюджета. 3186,27 тыс. руб. (в т.ч. 360,780 тыс. руб.- из республиканского бюджета) в прошедшем году затрачено на опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения. Обучение проводилось по 32 специальностям. Обучено 447 чел. 80% из них - по рабочим профессиям.
Лица, освобожденные из мест лишения свободы, испытывают трудности при подборе рабочего места. Это связано с тем, что в учреждениях, исполняющих наказание, граждане данной категории утрачивают не только социально-трудовые связи, но и теряют квалификацию из-за недостаточности работ в исправительно-трудовых учреждениях.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Управлением ФГСЗН по РБ и Управлением исполне-
ния наказания Минюста России по Республике Бурятия проведена определенная работа по взаимодействию заинтересованных сторон в решении вопросов трудоустройства данной категории граждан. Органы службы занятости населения оказывают содействие в их социально-трудовой реабилитации. За 2009 год трудоустроено 90 чел., освобожденных из мест лишения свободы.
Основными направлениями работы государственной службы занятости республики являлись: поддержка незанятого населения и безработных, оказание материальной помощи гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, содействие их трудоустройству. Центрами по труду и занятости использовались главным образом активные формы воздействия на рынке труда - повышение конкурентоспособности незанятого населения за счет его переобучения, организации общественных работ для безработных граждан, консультирование населения, создание новых рабочих мест.
В сложившихся экономических условиях одной из форм активной помощи тем, кто оказался без работы, является организация общественных оплачиваемых работ. Основные из них:
- благоустройство и озеленение населенных пунктов и прилегающих к ним территорий;
- вспомогательные работы в строительстве жилья, дорог, учреждений здравоохранения, народного образования;
- заготовка природного сырья, сбор и переработка лекарственных растений, ягод, грибов;
- сезонные сельхозработы по договору с крестьянскими и фермерскими хозяйствами, АО;
- отдельные виды работ на овощных базах;
- уход за престарелыми, инвалидами, больными.
Безработным гражданам, которым нет возможности предоставить подходящую работу и которые желают организовать собственное дело, то есть заняться индивидуальной трудовой деятельностью, предоставляется субсидия в виде разовой выплаты денежных средств взамен причитающегося пособия по безработице. Субсидия предоставляется, в первую очередь, тем гражданам, которые намерены заняться материальным производством и бытовыми услугами населению.
На 26 января 2010 года на учете в органах службы занятости состояло 11401 безработных граждан. С 26 января по 1 февраля 2010 года статус безработного получили 903 чел., снято с учета 485 безработных граждан. На 2 февраля 2010 года в органах службы занятости состояло на учете 11819 безработных граждан.
Уровень регистрируемой безработицы на 2 февраля 2010 года составил 2,5% от экономически активного населения 472,5 тыс. чел., согласно данных Рос-стата.
Увеличение уровня регистрируемой безработицы произошло в 16 районах. В Кабанском (на 0,1%) и Се-веро-Байкальском (на 1,0%) районах уровень регистрируемой безработицы выше республиканского. Это связано, прежде всего, с увеличением обратившихся в
ОСЗ граждан, попавших под сокращение численности штата или ликвидации предприятий.
С 26 января по 1 февраля 2010 года проанкетировано 74 чел., уволенных из организаций и предприятий по собственному желанию после 1 октября 2008 года. Результаты анкетирования показали следующие причины увольнения:
- 47,3% - по семейным обстоятельствам;
- 36,5% - в связи с низкой заработной платой;
- 13,5% - по разным причинам (переезд в другую местность, отсутствие условий работы, окончание срока контракта, по состоянию здоровья и др.);
- 2,7% - под давлением администрации.
С целью увеличения сбора вакансий службой занятости республики изданы приказы о закрепляемости специалистов центра занятости населения за определенными предприятиями и организациями своего района, осуществляются выездные мероприятия в организации и предприятия республики. Семинары, совещания с работодателями различных форм собственности прошли в Баргузинском, Хоринском, Закамен-ском, Бичурском, Муйском, Мухоршибирском и других районах. По состоянию на 2 февраля 2010 года в службу занятости населения заявлена потребность в рабочей силе на постоянные рабочие места более чем 400 работодателями на 2601 вакансию постоянного характера. Более половины (75,2 %) из заявленных вакансий составили вакансии рабочих специальностей. Наибольшая потребность у работодателей наблюдается на вакансии - водитель автомобиля, оператор заправочных станций, электросварщик ручной сварки, штукатур, проходчик, из числа служащих -врачи различных специальностей, военнослужащие, менеджеры, агенты страховые. Увеличение вакансий постоянного характера по сравнению с аналогичным
периодом составило 9,1%.
Вакансии временного характера составили 1740 ед., из них на общественные работы зарегистрировано 211 вакансий. По совместительству заявлено 28 вакансий.
Основная часть вакансий заявлена предприятиями отраслей строительства (1370 ед.), обрабатывающих производств (476 ед.), оптовой и розничной торговли (459 ед.).
С 26 января по 1 февраля 2010 г. было выдано 630 направлений для трудоустройства. Трудоустроены при содействии службы занятости на постоянные и временные места 143 чел.
Во исполнение распоряжения Президента Республики Бурятия «О потребности экономики Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 20102012 годы» от 8 июля 2009 года № 48-РП с начала 2010 года - направлено на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку 202 безработных гражданина в 12 учебных заведений по 21 специальности.
Всем безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, гарантировано дальнейшее трудоустройство по вновь полученным специальностям.
В целях профессионального самоопределения, выбора оптимального вида занятости с учетом личных интересов, потребности и возможности, а также ситуации, сложившейся на рынке труда, оказаны услуги по профессиональной ориентации 616 гражданам (за период с 26.01.10 по 01.02.10 г. - 171 человек).
Оказано содействие самозанятости 345 безработным гражданам в виде консультаций по организации предпринимательской деятельности (за период с 26.01.10 по 01.02.10 г. - 103 человека).
а численность безработных (конец периода) 2009 ♦ численность безработных (конец периода) 2010 Рис. 2. Динамика численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости
Республики Бурятия в 2008, 2009 и 2010 годах
По реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда на 2010 год, в настоящее время ведется подготовительная работа по заключению договоров [http://www.egov-buryatia.ru].
Анализ качества услуг по социальной адаптации показал, что они очень востребованы, так как осуществляются в целях смягчения последствий длительной безработицы. У безработных граждан повышается уверенность в себе, исчезает чувство неопределенности, страх перед будущим, депрессия, они чувствуют
поддержку опытных специалистов службы занятости. На мероприятиях по социальной адаптации безработные граждане приобретают определенные навыки при поиске работы, в связи с этим сокращается срок поиска подходящей работы.
Библиографический список
1. Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. М., 2006.
2. Павленков В.А. Рынок труда. М., 2005.
3. Данные Бурятстата за 2000-2008 гг.
4. http://www.egov-buryatia.ru
УДК 65. 011. 212
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СДЕЛОК ПРИ ОТСУТСТВИИ РАВНОВЕСНЫХ ЦЕН
А.Е.Колмаков1, Е.Ю.Колесова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрено влияние равновесных цен на уровень трансакционных издержек в условиях экономического кризиса. Объектом исследования является ситуация на первичном и вторичном рынках жилья в России. Невозможность использования равновесных цен при заключении сделок приводит к существенному росту трансакционных издержек.
Ил.1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: трансакционные издержки; сделка; экономический кризис; цена равновесия; рынок жилья.
FEATURES OF THE TRANSACTION PROCESS IN THE ABSENCE OF EQUILIBRIUM PRICES A.E. Kolmakov, E.Yu. Kolesova
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The authors consider the influence of equilibrium prices on the level of transaction costs under conditions of the economic crisis. The object of study is the situation at the primary and secondary housing markets in Russia. Fail in use of equilibrium prices when bargaining leads to a significant growth of transaction costs. 1 figure. 3 sources.
Key words: transaction costs; transaction; economic crisis; equilibrium price; housing market.
Одним из самых значительных событий ХХ века в области экономической науки стало обнаружение феномена трансакционных издержек. Впервые эти издержки были описаны Р. Коузом в легендарной работе «Природа фирмы» и уже с середины 60-х годов становятся одним из самых популярных направлений экономических исследований [1].
Со времен А. Смита считалось, что механизм равновесных цен является идеальным инструментом эффективного распределения ограниченных общественных ресурсов. Парадокс, обнаруженный Р. Коузом, состоял в том, что сам этот инструмент оказался далеко не совершенным - его использование сопряжено с существенными затратами общественных ресурсов. Их сумма и образует собой трансакционные издержки. Исследованию форм трансакционных издержек, определению их величины и характера воздействия на эффективность экономики посвящены как работы са-
мого Р. Коуза, так и его последователей. В ходе этих исследований авторитет равновесной цены как инструмента распределения ресурсов был изрядно подорван. Реабилитации равновесной цены посвящена настоящая работа.
Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, вызвал к жизни немало любопытных фактов. Рынок недвижимости и, прежде всего, жилой недвижимости к этому времени представлял собой классический спекулятивный пузырь. Исключительно благоприятные условия внешней торговли привели к обильному притоку иностранной валюты в резервы Банка России. Объем денежной массы в России увеличивался небывалыми темпами. В этих условиях рынок недвижимости становится формой перераспределения внутри российской экономики рентных доходов, полученных от экспорта. О спекулятивном характере рынка свидетельствовал тот факт, что темп роста цен на жилье
1Колмаков Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89149175949. Kolmakov Alexander Evgenievich, Candidate of Economics, associate professor of the chair of World Economy, tel.: 89149175949.
2Колесова Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры химической технологии неорганических веществ, тел.: (3952)405497, е-mail: [email protected]
Kolesova Elena Yurievna, senior lecturer of the chair of Chemical Technology of Inorganic Substances, tel.: (3952) 405497, e-mail: [email protected]