Научная статья на тему 'Анализ практики реализации политики занятости населения на муниципальном уровне (на примере г. Ульяновска)'

Анализ практики реализации политики занятости населения на муниципальном уровне (на примере г. Ульяновска) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОСПО-СОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбкина Мария Васильевна, Власенко Елена Александровна

В настоящее время занятость населения стала одной из актуальных социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество. Особую значимость приобретает решение такой задачи, как выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости населения. Функция регулирования занятости населения является прерогативой государства. Тем не менее на муниципальном уровне имеются определённые возможности и рычаги влияния на процессы, протекающие на рынке труда, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ практики реализации политики занятости населения на муниципальном уровне (на примере г. Ульяновска)»

УДК 331.526

М. В. РЫБКИНА, Е. А. ВЛАСЕНКО

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. УЛЬЯНОВСКА)

В настоящее время занятость населения стала одной из актуальных социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество. Особую значимость приобретает решение такой задачи, как выбор оптимальных форм и методов регулирования занятости населения. Функция регулирования занятости населения является прерогативой государства. Тем не менее на муниципальном уровне имеются определённые возможности и рычаги влияния на процессы, протекающие на рынке труда, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Ключевые слова: безработица, муниципальный уровень, политика занятости населения, трудоспо-

собное население, рынок труда.

Необходимость совершенствования реализации политики занятости населения обусловлена не только потребностью решения имеющихся проблем в данной сфере, но и её адаптации к новым социально-экономическим условиям, для которых характерны [2, с. 3]:

- объективная потребность инновационного развития экономики;

- глобализация социально-экономических отношений, важной чертой которой стало формирование международного рынка труда;

- активно формирующийся институт частной собственности, в корне изменивший отношения между государством, работодателями и работниками.

Основы политики занятости населения формируются на федеральном уровне. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако органы местного самоуправления не могут оставаться в стороне в вопросах содействия занятости населения. Многие из них разрабатывают и реализуют совместно с государственными органами муниципальные программы занятости, содействуют развитию предпринимательства, организуют общественные работы и т. п.

В рамках развития местного самоуправления должна формироваться активная муниципальная политика занятости. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции

© Рыбкина М. В., Власенко Е. А., 2014

должны обеспечивать поддержку трудовой и предпринимательской активности граждан, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Политика занятости населения в г. Ульяновске проводится Областным государственным казённым учреждением Центром занятости населения г. Ульяновска (ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска) в соответствии с утверждёнными программами по поддержке занятости населения. Выполнение таких программ - залог успешной политики в сфере занятости населения.

Так, снижение уровня безработицы в 2013 г. связано с активными мерами, направленными на содействие занятости, сохранение стабильной ситуации на рынке труда, с реализацией «Программы содействия занятости населения г. Ульяновска на 2011-2013 годы», с муниципальной целевой программой «Организация общественных работ на территории муниципального образования «„город Ульяновск“» в 2013 году».

В соответствии с законодательством государственная служба занятости населения гарантирует гражданам:

- содействие в поисках работы;

- профессиональное обучение и консультирование;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- материальную поддержку.

Качество выполнения данных гарантий показывает статистика о ситуации на рынке труда и занятости населения.

В 2013 г. в Областное государственное казённое учреждение Центр занятости населения г. Ульяновска (ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска) впер-вые по вопросам трудоустройства обратились 9 010 чел., в том числе, 2 104 чел. - подростки в возрасте 14-18 лет, желающие работать в свободное от учёбы время. Число граждан, получивших консультацию по вопросам трудоустройства, составило 23 756 чел. Численность обратившихся граждан в городскую службу занятости населения в 2013 г. в сравнении с 2012 г. снизилась на 19,1%, или на 2 123 чел. На рисунке 1 представлена динамика численность граждан, обратившихся в ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска в 2009-2012 гг., по группам населения.

Общее число трудоустроенных граждан, ищущих работу, безработных граждан с учётом

временной занятости, составило 5 715 чел. (63,4% от обратившихся граждан).

В 2013 г. на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» были признаны безработными с выплатой пособия по безработице 4 522 чел., или 67,9% от незанятых граждан, обратившихся в районные отделы ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска. Соответственно в 2012 г. было признано безработными 5 960 чел., или 67,5% от незанятых обратившихся граждан.

Наиболее уязвимыми на рынке труда остаются женщины: 61,0% , или 2 776 чел., из числа признанных безработными - женщины, среди состоящих на учёте в качестве безработных на 01.01.2014 г. доля женщин составляла 64,5%.

На 01.01.2014 г. в ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска были зарегистрированы 1 926 безработных граждан, из них 1 826 чел. получали пособие по безработице, в том числе в районных отделах (см. таблицу 1).

12000

0 Уволенн. по текучести кадров Высвобожден ные Выпускники УЗ Уволенные из ВС Освоб. из УИН Инвалиды Беженцы

2009 г. 11974 3446 2424 294 131 1238 0

2010 г. 7288 1662 1371 290 148 1011 2

■ 2011 г. 5432 926 715 253 137 829 0

2012 г. 4061 984 399 160 116 774 0

Рис. 1. Численность граждан, обратившихся в ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска в 2009-2012 гг.,

по группам населения

Таблица 1

Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных

Районы Зарегистрировано на 1 января (чел.) Процент к 2012 г. Уровень безработицы (%)

01.01.13 г. 01.01.14 г. 01.01.13 г. 01.01.14 г.

Заволжский 928 664 71,6 0,83 0,56

Засвияжский 904 739 81,7 0,73 0,62

Железнодорожный 255 219 85,9 0,49 0,43

Ленинский 268 304 113,4 0,40 0,46

г. Ульяновск 2 355 1 963 81,8 0,66 0,55

По состоянию на 01.01.2014 г. число безработных по г. Ульяновску составляло 1 963 чел., при уровне безработицы 0,55%.

Снижение уровня безработицы в 2013 г. связано с активными мерами, направленными на содействие занятости населения, сохранение стабильной ситуации на рынке труда, реализацией программ, действующих на территории Ульяновской области и г. Ульяновска. Данные программы были направлены на расширение возможностей трудоустройства граждан, наиболее полное комплектование предприятий и организаций рабочей силой, снижение уровня безработицы и стабилизацию ситуации на рынке труда.

Однако, начиная с ноября 2013 г., наблюдалось повышение уровня безработицы. Так, на

01.11.2013 г. число безработных граждан составляло 1 739 чел. при уровне безработицы 0,49% (на 01.01.2014 г. 1 926 чел. и 0,55% соответственно). Повышение уровня безработицы было обусловлено рядом причин:

- оптимизацией производства на предприятиях г. Ульяновска и, соответственно, снижением числа заявляемых вакантных рабочих мест;

- высвобождением численности работников предприятий и организаций в связи со сложным финансовым положением (снижением объемов производства и продаж);

- завершением финансового года и в связи с этим завершением программ содействия занятости, действующих в 2013 г. на территории Ульяновской области и г. Ульяновска (профессио-

Структура занятого насел

нальное обучение, содействие пред-

принимательской деятельности, организация общественных работ и т. д.).

Численность экономически активного населения в г. Ульяновске по состоянию на начало 2014 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 2 975 чел. и составила 352 863 чел.

Структура занятого населения по уровню образования представлена в таблице 2.

Из таблицы видно, что самый высокий процент занятого населения по уровню образования в 2012 г. составляли люди со средним профессиональным образованием - 34,1%, а 30,6% занятых имели высшее профессиональное образование. Таким образом, самый высокий уровень трудоустройства сохраняется в группе дипломированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, что указывает на стабильность спроса на труд высококвалифицированных работников. Однако следует отметить некоторое сокращение потребности работников с высшим профессиональным образованием и роста потребности в работниках со средним профессиональным образованием.

Количество заявленных работодателями вакансий по г. Ульяновску по состоянию на

01.01.2014 г. составляло 4 144, что почти в два раза меньше, чем на аналогичный период прошлого года. При этом более 70% - вакансии по рабочим специальностям. Всего в течение 2013 г. предприятия и организации г. Ульяновска заявили об имеющихся 49 586 вакансиях.

Таблица 2

я по уровню образования, %

Показатели Всего Мужчины Женщины

2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012

Занятые 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе по уровню образования:

высшее профессиональное 26,2 25,2 27,2 22,9 22,4 23,9 29,7 28,3 30,6

среднее профессиональное 29,1 28,9 28,1 23,4 22,2 22,5 35,1 36,0 34,1

начальное профессиональное 17,4 18,0 17,9 21,7 22,7 22,4 12,9 12,9 13,2

среднее (полное) общее 23,5 23,3 23,3 27,6 27,1 27,3 19,2 19,2 19,2

основное общее 3,6 4,4 3,4 4,2 5,3 3,8 3,0 3,3 2,9

не имеют основного общего 0,1 0,3 0,1 0,2 0,3 0,1 0,1 0,3 0,0

Коэффициент напряжённости на рынке труда г. Ульяновска на 01.01.2014 г. составлял 0,5, т. е. на каждого безработного гражданина приходилось две вакансий. Однако несбалансированность рынка труда, т. е. несовпадение спроса и предложения, приводит к тому, что вакансии не заполняются. Безработица в г. Ульяновске носит структурный характер: профессиональноквалификационный состав безработных граждан и имеющиеся вакансии не соответствуют друг другу. Несоответствие между спросом и предложением на рынке труда усиливается отсутствием у безработных граждан необходимого уровня квалификации и опыта работы, что существенно ограничивает возможности их трудоустройства.

Спрос и предложение на рынке труда г. Ульяновска отражены в таблице 3.

Также следует отметить проблему качества заявленных вакансий. Зачастую они не соответствуют ожиданиям безработных граждан по условиям и оплате труда, отсутствию социальных гарантий, перспектив карьерного роста.

На предприятиях города продолжаются сокращения. В течение 2013 г. в ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска поступила информация о сокращении от 305 предприятий, организаций и учреждений города на 2 592 сотрудника. Из числа высвобожденных работников в городскую службу занято-

сти населения с начала года обратились 825 чел. Из числа высвобожденных работников трудоустроены 433 чел., 92 чел. направлены на профессиональное обучение, 59 чел. направлены на досрочную пенсию, 131 - приняли участие в оплачиваемых общественных работах.

На особом контроле находится ряд предприятий, на которых проводятся организационноштатные мероприятия: ОАО «Автодеталь-

Сервис», ООО «Мебельная фактория», ФГОУ ВПО «УлГТУ», Ульяновский филиал ООО «Волжская ТГК», ОАО «Ульяновский автомобильный завод» и его дочерние предприятия, Филиал ОАО РЖД Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, Ремонтное локомотивное депо Ульяновск Центральный.

По состоянию на 01.01.2014 г. в режиме сокращённого рабочего времени находились 12 предприятий города, численность работников, работающих неполную рабочую неделю, составляла 1 871 чел., находящихся в простое по вине работодателя - 174 чел.

Ещё одной серьёзной проблемой является трудоустройство ряда социально-демографических групп населения, в частности, молодё-жи,особенно выпускников учреждений профессионального образования.

Таблица 3

Спрос и предложение на некоторые профессии на рынке труда г. Ульяновска на 01.01.2014 г.

Профессия Спрос (вакансии), кол-во Предложение (число состоящих на учёте), чел.

Строительство

Бетонщик 30 6

Каменщик 81 13

Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов 4 0

Машинист крана (крановщик) 13 4

Облицовщик-плиточник 27 7

Плотник 56 34

Столяр 4 36

Штукатур 16 11

Электрогазосварщик 22 6

Промышленность

Инженер-технолог 37 3

Мастер участка 4 0

Машинист холодильных установок 1 0

Механик 18 22

Начальник производства 1 0

Транспорт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водитель автомобиля 147 214

Кондуктор 63 54

Монтер пути 26 12

Слесарь по ремонту автомобилей 31 26

С начала 2013 г. в службу занятости обратились 685 чел. из числа выпускников (319 чел. -выпускники 2012 г.), признаны безработными 413 чел., трудоустроены 347 чел., направлены на профессиональное обучение - 56 чел. Из общего числа обратившихся выпускников 162 чел. - выпускники вузов.

Основную часть выпускников учебных заведений профессионального образования, состоящих на учёте в службе занятости населения, составляют специалисты экономического, юридического, социально-гуманитарного профиля.

Сложно найти работу выпускникам, специальности которых пользуются ограниченным спросом на рынке труда и могут быть востребованы только на одном-двух предприятиях города.

Одним из направлений по трудоустройству выпускников учебных заведений является организация временного трудоустройства выпускников в возрасте от 18 до 20 лет учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, на основе договоров «О совместной деятельности по трудоустройству выпускников в возрасте от 18 до 20 лет учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые».

По состоянию на 01.01.2014 г. ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска заключил 14 договоров на 19 рабочих мест, в рамках заключённых договоров трудоустроены 9 чел. При трудоустройстве выпускников оплата труда производится работодателем в соответствии с заключёнными трудовыми договорами не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Дополнительно ЦЗН оказывает материальную поддержку трудоустроенным выпускникам на период их участия в работах в размере 1 700 руб. в месяц из средств бюджета Ульяновской области.

Ежегодно ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска в весенне-осенний период (в мае и сентябре) проводит «молодежные» ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. На ярмарках вакансий выпускники учебных заведений имеют возможность встретиться с работодателями по вопросу трудоустройства, получить информацию о ситуации на рынке труда в г. Ульяновске, получить консультацию юриста, психолога, воспользоваться услугами автоматизированного банка вакансий.

Однако следует учитывать, что не все выпускники обращаются в службу занятости в целях поиска подходящей работы, значительная часть выпускников предпочитает самостоятельное трудоустройство, обращается в кадровые агентства или использует при поиске работы неформальные связи (друзья, родственники, знакомые). Связано это, в первую очередь, с тем, что служба занятости на сегодняшний день не располагает эффективными программами содействия занятости вы-

пускников, и обращение в службу занятости выпускников, ищущих работу, не всегда приводит к удовлетворению их запросов, а предлагаемые вакансии по условиям и уровню оплаты труда, возможностям карьерного роста - не соответствуют ожиданиям выпускников.

Таким образом, прогнозируется, что рынок труда г. Ульяновска в ближайшие годы сохранит свои основные характеристики:

- несбалансированность профессиональноквалификационного состава претендентов и образующихся вакансий;

- высокая монополизированность экономики, позволяющая работодателям диктовать условия занятости (в частности, уровень заработной платы), которые вынуждены принимать работники;

- проблемы, связанные с трудоустройством ряда социально-демографических групп (женщины, молодёжь, граждане предпенсионного возраста и др.).

Прогнозируется, что возрастёт потребность в специалистах строительства за счёт развития этой отрасли, сохранится потребность в специалистах сферы деловых услуг, предоставляющих новые средства связи и коммуникаций, деловые, консалтинговые, финансовые и т. п. услуги, останется высокой потребность в кадрах для сферы услуг населению: в торговле, туристическом бизнесе, сфере досуга и развлечений.

Для выполнения задач в области содействия занятости населения на муниципальном уровне необходим программный подход, обеспечивающий согласованные действия всех органов, имеющих отношение к их решению, а также консолидация финансовых средств по реализации программных мероприятий, наиболее рациональное использование этих средств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Информация о ситуации на рынке труда

МО «город Ульяновск» по состоянию на

01.01.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ulyanovsk-zan.ru/home/slugba/

С2п^рх?С2КР=Ы]с20 (дата обращения: 01.02.2014).

2. Козлова, О. А. Концептуальные основы региональной социально-экономической политики в сфере занятости населения: автореф. дисс.... д-ра эконом. наук / О. А. Козлова. -Екатеринбург, 2008. - 40 с.

Рыбкина Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономика и менеджмент» УлГТУ.

Власенко Елена Александровна, старший преподаватель Ульяновского филиала РАНХиГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.