| ИНТЕГРАЦИЯ
ме фрагментов типа «Ответ», оно может содержать другие элементы (заголовки, рисунки, схемы), нечувствительные к их выбору.
В зависимости от настроек, заданных преподавателем, тестирование может проводиться с контролем времени или без него. В первом случае течение времени отображается на экране в виде увеличивающейся полосы. Здесь же, на экране, отображается динамика результатов тестирования каждого испытуемого в графической и числовой форме.
При проведении тестирования система управления блокирует попытку повторного тестирования во время текущего сеанса работы. По окончании тестирования (нормального или досрочного) его результаты для каждого испытуемого автоматически записываются в текущий электронный журнал и могут быть сохранены вместе с результатами всей группы в основном журнале. Эта операция выполняется препода-
вателем из подсистемы «Тестирование -Место преподавателя».
Пятый из перечисленных выше блоков системы предназначен для статистической обработки результатов тестирования и формирования протоколов тестирования. В результате работы подсистемы осуществляется статистический анализ массива информации по итогам тестирования. Этот анализ может быть проведен по желанию пользователя в различных аспектах, причем как по всему тесту, так и по отдельной его части. Могут быть выделены и обработаны результаты тестирования по разделам или темам программы учебной дисциплины и т.д.
Отметим, что авторами проведена апробация системы при тестировании уровня знаний студентов Института физики и химии. При этом было установлено, что все блоки системы вполне работоспособны и выполняют вышеназванные функции.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА
А.П. Тимошкин, руководитель Департамента Федеральной
государственной службы занятости населения
по Республике Мордовия
Формирование в начале 90-х гг. рыноч- товлена группа психологов-профконсультан-ных отношений в системе отечественной тов, работающих в городских и районных экономики потребовало принципиально но- центрах занятости населения, оборудованы вых подходов к решению вопросов профес- кабинеты профориентации и психологичес-сиональной ориентации. Существующие кой поддержки, оснащенные современны-
ранее методы, ориентированные на прежнюю, годами отработанную систему профессионального обучения, не могли эффективно действовать в современных условиях, предъявляющих повышенные требования к профессиональным навыкам человека, его деловым качествам и возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда.
Именно в этот период в структуре службы занятости населения был образован отдел профессиональной ориентации и пси-
ми психодиагностическими комплексами, методическими материалами, начали работать клубы ищущих работу и курсы «Новый старт».
Если профессиональные училища и техникумы действовали по ранее сложившейся и в целом хорошо зарекомендовавшей
себя схеме: обучить ученика, дать ему специальность и выпустить на рынок труда, то перед специалистами - профконсуль-тантами службы занятости населения стояла более сложная задача - работа на пер*
хологической поддержки населения, подго- спективу. При этом они действовали пре-
© А.П. Тимошкин, 2001
№ 4, 2001
вентивными методами: ориентировать уча- граждан, их меньшая конкурентоспособ
щихся старших классов на сознательный выбор той или иной профессии, сформиро-
ность на рынке труда, неподготовленность к новым экономическим отношениям, не-
вать у них правильное видение и понима- соответствие их профессиональной подго-
ние ситуации на современном рынке труда, помочь им выявить свою потребность в профессиональном плане, а в конечном счете найти свое место в жизни. И все это с учетом быстро изменяющейся инфраструктуры рынка труда, на основе научного подхода к решению проблем профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения.
Сложность поставленной задачи заключалась в том, что в связи с изменениями, произошедшими в общественной жизни и экономике, существенные изменения претерпели и психология человека, особенно молодого, его жизненные ценности, нравственные ориентиры и устремления, утрачена мотивация к труду. Обучить человека какой-либо специальности нелегко, а подготовить его психологически, настроить на мобилизацию внутреннего ресурса, направ-
товки современным потребностям рынка труда, низкая мотивация к труду. Особеннотрудно сегодня молодым людям, не имеющим опыта работы. Им приходится конкурировать не только со своими сверстниками, но и с более опытными, квалифицированными специалистами. Через обуче-ние-переподготовку, повышение квалифика-
ции шансы на трудоустройство возрастают. Но все же главная цель профессиональной ориентации - вернуть человека к труду, чтобы он не испытывал после обучения дополнительных трудностей в поисках работы.
ля формирования единой системы по оказанию профориентационных услуг и координации действий заинтересованных структур в этой области постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.12.97 № 570 создана и работает Межведомственная комиссия по вопросам про-
ленного на производительный труд, еще фессиональнойориентации и психологичес
Этот
работы
Г *
проф консул ьтантов
В системе профориентации и профессионального обучения идет непрерывный процесс накопления практического опыта и знаний, определения специфических целей, задач и методов профориентации и психологической поддержки. Со временем консультирование и профессиональный отбор стали неотъемлемой частью работы с безработными. гражданами; сформировался подход к профессиональной ориентации и психологической поддержке как к системе социально-профессиональной адаптации и развития. Эта система представляет собой комплекс социальных мер содействия человеку в планировании и реализации карьеры, в формировании успешных адаптационных моделей поведения на рынке труца.
Характерной особенностью безработицы ^на республиканском рынке труда является большой удельный вес в ней молодежи (30 %), особенно выпускников ПУ, средних специальных учебных заведений, вузов. Причина такого высокого уровня безработицы молодежи — особая социальная уязвимость этой категории слабозащищенных
кои поддержки населения. По указанным направлениям служба занятости населения активно взаимодействует с органами образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодежи, во-
госу
университетом
рева, Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева и другими заинтересованными ведомствами.
Профориентационная работа с молодежью включает в себя комплексные услуги: издание и распространение методических материалов, проведение социологических опросов о профессиональных намерениях выпускников 9 - 11-х классов, деловые игры, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест - и осуществляется по нескольким направлениям:
- организация информационного пространства;
- превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных учебных заведений, вузов;
- организация профориентационной ра-
«Основы
бора професси
[ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- организация обучения выпускников учебных профессиональных заведений «Перспектива»;
- лекции;
бока и серьезна проблема мировоззренческого и психологического переустройства человека. В профориентационной работе с безработными женщинами очень важно - социологические опросы учащихся сохранить их стремление быть востребо-
старших классов в рамках подготовки к ярмаркам учебных мест.
ванными, нужными обществу, стимулировать желание работать, ориентировать на
Молодые люди, зарегистрированные в получение новой профессии, переподготов-
службе занятости населения в качестве безработных, активно вовлекаются в групповые
ку. оказывать психологическу ю поддержку. мотивировать на активный поиск рабо-
формы работы. Это посещение групп «Клу- ты. профессиональн> ю самореализацию,
ба ищущих работу» и курса «Новый старт», оказывать помощь желающим заняться
участие в деловых играх, изучение профессий, пользующихся спросом на рынке труда.
Для координации действий заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти в области профес-
предпринимательскои деятельностью.
Не меньшие проблемы с трудоустройством в последние годы испытывают инвалиды, многие из которых оказались неконкурентоспособными на рынке тр\да.
сиональной ориентации и психологической Работа по этому направлению проводится
во взаимодействии службы занятости на-селения. Министерства социальной чаши-
поддержки незанятого населения правильным было бы создание единого координирующего центра. В республике таким ор- ты РМ и Медико-социальной экспертной
ганом мог бы стать Центр профессионала комиссии. Прошло совместное совещание
ной ориентации и психологической похчер- реабилитологов и психологов Минсоцзащи-
жки молодежи. ты РМ с работниками центров занятости
С целью формирования и развития ели- населения. В Саранске и некоторых райо-
ной системы профессиональной ориентации нах республики работают клубы инвалидов
Надежда». При грчдоустройстве на кво-
и психологической поддержки населения
районные и городские центры занятости тируемые рабочие места особое внимание
населения заключают договоры с органами образования.
также уделяется инвалидам. Но решение этого вопроса требует внимания со сторо-
Приоритетным направлением профори- ны не только службы занятости населения, ентационной деятельности службы занято- но и работодателей, в основном неохотно сти населения является работа с безработ- принимающих на работу инвалидов.
ными женщинами. 11о различным причинам (невысокая социально-профессиональная мобильность, особенности эмоциональной сферы, недостаточный уровень квалификации. сложившийся социальный статус»женщины составляют основну ю часть в общей численности безработных - 71.0 %. Пик
Работа с другой категорией слабозащищенных граждан - военнослужащими, уволенными из Вооруженных Сил РФ, проводится в тесном сотрудничестве с военными комиссариатами республики. В службе занятости населения оказывают профориентационные услу ги военнослужащим, про-
безработицы приходится на женщин в воз- водят подбор подходящих профессий, ви-
расте 40 - 50 лет. Возможно, это сюъясня- дов работ, пользующихся повышенным
ется тем. что на психологии этих людей, спросом на рынке трчда Между районны-
ориентированных на стабильность и воспитанных в условиях стабильности, сильнее
ми военкоматами и центрами занятости населения всех районов и городов респуб-
улучшению работы с безработными из чис-
всего отразились и реформы, проходящие лики заключены договоры о сотрудниче-
в российской экономике, и снижение обще- стве, составлены планы мероприятий по
ственно значимой роли институтов социальной защиты. Им сложнее всего адаптироваться к рыночным условиям, к реалиям сегодняшней жизни. И то, что прошед-
ла военнослужащих
С переходом к рыночной экономике в республике была частично утрачена сис-
шнх десяти лет оказалось недостаточно тема профессиональной адаптации и обу*
для адаптации, не \дивляет: слишком л\- чения внутри предприятий и организаций
Сегодня это ведет к нерациональному использованию трудовых ресурсов, остановке профессионального роста и потере квалификации работников, «кадровому голоду», создает для человека проблемы социально-психологического плана. Возрождение практики создания служб профессиональной адаптации и сопровождения профессиональной карьеры работников на предприятиях могло бы стать переходным этапом к созданию единой, эффективно действующей на рынке труда профориентационной системы.
Сегодня треть незанятого населения, не востребованного на рынке труда, составляет молодежь. Одна из причин этого заключается в том, что наличие образования уже не обеспечивает обязательное получение работы. В службе занятости населения созданы все необходимые условия для переподготовки, профессионального обучения в соответствии с требованиями работодателей, но гарантировать каждому оказавшемуся без работы и проходящему обучение рабочее место пока не представляется возможным. Для руководителей предприятий, потенциальных работодателей, сегодня главным критерием является высокий уровень профессионализма. Отсутствие опыта и трудового стажа в значительной мере снижает конкурентоспособность, а следовательно, и возможность трудоустройства. В условиях нынешнего кризиса общества стало все более проблематичным ориентировать молодежь на какие-либо определенные профессии, специальности, сферы труда. Важно создание условий для включения молодых людей в окружающую их реальную социальную среду с тем, чтобы они могли ее изменить, оказывать влияние на происходящие в ней процессы, развивать индивидуальные инициативы, принимать участие в собственном жизненном, личностном и профессиональном развитии.
Акцент должен быть сделан на активном участии молодежи в различных социальных действиях, предоставляющих ей возможность рассматривать сложные проблемы общества не как нечто абстрактное, а как непосредственно касающееся ее и в конечном счете принять взвешенное решение для жизненной и профессиональной карьеры. Рыночная экономика не толь-
ко формирует новые подходы в сфере производства, но и предъявляет совсем другие требования к качеству резульгаюв любой деятельности, в том числе и к подготовке выпускников образовательных учреждений к самостоятельной жизни.
Формирование профессионального мировоззрения, профессиональных интересов школьников начинается с системы прогнозирования профессиональных и учебных намерений. В начале учебного года методом анкетирования опрашиваются учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ республики, что мотивирует выпускников на подготовку к профессиональному самоопределению. Единовременная обработка более 7 500 анкет позволяет определить контингент учащихся, намеревающихся продолжить образование в 10-м классе, в профессиональных учебных заведениях или курсовых комбинатах, а также выявить учащихся, которые по окончании учебы в школах будут искать работу и станут клиентами службы занятости населения.
Система анкетирования дает возможность оценить профессиональные намерения выпускников школ по отраслям хозяйственного комплекса республики, прогнозировать профессиональные и учебные намерения, выявить категорию учащихся, которой требуется помощь психолога-проф-консультанта в подготовке к профессиональному самоопределению.
Оказание практической социально-психологической помощи учащейся молодежи и обеспечение гарантированных услуг осуществляются по общепринятой в системе территориальных центров профориентации схеме, включающей в себя профориентационное консультирование и психологическую поддержку как в групповом, так и в индивидуальном порядке. Профориентационными и психологическими услугами ежегодно пользуются свыше 15 тыс. учащихся общеобразовательных школ. Для большинства выпускников школ согласованный с психологом - профконсультантом профессиональный выбор и выбор учебного заведения становятся началом построения профессиональной карьеры.
В службе занятости населения отрабатываются новые методы социально-психологической помощи учащимся, студентам
и выпускникам профессиональных учебных заведений. Хорошо зарекомендовала себя такая активная групповая нетрадиционная форма работы со старшеклассниками, как клуб «Перспектива». В программе занятий для выпускников школ — беседы, анкетирование, психотехнические упражнения, ролевые игры, тренинги, ярмарки вакансий учебных мест для выпускников с привлечением к участию в них работодателей, широкого круга общественности и средств массовой информации.
В рамках Федеральной программы содействия занятости населения и в целях адаптации молодежи к трудовой деятельности, реализации профессиональных навыков, развития детской фантазии было организовано участие детей и подростков 7 -17 лет в республиканском туре Всероссийского конкурса молодежных проектов и творческих работ «Радуга профессий». На рассмотрение республиканского жюри конкурса были представлены 250 рисунков и плакатов, 150 сочинений, 5 фоторепортажей. По итогам республиканского тура 21 работа по номинации «Рисунок и плакат». 9 сочинений и репортажей направлены на Всероссийский конкурс в Москву.
При возрастающем количестве безработной молодежи многие центры занятости населения пришли к осознанию необходимости смещения акцентов при работе с данной категорией граждан в сторону профилактики безработицы. Конечно же. решение этой проблемы невозможно без активного участия органов образования, работодателей, местной администрации, а также самих школьников и их родителей.
Чтобы иметь представление о том, как молодые люди решают проблему выбора профессии, каковы их профессиональные намерения и предпочтения, специалистами Департамента ФГСЗН по РМ проведено выборочное анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов городов и районов республики. В анкетировании приняли участие 7 548 школьников, среди них - 3 629 учащихся 9-х классов и 3 949 - 11-х.
Для данного возраста и периода у школьников доминирующим становится вопрос «Кем быть?». Ведущей тенденцией в профессиональных намерениях выпускников является получение высшего обра-
зования. Согласно результатам анкетирования 61,0 % выпускников 11-х классов желают учиться в вузе, в том числе 59,6 % хотели бы получить профессию в государственном учебном заведении, 7.6 ориентируют себя на негосударственное высшее учебное заведение, 19,8 - на среднее профессиональное образование, 6,0 % выпускников мечтают поступить в военное училище.
Анализ профессиональных планов школьников показал, что 35.0 % выпускников желают получить бесплатное образование, 7,6 опрашиваемых готовы за образование внести денежные суммы, 11,6 предполагают получить образование частично оплачиваемое (по договору с работодателем), 22,0 % школьников затруднились ответить на данный пункт анкеты.
Определенную тревогу вызывает то обстоятельство, что из всех, принявших участие в анкетировании, только 60,8 % опрошенных выпускников сделали окончательный выбор профессии.
Наибольшей популярностью среди молодежи сегодня пользуются такие сферы деятельности, как экономика и финансы, юриспруденция, коммерция и торговля, здравоохранение и косметология, наука и образование, сфера управления, милиция, органы безопасности. Наименее популярны жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, экология, связь, бытовое обслуживание.
Раскрывая свое видение перспектив развития республики, 40 % выпускников ведущей из сфер деятельности называют экономику и правоведение, около 22 - вычислительную технику и автоматизированные системы, 18 % - коммерческую деятельность. Многие выпускники считают перспективными программирование, работу налоговой и юридической служб, развитие банковской системы. Некоторые хотели бы видеть в их числе экологию, науку и образование. Но есть определенный процент выпускников, которые не видят хороших перспектив, отмечая рост негативных тенденций (преступность, безработица, низкая заработная плата и т.п.).
Анализируя данные анкет, можно сделать вывод о том, что выбор профессии на современном этапе для большинства выпускников школ является серьезной жизнен-
ной проблемой и решать ее они стараются также серьезно, примеряя будущую профессию к себе, своим интересам, перспективам. В этой связи определенной группе учащихся необходима помощь педагогического коллектива, психологов, профконсультан-тов. Стоит задуматься и над тем, что многие выпускники выбирают прежде всего учебное заведение, а не профессию, многие сферы деятельности остаются без внимания, большинство потенциальных специалистов имеют слабое представление об особенностях своей профессии, плохо знают рынок труда. Настораживает тот факт, что на пороге выпуска из школы 40 % школьников по разным причинам не сделали окончательный выбор профессии. Это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования методов профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений как специалистов службы занятости населения, так и других заинтересованных структур.
Итоги опроса показали: 60 % 9-класс-ников намерены продолжить учебу в школе; 22 будут продолжать учебу в средних учебных заведениях, около 5 % из числа выпускников 9-х классов изъявили желание получить специальность в училищах. Выпускники 11-х классов делают установку на получение высшего образования: 61 % мечтают об учебе в вузах.
Наиболее значимыми факторами для школьников при выборе профессии являются возможность иметь достойный заработок, стремление обеспечить себя материально. Определенную роль играет и престиж той или иной профессии. Поэтом> самыми привлекательными являются банковский служащий, врач, юрист, экономист, инженер, социолог, предприниматель, эколог. Очень немногие выбрали бы для себя работу в сфере образования, науки, культуры, сельского хозяйства, промышленности.
Не востребованными на республиканском рынке труда оказываются профессии «экономист», «воспитатель», «юрист», «портной», «вязальщица», «бухгалтер» (с техникумом), «повар», «продавец», «швея» и др. Это не значит, что данные специалисты не нужны городу. Они нужны, но в ограниченном количестве и для конкретных предприятий.
Только 7 % выпускников признались, что и год назад они думали о той же профессии, по которой собираются получить образование в вузах или техникумах сегодня. Кто-то волнуется, что не сможет поступить на тот или иной факультет вуза из-за слабого знания предметов, по которым нужно сдавать вступительные экзамены. Большинство же выпускников тревожит финансовое состояние семей, в которых они воспитываются. Школьники не без основания озабочены тем, смогут ли родители, получающие небольшую заработную плату, оплатить их обучение в в\зе или просто поддерживать и помогать им материально во время учебы. Этой же проблемой не меньше учеников и их родителей озабочены и педагоги. Они не всегда способны переориентировать молодежь, воспитывая самостоятельность, предприимчивость, терпеливо объясняя, что все в руках самих ребят.
Вчерашние выпускники школ и училищ явно не видят перспективы для своего будущего в родном селе или районе. Таким образом теряется кадровый потенциал, значительный урон наносится системе агропромышленного комплекса республики, обрывается преемственность поколений тружеников села.
Выпускникам школ, которые решили получить высшее и среднее профессиональное образование, кроме проведенных уроков «Выбор профессии», написания сочинений-миниатюр на тему «Профессия, которую я выбираю», были предложены встречи со специалистами перечисленных профессий.
Среди основных проблемных вопросов-трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений. По окончании учебного заведения многие из них отказываются от предлагаемых рабочих мест, мотивируя свой отказ низкой заработной платой, нежеланием работать на том или ином предприятии, отсутствием каких-либо дальнейших перспектив, другими причинами.
Есть и другая сторона этой проблемы -молодежь предпочитает работу недалеко от дома, по удобному графику, с высокой заработной платой и не очень сложною. Вполне понятно и объяснимо желание мо-
ШИШ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лодых людей найти престижную, с хорошими условиями труда и высокооплачиваемую работу. Но, как уже говорилось выше, работодатели предпочитают брать на работу людей, имеющих опыт работы, трудовые навыки.
Если поставить себя на место работодателя, то, беседуя с выпускниками, состоящими на учете в службе занятости населения, мало кого хочется взять на работу. Большинство из них не владеют техникой общения, ведения делового разговора, не умеют «представить» себя, обрисовать свои планы на будущее, не имеют элементарного понятия о той работе, которую хотят получить. Потенциальным работникам, претендующим на хорошо оплачиваемую и престижную должность, необходимо чтиться навыкам поиска работы, и в этом вопросе очень пригодится помощь специалистов-проф консул ьта нто в. Сотрудники службы занятости населения готовы обучить преподавателей училищ и техникумов методике поиска работы, для этих целей создана программа «Технология поиска работы».
Для набора учащихся по существу ю-щим и открывающимся профессиям и специальностям нужно, чтобы представители учебных заведений владели ин-
т"
формацией о том, куда будут трудоустроены их выпускники. В этом вопросе ведущую роль играют маркетинговые исследования, изучение характерных особенностей современного рынка труда и спроса на рабочую силу, выявление потребности предприятий и организаций в кадрах, их экономический потенциал.
Реальное влияние на трудоустройство молодых людей окажет долгосрочная Программа содействия трудоустройству и адаптации к условиям рынка труда выпускников учреждений профессионального образования Республики Мордовия на 2002 - 2003 гт.
Все вышеизложенное определяет необходимость разработки целевой программы социально-экономической, юридической и психологической помощи выпускникам школ.
Считаю, что необходимо еще более тесное взаимодействие между службой занятости населения и образовательными учреждениями. которое предполагает:
- оказание услу г по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечение гарантируемого минимума бесплатных психоло-го-профориентационных услуг;
-осуществление психологической поддержки молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;
- проведение профессионального информирования и консультирования учащихся образовательных учреждений;
- оказание психологической поддержки учащимся общеобразовательных школ;
- проведение профессионального отбора (подбора) при выборе профессии или дальнейшего обучения.
Для совершенствования профориентационной работы среди молодежи Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Мордовия планирует следующие меры:
1) регулярно во всех городах, районах и муниципальных образованиях проводить заседания Межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения;
2) проводить в республике месячники профориентационной работы «Выбор» (в том числе беседы, классные часы, декады трудового обучения, профориентационные игры, экскурсии на производство и др.); собрания родителей и учащихся выпускных классов школ по проблемам профессионального выбора;
3) ежегодно устраивать ярмарки вакансий учебных мест:
4) -проводить выборочное анкетирование среди учащихся 9 - 11-х классов на предмет выбора профессии;
5) в школах уделять больше внимания профориентационной работе;
6) продолжить занятия в клубах дл* старшеклассников «Ориентир»;
7) подготовить, выпустить и распространить справочник для поступающих в учебные заведения на 2001г.
Только целенаправленная конкретна! работа всех заинтересованных мини-
шш
4, 2001
стерств и ведомств республики по этой ной ориентации безработных граждан, что.
проблеме в перспективе сможет оказать реальную помощь в деле профессиональ-
несомненно, отразится на экономическом потенциале Республики Мордовия.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.И. Ломшин, декан факультета довузовской подготовки
МГУ им. Н П. Огарева, профессор,
Н.Б. Назирова, ст. преподаватель кафедры педагогики
МГУ им. Н.П. Огарева,
Н.В. Моисеева, аспирант кафедры педагогики МГУ им. Н.П. Огарева
В условиях происходящей в нашем об- дагогической мотивации, а они находятся
ществе модернизации общеобразователь- в школьном возрасте, когда формирование
ной и высшей школы на первый план выдви- личности еще не завершено и знание о сво-
гается задача качественного улучшения подготовки педагогических кадров Одним из путей ее радикального решения, на наш взгляд, является развитие профессионально-педагогического интереса у старших школьников, что должно способствовать формированию у них правильного представления о профессии учителя, особенностях его труда, позволяет приобрести первые навыки педагогического мастерства.
На сегодняшний день в психолого-пе-дагогической литературе нет единого мнения по поводу того, как происходит выбор профессии вообще и педагогической про-
их задатках может помочь в правильном выборе будущей профессии.
По многочисленным данным социлль-но-демографических исследований, труд педагога относится к числ\ наиболее на-пряженных в эмоциональном плане (см., например: Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1995). В свое время Н В. Кузьминой было сформулировано предположение о роли интегральной чувствительности в формировании различных компонентов педагогического мастерства (см.: Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант у чителя.
фессии в частности. Объяснить это можно Л., 1985), однако до сих пор эксперимен-
сложностью процесса профессионального тально не подтверждено, что интегральная
чувствительность может иметь природные предпосылки. В соответствии с принципа-
самоопределения, в котором участвуют, с одной стороны, мир профессий, обладающий спектром различных характеристик, с другой - субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями и проти-
ми комплексного изучения оощих и спе-циальных способностей школьников (см.: Голубева Э.А. Комплексное исследова-
воречнями. Появившаяся потребность лич- ние способностей Вопр психологии.
ностн в выборе профессии претерпевает 1986. № 5. С. 18 - 30) нами предпринята
вн\три субъекта сложные процессы осозна- попытка формирования педагогических
ння и мотивации, в ходе которых осмысли- способностей у старших школьников, ори-
ваются возможные пути удовлетворения данной потребности. Мотивация - динамическое образование. Она начинает склады-
ентированных на педагогическую профессию.
Неотъемлемыми элементами формиро-
ваться задолго до профессиональной под- вания мотивов профессиональной деятель-
готовки, и. следовательно, стоит рассматривать самые истоки профессионально-пе-
ности будущих учителей, на наш взгляд, являются довузовская (профориентацион-
© М И Ломшин. Н.Б. Назарова. Н.В Моисеева. 2001