Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Образование»: Глобальный кризис самоопределения и инновационный прорыв РЭА им. Г. В. Плеханова'

Приоритетный национальный проект «Образование»: Глобальный кризис самоопределения и инновационный прорыв РЭА им. Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данько Т.П.

Статья знакомит читателя с результатами первого этапа инновационной образовательной программы РЭА им. Г. В. Плеханова с позиции глобального самоопределения российского экономического образования через призму восточной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the results of the first stage of the innovative educational program of Plekhanov Academy on the basis of global self-determination of Russian economic education viewed through Oriental philosophy.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Образование»: Глобальный кризис самоопределения и инновационный прорыв РЭА им. Г. В. Плеханова»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ВЗГЛЯДЫ И СУЖДЕНИЯ

Д-р экон. наук Т. П. Данько

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ РЭА им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

Статья знакомит читателя с результатами первого этапа инновационной образовательной программы РЭА им. Г. В. Плеханова с позиции глобального самоопределения российского экономического образования через призму восточной философии.

шш

Для обозначения слова «кризис» в китайском языке существуют два иероглифа: один из них означает «опасность», а другой - «шанс» или «возможность».

В 2007 г. РЭА им. Г. В. Плеханова вошла в число 40 победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Объем субсидии по программе составляет 436 млн. рублей, а объем софинансирования -92,718 млн. рублей.

На данном этапе важно не только оценить количественные результаты инновационной образовательной программы (ИОП) академии, но и определить, какой путь инновационного развития пройден и что еще предстоит сделать. Мы бы хотели рассмотреть итоги первого этапа ИОП не в форме отчета о проделанной работе, доложенного 28 декабря 2007 г. на заседании Ученого совета, а в форме рефлексивной оценки затруднений в ходе реализации программы и условий сохранения инновационного вектора развития в постпроектном будущем.

Инновационная образовательная программа академии, во-первых, является начальным этапом реализации Стратегии развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова до 2015 года, принятой на заседании Ученого совета 26 ноября 2006 г. как креативный способ изменения позиционирования себя во внешней среде. Во-вторых, программа представляет собой элемент приоритетного национального проекта «Образование», первого масштабного опыта государственной поддержки приоритетов экономического

развития, зафиксированных за последние 10 лет. В данном смысле академия наравне с 56 вузами (победителями двух раундов конкурса) выступает сегодня в авангарде российского высшего образования, и это ко многому обязывает. В-третьих, ИОП реализуется в условиях глобального кризиса самоопределения России как государства в современном мире, самоопределения по ситуации, целям, ресурсам, проблемам и возможным проектам. Именно последний контекст был выбран в качестве наиболее общей «рамки» для настоящей статьи.

В данной связи интересен прогноз С. Б. Переслегина в недавнем номере «Российского экспертного обозрения»: «...В антропопространстве основной ценностью окажутся люди, способные работать с когнитивными смыслами -очень немногие люди и, может быть, системы подготовки таких людей...» [2]. Мы полностью согласны с автором в том, что высшим уровнем в конкурентном развитии выступает борьба за продвижение своего образа будущего. В сфере образования - это модель образования, система стандартов, модель оценок, методы обучения и прочие регламенты.

В российской традиции принято не анализировать чужой опыт, а либо отвергать его, либо принимать, полностью примерив на себя. Медленная скорость адаптации высшего образования под требования новой экономики, позднее вступление в Болонский процесс без собственного проекта развития системы образования однозначно фиксируют проигрыш позиции России на данный момент, хотя самому образованию эта встряска явно на пользу.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в качестве синтетического основания при проведении рефлексии условий реализации инновационной образовательной программы нами выбраны когнитивные смыслы, имеющие многовековую историю китайской традиции стратегического поведения [1]. К сожалению, при разработке образовательных программ мы не уделяем должного внимания анализу и обсуждению применимости законов и правил стратегического поведения во внешней образовательной среде глобальной экономики. В связи с тем, что Россия в качестве конкурентной позиции в международном разделении труда будет ориентироваться на роль «переводчика когнитивных смыслов» между лидерами рынка, формируя образовательный коридор «Восток - Запад», нам бы хотелось показать гибкое применение формата китайских стратагем в противовес использованию исключительно западной философской парадигмы.

Импорт образовательных образов в Россию происходит по всему спектру идей: продвигается оценка положения российских вузов, трансфер целей, концепций развития, проблем внедрения инноваций и методов их решений.

Мир строит свои отношения с Россией в сфере политики образования в соответствии со стратагемой «Пересадить гостя на место хозяина».

Безусловно, Болонское соглашение и общий вектор на интеграцию в сфере об-

Стратагема «Пересадить гостя на место хозяина»

Тот из приглашенных, кому не предлагают принять участия в делах хозяина, - гость, не пользующийся уважением. Но тот, кто может заняться делами хозяина, способен добиться власти и стать хозяином воистину.

разования, выработку единых регламентов представляет собой единственный проект развития образования будущего на сегодняшний день1.

Вместе с тем запоздалое вступление одного хозяина без сформированной онтологии ситуации развития в проект другого ведет к доминированию последнего на обеих территориях. Проблема в том, что все принципы Болон-ского процесса работают прежде всего на связность его участников для реализации проекта европейских лидеров, при этом цели этого проекта выходят далеко за сферу образования. Оценить этот проект можно как трансляцию европейских ценностей развития в попытке осознания собственных межкультурных проблем.

Эпиграф об особенностях китайского языка иллюстрирует отсутствие у российского высшего образования четкой позиции по собственным целям и концепциям поведения, что может из слабой стороны стать благоприятной возможностью для усиления сильных сторон, таких, как транзитное географическое положение и синтетическое мышление.

Российские вузы, прежде всего гуманитарные, находились до недавнего времени в проектном вакууме, пытаясь инициировать собственные наступательные проекты и защитные механизмы в международной деятельности, упиравшиеся в нормативную и финансовую зависимость от государственной машины существующей организационно-правовой формы ГОУ ВПО.

В данном контексте участие 57 вузов, в числе которых и академия, в приоритетном национальном проекте «Образование» удовлетворило первый «проектный голод» российской образовательной системы. Основной эффект данного проекта заключается, на наш взгляд, в том, что помимо инвентаризации индивидуальных проектов лидирующих вузов, их инновационного потенциала происходит трансляция простой, но жизненно важной проектной формы: «мероприятия - закупки - расходование - результат». Ее выполнение подчас является непростой задачей. Мы столкнулись с тем, что преподаватели и научные работники при разработке мероприятий испытывали трудности с планированием закупок, т. е. изначально не верили, что их мероприятия будут действительно реализованы.

Кроме того, большой проблемой у персонала стала оценка затрат на собственный труд. Даже в случаях, когда конкретное подразделение не успевало подать заявку на включение в ИОП, сам процесс составления этой заявки был в чем-то сродни разработке бизнес-плана, позитивно сказывался на развитии проектного мышления сотрудников. В результате в инновационную образовательную программу по результатам конкурсного отбора были включены наиболее привлекательные с инновационной точки зрения проекты подразделений.

1 Если, конечно, не учитывать вариант полного перевоплощения современных образовательных институтов в формат корпоративных университетов и систему непрерывного обучения на основе дистанционных технологий. Такой сценарий обладает слишком высокой степенью иннова-ционности для существующей ментальности даже европейского сообщества, хотя гораздо экономичен и целесообразен.

Инновационная образовательная программа РЭА им. Г. В. Плеханова направлена на переоценку инновационного потенциала, накопленного академией за 100 лет своего существования, в условиях глобальной экономики. Принципы конкурентного развития в экономике знаний требуют концентрации усилий и возможностей вуза на образовательных продуктах, востребованных рынком, а также на тех продуктах, которые могут сформировать новые потребности внешней среды, т. е. новый спрос. Перечень основных направлений конкурентного позиционирования академии нашел отражение в утвержденной Стратегии развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова до 2015 года.

Сегодня академия проходит этап переоценки своих возможностей и инновационного потенциала, который свойствен всей российской экономике и обществу. При разработке инновационной образовательной программы ожидалось, что данный процесс окажется весьма болезненным и вызовет ряд серьезных затруднений.

Прежде всего, этап самоопределения вызывает определенное отторжение научно-педагогического персонала из-за нежелания менять стереотипы мышления, переходить на инновационный формат педагогической и научной работы. Кроме того, психологически трудно поменять свои собственные ценностные установки и выйти во внешнюю среду за реальной оценкой получаемых результатов. В то же время без самоопределения в новых условиях и рефлексии места и роли во внешней среде академии угрожало значительное отставание в развитии по отношению к остальным лидерам российского образовательного пространства, участникам первого раунда конкурса инновационных программ. Требовалась реакция на развитие событий, которую иллюстрирует стратагема «Из ничего сотворить что-то».

Успешное конкурентное развитие связано с обязательным на-

личием конкурентных образовательных программ, в противном случае любые стратегии развития будут представлять собой лишь иллюзии, как и сказано в стратагеме.

Учитывая данные трудности, руководство академии при разработке инновационной образовательной программы сделало акцент на четкое сегментирование образовательного рынка и выделение областей возможного конкурентного прорыва академии по завершении ИОП.

Первая задача ИОП была направлена на разработку новых клиентоори-ентированных проектов. При этом составление тематического перечня самих программ и учебно-методического обеспечения к ним было проведено на конкурсной основе, что позволило сконцентрировать ресурсы ИОП на тех мероприятиях, результаты которых ориентированы на федеральный уровень. Методические разработки, полученные в новой форме - научных мастерских, представляют собой первый опыт системы исследований по запросам целевой образовательной программы.

Стратагема «Из ничего сотворить что-то»

Когда нет ничего, а показываешь, что как будто обладаешь чем-то, - это и есть обман. Однако же всякий обман не держится долго и легко распознается.

На момент разработки инновационной программы академия испытывала трудности с подбором контингента, способного реализовать инновационные проекты. Кроме того, консервативный взгляд на сложившуюся практику планирования собственных действий по принципу «скажите, что надо сделать», а также недоверие к масштабным проектам и инициативам государства в области стимулирования образования стали серьезными препятствиями на пути реализации программы. Требовалось значительное усиление лидерского потенциала и командного духа на кафедрах и в подразделениях.

Задача сокращения возрастного разрыва в поколениях персонала осложнялась нецелесообразностью инвестирования в сотрудников пенсионного и предпенсионного

возраста, отсутствием мотивации молодежи и низкой привлекательностью преподавательского труда. В соответствии со стратагемой «На сухом дереве развесить цветы» наиболее адекватной реакцией на создавшееся положение дел было сделать ставку на формирование временных творческих коллективов под руководством амбициозных лидеров, способных изменить психологический климат на кафедрах и в центрах академии.

В связи с тем, что воспроизводство запланированных инноваций по окончании ИОП должно быть обеспечено кадровым резервом академии, основные усилия руководства при подготовке мероприятий по зарубежному и российскому повышению квалификации сотрудников были направлены на развитие и моделирование новых компетенций персонала в области проектного менеджмента, современных программных продуктов по управлению эффективностью бизнеса и вариативностью их использования в образовательном процессе. Кроме того, большой масштаб закупок нового оборудования и программного обеспечения к нему потребовал повышение необходимых компетенций в сфере ГГ не только сотрудников сервисных служб, но и всей научно-педагогической среды академии. Прежде всего были проведены мероприятия первой необходимости, которые позволили приступить к реинжинирингу информационно-аналитической структуры академии.

При разработке ИОП руководство академии решило отойти от турист-ско-познавательных поездок и разработать систему повышения квалификации сотрудников в соответствии с вкладом участников в достижение ключевых показателей результативности программы.

Серьезной проблемой при реализации внутренних процедур академии в рамках ИОП стал выбор формы внутривузовского повышения квалификации в общей системе повышения квалификации, которая бы отвечала задачам мобильности и инновационности. В результате координационным советом была выбрана система мастер-классов, классифицированных по 9 новым образовательным программам и 5 научным мастерским.

Следует обратить внимание на результаты, полученные по мастер-классам «Моделирование инновационной образовательной программы «Аудит качества продовольственных и непродовольственных товаров» (ответствен-

Стратагема «На сухом дереве развесить цветы»

Цветы и дерево должны соответствовать друг другу, и тогда получится прекрасная картина.

ный исполнитель Л. Г. Елисеева) и «Моделирование инновационной образовательной программы «Институциональная экономика» (ответственный исполнитель Р. М. Нуреев).

Учитывая предельно жесткий график отчетности

при реализации мероприятий по программе, руководство академии старалось придерживаться «Стратегии точечного воздействия». В ходе выполнения первой задачи программы «Разработка клиенто-ориентированных образовательных программ на основе научных исследований» были разработаны 8 новых клиентоориентированных образовательных программ, 51 учебно-методический комплекс, 13 электронных учебно-методических комплексов, 15 учебно-научных продуктов. Кроме того, была разработана «Концепция диссеминации результатов инновационной образовательной программы ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова» на 2007-2008 гг.». В настоящее время завершена подготовка 22 методических разработок в ходе научных исследований в рамках научных мастерских.

В ходе выполнения второй задачи программы «Развитие инновационного образовательного сервиса вуза» завершился первый этап создания сетевой учебной корпорации. Ее внедрение в 2008 г. должно вывести академию на принципиально новый конкурентный уровень развития, который позволит осуществить смену парадигмы передачи знаний на парадигму моделирования компетентности обучаемого благодаря использованию инновационных проектно-ориентированных педагогических технологий и новейших 1Т-тех-нологий. С этой целью были проведены:

1) системно-аналитическое обследование и определение требований к образовательной информационной системе (ОИС) «Сетевая учебная корпорация» со стороны целевых пользователей (факультетов, кафедр) РЭА им. Г. В. Плеханова;

2) разработка и согласование концепции ОИС;

3) разработка и утверждение технического задания ОИС;

4) разработка предварительных проектных решений по ОИС, создание эскизного проекта системы, разработка технического проекта;

5) разработка рабочей документации на систему;

6) развертывание демонстрационной версии ОИС на вычислительных мощностях исполнителя и осуществление презентации работы ОИС в разрезе показа основных функций ее составных частей - системы дистанционного управления, системы «Виртуальная лаборатория» и учебных лабораторий;

7) подготовка среды обучения в учебных лабораториях (программные платформы, программные продукты и базы данных), программы обучения, методических материалов для обучения (курсы лекций, лабораторные работы, проверочные тесты).

Стратагема «Стратегия точечного воздействия»

Просто обладание преимуществом в ресурсах давно уже не является гарантией превосходства и победы. На первое место выдвигаются проблемы по оптимизации использования имеющегося потенциала, распределения стратегических сил, оптимизации системы анализа и управления.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. были выполнены работы по проектированию, поставке и установке системы автоматизации управления образовательным процессом на основе АИС «Косинус».

Кроме того, закуплены оборудование и программное обеспечение для трех исследовательских подразделений: лаборатории информационного питания, лаборатории экспертизы товаров и центра инновационных научно-педагогических технологий.

В 2007 г. были полностью переоборудованы 23 компьютерных класса. Помимо компьютеров, они получили новое сетевое оборудование, принтеры и стационарные мультимедийные проекторы. Улучшение характеристик сетевого и компьютерного оборудования классов позволило использовать современные технологии виртуализации для создания различных сред для работы студентов.

В работе ИОП активно участвовали такие функциональные подразделения, как бухгалтерия, управление делами, управление правовым обеспечением, компьютерный центр, управление качеством учебного процесса, информационно-библиотечный центр и другие службы вуза.

Как и следовало ожидать, наибольшую сложность вызвала проблема реализации мероприятий в рамках внутренних процедур академии, связанных с подготовкой инновационного содержания в новом учебно-методическом обеспечении. В отношении данной проблемы большая часть временных творческих коллективов справилась с поставленной задачей. Что касается научных мастерских, то линия инновационности здесь значительно выше. Разработка нового учебно-методического обеспечения на основе перспективных научных исследований должна стать фундаментом для клиентоориентированных образовательных программ нового уровня.

В 2007 г. в состав временных творческих коллективов было привлечено более 300 человек. Кроме того, по каждой задаче программы были сформированы рабочие группы, осуществляющие сопровождение соответствующих мероприятий.

В мероприятиях по программе задействованы штатные сотрудники 11 факультетов академии, или 92% общего количества сотрудников факультетов: информатики, менеджмента, маркетинга, дистанционного обучения, инженерно-экономического, товароведения и торговли, политологии и права, бизнеса и делового администрирования, общеэкономического, финансового, экономико-математического, а также специалисты магистратуры, Международной школы бизнеса и Высшей школы МВА Integral. Всего в проекте приняло участие 27 кафедр академии (54%). Индекс вовлеченности персонала вуза в реализацию программы составил 28,7%.

В поисках оптимальных критериев инновационности создаваемых продуктов руководство академии обратилось за оценкой к группе внешних экспертов. В табл. 1 представлен пробный формат оценки инновационности образовательных продуктов, которая основана на двух шкалах: масштаб предполагаемой диссеминации результатов (масштаб инновации) и суть внедряемой инновации (что именно нового присутствует в продукте).

Т а б л и ц а 1

Классификация предварительных версий учебно-методического обеспечения, разрабатываемого в рамках ИОП

Уровень диссеминации образовательных программ и учебно-методического обеспечения Индикаторы инновационности образовательных программ и учебно-методического обеспечения

Инновационное содержание, инновационная форма Инновационное содержание, традиционная форма Традиционное содержание, инновационная форма

Глобальный - 4 -

Федеральный 21 77 2

Вузовский - - 4

Большая часть продуктов ориентирована на востребованность на федеральном уровне, что свидетельствует об инновационной привлекательности результатов программы. Очевидно, что процесс завершения работ может обусловить уточнения в итоговом позиционировании каждого результата.

Дальнейшая судьба полученных инновационных продуктов зависит от успешности формирования внутреннего и внешнего спроса на них, который представлен в табл. 2 дополнительным индикатором 1.

Т а б л и ц а 2

Формат оценки инновационности содержания учебно-методического обеспечения

Индикаторы инновационности Дополнитель- Дополнитель-

образовательных программ и учебно- ный индикатор 1 ный индикатор 2

Уровень методического обеспечения (для образова- (для образова-

диссеминации тельных про- тельных про-

образователь- Иннова- Иннова- Традици- грамм - наличие грамм - автома-

ных программ ционное ционное онное организации - тизация учебно-

и учебно- содержа- содержа- содержа- целевого заказ- го процесса; для

методического ние, инно- ние, тра- ние, ин- чика; для УМО - УМО - исполь-

обеспечения вационная дицион- новаци- наличие пись- зование интер-

(УМО) форма ная фор- онная менного при- нет-технологий

ма форма глашения к участию в образовательной программе) для обратной связи)

Глобальный АА ВА СА +/- +/-

Федеральный АВ ВВ СВ +/- +/-

Вузовский АС ВС СС +/- +/-

На фоне реально значимых результатов есть принципиальные, стратегические решения по выбору условий развития инноваций, которые могут быть зафиксированы в соответствующих внутриакадемических стандартах (аналог корпоративных стандартов), регламентах и процедурах. Данные регламенты направлены в первую очередь на регистрацию объектов интеллектуальной собственности академии, условий их получения и использования. В основе разработки регламентов должна лежать оценка рейтинга инновационности

каждого получаемого продукта, каждого преподавателя и подразделения или программы, что позволит рассчитать рейтинг инновационного развития академии как интегральной оценки вышеназванных индикаторов.

Успешный опыт разработки, утверждения и внедрения в практику академии первого внутриакадемического стандарта в области закупок оборудования и программно-технических средств позволил минимизировать риски при проведении конкурсных процедур в рамках ИОП и избежать случаев поставки некачественных товаров. В настоящее время академия остро нуждается в продолжении разработки серии стандартов, регламентирующих другие области инновационной деятельности.

Таким образом, участие академии в приоритетном национальном проекте, с одной стороны, послужило мощным импульсом для самоопределения и самооценки каждого преподавателя в новых условиях деятельности, в реальности проектного менеджмента и ответственного планирования всех мероприятий, в которых сотрудник желал и имел возможность принять участие.

С другой стороны, реализация в ИОП основных положений Стратегии развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова до 2015 года обусловила коррекцию вектора инновационного развития преподавателей и сотрудников за счет стратегии аккумулирования материальных и интеллектуальных ресурсов, «выращивания» кадрового резерва.

Использование разработанных положений о процедуре разработки и экспертизы учебно-научных продуктов способно реально изменить уровень качества преподавательского и исследовательского труда в академии и осуществить переход организации и технологии учебного процесса на компетентно-стную модель подготовки слушателя на основе использования навыков командной работы и синтетического мышления.

Исследования в новых востребованных областях знаний (использование когнитивных технологий в экономике и управлении, влияние логистических и маркетинговых решений на стоимость компаний, методология создания холдинговых структур, коммерциализация интеллектуальной собственности, исследования в области информационного питания и экспертизы товаров) и дис-семинация этих результатов в 2008 г. способны обеспечить принципиально новую позицию и имидж академии в России и за рубежом. Кроме того, первенство в развитии таких направлений исследования и обучения, как «Экономика права», «Конституционная экономика», «Сравнительное право», неоднократно признавалось за РЭА им. Г. В. Плеханова многочисленными российскими и зарубежными экспертами.

Список литературы

1. Воеводин А. И. Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана. - Красноярск : КЛАРЕТИАНУМ, 2000.

2. Переслегин С. Б. Ресурсы будущего: «Войны не будет, но будет такая борьба за мир...» // Российское экспертное обозрение. - 2008. - № 1 (24).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.