Научная статья на тему 'Уровень логистического сервиса инновационных образовательных проектов'

Уровень логистического сервиса инновационных образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клягин А.В.

Статья посвящена проблемам инновационной деятельности в экономическом вузе, а также сервисному обеспечению процесса создания инновационных образовательных программ на основе логистического подхода. Онтологической картиной проведенного исследования является диалектическая взаимосвязь основной деятельности, осуществляемой в вузе (оказание образовательных услуг), и вспомогательной, сервисной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with innovation activity in economic educational institution, as well as servicing the process of designing innovative educational programs on the basis of logistics. Dialectical interrelation between the key activity of educational institution (rendering educational services) and its auxiliary, i. e. servicing activity provides the ontological outlook of the research.

Текст научной работы на тему «Уровень логистического сервиса инновационных образовательных проектов»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Канд. экон. наук А. В. Клягин

УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Статья посвящена проблемам инновационной деятельности в экономическом вузе, а также сервисному обеспечению процесса создания инновационных образовательных программ на основе логистического подхода. Онтологической картиной проведенного исследования является диалектическая взаимосвязь основной деятельности, осуществляемой в вузе (оказание образовательных услуг), и вспомогательной, сервисной.

Предпосылки инноваций в образовательной деятельности вузов

В настоящее время глобальному рынку свойственно проявление тенденций инновационной экономики. В результате к субъектам образовательного рынка, обеспечивающим трансляцию знаний, умений и навыков, свойственных соответствующему технологическому укладу, предъявляются повышенные требования в отношении инновационности образовательных программ [2].

Министры образования государств - членов «Группы восьми» подтвердили свою готовность содействовать становлению инновационного общества за счет обеспечения надежных основ образования и значительных вложений в область исследований, человеческих ресурсов и профессиональных знаний. Участники встречи высказались за создание политических условий, которые содействуют инновациям [4].

В результате затяжного реформирования системы высшего профессионального образования (а также реформирования стратегических институтов научно-образовательного пространства РАН и ВАК) российские вузы значительно отстают от своих европейских коллег в области инноваций в экономическом образовании. Об этом свидетельствуют международные сопоставления затрат на исследования и разработки, представленные Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (табл. 1).

Как следует из табл. 1, удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки в России меньше аналогичного показателя в среднем по ЕС примерно в 4 раза. В данной связи именно экономические вузы, воспроизводящие ценности и концепции экономического мышления и хозяйственного уклада, крайне нуждаются в инновационных образовательных технологиях и инновационном содержании программ, поскольку каждый год они выпускают готовых специалистов, которые и будут определять в итоге ориентиры экономической политики государства.

В настоящее время многие ведущие российские вузы нацелены на вхождение в глобальное образовательное пространство, что подразумевает в первую очередь ориентацию на западные стандарты в процессе прохождения международной аккредитации национальных образовательных программ. Вме-

сте с тем участие в глобальных образовательных процессах при отсутствии четкой стратегии развития может еще больше ослабить позиции российских экономических вузов. Поэтому необходимо учитывать взаимосвязь инноваций в учебном процессе с конкурентной стратегией вуза.

Т а б л и ц а 1

Международное сопоставление инновационной активности в Российской Федерации*

Показатель Год Целевое назначение на 2015 г. Сопоставимые показатели зарубежных стран (2002-2003)

2002 2003 2004 США Япония Германия Республика Корея В среднем по ЕС

Внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВВП 1,25 1,29 1,17 2,5 2,60 3,15 2,55 2,64 1,85

Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки, % 5,4 6,1 5,5 20,0 16,8 13,7 16,8 10,1 22,0

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке, % 4,1 4,6 5,6 18,0 - - 34,3 49,8 -

* Источник: [5].

В ситуации повышенного риска и неопределенности в деятельности ведущих российских экономических вузов ключевым ресурсом развития на ближайшие 20-30 лет выступает способность разрабатывать образовательные программы высокой степени инновационности, задавая направления развития как для научной, так и для консалтинговой деятельности вуза.

Таким образом, серьезный научно-практический интерес представляют исследования условий оптимизации разработки образовательных программ, поиск современных технологий управления и сопровождения образовательных и научных проектов, апробация управленческих и сервисных инструментов рационализации пространственно-временных ресурсов вуза.

Сервисное обеспечение инновационной деятельности на основе логистического подхода

В качестве способа совершенствования образовательной деятельности российских экономических вузов предлагается логистический подход [7],

подразумевающий оптимизацию потоковых процессов. Главным процессом любого вуза является оказание образовательных услуг, однако основные затраты связаны не с разработкой конкретной программы, а с подготовкой преподавателей, владеющих востребованными на рынке образовательными и научными технологиями. Иными словами, стратегически более важной для инновационного развития вуза представляется деятельность, направленная на поддержание и обеспечение основных образовательных процессов.

В последние годы прерогативой логистики является управление сервисными потоками, так как большинство компаний не только производят готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. В табл. 2 представлен анализ изменений сервисной деятельности современного экономического вуза.

На Западе широко используется понятие «логистика сервисного отклика» (Service Response Logistics - SRL), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей [6].

Качество услуг в логистике проявляется в момент, когда поставщик услуг и покупатель встречаются лицом к лицу. При этом могут возникнуть две ситуации: если нет особых проблем при доведении услуг до потребителя, поставщик может действительно убедить покупателя в высоком их качестве; если же возникают проблемы, ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис. Например, студенты, у которых отсутствует деятельностный опыт (в силу традиций российского образования), не могут даже зафиксировать разрывы в подготовке во время учебы. Эта ситуация является одной из причин того, что студенты не могут выдвинуть четких требований к образовательному процессу [9].

Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей. Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины (условные): ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между ними называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги. В западной экономической литературе это расхождение часто называют разрывом (gap, disruption) [10].

С практической точки зрения разрыв в деятельности экономического вуза как нарушение ее согласованности и непрерывности [1] возникает при изменении позиционно-деятельностного поведения вуза на образовательном рынке, что влечет за собой необходимость оптимизации каждого процесса в отдельности и целенаправленное изменение норм деятельности вуза в целом.

В целях рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж образовательных услуг вуза следует, во-первых, правильно оценивать параметры качества услуг, во-вторых, строить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг.

Т а б л и ц а 2

Изменение условий сервисной деятельности современного экономического вуза*

Тип изменений Характер изменений

Изменение потребностей в образовании, профессиональной подготовке Изменение норм деятельности экономического вуза Изменение структуры высшей школы Изменение способов функционирования и организации Желаемый конечный результат

Конъюнктурные изменения Появление потребности в рабочей силе более высокой квалификации Рост востребованности выпускников экономических вузов с высоким уровнем компетентности и повышение их мобильности Появление новых типов поставщиков образовательных услуг Создание интерактивной педагогики с акцентом на усвоение и ретрансляцию существующих знаний Создание инновационных образовательных программ

Проектные изменения Развитие рыночных механизмов и возможностей гражданского общества Повышение гибкости образовательных программ и национальных стандартов Переход России на международные стандарты высшего образования Формирование программ непрерывного образования Демократические ценности, установки и культурные нормы

Морфологические изменения Увеличение разрыва в уровне знаний между странами и появление внутригосударственных разрывов в странах с большими территориями Приведение системы управления высшим образованием в соответствие с требованиями инновационного развития Установление правового статуса и системы управления вузом на основе частногосударственного партнерства Расширение применения информационно-коммуникативных технологий в педагогических, информационных и управленческих целях. Мульти- и междисциплинарность Институционализа-ция связей вузов с научно-исследовательскими, инновационными и технологическими секторами

Концептуальные изменения Глобализация рынка образовательных услуг в системе международного разделения труда Создание новых образовательных технологий, направленных на активизацию синтетического мышления Участие в создании европейского пространства высшего образования и пространства научных исследований Способность к адаптации и гибкость организационных образовательных структур Адаптация знаний глобального уровня для решения местных проблем

Ценностные изменения Появление спроса на дипломы и квалификационные аттестаты, признаваемые в международном масштабе Повышение конкурентоспособности и эффективности вуза Ориентация на новых потребителей образовательных услуг с учетом кластерных связей Гуманистический аспект образования и межпрофессиональные рефлексивные коммуникации Формирование высокоразвитого человеческого капитала

* Источник: [8].

В данной связи логистический сервис экономического вуза представляет собой комплекс услуг, направленный на поддержание непрерывности и согласованности основных потоковых процессов вуза с целью достижения желаемой позиции на рынке образовательных услуг.

В свою очередь, логистический сервис инновационной деятельности является специфическим видом деятельности и представляет собой комплекс услуг, связанный с устранением разрывов в процессе создания инновационных продуктов экономического вуза.

Логистический сервис в проектировании инновационных образовательных программ

Под проектированием понимается процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [3]. Обычно выделяют три этапа проектирования:

1. Предварительный этап, на котором уточняются цели и исходные данные для проектирования.

2. Этап дивергенции, связанный с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием широких образных сравнений. На этом этапе возникает широкое поле различных требований к будущему объекту.

3. Этап конвергенции, имеющий приоритетной целью упорядочение и структуризацию области поиска, сокращение и отбор вариантов решений.

В аспекте данной статьи проектирование инновационной деятельности предполагает планирование логистических функций и процедур в рамках микро- и макрологистических цепей экономического вуза, участвующих в создании инноваций при оказании образовательных услуг, выполнении научных исследований и консалтинге. При этом образовательная инновация выступает центральным системообразующим звеном в инновационных процессах вуза.

Рассмотрим проблемы в деятельности проектировщика инновационных образовательных программ на примере.

В РЭА им. Г. В. Плеханова с 2000 по 2004 г. осуществлялось проектирование инновационной деятельности в рамках совместного проекта с Всемирным банком и Национальным фондом подготовки кадров, в результате которого было создано свыше 80 образовательных, научных и консалтинговых продуктов.

Для первоначальной дифференциации полученных продуктов в целях дальнейшего исследования проблем проектирования был проведен АВС-анализ инновационных продуктов.

Стандартная технология АВС-анализа предполагает:

- идентификацию инновационных продуктов;

- выбор признака дифференциации;

- оценку продуктов по выбранному признаку;

- построение кривой АВС.

Идентификация инновационных продуктов позволила зафиксировать 85 позиций, среди которых такие продукты, как учебные планы, учебные курсы, учебники и

учебные пособия, деловые игры, кейсы, хрестоматии, курсы лекций, учебно-методические материалы, новые информационные ресурсы.

Исходя из того, что вклад конкретного инновационного продукта в общий финансовый результат деятельности академии не всегда можно определить с достаточной степенью точности, АВС-анализ проводился в соответствии с независимой экспертной оценкой степени инновационности данных продуктов. В результате весь перечень инновационных продуктов академии по проекту Национального фонда подготовки кадров (НФПК) за период с 2000 по 2004 г. был разделен на три группы:

- группа А (продукты особо рекомендованы к распространению и использованию на федеральном уровне и одобрены Независимым комитетом по сертификации учебных материалов) - 5% от общего числа продуктов;

- группа В (продукты рекомендованы к распространению и использованию на федеральном уровне) - 15% от общего числа продуктов;

- группа С (продукты рекомендованы к использованию в рамках академии) -80% от общего числа.

Таким образом, лишь 5% от общего числа инновационных продуктов академии за период выполнения проекта полностью отвечали требованиям к инновационности со стороны глобального образовательного пространства, 15% отвечали частично, а 80% представляли собой инновацию на микроуровне логистического управления вузом.

С нашей точки зрения, причинами низкой инновационности полученных продуктов в рамках данного проекта послужили проблемы, связанные с:

- позициями основных субъектов проектирования;

- технологией проектирования и управления проектами;

- обеспечением проектирования и поддержанием проектной инфраструктуры.

В аспекте первой группы проблем вуз выступает как грантосоискатель и встраивается в цепочку отношений с проектной группой, организацией-заявителем, организацией-донором, конечными потребителями инноваций.

Одна из основных позиций, которую должен всесторонне оценить и учесть вуз как грантосоискатель, связана с определением целей, интересов, возможностей, ресурсов и ситуации, в которой находятся проектная группа, организация-заявитель, организация-донор и, наконец, те организации и отдельные люди, которые выступят в качестве потребителей, получателей пользы (выгоды) от реализации проекта. Осмысление этих субъектных позиций позволяет более полно и точно осуществить проектную разработку в соответствии с видением и требованиями организации-донора.

В ходе анализа типовых проектных документов в рамках совместных проектов академии предполагалось заполнение:

1) предварительной документации - выражение заинтересованности;

2) конкурсной документации:

а) технического предложения, включая:

- заявление о подаче технического предложения;

- краткую характеристику организации;

- комментарии и предложения консультантов по основным задачам проекта, по услугам и средствам, которые должны быть предоставлены организацией-донором;

- описание методологии и план работы по выполнению задания;

- состав команды и рабочие задания;

- резюме рекомендуемых сотрудников;

- план работы профессиональных сотрудников;

- график работ;

б) финансового предложения, включая:

- смету затрат;

- разбивку затрат по видам деятельности;

- разбивку затрат по признаку «вознаграждение - вид деятельности»;

- компенсацию по видам деятельности;

- прочие расходы;

3) итоговой документации:

а) контракта;

б) отчетов.

Действия по определению сильных и слабых сторон группы разработчиков проекта (как команды единомышленников и как профессионалов-компетентов) и по выявлению возможностей поддержки со стороны организации-заявителя предшествуют началу работы по проекту и осознаются как проблемы, требующие адекватного решения.

В результате потребность в логистическом сервисе в экономическом вузе обусловливается необходимостью снятия разрывов, вызванных незнанием того:

- с какими партнерами возможно эффективное взаимодействие в рамках проекта;

- как обеспечить соответствие поставленных целей полноте, целостности, системности и согласованности проектных заявок;

- какие существуют требования, приоритеты и ценностные ориентации организаций-доноров и их сотрудников.

Эти сведения подлежат анализу с позиции основных заинтересованных в результатах деятельности вуза сторон.

Таким образом, основной проблемой проектирования, связанной с противоречиями в позициях субъектов проектирования, является своевременное определение затруднений в процессе разработки, которые со временем могут стать причиной искажений параметров инновационного продукта, заложенных в техническом предложении по проекту.

Анализ второй группы проблем, связанных с технологией проектирования и управления проектами, предполагает рассмотрение логистических процедур проектирования инноваций для определения оптимального периода времени согласования проектной документации между различными субъектами проектирования, который позволит обеспечить желаемую степень иннова-ционности продуктов вуза.

При сравнительном анализе проблем проектирования выяснилось, что контракты из группы А в соответствии с АВС-анализом были выполнены точно в срок. По контрактам группы В имелись некоторые отклонения в сроках реализации, вызванные в большинстве случаев проблемами достижения требуемого уровня инновационности продуктов. По контрактам группы С зафиксированы существенные отклонения в сроках реализации, причиной которых послужила прежде всего несогласованность действий специалистов группы сопровождения проектов ввиду нехватки опыта участия в проектах подобного уровня, а также вследствие осуществления работ по логистическому сервису постфактум.

Задержка выполнения итоговых процедур по контракту, зафиксированная в табл. 3, связана с обработкой, изучением и осмыслением большого количества научных, методических и информационных материалов, полученных в ходе научной командировки в университеты и бизнес-школы Швеции, Норвегии и Исландии в период с 28 апреля по 11 мая 2003 г.

Т а б л и ц а 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимосвязь причин отклонения хода реализации контракта № А1/010/8/541 из группы В от запланированного

Последовательность возникновения и снятия разрывов в ходе выполнения проекта 2003 2004

о о РП о о «п о 40 о о 00 о о о - ся о ся о т о о «о о

Исходный разрыв в представлениях по теме проекта

Последствия разрыва (производные разрывы)

Разрыв в нехватке методического и кадрового обеспечения проекта

Устранение разрыва за счет стажировок

Отставание в сроках представления второго промежуточного отчета

Отставание в сроках представления всего комплекта учебно-методических материалов в НФПК для экспертизы

Отставание в сроках представления итогового отчета

Данный разрыв тем не менее относится к числу производных, так как его источником стал разрыв в представлениях по теме проекта, потребовавший дополнительное время на анализ материала и повышение квалификации персонала по проекту.

В итоге задержка на первоначальном этапе выполнения проекта привела к отставанию в сроках выполнения основных процедур по разработке инновационных

образовательных продуктов, а также к отставанию в сроках представления промежуточной и итоговой отчетности.

Таким образом, в отношении второй группы проблем основным затруднением является определение того, насколько существующие субъекты проектирования в вузе способны и готовы разрабатывать образовательные программы требуемого уровня инновационности.

Третья группа проблем (проблемы создания и поддержания проектной инфраструктуры) связана прежде всего с обеспечением постоянного контакта между участниками проектного сообщества. Наличие телефонных и электронных средств связи наряду с личными контактами позволяет оперативно и результативно осуществлять коррекцию проектных разработок на этапе подготовки, обмениваться опытом выполнения однотипных проектов, предупреждать риски и преодолевать типовые затруднения.

Анализ уровня логистического сервиса разработки инновационных продуктов экономического вуза

Логистический сервис разработки инновационных продуктов, на развитие которых нацелен вуз, предназначен для повышения конкурентоспособности вуза за счет повышения качества разрабатываемых образовательных программ. Однако расширение ассортимента образовательных продуктов и повышение качества услуг сопряжены с дополнительными затратами. Разная направленность последствий увеличения уровня сервиса ставит перед руководством вуза задачу выбора оптимальной стратегии в области оказания сервисной поддержки собственным инновационным процессам.

До начала процесса разработки инновационного продукта работа в области логистического сервиса включает в себя в основном определение политики вуза в сфере сервисной поддержки проектов, а также их планирование.

Если процесс разработки и создания инновации уже начался, служба логистического сервиса должна обеспечить:

- надежность выполнения проекта (готовность инновационной образовательной программы к определенному сроку);

- максимально короткие сроки от момента заказа на инновацию до реализации проекта;

- гибкость проекта разработки инновационной программы;

- быстрое предоставление информации заказчику о ходе инновационного проекта;

- индивидуальный подход к обслуживанию заказчика и т. д.

Определение текущего уровня логистического сервиса разработки инновационных продуктов было проведено на примере совместного проекта НФПК и РЭА им. Г. В. Плеханова.

Проведенные исследования проблем проектирования инновационных продуктов позволяют сделать вывод о том, что основные заказчики инновационных продуктов вузов (как организации-работодатели, так и международные и российские организации-доноры) ориентируются прежде всего на надежность поставки в отношении конкурсного отбора вузов для реализации проек-

тов. Поэтому для оценки текущего уровня логистического сервиса инновационных продуктов РЭА следует использовать именно этот показатель. Однако, учитывая специфичность продукта, необходимо расширить перечень критериев дифференцированной оценкой степени инновационности продуктов вуза.

Таким образом, на основе общей формулы для оценки уровня логисти-т

ческого сервиса п =--100%, где п - уровень логистического сервиса, т -

М

количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса, М - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса, нами предлагается формула для расчета уровня логистического сервиса по каждому инновационному продукту:

П = (I • О) • 100%,

где п - уровень логистического сервиса по отдельному инновационному продукту;

I - степень инновационности полученного продукта1; О - уровень отклонения в сроках подготовки отдельного инновационного продукта.

Уровень отклонения рассчитывался по формуле

Т

О = ПЛАН

- Т '

1 ФАКТ

где ТПЛАН - планируемое время создания инновационного продукта; ТФАКТ - фактическое время создания инновационного продукта.

Результаты расчета уровня логистического сервиса совместного проекта НФПК и РЭА им. Г. В. Плеханова представлены в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

Уровень логистического сервиса на основе ЛВС-анализа результатов проекта НФПК и РЭА им. Г. В. Плеханова за 2000-2004 гг.*

Показатель ГруппаА Группа В Группа С

Распределение инновационных продуктов по группам, % 5 15 80

О (уровень отклонения в сроках разработки продукта) 1 0,75 0,54

I (коэффициент инновационности) 0,9 0,7 0,3

П (уровень логистического сервиса, %) 90 53 16

* Составлена по материалам группы сопровождения проекта.

На основе расчета уровня логистического сервиса по контрактам групп А, В и С можно сделать вывод о том, что наибольшую потребность в увеличении качества ло-

1 На основе экспертного опроса руководителей проекта для контрактов группы А был установлен коэффициент инновационности 0,9; для контрактов группы В - 0,7; для контрактов группы С - 0,3.

гистического сервиса испытывают продукты группы С, частичного внимания заслуживают продукты группы В и не нуждаются в улучшении сервиса продукты группы А.

Предложенная формула расчета уровня логистического сервиса процесса разработки образовательных продуктов, учитывающая степень их иннова-ционности, позволяет получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений в отношении корректировки уровня логистического сервиса по отдельным продуктам.

В зависимости от выбранной стратегии развития экономический вуз ориентируется на создание образовательных программ той или иной степени инновационности. Расчет уровня логистического сервиса позволяет вузу оптимизировать расходы на логистический сервис, концентрируя сервисные процедуры для создания именно тех инновационных продуктов, которые являются наиболее приоритетными для него.

Список литературы

1. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. М.,

2002.

2. Данько Т. П. Желаемое и действительное в реформировании высшего образования // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2005. № 3.

3. Зайцева Ж. П. и др. Открытое образование / МЭСИ. М., 2000.

4. Московская декларация министров образования государств - членов «Группы восьми». Москва, 1-2 июня 2006 года // www.mon.gov.ru/news/announce/2550

5. Отчет Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы»: Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003.

6. Семенко А. И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории. СПб.: Союз,

2003.

7. Степанов В. И. Логистика: Учебник. М.: ТК «Велби»; Проспект,

2006.

8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике. Протокол от 15 февраля 2006 г. № 1.

9. Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители // Российское экспертное обозрение. 2006. № 1 (15).

10. Dru J.-M. Beyond Disruption: Changing the Rules in the Marketplace. John Wiley & Sons Publishing, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.