Научная статья на тему 'О модернизации потенциала университета и проектном управлении. Размышления вслух'

О модернизации потенциала университета и проектном управлении. Размышления вслух Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА / УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ / ПОТЕНЦИАЛ РОСТА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MODERNIZATION OF THE UNIVERSITY / THE UNIVERSITY MANAGEMENT / THE POTENTIALS FOR GROWTH / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данько Тамара Петровна, Масленников Валерий Владимирович

В статье предлагаются решения задач развития управления вузом, инициированных модернизацией образования. Это требует проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации образовательной деятельности на основе раскрытия инновационного потенциала вуза. Рассмотрены решения по модернизации архитектуры вуза, а также изменения развития его потенциалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About upgrading the capabilities of the university and project management. Thinking aloud

The article offers solutions of management problems, initiated by the modernization of education. University management requires changes in the content, technology and organization of educational activity on the basis of the disclosure of innovative potential of the University. It is offered solutions for modernization of University organizational architecture, as well as changes in the development of its potentials.

Текст научной работы на тему «О модернизации потенциала университета и проектном управлении. Размышления вслух»

Предложенная методика дает возможность субъектам бизнеса просчитывать параметры экономической полезности взаимовыгодного взаимодействия с органами власти в случае, если органы местного самоуправления со своей стороны будут также нацелены на данный формат отношений с предпринимателями.

Список литературы:

1. Маликов Р.И. Институциональное проектирование деловой предпринимательской среды: Монография / Р.И. Маликов. - Уфа: УНЦ РАН, 2006. - 242 с.

2. Маликов Р.И., Гришин К.Е. Оценка эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур в муниципальном образовании на основе критериев взаимной лояльности / К.Е. Гришин, Р.И. Маликов // Экономика и управление: Научно-практический журнал. - Уфа, 2009. - № 5. - С. 27-33.

3. Рейтер С.Е. Методические подходы к анализу и оценке эффективного административного содействия развитию предпринимательства в муниципальном образовании / Р.И. Маликов, К.Е. Гришин, С.Е. Рейтер // Экономика и управление: Научно-практический журнал. - Уфа, 2014. - № 2. - С. 4-11.

4. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // А.Ю. Чепуренко // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2012. - № 2 (14). - С. 102-124.

5. Яковлев А.А. Эволюция стратегий бизнеса и власти в российской экономике / А.А. Яковлев // Российский журнал менеджмента. - 2005. - Том 3. - № 1. - С. 27-52.

List of literature:

1. Malikov R. Institutional design of the business of the business environment: Monograph / R. Malikov. - Ufa UNC RAN, 2006. - 242 p.

2. Malikov R., Grishin K. Evaluating the effectiveness of interaction between power and business structures in the municipality on the basis of the criteria of mutual loyalty / R. Malikov, K. Grishin // Economy and Management: Scientific and practical journal. - Ufa, 2009. - № 5. -P. 27-33.

3. Reuter S. Methodological approaches to the analysis and evaluation of effective administrative support to the development of entrepreneurship in the municipality / R. Malikov, K. Grishin, S. Reuter // Economy and Management: Scientific and practical journal. - Ufa, 2014. - № 2. - P. 4-11.

4. Chepurenko A.Yu. What is the business and what kind of policy in relation to business needs Russia? (Field Notes of works by contemporary foreign classics) / A. Chepurenko // Journal of the New Economic association. - 2012. - № 2 (14). - P. 102-124.

5. Yakovlev A.A. Evolution strategies of business and government in the Russian economy / A.Yakovlev // Russian Management Journal. - 2005. - Vol. 3. - № 1. - P. 27-52.

Данько Т.П.

доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, г. Москва

Масленников В.В.

доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального

образования РФ, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Россия, г. Москва

УДК 378.4

О МОДЕРНИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТА И ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ

В статье предлагаются решения задач развития управления вузом, инициированных модернизацией образования. Это требует проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации обра-

зовательной деятельности на основе раскрытия инновационного потенциала вуза. Рассмотрены решения по модернизации архитектуры вуза, а также изменения развития его потенциалов.

Ключевые слова: модернизации университета, управление университетом, потенциал роста, проектное управление.

ABOUT UPGRADING THE CAPABILITIES OF THE UNIVERSITY AND PROJECT MANAGEMENT. THINKING ALOUD

The article offers solutions of management problems, initiated by the modernization of education. University management requires changes in the content, technology and organization of educational activity on the basis of the disclosure of innovative potential of the University. It is offered solutions for modernization of University organizational architecture, as well as changes in the development of its potentials.

Key words: modernization of the University, the University management, the potentials for growth, project management.

Сегодня в основу модернизации образования на первое место предлагается поставить проведение масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Сфера образования все больше пересекается в информационном обществе с аналитикой, диагностикой развития, управлением потенциалами, наращиванием конкурентных преимуществ в образовательной сфере.

При наличии подобных внешних условий эффективность работы системы образования во многом зависит от способности разработки, адаптации и внедрения инновационных элементов как непосредственно в образовательный процесс, так и в сферу управления образованием.

При формировании инновационного потенциала высшего учебного заведения важнейшими элементами являются комплекс проблем, связанных с модернизацией архитектуры вуза и изменением потенциалов его развития.

Начнем по порядку. Понятие модернизации архитектуры вуза может быть рассмотрено с различных ракурсов.

Первое значимое различение - это, прежде всего, наши клиенты (абитуриент, студент и родители), которые требуют моделирование заказа на оптимизацию образовательного процесса по наращиванию компетенции бизнес-аналитической культуры, с учетом требований реальных потребителей полученных студентами знаний (организаций, корпораций, фирм и др.).

Связано это и с тем, что изменения в международном разделении труда в результате процессов глобализации между странами требуют выбора ключевого сегмента заказчиков образовательных программ и формирование соответствующих требований к содержанию и технологиям обучения.

В данной связи перед выпускниками российской высшей школы стоит проблема поиска путей трудоу-

стройства в системе глобальной экономики, что обусловливает повышение мобильности не только человеческих ресурсов, но и знаний, умений и навыков, являющихся ключевым элементом интеллектуального капитала. В результате возрастает потребность в получении переносимых компетенций (transferable skills).

Причем, следует признать, это моделирование должно быть ориентировано как минимум на лаг времени в 4-6 лет. Интенсивное развитие ИТ-технологий и проектного моделирования ставит задачу поиска таких технологий и содержательных форматов, которых мы раньше не знали. Ответ можно искать не в управлении ресурсами и наращивания объемов учебных задач, а пересмотре архитектуры вуза и управлении его потенциалами.

Итак, понятие управление потенциалами. Оно весьма широкое. Мы рассматриваем данное понятие не только как потенциал развития, но больше как определяющее условие инновационного развития вуза, включая управление кадровым потенциалом, управление потенциалом научно-исследовательской деятельности, управление потенциалом инновационной педагогики, образовательных программ.

Экономика все больше основывается на знаниях, на потенциале развития, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов. Лидерами становятся компании, предлагающие высокотехнологические продукты на основе эксклюзивных разработок, управление архитектурами бизнеса. Превалирует стремление расширить рынок интеллектуальной собственности за счет управления потенциалами, изобретениями и открытиями и их реализации на конкурентном рынке капитала. Побеждает примат идей, технологий, управление потенциалами.

Отсюда и изменения в конъюнктуре рынка труда. Последняя, с точки зрения инновационной бизнес-аналитики и консалтинга, представляет собой разновременный (краткосрочный и долгосрочный) фактор спроса на инновационные обра-

зовательные программы экспертно-аналитического типа, развивающие потенциал обучаемого. Ориентация вуза на запросы клиента-абитуриента.

Это, в свою очередь, требует включения таких признаков оценки потенциала, как: прозрачность процессов поступления, обучения, развитие системы профессиональных тренингов, наращивания аналитических компетенций, организация гарантий в получении фундаментальных знаний и практических навыков, обеспечивающих свою значимость на жизненном пути представителя бизнес-элиты, его карьерного роста. Сюда же следует отнести и наличие инфраструктуры сервисного обслуживания слушателей в области научно-исследовательских и консалтинговых задач, решение компетенций слушателей в области экспертной аналитики. Другими словами, это не только наличие общежитий, читальных залов, спортивных сооружений, но и возможность использования зарубежных библиотек, высокоскоростного Интернета и т. д.

Исходя из этого управление потенциалами требует наличия и развития инновационного многофункционального научно-консалтингового образовательного комплекса и предполагает формирование специалиста, способного к генерации инновационных решений, обладающего навыками креативно-аналитического и синтетического мышления.

Второе. Пришла новая эра, когда экономика, управляется потребителем. Новые требования по созданию информационного общества требуют перехода от «энергоемких» к «информационноемким» производствам и процессам, использующим интегрированные структуры управления потенциалами. Возникают новые формы ведения бизнеса на основе управление архитектурой сетевых технологий: электронный бизнес, электронная коммерция, виртуальные корпорации и т. д.

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова в качестве основных технологических и методологических составляющих развития инновационного научно-консалтингового образовательного кластера принял вектор модернизации университета на основе управления потенциалами роста, на базе которых университету предстоит реализовать инновационный подход по внедрению инновационной инфраструктуры [1].

К технологиям, реализующим потенциал роста, прежде всего, можно отнести следующие: глобальные сетевые технологии; электронный бизнес; управление знаниями (Knowledge Management); интеллектуальные системы поддержки решений (Intelligent DSS); интеллектуальный анализ бизнес-информации; системы бизнес-интеллекта (BI - Business Intelligence); управление изменениями и реинжиниринг бизнеса; менеджмент, ориентированный на потребителя (CRM системы - Customer relationship management); когнитив-

ный анализ и моделирование ситуаций при управлении слабо структурированными объектами и средами, переход к управлению архитектурой вуза - Enterprise Architecture Management University (EAMU).

Следует понимать, что в основе технологий поддержки развития инновационной инфраструктуры должны лежать методы когнитивной (познавательно-целевой) структуризации знаний об объекте и внешней для него среды, а также моделирование архитектуры управления ими. На Всемирном экономическом форуме 2013 года были представлены данные Евро-комиссии, согласно которым моделирование сервисной инфраструктуры является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности.

На основании данного тезиса нами предлагается новый взгляд на построение образовательной инфраструктуры вуза, развивающий ее потенциал:

- моделирование архитектуры сервисного сопровождения процессов учебной, научной и консалтинговой деятельности университета и продвижение самостоятельных сервисных продуктов (программ, решений);

- сервисное сопровождение процессов управления качеством образовательных программ и научно-консалтинговых продуктов;

- управление архитектурой достижения конкурентоспособного качества;

- сервисное сопровождение процесса управления университетом, раскрывающее потенциал его развития;

- переход от управления структурами к управлению потенциалами в научной, консалтинговой и учебной деятельности.

Задачи это не простые и требуют вдумчивого стратегического моделирования и проектного исполнения.

Третье. Переход университета от управления структурами к управлению его потенциалами возможен, в первую очередь, на основе реализации проектного управления, направленного на модернизацию процессов образовательной деятельности [3].

Как показывает практика, проектное управление в вузах чаще всего используется в программах создания и развития национальных исследовательских университетов, которые создают крупные интегрирующие проектные структуры. Так, например, Нижегородский государственный университет создал в 20092011 годах девять научно-образовательных центров («Контролируемый синтез и химическая термодинамика макромолекул и наноразмерных полимерных структур», «Нанотехнологии в исследовании живых систем», «Химическое материаловедение» и др.).

Проектное управление необходимо также вузам для эффективного управления коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности в рамках инновационных программ развития вузов в соответствии с Федеральным законом от 2 авгу-

ста 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Наконец, вузам требуется также решать проектно-образовательные задачи, интегрируя их в научно-образовательные комплексы.

Проектный офис может быть вписан в архитектуру управления вузом в двух основных форматах: децентрализованном и централизованном.

Децентрализованная модель проектного управления научной деятельностью вуза является «мягкой» формой организации проектного управления для локальных проектов факультетов и кафедр. В этом случае проектный офис в управлении научной деятельностью выступает в большей степени в качестве интегратора горизонтальных связей исполнителей, обеспечивающего руководителя проекта услугами внутреннего аутсорсинга квалифицированными кадрами в специфической непрофильной сфере деятельности (профессиональном проектном управлении). Данная модель характерна для небольших проектов скорее прикладного, чем фундаментального характера, не имеющих значительных внешних соисполнителей.

Централизация модели проектного управления научной деятельностью вуза характерна в большей мере для научных проектов значительного масштаба, имеющих статус приоритетных и требующих координации большого числа участников, находящихся под контролем заказчика или даже включающих последнего в проект на постоянной основе. Усиленный акцент на создание архитектуры сервисного контура своей основной деятельности позволит сделать образовательные программы более интегрированными в европейский образовательный рынок и повысить общий уровень качества и культуры оказания образовательных услуг, без которого невозможно достичь должного уровня инновационности вуза.

Четвертое. Для раскрытия потенциала вуза в его архитектуре, мы считаем, должны появиться драйверы изменений в учебной, научной и инновационной деятельности (рис. 1), которые запускают механизмы модернизации внутренней среды и служат проводниками мобильности в процессе адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Мы предлагаем к рассмотрению два класса драйверов изменений.

Драйвер инноваций в учебной деятельности вуза [2] можно условно назвать «Центр интеллектуальных образовательных продуктов», который способен формировать новый пакет эффективных образовательных продуктов, востребованных рынком, при наличии обязательных сервисных функций архитектуры вуза

(сопровождение, коррекция, адаптация и интеграция образовательных продуктов). Например, это разработка инновационной модели учебников, технологий тренингов разработки и проведения мыследеятельностных форм обучения, проектных семинаров и т. д.

Инновационные технологии, базирующиеся на научном консалтинге и бизнес-аналитике, моделируют компетенции, направленные на ускорение процесса обновления образовательных программ и апробации механизмов выбора индивидуальных траекторий обучения.

Второй класс драйверов изменений - Драйвер коммерциализации инноваций - является точкой роста инновационной инфраструктуры вуза (рис. 2), обеспечивающей быстрый темп внедрения инноваций, формирование системы раскрытия потенциала консалтингово-аналитических способностей преподавателей и студентов. Данный драйвер является важным ресурсом вуза в условиях становления «экономики развития», основанной на интеллектуальном капитале, обеспечивающем экономический рост.

Драйвер коммерциализации инноваций задает вектор развития с ориентацией на повышение качества научных исследований за счет перехода от управления архитектурами к управлению потенциалами, нацеленных на удовлетворение потребностей бизнес-организаций и коммерциализацию инновационных решений российской экономической школы. Это позволяет руководствоваться концептуальными элементами бизнес-образования и научного консалтинга, направленными на модернизацию инновационной научной деятельности вуза и инновационных педагогических технологий, на развитие инновационных технологий коллективного обучения, учитывающих различия в моделях экономики, лежащих в основе парадигмы получения высшего образования в различных странах.

При этом предлагается использовать дифференцированный подход к модернизации научной и педагогической деятельности, заключающийся в приоритетном развитии элитных технологий (ситуационный анализ, «кейс-стади», динамическое моделирование бизнес-ситуаций, интерактивные форматы деятельности учебных фирм, психологические тренинги и т. п.) на основе информационно-сервисной поддержки процессов управления ИТ-архитектур и проектного моделирования, а также оснащения ситуационных центров современным оборудованием для развития навыков аналитической работы слушателей в постоянно меняющейся экономической среде.

Такого рода работа, по нашему мнению, послужит модернизационным ресурсом для регионального экономического роста, решения социально-экономических задач, снятия проблем социального неравенства и создания новых рабочих мест в стратегически важных регионах нашей страны.

со о

го

со о

<

о о

ш

л

ш О

СП "О

ш

со О го Ш

О)

О

л

О

ш

О со

О ^

О X

о

ш

со "сВ

143

о

Ректор

Централизованные функциональные службы

1-й проректор - Руководитель головного НОК «Базовый вуз»

И

Руководители региональных НОК

А

Проректор по учебной работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проректор по методической работе

Кафедры

I

факультеты

Проректор по научной работе

Проектный офис

О ТЭ

о ы

< й

о го

О?

3 О

о о

2- О» « "О

О о)

О О О. т

с Ш

о I

й- 5

5" 50

I

Индивидуальные виртуальные кабинеты обучаемых и преподавателей

Материальные носители инновационных продуктов (книги, программы и др.)

Индивидуальные траектории обучения

Лаборатория психофизиологических исследований личностного роста

Центр интеллектуальных образовательных продуктов

Венчурный фонд

N

Пояс инфраструктуры Средства

инновационного инвесторов

образования

Рис. 1. Пример драйвера инноваций в учебной деятельности экономического вуза

В" <=

со <=

т

со

со о

со' ^

о со

о ш

о о

СО

со

со

С/5

о о

со "со

143

о

РЕКТОР

£

Централизованные функциональные службы

1-ый проректор - Руководитель головного научно-образовательного кластера

Руководители региональных НОК

Методическое руководство

Проректор по научной деятельности и инновациям

1

Проректор по учебной работе

Передача результатов интеллектуальной деятельности

Центр продаж инновационных продуктов и услуг

I

Функциональные службы

I

Бухгалтерия и финансы

Маркетинг НИР

Инновационные проекты

Научные подразделения

Научные центры

а

Научные школы

а

Инновационная инфраструктура

Малые предприятия

Бизнес-инкубатор

Г

Координация работы

Кластер малых предприятий вуза

Драйверы инноваций и предпринимательства в научной деятельности

Технические университеты

Научные институты РАН

Лидирующие научно-технологические компании

Ста рта пы

со

Рис. 2. Пример драйвера коммерциализации инноваций в научной деятельности экономического вуза

Магистерские научные исследования Masters research

Список литературы:

1. Данько Т.П. Приоритетный национальный проект «Образование»: глобальный кризис самоопределения и инновационный прорыв РЭА им. Г.В. Плеханова // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2.

2. Данько Т.П., Нестеренко А.Ю., Петрикова С.М. О драйверах модернизации образования и проектных технологиях обучения // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 4.

3. Масленников В.В. Организационные модели проектного управления научной деятельностью в российских университетах // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 9.

List of literature:

1. Dan'ko T.P. Priority national project «Education»: the global crisis of self-determination and innovative breakthrough G.V. Plekhanov // Herald Russian Economic Academy named after G.V. Plekhanov. - 2008. - № 2.

2. Dan'ko T.P., Nesterenko A.Y., Petrikova S.M. Driver education modernization project and learning technology // Human capital and professional education. - 2012. - № 4.

3. Maslennikov V.V. Organizational models of project management research at Russian universities // Journal of RG G.V. Plekhanov», 2013. - № 9.

Халфин С.А.

кандидат исторических наук, профессор кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Насер Майтам Хамид (гражданин Ирака) магистр туризма кафедры «Туризм и гостеприимство» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК (567)91:338.48(036)

ПУТЕШЕСТВИЮ ПОСОЛЬСТВА БАГДАДСКОГО ХАЛИФАТА В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ - СВЫШЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ

В статье рассматривается история формирования международного прототуризма в Средневековье, уделяется внимание путешествиям арабов из Багдадского халифата в 921-923 годах в Урало-Поволжье, Башкирию, Волжскую Булгарию. Путевые записки секретаря Багдадского посольства Ахмеда ибн-Фадлана являются сегодня ценнейшим источником для воссоздания истории международного туризма, а также принятия ислама подданными Булгарского государства, различными племенами Башкортостана, Татарстана. Путевые записки ибн-Фадлана свидетельствуют, что Булгарское государство стало самым северным (по географической широте) средневековым мусульманским государством. По путевым запискам секретаря посольства мы сегодня узнаем, как на территорию России ислам пришел мирным путем раньше, чем христианство.

Ключевые слова: туризм, история, путешествия, Багдад, халифат, Ирак, посольство, ибн-Фадлан, ислам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STAY EMBASSY BAGHDAD CALIPHATE

IN THE URAL-VOLGA REGION - OVER THOUSANDS OF YEARS

The article examines the history of the formation of international prototurizma in the Middle Ages, focuses on travel Arabs from Baghdad Caliphate in 921-923 years in the Ural-Volga region, Bashkortostan, Volga Bulgars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.