Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса - залог инновационного развития предприятий сферы услуг'

Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса - залог инновационного развития предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ СЕРВИСА / ИННОВАЦИИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ СЕРВИСА / ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОВОЛЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРВИСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Л. И., Наумова О. Н.

В статье обоснована необходимость разработки инновационного подхода к интеграции образования и рынка труда на примере проблем и путей их решения в подготовке, переподготовке и повышении квалификации в сфере сервиса. Созданный Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса призван содействовать в решении задач модернизации и развития системы профессионального образования в сервисе через консолидацию усилий профильных высших учебных заведений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса - залог инновационного развития предприятий сферы услуг»

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

Подготовка квалифицированных кадров для индустрии сервиса —

залог инновационного развития предприятий сферы услуг

Л.И. Ерохина,

д. э. н., профессор, ректор Поволжского государственного

университета сервиса, rector@tolgas.ru

О.Н. Наумова,

к. э. н., доцент, проректор по учебной работе и качеству образования Поволжского государственного университета сервиса, naumovaon@tolgas.ru

В статье обоснована необходимость разработки инновационного подхода к интеграции образования и рынка труда на примере проблем и путей их решения в подготовке, переподготовке и повышении квалификации в сфере сервиса. Созданный Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса призван содействовать в решении задач модернизации и развития системы профессионального образования в сервисе через консолидацию усилий профильных высших учебных заведений России.

Ключевые слова: консорциум вузов сервиса, инновации в предоставлении образовательных услуг, проблемы сферы сервиса, опыт инновационного развития Поволжского государственного университета сервиса.

Развитие сферы сервиса в экономике России объективно связано с возрастанием роли непроизводственных отраслей народного хозяйства в социально-экономическом развитием страны, что обусловлено созданием новых рабочих мест в процессе появления и развития услуг, увеличением доли услуг в валовом внутреннем продукте, ростом качества жизни населения и, как следствие всего вы-

шесказанного, ростом объема потребления платных услуг на душу населения.

Статистические данные подтверждают положительную динамику в развитии сферы услуг: доля занятого населения России в сфере услуг составляет 51,5%, на долю производства услуг в ВВП страны приходится около 45%, расходы населения на приобретение товаров и услуг достигают 79,8%. Средне-

60

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

годовой темп роста численности занятых в сфере услуг составляет 106,03%, в то время как в отраслях материального производства наблюдается снижение численности занятого населения в среднем на 5% в год.

Сфера услуг как никакая другая сфера или отрасль экономики восприимчива к инновациям, так как цель своего развития определяет в удовлетворении потребностей человека. Именно сфера услуг и уровень ее развития отражает качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства.

Сфера разнообразна по перечню предоставляемых услуг. Сюда относятся бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги учреждений культуры, туристские услуги и услуги средств размещения, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги, услуги правового характера, услуги банков, услуги в системе образования, услуги торговли и общественного питания, услуги рынков, а также прочие услуги. Производство и оказание услуг включено как вид экономической деятельности практически во все отрасли экономики в соответствии с ОКВЭД. При этом каждая услуга представляет собой систему специфических характеристик, в том числе в области технологии производства и реализации. Это, в свою очередь, определяет необходимость формирование инновационных подходов в функционировании сферы в целом и, в частности, в разрезе отдельных видов услуг.

Определяя сферу услуг как инновационно-емкое пространство, нельзя не сказать о проблемах, актуальных для решения в данной сфере, которые призваны решать научные школы, созданные вузами сервиса.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса» создано в городе Тольятти Самарской области как профильное высшее учебное заведение в 1981 году. Практически за 30 летний период своего развития вуз из филиала Московского технологического института вырос в самостоятельное государственное высшее учебное заведение, прошедшее все ступени государственной аккредитации от института до университета. В настоящее время — это профильный региональный университет, призванный обеспечивать подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для развития индустрии сервиса в Поволжском регионе на базе разработки и внедрения фундаментальных и прикладных научных исследований. В университете реализуется 37 программ высшего профессионального образования, 9 научных специальностей аспирантуры, 53 программы профессиональной подготовки рабочих, программы среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы по профилю основных образовательных программ университета. В университете создано 9 научных школ в области экономики, техники и техно-

логий сервиса. Реализуя стратегию развития профессионального образования для развития индустрии сервиса в Поволжском регионе, университет открыл представительства в Самарской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской областях. В вузе создана материально-техническая база и научный потенциал, способствующие обеспечить качественное профессиональное образование, что в полной мере подтверждает сертификация системы менеджмента качества университета на соответствие требованиям международных стандартов — EFQM (Европейского фонда менеджмента качества), ^О 9001:2000, российского стандарта качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Несмотря на значительные достижения в развитии научно-образовательной системы и ее качества в рамках Поволжского государственного университета сервиса, у вуза имеются объективные причины для интеграции в научно-образовательное пространство вузов сервиса, так как современное развитие экономики требует превращения профессионального образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно реагирующую на меняющиеся запросы общества в подготовке кадров. На лицо проблемы, вызванные трансформированием отечественной экономики, актуальные не только для отдельного учебного заведения, но и для системы образования в целом. К таким проблемам вполне можно отнести следующие: оптимизация сети высших учебных заведений; изменение организационно-управленческого и финансового механизма деятельности вузов;

— практическое отсутствие инновационной деятельности в вузах;

— внедрение новых образовательных технологий в период перехода на уровневую систему профессиональной подготовки кадров;

— отсутствие коммерческого использования и внедрения научно-теоретических и других достижений вузов и многое другие.

В этой ситуации совершенно очевидно, что вся деятельность вузов сервиса должна быть кардинально перестроена. Вся система научных исследований, связанных с разработкой теории и практики инновационной деятельности в сфере сервиса, должна быть обеспечена эффективными трансферами результатов научных и образовательных ресурсов в экономику регионов. Технология таких трансферов позволит создать условия для формирования эффективного научного потенциала вузов сервиса в целом, в том числе и каждого учебного заведения, реализующего образовательные и научные программы для развития индустрии сервиса.

Так в Поволжском государственном университете сервиса создана научная школа в области экономики, организации и управлении предприятиями, отраслями, комплексами в сфере услуг. Только за последние 2 года в диссертационном совете университета подготовлены 25 диссертации, рассматривающие проблемы трансфера результатов научных исследований

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

в инновационное развитие сферы сервиса. К наиболее востребованным для принятия инновационных

решений можно отнести такие проблемы как:

— формирование стратегии инновационного развития предприятий: формирование и развитие рынка услуг в региональном аспекте, обеспечение эффективности в деятельности предприятий сферы услуг на основе реструктуризации;

— разработка перспектив развития предприятий сферы услуг в условиях реализации функционального подхода, управление предпринимательскими рисками на предприятиях сферы услуг, экономическое обеспечение системы предоставления социально значимых услуг потребителям;

— стратегическое планирование на предприятиях сферы услуг;

— управление жилищно-коммунальным хозяйством в условиях жилищной реформы: организационно-экономическое обеспечение развития системы управления жилищным фондом муниципального образования, рыночные и государственные регуляторы развития услуг жилищно-коммунального комплекса региона и жилищно-коммунальных услуг, формирование механизма привлечения ресурсов в жилищно-коммунальный комплекс региона, организационно-управленческие аспекты повышения качества жилищно-коммунальных услуг, организация ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, реализация поведенческого подхода к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы услуг;

— управление развитием туристской индустрии: организация предоставления туристских услуг в региональном аспекте,

— формирование конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе инновационного поведения, обеспечение качества обслуживания потребителей, управление процессом предоставления услуг на предприятиях сферы сервиса, оценка конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ, влияние конкурентоспособности на повышение эффективности деятельности предприятий сферы услуг;

— формирование и развитие рынка платных медицинских услуг;

— формирование и развитие стратегии управления в гостиничных комплексах, организационно-экономическое обеспечение функционирования гостиничной индустрии;

— управление инновационным развитием образовательных услуг в рамках интеграционного подхода: организация предоставления услуг в информационно-образовательной среде региона, повышение

эффективности дистанционных образовательных услуг в условиях информатизации общества, совершенствование экономической деятельности региона на основе внедрения системы информационного обеспечения, эффективность функционирования негосударственного профессионального учебного заведения в условиях рынка, организация системы холдинговых отношений в сфере услуг высшего профессионального образования, формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве;

— управление информационными услугами: стратегическое управление муниципальными образованиями региона в условиях информационной поддержки, реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг;

— многое другое.

Следовательно, необходимость выработки научного подхода к решению назревших проблем в практической деятельности предприятий сферы услуг формирует потребность общества в подготовке квалифицированных кадров, владеющих спецификой данной отрасли знаний. При этом даже система переподготовки специалистов должна быть связана с изучением специфических отраслевых технологий, реализуемых в производстве различных видов услуг.

Учитывая сложившиеся и прогнозируемые тенденции в развитии сферы услуг в экономике страны, опираясь на опыт развитых стран, руководствуясь программными направлениями политики президента России, семь из восьми вузов России, являющиеся профильными высшими учебными заведениями в сфере сервиса (Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Поволжский государственный университет сервиса, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Омский государственный институт сервиса»), в июне 2009 года приняли решение о создании Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, основной целью которого является содействие инновационному развитию отечественной сферы сервиса через подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров различной квалификации.

Реализуя обозначенные целевые установки, вузы консорциума в феврале 2010 года приняли решение об организации на базе Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса федеральной инновационной площадки по проекту «Формирование новых механизмов саморегулирования деятельности объединения вузов и их сетевого взаимодействия», основное назначение которого заключается в формировании

на территории Российской Федерации современной сетевой многоуровневой научно-образовательной структуры, осуществляющей подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы сервиса, реализующей научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала вузов консорциума.

Создание Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса призвано сформировать единые подходы в стратегии планирования и реализации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для развития сферы услуг.

Это обуславливает необходимость формирования интегрированного подхода к подготовке специалистов с начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным образованием различных учебных заведений. При этом актуальным становится вопрос развития системы дополнительного образования, что позволит, с одной стороны, реализовать принцип Болонской декларации — «обучение в течение всей жизни», с другой стороны, рационально построить систему отечественного образования в сфере сервиса, максимально интегрировав ее с системой европейского высшего образования.

Таким образом, принимая во внимание реальные политические и социально-экономические условия, вузы сервиса поставили перед собой задачу формировании инновационной научно-образовательной среды, способствующей разработке механизмов саморегулирования объединения вузов сервиса и их сетевого взаимодействия.

Формирование инновационной образовательной среды заложено в миссии Поволжского государственного университета сервиса с 2002 года, что позволило с определенными достижениями вступить вузу в консорциум. На наш взгляд, это позволит существенно обогатить накопленный опыт каждого учебного заведения во всех видах его деятельности, обеспечить качественные изменения в организации учебного процесса, создать условия для заинтересованного участия общества в развитии образования в сфере сервиса, в полной мере учитывать общественные запросы со стороны различных групп населения, способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому развитию сферы услуг конкретных городов, областей и регионов.

На протяжении последних 8 лет одним из приоритетных инновационных направлений развития Поволжского государственного университета сервиса явилось разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии с политикой реформирования и модернизации отечественного образования, провозглашенной в 2000 году. В коммюнике министров, ответственных за высшее образование, уже в 2003 году

вопросы обеспечения качества образования рассматривались как неотъемлемая часть развития общеевропейской системы образования и было официально заявлено, что ответственность за качество подготовки специалистов лежит на каждом отдельном вузе.

В настоящее время сформированы основные принципы и требования к ответственности вузов за качество подготовки специалистов через разработку и утверждение российского стандарта качества, соответствующего международным стандартом качества серии ИСО 9000, разработку требований к лицензированию и государственной аккредитации, привлечение работодателей к формированию требований и оценке качества подготовки специалистов со стороны общественных организаций и многое другое. В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию № 304 от 3.12.2004 «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях» создана федеральная целевая программа по формированию систем управления качеством образования при обязательном участии субъектов Российской Федерации.

Анализируя опыт и рекомендации, имеющиеся по вопросу разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузе, нами выделены две основные модели управления качеством, основанные на концепции Всеобщего управления качеством и построенные:

на оценочном методе управления качеством деятельности вуза;

— на подходе, основанном на требованиях международных стандартов качества ИСО 9000:2000. Модель управления, основанная на оценочном методе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, положительных и отрицательных факторов его развития. Данные принципы реализуются в моделях делового совершенства EFQM — Европейского фонда менеджмента качества, премии правительства Российской Федерации в области качества.

Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ИСО 9000, построена на глубоком анализе деятельности вуза как производителя образовательных услуг, и предполагает наличие сформулированной миссии и стратегических целей на базе анализа внешней и внутренней среды вуза, создание документированной системы управления качеством подготовки выпускников.

Разрабатывая внутривузовскую систему менеджмента качества, Поволжский государственный университет сервиса использовал основные восемь принципов менеджмента качества, представленные в стандарте ИСО 9000:2000, которые включают:

ориентацию на потребителя в удовлетворении потребности рынка труда в специалистах различ-

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ной квалификации через развитие образовательных услуг;

— лидерство руководителя, подразумевая, что ответственность руководителя вуза способствует вовлечению в процесс обеспечения качества подготовки специалистов всего коллектива вверенного ему вуза, следовательно, обеспечение и улучшение качества становится корпоративной задачей;

— вовлечение работников в систему менеджмента качества, что является следствием реализации предыдущего принципа и включает в себя делегирование полномочий сотрудникам, разработку и разъяснение миссии вуза, создание и содействие каждого работника в улучшении условии труда;

— процессный подход, который позволяет рассматривать достижение ожидаемого результата с точки зрения управления вовлекаемыми ресурсами, что позволяет сформировать критерии и показатели качества образовательной услуги, установить их взаимосвязь и оптимальное соотношение «качество — цена», изучить причины отклонения фактических показателей качества от установленных, разработать систему действенных мер по предупреждению на планируемый период возможных причин несоответствия качества определенным параметрам;

— системный подход к менеджменту, то есть создание системы менеджмента качества через установление взаимосвязи между выделенными процессами;

постоянное улучшение качества подготовки специалистов, с одной стороны, как необходимость адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям реализации образовательных услуг, с другой стороны, как поиск резервов повышения экономической, социальной, социально-экономической эффективности подготовки кадров; принятие решений на основе фактов, что требует периодического анализа результативности и эффективности реализации процессов с целью выявления фактов несоответствия заданным или изменяющимся условиям и требованиям реализации процессов;

взаимовыгодные отношения с поставщиками, в том числе с партнерами с целью создания условий реализации образовательных услуг, максимальной удовлетворяющих потребителей. Руководствуясь вышеизложенными принципами, Поволжский государственный университет сервиса разработал и внедрил в 2006 году систему менеджмента качества, которая в 2007 году успешно прошла сертификацию на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Основными элементами системы выбраны:

— интеллектуальный потенциал абитуриентов;

— интеллектуальный потенциал студента;

— учебно-воспитательный процесс;

— ресурсное обеспечение; интеллектуальный потенциал преподавателей.

В качестве основных процессов в вузе определены следующие процессы:

маркетинговые исследования образовательных, научных услуг и социального заказа на подготовку выпускника;

— проектирование, разработка и реализация основных образовательных программ;

— проектирование, разработка и реализация программ дополнительного образования;

— довузовская подготовка;

— прием студентов;

— воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми;

— подготовка кадров высшей квалификации;

— научно-исследовательская и инновационная деятельность.

В качестве обеспечивающих процессов выделены такие процессы как:

— управление персоналом;

— управление инфраструктурой;

— учебно-методическое обеспечение;

— внутренний и внешний обмен информацией;

— управление закупками;

— редакционно-издательская деятельность;

— библиотечное обслуживание;

— программно-информационное обслуживание;

— управление производственной средой;

— обеспечение безопасности жизнедеятельности По каждому процессу разработана информационная карта на плановый период (календарный или учебный год), в которой предусмотрены цели, ожидаемые и фактически достигнутые результаты, их анализ.

Реализуя процессный подход в системе менеджмента качества, вуз разработал критерии эффективности и результативности каждого процесса, что позволяет проводить анализ реализации процессов в текущем и итоговом периодах, выявлять отклонения фактически достигнутых результатов от ожидаемых, определять причины отклонений, формировать карты предупреждающих и корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий, что способствует постоянному улучшению системы менеджмента качества вуза.

На базе сертифицированной системы менеджмента качества в Поволжском государственном университет сервиса разработана и внедрена система количественной оценки качества подготовки выпускников. При этом в качестве системы норм выступают:

требования ГОС специальностей (направлений) подготовки специалистов;

критерии государственной аккредитации вузов; внутривузовские нормы и установленные правила;

показатели трудоустройства выпускников, то есть степень удовлетворения потребностей общества в подготовке специалистов.

Традиционно о качестве образования судят по оценке успеваемости студентов в период зачетно-экзаменационных сессий и итоговых аттестаций, однако, на наш взгляд, эта академическая процедура никогда не позволит оценить, насколько компетентным и профессиональным окажется выпускник в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, по нашему мнению, формирование количественной оценки качества подготовки специалиста в вузе должно включать создание, апробацию и ежегодную реализацию интегральной системы оценки качества контингента абитуриентов, студентов, преподавательского состава, содержания образования, условий организации учебного процесса, ресурсного обеспечения, трудоустройство выпускника, то есть рассматривать качество подготовки в системе «абитуриент — студент — выпускник».

Мы полагаем, что основной процесс реализуется в вузе только в случае имеющегося спроса на образовательную услугу при наличии социального заказа общества на подготовку специалистов. Соответствие качества выпускников требованиям социального заказа общества выражается в их трудоустройстве. При этом управление качеством заключается в измерении показателей, их анализе и улучшении через комплекс мер, способствующих достижению объективно установленных норм, характеризующих качество образовательной услуги. В соответствии с разработанной системой количественной оценки в университете осуществляется среднесрочное прогнозирование потребностей рынка труда в разрезе направлений и специальностей подготовки выпускников. Данная информация лежит в основе проекта контрольных цифр приема студентов в университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке системы нами были определены следующие ее принципы:

количественная оценка должна быть интегральной, приводя воедино оценку по многим критериям; результат должен позволить оценить тенденцию в развитии качества образования по специальности;

в системе должны быть реализованы все принципы стандартов качества серии ИСО 9000.

Таким образом, разработанная нами система количественной оценки качества подготовки выпускника позволила:

во-первых, научно обосновывать проект контрольных цифр приема на плановый год в разрезе направлений и специальностей;

— во-вторых, определить динамику в развитии направлений и специальностей и выявить узкие места с целью выработки мер по повышению качества подготовки выпускников;

— в-третьих, исследовать и учитывать мнение потребителя о качестве образовательных услуг. Положительными моментами данного инновационного подхода, на наш взгляд, является и то, что по мере развития вуза, изменения критериев государс-

твенной аккредитации пороговые значения показателей оценки качества могут быть легко изменены. Кроме того, на основе данной системы возможно сформировать количественную оценку качества обучения в целом по вузу как интегральной оценки по всем направлениям и специальностям и разработать систему оценки качества образования в разрезе не только выпускающих, но и обслуживающих кафедр.

Основываясь на разработанной модели системы менеджмента качества, инновационное развитие Поволжского государственного университета сервиса представляет собой процесс системного одновременного использования инноваций во всех сферах его деятельности. Рассматривая Поволжский государственный университет сервиса в качестве одного из учредителей и активных членов Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, мы предлагаем партнерам выдержки из своей программы инновационного развития, определяющие следующие основные направления:

1. В управлении вузом:

создание нормативной базы по вопросам управления инновационными процессами; создание научно-координационных советов по отдельным направлениям;

— разработка конкретных мероприятий по реализации инновационных проектов в университете;

— создание временных творческих коллективов для выполнения мероприятий (по созданию нормативной базы, разработке учебно-методического и программного обеспечения, подготовке документов к лицензированию, нормативно-методической базы проблемных (научных) лабораторий, внедрение системы зачетных единиц (кредитов));

— создание конкурсных комиссий для определения победителей грантов Консорциума при размещении заказов на выполнение инновационных проектов;

— создание центра инновационных образовательных технологий, в функции которого могут входить организация и мониторинг работ по внедрению системы группового проектного обучения, рейтинговой системы учета и контроля учебного процесса, дистанционных технологий в процессе обучения и другое;

2. В методическом обеспечении:

разработка учебно-методических материалов для разных уровней интеллектуального потенциала обучающихся;

разработка программного обеспечения учебных дисциплин;

разработка электронных учебников (учебных пособий);

разработка лабораторных практикумов с элементами имитационного моделирования и другое;

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

3. В организационно-методическом обеспечении:

проведение семинаров по разъяснению принципов, задач, направлений инновационной деятельности вузов сервиса;

— проведение совещаний-семинаров для заведующих кафедрами, деканов, профессорско-преподавательского состава, руководителей и специалистов предприятий в сфере сервиса по основным направлениям программы инновационного развития федеральной площадки, создаваемой на базе консорциума вузов сервиса;

— подготовка единых требований к разработке и реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере сервиса;

■ формирование структуры образовательных услуг: определение используемых учебных модулей, способов и моделей их взаимосвязей, многое другое;

4. В образовательной деятельности:

— формирование групп студентов для группового, в том числе межвузовского, проектного обучения;

— формирование учебных планов для группового проектного обучения;

— разработка и включение в учебные планы всех специальностей дисциплин или разделов дисциплин, связанных с инновационным менеджментом, защитой интеллектуальной собственности, формированием инновационных проектов и другие;

— разработка оптимального интегрированного учебного плана подготовки бакалавра, магистра по направлениям сферы обслуживания;

— формирование интегрированных учебных планов последовательного и параллельного обучения по направлениям;

повышение квалификации и профессиональная переподготовка ППС, научных работников, административно-хозяйственного персонала в области инноваций по программам «Инновационный образовательный процесс», «Инновации в системе ВПО», «Управление инновационными проектами», информационные технологии, защита информации и другие, включая стажировки в вузах-членах консорциума и за рубежом;

— организация обучения студентов по индивидуальным траекториям (параллельное обучения по нескольким образовательным программам, дополнительным образовательным программам);

— разработка программ дополнительного образования и участие в их реализации;

— формирование межвузовских образовательных программ с привлечением к реализации таких программ наиболее квалифицированных преподавателей с высоким научным, педагогическим потенциалом и опытом практической работы;

— формирование междисциплинарных образовательных программ, способствующих развитию

либерального образования, когда предоставляется студенту право выбора образовательной траектории, набора изучаемых дисциплин;

— формирование программы и руководство производственной практикой в виде интенсивной стажировки на предприятии (учреждении);

— разработка инновационных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда в сфере сервиса;

— разработка интегрированных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

5. В научной деятельности:

— формирование проблемных научных лабораторий для группового межвузовского проектного обучения;

создание межвузовких, межкафедральных, междисциплинарных научно-образовательных центров и лабораторий на базе кафедр вузов сервиса — членов консорциума и наукоемких инновационно-активных предприятий;

— привлечение студентов и студенческих проектных групп к выполнению основных НИОКР в рамках научных программ вузов консорциума;

— внедрение результатов научных исследований в учебный, воспитательный, технологический, производственный и другие процессы, экономику и социальную сферу регионов;

— создание структур, обеспечивающих технологический трансферт и коммерциализацию результатов научных исследований, патентов и разработок: создание бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, малых инновационных предприятий, служб консалтинга, рекламирования инноваций, маркетинговых исследований; Интернет-магазинов и других; участие в грантах на фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования; выполнение опытно-конструкторских работ, создание образцов новой техники и технологий (техническое решение проблемы создания инновации) в сфере сервиса, получение патентов, подготовка рабочей документации, необходимой для организации их производства;

— регистрация программного обеспечения, учебнометодических пособий, информационных, рекламных материалов в отраслевом фонде алгоритмов и программ;

— проведение маркетинговых и социологических исследований;

бизнес-планирование (финансовое обоснование инвестирования в создание инновации);

— участие в корпоративных инновационных проектах с участием других учебных заведений, предприятий, фирм, инвесторов;

6. В материально-техническом обеспечении:

— разработка учебно-лабораторных стендов, программных продуктов;

— создание и ввод в эксплуатацию многофункциональной цифровой телекоммуникационной системы связи;

создание и ввод в эксплуатацию мультисервис-ной информационно-комммуникационной среды по разработке, хранению и распространению мультимедийных образовательных ресурсов поддержки группового межвузовского проектного обучения;

— написание и опубликование в реферируемых научных изданиях научных статей по инновациям, другое;

7. В информационной поддержке:

разработка и внедрение информационных систем обеспечения и мониторинга интеллектуального потенциала студента, преподавателя, учебного, учебно-воспитательного процессов, научной и организационно-экономической деятельности; разработка и модернизация корпоративной компьютерной информационной системы, обеспечение работы портала консорциума; развитие сервисов по созданию и обеспечению доступа к единой электронной библиотеке вузов — членов консорциума, включая доступ к мультимедийным электронным образовательным ресурсам;

8. В международной деятельности:

разработка и реализация программ углубленной языковой подготовки студентов, ППС, сотрудников, административно-управленческого персонала;

организация стажировок ППС, студентов, аспирантов по научным направлениям в вузах — членах консорциума и за рубежом; организация международного обмена студентами с зарубежными университетами и компаниями — партнерами вузов — членов консорциума; привлечение ведущих зарубежных преподавателей и сотрудников зарубежных фирм для чтения лекций, проведения семинаров и курсов повышения квалификации;

организация сотрудничества с европейскими университетами в разработке и реализации программ модернизации образования, перехода на единую образовательную систему;

9. В инновационных педагогических технологиях и методах обучения:

разработка личностно-ориентированных педагогических технологий: максимальная индивидуализация процесса обучения в проведении групповых занятий, учет индивидуальных способностей и интересов обучаемого, равноправное сотрудничество преподавателя и студента

— реализация диалогических форм проведения занятий;

— реализация технологий видеоконференцсвязи;

— разработка аудиовизуальных курсов по дисциплинам учебного плана;

— внедрение технологий сетевого дистанционного обучения;

— разработка компьютерных тестов для промежуточной и итоговой оценки знаний студента; создание учебных фирм, тренинговых центров, студенческих консалтинговых групп;

— постановка лабораторных работ с элементами исследования;

— разработка компьютерных программ по обработке результатов наблюдений при выполнении лабораторных работ;

— постановка комплексных междисциплинарных производственных задач для практических занятий;

— формирование инновационной школы педагогического мастерства: разработка сценария и проведение «мастер-классов» ведущими преподавателями вузов — членов консорциума, в том числе в дистанционном режиме;

10. В формировании учебно-научно-инновационных комплексов:

— организация заключения договоров между студентами и работодателями на трудоустройство после окончания вуза и реализация технологий «включенного обучения», когда студент проходит различные виды практик, выполняет конкретные производственные задания в виде стажера (совместителя, временного работника), курсовые работы (проект), выпускную квалификационную работу на примере данного предприятия; создание филиалов кафедр на предприятиях; создание системы «Опережающего образования»: создание системы лекционно-дискуссионных встреч, практических занятий со студентами ведущими специалистами предприятий (учреждений), аспирантов, докторантов; совместная разработка с работодателями перечня и содержания дисциплин; совместная разработка с работодателями тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, производственных ситуаций и другое;

— формирование региональных отделений Всероссийской организации качества по добровольной сертификации различных услуг на базе вузов — членов консорциума.

Таким образом, вузы сервиса, ориентированные на инновационный тип развития, будут способствовать формированию эффективной национальной инновационной системы образования в области сервиса и станут более конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, так как, с одной стороны, инновационные процессы в системе образования

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

являются факторами социально-экономического и научно-технического развития, с другой стороны, реализация инновационного подхода во всех видах деятельности учебного заведения становится залогом формирования его конкурентных преимуществ.

Все представленные направления инновационного развития вуза реализуются в той или иной степени в Поволжском государственном университете сервиса и могут стать предметом обмена опытом, студентами, профессорско-преподавательским составом между вузами — членами Национального научнообразовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса.

Реализуя принципы опережающего развития образования, проектирования инновационного развития, открытости образования и общественного участия, непрерывности образования и многие другие, Поволжский государственный университет сервиса ожидает от работы в консорциуме достичь к 2015 году следующих результатов в своей деятельности:

— обеспечить среднегодовой темп роста объема НИР не менее 118,65%, в том числе за счет хоздоговорных научно-иссследовательских работ по заказам предприятий Поволжского региона среднегодовой темп прироста должен составить не менее 8,65%, за счет участия в межвузовских научных работах консорциума — 10%;

— обеспечить среднегодовой темп роста количества реализуемых программ дополнительного профессионального образования на уровне 130,7%, в том числе с использованием дистанционных технологий — 158,9%, за счет чего планируется получение средств за реализацию программ в 2015 году не менее чем в 2,2 раза больше достигнутого показателя 2009 года. При этом количество слушателей системы дополнительного профессионального образования возрастет в 1,3 раза, в том числе за счет слушателей из вузов, в том числе вузов — членов консорциума — в 8 раз, слушателей из числа студентов университета не менее чем в 2,4 раза;

обеспечить увеличение процента реализуемых программ с использованием дистанционных технологий до 80%, или примерно в 10 раз, за счет разработки электронных курсов по программам дополнительного профессионального образования с размещением их в обучающей интернет-программе Прометей. При этом; университет готов проводить ежегодно всероссийский семинар в области ДПО с использованием дистанционных образовательных технологий с презентацией разработанных и реализуемых вузом программ;

реализовать программу академической мобильности студентов старших курсов и обеспечить не менее чем для 24% студентов 3-4 курсов очной формы прохождение обучения (стажировки) от 3 до 12 месяцев в вузах консорциума;

— привлечь к образовательному процессу не менее 35% преподавателей, имеющих опыт практи-

ческой работы на производстве, относящихся к категории руководителей и специалистов, по направлению вузов — членов консорциума;

— предоставить права пользователей для вузов — членов консорциума на электронные учебно-методические комплексы дисциплин (рабочие программы дисциплин), разработанные преподавателями университета, в количестве не менее 2200 единиц и не менее 2954 единиц учебно-методических пособий, сборников научных трудов, изданных в университете;

— обеспечить возможность текущего (раннего), в том числе иногороднего, трудоустройства за счет организации межвузовских стажировок в консорциуме не менее 59% студентам старших курсов. Этому будет способствовать реализация совместной программы вузов консорциума по расширению баз практики, в том числе за счет участия студентов университета в волонтерском движении по обслуживанию Саммита стран АТЭС — 2012, Всемирных студенческих игр — 2013, Олимпиады Сочи — 2014;

увеличить за счет активного вовлечения студентов в научно-исследовательскую межвузовскую деятельность количество объектов интеллектуальной собственности университета, к которым относятся патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, в 6,25 раз;

— обеспечить переход на уровневую подготовку выпускников, что потребует разработки основных образовательных программ в соответствии с требованиями компетентностно-ориентированной модели. Это задача эффективно может быть решена консорциумом вузов сервиса. Ожидаемыми результатами при этом, на наш взгляд, должны стать:

1. Проектирование единых образовательных программ по направлениям подготовки, относящимся к сфере обслуживания, включая формирование перечня дисциплин в разрезе циклов, определение их влияния на формирование конкретных общекультурных и профессиональных компетенций, единых фондов оценочных средств эффективности приобретения выпускником необходимых компетенций по окончании каждого курса и проведения итоговой аттестации;

2. Определение единых требований к качеству подготовки выпускников по направлениям сферы обслуживания для всех вузов, реализующих образовательные программы данной укрупненной группы и формирование консорциумом системы общественной аккредитации как альтернативы другим общественным системам аккредитации, создаваемым в России в соответствии с принципами Болонского процесса;

3. Разработка в рамках консорциума следующих межвузовских программ:

программа практической подготовки студентов, которая должна включить организацию

проведения различных видов практик (стажировок, организуемых по принципу объединения различных видов практики), реализацию принципа академической мобильности в течение 3-12 месяцев для студентов старших курсов очной формы обучения, их вовлечение в реальную профессиональную деятельность;

— программа трансфера технологий в сфере сервиса, которая должна включить организация проведения совместных научных исследований, в том числе с привлечением студентов, разработку и реализацию системы дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, для преподавателей вузов сервиса и специалистов предприятий отрасли;

— программа информатизации единого образовательного пространства консорциума, которая должна включить создание системы доступа на правах пользователя к единым электронным библиотечным ресурсах; программа разработки и реализации системы менеджмента качества вузов сервиса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— многое другое.

Таким образом, в современных условиях система профессионального образования становится сферой интеграции науки, образования, субъектов предоставления образовательных услуг определенного профиля, качества, объема и востребованности, различных уровней управления по вертикали и горизонтали. В связи с чем инициатива вузов сервиса разработать и реализовать совместный инновационный проект по обеспечению модернизации и развития системы образования в области сервиса и ее интеграции в международное образовательное пространство, является актуальной, своевременной и будет способствовать более полному удовлетворению образовательных потребностей граждан и общества.

Литература

1. Альгина М. Управление качеством воспитательного процесса в вузе // Стандарты и качество. 2003, № 11. С. 50-54.

2. Андреев В.И. Пакет семи диагностических методик на выявление резервных возможностей качества обучения, воспитания и развития учащихся: Министерство общего и профессионального образования РФ, Казанский государственный университет. Казань, 1997.

3. Баженов А. А. Методы оценки эффективности и качества образовательного процесса. http://old.muh.ru/content/skonfdo23. Ыт.

4. Галеев В., Пичугин К. Менеджмент процессов в системе качества — от теории к практике // Сертификация. 2004. №1.

5. Гребнев Е, Кандрашина Е, Хайнце Х, Бабенков Д. Процессноориентированное управление // Менеджмент в России и за рубежом. 2-3. №1.

6. Гуртов В.А., Мезенцев А.Г., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования // Рынок труда и рынок образования в Республике Карелия. Петрозаводск, 2003. С. 59-72.

7. Давыдова Л. О показателях качества образования // Высшее образование в России. 2004, № 11. С. 92-96.

8. Ершов Е, Комкова Г., Шаратинова В. Система менеджмента качества // Высшее образование в России, 2005. № 11. С. 50-56.

9. Зуев В.М., Новиков П.Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования: Научно-практическое пособие. М., 1999. С. 46.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации // Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. №2.

11. Кравченко Е. Внутривузовская система обучения качеству // Стандарты и качество. 2003. №8.

12. Логачев В. Система качества для образовательной услуги // Высшее образование в России. 2001, № 1. С. 20-24.

13. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России и за рубежом 2005, №2 (46). С. 119-124.

14. Наумова О.Н. Управление качеством подготовки специалистов в развитии индустрии сервиса // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Экономика и управление организациями и регионами». 2006. С. 11-16.

15. Разорина Л. Специфические особенности проблемы // Стандарты и качество.2003. №8. С. 77.

16. Савельев БА, Масленников А.С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования / Учебное пособие. М., 2003. С. 6.

Training qualified personnel for service industry as guarantee of innovative development of service industries

L. I. Yerokhina, Doctor of Economic Sciences., Professor, Rector of the Volga Region State University of Service

O. N. Naumova, PhD, Associate Professor, Vice Rector for Academic Affairs and the quality of education of the Volga Region State University of Service

The article justifies the need to develop innovative approach to the integration of education and the labor market as an example of problems and solutions in training, retraining and upgrading the skills needed in the service industry. The National Research and Educational Innovation and Technology Consortium of Universities of Service was designed to assist in meeting the challenges of modernization and development of vocational education in service through consolidation of efforts of specialized higher educational institutions of Russia.

Keywords: consortium of higher education service, innovation in provision of educational services, problems of service sphere, experience of innovative development of the Volga Region State University of Service.

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.