Научная статья на тему 'О перспективах развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова'

О перспективах развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин В.И.

В статье подведены итоги деятельности РЭА им. Г. В. Плеханова за предыдущие годы и рассмотрены основные направления развития академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of REA-Plekhanov activity over the previous years and suggests directions of the academy development.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Ректор РЭА им. Г. В. Плеханова д-р экон. наук В. И. Гришин

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

В статье подведены итоги деятельности РЭА им. Г. В. Плеханова за предыдущие годыг и рассмотреныг основные направления развития академии.

Ключевые слова: образовательные программы, международная аккредитация, научная деятельность, социальная политика.

Основное направление развития Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова - предоставление образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка не только в России, но и в других странах мира. Главный социальный эффект от деятельности коллектива - востребованность выпускников академии на рынке труда. По оценкам НРА «РейтОР», в 2008 г. РЭА им. Г. В. Плеханова заняла четвертое место в рейтинге успешности выпускников. По рейтингу бизнес-элиты мы находимся на третьем месте по показателям первого высшего образования и на четвертом - по другим уровням образования.

Около 90% реализующихся в академии программ имеют экономический профиль. Организация учебной деятельности и выбор образовательных программ осуществляются в строгом соответствии с общей стратегией развития академии и ее вхождения в международное образовательное пространство. Продолжается работа по формированию новых образовательных программ, отличающихся инновационностью, востребованностью практикой. Так, в 2008 г. получена аккредитация Европейского совета бизнес-образования по двум образовательным программам: бакалавр менеджмента и дипломированный специалист с высшим образованием по специальности «Маркетинг».

Число студентов по всем формам обучения в настоящее время составляет свыше 15 тыс. человек. Учебный процесс осуществляется на 13 факультетах, в Международной школе бизнеса, на факультете довузовской подготовки, в магистратуре, на факультете дистанционного обучения (ФДО), в Высшей школе МВА IntegraL, а также в территориальных отделениях (филиалах) Российской экономической академии: Уральском и в двух международных филиалах - в Ташкенте (Узбекистан) и Улан-Баторе (Монголия).

В условиях международного экономического кризиса необходима гибкая политика в сфере формирования и предоставления образовательных услуг. Образовательные программы наряду с решением общегосударственных задач по подготовке кадров с высшим образованием различного уровня должны обеспечивать финансовую стабильность академии.

Перед структурными подразделениями, обеспечивающими ключевые направления развития образовательной деятельности, стоят следующие задачи:

- сохранить и повысить рейтинг традиционных образовательных программ;

- расширить предлагаемые образовательные программы за счет увеличения доли магистерских программ, программ дистанционного обучения, краткосрочных и бизнес-программ MBA.

Основная задача на 2009 г. - выполнение плана по внебюджетному набору и сохранение внебюджетного контингента.

План по росту доходов будет выполняться за счет диверсификации предлагаемых образовательных программ, гибкой ценовой политики с учетом инфляционных ожиданий. В новых экономических условиях необходимо отойти от традиционных подходов к предоставлению образовательных услуг. Для смягчения кризисных явлений с учетом реального материального положения студентов можно дифференцировать плату за обучение в зависимости от варианта оплаты (до определенной даты, за весь срок обучения и т. п.), а также в зависимости от успехов студента в учебном процессе, его общественной активности, тем самым стимулируя качество образовательного процесса и в конечном итоге совокупную доходность образовательной деятельности.

Для повышения мотивации к обучению можно также предусмотреть в маркетинговой политике академии взамен сложившейся практики отчислений за неуспеваемость (с последующим бесплатным восстановлением) перевод с бесплатного на платное обучение, а также внедрение системы аттестации студенческого контингента по окончании очередного учебного года и по ее итогам пересмотр стоимости обучения.

Необходимо поднять на новый уровень работу по обучению иностранных студентов. Безусловно, соблюдение стандартов качества обучения требует достаточно жестких мер к неуспевающим студентам, однако при этом следует предусматривать потерю доходов факультетов, связанную с отчислением студентов.

В предстоящие три года деятельность ректората будет направлена на укрепление факультетов, которые призваны вести активную полити-

ку по формированию и предоставлению всего спектра образовательных услуг: бакалавриат, магистратура, дополнительное высшее образование.

Важную роль в совершенствовании программ образования, обеспечении их материальной базы сыграл грант по приоритетному национальному проекту «Образование», выполненный коллективом РЭА им. Г. В. Плеханова в 2007-2008 гг.

В ходе реализации инновационного проекта было разработано 9 новых образовательных программ для бакалавров, магистров и слушателей МВА, создано почти 200 учебно-методических комплексов, подготовлено 61 электронное учебное пособие, 22 научные монографии, проведено 11 интернет-конференций, издано 17 сборников статей преподавателей и научных работников. Кроме того, образовано 13 лабораторий, входящих в учебно-консалтинговый центр инноваций, а также 45 инновационных учебно-методических комплексов,

Большая работа проделана по модернизации компьютерной сети академии, в том числе:

- сетевого оборудования передачи данных;

- инфраструктуры доступа к среде передачи данных;

- серверов.

Было приобретено 20 беспроводных точек интернет-доступа, что позволяет использовать современные беспроводные технологии подключения к корпоративным информационным ресурсам и сети Интернет студентам, сотрудникам и преподавателям академии в третьем корпусе. Важным этапом развития компьютерной сети РЭА стало подключение к общей инфраструктуре пятого корпуса и создание локальной сети для подразделений. В настоящее время компьютерная сеть объединяет все корпуса, подключено более 1500 персональных компьютеров и 100 серверов.

Полноценная работа автоматизированной системы управления академией обеспечивается новым компьютерным, периферийным и офисным оборудованием, установленным в ректорате, управлении делами, деканатах и других подразделениях.

Вместе с тем требуется серьезная работа по более эффективному использованию введенных мощностей для образовательных и научных целей, совершенствованию системы управления.

В современных условиях наряду с образовательной важнейшую роль приобретает научно-исследовательская деятельность. Научный потенциал РЭА им. Г. В. Плеханова в настоящее время представлен 170 докторами наук и 460 кандидатами наук. Ученые ведут серьезную работу по осуществлению научных исследований, внедрению их результатов в учебный процесс и практику хозяйствования.

Научные исследования осуществляются по заказам Рособразова-ния, Росстата, Министерства природных ресурсов РФ, Российского гуманитарного научного фонда, других министерств, ведомств, предприятий. Наиболее крупные результаты по научным исследованиям обеспечили кафедры менеджмента инвестиций и инноваций, государственного и муниципального управления, математических методов в экономике, статистики, гостиничного и туристического бизнеса, финансов и цен, налоговой политики, маркетинга, товароведения и товарной экспертизы.

Пока еще не все кафедры активно работают в научных программах, грантах, хоздоговорных проектах. В процессе оптимизации организационной структуры академии будет учитываться результативность работы кафедр как по образовательным программам, так и по научным исследованиям. На кафедрах должны создаваться временные творческие коллективы и проектные группы для работы с крупными бизнес-структурами (например, «Ростехнологии»). Необходимо, чтобы заведующий кафедрой работал на полной ставке, чтобы для него, а также преподавателей кафедры были созданы благоприятные материальные условия.

Научно-педагогическими работниками академии в 2008 г. было опубликовано 55 монографий, 357 учебников и учебных пособий, более 700 статей, в том числе около 20 в зарубежных изданиях. Более чем в 30 сборниках размещены материалы докладов, с которыми выступали ученые академии.

Сотрудники РЭА им. Г. В. Плеханова принимают активное участие в работах научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и прочих публичных научных мероприятиях международного и российского масштаба. В 2008 г. они участвовали в 53 международных конференциях и в 17, организованных на базе академии. Особое место занимают проведенная на базе академии международная научно-практическая конференция «Экономика XXI века: глобализация, кризисы, развитие»; международный научно-практический семинар «Сотрудничество и развитие партнерских отношений между российскими и зарубежными вузами в интересах высшего образования в области экономики и менеджмента»; «круглый стол» на тему «Образование и бизнес: формы сотрудничества» и другие научно-практические события. По результатам проведенных научных исследований в 2008 г. получено 5 патентов.

Заметно активизировалась студенческая научная жизнь. Свыше 30% студентов принимают активное участие в организации и работе студенческих научных конкурсов, конференций, олимпиад, выставок и

т. п. В 2008 г. был проведен конкурс грантов академии на выполнение научно-исследовательских работ студентами с призовым фондом свыше 100 тыс. рублей.

Ученые академии принимают активное участие в работе экспертных советов Государственной думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Счетной палаты РФ, министерств и ведомств Российской Федерации, Москвы, отдельных регионов. Осуществляется работа по экспертизе законодательных и нормативных актов федерального, регионального и местного уровня, а также диссертационных исследований, выполненных в вузах, академических и отраслевых институтах. В 2008 г. было подготовлено свыше 100 экспертных заключений ученых академии. Вместе с тем есть серьезные резервы по совершенствованию научной работы, повышению ее доходности, усилению роли в учебном процессе.

Для обеспечения финансовой устойчивости Российской экономической академии в кризисных условиях необходимо создание современного консалтингового центра, способного по заявкам организаций, различных бизнес-структур предоставлять в оперативном режиме консультации, осуществлять мониторинг экономических процессов. Это важно и с позиции практической реализации договоров о сотрудничестве академии с организациями, корпорациями, институтами, банковскими и финансовыми структурами. Кроме того, активная работа преподавателей в научных исследованиях, предоставление консалтинговых услуг способствуют приближению образовательных программ к потребностям практики.

В общем комплексе образовательных услуг особое место занимает подготовка аспирантов и соискателей ученой степени кандидата и доктора наук. В настоящее время идет подготовка аспирантов по 14 научным специальностям шести научных отраслей; докторантов и соискателей ученой степени доктора наук - по 9 научным специальностям технического, исторического и экономического профилей. В академии обучается почти 400 аспирантов и 7 докторантов; 172 соискателя ученой степени кандидата наук и 21 - доктора наук. Наличие крупного научного потенциала позволяет ставить задачи по увеличению количества аспирантов и соискателей, прежде всего на платной основе.

Важным показателем признанного научного потенциала вуза является наличие диссертационных советов. В настоящее время в РЭА утверждены и успешно работают 12 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Из года в год увеличивается

количество защищенных докторских и кандидатских диссертаций, в том числе сотрудниками академии. Ректорат, руководители диссертационных советов жестко контролируют все этапы защиты диссертаций. Главное требование - чтобы диссертации имели не только теоретическую новизну, но и практическое значение, могли быть использованы при решении важнейших народно-хозяйственных проблем. С целью стимулирования защит диссертаций сотрудниками академии ректорат принял решение о выплате единовременных премий по результатам защит.

Продолжается работа по укреплению сотрудничества с зарубежными вузами-партнерами. Важная роль принадлежит увеличению контингента иностранных учащихся. В настоящее время количество иностранных учащихся составляет 450 человек, включая студентов, аспирантов, магистрантов, докторантов, соискателей и стажеров. Свыше половины составляют иностранные учащиеся, обучающиеся по направлениям Рособразования.

Следует отметить, что в последние годы возрастает интерес к российскому образованию со стороны зарубежных партнеров. Получение академией аккредитации Европейского совета бизнес-образования, подтвержденной соответствующими сертификатами, способствует укреплению бренда вуза на мировом рынке образовательных услуг. Следует вести более активную работу с зарубежными партнерами, что позволит поднять имидж академии и соответственно увеличить поступление доходов. Требуется также постоянная кропотливая работа с нашими зарубежными филиалами.

Ректорат ведет и будет продолжать вести работу по социальной поддержке сотрудников и студентов РЭА. В 2009 г. только на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия расходы вырастут более чем на 30%.

Необходимо разработать комплекс мер по социальной поддержке сотрудников и студентов РЭА им. Г. В. Плеханова, в том числе перечень мер по поддержке молодых ученых. Это особенно важно с учетом целей и задач, которые ставит академия в сфере основных видов своей деятельности: образовательной, научной и инновационной.

Меры социальной поддержки должны быть абсолютно конкретными, понятными и доступными. Так, требуют срочного решения следующие вопросы: реконструкция и полноценное использование всех баз отдыха академии, строительство жилья для работников, срочное решение вопроса о комбинате питания.

Наряду с образовательной и научной деятельностью важное место в академии должна занимать воспитательная работа: обязательная посещаемость занятий студентами 1-2-х курсов, активная работа по формированию студенческих строительных отрядов, разработка Кодекса академии. Студенческие строительные отряды должны быть задействованы в строительстве и реконструкции наших баз отдыха: туристического центра «Руза», санатория «Академический» в г. Кисловодске, спортивно-оздоровительного центра «Анапа».

В РЭА созданы подразделения, деятельность которых направлена на продвижение академии во внешнем информационном пространстве и формирование ее имиджа: управление «Пресс-служба» и прогнозно-аналитическое управление. С их помощью мы должны ввести в действие систему индикативного планирования и внутривузовского бюджетирования, а также оперативно заявлять о своих достижениях, наработках, поддерживая и повышая статус Российской экономической академии как крупнейшего образовательно-научного центра.

Важное направление деятельности академии - работа с кадрами. Помимо достойной и справедливой заработной платы нужны и другие меры социальной поддержки. Например, дополнительные стимулирующие выплаты, дополнительно оплачиваемый отпуск, надбавки за почетные звания, дотации на путевки сотрудникам и членам их семей.

В 2008 г. была проделана большая работа, связанная с переходом на новую систему оплаты труда. Были своевременно обоснованы и утверждены профессиональные квалификационные группы и уровни, разработаны бланки уведомлений, трудовых договоров и дополнительных соглашений. Все сотрудники академии были своевременно уведомлены о предстоящих изменениях. Существенно изменились условия оплаты труда: обязательными для включения в трудовой договор стали размер должностного оклада работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

Управлением кадров совместно с бухгалтерией была разработана структура внутриакадемических надбавок по должностям. Совместно с рабочей группой и профсоюзным комитетом было разработано положение об оплате труда и временное положение о премировании.

Кроме того, была проведена полная инвентаризация штатного расписания: все должности были приведены в соответствие с новыми квалификационными справочниками. Каждой должности были присвоены профессиональный квалификационный уровень и группа. Данная система дает работникам возможность за хорошие результаты труда

и за выполнение отдельных поручений получать не только фиксированную заработную плату, но и премиальные (стимулирующие) выплаты. Новые условия труда способствуют повышению уровня ответственности каждого сотрудника академии.

В результате оптимизации штатного расписания прошла реорганизация ряда подразделений. В 2009 г. эта работа будет продолжена, с тем чтобы все руководящие должности в академии были заняты профессионалами высшего качества.

Несмотря на кризисные явления в экономике, будет продолжен курс на изыскание резервов по дальнейшему росту уровня заработной платы. Для решения этой задачи у нас есть два направления: увеличение фонда оплаты труда и оптимизация организационно-штатной структуры академии, т. е. сокращение численности сотрудников. В рамках реализации этого направления в каждом структурном подразделении необходимо провести функционально-стоимостной анализ и аттестацию персонала.

Мы планируем оптимизировать работу кафедр, акцентируя внимание на повышение эффективности работы научно-педагогических работников.

Необходимо повысить и социально значимые статьи расходов. Впервые в 2009 г. формируется фонд дополнительных стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда, который составит около 20%. Стипендиальный фонд в 2009 г. увеличится почти на 60%. Предусмотрено строительство социально важных объектов, проведение текущих и капитальных ремонтов, осуществление проектных работ по реконструкции корпусов. Возрастут расходы на социальные нужды сотрудников и студентов, а также целевые расходы на новое строительство.

Для успешного развития в предстоящие годы необходимо понимание тех проблем, которые сегодня есть у академии. Только в этом случае мы, несомненно, преодолеем и кризисные явления, и другие препятствия, мешающие успешному развитию. Вместе мы сможем сделать очередной шаг, который позволит сохранить и повысить имидж и бренд Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, продвинуться дальше по превращению ее в вуз, соответствующий мировому уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.