Научная статья на тему 'Вектора инновационного развития в эпоху перемен'

Вектора инновационного развития в эпоху перемен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данько Т.П.

Vectors of Innovative Development in the Era of Crucial Changes An interview with the Pro-Rector for studies of the Russian Plekhanov Academy of Economics, Doctor of economics, Professor Tamara P. Danko.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вектора инновационного развития в эпоху перемен»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

ВЕКТОРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

Интервью с проректором по учебной работе Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, доктором экономических наук, профессором Тамарой Петровной Данько

- Тамара Петровна, расскажите, пожалуйста, какой смысл закладывается в понятие «инновация» в экономическом образовании в России и как он отличается от смысла данного термина в европейском образовательном пространстве?

- Отвечая на этот вопрос, следует отметить прошедшую в 2006 г. в Англии (г. Эдинбург) Международную конференцию «GLOBAL-2», которая как раз была посвящена поиску путей интеграции и моделирования инноваций в международном образовательном процессе. Конференция была организована при участии Британского совета и собрала представителей более 50 стран.

Итоги конференции показали, что процессами инновационного развития обеспокоены все участники образовательного рынка, в том числе и Россия..

В прошлом году Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова приняла решение участвовать в конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Для этого ей нужно не только отработать традиционные технологии, но и определить элементы, которые раскрывают понятие и сущность инноваций в экономическом образовании. Инновационными могут считаться те образовательные программы, которые:

1) ориентированы на рынок и востребованы рынком;

2) будут работать в будущем;

3) отвечают необходимому уровню информатизации учебного процесса.

Третья позиция, пожалуй, самая важная, так как с помощью информатизации можно выйти на комплексное восприятие всего процесса высшего образования.

Таким образом, разработка инновационной стратегии предполагает, с одной стороны, составление стратегии развития на основе создания и продвижения инновационных продуктов. С другой стороны, предметом проектировщика может быть и традиционный продуктовый ряд, в то время как инновации проявятся непосредственно в процессе разработки стратегии развития (например, на стадии проектирования может быть выбран инновационный подход для анализа информации или принятия решения).

Инновация всегда связана с изменением традиционной системы, с рассогласованием связей ее элементов, что носит не случайный характер, а вызвано ее сущностью. Инновация представляет собой вмешательство будущего в настоящее, которое, безусловно, связано с нарушением целостности системы и гармонии ее субъектов.

- Тамара Петровна, учитывая то, что создание в 1907 году группой российских предпринимателей Московского коммерческого института представляло серьезную инновацию для того времени, как бы вы могли оценить инновационность академии в год празднования ее столетия?

- Действительно, Московский коммерческий институт был задуман прежде всего как образовательное учреждение, которое научит студента быстро и гибко реагировать на запросы бизнеса. Тому немало подтверждений, и в первую очередь сохранившийся экземпляр учебного плана 1911 года, который отличается суперинновационностью. Например, каждый слушатель имел возможность изучить право по 13 отраслям, т. е. считалось, что коммерсант должен быть подготовленным прежде всего в правовом отношении. Слушателям училища предлагались различные образовательные программы, причем каждое отделение имело свою педагогическую часть, что позволяло готовить преподавателей в той или иной области. По мере развития Московского коммерческого института, затем Московского института народного хозяйства, а потом Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова инноваци-онность следовала за контуром развития этого вуза.

В числе последних примеров можно назвать инициативу академии по внедрению механизма образовательных кредитов в систему высшего образования, а также поиск новых форм частногосударственного партнерства в сфере образования.

К объективным предпосылкам разработки инновационной стратегии относятся вопросы экономической эффективности инноваций. Как было отмечено на конференции «Информационные технологии в развитии инновационного потенциала вуза» (2006), в практике многих российских вузов возникают ситуации, когда, несмотря на высокую степень инновационности создаваемого образовательного продукта, не происходит успешная его реализация, включая этап коммерциализации.

Субъективные предпосылки определяются желанием, амбициями и целями в отношении развития именно инновационных продуктов и представля-

ют собой личностную актуальность инновационного развития со стороны руководства вуза.

Отдельным вопросом выступает практический вектор клиентоориен-тированности образования, предполагающий формирование специалиста, способного к генерации инновационных решений и к предпринимательской деятельности в условиях инновационного развития страны, обладающего навыками креативно-аналитического мышления. Ведущей фигурой в этом вопросе является сам студент, имеющий серьезную мотивацию на тот или иной класс программ. Поэтому во главе угла стоит ориентация на мотивы и потребности клиентов в аспекте целевых параметров программ.

- Говорят, что большое видится на расстоянии. На ваш взгляд, почему, имея такие революционные идеи в области институционального реинжиниринга системы ВПО, представители российской экономической науки не участвуют в международных рейтингах цитируемости?

- Это, конечно, самый трудный вопрос. Ответ на него надо искать, как мне кажется, в базовой стратегии государства по отношению к образованию. К сожалению, российские экономические исследования мало демонстрируются. И тому есть несколько причин. Большую часть ответственности я бы возложила на инерционность, ненастойчивость и, может быть, даже на неагрессивность в продвижении наших экономических взглядов на международной арене. Например, в прошедшей Международной конференции «GLOBAL-2» из 1200 вузов Российской Федерации принимали участие только РЭА и АНХ. С одной стороны, конечно, это можно объяснить финансовой слабостью образовательной системы Российской Федерации, а с другой стороны, тем, что мы не используем в полной мере существующее информационное сопровождение образовательной деятельности. Мне кажется, что надо шире развивать это направление. Российская экономическая академия имеет партнерство более чем с 45 странами мира - это уже неплохо. Более 180 человек сегодня приехали к нам учиться из стран Европы - это тоже неплохо. Вектор развития экспорта образовательных услуг набирает обороты. Но этого, конечно, недостаточно. Встает вопрос о реинжиниринге наших отношений с западными школами.

- Тамара Петровна, вот вы отметили в качестве требований к ин-новационности, с одной стороны, рыночную востребованность образовательных программ, а с другой стороны, нацеленность этих программ на будущее. Нет ли здесь противоречия?

- Самое постоянное - это как раз изменение. Если система обладает способностью к изменению, она живет. Специфика высшего образования заключается в том, что она не работает в большей степени на сегодняшний день. Студент только через 5 лет становится способным воспринимать ту специальность, которой он хочет посвятить жизнь. Поэтому, моделируя образовательную программу, мы должны понимать, что через 5, а в среднесрочной перспективе через 10 или 15 лет она должна получить полное востребованное звучание и быть адекватно оцененной рынком. Мы обязаны заглянуть в это послезавтра. И те противоречия, которые мы видим сегодня между активно развивающимся бизнесом и неактивно поспевающим за ним образовательным рынком, являются тому подтверждением.

- В данной связи как вы предлагаете оценивать степень готовности к изменениям? Какие критерии инновационности вуза вы можете предложить ?

- Надо сказать, что мы уже кое-что сделали в этом плане. В частности, вышла статья «Инновации в экономическом образовании» в научно-практическом журнале Корпоративного университета Уралвагонзавода «ОПК (Образование - Производство - Кадры)». Кстати, организация этого университета является результатом инновационной работы, прежде всего нашей академии. В этой статье мы не только остановились на понятийном поле, но и дали свою точку зрения по вопросу оценки степени инновационности проектов.

Нам представляется интересной возможность определения экономической эффективности образовательных инноваций с помощью теории инновационного анализа С. Б. Переслегина, основывающейся на знании трех независимых параметров: внутренней десинхронизации системы , ее внешней де-синхронизации и времени жизни системы Т. Применительно к вузу физическое (определяемое через число повторений циклических процессов) и историческое (понимаемое как мера изменений) время, в котором существует вуз и его образовательная деятельность, не могут быть определены одновременно. «Погрешность синхронизации» приводит к тому, что образовательная программа как бы «расплывается во времени», т. е. в ней сосуществуют элементы, относящиеся к разным временам.

На основе критериев Министерства образования и науки РФ в рамках конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, предполагается графическое построение зависимости значений выбранных параметров от времени достижения их вузами-конкурентами. Эта зависимость называется главной последовательностью, поскольку она определяет объективное основание для сравнения степени инновационности образовательной деятельности вуза.

Расчет промежуточных показателей позволяет определить экономическую эффективность инноваций в образовательной деятельности вуза, которая в самом простейшем виде представляет собой отношение к .

- Тамара Петровна, как человек, который активно продвигает инновационную линию в академии на протяжении длительного периода времени, скажите, какие проблемы возникают при реализации инноваций?

- Основная проблема, как ни странно, состоит не столько в материально-технической базе, сколько в требованиях к педагогам. Например, в рамках положений Болонской конференции в академии созданы две образовательные программы: магистерская программа по менеджменту и экономике и бакалаврская программа по экономике со специализациями «Финансы и кредит» и «Маркетинг». Только эти две программы получили международную аккредитацию, и соответственно в них занято только 4-5% педагогического состава от общеакадемического. Остальная часть педагогов работает по классической схеме: лекции и семинары. Редко используются инновационные технологии

того уровня требований, которые предъявляет в настоящее время сфера высшего экономического образования.

- Отмечая актуальность подготовки кадрового резерва для инновационного развития российской экономики, можно процитировать очень популярный в свое время политический и идеологический лозунг «Кадры решают все!». Расскажите, пожалуйста, существуют ли в академии специализированные программы и комплексная система подготовки резерва молодых преподавателей-исследователей, способных создавать инновационные продукты?

- Эта задача уже заложена в инновационную стратегию развития академии. Она находится под личным контролем ректора и не раз обсуждалась на Ученом совете. Основная ее суть сводится к подготовке мобильного инновационного преподавательского корпуса, способного изменять конфигурацию образовательных программ в зависимости от требований корпоративных клиентов, которые могут варьироваться при работе с заказчиком.

Академия предполагает совместить ориентацию на потребителя и оптимизацию затрат на педагогическую деятельность в регионах. Частично данная задача уже реализуется на практике в видеолекциях и видеоконференциях, позволяющих одновременно снизить затраты на работу с филиалами и повысить результативность восприятия материала за счет интерактивных технологий живого общения и кооперации студентов и преподавателей в отдаленных центрах Российской Федерации и за рубежом.

Академия планирует также развивать мобильность молодых кадров в целях воспроизводства кадрового резерва, способного обеспечивать развитие инноваций по заданной проектной траектории. В настоящее время отрабатывается вопрос стажировки преподавателей в ведущих университетах мира, в частности в Оксфорде. Кроме того, в академии проводятся мастер-классы, на которых обсуждаются методы работы преподавателей и т. п. Все это позволит перейти в инновационности педагогического состава от 5-6 к 30% и более, что является индикатором, показывающим наши способности принять на себя более серьезные и ответственные задачи в области реструктуризации не только своего мышления, но и образовательной системы России.

- Каков, по вашему мнению, портрет молодого преподавателя в условиях инновационной экономики?

- Мне кажется, что прежде всего он должен быть красив душой. Человек, гармонично развитый, открытый к образованию сам, может быть главным звеном в цепи инновационного моделирования.

Иногда, к сожалению, на поведение молодых преподавателей влияют отрицательные последствия бизнес-среды. Но это проблема времени. В ближайшем будущем, когда академия наберет обороты и когда заработная плата будет адекватна затратам, которые вкладывает преподаватель, это перестанет быть причиной сложности отношений.

Вторым качеством я бы назвала международную мобильность и навыки работы высшей школы с современными компьютерными технологиями. Это прежде всего онлайн-технологии. Создать техническую возможность непосредственного контакта с преподавателем, даже если он отдален на большие

расстояния, - задача, которая сегодня решаема с точки зрения образовательного сервиса, и академия должна предоставить эту возможность.

- Учитывая двойственное положение Российской Федерации, т. е. близость и к Европе, и к Азии, какие страны с точки зрения стратегических ориентиров наиболее привлекают академию для сотрудничества и почему?

- С учетом геополитического расположения место и роль России в экономическом образовательном пространстве, наверное, будут определяться сотрудничеством как с Европой, так и с Азией, в том числе со странами Ближнего Востока. Вместе с тем очень привлекательны для России страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Образовательный рынок Юго-Восточной Азии очень агрессивен. Надо внимательно изучать тенденции развития этих регионов, проводить серьезные маркетинговые исследования и определять поэтапность процедур интеграции на различных сегментах образовательного рынка. В настоящее время происходит наращивание наших отношений с Монголией, Узбекистаном и Арменией, где мы уже имеем филиалы или собираемся их организовывать.

- Как вы оцениваете ориентиры национальной политики России в сфере образования в связи с участием нашей страны в Болонском процессе?

- Я, правда, не министр и политику всей системы образования не определяю, но могу сказать, что, как обычно, мы отстаем с принятием решений. Нам пора переходить к активному сотрудничеству с субъектами международного рынка. Пока же мы идем в основном у них на поводу.

Академия готова к интеграции с вузами-партнерами разных стран. Мы ищем этих партнеров, однако не все вузы ведущих стран (Англии, Франции, Германии) готовы к такому сотрудничеству. Нам предлагают в основном франчайзинг образовательных программ: «Покупайте, мы готовы тиражировать свои образовательные продукты. Свое мы менять не будем». Мне кажется, что эта позиция не столь привлекательна ни для нас, ни для образовательной системы России. Нам бы, конечно, хотелось совместно с западными партнерами готовить инновационные образовательные программы, которые бы работали на процессы интеграции. Эту идею мы пытаемся донести до наших партнеров. Какие-то позиции пошли на поправку, например, с Голландией и Италией, но это еще только первые шаги. Очень интересно наши партнерские отношения развиваются с Хуанским университетом Китая.

Хочу отметить, что большинство зарубежных школ самодостаточны и особо не проявляют интерес к интеграционному развитию: или боятся, или также инерционны, как и мы. Поживем - увидим! Со своей стороны я считаю, что академия делает правильные шаги в области модернизации сервисного сопровождения образовательной деятельности, которые позволят нам найти друзей и соратников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.