Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ: УРОКИ ПАНДЕМИИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ: УРОКИ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / РЕГИОН / ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Дарья Андреевна

В данной статье представлены и рассмотрены изменения в приоритетах, произошедшие в отношении имеющихся и вновь возникших угроз экономической безопасности, сопряженных или непосредственно вызванных пандемией коронавирусной инфекции. В условиях становления и развития новой постпандемической социально-экономической системы Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы приоритизации угроз экономической безопасности субъектов РФ. Определены приоритетные направления в обеспечении экономической безопасности с учетом новейших вызовов и угроз, сформировавшихся и развившихся под влиянием пандемии коронавируса. Также отмечены и последствия, имевшие положительный характер с точки зрения интенсификации процессов цифровизации, модернизации, расширения кругозора и поиска нестандартных путей для овладения устойчивыми конкурентными преимуществами в целях обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE PANDEMIC LESSONS

This paper considers, presents and discusses the changes in priorities that have occurred in relation to existing and newly emerging threats of economic security associated or directly caused by the coronavirus pandemic. In the context of the formation and development of a new post-pandemic socio-economic system of the Russian Federation, the issues ofprioritizing threats to the economic security of the constituent entities of the Russian Federation acquire special relevance. Priority areas in ensuring economic security have been identified, considering the latest challenges and threats that have formed and developed under the influence of the coronavirus pandemic. It is also noted the consequences that were positive in terms of the intensification of digitalization processes, modernization, broadening of horizons and the search for non-standard ways to acquire sustainable competitive advantages to ensure economic security.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ: УРОКИ ПАНДЕМИИ»

Андреева Д.А.

ПРИОРИТЕТНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ: УРОКИ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В данной статье представлены и рассмотрены изменения в приоритетах, произошедшие в отношении имеющихся и вновь возникших угроз экономической безопасности, сопряженных или непосредственно вызванных пандемией коронавирусной инфекции. В условиях становления и развития новой постпандемической социально-экономической системы Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы приоритизации угроз экономической безопасности субъектов РФ. Определены приоритетные направления в обеспечении экономической безопасности с учетом новейших вызовов и угроз, сформировавшихся и развившихся под влиянием пандемии коронавируса. Также отмечены и последствия, имевшие положительный характер с точки зрения интенсификации процессов цифровизации, модернизации, расширения кругозора и поиска нестандартных путей для овладения устойчивыми конкурентными преимуществами в целях обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, угроза, регион, людские ресурсы, социально-экономическая система.

Andreyeva D.A.

PRIORITY THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE PANDEMIC LESSONS

Abstract. This paper considers, presents and discusses the changes in priorities that have occurred in relation to existing and newly emerging threats of economic security associated or directly caused by the coro-navirus pandemic. In the context of the formation and development of a new post-pandemic socio-economic system of the Russian Federation, the issues of prioritizing threats to the economic security of the constituent entities of the Russian Federation acquire special relevance. Priority areas in ensuring economic security have been identified, considering the latest challenges and threats that have formed and developed under the influence of the coronavirus pandemic. It is also noted the consequences that were positive in terms of the intensification of digitalization processes, modernization, broadening of horizons and the search for nonstandard ways to acquire sustainable competitive advantages to ensure economic security.

Keywords. Economic security, threat, region, human resources, socio-economic system.

Введение

В сложившейся на сегодняшний день кризисной макроэкономической ситуации особое значение приобретают вопросы обеспечения экономической безопасности социально-экономических систем (СЭС), а также процессы обоснования приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности с учетом новейших вызовов и угроз, сформировавшихся и развившихся под влиянием пандемии коронавируса.

ГРНТИ 06.52.17 © Андреева Д.А., 2021

Дарья Андреевна Андреева - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (981) 830-77-36. E-mail: a.d.andreeva@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 31.08.2021.

Кризис, возникший в достаточной степени спонтанно и непредвиденно, обнажил не только имевшиеся проблемы, привнес новые угрозы, но и открыл возможности для внесения оперативных адекватных новейшим вызовам изменений в обеспечении экономической безопасности СЭС. Резко изменившиеся условия и факторы внутренней и внешней среды СЭС породили потребность в изменении приоритетов их функционирования и развития. Необходимым условием для выживания стала приори-тизация угроз и рисков экономической безопасности с учетом чрезвычайных ситуаций глобального характера, что привело к очевидной необходимости осуществления качественного и количественного анализа приоритетов вызовов и угроз экономической безопасности, а также приоритетов, установленных в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [12].

Кроме того, обострившиеся под влиянием пандемии проблемы дифференцированности регионов РФ увеличили их роль и значение в вопросах обеспечения национальной и экономической безопасности на макроуровне - экономическая безопасность страны укрепляется по мере роста производительных сил и возрастает тем более, чем выше становятся уровни развития и чем рациональнее организованы взаимосвязи потенциалов защищенности различных аспектов и функциональных областей экономической безопасности [1; 2; 10]. Таким образом, экономическая безопасность страны напрямую зависит от потенциала защищенности регионов, который определяется эффективностью разработки и реализации мероприятий, направленных на реформирование механизмов управления процессами обеспечения экономической безопасности, а также от конкретных мер по нейтрализации приоритетных угроз экономической безопасности на региональном уровне.

Необходимо отметить, что свою лепту в выявление и характеристику угроз и вызовов экономической безопасности внесли и процессы, сопряженные с необходимостью достижения целей устойчивого развития [13]. Анализируя отечественную практику приоритизации угроз экономической безопасности и научные труды по данной тематике [1; 3; 7; 8; 10; 11; 14], можно отметить, что в ситуации эпидемии наша страна за счет накопленного потенциала в сфере реализации разработанных и предложенных к внедрению национальных проектов и других стратегических и программных документов - доктрин, государственных программ, концепций, стратегий, смогла выделить наиболее уязвимые узкие места и определить наиболее рациональные пути нейтрализации угроз экономической безопасности.

В качестве яркого примера можно отметить, что все принимаемые меры по поддержке населения в пандемический период осуществлялись в дистанционном формате благодаря использованию цифровых технологий, которые активно внедрялись в практику государственного управления в предшествующие годы в рамках реализации программы «Цифровая экономика РФ» [4; 5; 9]. Удержание значений ключевых показателей, индикаторов экономической безопасности в условиях не просто снижения, а значительного спада и ослабления темпов экономического роста в совокупности с нарастанием негативных тенденций в социальной сфере является крайне важной и первостепенной задачей, от решения которой зависят перспективы будущего развития и эффективности обеспечения экономической безопасности.

Пандемия коронавирусной инфекции, с которой столкнулся весь мир, стала первым беспрецедентным глобальным социально-экономическим кризисом XXI века и новейшей экономики. Она не только явилась непосредственным самостоятельным риском для широкого спектра элементов СЭС, но и спровоцировала возникновение новых угроз во всех сферах социально-экономических отношений, стала катализатором для развития уже имевшихся проблем и угроз и перехода их в категорию рисков и дальнейшей их диверсификации, усугубления, фигурации. В условиях становления и развития новой постпандемической СЭС Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы приоритезации угроз экономической безопасности субъектов РФ.

Целью представленного исследования является выявление изменений, произошедших в расстановке приоритетов по угрозам экономической безопасности под влиянием пандемии, и на их основе -определение приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности РФ на период до 2040 года с учетом новейших вызовов и угроз.

Методы

В статье был задействован метод анализа и синтеза, сравнения и обобщения, которые позволили выявить основные тренды в обеспечении экономической безопасности СЭС, изменении приоритетов при

определении угроз экономической безопасности. Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, практиков в сфере экономической безопасности, цифровой трансформации, ресурсы Интернет.

Результаты и обсуждение

Неустойчивость и неопределенность перспектив развития СЭС Российской Федерации, которая наблюдалась на протяжении продолжительных периодов в последние десятилетия, в условиях коро-накризиса значительно усугубилась. Если раньше было возможно говорить о детерминированной неопределенности, когда характеристики ключевых и критических факторов СЭС было возможно спрогнозировать с определенной долей вероятности, то под влиянием новых обстоятельств произошел переход к недетерминированному развитию событий.

Анализируя труды ученых и исследователей, можно сделать вывод о том, что многие авторы сходятся во мнении, что для преодоления социально-экономических последствий пандемии даже наиболее развитым и передовым экономикам мира потребуется не один год [1; 3; 7]. Также многие исследователи отмечают, что в связи со сложной социально-экономической ситуацией не только в отдельных регионах РФ, но и в стране в целом и во всем мире, наибольшее значение приобретают вопросы обеспечения национальной безопасности, защиты и продвижения национальных интересов, обеспечения экономической безопасности на всех уровнях, обеспечение социальных гарантий в условиях новой реальности [7; 8; 11].

Сложившаяся ситуация во всем мире доказала, что качество здравоохранения непосредственно влияет на производственный потенциал экономики, и, как следствие, на экономическую и национальную безопасность. Большинство авторов в своих работах отмечают в качестве наиболее значимых угроз экономической безопасности, актуализировавшихся в свете коронакризиса, увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, увеличение уровня преступности, негативное изменение показателей социально-экономического развития [5; 6; 7; 11; 14]. Однако, ни один из перечней не является исчерпывающим.

В период пандемии на авансцену вышли проблемы, решение которых откладывалось или распределялось на долгосрочную перспективу, предполагалась их последовательная планомерная реализация с широкими временными рамками и с постепенной адаптацией населения к изменениям. Произошло выделение региона в качестве ключевого элемента СЭС, на основе которого необходимо реализовывать «персонализированные» меры по реформированию механизмов управления процессами обеспечения экономической безопасности. Наибольшее распространение получила концепция регионализации - регионы образуют территориальную, организационную, правовую, ресурсно-экономическую основу для реализации мер по нейтрализации новейших угроз экономической безопасности, за счет чего обеспечивают восстановительные процессы и предопределяют перспективные направления социально-экономического развития не только на мезоуровне, но и на макроуровне.

Дестабилизирующее влияние на экономическую безопасность регионов было оказано за счет ряда факторов прямого и косвенного воздействия, которые по своим проявлениям были не только явными, но и скрытыми. Среди безусловных явных факторов, которые получают первостепенную роль в списке угроз экономической безопасности в условиях пандемии, можно выделить снижение товарооборота и объемов промышленного производства, закрытие предприятий сферы услуг и увольнение работников предприятий, за чем последовал значительный рост безработицы [5; 6; 13].

Процессы, происходящие в СЭС на уровне регионов, характеризовались очевидным повышением нестабильности не только экономической ситуации и хозяйственной среды, но и социальной ситуации, что, как оказалось на практике, привело к значительно большим негативным последствиям коро-накризиса. Факторы прямого и косвенного воздействия, значительно повлиявшие на СЭС и экономическую безопасность в период пандемии, так или иначе замыкались на человеке и вывели на первый план социальную составляющую экономической безопасности, что было ожидаемо, однако потребовало более комплексных решений. В новых условиях население приобретает роль ведущей подсистемы региона, в том числе и в вопросах обеспечения экономической безопасности.

Рост безработицы и падение платежеспособного спроса, рост доли малообеспеченных граждан спровоцировали снижение экономической безопасности и национальной безопасности [5; 6; 11]. До-

полнительной угрозой стало и то, что обозначенные факторы проявлялись и распространялись в разных регионах нашей страны с разной силой и скоростью, неравномерно, имели различный набор последствий и продолжительность их влияния. Таким образом, особый вклад в изменение представлений о приоритетности новейших угроз экономической безопасности внесла чрезвычайная ситуация с дифференциацией регионов по характеристикам, игравшим ключевую роль в вопросах разработки и реализации мер по нейтрализации угроз экономической безопасности (неодинаковый уровень развития производительных сил, различия в социально-экономической конъюнктуре, различия в темпах столкновения с пандемией и ее последствиями).

Смягчающим обстоятельством развития коронакризиса стало наличие разработок в области направлений и механизмов достижения целей устойчивого развития, что положительно отразилось на возможностях нейтрализации новейших угроз экономической безопасности. Наличие комплекса взаимосвязанных и неразделимых целей и задач в области устойчивого развития стало прочным фундаментом, на котором выстраивались меры по нейтрализации новых приоритетных угроз на региональном уровне. Отягчающими же обстоятельствами стали не только отсутствие необходимой инфраструктуры на региональном уровне, высокая степень диверсификации, информационной и технологической отсталости регионов и элементов СЭС, низкого уровня готовности населения к освоению новых технологий, отсутствие необходимых цифровых компетенций у населения, но и необходимость быстрой смены и адаптации населения к новой модели социального взаимодействия.

В новых обстоятельствах требуется поиск нестандартных выходов из кризиса - необходимо определить новые точки роста и направления развития экономики. Одним из главных уроков пандемии стало осознание всей значимости цифровых технологий в обеспечении жизнедеятельности государства и, как следствие, в обеспечении экономической безопасности. Пандемия затронула все ключевые сферы экономики и общественной жизни, возникла острая необходимость экстренно перевести процессы жизнедеятельности в онлайн среду. Было необходимо найти такие пути преодоления кризиса, которые корректно интегрировали бы новейшие идеи и направления модернизации СЭС, учитывали возможности и перспективы параллельного достижения целей устойчивого развития, а также потенциал регионов и их значительную дифференциацию. Кроме того, эти решения должны определять перспективные направления для поиска и получения устойчивых конкурентных преимуществ страны на мировой арене [4].

Одним из нетрадиционных направлений и ключевых ориентиров стало рассмотрение перспектив внедрения и развития Б80-трансформации российской экономики - формирование СЭС, базирующейся на идеях экологической, социальной и управленческой ответственности [2]. Б80-транс-формация предполагает ориентацию на рациональное использование и потребление ресурсов, сокращение углеродного следа в СЭС, в том числе и сокращение доли компаний, занимающихся низкоэффективной добычей полезных ископаемых - экономике предлагается «слезть с нефтяной и газовой иглы», произвести интенсификацию производственных и бизнес-процессов, достичь справедливости через эффективность.

Необходимость использования различных форматов удаленного взаимодействия выявила большое количество проблем и угроз, которые не являлись приоритетными в допандемический период. Возникла потребность ускоренного перехода к цифровой экономике [9], включающего быструю адаптацию населения к новым условиям функционирования с использованием широкого спектра форматов удаленного взаимодействия. Актуализировались и активизировались процессы развития 1Т-сектора экономики [9; 13], который сохранил темпы роста на протяжении периода пандемии, а также испытал на себе диверсификацию - произошло расщепление сектора на коммерческий (с ускоряющимися темпами развития маркет-плейсов и электронной коммерции) и социальный (информационные технологии для государства и населения).

Достигнув положительных результатов в цифровизации образовательной деятельности, государственных услуг и социальной защиты, СЭС не должна останавливаться - необходимо продолжать развивать данное направление и стремиться к формированию цифрового государства, которое сможет за счет применения широкого спектра цифровых технологий оперативно реагировать на возникающие кризисные явления и процессы. В перспективе развития цифрового государства будет сформирована

база для анализа, оценки, выявления и прогнозирования различного рода угроз, вызовов и рисков СЭС и экономической безопасности в условиях неопределенности разной степени. С использованием цифровых технологий станет возможным спрогнозировать и просчитать, полагаясь не только на ретроспективный анализ, угрозы экономической безопасности и на основе анализа принять быстрые и эффективные решения, от которых зависит перспектива сохранения субъекта экономики и поддержания его функционирования на минимальных оборотах в кризисный период. Выводы

Рассматривая все многообразие последствий и угроз экономической безопасности, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, стоит отметить, что на сегодняшний день необходимо реализовать концепцию регионализации, рассмотреть «новые» (отличные от Москвы и Санкт-Петербурга) отдельные субъекты РФ с точки зрения перспективы их возможности стать центрами социально-экономического восстановления и роста, что в значительной мере будет способствовать переходу социально-экономических систем от акцента на процессах стабилизации и восстановления, к процессам оживления, развития, интенсификации.

В целом все имевшиеся угрозы экономической безопасности страны, выраженные в проблемах на региональном уровне, в свете пандемии подверглись приоритизации. Произошло изменение ракурса их рассмотрения с точки зрения периодизации, горизонта планирования, также добавился элемент, связанный с внедрением инноваций - цифровых технологий в социально-экономические процессы, более активно стали применяться элементы проектного управления на государственном уровне. К сожалению, остались и нерешенные вопросы. В частности, это вопрос привлечения инвестиций в регионы - пандемия в совокупности с санкциями отрезала доступ к иностранным инвестициям, а государственные средства поменяли приоритеты расходования.

В заключение хотелось бы отметить, что последствия пандемии для социально-экономических систем РФ имели не только негативный, но и положительный характер с точки зрения интенсификации процессов цифровизации, модернизации процессов, поиска нестандартных путей для овладения устойчивыми конкурентными преимуществами.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы «Приоритетные направления обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», № 121042600210-7.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева М.З. Экономическая безопасность региона: подходы к определению // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. - № 3-1. С. 11-18.

2. В тренде - переориентация на «зеленую экономику», ответственное инвестирование и устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/v-trende—регеопеШ:ааа-па-7е1епии-ekonomiku-otvetstvennoe-investirovanie-i-ustojcivoe-razvitie-26966 (дата обращения 10.08.2021).

3. Филатова И.В., Осипова А.Н. Влияние пандемии коронавируса на экономическую безопасность страны // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 281-284.

4. Доклад о развитии цифровой экономики в России «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для России». Всемирный банк, 2018. 176 с.

5. Качество жизни в российских регионах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riarating.ru/infogra-1^20210216/630194637^1 (дата обращения 10.08.2021).

6. Рейтинг регионов по уровню безработицы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riarating.ru/regions/ 20210316A530196687.html (дата обращения 29.07.2021).

7. Караваева И.В., Колпакова И.А. Ученые об оценке рисков и угроз экономической безопасности современной России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 6. С. 195-203.

8. Курепина Н.Л. Стратегические приоритеты обеспечения экономической безопасности регионов России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-1. С. 701-703.

9. Цифровая экономика РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digita1.gov.ru/ru/activity/directions/ 858) дата обращения 10.08.2021).

10. Мировая экономика в условиях пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imemo.ru/spe-cia1-rubrics/coronavirus-pandemic/text/mirovaya-ekonomika-v-us1oviyah-pandemii (дата обращения 10.08.2021).

11. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. 2020. № 3. С. 259-272.

12. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

13. Федеральная служба государственной статистики. Данные по показателям ЦУР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/sdg/data (дата обращения 10.08.2021).

14. Andreyeva D.A., Bogolyubov V.S., Bogolyubova S.A., Malinin A.M. Digital solutions as a key element in improvement of levels of economic security and attractiveness of tourist destinations // SPBPU IDE'20: Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on Innovations in Digital Economy. 2020. Article 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.