Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЭКОНОМИКЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЭКОНОМИКЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПАНДЕМИЯ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / DIGITAL ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / TRANSFORMATION OF ECONOMY / PANDEMIC / THREATS TO ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC DEVELOPMENT / LEVEL OF DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY / ИқТИСОДИЁТИ РАқАМӣ / АМНИЯТИ ИқТИСОДӣ / ТРАНСФОРМАТСИЯИ ИқТИСОДИЁТ / ХАВФҳО БА АМНИЯТИ ИқТИСОДӣ / РУШДИ ИқТИСОДӣ / САТҳИ РУШДИ ИЦТИСОДИЁТИ РАқАМӣ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна, Ахмедова Мукаддасхон Абдухамидовна

Изучается проблема обеспечения экономической безопасности в условиях пандемии коронавируса. Целью является определение оптимальных мер по противодействию угрозам экономической безопасности с учетом особенностей экономических изменений, связанных с пандемией. Выделяются новые угрозы экономической безопасности, вызванные спадом экономики и карантинными мерами. Выявлено, что экономический спад в текущих условиях является неизбежным и не зависит от уровня экономической безопасности и цифровизации экономики отдельных стран, так как вызван отсутствием производства отдельных видов услуг. Высказано мнение, что решению большей части имеющихся социально-экономических проблем будет способствовать развитие цифровой экономики, в том числе будут решены проблемы переподготовки кадров, создания новых рабочих мест и повышения эффективности системы управления. Производится общая оценка уровня развития цифровой экономики в Таджикистане, предлагаются меры экономической трансформации в республике с целью внедрения в экономику цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION TO DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ECONOMY AS A WAY TO ENSURE ECONOMIC SECURITY IN A PANDEMIC

The problem of ensuring economic security in the context of the coronavirus pandemic has being studied. The aim is to determine optimal measures to counter threats to economic security taking into account the specifics of economic changes associated with the pandemic. New threats to economic security caused by the economic downturn and quarantine measures are highlighted. It was revealed that the economic decline under the current conditions is inevitable and does not depend on the level of economic security and digitalization of the economy of individual countries, as it is caused by the lack of production of certain types of services. The opinion is expressed that the development of digital economy will contribute to solving most of the existing socio-economic problems, including those ones of retraining personnel, creating new jobs and increasing an efficiency of the management system of the state. An overall assessment of the level of development of the digital economy of Tajikistan is made and measures for economic transformation in the republic in order to introduce digital technologies into the economy are proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЭКОНОМИКЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 338.22.02 ББК 65.012.3

ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ Блиничкина Надежда Юрьевна,

ТЕХНОЛОГИЯМ В ЭКОНОМИКЕ канд.экон.наук., заведующая отделом

КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ международных связей ТГУПБП

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Ахмедова Мукаддасхон Абдухамидовна,

БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ канд.экон.наук, доцент ТГУПБП

ПАНДЕМИИ (Таджикистан, Худжанд)

ГУЗАРИШБА ТЕХНОЛОГИЯХОИ Блиничкина Надежда Юревна, н.и.и., мудири

РАЦАМЙДАР ИЦТИСОДИЁТ ЧУН шуъбаи муносибатуои байналхалции ДДХрСТ

ТАРЗИ ТАЪМИНИ АМНИЯТИ (Тоцикистон, Хуцанд) Ахмедова

ИЦТИСОДЙ ДАР ШАРОИТИ Муцаддасхон Абдухамидовна,

ПАНДЕМИЯ н.и.и., дотсентиДДХрСТ;

TRANSITION Blinichkina Nadezhda Yuryevna, candidate of

TO DIGITAL economical sciences, chief of international ties

TECHNOLOGIES department under the TSULBP (Tajikistan,

IN ECONOMY Khujand), Akhmedova Mukaddaskhon

AS A WAY TO ENSURE Abdukhamidovna, candidate of economical

ECONOMIC SECURITY sciences, Associate Professor, TSUPBP;

IN A PANDEMIC E-MAIL: n. blinichkina@mail. ru

Ключевые слова: цифровая экономика, экономическая безопасность, трансформация экономики, пандемия, угрозы экономической безопасности, экономическое развитие, уровень развития цифровой экономики

Изучается проблема обеспечения экономической безопасности в условиях пандемии коронавируса. Целью является определение оптимальных мер по противодействию угрозам экономической безопасности с учетом особенностей экономических изменений, связанных с пандемией. Выделяются новые угрозы экономической безопасности, вызванные спадом экономики и карантинными мерами. Выявлено, что экономический спад в текущих условиях является неизбежным и не зависит от уровня экономической безопасности и цифровизации экономики отдельных стран, так как вызван отсутствием производства отдельных видов услуг. Высказано мнение, что решению большей части имеющихся социально-экономических проблем будет способствовать развитие цифровой экономики, в том числе будут решены проблемы переподготовки кадров, создания новых рабочих мест и повышения эффективности системы управления. Производится общая оценка уровня развития цифровой экономики в Таджикистане, предлагаются меры экономической трансформации в республике с целью внедрения в экономику цифровых технологий.

Вожа^ои калиди: ицтисодиёти рацамй, амнияти ицтисодй, трансформатсияи ицтисодиёт, пандемия, хавфуо ба амнияти ицтисодй, рушди ицтисодй, сатуи рушди ицтисодиёти рацамй

Масъалаи таъмини амнияти ицтисодй дар шароити пандемияи коронавирус баррасй шудааст. Мацсад муайян кардани тадбируои мусоид дар бобати муцобилат ба таудидуо ба амнияти ицтисодй бо назардошти вижагиуои тагйироти ицтисодй мебошад, ки дар натицаи пандемия рух додаанд. Таудидуои нав ба амнияти ицтисодй цудо карда шудаанд,

ки таназзули ицтисодиёт ва тадбируои карантинй ба миён овардаанд. Муайян карда шудааст, ки дар шароити цорй таназзули ицтисодй ногузир аст ва аз сатуи амнияти ицтисодй ва рацамикунонии ицтисодиёти мамлакатуои алоуидавобаста нест, зеро ба сабаби набудани истеусоли намудуои алоуидаи хизматрасонй ба миён омадааст. Изуори ацида шудааст, ки ба уалли цисми зиёди масоили ицтимоию ицтисодй рушди ицтисодиёти рацамй мусоидат хоуад кард. %алли масъалаи бозомузии кадруо, таъсиси цойуои нави корй ва баланд бардоштани самарабахшии низоми идоракунй аз он цумлаанд. Арзёбии умумии сатуи рушди ицтисодиёти рацамй дар Тоцикистон ицро шудааст, тадбируои трансформатсияи ицтисодй дар цумуурй ба мацсади ба ицтисодиёт цорй намудани технологияуои рацамй пешниуод гардидаанд.

Key words: digital economy, economic security, transformation of economy, pandemic, threats

to economic security, economic development, level of development of digital economy

The problem of ensuring economic security in the context of the coronavirus pandemic has being studied. The aim is to determine optimal measures to counter threats to economic security taking into account the specifics of economic changes associated with the pandemic. New threats to economic security caused by the economic downturn and quarantine measures are highlighted. It was revealed that the economic decline under the current conditions is inevitable and does not depend on the level of economic security and digitalization of the economy of individual countries, as it is caused by the lack of production of certain types of services. The opinion is expressed that the development of digital economy will contribute to solving most of the existing socio-economic problems, including those ones of retraining personnel, creating new jobs and increasing an efficiency of the management system of the state. An overall assessment of the level of development of the digital economy of Tajikistan is made and measures for economic transformation in the republic in order to introduce digital technologies into the economy are proposed.

Несмотря на то, что с начала пандемии коронавируса прошло не так много времени, становится очевидным, что экономическое развитие всех стран мира требует корректировки с учетом сложившихся реалий. Исследователи отмечают, что «масштабы эпидемии, стремительность её распространения, число жертв и инфицированных, её способность нанести непоправимый ущерб мировой экономике говорят о том, что человечество вступило в эпоху глобальных катастроф, новых угроз и вызовов» [1, с. 17]. Обеспечение экономической безопасности в подобных условиях предполагает поиск оптимальных путей поддержки экономики в тех ее сегментах, которые, с одной стороны, будут на текущем этапе поддерживать относительную экономическую стабильность и, с другой стороны, в дальнейшем создадут предпосылки для выхода из кризиса и развития.

Наиболее очевидным шагом в сложившейся ситуации может представляться развитие цифровой экономики, которая словно создана для функционирования в условиях пандемии.

Подобной позиции придерживаются и многие исследователи, в частности отмечающие: «Цифровизация призвана способствовать снижению необоснованного государственного вмешательства в экономику и повышать эффективность механизма государственного регулирования. Применение технологии блокчейн, устранение правовых барьеров по использованию новейших цифровых технологий в государственном

управлении приведёт к прозрачности планирования экономических и социальных программ, доступности анализа достигнутых результатов, что будет способствовать повышению уровня экономической и национальной безопасности» [2, с. 35].

Однако в научной литературе сложилась и противоположная позиция, суть которой сводится к тому, что переход к цифровой экономике «создает новую гуманитарную проблему в виде изменения структуры занятости населения, значительная часть которого будет связана с массовым производством информационных товаров и услуг различного назначения. Внедрение и применение современных информационно-коммуникационных технологий уже приводит к существенному сокращению количества рабочих мест и росту безработицы, в дальнейшем приведет к социальному расслоению, появятся новые формы социального неравенства, в числе которых будут доминировать информационное, образовательное и интеллектуальное неравенство, и все это станет серьезной социальной проблемой» [3, с. 95].

Поэтому необходимо более детально изучить данный вопрос и определить, насколько возможности развития цифровой экономики соответствуют целям и задачам обеспечения экономической безопасности в условиях пандемии, к которым, на наш взгляд, следует отнести:

- сохранение человеческих ресурсов, в том числе обеспечение населения медицинскими услугами и создание социальных гарантий при росте безработицы и бедности;

- поддержка предпринимательства в отраслях экономики, которые в наибольшей мере пострадали от карантинных мер;

- предотвращение инфляции и поддержание потребительского спроса, достаточного для того, чтобы предотвратить общий спад производства и рост цен.

Прежде всего, необходимо выявить, имеется ли какая-либо зависимость между уровнем внедрения цифровых технологий в экономику, уровнем экономической безопасности стран и масштабами кризиса, вызванного коронавирусом, в отдельных странах. С этой целью сравним такие показатели, как индекс экономической безопасности, методика расчета которого была предложена нами в одном из предшествующих исследований [4], индекс развития ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), характеризующий уровень цифровизации экономики, и темпы роста ВВП как показатель, быстро реагирующий на любые негативные процессы в хозяйственной системе (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели экономического положения в отдельных странах мира

Страны Динамика ВВП в 2020 году Индекс экономической безопасности Индекс развития ИКТ

Германия -10,1% 0,856 8,22

Испания -18,5% 0,798 7,66

Италия -12,4% 0,772 7,04

Китай - 13 % 0,701 5,05

Республика Корея -3,3% 0,811 8,85

Россия -9,5-10% 0,689 7,07

США -33% 0,845 8,19

Таджикистан 5,5% 0,561 -

Франция -13,8% 0,814 8,12

Япония - 27,8% 0,836 8,43

Составлено по: Рейтинг качества жизни в странах мира. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 26.05.2020).

URL: https://gtmarket.ru/ratings/quality-of-life-index/info_(дата обращения: 21.10.2020); Индекс человеческого развития. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 26.05.2020). URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (дата обращения: 21.10.2020); Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 26.05.2020).

URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения: 21.10.2020); Рейтинг стран мира по уровню процветания. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 21.05.2020).

URL: https://gtmarket .ru/ratings/legatum-prosperity-index/info_(дата обращения:

21.10.2020); Экономический кризис: как упал ВВП в разных странах мира [Электронный ресурс]. URL: https://actualcomment.ru/ekonomicheskiy-krizis-kak-upal-vvp-v-raznykh-stranakh-mira-2007311809.html (дата обращения: 21.10.2020); Дадабаева З. Таджикистан и коронавирус: что будет с экономическим развитием? [Электронный ресурс]. URL: https://cabar.asia/ru/tadzhikistan-i-koronavirus-chto-budet-s-

ekonomicheskim-razvitiem (дата обращения: 21.10.2020); Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

Данные таблицы дают несколько неожиданный результат: какой-либо зависимости между представленными в ней показателями не наблюдается. В частности, экономика Таджикистана демонстрирует рост, при том, что в группе выделенных стран у республики самый низкий индекс экономической безопасности, а данные по индексу развития ИКТ в международной отчетности отсутствуют. В то же время экономики США и Китая, считающиеся ведущими цифровыми экономиками мира, на долю которых приходится 75% мирового рынка облачных вычислений [5, с. 4], демонстрируют спад, а в США даже больший, чем тот, который был в этой стране во время Великой депрессии. Из этого следует, что системы безопасности и направления развития анализируемых экономик строились без учета угроз, которые возникли в ходе пандемии, в результате чего ведущие экономики мира оказались не готовы к новым вызовам.

В связи с этим возникает необходимость определить, какие угрозы оказались новыми для мира и какие меры могут быть приняты для их ликвидации, а также каким образом необходимо развивать цифровую экономику, чтобы это давало результат в условиях пандемии.

К новым угрозам экономической безопасности в условиях пандемии, на наш взгляд, можно отнести следующие:

-проблемы трудовых мигрантов, в том числе нехватку трудовых ресурсов из-за отсутствия возможности для свободной миграции трудящихся;

-подорожание продовольствия из-за разрыва коммуникаций;

-возрастание нагрузки на экономику из-за социальных расходов в связи с массовыми заболеваниями;

-банкротство предприятий и организаций, чья деятельность была ограничена карантинными мерами;

-потеря рабочих мест;

-общий спад экономики из-за спада деятельности сектора услуг;

-инфляция из-за финансовых вливаний в экономику в форме социальных выплат и льгот по поддержке предпринимательства.

Сегодня затраты отдельных государств на ликвидацию последствий коронавируса колоссальны: Германии - $1,4 трлн (37% ВВП), Италии - $402 млрд (20% ВВП), США - $2 658,3 млрд (12,4% ВВП) [6, с. 24], что не может в итоге не сказаться на темпах инфляции и - в долгосрочной перспективе - без принятия соответствующих мер послужит очередным дестабилизирующим фактором. Ситуация может сложиться таким образом, что отдельные проблемы сегодня будут решены за счет продолжения рецессии завтра. Поэтому необходимо четко понимать, какой результат может быть получен и на какие жертвы мы готовы пойти для плавного выхода из кризиса.

Экономику Таджикистана в перспективе также могут ожидать определенные трудности, связанные с сокращением поступлений средств от трудовых мигрантов. Сегодня страна в наибольшей мере обеспечивает приток средств в экономику за счет экспорта трудовых ресурсов, но, поскольку способ включения поступающих средств в хозяйственный процесс сложен и проходит в несколько этапов, сокращение поступлений скажется на динамике основных макроэкономических показателей не сразу.

Основной проблемой в любой стране мира на текущий период остается спад деятельности в секторе услуг. Большая часть потерь пришлась на сектор туризма и международные пассажирские перевозки, которые оказались практически полностью исключены из процесса хозяйствования. Кроме того, необходимо быть готовыми к тому, что после завершения пандемии восстановление данных отраслей потребует дополнительных затрат, связанных с необходимостью восстановления инфраструктуры.

Самые серьезные угрозы на текущем этапе имеют социально-экономический характер и напрямую снижают уровень и качество жизни населения. С одной стороны, несмотря на все усилия государства не допустить повышения цен на продовольственные товары, данный процесс все же имеет место, так как при разрыве коммуникаций возникает естественный дефицит отдельных видов продовольствия, цены на них увеличиваются, что влечет повышение цен на смежные и похожие товары и, в итоге, приводит к росту цен на все виды товаров. С другой стороны, рост числа безработных и уменьшение доходов домохозяйств снижает уровень благосостояния населения. Ситуация осложняется ростом числа больных, которые даже при развитой медицине и бесплатной медицинской помощи вынуждены затрачивать значительные средства на лечение и реабилитацию, при этом оказавшись временно нетрудоспособными, то есть потеряв, по крайней мере, часть дохода. Данная ситуация уже приводит во многих странах к социальным конфликтам, выражающимся в акциях протеста.

В этих условиях требуется принять срочные меры, которые, на наш взгляд, напрямую связаны с переходом к цифровой экономике.

По оценке Всемирного банка, полномасштабное внедрение цифровых технологий

в экономику создаст следующие эффекты:

- повышение инклюзивности и снижение уровня бедности;

- повышение доступности и качества медицинского обслуживания; -снижение стоимости и повышение доступности массового образования; -снижение негативного воздействия на окружающую среду;

-сокращение уровня преступности, повышение доступности финансовых сервисов, безопасность дорожного движения [7, с. 153].

Также исследователи отмечают: «Развитие цифровой экономики обеспечит возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом. Площадки в интернете позволят объединять усилия для создания бизнеса, поиска сотрудников, партнеров, ресурсов и рынков сбыта. Цифровые технологии также смогут сыграть ключевую роль в обучении сотрудников, обмене знаниями, реализации инновационных идей, в том числе и в социальной сфере» [8, с. 56].

Таким образом, будут решаться наиболее острые проблемы, оказывающие дестабилизирующее воздействие на экономику, и в полной мере будут достигнуты цели, выделенные нами выше как основные цели обеспечения экономической безопасности в условиях пандемии.

Возникает вопрос: что необходимо сделать для развития цифровой экономики в Республике Таджикистан?

Очевидно, что уровень цифровизации экономики республики чрезвычайно низок. Как было отмечено выше, страну даже не включили в Международный рейтинг по индексу развития ИКТ. При этом в 2019 году общий объем произведённых платных услуг в сфере информации и связи составил всего 1 915 702,9 тыс. сомони, или 0,25% от ВВП, и уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 0,8% [9]. В Таджикистане сегодня отчетливо прослеживается сокращение цифровых технологий в экономике. Так, в 2017 году только 2 514 тыс. жителей республики, или 28,15%, являлись пользователями Интернета [10], в то время как в среднем по миру данный показатель составляет 53%, а по СНГ достигает 71,3% [11].

На этом этапе в первую очередь необходимо разработать полноценную государственную программу перехода к цифровой экономике. Вместе с тем также требуется уже сейчас принимать активные меры для ликвидации угроз экономической безопасности, вызванных коронавирусом. С этой целью может быть сделано следующее:

1. Всемерная поддержка развития интернет-технологий и ресурсов для создания необходимой базы. Эти меры позволят отечественным предпринимателям получить доступ к международным торговым площадкам и снизят остроту проблемы из-за разрыва коммуникаций. Также в результате будут созданы условия для формирования системы дистанционного образования.

2. Основу цифровой экономики составляет цифровая грамотность населения. Требуется разработать бесплатный курс цифровой грамотности и обеспечить его внедрение в школах вместо курса информатики, а также сделать доступным для всех граждан страны.

3. С развитием цифровых технологий может решиться проблема безработицы за счет создания дистанционных курсов повышения квалификации. Подобные курсы получили широкое распространение на Западе и в ведущих компаниях России, когда работодатель принимает на работу специалиста без особой квалификации, но в течение одного-трех месяцев обязует пройти онлайн-курс, который сформирует необходимые навыки.

4. Отечественные производители и торговые компании получат доступ к международным электронным рынкам, что расширит ассортимент ввозимых товаров и снизит закупочные цены за счет наличия большего числа предложений.

В целом развитие цифровой экономики в Республике Таджикистан требует целенаправленных действий и принятия целого ряда мер, в наиболее общей форме представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Меры по развитию цифровой экономики в Республике Таджикистан

Обеспечение реализации указанных мер позволит сформировать базу для развития цифровой экономики в стране, решить ряд управленческих и социально-экономических проблем и будет способствовать формированию системы экономической безопасности нового уровня, выводящего Таджикистан на более высокую ступень экономического развития и открывающего оптимальные перспективы для хозяйствующих субъектов и для экономики в целом.

Список использованной литературы:

1. Буторов А.С. Пандемия COVID-19 и её влияние на мировую туристическую индустрию//Вестник МГУКИ. 2020. № 2 (94). С. 116-125.

2. Удалов Д.В. Цифровая трансформация социально-экономического пространства// Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82). С. 33-36.

3. Толстых В.В. Роль и влияние социального фактора на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире // Academy. 2020. № 5 (56). С.92-97.

4. Блиничкина Н.Ю. Взаимозависимость экономической безопасности и уровня жизни населения: теоретический ракурс// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 6 (188). С. 9-15.

5. Доклад о цифровой экономике - 2019. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран (обзор). - Женева: Организация Объединенных Наций, 2019. - 16 с.

6. Бобков А.В., Шадрина Н.А Демпфирование угроз личной безопасности в парадигме современных вызовов// ФриБ. 2020. № 2. С. 22-28.

7. Бахман Д.А. Перспективы развития цифровой экономики//Новые технологии. 2019. № 2 (48). С. 149-157.

8. Попов Е. В., Семячков К. А. Особенности управления развитием цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. №2. С. 54-61.

9. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан, январь - декабрь / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2020. - 309 с.

10. Статистический ежегодник Республики Таджикистан / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2018. - 482 с.

11. Интернет-доступ (мировой рынок) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1 %8F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D00%B4%D0%BE0%D1%81%D10%82%D1%83%D0%BF_(%D0%BC%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0% BA)#.D0.98.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.82-.D0.B0.D1.83.D0.B4.D0.B8.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.B2_.D0.BC.D0.B8. D1.80.D0.B5 (дата обращения: 27.10.2020).

Reference Literature:

1. Butorov A.S. COVID-19 and its Sway over World Touristic Industry // Bulletin of MSUKI. 2020. #2 (94). - pp. 116 - 125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Udalov D.V. Digital Transformation of Social-Economic Space // Bulletin of SGSEU. 2020, #3 (82). - pp. 33 - 36.

3. Tolstykh V.V. Role and Affection of Social Factor upon National Security of Russian Federation in Contemporary Polycentric World // Academy. 2020. #5 (56). - pp. 92 - 97.

4. Blinichkina N.Yu. Interdependence of Economic Security and Populations Living Standard: Theoretical Foreshortening // Bulletin of Samara State University of Economics. 2020. #6 (188). - pp. 9 - 15.

5. The Report on Digital Economy - 2019. Creation of Cost and Profit Obtaining: Aftermath for Developing Countries, 2019. - 16 pp.

6. Bobkov A.B., Shadrina N.A. Dempfering of the Threats to Personal Security in the Paradigm of Modern Challenges // Free B. 2020. #2. - pp. 22 - 28.

7. Bakhman D.A. Prospects for Digital Economy Development // New Technologies, 2019, #2 (48). - pp. 149 - 157.

8. Popov Ye.V., Semyachkov V.A. Peculiarities of Management with Digital Economy Development // Management in Russia and abroad. 2017, #2. - pp. 54 - 61.

9. Social-Economic State of Tajikistan Republic, January - December // The Agency of Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. - Dushanbe, 2020. - 309pp.

10. Statistical Annual of Tajikistan Republic // The Agency of Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. - Dushanbe, 2018. - 482 pp.

11. Internet-Access (World Market) [Electronic Resource]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1 %8F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BFJ%D0%BC%D0%B8%Dr%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%Dr%80%Dr%8B%D0%BD%D0%BE%D0% BA)#.D0.98.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.82-.D0.B0.D1.83.D0.B4.D0.B8.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.B2_.D0.BC.D0.B8. D1.80.D0.B5 (Date of request: 27.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.