Научная статья на тему 'Классификация угроз в рамках стратегии экономической безопасности Таджикистана'

Классификация угроз в рамках стратегии экономической безопасности Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1991
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГРУППЫ УГРОЗ / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY STRATEGY / THE THREAT OF ECONOMIC SECURITY / THREATS GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна

Обеспечение экономической безопасности государства предполагает борьбу с угрозами такой безопасности. При этом чрезвычайно важно, во-первых, понять суть того, чем является угроза экономической безопасности, и, во-вторых, выявить сходные характеристики угроз, позволяющие систематизировать их и на этой основе определить необходимые меры по их нейтрализации. Традиционный подход предлагает классификацию угроз экономической безопасности в зависимости от сферы их возникновения, но он не позволяет определить степень опасности угрозы для экономики и способы их нейтрализации. В связи с этим предлагается выделение пяти групп угроз экономической безопасности в зависимости от ряда характеристик, определяющих уровень их негативного воздействия на экономику страны. Проведенная на данной основе классификация угроз экономической безопасности Таджикистана позволила определить, нейтрализация каких из них требует поддержки извне, каким следует уделять первоочередное внимание в рамках стратегии экономической безопасности и государственной экономической политики, а какие не требуют от правительства серьезных усилий и могут быть нейтрализованы автоматически при нейтрализации вызвавших их угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THREATS OF ECONOMIC SECURITY OF TAJIKISTAN

Ensuring of the state economic security suggests the fight against threats to such security. At the same time it is extremely important, firstly, to understand the essence of a threat to economic security and, secondly, to identify the common characteristics of threats allowing to systematize them and to determine the necessary measures to neutralize them on this basis. The traditional approach offers a classification of economic security threats depending on areas of their origin but it is impossible to determine the gravity of the threat to the economy and ways of neutralizing it.In this context we propose allocation of the economic threats to five groups depends on a number of characteristics that determine the level of their negative impact to the economy. Such classification of threats to economic security of Tajikistan helped to determine neutralization of which of them requires outside support, what requires priority within the framework of the strategy of economic security and national economic policy, and what does not require serious government efforts and may be neutralized automatically during neutralization of the other threats.

Текст научной работы на тему «Классификация угроз в рамках стратегии экономической безопасности Таджикистана»

УДК 33.04 (Т) JEL А10

Н. Ю. Блиничкина

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики 17мкрн, 1, г. Худжанд, Согдийская область, 735700, Республика Таджикистан

nadya_85@rambler.гм; n.blinichkina@mail.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

Обеспечение экономической безопасности государства предполагает борьбу с угрозами такой безопасности. При этом чрезвычайно важно, во-первых, понять суть того, чем является угроза экономической безопасности, и, во-вторых, выявить сходные характеристики угроз, позволяющие систематизировать их и на этой основе определить необходимые меры по их нейтрализации.

Традиционный подход предлагает классификацию угроз экономической безопасности в зависимости от сферы их возникновения, но он не позволяет определить степень опасности угрозы для экономики и способы их нейтрализации. В связи с этим предлагается выделение пяти групп угроз экономической безопасности в зависимости от ряда характеристик, определяющих уровень их негативного воздействия на экономику страны.

Проведенная на данной основе классификация угроз экономической безопасности Таджикистана позволила определить, нейтрализация каких из них требует поддержки извне, каким следует уделять первоочередное внимание в рамках стратегии экономической безопасности и государственной экономической политики, а какие не требуют от правительства серьезных усилий и могут быть нейтрализованы автоматически при нейтрализации вызвавших их угроз.

Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности, угроза экономической безопасности, группы угроз.

Одним из важнейших элементов процесса обеспечения экономической безопасности является выявление угроз экономической безопасности. При этом следует иметь в виду, что не каждое негативное явление либо процесс в экономике страны является угрозой его экономической безопасности. К примеру, спад производства в определенных пределах представляет собой естественный этап экономического цикла и при условии кратковременности данного явления не может рассматриваться как угроза экономической безопасности. С другой стороны, некоторые экономические процессы, обладая позитивным характером в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе могут послужить основой возникновения экономических угроз.

Такое положение характерно для вхождения в слабую национальную экономику транснациональных корпораций, что в какой-то момент стимулирует развитие данной экономики. Но впоследствии транснациональная корпорация становится той силой, что в современном мире противопоставляет собственные интересы интересам государства и населения и служит источником не только экономической, но и политической нестабильности. В этом отноше-

Блиничкина Н. Ю. Классификация угроз в рамках стратегии экономической безопасности Таджикистана // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 2. С. 123-131.

Мир экономики и управления. 2016. Том 16, № 2 © Н. Ю. Блиничкина, 2016

нии справедливо замечание российского экономиста В. А. Фирсова, который подчеркивает, что транснациональные корпорации «создают собственные правила игры на мировых и национальных рынках, которые вступают в противоречие с классическими правилами конкуренции, закрепляя за различными территориями экономические функции вне зависимости от их государственной принадлежности» [1. С. 318].

Выявление угроз экономической безопасности и особенно эффективность борьбы с ними во многом зависят от того, насколько действенна применяемая система классификации таких угроз, так как именно классификация угроз позволяет оценить их опасность и определить их источник.

При этом в современной экономической науке при классификации угроз экономической безопасности возникла методологическая проблема, связанная с большим разнообразием как форм самих угроз, так и их источников. Здесь следует согласиться с российским экономистом О. Ю. Гудковой в том, что «многие авторы предлагают достаточно широкий спектр данных угроз, что вряд ли является оправданным, поскольку в этом случае проблема экономической безопасности растворяется в общих характеристиках экономического развития страны и на такой основе трудно разработать мероприятия по ее обеспечению» [2. С. 29].

На наш взгляд, следует четко определить, что реально угрожает не только экономическому развитию страны, но и стабильности, независимости и эффективности экономики.

Сегодня существует целый ряд определений угроз экономической безопасности. Часть авторов делают упор на интерпретацию угрозы экономической безопасности с точки зрения соответствия определенных показателей установленным критериям [3. С. 9], в других источниках предлагается понимать под угрозой «ожидание, предвидение, ощущение опасности возможных нежелательных событий и их последствий» [4]. Некоторые исследователи предлагают интерпретировать угрозу как «наличие и действие реальных или потенциальных сил и факторов, которые могут стать дестабилизирующими по отношению к личности, социальной или природной системе, в нанесении им ущерба, дезорганизации или полного уничтожения» [5. С. 405-406].

На наш взгляд, последний подход более четко отражает сущность угрозы экономической безопасности, так как подчеркивает тот факт, что она предполагает наличие реального негативного воздействия на экономику, которое уже совершается и может в потенциале дестабилизировать всю экономическую систему.

Если же за основу брать понимание угрозы как чего-то, несоответствующего стандарту (критерию), то возникает риск того, что не все реальные угрозы экономике будут выявлены, поскольку для их выявления необходимо прежде определить сам стандарт. В то же время некоторые угрозы, существующие объективно, но не рассматриваемые в рамках заданных стандартов, угрозами считаться не будут вовсе.

Второй из приведенных подходов, на наш взгляд, дает неполную характеристику сущности угрозы, поскольку апеллирует к таким субъективным понятиям, как «ощущение», «предвидение», в то время как и сама угроза экономики, и наносимый ею ущерб вполне объективны и могут быть оценены и измерены.

Для более детального исследования параметров угроз экономической безопасности, на наш взгляд, следует учесть следующие присущие им особенности.

1. Угроза экономической безопасности - явление неизбежное. Экономика, находясь в постоянном движении и изменении, не может сохранять состояние идеального порядка. В связи с этим сбои в экономике - часть естественного процесса. В данном случае цель формирования стратегии экономической безопасности состоит в минимизации потерь, а также в снижении риска искусственного возникновения угроз.

2. Угроза экономической безопасности является результатом сбоя или противоречия в функционировании или деятельности того или иного сектора экономики. Значимость или сила воздействия угрозы зависит от значимости того сектора экономики, в котором она возникла, для экономической системы государства и от сферы (объемов) ее негативного воздействия.

Из этого следует, что наличие угрозы экономической безопасности в некоторой степени служит индикатором проблемы в данном секторе экономики.

3. Угроза экономической безопасности увеличивается с течением времени. Экономическая проблема, оставаясь нерешенной, постепенно усиливает свое негативное влияние и охватывает все большие сегменты, в итоге снижает эффективность функционирования всей экономики.

4. Угроза экономической безопасности способна породить новые угрозы, те, в свою очередь, также порождают угрозы. В результате возникает своеобразная цепочка угроз. При этом только ликвидация самого первого звена в этой цепочке, т. е. угрозы, возникшей первой, позволит нейтрализовать все остальные угрозы. Борьба с другими угрозами в цепочке больше похожа на лечение симптомов болезни, а не ее причины, не приводит к желаемым результатам и может лишь на время приостановить негативные процессы.

Опираясь на сказанное, а также учитывая результаты проведенного нами анализа экономики Таджикистана на основе применения систем критериев экономической безопасности, предложенных В. Сенчаговым и С. Глазьевым [6; 7], можно составить «карту» угроз экономической безопасности Республики Таджикистан (см. рисунок).

Такой подход позволяет выявить причинно-следственные связи при возникновении угроз и определить, на нейтрализацию которой из них следует направлять усилия в первую очередь. Однако данный метод не дает возможность в полной мере выполнить поставленную задачу -провести классификацию угроз экономической безопасности. Вместе с тем, выявление подобной логической взаимозависимости возникновения угроз экономической безопасности может рассматриваться как один из основных этапов классификации угроз, поскольку позволяет выявить корни имеющихся проблем и в соответствии с этим определить задачи и меры в рамках стратегии экономической безопасности.

Как наглядно демонстрирует рисунок, ключевыми угрозами для Таджикистана сегодня являются нехватка энергоресурсов, безработица, спад производства (в том числе и сельскохозяйственного). При этом последняя угроза имеет скрытый характер. Так, спад производства проявляется не в явной форме, а в замедлении темпов экономического роста и в низком его качестве.

Вместе с тем, определение подобной взаимообусловленности угроз не позволяет определить при отсутствии дополнительных параметров для анализа, как соразмерять усилия государства по нейтрализации угроз с самими угрозами, т. е. каким угрозам должно уделяться внимание в первую очередь, а какие могут быть локализованы и усилиями местных органов исполнительной власти.

При этом следует отметить, что метод, когда все силы центральной власти направляются на нейтрализацию ключевых угроз, а тем угрозам, что оказались в конце полученных цепочек, почти не уделяется внимания, не представляется приемлемым. Это можно обосновать, во-первых, тем, что и такие угрозы за короткий период могут существенно обостриться. Во-вторых, угрозы в конце цепочки могут оказаться (и обычно оказываются) намного масштабнее, чем те, что их вызвали. В нашем примере нехватка энергоресурсов является косвенной причиной (своеобразным стартовым элементом для возникновения «эффекта домино») угрозы «утечки мозгов». Едва ли можно с ходу определить, какая из этих угроз подвергает большей опасности экономику Таджикистана.

Из сказанного следует, что необходимо произвести такую классификацию угроз экономической безопасности, которая бы формировала определенную иерархию и позволяла бы в рамках стратегии экономической безопасности определить приоритетность в нейтрализации угроз и целесообразность приложения тех усилий, которые требуются для ее нейтрализации.

С этой целью в первую очередь необходимо определить принципы, которые позволяли бы охарактеризовать угрозу экономической безопасности тем или иным образом с точки зрения ее опасности для экономической системы.

Угрозы экономической безопасности Республики Таджикистан и взаимозависимоть их возникновения

Исходя из выявленных особенностей угроз экономической безопасности, можно сформулировать своеобразные параметры их оценки (табл. 1).

Таблица 1

Параметры оценки угроз экономической безопасности

Параметр Характеристика

Субъективность/ объективность Зависимость процесса возникновения угрозы от действий отдельных лиц или организаций

Длительность воздействия Срок, проходящий от момента возникновения угрозы до ее полной нейтрализации. При этом можно выделить угрозы краткосрочного (до 1 года), среднесрочного (до 3 лет) и долгосрочного (более 3 лет) воздействия

Масштабы распространения Зависимость распространения угроз от территорий. Выделяются локальные, общегосударственные, региональные и глобальные угрозы

Последствия воздействия Ущерб, нанесенный экономике страны в период негативного воздействия угроз

Масштабы последствий Негативные результаты воздействия угроз, в том числе новые угрозы, появившиеся в результате такого воздействия

Выявляемость / прогнозируемость Возможность обнаружить возникновение угрозы на начальном этапе ее формирования либо предугадать ее возникновение

* Составлено автором.

Исходя из предложенной в табл. 1 систематизации параметров угроз, можно выявить угрозы, нейтрализация которых является первоочередной задачей в процессе обеспечения экономической безопасности. В данном случае если использовать по каждому параметру хотя бы приблизительную условную оценку, применяя балловую шкалу от 1 до 10, то наибольший приоритет должна иметь нейтрализация угроз, получивших наибольшее количество баллов.

С другой стороны, ликвидация таких угроз связана с наибольшими трудностями и вызывает наибольшие затраты ресурсов, времени или усилий. Так, угроза, получившая наибольшее количество баллов, будет абсолютно не прогнозируема и не выявляема на начальном этапе. Ее негативное воздействие успеет охватить значительные сегменты экономик и обширные территории, выводя ее в категорию глобальных. Кроме того, данная угроза является последствием независящих и от отдельного человека и от человечества в целом факторов, т. е. процесс, спровоцировавший ее появление, неуправляем и не может быть остановлен по чьему-либо желанию. Данная угроза нанесет наибольший возможный ущерб экономике, породит своеобразную лавину угроз экономической безопасности, оказывая воздействия на все возможные «болевые точки» экономики. Ее воздействие будет продолжаться в течение длительного периода, а последствия могут сказываться десятилетиями.

В данную схему идеально вписывается в качестве примера процесс, спровоцировавший начало мирового финансового, а затем и экономического кризиса.

Однако угрозы экономической безопасности такого уровня - нечастое явление в мировой практике. Те же угрозы, которые реально воздействуют на экономику в тот или иной момент времени, безусловно, не имеют подобных масштабов. Следовательно, при формировании стра-

тегии экономической безопасности необходимо в первую очередь уделить внимание именно «текущим» угрозам, т. е. тем угрозам, которые реально можно спрогнозировать.

Таким образом, следует отталкиваться от того факта, что процесс стратегического планирования и формирования государственной политики в области экономической безопасности по борьбе с экономическими угрозами не может охватывать все возможные угрозы.

Основываясь на вышеизложенном, мы предлагаем при формировании стратегии экономической безопасности Республики Таджикистан в вопросе классификации угроз отказаться от сложных классификационных систем по различным признакам. На наш взгляд, необходимо классифицировать угрозы экономической безопасности исключительно с точки зрения их опасности для экономики страны. Здесь необходимо выделить пять групп угроз экономической безопасности.

К первой группе следует отнести угрозы, представляющие наибольшую опасность для экономики, - крайне опасные. Такие угрозы в абсолютном большинстве случаев масштабны и не-контролируемы, а также могут в потенциале привести к краху экономической системы. Ни одно государство не сможет самостоятельно справиться с такой угрозой, поэтому для ее ликвидации необходима помощь различных межгосударственных структур (международных организаций, международных финансовых институтов, кредитных организаций и т. д.) или государств-партнеров. При этом в данном случае помощь государств-партнеров предпочтительнее, поскольку международные организации, особенно кредитные, при оказании помощи проводят собственную политику в отношении государства, обратившегося за помощью. Такая политика не всегда и не во всем соответствует национальным интересам самого государства и может, в свою очередь, породить новые угрозы экономической безопасности (чаще всего в сфере обеспечения экономической независимости).

Во вторую группу следует выделить угрозы, представляющие довольно серьезную опасность, но вместе с тем не затрагивающие всю экономическую систему, - существенно опасные. С такими угрозами государство вполне может справиться самостоятельно с минимальной поддержкой извне. Такая поддержка может иметь форму предоставления краткосрочного займа или отсрочки по текущим платежам. В некоторых случаях (к примеру, при ликвидации последствий стихийных бедствий или эпидемий) внешняя поддержка может иметь форму гуманитарной помощи.

К третьей группе можно отнести угрозы экономической безопасности, которые оказывают довольно значительное воздействие на отдельные отрасли экономики, но с которыми государство полностью способно справиться своими силами, - опасные. Эта группа будет охватывать наибольшее количество угроз и именно ей следует уделить самое пристальное внимание при формировании стратегии экономической безопасности, поскольку, во-первых, угрозы данной группы вполне прогнозируемы и ликвидируемы, но, во-вторых, довольно значимы в масштабах государства. Если угрозы двух первых групп в большинстве случаев невозможно предвидеть и для их ликвидации требуется внешняя помощь, то меры по борьбе с угрозами третьей группы вполне поддаются планированию.

Четвертая группа охватывает те угрозы, что, не воздействуя на экономику государства в целом, оказывают довольно серьезное негативное воздействие на экономику отдельных регионов или областей страны, - минимально опасные. Эти угрозы также в большинстве случаев прогнозируемы и не представляют серьезной угрозы для всей экономической системы. Однако от местных органов государственной власти требуются определенные усилия для их ликвидации, а в ряде случаев возможно и возникновение необходимости вмешательства и центральных органов государственной власти (в случае стремительного разрастания угрозы и ее перехода в третью группу либо в случае продолжительного негативного воздействия).

К пятой группе, на наш взгляд, следует отнести то, что традиционно не рассматривается как угроза экономической безопасности, т. е. те угрозы, которые проявляются в форме непродолжительных негативных процессов, вызванных естественными закономерностями экономической деятельности и ликвидируемых автоматически в процессе саморегулирования экономической системы, - потенциально опасные. Кроме того, к данной группе следует относить угрозы, которые автоматически будут нейтрализованы при нейтрализации вызвавших их угроз, входящих в предыдущие две группы. Данные угрозы не требуют каких-либо активных

действий со стороны государства. Однако, на наш взгляд, необходимо постоянно наблюдать за их ходом. Такая необходимость вызвана двумя причинами: во-первых, при определенном стечении обстоятельств подобные угрозы способны разрастись и представлять непосредственную опасность для экономики; во-вторых, они служат своеобразным индикатором сбоя в экономической системе, и, отслеживая их, государство получает возможность выявлять потенциально проблемные секторы экономики и принимать превентивные меры.

Если на основе предлагаемой методики классифицировать угрозы экономической безопасности Республики Таджикистан, определенные нами на рисунке выше, то их можно разделить следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Классификация угроз экономической безопасности Республики Таджикистан *

Группа Угрозы

I - крайне опасные угрозы - бедность; - падение плодородия почвы; - голод

II - существенно опасные угрозы - нехватка энергоресурсов; - старение производственного аппарата; - разрушение инфраструктуры; - снижение инновационной активности

III - опасные угрозы - безработица; - высокий уровень скрытой инфляции; - рост теневой экономики; - угроза продовольственной безопасности; - импортозависимость; - снижение доли перерабатывающей промышленности; - спад производства; - сырьевая ориентированность экономики; - увеличение внешнего долга; - увеличение дифференциации доходов населения; - «утечка мозгов»; - сокращение бюджетных ассигнований на науку; - снижение качества и объемов урожая; - вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка; - сокращение доходной базы государства; - низкая инвестиционная активность

IV - минимально опасные угрозы - увеличение числа трудовых мигрантов; - увеличение числа хронических заболеваний; - деградация подрастающего поколения; - спад сельскохозяйственного производства; - рост коррупции; - сокрытие доходов; - ухудшение качества продуктов питания

V - непродолжительные негативные процессы - снижение продолжительности жизни; - снижение уровня жизни; - угроза социальных конфликтов; - сокращение покупательского спроса на продуктовые товары; - сокращение государственной поддержки сельского хозяйства; - кризис научно-технической сферы и снижение научного потенциала; - зависимость от иностранных партнеров

* Составлено автором.

При формировании стратегии экономической безопасности наибольшее внимание следует уделять угрозам второй и третьей групп, т. е. стратегия должна быть ориентирована на ликвидацию или нейтрализацию угроз именно этих групп. Это обосновывается тем, что угрозы первой группы обычно имеют глобальный либо, по крайней мере, региональный характер. Поэтому стратегия борьбы с ними чаще всего определяется в рамках деятельности международных организаций или совместных действий государств.

Нейтрализация угроз четвертой группы зависит от ситуации в каждом отдельном регионе страны. К примеру, спад сельскохозяйственного производства может по-разному проявляться в разных областях Таджикистана и может быть обусловлен различными причинами: в одном регионе он вызван нехваткой воды для полива, в другом - засолением почвы, в третьем - отсутствием необходимой техники и т. д. Следовательно, невозможно выделить общий комплекс мер, реализация которых позволила бы эффективно решить проблему одновременно во всех регионах.

Угрозы пятой группы, как отмечалось выше, нейтрализуются автоматически, т. е. также не требуют определения конкретных мер по их нейтрализации в рамках стратегии экономической безопасности.

Однако следует отметить, что угрозы экономической безопасности - явление динамичное и с течением времени они чаще всего усиливаются. Поэтому нельзя сказать, что та или иная угроза однозначно относится к той или иной группе в соответствии с предложенной классификацией. При отсутствии воздействия со стороны государства угроза начнет разрастаться, постепенно переходя из пятой группы в первую. Однако своевременное вмешательство позволит локализовать угрозу, предотвратить ее распространение и снизить степень риска, т. е. начнется обратное движение от первой группе к пятой.

Таким образом, формирование стратегии экономической безопасности предполагает не прямую борьбу с угрозами экономической безопасности, а разработку механизма, способного, во-первых, своевременно выявлять угрозы, во-вторых, адекватно реагировать на них и, в-третьих, определять приоритетность при необходимости борьбы с несколькими угрозами.

Список литературы

1. Фирсов В. А. Глобализация как фактор усиления традиционных и возникновения новых вызовов и угроз экономической безопасности государства // Бизнес в законе. 2009. № 5. С. 317-319.

2. Гудкова О. Ю. К вопросу об угрозах экономической безопасности // Вестн. Том. гос. унта. 2010. Вып. 7 (87). С. 29-32.

3. Андросов И. В. Дифференцированный подход к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства: содержание и пути реализации // Актуальные вопросы экономики и управления. 2012. № 5-6 (39-40). С. 9-15.

4. Минко И. С. Экономические угрозы и экономическая безопасность. URL: http://www.ibl. m/konf/151211/ekonomicheskie-ugrozy.html (дата обращения 21.12.2015).

5. Самушенок Т. В. Современные угрозы экономической безопасности России // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 405-408

6. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

7. Илларионов А. И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-58.

Материал поступил в редколлегию 09.09.2015

N. Yu. Blinichkina

Tajik State University of Law, Business and Politics 1 micro-region 17, Khujand, Sogd Region, 735700, Tajikistan

nadya_85@rambler.ru, n.blinichkina@mail.ru

CLASSIFICATION OF THREATS OF ECONOMIC SECURITY OF TAJIKISTAN

Ensuring of the state economic security suggests the fight against threats to such security. At the same time it is extremely important, firstly, to understand the essence of a threat to economic security and, secondly, to identify the common characteristics of threats allowing to systematize them and to determine the necessary measures to neutralize them on this basis.

The traditional approach offers a classification of economic security threats depending on areas of their origin but it is impossible to determine the gravity of the threat to the economy and ways of neutralizing it.In this context we propose allocation of the economic threats to five groups depends on a number of characteristics that determine the level of their negative impact to the economy.

Such classification of threats to economic security of Tajikistan helped to determine neutralization of which of them requires outside support, what requires priority within the framework of the strategy of economic security and national economic policy, and what does not require serious government efforts and may be neutralized automatically during neutralization of the other threats.

Keywords: economic security, economic security strategy, the threat of economic security, threats groups

References

1. Firsov V. A. Globalizatsiya kak faktor usileniya traditsionnykh i vozniknoveniya novykh vyzovov i ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Globalization as a factor of strengthening of the traditional and the emergence of new challenges and threats to the economic security of the state]. Biznes v zakone [Business in Low], 2009, № 5, p. 317-319.

2. Gudkova O. Yu. K voprosu ob ugrozakh ekonomicheskoy bezopasnosti [On the issue of threats to economic security]. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], 2010, iss. 7 (87), p. 29-32.

3. Androsov I. V. Differentsirovannyy podkhod k obespecheniyu ekonomicheskoy bezopasnosti natsional'nogo khozyaystva: soderzhanie i puti realizatsii [Differentiated approach to the economic security of the national economy: the maintenance and ways to implement]. Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya [Current issues in economics and management], 2012, № 5-6 (39-40), p. 9-15.

4. Minko I. S. Ekonomicheskie ugrozy i ekonomicheskaya bezopasnost' [Economic threats and economic security]. URL: http://www.ibl.ru/konf/151211/ekonomicheskie-ugrozy.html (date of access 21.12.2015).

5. Samushenok T. V. Sovremennye ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Modern threats to economic security of Russia]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestiya of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen], 2008, № 73-1, p. 405-408.

6. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchiy kurs: Uchebnik [The economic security of Russia: General Course: A Textbook]. V. K. Senchagova (Ed.). 2-nd ed. Moscow, Delo, 2005, 896 p.

7. Illarionov A. I. Kriterii ekonomicheskoy bezopasnosti [Criterias for economic security]. Voprosy ekonomiki [Problems of economy], 1998, № 10, p. 35-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.