Научная статья на тему 'Экономическая безопасность в России: современное состояние, угрозы и перспективы развития'

Экономическая безопасность в России: современное состояние, угрозы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13558
2064
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / УГРОЗЫ / THREAT / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / INDICATOR / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писаренко А. О.

Предмет. На сегодняшний день большинство стран, в том числе и Россия, столкнулись с такой проблемой, как экономический кризис. Экономическая нестабильность напрямую влияет на уровень экономической безопасности и защищенности граждан. В работе обосновывается актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации.Цели. Оценка уровня экономической безопасности в Российской Федерации, перспектив ее развития и обеспечения прогресса в этой области.Методология. В работе использованы методы аналитической, динамической интерпретации научной и статистической информации.Результаты. Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность». Предложена классификация индикаторов экономической безопасности и модель управленческих решений при обеспечении экономической безопасности. Проанализированы данные современного состояния российской экономики и на этой основе определен уровень экономической безопасности Российской Федерации на сегодняшний день. Выявлены основные угрозы экономической безопасности России и задачи в области обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации. Даны рекомендации по повышению уровня экономической безопасности.Выводы. В статье освещены различные аспекты рассмотрения категории «экономическая безопасность». Отмечено, что существуют определенные индикаторы экономической безопасности страны, которые классифицируются по разным критериям и позволяют определить уровень экономической безопасности страны. Показано, что Россия сегодня имеет недостаточно высокий уровень экономической безопасности. Определено, что в России существует множество угроз, негативно влияющих на российскую экономику. Сделан вывод о необходимости разработки экономического и политического курса страны с учетом важности обеспечения надежности экономической системы и ее устойчивости к существующим угрозам экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security in Russia: The current situation, threats, and future development

Importance Currently, many countries face the economic crisis. Economic instability directly undermines the economic security and public protection. The research substantiates the importance of ensuring the economic security in the Russian Federation.Objectives I evaluate the economic security level in the Russian Federation, future trends and possible advancement in this area.Methods The research involves methods of analytical, dynamic interpretation of scientific and statistical information.Results I review various approaches to construing the concept of economic security and propose my classification of economic security indicators and model for managerial decision-making so as to ensure the economic security. The article analyzes the current situation in the Russian economy and determines the economic security level in Russia. I also indicate what should be done to ensure and increase the national economic security of Russia.Conclusions and Relevance The article spotlights various aspects of economic security and notes that there are certain indicators of the national economic security, which are classified by different criteria and intended to assess the economic security level. Russia’s economic security is shown to be not as high as it should be. Russia is exposed to many threats affecting its economy. I conclude that Russia should find its economic and political strategy pursuing the robust economic system and its resilience to the existing economic security threats.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность в России: современное состояние, угрозы и перспективы развития»

pISSN 2073-2872 Экономическая безопасность

eISSN 2311-875X

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, УГРОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Алина Олеговна ПИСАРЕНКО

студентка кафедры социологии,

Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

[email protected]

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

История статьи:

Получена 31.01.2018 Получена в доработанном виде 24.02.2018 Одобрена 19.03.2018 Доступна онлайн 15.05.2018

УДК 338.2

F52, G00, 131, О11

Ключевые слова:

экономическая безопасность, угрозы, уровень экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, перспективы развития

Аннотация

Предмет. На сегодняшний день большинство стран, в том числе и Россия,

столкнулись с такой проблемой, как экономический кризис. Экономическая

нестабильность напрямую влияет на уровень экономической безопасности

и защищенности граждан. В работе обосновывается актуальность проблемы

обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации.

Цели. Оценка уровня экономической безопасности в Российской Федерации,

перспектив ее развития и обеспечения прогресса в этой области.

Методология. В работе использованы методы аналитической, динамической

интерпретации научной и статистической информации.

Результаты. Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность». Предложена классификация индикаторов экономической безопасности и модель управленческих решений при обеспечении экономической безопасности. Проанализированы данные современного состояния российской экономики и на этой основе определен уровень экономической безопасности Российской Федерации на сегодняшний день. Выявлены основные угрозы экономической безопасности России и задачи в области обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации. Даны рекомендации по повышению уровня экономической безопасности.

Выводы. В статье освещены различные аспекты рассмотрения категории «экономическая безопасность». Отмечено, что существуют определенные индикаторы экономической безопасности страны, которые классифицируются по разным критериям и позволяют определить уровень экономической безопасности страны. Показано, что Россия сегодня имеет недостаточно высокий уровень экономической безопасности. Определено, что в России существует множество угроз, негативно влияющих на российскую экономику. Сделан вывод о необходимости разработки экономического и политического курса страны с учетом важности обеспечения надежности экономической системы и ее устойчивости к существующим угрозам экономической безопасности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Писаренко А.О. Экономическая безопасность в России: современное состояние, угрозы и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 5. -С. 927 - 940.

https://doi.org/10.24891/ni. 14. 5.927

Растущее значение безопасности во всех сферах человеческой жизни, особенно в экономике, заключается в повышении в эпоху глобализации роли факторов риска, неопределенностей, случайности и взаимозависимости. Вопрос об обеспечении экономической безопасности привлекает к

себе пристальное внимание политических деятелей, ученых и граждан страны, а в России данная проблема актуальна уже несколько десятилетий (начиная с 1990-х гг.), когда страна перешла на новый этап развития. Период возникновения экономической безопасности как отрасли науки совпал с

развалом СССР, что стало причиной периода упадка и в очередной раз потребовало от правительства проведения реформ и преобразований, направленных на обеспечение защиты национальных интересов. Именно поэтому сегодня важно и актуально говорить о необходимости поддержания относительно высокого уровня экономической безопасности [1]. Но о таком уровне экономической безопасности стоит говорить только тогда, когда экономика способна в полной мере удовлетворять социальные и экономические потребности населения страны.

Определим, что же понимается под экономической безопасностью. По мнению академика Л. Абалкина, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Ведущим субъектом обеспечения экономической безопасности исследователь определяет государство. При этом Л. Абалкин говорит о центральной роли общества, представители которого должны осознать неразрывность своей личной судьбы и судьбы страны и выработать установку на совместные действия по ее защите от внутренних и внешних угроз [2]. Структура экономической безопасности в рамках национальной безопасности, по мнению Абалкина, состоит из следующих элементов:

• экономическая независимость;

• возможность саморазвития и прогресса;

• устойчивость национальной экономики.

Согласно исследованию А. Архипова, А. Городецкого и Б. Михайлова, экономическая безопасность - это сочетание внутренних и внешних условий, благоприятных для эффективного динамичного роста национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантируя возможность устранения угроз и потерь [3].

По словам А. Илларионова, экономическая безопасность страны понимается как сочетание экономических, политических и правовых условий, обеспечивающих долгосрочное устойчивое производство максимального объема экономических ресурсов на душу населения самым эффективным способом. Исследователь определяет решающую роль в обеспечении экономической безопасности экономической политики. Однако понимание государства как ключевого субъекта обеспечения экономической безопасности приводит А. Илларионова к тезису о том, что повышение уровня экономической

безопасности обязательно требует сокращения масштабов государственного вмешательства в экономику [4].

Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко под экономической безопасностью понимают важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития на р одно го хоз я й ств а , а т а кже последовательную реализацию государственных интересов России [5].

Таким образом, на сегодняшний день нет единого и закрепленного законодательством определения понятия «экономическая безопасность». Собственно экономическая безопасность имеет внутреннюю структуру, состоящую из трех элементов:

1) экономической независимости;

2 ) с та б ил ьно с ти и устой ч и в о сти национальной экономики;

3) способности к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном мире [6].

Для экономической безопасности имеют значение пороговые показатели. Пороговые показатели представляют собой максимальные пределы определенных параметров, несоблюдение которых может привести к нарушению развития различных элементов экономики. Например, максимально

допустимый уровень государственного долга, зависимость национальной экономики от зарубежных производителей, предельно допустимое снижение уровня жизни и др. [7].

Обеспечение экономической безопасности -это поддержание безопасности и стабильности общества, защита от коррупционных компонентов, способность государства предоставлять гражданам ресурсы и развивать не только экономику, но и другие сферы жизни. Состояние экономической безопасности является определяющим критерием развития государства [8].

Оценка состояния экономической безопасности проводится с помощью специальных показателей - индикаторов. Индикаторы экономической безопасности -это система специальных показателей, отражающая основные «болевые точки» в экономике страны, отрасли, предприятия1. Далее рассмотрим авторскую классификацию индикаторов (табл. 1).

К основным показателям экономической безопасности РФ относятся уровень ВВП, ВНП, финансовая безопасность, структура экономики страны и внешней торговли, уровень жизни населения и другие. Данные показатели помогают выделить угрозы для экономической безопасности России.

Далее необходимо обратиться к реальным цифрам, к данным мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» за III, IV кв. 2017 г. и январь 2018 г., в подготовке которого принимали участие эксперты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

По данным мониторинга за IV кв. 2017 г., ВВП РФ вырос на 1,8% по сравнению с тем же периодом 2016 г. Выросли и инвестиции на 4,2%, что обеспечено в основном за счет

1 Митяков Е.С. Классификация индикаторов экономической безопасности: материалы I научно-практической конференции «Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития». М.: Изд-во Института экономики РАН, 2017. С. 175-178.

деятельности столицы страны и ведущих нефтегазодобывающих регионов. К концу 2017 г. наблюдалась стабилизация одного из важнейших макроэкономических показателей -инфляции; она составила менее 4%.

Есть и отрицательные результаты. Рост промышленности замедлился до 1,2% по отношению к такому же периоду 2016 г., а в обрабатывающих отраслях почти приостановился (0,4%). Оборот розничной торговли медленно рос со II кв. 2017 г., однако сокращались реальные доходы населения из-за увеличения потребительского кредитования.

Уровень безработицы по методологии МОТ в сентябре-ноябре 2017 г. оставался низким (5%) и даже сократился по сравнению с тем же периодом 2016 г. (5,3%). Также выросли доходы консолидированных бюджетов регионов за II и III кв. 2017 г. (на 8,8% по сравнению с тем же периодом 2016 г.). Расходы консолидированных бюджетов регионов в январе-октябре 2017 г. увеличились на 6,6%, что также лучше динамики за предыдущий год. Сократили свои расходы только 16 регионов2.

В целом можно говорить об оптимистических прогнозах, несмотря на то, что по некоторым показателям российская экономика находится в опасной зоне. Но все же улучшение лишь некоторых показателей не может повлиять на весь результат. Сегодня уровень экономической безопасности в России не в самом лучшем состоянии. Существуют многочисленные угрозы, с которыми правительству необходимо бороться. Далее целесообразно выделить такие угрозы для экономической безопасности Российской Федерации.

Угрозами для экономической безопасности являются те явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономику страны, препятствуют осуществлению экономических интересов личности, общества и государства, создают опасность для национальных

2 Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции

и вызовы социально-экономического развития. URL: https://ranepa.ru/images/docs/monitoring/2018_1-62_January.pdf

ценностей и дестабилизируют социальную и экономическую ситуацию в обществе.

В Российской Федерации для защиты государства от угроз экономической безопасности был издан Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане, - утверждается в данном документе.

Современные угрозы экономической безопасности России разумно разделить на две группы. Первая группа включает в себя угрозы, по которым уже разработаны меры по их нейтрализации, а вторая - угрозы и проблемы, которые еще не полностью проявили свое негативное воздействие на экономику Российской Федерации3.

Далее выделим наиболее значимые угрозы, приведенные в Стратегии экономической безопасности РФ и входящие в первую группу:

- сохранение сырьевой направленности российской экономики;

- отсутствие внедрения современных инновационных технологий и продукции в машиностроительных отраслях;

- развитие теневой экономики, которое связано с излишним администрированием, несовершенством законодательной базы и т.д.

Ко второй группе угроз, которые проявились еще не в полной мере, относятся:

- приватизация важных субъектов хозяйственной деятельности;

- сокращение участия государства в экономике страны;

3 Павлов В.И. Основные вызовы и угрозы экономической безопасности в России в 2017-2019 гг.: материалы I научно-практической конференции «Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития». М.: Изд-во Института экономики РАН, 2017. С. 66-70.

- ограничение финансового обеспечения базовых отраслей экономики;

- сохранение существующей шкалы НДФЛ и возможность недовольства в обществе из-за его расслоения.

Также можно выделить иные угрозы, например, угрозы энергетической безопасности, продовольственной безопасности, информационной, военной безопасности и др., которые требуют особых подходов к их нейтрализации. Все эти угрозы содержат внутренние экономические и внешние аспекты. Некоторые страны, даже лидеры по ВВП, обеспечивают указанные формы безопасности в различной степени. Россия, например, имея сильную энергетическую безопасность, снабжает себя продовольствием лишь на 60% [9].

Также к наиболее существенным внешним угрозам относится увеличение количества санкций со стороны стран Европы и США. Продолжительное санкционное давление, которое началось в 2014 г., оказывает нашей стране огромный ущерб. Анализируя масштаб и содержание санкций, которые ввели ЕС по отношению к России, можно сделать неоспоримый вывод: именно Евросоюз в первую очередь ударил по отраслям, развитие которых является стратегически важным для России и приносит нашей стране наибольший доход4. Второй по максимальному негативному экономическому эффекту для России оказалась группа санкций в отрасли ВПК. Приостановка отдельных проектов и поставок из-за рубежа вынудили Россию увеличить расходы на создание отечественных аналогов техники двойного военного и гражданского назначения [10].

С учетом глобализации мировой экономики акторы экономического противостояния оказались весьма чувствительны к последствиям экономических санкций. Так, в торговом балансе России преимущественными партнерами являются страны - члены ЕС

4 Кравченко Л.С. Экономические санкции против России:

вызовы и угрозы. URL: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-

sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy

(42,2% импорта и 53,8% всего экспорта) и Китай5.

Экономические ограничения негативно повлияли и на состояние ряда отраслей российской экономики. Экономические санкции, например, в банковской сфере, а именно - ограничения в возможности получения кредитных ресурсов, вызвали снижение инвестиционной активности, спровоцировали инвестиционный спад в стране и ослабление курса рубля6.

Как было сказано, одной из угроз для экономической безопасности российского общества является проблема сырьевой направленности экономики. Для минимизации последствий указанной угрозы в настоящее в р е м я п р о в о д и т с я п о л и т и к а импортозамещения, которая может вести за собой ряд как позитивных, так и негативных последствий. Правительству необходимо реализовывать политику развития в области научно-технического прогресса, начинать сотрудничество с иностранными компаниями по созданию высокотехнологичной продукции и принимать меры по изменению ориентации

u ч 7

российской экономики'.

Экономическая безопасность РФ характеризуется наличием необходимых ресурсов для поддержания уровня жизни населения страны в текущий момент и ближайшее будущее. Данный термин часто употребляется в макроэкономике и подразумевает наличие производства в стране в таком состоянии, при котором имеют место социальная и экономическая стабильность [11].

Важно отметить, что сильное влияние на безопасность в сфере экономики оказывает именно качество жизни. Например, социальный статус, образование, профессия,

5Хестанов С. Санкции: краткосрочные и долгосрочные последствия. URL: http://rcb.ru/rcb/2014-08/269658

6 Шемарина И.Е., Голяшев В.А. Экономическая безопасность под влиянием санкций.

URL: http://sociosphera.com/publicatlon/conference/2014

7 Головкина Д.В. Угрозы социально-экономической безопасности Российской Федерации и способы их минимизации: материалы VI Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития национальной экономики». Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2017.

С. 480-485.

уровень дохода человека - все это характеризует качество жизни8. Именно поэтому следует вести борьбу с бедностью наряду с усилением социальной защищенности населения. Высокий уровень экономической безопасности обеспечивает такое состояние экономики и институтов ее управления, в котором она способна противостоять и успешно решать любые внешние и внутренние угрозы, создавать условия для устойчивого развития ее социальных институтов9.

Чтобы определить, какие страны или области занимают определенное место по уровню экономической безопасности, составляются статистические данные о качестве жизни, что более четко характеризует экономическое развитие страны. Так, в 2016 г. составлен рейтинг регионов России по качеству жизни по данным Росстата, Банка России, Минфина, Минздрава России и др. В процессе подсчета были использованы 72 показателя, которые объединились в 11 групп. Указанные группы включали аспекты условий жизни в регионе, уровня экономического развития, объема доходов населения, предоставления различных видов услуг, а также климатических условий. Положение региона определялось исходя из совокупности собранных показателей - чем выше число, тем привлекательнее место для проживания.

Положение регионов Российской Федерации в итоге определялось на основе рейтинга, который составляли путем агрегирования рейтинговых баллов субъектов по всем исследуемым группировкам. В результате было обнаружено, что на 1-м месте находится Москва (76,54 баллов), вторую строчку занимает Санкт-Петербург (76,49), 3-е место -у Московской области (68,55), а Краснодарский край (61,97) находится на 5-м месте. Самую нижнюю строчку занимает Республика Тыва (12,53 баллов)10.

8 Михнов А.В. Уровень жизни населения России и стран мира в 2015 г. // Деловая жизнь. 2015. № 23. C. 25.

9 Сафиуллин А.Р. Экономика благосостояния. Теория

и практика: учеб. пособие. Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. тех. ун-та (УлГТУ), 2007. С. 111.

10 Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2016. URL: https://ria.ru/infografika/20170220/1488209453.html

Проблема занятости в условиях экономической нестабильности также во многом определяет экономическую безопасность страны. Качество и количество человеческого капитала являются основными факторами развития отечественной экономики в условиях глобальных изменений. Проблема безработицы существует во многих странах, включая Россию. Необходимым условием реализации эффективных мер по увеличению занятости является объективный учет численности безработных. В настоящее время для этой цели используется метод выборочного обследования населения. Об «эффективности» данного метода красноречиво свидетельствуют имеющиеся данные: 22 млн трудоспособных граждан России не заняты в экономике страны, но не являются безработными. Следует отметить, что использование электронной карты будет способствовать развитию региональных и федеральных информационно-аналитических систем.

Одним из направлений в реализации этой задачи, по мнению некоторых ученых, является разработка целевых программ содействия занятости. В частности, А.С. Амирян, М.А. Чаплыгин, М.В. Гейко считают, что каждому региону необходимо оперировать собственной программой содействия занятости и социальной защиты населения, направленной на стабилизацию занятости, создание условий для обучения работников, получения ими дополнительных специальностей.

Для увеличения занятости необходимы новые рабочие места, их структура должна быть оптимизирована, и это затрагивает все отрасли материального производства. Поэтому программы роста занятости, разработанные отдельно от программ развития отраслей экономики, не способны обеспечить увеличение численности работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремление и готовность к труду является основой для успешного развития и благополучия общества. В условиях экономического кризиса это особенно важно [12].

От уровня развития экономики зависит качество жизни. Наличие экономических проблем в стране в первую очередь отражается на населении, которое зачастую выражает свое недовольство в различных акциях протеста, массовых митингах, а также совершенных преступлениях. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. То есть негативное влияние любых внешних факторов на человека подрывает стабильное состояние его жизни, ее качество, что толкает на совершение экономических преступлений [13].

Экономические преступления представляют собой общественно опасные деяния, которые присутствуют в любой стране, но в разном количестве. Согласно статистике, половину всех зарегистрированных преступлений в январе-ноябре 2017 г. (52,4%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, мошенничества, грабежа и разбоя. Почти каждая третья кража и каждое десятое разбойное нападение были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. По сравнению с январем-ноябрем 2016 г. на 3,3% сократилось число преступлений

экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено более 102 тыс. преступлений данной категории. Из них почти 86% выявлено подразделениями органов внутренних дел11. В соответствии с данными рис. 1 число подобных преступлений с 2013 г. сократилось в 1,4 раза.

Необходимо отметить, что правительство создает различные условия для борьбы с указанной проблемой. Большой угрозой экономической безопасности РФ является коррупция, для борьбы с которой необходимо создание новой стратегии и наличие сильного гражданского общества.

Для дальнейшей выработки эффективного механизма по устранению угроз экономической безопасности, необходимо

11 Состояние преступности за январь-ноябрь 2017 г. URL: https://^^/reports/item/11830347

определить причины возникновения этих угроз. Данные причины обусловлены многими факторами: внутренними, которые напрямую зависят от государства, и внешними12.

Причины возникновения угроз могут классифицироваться в зависимости от области воздействия:

• экономические (причины финансового характера, низкий уровень диверсификации производства и другие);

• правовые (несовершенство законодательной базы);

• политические (причины, связанные с внутренней политикой РФ или политикой стран-партнеров).

Последствия воздействия перечисленных угроз могут влиять на экономику страны как отрицательно, так и положительно. Поэтому при разработке стратегии экономического развития необходимо учитывать все в оз ни ка ю щи е по сл ед с тв и я. Дл я нейтрализации угроз экономической безопасности предлагается модель принятия управленческих решений (рис. 2).

Данная модель включает в себя следующие пять этапов:

1) выявление угроз экономической безопасности;

2) оценка индикаторов экономической безопасности страны;

3) разработка стратегии по противодействию и нейтрализации угроз;

4) совершенствование правовой базы в сфере экономики;

5) контроль за исполнением действий по нейтрализации угроз.

Предлагаемая универсальная модель позволит быстро выявить, предотвратить, свести к

12 Иванов Е.А. Современные вызовы и угрозы экономической безопасности РФ: материалы I научно-практической конференции «Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития». М.: Изд-во Института экономики РАН, 2017. С. 136-145.

минимуму и нейтрализовать угрозы экономической безопасности России.

Далее необходимо определить основные задачи в области обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации:

- выявление внешних и внутренних угроз экономической безопасности;

- осуществление оперативных и долгосрочных мер по предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- рост экономики и уровня жизни населения;

- преодоление технологической зависимости РФ от других стран;

- обеспечение на всей территории государства личной безопасности личности и гражданина;

- усовершенствование системы государственной власти;

- контроль за соблюдением законодательства;

- справедливое и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира и т.д.

Выполнение данных задач позволит обеспечить достойный уровень экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мероприятий по обеспечению экономической безопасности должна осуществляться несколькими ведомствами. В РФ существуют такие государственные органы по осуществлению экономической безопасности, как Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Совет Безопасности Российской Федерации, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции и др. Основную роль в этом плане выполняет Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку предложений Президенту РФ по важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности. Также Президент РФ определяет государственную политику и

ключевые задачи органам государственной власти по обеспечению экономической безопасности [14].

Основным направлением обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспективе является обеспечение энергетической безопасности. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее сотрудничество в целях создания прозрачных энергетических рынков, диверсификация источников энергии, развитие и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями. Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отеч е с тв ен ны х п ро и з в од и те лей , предотвращение возможного дефицита топливно-энергетического баланса, создание с трате г и ч е с ки х з ап асов топ л и ва и т.д. [15].

Нами были определены способы нейтрализации угроз и повышения уровня экономической безопасности Российской Федерации. Мы основывались на том, что начинать действовать необходимо с регионов страны. Для этого предлагается создание такой структуры, как Департамент экономической безопасности субъекта Российской Федерации (далее - Департамент).

Основная идея создания отдельной государственной структуры в каждом регионе обусловлена тем, что помимо текущего управления экономической безопасностью и противодействием коррупции, перспективным направлением могло бы стать создание нового института, деятельность которого не заменит полномочия Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, а повысит его компетенцию по обеспечению экономической безопасности. Считается, что Департамент будет разрабатывать региональную политику

в области экономической безопасности, тем самым в любой степени не дублируя работу Главного управления по экономической безопасности и борьбе с коррупцией.

Департамент будет располагать инструментами, позволяющими достичь высокого уровня экономической безопасности. Они разделяются по группам.

Первая группа включает в себя информационную и финансовую безопасность, поскольку для успешного функционирования валютно-финансовой сферы необходимо добиться на уровне региона и государства в целом прочной основы доверия хозяйствующих субъектов и населения к рынку капитала.

Вторая группа инструментов включает активное внедрение индивидуального подхода к клиентам кредитных организаций в целях развития банковского обслуживания и финансовой грамотности в результате формирования спроса на банковские продукты путем рассмотрения предложений кредитных организаций.

Третья группа инструментов включает льготы компаниям, инвестирующим в основные средства. Назначение и выделение самостоятельной структуры Департамента заключается в контроле, регулировании, проектировании и оценке эффективности инструментов, которые могут оказать существенное влияние на состояние экономической безопасности Российской Федерации.

Кроме создания Департамента экономической безопасности субъекта Российской Федерации, также с правовой точки зрения потребуется введение закона «Об экономической безопасности субъекта Российской Федерации», на основе которого будет проводиться региональная политика в области экономической безопасности. По своей сути, важность принятия такого закона могла бы быть обусловлена тем, что в российской юридической практике отсутствует определение экономической безопасности. Закрепление понятия на

законодательном уровне повлечет за собой определение реальны х ф акторов экономической безопасности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день существует немало угроз, отрицательно влияющих на российскую экономику, а значит, и на безопасность в экономической сфере Российской Федерации.

2. Реализация и развитие приведенных направлений позволит обеспечить долгосрочное развитие Российской Федерации как социально ориентированного государства с высокотехнологичной и конкурентоспособной экономикой.

3. В основе поддержания экономической безопасности для дальнейших исследований перспективным направлением может стать

предложенная модель и другие схемы, совместно объединенные в единый механизм обеспечения экономической безопасности.

4. Для преодоления угроз экономической безопасности современной России нужна качественная трансформация экономической действительности, то есть необходима ориентация на сферы хозяйствования, в которых Российская Федерация может завоевать мировое лидерство.

5. В современных условиях гарантия экономической безопасности страны - это главное условие для устойчивого социально-экономического развития национальной экономики. Именно поэтому Правительство РФ должно использовать все доступные способы по устранению угроз экономической безопасности, стремиться к их полной нейтрализации.

Таблица 1

Классификация индикаторов экономической безопасности Table 1

The classification of economic security indicators

Критерий_Виды индикаторов_

По уровню объекта Страна, регион, отрасль, агенты рынка

_(фирмы, предприятия, банки и т.д.)

По однородности_Простые и составные_

По степени значимости показателей_Общие, базовые, частные_

По методам измерения_Количественные и качественные_

По уровню угроз_Внутренние и внешние_

По периоду действия угроз_Тактические и стратегические_

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Рисунок 1

Число преступлений экономической направленности в РФ в 2013-2017 гг. Figure 1

The number of economic crimes in the Russian Federation, 2013-2017

Зарегистрированных преступлений,

случаев

141,2

107,3

102,4

Источник: Состояние преступности за январь-ноябрь 2017 г. URL: https://мвд.рф/reports Source: The crime situation in January-November 2017. URL: https://мвд.рф/reports

Рисунок 2

Модель управленческих решений при обеспечении экономической безопасности Figure 2

A model for managerial decision-making for ensuring the economic security

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Борзых Л.А. Исторические императивы обеспечения экономической безопасности России // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 11. С. 15-20.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskie-imperativy-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii

2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

3. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 36-44.

4. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-58.

5. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25-35.

6. Жилкина Ю.В. Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 14. С. 53-64. URL: https://cyberlemnka.ru/article/v/ekonomicheskaya-bezopasnost-rossii-problemy-ee-mezhdunarodno-pravovogo-obespechemya-v-sovremennyh-usloviyah

7. Жилкина Ю.В. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 22. С. 62-70.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/podhody-k-obespecheniyu-ekonomicheskoy-bezopasnosti

8. Варюха А.О., Сурженко Л.В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 3-5.

9. Паньков В.С. Экономическая безопасность: сущность и проявления // Международная жизнь. 2010. № 12. С. 52.

10. Мамедов А.А. Евразийское экономическое сообщество и международно-правовые регулятивы // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4. С. 14-16.

11. Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8. C. 54-60.

12. Комов В.Г., Горбатенко С.А., Крапивка С.В. Повышение занятости населения как фактор укрепления экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 9. С. 52-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/povyshenie-zanyatosti-naseleniya-kak-faktor-ukrepleniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii

13. Мишутов А.В. Статистика бедности в России // Экономист. 2015. № 10. С. 69-77.

14. Ламинина О.Г. Проблемы обеспечения экономической безопасности РФ в современных условиях // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. №. 5.

URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/polit/243.html

15. Мухин И.В. Экономическая безопасность современной России: угрозы и перспективы обеспечения // Экономические науки. 2012. № 1. С. 188-191.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-2872 Economic Security

elSSN 2311-875X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA: THE CURRENT SITUATION, THREATS, AND FUTURE DEVELOPMENT

Alina O. PISARENKO

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

[email protected]

ORCID: not available

Article history: Abstract

Received 31 January 2018 Importance Currently, many countries face the economic crisis. Economic instability Received in revised form directly undermines the economic security and public protection. The research 24 February 2018 substantiates the importance of ensuring the economic security in the Russian Federation.

Accepted 19 March 2018 Objectives I evaluate the economic security level in the Russian Federation, future trends Available online and possible advancement in this area.

15 May 2018 Methods The research involves methods of analytical, dynamic interpretation of scientific

and statistical information.

JEL classification: F52, G00, Results I review various approaches to construing the concept of economic security and I31, 011 propose my classification of economic security indicators and model for managerial

decision-making so as to ensure the economic security. The article analyzes the current situation in the Russian economy and determines the economic security level in Russia. I also indicate what should be done to ensure and increase the national economic security of Russia.

Conclusions and Relevance The article spotlights various aspects of economic security and notes that there are certain indicators of the national economic security, which are classified by different criteria and intended to assess the economic security level. Russia's economic security is shown to be not as high as it should be. Russia is exposed to many Keywords: economic security, threats affecting its economy. I conclude that Russia should find its economic and political threat, economic security, strategy pursuing the robust economic system and its resilience to the existing economic indicator, development security threats.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Pisarenko A.O. Economic Security in Russia: The Current Situation, Threats, and Future Development. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 5, pp. 927-940. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 5.927

References

1. Borzykh L.A. [Historical imperatives of providing economic security in Russia]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 11, pp. 15-20. URL: https://cyberleninka.ra/article/v/istoricheskie-imperativy-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii (In Russ.)

2. Abalkin L. [Economic security of Russia: Threats and their repulsion]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 4-13. (In Russ.)

3. Arkhipov A., Gorodetskii A., Mikhailov B. [Economic security: Evaluation, issues and remedies]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 36-44. (In Russ.)

4. Illarionov A. [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-58. (In Russ.)

5. Bukhval'd E., Glovatskaya N., Lazurenko S. [Macroeconomic aspects of economic security: Factors, criteria and indicators]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 25-35. (In Russ.)

6. Zhilkina Yu.V. [Economic safety of Russia: Problems of international legal maintain in the modern conditions]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 14, pp. 53-64. URL: https://cyberleninka.ru/article7v/ekonomicheskaya-bezopasnost-rossii-problemy-ee-mezhdunarodno-pravovogo-obespecheniya-v-sovremennyh-usloviyah (In Russ.)

7. Zhilkina Yu.V. [Approaches to maintenance of economic security]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 22, pp. 62-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/v7podhody-k-obespecheniyu-ekonomicheskoy-bezopasnosti (In Russ.)

8. Varyukha A.O., Surzhenko L.V. [Modern threats to the economic security of Russia]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 8, pp. 25-35. (In Russ.)

9. Pan'kov V.S. [Economic security: The substance and forms]. Mezhdunarodnaya zhizn' = International Affairs, 2010, no. 12, p. 52. (In Russ.)

10. Mamedov A.A. [Eurasian economic community and international legal regulations]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2014, no. 4, pp. 14-16. (In Russ.)

11. Zuev A.G., Myasnikova L.A. [Globalization: aspects that are hardly ever voiced]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2004, no. 8, pp. 54-60. (In Russ.)

12. Komov V.G., Gorbatenko S.A., Krapivka S.V. [Increased employment as a factor in strengthening the economic security of Russia]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 9, pp. 52-60.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/povyshenie-zanyatosti-naseleniya-kak-faktor-ukrepleniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii (In Russ.)

13. Mishutov A.V. [Poverty statistics in Russia]. Ekonomist = Economist, 2015, no. 10, pp. 69-77. (In Russ.)

14. Laminina O.G. [The problems of economic security of the Russian Federation in modern conditions]. Gumanitarnyi vestnik MGTU im. N.E. Baumana= Humanities Bulletin of BMSTU, 2015, no. 5. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/polit/243.html (In Russ.)

15. Mukhin I.V. [Economic security of modern Russia: Threats and practical possibilities]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2012, no. 1, pp. 188-191. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or

potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the

publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,

writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.