08 00 00 ИЛМ^ОИ ИКТИСОДИ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMY SCIENCES
08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 08 00 01 ECONOMIC THEORY
УДК 36.1/5 ББК 261
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СИЁСАТИБУЧАВИЮ АНДОЗЙ ДАР ЦАРИНАИ АМНИЯТИ ИЦТИСОДЙ: МАСОИЛВА ДУРНАМО
BUDGET-TAX POLICY IN THE CONTEXT OF ECONOMY SAFETY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Блиничкина Надежда Юрьевна,
канд. экон. наук, заведующая отделом международных связей ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)
Блиничкина Надежда Юрйевна, н.и.и., мудири бахши муносибатуои байнал-халции ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Blinichkina Nadezhda Yuryevna,
candidate of economics sciences, chief of international ties department under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-Mail: nadya_85rambler.ru
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая политика, государственное регулирование экономики, налогообложение, государственный бюджет
Ставится проблема соответствия мер бюджетно-налоговой политики целям политики экономической безопасности. Поднимается вопрос о вероятности реализации ошибочных с точки зрения экономической безопасности мер государственной экономической политики ввиду субъективности процесса принятия решений. Ставится цель -определить экономическую ситуацию в Республике Таджикистан в контексте эффективности бюджетно-налоговой политики, для чего анализируется процесс государственного регулирования экономики с точки зрения оптимальности применения инструментов бюджетно-налоговой политики для обеспечения экономической безопасности. Делается вывод, что ввиду сложившейся ситуации наиболее эффективным является осуществление стимулирующей бюджетно-налоговой политики за счет снижения ставок налогов, что, с учетом специфики экономики Таджикистана, позволит увеличить в ней долю производственного сектора, повысить эффективность экономики, за счет чего будет нейтрализована значительная часть угроз экономической безопасности.
Калидвожа^о: амнияти ицтисоди, сиёсати ицтисоди, танзими давлатии ицтисодиёт,
андозбанди, буцаи давлати
Дар мацола масъалаи мувофицати тадбируои сиёсати буцавию андози ба мацсадуои сиёсати амнияти ицтисоди мавриди барраси царор гирифтааст. Дар бораи эутимоли татбици тадбируои аз нуцтаи назари амнияти ицтисоди нодурусти сиёсати ицтисодии давлати, ки ба сабаби зеуни будани раванди цабули цароруо сурат мегирад, масъала гузошта шудааст. Кушиш ба харц дода шудааст, ки вазъи ицтисодии ЦТ дар царинаи самарабахшии сиёсати буцавию андози муайян карда шавад. Ба ин мацсад раванди танзими давлатии ицтисодиёт аз нуцтаи назари мутобицати истифодаи фишангуои сиёсати буцавию андози барои таъмини амнияти ицтисоди мавриди таулил царор гирифтааст. Муаллиф ба хулоса омадааст, ки дар шароити бамиёномада амалигардонии сиёсати уавасмандгардонии буцавию андози аз уисоби паст кардани мизони андозуо аз уама самарабахш мебошад, зеро бо назардошти вижагии ицтисодиёти Тоцикистон имкон медиуад сауми бахши истеусоли афзуда, самарабахшии ицтисодиёт баланд бардошта шавад, ки аз уисоби он цисми назарраси хавфуои амнияти ицтисоди аз байн бурда мешавад.
Key words: economy safety, economic policy, state regulation of economy, taxation, state budget.
The problem of correspondence between the measures dealing with budget-tax policy and the goals and the one of economy safety is moved in the article. There is raised the issue on probability of realization of state economic policy measures considered as erroneous because of subjective adoption of processional resolutions. The aim of the article is to determine the economic situation in Tajikistan Republic in the context of budget-tax policy effectiveness - in order to analyze the process of state regulation of economy under the angle of optimalness of application of instruments related to budget-tax policy for a provision of economic safety. The conclusion is made that due to the situation established the most effective implementation of stimulating budget-tax policy is the one carried out at the expense of tax rates reduction; with Tajikistan economy specificity being taken into account it will afford to increase a share of production sector, to elevate effectiveness of economy and due to these factors a considerable part of menaces concerned with economy safety will be neutralized.
Условия существования и полноценного функционирования современного суверенного государства базируются на том, что оно прикладывает усилия в первую очередь для защиты своих экономических интересов, то есть обеспечения безопасности прежде всего в сфере экономики. При этом экономические интересы государства, лежащие в основе процессов обеспечения экономической безопасности, могут проявляться в самых различных сферах и носят субъективно-объективный характер.
Их субъективность проявляется в зависимости от позиции и подхода руководителей страны, а также лиц, способных оказать влияние на принятие решений в масштабе государства (лидеров общественных объединений, политических партий, владельцев крупных производств, ведущих ученых и т.д.). В экономической теории субъективная сторона формирования экономических интересов в наибольшей мере определяется термином «лоббирование», который характеризует зависимость политических решений, в
том числе и в социально-экономической сфере, от интересов отдельных лиц или групп лиц, то есть подмену государственных интересов индивидуальными. Однако данное понятие, на наш взгляд, не отражает всей специфики проявления субъективности процесса формирования экономических интересов государства и обеспечения экономической безопасности. Здесь следует учитывать уровень и качество образования лидеров, их убеждения и опыт, а не только стоящие перед ними субъективные цели. Поэтому данный вопрос носит не столько социально-экономический, сколько психолого-экономический или даже философско-мировоззренческий характер.
В то же время объективная сторона формирования государственных экономических интересов вытекает из общих принципов и закономерностей развития хозяйственной системы, минимальных нужд населения и, в особенности, от того, какие процессы влияют на способность государства оставаться независимым и экономически стабильным.
Формирующиеся экономические интересы становятся базой для определения того, что имеет позитивные последствия для экономики, а что носит негативный характер. Негативное воздействие в итоге сводится к возникновению угроз экономическим интересам и определяет основные направления политики экономической безопасности.
Государство, выступая субъектом в процессе реализации политики экономической безопасности, таким образом, должно стремиться применять те меры, которые бы соответствовали целям и задачам такой политики.
В данном контексте следует остановиться на проблеме, которая является следствием субъективности в процессе формирования экономических интересов. Существует двойственная опасность, которая проявляется, с одной стороны, в том, что лидер, определяя направления экономического развития, может совершить ошибку, неправильно выявив экономические интересы либо не приняв их во внимание в полной мере. С другой стороны, в данной ситуации существует вероятность подмены интересов государства интересами отдельного лица либо группы лиц, находящихся у власти, что наиболее опасно для государств с тоталитарным или авторитарным строем, где отсутствуют сдерживающие механизмы демократического управления.
В связи со сказанным возникает проблема определения эффективности принимаемых правительством мер по экономическому развитию государства, что находит отражение в первую очередь в мерах бюджетно-налоговой политики как основной формы непосредственного вмешательства государства в функционирование хозяйственной системы в условиях рыночных отношений. По сути дела, бюджетно-налоговая политика, являясь основным инструментом обеспечения экономической безопасности, ввиду наличия субъективных факторов способна сама стать источником угроз экономической безопасности при условии ее некорректного формирования либо реализации.
Таким образом, рассмотрение бюджетно-налоговой политики в контексте процессов обеспечения экономической безопасности позволяет выявить источники таких угроз экономической безопасности, как:
- медленное развитие стратегических производственных отраслей;
- увеличение дифференциации в доходах населения;
- увеличение дефицита бюджета;
- возникновение проблем в сфере привлечения инвестиций и внедрения инноваций и
т.п., и определить направления воздействия субъективных факторов на процесс защиты экономических интересов.
Для подтверждения приведенных положений конкретными фактами, прежде всего, требуется на объективной основе определить, что может рассматриваться в качестве экономических интересов в отдельно взятой стране (нашим примером послужит Республика Таджикистан).
Экономика Таджикистана на данный момент все еще находится в трансформационном состоянии, что проявляется в продолжающейся реорганизации рыночных институтов и в отсутствии ряда рыночных механизмов. Следовательно, основные интересы государства сосредоточены, с одной стороны, на стабилизации ситуации и, с другой стороны, - на скорейшем завершении трансформационных процессов.
Анализ результатов ряда исследований показывает [1-2; 5-6; 8-9], что экономике республики в этом случае присущи все основные угрозы, связанные с переходным периодом, среди которых следует отметить:
- спад производства;
- снижение уровня жизни населения;
- высокий уровень инфляции;
- большую долю теневой экономики;
- высокий уровень коррупции;
- наличие прежних и новых институтов, функционирующих одновременно, чьи методы и способы действий не сочетаются;
- отсутствие ряда институтов, необходимых для нормального функционирования экономики.
В целом среди данных угроз экономической безопасности можно выделить три группы:
1. Угрозы социально-экономического характера, результаты воздействия которых сказываются на условиях и качестве жизни населения.
2. Угрозы для производственной сферы, вызывающие спад производства и ведущие к общеэкономическому спаду или, по крайней мере, замедляющие темпы экономического роста.
3. Угрозы институционально-административного характера, связанные с необходимостью совершенствования институциональных механизмов в хозяйственной системе и ведущие к провалам государства, возникновению различных барьеров в экономике и замедлению экономических процессов.
Очевидно, что меры бюджетно-налоговой политики как инструмент обеспечения экономической безопасности могут оказать воздействие на угрозы, относящиеся к первым двум из трех приведенных групп. Следовательно, в условиях экономической трансформации такие меры имеют большое влияние на процесс обеспечения экономической безопасности и на реализацию политики экономической безопасности.
Однако в настоящее время система реализации и инструменты бюджетно-налоговой политики в Таджикистане далеки от совершенства, что создает дополнительные угрозы экономической безопасности, особенно в условиях трансформационной нестабильности. В наибольшей мере это присуще налоговой политике.
В процессе обеспечения экономической безопасности подобное положение может привести к катастрофе, поскольку, как отмечено выше, бюджетно-налоговая политика является основным инструментом, используемым в Таджикистане при реализации политики экономической безопасности. В частности, при нарушении или неэффективной реализации перераспределительной функции бюджетно-налоговой политики начинает нарастать социальная напряженность, приводящая к возникновению социально-экономических конфликтов, способных перерасти в силовые конфликты, свидетельством чему служат любые революции. Кроме того, одной из наиболее значимых проблем может стать недофинансирование стратегических отраслей, которые традиционно отличаются капиталоемкостью и низкой привлекательностью для инвесторов ввиду низкой прибыльности и длительности времени для получения прибыли. Однако недофинансирование подобных отраслей, которые являются основой экономики, приводит к замедлению экономического развития в целом.
В рамках бюджетно-налоговой политики, при определении способов или направления регулирования, большое значение имеют факторы, которые обусловливают состояние равновесия экономики. Очевидно, что если совокупные расходы превышают объемы производства (ВВП), то в данной экономике наблюдается рост совокупного спроса. Следовательно, государство должно проводить сдерживающую фискальную политику. Напротив, если расходы меньше, чем ВВП, в экономике складывается ситуация, когда совокупный спрос недостаточен. В этих случаях государству следует проводить политику, стимулирующую совокупный спрос.
В частности, в Республике Таджикистан, где расходы населения составляют 34 968 млн сомони, расходы государственного бюджета - 15 674,6 млн сомони, а ВВП - 48 401,6 млн сомони, совокупный спрос выше совокупного предложения, что в условиях низкой конкурентоспособности отечественных производителей, ограничивающей экспортный потенциал производства, ограничивает возможности для дальнейшего развития. Следовательно, для обеспечения экономической безопасности Таджикистана в краткосрочном периоде следует применять в основном инструменты бюджетно-налоговой политики, направленные на стимулирование совокупного предложения. Такая политика в экономике, находящейся в состоянии спада производства, при достаточной ее эффективности вызовет эффект мультипликатора, повышая ожидание прибыли у производителей. Рост спроса на инвестиции в данном случае будет вполне достаточным для нейтрализации эффекта вытеснения и достижения запланированных результатов.
На основе результатов, полученных в ходе проведенного анализа, мы получили возможность более подробно рассмотреть то, как бюджетно-налоговая политика реализуется в стране на сегодняшний день, и определить, почему ряд мер налоговой политики вызывает столько нареканий, несмотря на неоднократные изменения в системе налогообложения.
Прежде всего рассмотрим независимо друг от друга часть бюджетно-налоговой политики, опирающуюся на расходы государства, и часть политики, опирающуюся на доходы, с точки зрения их рациональности и эффективности в рамках политики экономической безопасности.
С одной стороны, в Таджикистане наблюдается необходимость развития производст-
венного сектора. С другой стороны, в результате трансформации экономики сложилась сложная социально-экономическая ситуация, которая обусловила необходимость увеличения тех социальных трансфертов, которые в наибольшей мере могут обеспечить повышение уровня жизни населения.
Таким образом, можно выделить два направления расходов государственного бюджета, которые имеют стратегическое значение с точки зрения обеспечения экономической безопасности на ближайшую перспективу:
1. Расходы на инвестирование производства средств производства.
2. Расходы на снижение уровня бедности и повышение уровня жизни населения.
К первой группе расходов можно отнести, помимо непосредственных инвестиций в инновации, также и инвестиции в человеческий капитал. Проводимый с этой точки зрения анализ государственного бюджета на 2017 год создает следующую картину (диаграмма 1).
Прочие отрасли . экономики и Топливно-
услуг; 0,27%
Промышленность и строительство;
0,93%
Сельское хозяйство; 3,97%
энергетический комплекс; 22,60%
ЖКХ, экология и лесное хозяйство; 4,78%
Культура; 5,59%
Госорганы власти и управления; 7,59%
Социальное страхование и
социальная защита; 22,10%
Транспорт и коммуникации; 9,52%
Здравоохранение; 9,80%
Другие расходы; 13,48%
Диаграмма 1. Расходы государственного бюджета Республики Таджикистан на 2017год [3-4;7]
В соответствии с представленными данными, инвестиции в производство средств производства составляют чуть более 10 % всех расходов государственного бюджета. Если полученные данные проанализировать с точки зрения простейшей экономической модели распределения инвестиций, то становится очевидно, что Таджикистан в излишней мере финансирует текущее потребление, учитывая сложившуюся ситуацию. Сохранение такой тенденции приведет к снижению производственного потенциала страны и, на фоне недостаточности совокупного предложения, вызовет еще больший спад производства. На наш взгляд, не менее половины государственных расходов необходимо вкладывать в производство средств производства, при условии, что не менее половины всех прочих
инвестиций также будут направлены в данную сферу.
Другая интересующая нас статья расходов государственного бюджета - расходы по повышению благосостояния населения - включает расходы на повышение финансовой устойчивости и стабильности положения граждан. Данные расходы на 2017 год в виде прямых выплат гражданам составили 22,10 % всех расходов бюджета, а совместно с такими формами косвенной поддержки, как расходы на образование и здравоохранение, -56,25 %, что представляется достаточным. Однако в расчете на душу населения данная сумма составляет только 329,49 сомони на одного человека в год, или немногим более 27 сомони в месяц [3]. Едва ли такая сумма при условии, что треть населения республики все еще находится за чертой бедности, может быть достаточной для реального изменения положения.
Вместе с тем также очевидно, что увеличение расходов государства по этому пункту при выполнении предыдущего требования невозможно без увеличения доходной части государственного бюджета. С целью выявления способов ее увеличения необходимо провести анализ бюджетно-налоговой политики Таджикистана.
Здесь, прежде всего, следует отметить, что основу доходов государственного бюджета нашей страны составляют налоговые поступления. Следовательно, наиболее ощутимыми будут изменения в объемах налогов. В сложившейся ситуации, когда необходимо увеличить государственные расходы, для Республики Таджикистан в рамках экономической политики возможны два пути:
1. Использование иностранных займов для покрытия бюджетного дефицита.
2. Увеличение объема налоговых поступлений для повышения эффективности перераспределения средств.
С точки зрения экономической безопасности, вариант увеличения государственного долга перед внешними (иностранными) кредиторами увеличит зависимость нашей страны и снизит уровень защищенности ее экономики, поэтому может рассматриваться как крайняя мера, при отсутствии других способов решения проблемы.
Второй вариант не столь однозначен и может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Поэтому необходимо определить, какие изменения в налоговой системе позволят повысить доходы бюджета, не снижая возможностей экономики Таджикистана. Для этого проведем анализ структуры налоговых поступлений (таблица 1).
Как свидетельствуют данные таблицы, налоговое бремя в Таджикистане относительно невелико - всего 12,52 % от ВВП. Однако структура налоговых поступлений наглядно демонстрирует наличие следующих проблем в налоговой системе страны:
1. Налоговые поступления с производства имеют незначительную долю в общей сумме налоговых поступлений. Эти лишний раз подтверждает недостаточный уровень развития производства, так как в большинстве развитых стран основу налоговой базы составляют подоходный налог и налог на прибыль.
2. Большинство исследователей налоговый системы Таджикистана независимо друг от друга пришли к выводу, что налоги, взимаемые с производства, составляют до 90 % его прибыли, что снижает стимул для предпринимателей к расширению производства и служит поводом для сокрытия доходов и увеличения сектора теневой экономики в национальной хозяйственной системе.
3. Основная доля налогов приходится на налоги, взимаемые с продаж, то есть на налоги, выплата которых в большей мере ложится на население. Таким образом, в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации под воздействием налоговых ставок происходит увеличение цен на потребляемые населением товары. В частности, НДС, акцизы и таможенные пошлины, выплата которых обычно почти полностью ложится на потребителя, в совокупности составляют 20,82 % от доходов населения при том, что все налоговые поступления едва превышают 25 % от доходов населения.
Таблица 1. Налоговые поступления в государственный бюджет РТ за 2017 год
Вид налога Сумма поступлений в тыс. сомони В % к общей сумме поступлений В % к доходам населения Налоговое бремя (в % к ВВП)
Налог на добавленную стоимость 4620 839 56,69 16,99 8,49
Акцизы 356 000 4,37 1,31 0,65
Налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного 114 008 1,40 0,42 0,21
Налог за природные ресурсы 60 450 0,74 0,22 0,12
Налог на прибыль 240 248 2,95 0,88 0,44
Подоходный налог 507 187 6,22 1,86 0,93
Таможенные пошлины 684 670 8,40 2,52 1,26
Налог с пользователей автомобильных дорог 225 422 2,76 0,83 0,42
Все виды налогов 6 808 824 83,53 25,03 12,52
Составлено автором по данным: Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2017 год»: принят постановлением МНМО РТ от 1 ноября 2016 г., № 945. - Душанбе, 2016. - 11 с.; Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22.12.2017 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/16775 (Дата обращения: 05.05.2018); Госбюджет РТ: упор на образование и соцзащиту [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputnik-tj.com/infographics/20161202/1021221418.html (Дата обращения: 05.05.2018)
Из сказанного следует, что уровень обложения населения налогами в Таджикистане достаточно велик. Мы полагаем, что, в соответствии с теорией Лаффера, снижение налоговых ставок в условиях превышения спроса над предложением приведет не к уменьшению общей суммы налоговых поступлений, а к ее увеличению за счет:
- уменьшения доли теневой экономики и выплаты налогов рядом производств, уклонявшихся от этого ранее, при менее благоприятной налоговой политике;
- снижения цен на товары, и, следовательно, увеличения спроса на них;
- увеличения количества вновь созданных предприятий, стимулированных возможностью получения большей прибыли.
Помимо этого, следует отметить, что увеличение располагаемого дохода населения в
определенной мере, в зависимости от предельной склонности к сбережению, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала и, как следствие, -возникновению новых предприятий.
По сути, подобный подход к реализации политики экономической безопасности обеспечит оптимальное распределение ресурсов в соответствии с предложенной целью и выделенными угрозами экономической безопасности Республики Таджикистан.
В случае, если ситуация останется неизменной, наибольшей угрозе будет подвергаться производственный сектор. Ситуация может развиваться в двух направлениях:
1. Таджикистан продолжит импортировать технику и технологии из других стран. Такое направление развития предполагает зависимость нашей страны от стран-партнеров и их готовности продать нам именно то оборудование, которое нам необходимо. Примеры подобного развития в мировой практике однозначно указывают, что страна, выбравшая такой путь, в итоге оказывается сырьевым придатком более развитых стран.
2. Таджикистан продолжит делать попытки создания собственной базы для производства техники и технологий, чтобы избежать зависимости. В этом случае, при сохранении темпов финансирования, произойдёт еще большее замедление темпов развития данных отраслей и их отставание от передовых мировых стандартов. В результате замедлятся темпы роста экономики в целом, уменьшатся возможности страны для использования собственных ресурсов, еще более снизится уровень жизни населения. В итоге, при сохранении искусственных административных ограничений, усилится экономическая напряженность, в результате чего для обеспечения дальнейшего развития потребуется новая трансформация. В случае снижения административных барьеров произойдёт захват экономики иностранным капиталом, что также приведет к экономической зависимости Таджикистана.
В связи с этим требуется принять незамедлительные меры по реформированию бюджетно-налоговой политики и созданию предпосылок к развитию. Как отмечалось выше, одним из путей может служить снижение налоговых ставок при организации активной борьбы с теневой экономикой. Кроме того, необходимо снизить расходы на содержание госаппарата-7,59 % от расходов бюджета. С этой целью необходимо обеспечить автоматизацию управления везде, где это возможно, что не только снизит расходы на содержание чиновников, но и будет способствовать ликвидации таких угроз экономической безопасности, как коррупция и бюрократия, тормозящих привлечение в экономику иностранных и внутренних инвестиций.
Угрозы и вызовы, возникающие сегодня для экономической системы государства, определяют необходимость объективного и рационального подхода к вопросу о формировании бюджетно-налоговой политики. Поэтому должны прилагаться максимальные усилия, чтобы зависимость процесса ее реализации и результатов от доброй воли и от ответственности наших чиновников была минимальной.
Список использованной литературы:
1. Булгакова С.А. Институциональная концепция переходной экономики// Вестник ТГУ. -2010. - Выпуск 7 (87). - С. 16-28.
2. Величко В. В. Суть и системный анализ переходных экономик в исследованиях китайских экономистов // Известия БГУ. - 2010. - №1. - С. 117-120.
3. Госбюджет РТ: упор на образование и соцзащиту [Электронный ресурс]. URL: https://ru. sputnik-tj. com/infographics/20161202/1021221418. html (Дата обращения: 05.05.2018).
4. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2017 год»: принят постановлением МН МО РТ от 1 ноября 2016 г., № 945. -Душанбе, 2016. - 11 с.
5. Зубанов С. А. Эволюция собственности в переходной экономике Российской Федерации //Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2009. - №1. - С.91-94.
6. Колов Ю. Н. Проблемы теории переходной экономики // Вестник Том. гос. ун-та. -2004. - № 283. - С.141-148.
7. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22.12.2017 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/16775 (Дата обращения: 05.05.2018).
8. Самаруха В. И. О роли государства в регулировании экономических процессов // Известия БГУ. - 2007. - №3. - С.54-57.
9. Турсунова Г. Н. Институциональная основа развития рыночных отношений в переходной экономике // Вестник ТГУПБП, Худжанд. - 2011. - №4. - С.72-80.
Reference Literature:
1. Bulgakova S.A. Institutional Conception of Transitional Economy // TSU Bulletin. -2010. -Issue 7 (87). - pp. 16 - 28.
2. Velichko V.V. Essence and Systemic Analysis of Transitional Economics in Chinese Economists' Researches // BSU Tidings. - 2010, №1. - pp. 117 - 120.
3. TR State Budget: Special Stress on Education and Social Protection (Electronic resource ): https://ru.sputnik-tj.com/infographics/20161202/1021221418.html (Date of request: 05.05.2018)
4. Tajikistan Republic Law "On State Budget of Tajikistan Republic for 2017": Adopted by TR Ministry of Education and Science Enactment from November 1, 2016, No 945. - Dushanbe, 2016 -11 pp.
5. Zubanov S.A. Evolution of Property in Transitional Economy of Russian Federation // Bulletin of AGTU. Series: Economics. - 2009, №1. - pp. 91 - 94.
6. Kolov Yu.N. The Problems of Transitional Economy Theory//. Tomsk University Bulletin. -2004, #283. - pp. 141 - 148.
7. The Message of Tajikistan President Emomali Rakhmon to Majlisi Oli (the Tajik Parliament) of Tajikistan Republic from 22.12.2017 (Electronic resource)// Official Site of Tajikistan Republic President. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/16775 (Date of request :05.05.2018)
8. Samaruha Y.I. On the Role of State in Regulation of Economy Processes // BSU Tidings 2007. №3. - pp. 54 - 57.
9. Tursunov G.N. Institutional Grounds of Development of Martket Realtions in the Transitive Economy // Bulletin of TSULBP, Khujand. - 2011. - #4. - pp. 72 - 80.