Научная статья на тему 'Роль фискальной политики в социально-экономическом развитии Республики Таджикистан'

Роль фискальной политики в социально-экономическом развитии Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РТ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ИЦТИСОДИ ДАВРАИ ГУЗАРИШ ДАР ҶТ / СИЁСАТИ ФИСКАЛЙ / ХАРОҷОТИ БУҷЕТ / НИЗОМИ АНДОЗЙ-БУҷАВЙ / РАВАНДИ ИҷТИМОЙ-ИЦТИСОДЙ / СТРАТЕГИЯИ РУШД / ВОРИДОТИ ПАРДОХТЙ / ECONOMY OF TRANSITIONAL PERIOD OF TR / FISCAL POLICY / BUDGET EXPENDITURES / TAX-BUDGET / SYSTEM / SOCIO-ECONOMIC PROCESS / DEVELOPMENT STRATEGY / TAX ENTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худойназаров Х. С.

Рассматриваются особенности фискальной политики на пространстве структурных сдвигов в отечественной экономике. Проанализированы микрои макроэкономические основы фискальной политики и установлены тенденции расходов на социальные и экономические цели как основы стабилизации национального хозяйства. Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики, как налоги и трансферты, действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а следовательно, и деловую активность и уровень занятости.Установлены особенности распределения бюджетных средств страны. Определены приоритетные условия развития бюджетных расходов в переходной экономике Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Fiscal Policy in Regard to Social-Economic Development in Tajikistan Republic

The article dwells on the features of fiscal policy in the space of structural shifts in national economy. Microand macroeconomic frameworks of fiscal policy have been analyzed, the tendencies of expenses for social and economic goals are established as the basis for stabilization of national economy. It should be kept in mind that such instruments of fiscal policy as taxes and transfers affect not only aggregate demands, but aggregate supply either. Tax cuts and increased transfers can be used to stabilize economy and to combat with cyclical unemployment during recession by stimulating the growth of total expenditures and, consequently, economic activity and employment standard. Peculiarities of distribution of country 's budget resources are established. Priority conditions for the development of budget expenditures in the transitional economy of Tajikistan Republic have been defined.

Текст научной работы на тему «Роль фискальной политики в социально-экономическом развитии Республики Таджикистан»

УДК 36.1/5 ББК 65.261.4

РОЛЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В Худойназаров Хайём Сохибназарович, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ докторант рЮ ТГУПБП^ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(Таджикистан, Худжанд)

НАКЩИ СИЕСАТИ ФИСКАЛЙ ДАР Худойназаров Хайём Сохибназарович, РУШДИ ИЦТИМОИЮ ИКТИСОДИИ докторанти PhD ДД^БСТ ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

(Тоцикистон, Хуцанд )

THE ROLE OF FISCAL POLICY IN Khydoynazarov Khayom Sohibnazarovich, REGARD TO SOCIAL-ECONOMIC Doctoral Student of the Tajik State

University of Law Business and Politics Tajikistan, Khujand

E-MAIL:ayom@sodirotbonk. k hujandi. com

DEVELOPMENT IN TAJIKISTAN

REPUBLIC

Ключевые слова: экономика переходного периода в РТ, фискальная политика, бюджетные расходы, налогово-бюджетная система, социально-экономический процесс, стратегия развития, налоговые поступления

Рассматриваются особенности фискальной политики на пространстве структурных сдвигов в отечественной экономике. Проанализированы микро- и макроэкономические основы фискальной политики и установлены тенденции расходов на социальные и экономические цели как основы стабилизации национального хозяйства.

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики, как налоги и трансферты, действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а следовательно, и деловую активность и уровень занятости.Установлены особенности распределения бюджетных средств страны. Определены приоритетные условия развития бюджетных расходов в переходной экономике Республики Таджикистан.

Калидвожа^о: щтисоди давраи гузариш дар ЦТ, сиёсати фискалй, хароцоти буцет, низоми андози-буцави, раванди ицтимой-щтисодй, стратегияи рушд, воридоти пардохти

Дар мацола хусусият^ои сиёсати фискали дар фазои тагйироти таркибии щтисодиёти ватани барраси гардидааст. Сиёсати фискали дар сатуи микро - ва макроицтисодиёт таулил шуда, тамоюли хароцот ба мацсадуои ичтимоию щтисоди муайян гардидааст, ки он асоси устувории хоцагии милли ба шумор меравад. Бояд дар назар дошт, ки чунин воситауои сиёсати фискали ба монанди андоз ва пардохтуои

трансферты на тащо ба талаботи умуми, балки ба пешнщодоти умуми низ таъсир расонида метавонанд. Кам шудани андоз ва афзудани трансфертуоро дар давраи таназзули щтисодиёт барои тасбити щтисодиёт ва мубориза ба бекории сикли истифода бурда, афзоиши хароцоти умуми ва ба туфайли он фаъолноки ва сатуи иштиголро уавасманд гардонидан мумкин аст. Вижагщои тацсимоти воситауои буцети дар мамлакат муайян гардидаанд. Шароитуои афзалиятноки афзудани хароцоти буцети дар щтисо-диёти давраи гузариши Цумуурии Тоцикистон муайян карда шудаанд.

Key words: economy of transitional period of TR, fiscal policy, budget expenditures, tax-budget

system, socio-economic process, development strategy, tax entries.

The article dwells on the features of fiscal policy in the space of structural shifts in national economy. Micro- and macroeconomic frameworks of fiscal policy have been analyzed, the tendencies of expenses for social and economic goals are established as the basis for stabilization of national economy. It should be kept in mind that such instruments of fiscal policy as taxes and transfers affect not only aggregate demands, but aggregate supply either. Tax cuts and increased transfers can be used to stabilize economy and to combat with cyclical unemployment during recession by stimulating the growth of total expenditures and, consequently, economic activity and employment standard. Peculiarities of distribution of country s budget resources are established. Priority conditions for the development of budget expenditures in the transitional economy of Tajikistan Republic have been defined.

Среди событий социально-экономического характера, происходящих в стране в последние годы, могут быть отмечены такие моменты, как структурные изменения экономической политики и совершенствование отношений фискальной политики, т.е. бюджетной и налоговой политики как ядрообразующей сферы всего комплекса национального хозяйства.

Одновременно формируются объективные условия для развития рыночных отношений и, соответственно, возникает необходимость по-новому взглянуть на многие вопросы, которые ранее считались незыблемыми и единственно верными постулатами экономической теории и практики.

Наступил этап глубокого анализа старых, стереотипных представлений о состоянии национальной экономики, в частности фискальной политики, ибо недостаточная научная оценка происходящих преобразований в экономике, в управлении бюджетными средствами и налоговой системой может привести к принятию ошибочных решений с далеко идущими негативными последствиями. Поэтому глубокое исследование проблем развития и повышения экономической эффективности национального хозяйства на нынешнем этапе позволит не только сделать выводы по части имеющихся недостатков, но и дать оценку экономически обоснованным предложениям о целесообразности проведения тех или иных преобразований в сфере распределения и использования поступивших бюджетных средств в экономику Республики Таджикистан.

Общеизвестно, что для дальнейшей стабильности и развития производительных сил национального хозяйства денежные средства, которые поступили в бюджет страны,

создают социально-экономический статус устойчивости в развитии общества. В этой связи очень важно разработать продуманный диалектический подход к оценке основных моментов распределения и использования бюджетных средств с позиции сегодняшнего дня. Следует иметь в виду, что каждому периоду были присущи свои характерные особенности, определявшиеся спецификой происходивших преобразований в структурах экономики, а также степенью ее роста и т.д. Это также означает, что, давая оценку прошлому, нужно видеть в нем не только негативные стороны, но и положительные. То есть, следует исходить из необходимости принятия всего позитивного прошлого опыта и одновременно создавать благоприятные условия для нормативности в современный период, обратив особое внимание на новые тенденции развития в теории фискализма или налогово-бюджетных отношений в Республике Таджикистан.

Прежде всего речь идет о том, что, глубоко и объективно изучив прошлое и настоящее, важно сделать теоретические выводы и разработать практические рекомендации для оптимизации экономических факторов в решении задач, поставленных Программой стратегического развития национального хозяйства, разработанной Правительством Республики Таджикистан, в условиях перехода к рыночным отношениям, и тем самым определить роль и место институтов государства и хозяйства в формировании и распределении бюджетных средств страны.

Известно, что при смешанной экономике государство, как правило, интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств и образует своеобразный экономический, правовой и социальный механизм воздействия для стимулирования активности экономических процессов [2]. Одновременно правительство страны старается снизить негативные моменты в функционировании институтов хозяйства путем создания дополнительных правовых аспектов. Координируя углубление экономических реформ оно решает проблемы и имеет относительное влияние, которые следует отметить. Во-первых, государство функционирует на рынках, опосредствуя потоки ресурсов, товаров, услуг и расходов. Во-вторых, через контроль над этими потоками и посредством налоговой политики государство воздействует на деятельность субъектов хозяйства.

Аккумулируя денежные средства за счет налоговых поступлений, государство оказывается способным обеспечить правовую основу и предоставлять услуги для эффективного развития экономики. Задача заключается в том, чтобы в условиях переходного процесса масштабно использовать регулирующие рычаги, особенно в части налоговой политики.

В условиях трансформации экономики государство как особое звено в системе экономического регулирования должно формировать гибкую налоговую политику как фактор оптимизации средств, поступающих в бюджетную систему страны. То есть, в условиях меняющейся экономической конъюнктуры и рыночных процессов ему необходимо оперативно принимать меры по обеспечению безопасности поступающих средств с помощью специализированных фондов в случае недоимок и невыполнения плана субъектами частного и государственного хозяйства.

В экономике переходного к рынку периода формируются многоуровневые хозяйственные системы с несколькими экономическими укладами, а складывающиеся устойчивые производственно-технические и экономические связи обеспечиваются единством целей и организационного пространства. Включение в эти отношения

интегрированной совокупности первичных звеньев определяет уже не абсолютную, а частную экономическую и, следовательно, организационную обособленность первичного звена фискальной политики страны.

Безусловно, в условиях переходного процесса экономическая политика страны, направленная на стимулирование экономического роста, и антициклическое регулирование экономики в краткосрочном периоде осуществляются путём сбалансированности бюджетной политики. В долгосрочном периоде фискальная политика страны в плане оптимизации налоговых баз и ставок призвана обеспечить безопасность интересов и частного, и государственного сектора экономики.

Она отождествляется с двумя аспектами национального хозяйства:

I. Микроэкономическая эффективность фискальной политики определяется:

- рационализацией объема и базы налогообложения;

- оптимальностью налоговой ставки, «встроенной стабилизационной» функцией налогового механизма как его способностью отражать изменение цен на рынке;

- способностью в период спада совершенствовать условия налоговой бремени для физических и юридических лиц.

II. Макроэкономическая эффективность фискальной политики определяется экономическими последствиями выбора приоритетных налогов для:

- системообразующих отраслей, определяющих рост народного хозяйства;

- стимулирования инвестиционной активности региональных хозяйствующих субъектов;

- динамичности масштабов развития производительного и личного потребления;

- стабильности в колебании деловой активности и т.д.

Необходимость сочетания вышеуказанных аспектов фискальной политики обусловлена необходимостью решения эндогенных проблем структуры построения национального хозяйства в условиях транзитивности.

Для аргументирования вышеизложенных моментов нами было выявлено, что исходной базовой основой для таких суждений является оптимизация налоговой нагрузки в стране, и исполнение бюджетной политики Республики Таджикистан, соответственно, остаётся в удручающем положении. Это в свою очередь приводит к невосполняемым потерям времени и средств. Справедливости ради можно сравнить характерные черты налогового бремени в соседнем Киргизстане с национальной экономикой Таджикистана, где, согласно оценкам международных наблюдателей, совокупность налоговой нагрузки составляет более 80% [4] (см. рис. 1.).

Из рисунка видно, что налоговая нагрузка в нашей стране выше, чем в Кыргызской Республике. Так, если налог на прибыль и подоходный налог в республике составляет 13% и 25%, то у наших соседей обе статьи равны по 10 пунктам. Что касается НДС и социального налога, то у нас это 18% и 25%, и, аналогично, в Кыргызстане они равны 12% и 18%.

Такие большие нагрузки в налоговой системе страны тормозят экономический рост и развитие, что создаёт благоприятные условия для различных злоупотреблений из-за значительного удельного веса теневой экономики и уклонения от уплаты путем сокрытия средств субъектами экономики. Это в конечном итоге приводит к невосполнимым потерям при исполнении бюджетных обязанностей и, тем самым, будет отрицательно влиять на реализацию долгосрочных задач развития экономики страны.

Рис. 1. Сравнительная характеристика налоговых ставок Кыргызской Республики и

Республики Таджикистан по основным видам налогов

•■■О"» Совокупность налоговой нагрузки Киргизистана (50%) "О" Совокупность налоговой нагрузки Таджикистана (80%)

Подоходный налог

Налог на прибыль

Социальный налог

Рисунок составлен автором на базе статистических данных по странам СНГ за 2015 год.

В непредсказуемых условиях рынка и безграничности общественных потребностей ограниченные финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе страны, ставят перед уполномоченными государственными органами конкретные задачи по оптимизации структуры и состава бюджетных расходов. Так, за последние годы в стране существенно возросли бюджетные расходы на социальную сферу (см. рисунок 2).

Рис. 2. Государственные бюджетные расходы на социальную сферу в РТ с 2010 по 2015 г.

(тыс. сомони).

3000,0 2500,0 2000,0 1500,0

10

1000,0 500,0 0,0

2918,62887 Образование

2689 2517

2170,7 2130,8

1739,9 1607,8

13631454,5

l681

061,8

9394,4

37

,8

5

29

504,4

LL

716679,4

327 327

91

4

25,3 39

LL

109

1

77,3 ,33

Здравоохранение

04,4 Социальная защита

населения

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Культурно-массовые и оздоровительные мероприятия

Рисунок составлен автором на базе: Таджикистан в цифрах: Статистический ежегодник Республики Таджикистан за 2015 год: - Душанбе, Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан., 2016. - С. 132-133.

0

3

5

2

Из диаграммы видно, что социальные расходы в 2015 году по отношению к 2010 году возросли: на образование возросли на 76,8%; на здравоохранение - 82,9%; на социальную защиту населения - на 76,4%; на культурно-массовые и оздоровительные мероприятия -на 91,9%; ЖКХ и охрану окружающей среды - на 79,4%. Высокие темпы роста расходов на социальную сферу дают возможность укрепить социально-экономическую базу населения.

Таким образом, в расходной части бюджета страны государственные социальные издержки за период развития рыночных реформ остаются одним из важных пунктов программы Правительства в части стратегии развития национального хозяйства и приоритетным направлением повышения эффективности расходной политики государства. Однако высокие социальные расходы не уравновешивают расходы на экономические цели и капитальные вливания в другие сферы национального хозяйства. По нашему мнению, равновесные расходы на социальные и на экономические цели в перспективе могут существенно стабилизировать программу Правительства относительно стратегии развития национального хозяйства.

В целом оказание бюджетных услуг отражается в расходной части бюджета и включает элементы функционального распределения расходов по видам экономической деятельности. Нами делается акцент на изучение факторов, влияющих на содержание бюджетных расходов.

Однако следует отметить, что с макроэкономической позиции формирование и предоставление обществу бюджетных услуг зависит от эндогенных и экзогенных условий, влияющих на изменение содержания государственных расходов. К ним относятся:

- стратегия целеполагания (разработка и постановка целей, содержащихся в программно-нормативных документах);

- научно-практическая обоснованность прогнозных величин и плановых заданий;

- достаточность объемов и источников бюджетных средств;

- готовность и мотивированность субъектов государственного управления к выполнению бюджетных услуг.

Рассмотрим содержание некоторых отмеченных факторов.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в ежегодном Послании парламенту, где уточняются приоритетные направления и задачи по обеспечению устойчивых темпов экономического развития страны на ближайшее будущее и на основе которого разрабатывается и реализуется Закон Республики Таджикистан «О бюджете» на очередной финансовый год, определяет направления реализации налоговой, бюджетной и долговой политики государства. Однако в законодательной базе есть и некоторые упущения, требующие рассмотрения. В частности, в некоторых нормативно-правовых актах, направленных на укрепление экономического потенциала страны, отсутствуют элементы системности, то есть слабо разработана взаимосвязь между документами или в них нет соответствующего финансово-экономического обоснования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на некоторые упущения, в контексте реализации стратегически важных документов в республике достигнуты заметные позитивные результаты по трём направлениям, которые пока ещё полностью не достигнуты и требуют завершения. К их числу относятся:

1. Обеспечение энергетической независимости.

2. Выход из транспортного тупика.

3. Обеспечение продовольственной безопасности.

Несмотря на достигнутые большие успехи в этих направлениях, они и в дальнейшем будут включены в разрабатываемые стратегические документы.

В целом исследование структурных сдвигов в государственной бюджетной системе страны позволяет утверждать, что использование бюджетных средств пока еще малоэффективно. Это аргументируется следующими соображениями:

1. В части расходов государственного бюджета на реализацию инвестиционной программы в плане создания новых, а также модернизацию существовавших ранее промышленных объектов, выделяемых государственных финансовых средств недостаточно. Об этом свидетельствуют низкие объемы бюджетных инвестиций и отсутствие качественного сдвига в отраслевой структуре национального хозяйства.

2. Несмотря на то, что в стране было построено и сдано в эксплуатацию множество культурно-спортивных и оздоровительных центров, бюджетные расходы, направленные на эти цели, пока являются неэффективными. Так, построенные в большинстве административных центров культурно-оздоровительные и спортивные учреждения в основном пустуют или используются крайне редко.

Кроме вышеотмеченного, и при реализации государственно-целевых программ, финансируемых за счет бюджетных средств, также допущены некоторые упущения. В частности, по результатам проведенного Счетной палатой Республики Таджикистан в первой половине 2015 года аудита эффективности использования бюджетных средств выявлены следующие нарушения: «По результатам аудиторских проверок (контрольные и экспертно-аналитические мероприятия) был выявлен финансовый ущерб на сумму 85 миллионов сомони, что на 70,9 миллиона сомони превышает показатели за аналогичный период прошлого года.

Из общей суммы выявленного ущерба незаконные финансовые и материальные затраты составляют 6 миллионов сомони, недостача и присвоение денежно-материальных средств - 1 млн 363 тысячи сомони. Завышение цен при проведении ремонтно-строительных работ - 6 млн 95 тысяч сомони. Ущерб от продажи и аренды государственной собственности - 792,0 тысячи сомони, денежно-материальный ущерб, понесенный по причине халатности, - 29 млн 84 тысячи сомони. Финансирование сметы затрат бюджетных организаций было занижено на сумму 556,0 тысячи сомони» [3].

Как свидетельствуют цифры по мониторингу оказания бюджетных услуг, осуществленному Счетной палатой страны, пока в этом секторе требуются мероприятия по совершенствованию хозяйственной деятельности бюджетных структур и, с этой позиции, исследование факторов, влияющих на объем и структуру бюджетных услуг, что вызывает научно-практический интерес. В целом с теоретической позиции размер бюджетных расходов зависит от многих факторов, начиная с политических, экономических, демографических и кончая социальной составляющей.

В экономической науке совершенно справедливо отмечается, что состав и содержание бюджетных услуг связаны с потребностями общества в таких услугах и возможностью государства в их удовлетворении, что зависит от социально-экономической ситуации в стране в целом. В частности в одной из работ отмечено: «Как известно, величина бюджетных расходов зависит от бюджетных потребностей и возможностей их доходного

покрытия (бюджетная сбалансированность). Но это является общей характеристикой логики формирования бюджетных расходов... Другими словами, величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом и динамикой валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных государственных программ и рядом других факторов» [1].

Объем расходов бюджетов разного уровня, в нашем случае - республиканского и местных бюджетов - определяется главным распределителем бюджетных средств исходя из предельных объемов финансирования. При этом в качестве базы выступают нормативы затрат, связанные с оказанием бюджетных услуг, утвержденные Министерством финансов РТ. Однако размер бюджетных ассигнований на оказание услуг определяется на основе метода экстраполяции, ориентированного на использование тенденций прошлых лет. Это свидетельствует об отсутствии научно обоснованного подхода к определению размеров бюджетных расходов на оказание услуг в соответствии с нормой и требованиями времени. Однако из-за недостаточности средств, аккумулируемых бюджетной системой страны, можно сказать, что применение экстраполяционного метода диктуется самой жизнью.

В перспективе следует постепенно переходить от количества к качеству и при разработке параметров государственного бюджета перейти к более инновационным и прогрессивным методам бюджетного планирования в масштабе всей страны.

Таким образом, исследование процессы фискальной политики страны вне всякого сомнения, остаётся незавершенной параболой налогово-бюджетной системы и в перспективе требует доработки для совершенствования социально-экономических этапов развития как основы доминирования эндогенных аспектов макроэкономического пространства в условиях трансформации национальной экономики.

Список использованной литературы:

1. Лагкути Б.Г. Факторы влияния на эффективность расходования бюджетных средств // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. http://uecs. ru/uecs41 -412012/Шт/13 74-2012-05-30-11 -56-29. [Дата обращения 25.05.2016].

2. Макашина О.В. Теория и методология эффективного бюджетирования/О.В. Макашина, Ю.А. Соколов, - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 236 с.

3. Подробный отчет о результатах аудиторской проверки Счетной палаты Республики Таджикистан в первом полугодии 2015 года./Счётная палата Республики Таджикистан. http://news.tj/ru/news/glava-schetnoi-palaty-obeshchaet-prozrachnost-i-glasnost. (дата обращения: 25.05.2016)

4. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие/Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. - М. : Дело и Сервис, 2008. - С. 308.

5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан за 2015 год. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С. 132133.

Reference Literature:

1. Laghuti B.G. Factors of Influence over Budget Resources Expenditures // Management with Economy Systems: Electronic Scientific Journal. http://uecs.ru/uecs41-412012/item/1374-2012-05-30-11-56-29. [date of request: 25.05.2016].

2. Makashina O. V. Theory and Methodology of Effective Budgeting // O. V. Makashina, Yu. A. Sokolov. - SPb: Publishing-house of Polytechnical Institute, 2010. - 236pp.

3. Detailed Accounting Report on the Results of Auditor s Monitoring under the Auspices of the Accounts Chamber of Tajikistan Republic in the first semester of 2015 // Accounts Chamber of Tajikistan Republic http://news.tj/ru/news/glava-schetnoi-palaty-obeshchaet-prozrachnost-i-glasnost. [date of request: 25.05.2016].

4. Popova L.V. Tax Systems of Foreign Countries: educational-methodical manual // L.V. Popova, I.A. Drozhzhina, B. G. Maslov. - M.: Business and Service, 2008. - p. 308.

5. Statistical Annual of Tajikistan Republic for 2015. // Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. - Dushanbe, 2016. - pp. 132 - 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.