Научная статья на тему 'Финансовые факторы, тормозящие экономический рост в условиях цикличных колебаний в республике Таджикистан'

Финансовые факторы, тормозящие экономический рост в условиях цикличных колебаний в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ДЕВАЛЬВАЦИЯ / ВАШИНГТОНСКИЙ КОНСЕНСУС / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА МВФ / МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СПРОС НА ДЕНЬГИ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP / ECONOMY GROWTH / TAX CHARGE / DEVALUATION / WASHINGTON CONSENSUS / FINANCIAL POLICY OF INTERNATIONAL CURRENCY FUND / MONETIZATION OF ECONOMY / DEMAND FOR MONEY / VALUABLE PAPERS MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азизбаев Равшан Абдурахманович

Выявлены факторы, негативно влияющие на экономический рост в Республике Таджикистан. Исследованы некоторые обстоятельства, тормозящие процесс экономического роста, так как их изучение может дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с причинами спада в производственном секторе экономики Республики Таджикистан. Названы некоторые факторы и условия, оказывающие отрицательное влияние на экономический рост. Сделаны выводы и даны предложения по развитию реального и финансового секторов экономики, которые, согласно оценкам опытных экспертов, находятся на низком уровне. Изложены практические рекомендации, касающиеся преодоления причин, негативно влияющих на экономический рост. Также выявлено, что при решении названных проблем, связанных с этими секторами экономики, появится возможность для обеспечения более стабильного экономического роста в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the factors negatively affecting economy growth in Tajikistan Republic. The author has investigated some circumstances hindering the process of economy growth as their study gives answers to numerous questions associated with the reasons of decay in the manufacturing sector of Tajikistan Republic economy. He calls certain factors and conditions exerting negative influence on economic evolution. Conclusions are made and suggestions are introduced as to a development of real and financial sectors of economy whose level is very low according to experienced experts’ estimations. The author expounds practical recommendations on overcoming the reasons negatively affecting economy growth. It is proved that if the problems in question are solved there will spring up potentialities for a provision of a more stable economy growth in the republic.

Текст научной работы на тему «Финансовые факторы, тормозящие экономический рост в условиях цикличных колебаний в республике Таджикистан»

УДК 330 ББК 65.012.332

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ, Азизбаев Равшан Абдурахманович,

ТОРМОЗЯЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ старший преподаватель кафедры

В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ банковского дела ТГУПБП

В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (Таджикистан, Худжанд)

ОМИЛХОИ МОЛИЯВИИ БОЗДОРАНДАИ Азизбаев Равшан Абдурахманович,

РУШДИИЦТИСОДИЁТИМАМЛАКАТ сармуаллими кафедраи кори бонкии

ДАР ШАРОИТИ ЛАПИШХОИ ДАВРАГЙ ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд) ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

FINANCIAL FACTORS HINDERING Azizbayev Ravshan Abdurahmanovich,

ECONOMY GROWTH UNDER CYCLICAL senior lecturer of the department of

FLUCTUATIONS IN TAJIKISTAN banking affairs under TSULBP

REPUBLIC (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: RavshanAzizbаev@mail.ru

Ключевые слова: развитие предпринимательства, экономический рост, налоговая нагрузка, девальвация, Вашингтонский консенсус, финансовая политика МВФ, монетизация экономики, спрос на деньги, рынок ценных бумаг

Выявлены факторы, негативно влияющие на экономический рост в Республике Таджикистан. Исследованы некоторые обстоятельства, тормозящие процесс экономического роста, так как их изучение может дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с причинами спада в производственном секторе экономики Республики Таджикистан. Названы некоторые факторы и условия, оказывающие отрицательное влияние на экономический рост. Сделаны выводы и даны предложения по развитию реального и финансового секторов экономики, которые, согласно оценкам опытных экспертов, находятся на низком уровне. Изложены практические рекомендации, касающиеся преодоления причин, негативно влияющих на экономический рост. Также выявлено, что при решении названных проблем, связанных с этими секторами экономики, появится возможность для обеспечения более стабильного экономического роста в республике.

Калидвожа^о: рушди соуибкорй, рушди щтисодиёт, сарбории андози, девалватсия, консенсуси вашингтони, сиёсати молиявии ХБА, монетизатсияи ицтисодиёт, талабот ба пул, бозори когазуои циматнок

Дар мацола омилцое муайян гаштаанд, ки ба рушди ицтисодиёти Чумхурии Тоцикистон таъсири манфи мерасонанд. Баъзе уолатуои боздорандаи раванди рушди ицтисоди, ки омузиши онуо ба суолуои сершумори марбут бо сабабуои таназзул дар бахши истеусолии ицтисодиёти Чумуурии Тоцикистон цавоб медиуанд, мавриди барраси царор гирифтаанд.

Як цатор омилуо ва шароитуое, ки ба рушди ицтисодй таъсири манфй мерасонанд, номбар шудаанд. Оид ба инкишофи бахшуои воцей ва молиявии ицтисодиёт, ки бино ба арзёбии коршиносони ботацриба дар сатуи паст царор доранд, тавсияуо пешниуод шудаанд. Дар бобати рафъи сабабуое, ки ба рушди ицтисодй таъсири манфй мерасонанд, пешниуодуои амалй ироа гардидаанд. Таъкид шудааст, ки дар сурати уалли мушкилоти мазкур, ки бо бахшуои воцеию молиявии ицтисодиёт алоцаманданд, таъмини нисбатан устувори рушди ицтисодй дар цумуурй имконпазир мегардад.

Key-words: development of entrepreneurship, economy growth, tax charge, devaluation,

Washington consensus, financial policy of International Currency Fund, monetization of

economy, demand for money, valuable papers market

The article dwells on the factors negatively affecting economy growth in Tajikistan Republic. The author has investigated some circumstances hindering the process of economy growth as their study gives answers to numerous questions associated with the reasons of decay in the manufacturing sector of Tajikistan Republic economy. He calls certain factors and conditions exerting negative influence on economic evolution. Conclusions are made and suggestions are introduced as to a development of real and financial sectors of economy whose level is very low according to experienced experts' estimations. The author expounds practical recommendations on overcoming the reasons negatively affecting economy growth. It is proved that if the problems in question are solved there will spring up potentialities for a provision of a more stable economy growth in the republic.

В конце прошлого века, из-за спада производства и разрушения научно-технологического потенциала экономики, наша страна находилась в состоянии экономического и социально-политического кризиса. Спад, продолжавшийся в течение нескольких лет, привел к снижению объёма инвестиций и к ощутимым потерям на внешнем и внутреннем рынке. В результате этого появились сопутствующие проблемы: ухудшилось качество жизни и сократились доходы населения, активизировалась миграция, отмечался спад в духовно-нравственной сфере и, как следствие, - рост преступности. В связи с этим оказались вне поля зрения другие важные проблемы, решение которых являлось первоочередной необходимостью, так как они ставили под угрозу безопасность и стабильное развитие нашего государства. Исследованию кризисных явлений в стране посвящен ряд исследований, в которых описывается массовый спад производства и комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих причин и факторов. Поиск путей решения этих проблем и учёт факторов требует проведения адекватных исследований, что является задачей настоящей статьи. Необходимо отметить, что определяющей причиной в этом направлении выступает государственная экономическая политика, направленная на социально-экономическую стабилизацию, т.е. курс социально-экономической политики.

В современных условиях Правительство Республики Таджикистан проводит активную политику, основу которой составляет реализация ряда государственных стратегических программ, среди которых особо следует отметить: выход из коммуникационного тупика, достижение энергетической независимости и обеспечение продовольственной безопасности.

В республике достигнута главная, ключевая задача - осуществлён реальный переход к

новой экономической политике, нацеленной на построение социально ориентированной рыночной экономики, к политике, отвечающей глобальным мировым тенденциям и духовно-нравственным ценностям нашего общества. Здесь следует отметить, на чём основан выбранный курс социально-экономической политики:

1. Соблюдение принципов политики, рекомендованной МВФ.

2. Развитие естественных монополий и проведение адекватной промышленной политики.

3. Повышение уровня доходов населения как фактора стабильности развития страны на национальном уровне.

Но в современных условиях перед государством стоит ещё одна главная задача, которая связана с финансовым сектором экономики. Согласно политике МВФ последовательно и согласованно осуществляется система мер по финансовому оздоровлению экономики ряда развивающихся стран, в том числе и РТ. Однако в последние годы их реализации эти меры уже не могут обеспечить нужной отдачи. Кроме всего прочего, это было связано с экономическими процессами, происходящими в мировой экономике, так как ни в одной стране, которая в конце прошлого века пыталась реализовать эту программу реформ, не удалось добиться успеха. Безусловно, отрицательную отдачу в этих странах спровоцировали: массовая приватизация собственности и постоянное сжатие денежной массы как средство подавления инфляции, определённые внешние заимствования как единственный источник экономического роста. В этих условиях возникла необходимость в переосмыслении урока «Вашингтонского консенсуса» [1, с.7], что заключается в разработке принципиально новых подходов к решению проблем экономического роста и социальных задач. Если обратиться к истории, то наступивший в 70-е годы ХХ в. глубокий кризис полностью опроверг концепцию кейнсианства, которая господствовала в то время. Финансовая стабилизация была достигнута с применением концепции монетаризма, и это резко повысило авторитет монетаристов во главе с М. Фридменом [2]. Необходимо отметить, что в основе идеи «Вашингтонского консенсуса» лежит вытеснение государства из экономического равновесия и принуждение его к внешним займам. Это связано с тем, что финансовая политика МВФ, касающаяся монетизации 15-16 % (М2 к объёму ВВП) [4], не обеспечила финансовой стабилизации и, соответственно, экономического роста ни одной из стран СНГ, в том числе и в России.

В современных условиях во всех странах постсоветского пространства, в том числе и в РТ, имеет место бюджетный и налоговый кризис, развивается выстроенная государством финансовая пирамида. Где же успех в достижении финансовой стабилизации в этих странах, обещанный представителями Международного валютного фонда? Пока на этот вопрос ответа нет.

Принципы «Вашингтонского консенсуса» достаточно прочно связаны друг с другом и рассчитаны на то, что искусственное сжатие денежной массы в стране приведёт к поиску новых инвесторов за рубежом [1,с. 9-10]. В начале экономических реформ во всех постсоветских странах произошла всесторонняя долларизация экономики. Это опять-таки обеспечило повышение доходов США за счёт увеличения денежной эмиссии. На наш взгляд, это является продолжением «Плана Маршалла», который до сих пор реализуют США. В результате этого финансовая система, наоборот, становится зависимой, и именно это выступает отрицательным фактором для финансовой стабилизации. По

приблизительным подсчётам, сегодня в Республике Таджикистан находится около 4-5,5 млрд наличных долларов США, из которых около 1-2 млрд выполняют функцию резерва и сбережений, они могут быть использованы НБТ как страховка от рисков для организации девальвации. Еще 2-2,5 млрд долларов обслуживают внешний торговый оборот. В пересчете на сомони это составляет около 40-50 млрд, что в шесть раз превышает объем наличных денег в обороте [3, с. 33].

В современной финансовой системе Республики Таджикистан такое соотношение создаёт диспропорцию, которая является одним из главных факторов чрезмерной зависимости страны от иностранного капитала. Исходя из методического подхода, основанного на логическом анализе, мы пришли к выводу, что если общий объём наличных долларов соответствует 4 млрд, то, за вычетом резервов и средств, которые направляются на обслуживание импорта, общий объём валюты, которая уходит за границу или остаётся на руках у населения, составляет около 1,0-1,5 млрд долларов.

Мировой практикой доказано, что устойчивость национальной валюты должна держаться на нескольких якорях:

- соотношении сомони к доллару;

- стабильности и устойчивости банковской системы;

- насыщении рынка средствами, необходимыми для нормального оборота, низком проценте по кредитам для реального сектора экономики;

- развитии целевых потребительских кредитов на жилищное строительство;

- низких налоговых ставках;

- развитии в РТ финансового рынка, и особенно рынка ценных бумаг. На это повлияла сложившаяся экономическая и политическая ситуация в условиях переходной экономики.

Но многие из перечисленных факторов остаются в РТ незадействованными. Об этой проблеме российский учёный Л. Абалкин писал следующее: «В свое время при принятии Закона «О Центральном банке России» (и под влиянием Вашингтонского консенсуса) ему было запрещено кредитовать кассовые разрывы в обслуживании бюджета. Считалось, что такой порядок приведет к инфляции. В итоге функцию кредитования передали уже не государственному, а частным банкам. Началось выстраивание государственной финансовой пирамиды. Теперь через выпуск ГКО и других долговых обязательств бюджет получает средства под 80—100 % годового дохода. И это при условии, что в заложенных расчетах уровень инфляции составит в нынешнем году 8-10 %» [1, с. 19].

Из этого высказывания Л. Абалкина следует, что инфляция вроде бы невысокая, но необходимо учитывать, что на обслуживание и внутреннего, и внешнего долга уходит более 45-50 % ресурсов из государственного бюджета, а это значит, что часть бюджета расходуется на покрытие долга. Но в условиях РТ это невозможно, так как бюджет постоянно находится в дефицитном состоянии. А в РФ это возможно, так как государство имеет значительные средства для осуществления специальных мер по регулированию экономики.

Из этого можно сделать вывод, что сегодня бюджет становится средством для перекачивания налогов в пользу увеличения банковского капитала и для покрытия государственных долгов. Поскольку в РТ наблюдается высокая налоговая нагрузка, это влияет на развитие предпринимательства и уровень развития товарного рынка. Следовательно, это ведёт к росту цен и, соответственно, - к инфляции. При таком исходе

это прямым образом влияет на доходы населения(б).

На наш взгляд, именно эта проблема является тормозящим фактором развития в Таджикистане вторичного рынка ценных бумаг. Первоочередным условием формирования вторичного рынка ценных бумаг выступает развитие индивидуального предпринимательства, а на него влияет налоговая нагрузка. Здесь следовало бы обеспечить приемлемость «налогового рая», что стало бы инициативой для развития реального сектора экономики. Отметим, что вторичный рынок ценных бумаг является альтернативой банковскому рынку(5). Решение этой проблемы дало бы возможность для решения взаимосвязанных (систематических) проблем, что во многом упростило бы ситуацию, сложившуюся в финансовом и реальном секторе экономики. «Здесь следовало бы вспомнить уже упомянутое выступление Д. Стиглица, когда он, опираясь на мировой опыт, четко сформулировал свой подход. По его оценке, умеренная инфляция безболезненна и нет ни одного признака, что ее уровень ниже 40 % в годовом измерении опасен и вреден» [1, с. 19].

На наш взгляд, настало время обдумать и изменить форму финансовой стабилизации и экономического роста. Необходимо приступить к твёрдым изменениям в экономической и денежно-кредитной политике, к реальной поддержке отечественного производителя и социальной сферы. Это необходимо сделать с учетом исторических традиций, особенностей и менталитета населения.

Наша экономика может успешно развиваться и процветать только как единый организм, устроенный с соблюдением отраслевых пропорций. Она может быть успешной лишь при сохранении связывающих ее воедино скреп, четкой направленности на формирование социально ориентированного рыночного хозяйства.

Опять вернёмся к концепции Леонида Абалкина. По его мнению, лишь здоровая конкуренция в условиях рыночной экономики может спасти естественные монополии от неминуемой гибели [1,с.19]. В зарубежных странах автоперевозки, авиация и железные дороги могут быть прикреплены к определённым предприятиям, но должны регулироваться государством, включая определение системы маршрутов и установление цен, проведение общей политики обновления подвижного состава и самих путей сообщения и т.д. Государство может либо дотировать перевозки, удешевляя транспортные расходы и перевозку пассажиров, либо сделать эти перевозки самоокупаемыми, увеличивая доходы предприятий и населения.

Кроме того, по его мнению, исходя из опыта приватизации железных дорог в Японии, «реализация данного мероприятия прошла весьма успешно и принесла немало доходов государству, а сами дороги заработали лучше, чем прежде. Но это происходило в условиях, когда они (железные дороги) не были и не могли быть естественными монополиями. Они были включены в сложную транспортную систему с такими составляющими, как высокоразвитые автоперевозки, авиация и морской флот. Иными словами, они были частью общей конкурентной среды. И любые попытки навязать потребителям какие-то свои, дополнительные условия отражались ответными действиями конкурентов» [1,с.21]. Если взять, к примеру, нашу страну, то здесь обстоятельства складываются иначе. Страна сконцентрирована лишь с помощью железнодорожного транспорта. Ни автомобильные дороги, ни авиация не в состоянии составить ему конкуренцию. Железные дороги становятся естественной монополией.

В аналогичном положении находится и энергетический сектор. Исторически сложившееся устройство общей, единой для страны сети электроснабжения в свое время служило предметом внимательного изучения многими развитыми странами. Конечно, можно себе представить прикрепление небольшого предприятия к местной ТЭЦ. Правда, такое прикрепление при определенных условиях может поставить потребителя в зависимость уже от местного монополиста. Однако большинство крупных городов и предприятий включено в единую общую сеть электроснабжения, и это является оптимальным с точки зрения энергопотребления.

Содержание ТЭЦ или АЭЦ обходится Таджикистану намного дороже. Это объяснимо. Во-первых, страна зависит от импорта энергетических ресурсов, а в последнее время на мировом рынке наблюдается постоянное повышение цен на энергетические ресурсы. Во-вторых, уровень научно- технического развития не соответствует развитию АЭЦ, и это требует вложения значительных финансовых средств. В-третьих, ГЭС сопровождают концепции устойчивого развития, которые следует реализовывать в целях повышения уровня экологизации в стране. Это признается во всём мире, что дало толчок строительству Рогунской ГЭС на одном из самых высоких мест над уровнем моря в стране по инициативе Президента РТ Э. Рахмона.

Другим ключевым вопросом является разработка и проведение четко выраженной и целенаправленной промышленной политики. С момента начала реформ отмечались некоторые упущения. Об этом свидетельствовала стихия рынка, которая расставила всё по своим местам уже в начале XXI века. Промышленная политика в её классическом понимании (как направление структурных преобразований производства) не может быть рассчитана всего на несколько лет, так как на протяжении короткого периода времени невозможно обеспечить качественные изменения.

Наряду с этим стоит вопрос о создании гибкой и эффективно действующей инфраструктуры. И здесь следует согласовать научно-технические и экономические связи между действующими предприятиями, в результате чего формируется надежный механизм, соединяющий и усиливающий связь между центром и регионами.

Согласованность экономического механизма не противоречит развитию рыночных отношений и конкуренции. Размещение наиболее важных объектов (приоритетных для государства) должно быть выгодным для всех участников экономической системы.

Только при этих условиях сформируется наиболее эффективная финансовая система с важнейшими элементами (рычагами) воздействия на процесс экономического развития. Конечно, этот вопрос является спорным. Наверняка для читателя это представляется в виде отказа от действующей экономической системы и создания новой с помощью целенаправленных реформ. Но следует объяснить, что действующая сегодня финансовая система, в силу влияния многочисленных факторов, становится зависимой, и это является поводом для размышлений. На наш взгляд, всё это должно влиять на изменение сложившегося положения, и в результате предпринимательский сектор получит приоритет в развитии. Возможно, именно через этот лозунг можно создать развивающуюся по своим законам и принципам социально ориентированную рыночную экономику.

Практически каждый регион представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство с собственной инфраструктурой, особым потенциалом и специфическими формами организации законодательной и исполнительной власти. При выходе из нынешнего

положения и ориентации на нормальные рыночные отношения, хозяйство будет нацелено на максимальный рост и улучшение качества жизни.

Решение всех предстоящих вопросов предполагает создание четкой, устойчивой и долгосрочно ориентированной системы межбюджетных отношений. В противном случае возникают трудно предсказуемые последствия, решение которых становится очень трудным. К этим задачам относятся следующие:

- спад производства и потеря стимулов предприятиями;

- снижение налоговой нагрузки и растущей задолженности;

- содействие межрегиональному развитию;

- усиливающаяся угроза экономической стабильности страны.

Зарубежные преобразования в области экономики указывают на следующую логику: их успех всегда зависел от того, насколько они отвечали интересам трудящихся. Об этом свидетельствует опыт новых индустриальных стран: Южной Кореи, Гонконга, Тайваня, Таиланда.

Одним из главных факторов экономического роста и стабильности функционирования экономической системы выступает уровень доходов населения. Анализ статистических данных показывает, что в последние годы уровень доходов населения имеет тенденцию к увеличению. Следовательно, с увеличением уровня денежных доходов увеличиваются и денежные расходы, что сказывается на повышении цен на товары и услуги. Это выступает уже другим, тормозящим фактором экономического роста.

По мнению российского учёного Леонида Абалкина, «в тех странах, где децильный коэффициент доходов превышает соотношение 1:10, проистекает ощущение несправедливости существующего общественного порядка, тяга к дележу накопленного богатства и революционным переменам. Кто интересуется примерами, может обратиться к опыту стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки или, наконец, к истории своей собственной страны» [1,с.17].

Условия, сложившиеся в РТ за последние 8-10 лет, еще не имеют признаков устойчивого, стабильного экономического роста. Здесь также следует обратить внимание на один важный момент. Основная часть населения страны ничего не получила в процессе приватизации. В этих условиях люди могут рассчитывать лишь на свое образование и квалификацию. Как уже было отмечено, это привело к росту трудовой миграции. В результате уровень доходов среднего слоя населения оставался неизменным. Опять-таки правильными являются выводы Леонида Абалкина о том, что «в направлении уровня доходов можно сформулировать три аспекта рассматриваемого вопроса. Первый из них -уровень доходов семьи. Особенно важно подчеркнуть, что представители среднего класса должны иметь два вида доходов: по своему труду и квалификации и доходы от собственности (в самом широком ее понимании). Только в этом случае работник -независимо от своей специальности - получает право быть независимым от продажи своей рабочей силы, обретает экономическую и политическую свободу, становится не просто объектом, но и субъектом демократической организации общества» [1,с.13].

Применительно к современным реалиям РТ, нижней границей принадлежности к среднему слою является ежемесячный средний доход (на каждого члена семьи) в размере 100-150 американских долларов.

В расчете на семью из 3 человек этот доход (в расчете на год) будет составлять 5400

долларов. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что такая сумма позволяет приобрести автомобиль, скопив средства на него, скопить ресурсы на покупку приданого невесте или обеспечить комфортный, благоустроенный отпуск, и т.д. Напомним, что этого можно достичь, имея доход, присущий среднему слою населения.

Далее Леонид Абалкин отмечает: «Вторым аспектом отнесения к среднему слою является статусный фактор - это образование, квалификация и характер социально-экономических притязаний, ориентация на легальные формы осуществления своей деятельности, культуры. Главный резерв развития среднего слоя состоит в привлечении в его состав интеллигенции, представителей интеллектуальной элиты - деятелей науки и высококлассных врачей, работников литературы и искусства, высококлассных конструкторов и управленцев... а также инициативных и предприимчивых деятелей малого и среднего бизнеса» [1,с.14].

Таким образом, можно предположить, что в современных условиях на экономический рост в Республике Таджикистан влияют многочисленные факторы, большинство из которых выступает в виде тормозящих. Среди этих факторов центральную позицию занимает уровень развития реального и финансового секторов экономики, который, согласно оценкам опытных экспертов, является низким. Только когда решатся взаимосвязанные проблемы этих секторов экономики, в республике будет обеспечен более стабильный экономический рост. На наш взгляд, в этом направлении следует решить следующие задачи, благодаря чему можно достичь минимальной степени влияния отрицательных факторов на экономический рост:

- стимулирование развития предпринимательства. Необходимо сформулировать у населения предпринимательский дух. Этого можно достичь, используя психолого-педагогический подход. В связи с этим мы считаем, что в рамках общеобразовательных школ необходимо внедрение курсов и дисциплин, формирующих предпринимательский дух у молодого поколения. Кроме того, имеет место высокая налоговая нагрузка, её снижения можно достичь только в условиях развития предпринимательства.

Сегодня в республике имеется достаточный потенциал для обеспечения стабильного экономического роста. Наши наблюдения в Согдийской области показывают, что в частном секторе сформирован мощный потенциал, который превышает уровень регионального и республиканского бюджета.

Возвращаясь к вопросу о рынке ценных бумаг, хотелось бы отметить, что в настоящее время фондовый рынок в Республике Таджикистан имеет неорганизованный характер и действует путём сделок с ценными бумагами только на внебиржевом уровне. Однако одним из необходимых факторов стабильного развития экономики выступает формирование и развитие рынка ценных бумаг как неотъемлемой части финансовой системы республики.

В нынешних условиях, из - за цикличных колебаний, возникающих в мировом хозяйстве, имеет место постоянная волатильность валютного курса. Инвестору было бы более выгодно и менее рискованно делать капиталовложения в ценные бумаги, которые могут быть выпущены отечественными компаниями или банками. Важно, чтобы они обеспечивались инвестиционными банками и хедж-фондами, дающими государственные гарантии. Это способствовало бы решению проблем с нехваткой финансовых ресурсов как на производственном уровне, так и с ликвидностью в банковской сфере.

Для привлечения этих средств необходимо разработать особый механизм с обеспечением гарантии их возвратности. Однако первостепенной задачей в этом направлении выступает благополучное функционирование вторичного рынка ценных бумаг.

Список использованной литературы:

1 Абалкин Л.И. Спасти Россию // Официальный интернет-сайт: Elibrary.ru (дата обращения: 22.03.2016)

2. Марыганова Е.А. МЗО «Макроэкономика» /Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова, СЛ. Шапиро. - М.: КНОРУС, 2010. - 302 с.

3. Азизбаев Р.А. Экономико-математический анализ состояния денежно-кредитной политики в Республике Таджикистан // Вестник ТГУПБП. -Худжанд2017. -№1 (70). -С.26-35.

4. Интернет-сайт «Азия Плюс»: интервью, данное профессором Ходжимухаммадом Умаровым; /Электронный ресурс: режим доступа news.tj/ru/news/kak-spasti-somoni дата обращения:27.02.2016.

5. Азизбаев Р.А. Использование внесистемных инструментов рефинансирования для поддержания экономического роста в Республике Таджикистан //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2017. - №2 (39).

6. Абалкин Л.И. Четыре фактора неплатежей / Официальный интернет-сайт: E-library.ru (дата обращения: 22.03.2016)

References:

1. Abalkin L.I. // To Rescue Russia / Official website: Elibrary.ru (appeal date: 03/22/2016)

2.Maryganova Ye.A. MZO Macroeconomics'.'//Express course: study guide /Е.А. Maryganova, SL. Shapiro. - M.: KNORUS, 2010. - 302pp.

3. Azizbaev R.A. Economic-Mathematical Analysis of the State of Monetary-Crediting Policy in the Republic of Tajikistan, Bulletin of TSU LBP. 2017, № 1 (70). - pp. 26-35.

4. Internet-Site "Asia+Plus": Interview given by Professor Khodjimukhammad Umarov; / Electronic resource: regime of availability. news.tj/ru/news/kak-spasti-somoni (Date of request: 20.02.2016.)

5. Azizbaev RA, Utilization of non-Systemic Tools of Refinancing for Supporting Economy Growth in Tajikistan Republic.Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2017, May, №2 (39).

6. Abalkin L.I. Four Factors of Non-Payments// Official Internet-Site: -library.ru (Date of request: 22. 03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.