DOI 10.24412/2073-0454-2021 -1-281 -284 © И.В. Филатова, А.Н. Осипова, 2021
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
Ирина Викторовна Филатова, доцент кафедры предварительного расследования, кандидат экономических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru
Анна Николаевна Осипова, адъюнкт кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: anna_beliaeva@mail.ru
Аннотация. Сделаны выводы о том, что пандемия коронавируса, помимо основной угрозы для здоровья людей, имеет неизбежные последствия для глобальной экономики и экономической безопасности страны. В результате влияния пандемии COVID-19, повлекшей заметное снижение темпов экономического роста, как никогда важно удерживать показатели этих угроз на приемлемом уровне.
Ключевые слова: национальная экономика, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности страны, пандемия коронавируса, современные вызовы, COVID-19.
УДК 338.22 ББК 65.012.3
IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON THE COUNTRY'S ECONOMIC SECURITY
Irina V. Filatova, Associate Professor of the Department of Preliminary Investigation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru
Anna N. Osipova, Adjunct of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: anna_beliaeva@mail.ru
Abstract. It is concluded that the coronavirus pandemic, in addition to the main threat to human health, has inevitable consequences for the global economy and the economic security of the country. As a result of the impact of the COVID-19 pandemic, which has led to a marked decline in economic growth, it is more important than ever to keep the indicators of these threats at an acceptable level.
Keywords: national economy, economic security, threats to the country's economic security, coronavirus pandemic, modern challenges, COVID-19.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Филатова И.В., Осипова А.Н. Влияние пандемии коронавируса на экономическую безопасность страны. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(1):281—284.
Обстановка в мире, связанная с пандемией COVID-19 в очередной раз обращает нас к проблеме экономической безопасности и выносит на повестку дня все острые вопросы, оголяя и высвечивая их под новым углом. Вызовы и угрозы экономической безопасности не носят эфемерный и абстрактный характер, они бьют по экономике и обществу, выводя из состояния защищенности и активизируя все мировое научное сообщество.
Стратегия экономической безопасности России до 2030 г. [1], направленная на обеспечение противодействия кризисным явлениям, вызовам и угро-
зам, содержит в себе 25 угроз. В их числе содержатся такие внутренние угрозы, как преступность, коррупция и теневая экономика. Удержание значений индикаторов и показателей перечисленных угроз в условиях снижения темпов экономического роста особенно важно.
В последние годы до пандемии мировая экономика имела тенденцию к росту. С каждым годом темпы роста рулевых экономических держав увеличивались. Во время пандемии мировая экономика начала синхронно замедляться, и это коснулось как развитых, так и развивающихся стран. Обострилось
торговое противостояние США и Китая, что также затормозило экономическое развитие. Таким образом, глобальный социально-экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, спровоцировал обрушение отечественных и мировых рынков.
Внешнеэкономическую деятельность тормозят условия неопределенности внешней торговли, перекрытые границы и повышенные тарифы. Это негативно повлияло не только на саму внешнеторговую деятельность, но и на производственный сектор, а также инвестиционную политику. Изменилась и внутренняя структура производства и потребления. Значительная доля экономически активного населения оказалась без работы, доходы населения сократились, производство встало, а малый и средний бизнес оказался в крайне сложных условиях. Состояние неопределенности и страха значительно повлияло на поведенческие особенности людей как субъектов экономической деятельности, что сильно отразилось на их потребностях.
Экономику в сложившихся условиях поддерживают сохраняющиеся темпы роста компаний 1Т-сек-тора, набирающие популярность маркетплейсы и онлайн магазины. Также остается, но в меньшей доле, чем раньше, возможность реализации в сфере услуг. С целью сохранения субъектов экономической системы государству необходимо оперативно реагировать на возникшие условия кризиса.
Для поддержания предпринимателей, государством был проведен ряд законодательных мер.
Во-первых, были введены налоговые каникулы.
Во-вторых, в актуальную редакцию Уголовного кодекса Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся декриминализации государством уголовно наказуемых деяний, совершаемых предпринимателями.
Эта тенденция подтверждается рядом послаблений. Например, это касается возможности избежать предпринимателем несения уголовной ответственности; также приняты запреты на досудебные аресты, созданы ограничения административной преюдиции, а также ряд других мер.
Состояние неустойчивости экономики и слабое положение надзорных органов стало удобным для преступных посягательств и активизации преступных групп. Например, активизировались организации, занимающиеся торговлей контрафактной продукцией, увеличилось количество лиц, осуществляющих лега-
лизацию денежных средств, приобретенных преступным путем.
Преступные группы научились использовать ситуацию с коронавирусом как окно для расширения масштабов теневой деятельности. Это стало возможным из-за выросшего давления на государственные институты, которым в таких условиях не хватает ресурсов, сил и средств. Перед властями стоят острые проблемы, требующие оперативного решения не только в сфере экономики, но и во многих других сферах, например, здравоохранения и образования. Увеличена нагрузка и на правоохранительные органы. Кроме того, введены условия для соблюдения режима изоляции.
Особенно активизировались группировки, которые захватывают новые зоны влияния. Как правило, такие преступные группы связаны с производством и распространением контрафактного медицинского оборудования — аппаратов ИВЛ, а также ПЦР-те-стов и тестов на определение наличия антител к ко-ронавирусной инфекции. Также в условиях изоляции возрос спрос на наркотики, что, как следствие, увеличило и их производство, и оборот.
С целью санации экономики и общества от таких элементов, государством были сформированы межведомственные организации.
Также для снижения объемов контрафактной продукции и пополнения государственного бюджета была создана обязательная маркировка промышленных товаров с использованием QR-кода. Двухмерный код содержит в себе все выходные данные товара. К 2024 г. государством планируется создание единого автоматизированного реестра товаров, который будет позволять отслеживать все этапы движения товаров.
Активизировалась и киберпреступность. На сайтах, в рекламе, все чаще стали появляться вирусные сообщения по тематике «ковида». В целом по аналитическим данным, преступниками были созданы десятки тысяч фейковых ресурсов. Мошенники используют тематику не только, касаемую вопросов лечения и обследования, но и тематику отмененных из-за режима самоизоляции массовых мероприятий и туристических путевок. Например, Банком ВТБ была раскрыта схема мошенничества с ваучерами за отмененный авиарейс. Растут масштабы и фишинго-вых афер. Создаются сайты-дублеры крупных государственных организаций, например, Всемирной
организации здравоохранения, и распространяются вирусные программы, с целью получения банковских и персональных данных.
Кроме того, злободневной проблемой, не теряющей своей актуальности, стала проблема увеличения коррупции в сфере здравоохранения. Она проявляться как на государственном, так и на индивидуальном уровне. В первом случае эта проблема имеет распространение в вопросах закупки и распределения ресурсов федерального и местного уровня. Во втором имеет место желание лично иметь доступ и приоритет к медицинским услугам, которые, в созданных пандемией условиях, находятся в дефиците.
Опрос респондентов в среднем по странам ЕС показал, что около 20% опрошенных дали взятку за медицинское обслуживание. В отдельных странах этот показатель значительно выше, например, в Словакии — 41%, а в Словении — 38%.
Вполне очевиден рост коррупции в сфере государственных заказов, касающихся закупок медицинского оборудования, лекарств и средств защиты. Особенно остро проблема развивается в регионах, где зафиксировано наибольшее количество пострадавших от пандемии.
Коронавирусная инфекция, с которой столкнулись все страны, уникальна, поскольку затронула все сферы нашей жизни, при том, что высокоэффективных адресных способов борьбы с ней у человечества не оказалось.
Несмотря на предпринимаемые меры, экономика страны чище и прозрачнее не стала. Теневой бизнес продолжает легко подстраивается под современные реалии, находя лазейки в отраслевом законодательстве. Это актуализирует проблему архаичности и «пробельности» нормативной правовой базы, а также недостаточности выполняемой работы контрольно-надзорными органами.
Остается проблема с определением объемов теневого сектора и неформальной занятости, которые во время пандемии также выросли. Оценки, проводимые Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, слабо соотносятся с реальностью [5]. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2019 г. было легализовано более 1,3 млн (в 2018 г. — 1,4 млн, 2017 г. — 2 млн) работников и предпринимателей [6].
При анализе экономической преступности также возникают некоторые вопросы. При изучении статистических отчетов отмечено, что в прошлом году прокурорами было вскрыто 10,8 тыс. случаев искажений (+4,5% к 2018 г.). Более чем в половине таких случаев искажения связаны с намерениями искусственного завышения показателей [3]. Уровень раскрываемости экономических преступлений также оставляет желать лучшего. Например, по данным с 2017 г. по июнь 2020 г., нераскрытыми остались 93,2 тыс. таких деяний. Лидирующими федеральными округами остаются Центральный, Приволжский, Сибирский и Северо-Западный.
Банковский сектор также пострадает от созданных пандемией условий. Несмотря на то, что состояние банковской системы более управляемое и стабильное, чем в прошлые два кризиса, объем просроченной задолженности по займам и кредитам растет. Пандемия лишает банковский сектор значительной части доходов.
Вместе с тем, с января по сентябрь чистый вывоз капитала из страны частным сектором значительно увеличился. В денежном выражении это число составило 35,5 млрд долл., что на 66% выше, чем значения показателей аналогичного периода годом ранее.
По прогнозам Центрального Банка России увеличится отток капитала из страны и в 2021 г.: если изначально предполагалось, что из страны выведут 25 млрд долл. за год, то теперь ожидаются потери до 35 млрд долл.
На фоне высокой волатильности финансовых рынков заметно активизировались нелегальные фо-рекс-дилеры, работающие с иностранными интернет-площадками. Уже в первом квартале 2020 г. Центробанк России выявил 369 организаций, предлагавших нелегальные услуги на финансовом рынке, в том числе 37 «пирамид», 254 «черных» кредитора и 53 форекс-дилера. Как и раньше, растет количество веб-сайтов, предлагающих легкий заработок на операциях с криптовалютами. При этом закон об их внесудебной блокировке пока не принят.
В условиях дефицита оборотных средств вырастет спрос на теневое ростовщичество, которым активно занимаются крупные преступные сообщества через подконтрольные ломбарды и финансовые организации.
Анализируя современное состояние российской экономики, можно с уверенностью сказать, что
COVID-19 станет переломным моментом для экономической безопасности страны, порождающим новые угрозы, которые повлияют на состояние экономической безопасности, структуру экономики, потребности людей, облик и политику государства, а также динамику криминальной экономики.
Анализ событий предыдущих кризисов позволяет спрогнозировать наиболее ожидаемый сценарий, сопровождающийся ростом мошенничества в финансовом секторе и в сфере торговли, учащением случаев фиктивных банкротств, а также незаконной и нелицензированной предпринимательской деятельностью. Также ожидается рост реализации контрафактной и фальсифицированной продукции всех видов производств. Повысится недополучение налогов, сборов и таможенных пошлин в бюджеты. Участятся случаи обналичивания и легализации доходов, полученных преступным путем и пр. Рост экономической преступности будет прямо пропорционален росту бедности в стране, а плачевность положения бизнеса и возможность его восстановления будет развиваться сообразно эффективности мер государственной поддержки.
Для дальнейшей минимизации негативного влияния пандемии в посткарантинный период государством были разработаны рекомендации по реализации целого ряда мер, которые позволят снизить возникающие угрозы экономической безопасности.
Например, как одно из направлений по поддержке предпринимательства, в июле Президентом был издан указ «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 г.», согласно которому определяется новое направление национальной и экономической безопасности — «эффективный труд и успешное предпринимательство». Данное направление было отнесено к числу национальных приоритетов. Такая инициатива должна положительно сказаться на численности занятых сфере малого и среднего предпринимательства, включая самозаня-
тых, с 15,4 млн до 25 млн человек. Кроме того, в рамках направления, предусмотрена цифровизация ключевых отраслей экономики, что необходимо для выживания в условиях современной экономики.
Остается надеяться, что к 2030 г. государство создаст необходимые условия для реализации задуманного, ведь только от их работы зависит насколько эффективно удастся минимизировать современный вызов «пандемии коронавируса» на экономическую безопасность страны.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL://-http://www.pravo .gov.ru
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // URL://-http://www.pravo .gov.ru
3. Состояние преступности // URL://https://xn-b1aew.xn-p 1ai/reports/
3. URL://http://genproc.gov.ru
4. URL://https://^^
5. URL://https://rosstat.gov.ru
6. URL://https://mintrud.gov.ru
References
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekab-rya 2015 g. № 683 «O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» // URL://http://www.pravo.gov.ru
2. Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» // URL://http://-www.pravo.gov.ru
3. Sostoyaniye prestupnosti // URL://https://xn-b1aew.xn-p 1ai/reports/
3. URL://http://genproc.gov.ru
4. URL://https://mvd.rf
5. URL://https://rosstat.gov.ru
6. URL://https://mintrud.gov.ru