С точки зрения экономики
DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-5-8
Экономика Индии под давлением COVID-19
Елена Аркадьевна БРАГИНА
доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Центр проблем развития и модернизации
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, 117997, Профсоюзная ул., д. 23, Москва, Российская Федерация E-mail: braglen@mail.ru ORCID 0000-0002-9180-5503
ЦИТИРОВАНИЕ: Брагина Е.А. (2020) Экономика Индии под давлением COVID-19 // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 13. № 5. С. 128-144. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-5-8
Статья поступила в редакцию 26.09.2020.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются негативные изменения в экономике Индии с начала 2020 года под давлением пандемии СОУЮ-19 и меры по их преодолению. Увеличение числа заболевших, введение карантина привели к быстрому сокращению производства, массовой безработице, снижению ВВП страны. В сложившихся чрезвычайных условиях объективной необходимостью стало усиление в разных формах воздействия на ситуацию национального государства. Потребовались кардинальные изменения в экономической политике Индии предыдущего периода, когда значительно, особенно в промышленности и услугах, укреплялись позиции частного предпринимательства. Пандемия СОУЮ-19 заставила правительство страны решать первоочередную сложную задачу - удержать страну от сползания в тотальный длительный застой и одновременно поддерживать многомиллионное бедствующее насе-
ление. Основным методом стала политика финансового насыщения экономики путем финансовых вливаний, а также прямое распределение денег и продовольствия в натуральной форме среди бедствующих слоев населения. Обвальное сокращение экономической активности в Индии в первой половине 2020 года сменилось в III квартале текущего года признаками некоторого хозяйственного оживления. Для Индии, по оценке ЮНКТАД, в 2021 году повышается возможность привлечь значительные иностранные инвестиции ведущих стран мира, заинтересованных в расширении своих позиций на ее огромном внутреннем рынке. Особо значимой в условиях пандемии стала роль Индии в расширении по инициативе Н. Моди политических и экономических контактов в Южной Азии между членами СААРК.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Индия, корона-вирус, карантин, падение темпов ро-
ста, экономическая политика правительства, роль государства, признаки хозяйственного восстановления, взаимодействие стран - членов СААРК
Пандемия СОУГО-19 изменила мировое хозяйство, резко ухудшила экономическое и социальное состояние всех стран, поразила тяжелой болезнью миллионы людей. Индия не стала исключением, попав в ситуацию нарастающего хозяйственного спада, усиленного и осложненного ранее неизвестной инфекционной болезнью. Прямым следствием стало существенное снижение уровня экономики страны.
Первые признаки появления в Индии неизвестной ранее болезни - ко-ронавируса СОУГО-19, ставшего всемирной угрозой, - обозначились в начале 2020 г., но масштабы связанной
с ним тотальной опасности не были своевременно оценены правительством Н. Моди, как и всеми участниками мирового хозяйства. Не исключено, что в это время руководители Индии были преимущественно озабочены поисками мер борьбы с начавшимся в конце 2019 г. экономическим спадом. Тотальная опасность, порождаемая СОУГО-19 на ранних этапах распространения болезни, неравномерно, но быстро захватывавшей один штат Индии за другим, не была в полной мере учтена правительством Н. Моди, как и в большинстве других стран. Было упущено время, средства, методы защиты населения и экономики оказались запоздавшими. Первый случай заболевания СОУГО-19 был зарегистрирован в стране 30 января 2020 г., 5 человек заболели 2 марта, 112 человек - 15 марта, и в корот-
Рисунок 1. Индия: реальный рост внутреннего валового продукта (ВВП) с 2009 по 2021 г. (*2020, 2021 гг. - оценка), %
Figure 1. India: Real gross domestic product (GDP) growth rate from 2009 to 2021 (*2020, 2021 Estimate), %
12%
10,26%
о
ш
3
4
8,48%
8%
6%
4%
и 2% о
0%
8,00%
8,26%
7,41%
6,64% 6,39%
5,46%
7,04%
7,43%
6,12%
4,23%
1,87%
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020* 2021*
* Statista GmbH, Germany, May 5, 2020 // https://www.statista.com/statistics/263617/gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-india/, дата обращения 15.05.2020.
кий срок болезнь поразила несколько сот человек, затем счет пошел на тысячи. 14 марта 2020 г. новое вирусное заболевание было признано правительством Индии катастрофой. Число заболевших с начала апреля 2020 г. росло лавинообразно: 1 апреля - 2 тыс., 1 мая - 37 тыс., 1 июня - 198 тыс., 15 июля - более 1 млн, 15 августа -более 2,5 млн, 10 сентября - 4,5 млн, 26 сентября - 5,9 млн человек, второе место после США1.
Финансовый 2019/20 год в Индии закончился 31 марта 2020 г., его основные социальные и экономические показатели были сформированы до начала массового распространения COVID-19 и рассчитывались без учета его влияния. В апреле 2020 г. МВФ оценивал рост ВВП развивающихся стран Азии за предыдущий год в среднем в 3,7%, предполагал спад до 1,0% в 2020 г. и возможный рост 6,6% в 2021 г. Схожую динамику спада и роста экономики МВФ намечал в Индии - 4,2; 1,9; 7,2% соответственно [World Economic Outlook 2020, p. x]. Но ожидаемый МВФ переход Индии к значительному подъему хозяйства в 2021 г., как показано на рис. 1, после глубокого спада в результате атаки COVID-19 пока еще остается лишь одним из возможных вариантов.
Вместе с тем опыт хозяйственного оживления после снятия карантинных ограничений в странах Северной Америки и Европы, в ВВП которых большую часть составляют услуги, позволяет предположить, что и в Индии с сектором услуг около 50% национального ВВП не исключен быстрый и существенный рост экономики2.
Здравоохранение Индии в борьбе с коронавирусом
Статистические показатели развития СОУГО-19 в Индии из-за трудностей учета не отражают его реального распространения. Перед этой угрозой ограниченные возможности медицинских служб страны всех уровней были очевидны. Число квалифицированных врачей-специалистов и вспомогательного медицинского персонала было кратно меньше уровня, рекомендуемого ВОЗ. Особенностью Индии стало преимущественное число заболевших и умерших молодого, а не старшего возраста, как в большинстве стран. Видимо, это связано с 45% долей людей младше 25 лет в структуре ее населения - один из самых высоких аналогичных показателей в мире (в КНР - 30%, в Японии - 22%)3. Почти сразу обнаружился устойчивый дефицит самых необходимых населению простых средств защиты: масок, перчаток, очков.
Введенный с 25 марта 2020 г. главой правительства Индии Н. Моди тотальный социальный карантин в условиях страны с высокой долей бедного населения на практике оказался недостаточно эффективным по реализации, ограничения были быстро сняты. В некоторых городских ареалах страны плотность населения почти в 30 раз выше, чем в Нью-Йорке, что объективно создало среду быстрого распространения коронавируса. Значительная часть горожан обитает в тесных помещениях без доступа к чистой воде. В Мумбаи, богатейшем городе Индии, только 58% его жителей пользуются водопроводом
1 Coronavirus Outbreak in India // https://www.covid19india.org/, дата обращения 26.09.2020.
2 Plecher H. (2020) India: Distribution of Gross Domestic Product (GDP) across Economic Sectors from 2009 to 2019 // Statista // https://www.statista.com/statistics/271329/, дата обращения 08.10.2020.
3 Japan Age Structure (2018) // Index Mundi // https://www.indexmundi.com/japan/age_structure.html, дата обращения 20.05.2020.
и туалетом. На этом фоне довольно неожиданным выглядит факт выздоровления десятков заболевших в Дхара-ви, части Мумбая, крупнейшей трущобе Индии, возможно, и мира, с фантастической плотностью населения и антисанитарией. Но и в этих условиях отряды индийских врачей-добровольцев сумели организовать помощь на ранней стадии заражения и добивались успеха.
В июне число заболевших COVID-19 индийцев продолжало стремительно расти, став самым высоким среди стран Южной Азии. Тем не менее в конце июля в Индии был реализован третий этап смягчения режима ограничений, введенный в связи с пандемией, но не все штаты могли начать этот сложный процесс из-за большого числа заразившихся.
Эффективных лекарств, способных остановить или хотя бы замедлить распространение коронавирус-ной инфекции, высокоразвитая индийская фармацевтическая отрасль разработать в короткие сроки не смогла. Современные меры медицинской помощи в борьбе с COVID-19 остаются недоступными для подавляющего большинства жителей огромной страны. Но уже в начале пандемии Индия действительно стала «всемирной аптекой», наладив поставки многих своих лекарств в 133 страны на благотворительной и коммерческой основах. По сообщениям индийского Совета медицинских исследований, в III квартале текущего года была получена индийская вакцина против коронавируса. Вакцина «Спутник V», разработанная Российским научно-исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, в августе поступила
в производство, и мощная фармацевтическая промышленность Индии проводит исследования, необходимые перед выпуском прошедших испытания вакцин с учетом мировой потребности. Заключено соглашение с Россией на производство «Спутник V». Но даже при наличии вакцины, по предварительным оценкам, для вакцинации 70% населения Индии потребуется два года.
Сокращение производства, безработица, миграция населения
Эпидемия, в короткий срок ставшая пандемией, резко ухудшила социально-экономическое положение Индии. Снижение основных хозяйственных показателей Индии началось еще на исходе 2019 г. с падения темпов роста ВВП ниже 6%, что заметно меньше предыдущих лет, но не было воспринято правительством как реальная угроза. К марту 2020 г. темп экономического роста сократился до 2,1% (согласуется с прогнозом на 2020 г., рис. 1). Затем в короткие сроки под давлением СОVID-19 произошло существенное снижение уровня экономики страны. Почти одновременно с увеличением заболеваемости коронавирусом в Индии началось сокращение производства. По оценке Азиатского банка развития (далее ADB), на 20% упали розничные продажи [ADB 2020, р. 32]. Опрос в конце мая 2020 г. показал, что 35% малых и средних предприятий, 37% самозанятых, вынужденно оказавшихся не у дел в связи с пандемией, не надеялись снова заняться своим бизнесом, остальные называли отдаленные сроки возможного начала работы4.
4 Опрос: в Индии треть малого и среднего бизнеса не восстановит свою работу (2020) // КЕСШМ. 4 июня 2020 // https://regnum.ru/news/economy/2972458.html, дата обращения 15.10.2020.
Замедление экономической активности быстро перешло в падение, ускорив разорение компаний и рост числа банкротств не только предприятий, но и банков. Резкое сокращение объемов производства во всех отраслях экономики стало причиной массовых увольнений, превысив, по неполным данным, 120 млн человек. Полностью в связи с закрытием границ прекратила работу туристическая отрасль Индии, обеспечивавшая разные формы занятости, в т. ч. за пределами крупных городов, а также важный источник поступлений в страну иностранной валюты.
Крупнейший аналитический центр Индии СпяП в мае 2020 г. прогнозировал 5%-й экономический спад в 2020/21 финансовом году. По его оценке, это четвертая и, возможно, самая тяжелая рецессия за все время независимости Индии и первая с тех пор, как ее экономика стала открытой в 1991 г. Прогноз СпяП учитывал расширение и возможное продолжение национального локдауна, рост экономических издержек, а также ограниченность пакетов экономической помощи и финансового стимулирования со стороны правительства страны. В августе 2020 г. участились негативные оценки дальнейшего существенного, порядка 45%, падения ВВП страны - результат причиненного пандемией ущерба. Но такой показатель не может считаться адекватным отражением происходящих в экономике и социуме Индии процессов, поскольку подтверждающие его расчеты не приводились.
Результатом этого сложного комплекса воздействий стало быстрое сокращение доходов основных слоев населения. Как следствие, значительно снизились требования к качеству товаров, в короткий срок на треть уменьшился объем и ухудшилась структура покупательского спроса со всеми не-
избежными отрицательными последствиями для домохозяйств и экономики страны в целом, важных составляющих экономической устойчивости страны. Показательно, например, сокращение на 70% продаж популярного в стране массового автомобиля Bajaj.
Раньше всех и в наибольшей степени пострадали от массовых сокращений занятые в сфере услуг. Число рабочих мест как в официальном, так и в теневом секторах снизилось до исторического минимума, в ряде отраслей до нуля, в связи с разорением и ликвидацией множества мелких предприятий. Из-за быстрого снижения объема продаж малый и средний бизнес, самый многочисленный по масштабам наемного труда, с устойчиво высокой долей теневой занятости, с началом пандемии понес существенные потери, потянув за собой ухудшение национальной экономики. Крупные предприятия в условиях карантина также резко уменьшали численность персонала и выпуск продукции. Их не остановили призывы Министерства труда Индии со ссылками на законы, ограничивавшие права предпринимателей на увольнение работников и сокращение заработной платы.
Реакцией правительства стали попытки поддержать национальное хозяйство денежными вливаниями -практика, ставшая общепринятой в большинстве государств в ходе пандемии COVID-19, но с существенной разницей в масштабах этих ранее непредусмотренных расходов. Падение индийской экономики затормозить не удалось, действовала сильнейшая инерция спада и, скорее, выжидательное, а не инвестиционное настроение деловой элиты страны, особенно крупной. По опросам, весной 2020 г. только 5% индийских компаний планировали нанимать работников, причем не ранее III квартала 2020 г. в надежде на улучшение хозяйственной конъюнктуры.
У бизнесменов чутье есть - некоторые признаки оживления экономики наметились в Индии именно в это время.
Сжатие деловой среды быстро и тяжело сказалось на самой массовой по числу наемного персонала форме хозяйственной активности в Индии, как и в большинстве развивающихся стран, - мелких, малых и средних предприятиях, особенно в сфере услуг. В индийской экономической литературе для них используется аббревиатура MSME - Micro, Small, Medium Enterprises [ADB 2020, p. 28]. Это, как правило, разные по специализации и обороту, но количественно преобладающие на внутреннем рынке мелкие мастерские, семейные лавки с двумя, а то и одним работником-хозяином. Безработица в Индии выросла с 6,7% в конце марта 2020 г. до 27,1% в мае, к 19 июля 2020 г. - до 38,4%. Но эти показатели не дают реальной картины сокращения работников, поскольку относятся в основном к городам, в сельских районах такой учет ведется слабо5. Официальные оценки безработицы из-за трудностей подсчета занижены, в них не отражена ликвидация миллионов рабочих мест в теневой экономике. На этот сектор в Индии приходится, по оценкам МОТ, около 80% всей занятости, не учитываемой статистикой и не защищенной национальным трудовым законодательством. Соответственно, число потерявших работу подсчитано лишь приблизительно. Некоторую его часть составляют незаконные иммигранты, особенно из Бангладеш, пересекающие границу с Индией в поисках любой занятости.
Введение карантина сразу же лишило работы и средств существования
миллионы людей, в первую очередь в городах, начались вынужденные массовые перемещения безработных, стремившихся вернуться в родные деревни. Это стало для страны началом настоящей гуманитарной катастрофы. В индийской печати публиковались многочисленные фотографии вынужденных мигрантов, осаждавших поезда и автобусы, забиравшихся даже на крыши любого транспорта. Миллионные толпы безработных двинулись со своим скудным скарбом по дорогам страны. Эти спонтанные перемещения людей, среди которых были больные, способствовали переносу болезней, в т. ч. COVID-19. Только в середине III квартала 2020 г. обозначился, по оценкам, некоторый спрос на наемных работников.
Государственные меры поддержки населения
Введенный премьер-министром Н. Моди с 25 марта 2020 г. жесткий карантин на 21 день на территории всей страны стал одним из основных способов затормозить распространение СОVID-19. Объявив его, Н. Моди подчеркнул, что самоизоляция — крайне болезненная, но необходимая и единственно возможная мера, т. к. вакцины от коронавируса еще нет6. Упор был сделан на персональную изоляцию граждан, запрет появляться на улицах с 21 часа до 5 утра. За нарушение режима строгой социальной изоляции налагался высокий штраф. Полицейские в городах при нарушении запрета пребывания людей вне дома в эти часы вели себя жестко. Они активно использовали бамбуковые палки, загоняя граждан без раз-
5 Unemployment Rate Soars to 27.11% Amid COVID-19 Pandemic: CMIE // The Indian Express, May 6, 2020 // https://indianexpress. com/article/business/unemployment-rate-soars-to-27-11-amid-covid-19-pandemic-cmie-6395714/, дата обращения 15.10.2020.
6 Один миллиард дома (2020) // Коммерсантъ. 26 марта 2020 // https://www.kommersant.ru/doc/4301283, дата обращения 15.10.2020.
личия возраста в любые укрытия, породив популярное выражение «бамбуковый массаж» (bamboo massage).
Традиционно в критические периоды жизни страны существенно и в разных формах усиливается роль государства. В Индии его финансовые возможности, оперативность, ответственность во многом определили жизнь населения в условиях пандемии. Правительство 26 марта объявило о распределении среди нуждающихся 1,7 трлн рупий (22,6 млрд долл.) по программе помощи, включающей денежные средства, а также бесплатную раздачу зерна7. Были выделены значительные средства с целью затормозить экономический спад, но остановить его, как и рост безработицы, не удавалось. Финансовые вливания должны были помочь наиболее пострадавшим группам населения, составляющим большинство в Индии, а также укрепить их доверие к правительству. Крупные индийские фирмы, наряду со значительным сокращением штатов, пытались использовать в разных формах современный опыт заочной работы своих сотрудников (co-working, teleworking).
В I квартале 2020 г. государством существенно наращивались инвестиции в здравоохранение - было выделено 22,5 млрд долл., это 0,8% ВВП Индии [ADB 2020, p. 231]. Министр финансов Н. Ситхараман сообщила о мерах правительственной поддержки оставшихся без работы людей, несколько отодвинув интересы бизнеса8. Правитель-
ство Н. Моди (по его предложению в начале апреля 2020 г. была снижена наполовину заработная плата членов кабинета) наметило меры прямой поддержки бедных слоев населения. Как заявил министр по делам продовольствия Рам В. Пасван, администрации штатов страны должны обеспечить распределение между нуждающимися, а это 810 млн человек, ежемесячно и бесплатно определенного количества пшеницы или риса. Помимо этого, бедствующие могли приобретать эти самые распространенные продукты питания по субсидируемым правительством ценам. Продовольственная корпорация Индии тогда же оплатила закупки 18,9 млн тонн риса и 7,0 млн тонн пшеницы для внутреннего потребления в ближайшие три месяца9.
После 3 мая 2020 г. в Индии последовало некоторое ослабление режима карантина и одновременно был введен 70%-й налог на спиртные напитки с целью избежать скопления людей в точках продажи алкоголя. Это не помогло, в газетах отмечали «хаос вокруг магазинов, продающих спиртное». Результатом стали стихийные протесты и столкновения с полицией в ряде городов. Быстро оживилась, несмотря на запреты, традиционная для Индии уличная торговля, важная особенность массового мелкого и мельчайшего бизнеса в Индии и одновременно устойчивая форма повседневного общения горожан, с трудом подчиняющихся социальному дистанцированию.
7 India Announces $23bn Welfare Package to Combat Coronavirus (2020) // The Nikkei Asian Review, March 26, 2020 // https://asia. nikkei.com/Spotlight/Coronavirus/India-announces-23bn-welfare- package-to-combat-coronavirus, дата обращения 15.10.2020.
8 Fifth Tranche of Economic Package Will Have Transformative Impact on Health, Education Sectors: PM Narendra Modi (2020) // The Economic Times, May 17, 2020 // https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/fifth-tranche-of-econom-ic-package-will-have-transformative-impact-on-health-education-sectors-pm-narendra-modi/articleshow/75789038.cms?utm_ source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst, дата обращения 15.10.2020.
9 Food Minister Ram Vilas Paswan Asks States to Ensure Free Distribution of Food Grains to Poor (2020) // The Economic Times, April 4, 2020 // https://economictimes.indiatimes.com/https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/agriculture/ food-minister-ram-vilas-paswan-asks-states-to-ensure-free-distribution-of-food-g rains-to-poor/articleshow/74982665.cms?utm_ source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst, дата обращения 15.10.2020.
13 мая 2020 г. правительство приняло программу стимулирования экономики крупными финансовыми вливаниями в размере 10% национального дохода Индии (266 млрд долл.). По мнению Н. Моди, это должно стимулировать экономический рост, поддержать мелкий, малый и средний бизнес, фермеров и уличных торговцев10. Это была необходимая мера в условиях растущей безработицы, но формулировка расплывчата, не определено, как будут распределяться эти средства.
Пытаясь поддержать наиболее уязвимые слои населения, попавшие под увольнения и лишенные средств существования, правительство частично сократило продолжительность карантина в некоторых регионах, а также для самозанятых, разрешив начать работы в сельском хозяйстве раньше установленного срока, с 4 мая 2020 г. Резервный банк Индии (РБИ) под давлением быстро снижающегося спроса начал наращивать кредитование розничного сектора, в первую очередь малых, средних и микропредприятий. Но эта мера не могла компенсировать начавшиеся массовые банкротства и сокращение занятости.
Особые трудности для потерявших работу возникают в Индии в связи со слабостью государственной системы их поддержки, которая охватывает ограниченную группу предприятий и доступна лишь небольшой части работников. Призывы правительственных чиновников не проводить массовые увольнения в частном секторе не дали положительных результатов в условиях нарастания экономического спада. Правительство и местные власти в штатах после первого шока, порожденного пандемией СОVID-19, пы-
тались централизованно распределять продовольственную помощь, насколько это было возможно в условиях перемещения миллионов бедствующих людей. Трудно реализуемая мера и не всегда эти действия были адресными, конкретно ориентированными.
В разгар пандемии правительство с 1 июля 2020 г. ввело новый, более высокий финансовый критерий для малых и средних предприятий, признав в очередной раз важность этого массового предпринимательского слоя в экономике, занимающего основные позиции в производстве, торговле, соответственно, в занятости. Казалось бы, время для такой реформы не совсем подходящее, но правительственная мера подтвердила возросшую роль этой группы в экономике страны. Однако давление спада оказалось сильнее, темпы роста большинства таких предприятий, особенно в занятости населения, продолжали снижаться.
В III квартале оценки экономического положения были весьма негативными - газеты писали о тяжелейшей рецессии в Индии, безработица превысила 24%, дефицит в ряде штатов достиг 4,5% их ВВП. С резкой оценкой социальной и экономической ситуации в стране и политики Н. Моди выступил руководитель оппозиционного Индийского Национального Конгресса (ИНК) Рахул Ганди. Но, как часто бывает в сложные для страны периоды, авторитет Н. Моди как премьер-министра существенно укрепился. Несмотря на критику в его адрес со стороны ряда индийских экономистов и профсоюзных руководителей, его массовая поддержка оставалась очень высокой, 76% в марте и 83% в конце апреля 2020 г. От
10 Aftab A., Manoj K. (2020) Modi's Stimulus Package so Far Is All about liquidity, Indian Officials Say // Reuters, May 15, 2020 // https://in.reuters.com/article/us-health-coronavirus-india-stimulus/modis-stimulus-package-so-far-is-all-about-liquidity-indian-officials-say-idINKBN22R1SP, дата обращения 15.10.2020.
него рядовые индийцы ждали реальной помощи, и правительство провело ряд конкретных мер для поддержки людей, попавших в трудное положение.
Изменения в сфере финансов и инвестиций
Признавая особый риск распространения COVID-19 в многонаселенных странах с недостаточно развитой медицинской инфраструктурой, Мировой банк включил Индию в число первых 25 стран, получивших его помощь, выделив 1 млрд долл. на приобретение диагностического оборудования, средств защиты и создания специализированных медицинских отделений. Следующие 750 млн долл. будут переведены Мировым банком до конца 2020 г. и 250 млн долл. в 2021 г. для ока-
зания помощи в социальной сфере [$1 Billion from World Bank 2020].
На конец 2019/20 финансового года Индия располагала валютными резервами в 475 млрд долл., на 25 сентября 2020 г. они достигли 545 млрд долл. -свидетельство высокого международного рейтинга страны11. Рост валютных резервов при значительных расходах, вероятнее всего, может быть связан с изменениями объема и структуры импорта товаров (апрель-июль 2020 г. -52,4% против уровня того же периода прошлого года, снижен объем закупок дорогостоящего сырья: золота, угля, нефти) [OECD 10.09.2020].
Политика РБИ нацелена на сохранение стабильности финансовой системы страны, сильно пострадавшей за последние месяцы. Ставка по операциям РЕПО (базовая) оставлена на уровне 4% - это минимум с 2000 г., по
Рисунок 2. Объем прямых иностранных инвестиций в Индию с начала года в 2019, 2020 гг., млн долл.
Figure 2. FDI inflows to India 2019, 2020, USD Million
2019 год — ■-- 2020 год
Источники: FDI Statistics 2020; Foreign Direct Investment in India 2020.
11 More on this. Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/export_prohibitions_report_e.pdf, accessed 26.09.2020.
операциям обратного РЕПО тоже не изменена - 3,35%. Это также укрепило доверие к финансовой системе Индии и помогло сохранить привлекательность для иностранных инвестиций, в т. ч. благодаря политике Н. Мо-ди, удержавшей страну от длительного экономического спада.
Правительство Индии провело в предыдущем году ряд реформ в целях дальнейшей либерализации норм и правил в привлечении иностранных инвестиций, прежде всего в торговлю, информатику и промышленность. Несмотря на замедление мировой экономики, приток иностранных инвестиций в 2019 г. в Южную Азию увеличился на 10% и достиг 57 млрд долл., в т. ч. в Индию - 51 млрд долл. (на 20%), в Бангладеш и Пакистан - по 2 млрд долл. (соответственно на 56% и 28%) [Investment Flows to Developing Countries 2020]. Индия стала 9-м крупнейшим в мире реципиентом прямых иностранных инвестиций12. Но, как считают в МВФ, страна нуждается в дальнейших экономических реформах для обеспечения устойчивого и более инклюзивного роста. В сообщении фонда в июле 2020 г. отмечено, что несколько международных компаний обещали инвестировать в Индию до 40 млрд долл. в текущем году13.
В I квартале 2020 г. число заявленных инвестиций в новые индийские предприятия сократилось на 4%, а слияний и поглощений - на 58%. «Однако экономика страны может оказаться наиболее устойчивой в регионе. Прямые иностранные инвестиции в Индию имеют долгосрочную тенденцию роста. Позитивный, хотя и более
низкий экономический рост в период после пандемии, и крупный рынок Индии продолжит привлекать в страну инвестиции в поисках рынков», -говорится в докладе [World Investment Report 2020]. Изменение притока инвестиций в январе-июле 2020 г. по сравнению с предыдущим годом представлено на рис. 2. (на начало сентября данные за июнь-июль 2020 г. не поступили).
Финансовые ресурсы некоторых индийских семей заметно снизились в связи с сокращением на четверть ежегодных валютных переводов от зарубежных родственников. По величине этого показателя (свыше 80 млрд долл. в 2019 г.) Индия занимала первое место в мире, и его снижение лишило поддержки многих индийцев, ограничив их экономическую активность.
Торговля, экспорт/импорт в условиях пандемии
В апреле 2020 г. индийский экспорт товаров снизился по сравнению с апрелем 2019 г. на 60% [India's Foreign Trade. Press Information Bureau 15 May 2020]. В мае текущего года ситуация улучшилась и объем товарного экспорта стал постепенно приближаться к обычным месячным показателям (рис. 3).
Объем экспорта Индией машиностроительной продукции снизился в апреле с. г. на 64% против показателя апреля 2019 г. В индийском экспорте продукции машиностроения зафиксирован рост в апреле 2020 г. только в Сингапур (на 95%), оттеснивший США с первой позиции, Китай на второй, в
12 India 9th Largest Recipient of FDI in 2019: UNCTAD (2020) // BusinessLine, June 17, 2020 // https://www.thehindubusinessline.com/ economy/india-9th-largest-recipient-of-fdi-in-2019- unctad/article31848580.ece, дата обращения 15.10.2020.
13 India Needs Further Economic Reforms to Attract More Investment, According to IMF (2020) // The Economic Times, July 24, 2020 // https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/india-needs-further-economic-reforms-to-attract-more-investment-according-to-imf/articleshow/77141917.cms, дата обращения 15.10.2020.
остальные страны объем экспорта снижен, в некоторые - на 90%14.
Одной из постоянных проблем Индии остается обеспечение крупных нефтеперерабатывающих заводов сырой нефтью. В год страна потребляет без малого 240 млн т нефти при собственном производстве в 6 раз меньше, а газа меньше половины из необходимых 58 млрд куб. м. Разница покрывается за счет импорта, в т. ч. из Рос-сии15. В течение десяти лет мощности нефтеперерабатывающей промышленности Индии планируется удвоить до 450-500 млн т в год для удовлетворения
как растущего внутреннего спроса на топливо, так и экспорта нефтепродуктов16. На случай чрезвычайных ситуаций страна создает с 2004 г. стратегические резервы нефти, эквивалентные не менее 90 дням (на первом этапе - в течение 87 дней) работы промышленности без импорта.
Пандемия COVID-19 взбудоражила мировой рынок сырой нефти. Цены на Brent падали в марте-апреле 2020 г. до 25-21 долл./баррель, в июне-сентябре колебались в пределах 39-44 долл./ баррель17. Стоимость индийской корзины сырой нефти в среднем составля-
Рисунок 3. Экспорт товаров Индии в апреле 2019 г. - августе 2020 г., млрд долл. Figure 3. Merchandise exports from India 2019-2020, USD Billion
35,0
30,0
25,0
30,0
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
26 ,1 25,0 26 5,3 26 ,1 26 ,0 26 >,4 26 2/ ,0 ,4 2/ 25,4 ,/ 23,6
21 ,4 21 19,1 ,9 22 ,/
10,4
I I I Г"
~~I I I Г"
~~I Г"
~~I I I I
>°> £ # £ # J> J? f,\°> rP $ ¿Vo л? гР 4rS> jP
A " » &i »<> -Л л» »ь -O ;» .¿s ^ лЛ .л
/ ^ / ^ ^ </ O* </ / ^ / / ^ ^
Source: Government of India. Ministry of Commerce & Industry.
14 India's Engineering Exports Fell Drastically in April; China & Singapore Manage Positive Growth (2020) // The Economic Times, June 10, 2020 // https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/foreign-trade/indias-engineering-exports-fell-drastically-in-april-china-singapore-manage-positive-growth/articleshow/76297169.cms?from=mdr, дата обращения 15.10.2020.
15 Петлевой В., Топорков А. (2019) Министр нефти и газа Индии: «Роснефть» - очень надежный партнер, «Газпром» - с ним приятно работать» // Ведомости. 4 сентября 2019 // https://www.vedomosti.ru/politics/characters/2019/09/04/810419-ministr-nef-ti-i-gaza, дата обращения 15.10.2020.
16 Paraskova S. (2020) India Looks to Double Oil Refining Capacity by 2030 // Oilprice.com, June 16, 2020 // https://oilprice.com/Energy/ Crude-0il/India-Looks-To-Double-0il-Refining-Capacity-By-2030.html, дата обращения 15.10.2020.
17 Oil Price Charts Brent Crude (2020) // Oilprice.com, September 4, 2020 // https://oilprice.com/oil-price-charts/, дата обращения 15.10.2020.
ла в 2018-2019 гг. 56-70 долл./баррель, а в декабре 2019 г. - 65,5 долл./баррель18. В связи с этим в правительстве Индии рассматривается вопрос о закупке при низких ценах на сырую нефть объемов сырья, необходимых для заполнения имеющихся и создаваемых хранилищ19.
Внешнеторговый баланс Индии в I квартале 2020/21 финансового года, в отличие от предыдущих лет, сведен с профицитом 11,7 млрд долл. за счет резкого сокращения импорта товаров и сохранения значительного объема экспорта услуг [India's Foreign Trade. Press Release 15 July 2020].
Индия и СААРК в условиях пандемии
Крайне тяжелым стало влияние пандемии СОУШ-19 на ближайших соседей Индии - Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланку, членов СААРК - Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (КНР - в статусе наблюдателя). Темпы роста экономики стран этого региона к середине 2020 г. опустились до 0,1%, резко упала хозяйственная активность и внешний спрос. В Пакистане развивался тяжелый экономический кризис. Шри-Ланка также переживала глубокий спад, связанный, в числе прочего, с высокой внутренней и внешней задолженностью. Бангладеш удерживала 1,6%-й рост, который, по оценке Мирового банка, едва ли продлится в связи с обвальным спадом ее экспорта.
Оценки перспектив региона международными организациями противо-
речивы, но в основном пессимистичны. Так, Мировой банк предупредил, что Южная Азия в связи с пандемией COVID-19 стоит перед самым тяжелым кризисом за последние 40 лет. В этих условиях активизировались попытки взаимопомощи стран региона. Индия направила на Мальдивы, члену СААРК, бригаду врачей для помощи местным органам здравоохранения. Бангладеш выделила Мальдивам медицинскую помощь в размере 1,5 млн долл.
Премьер-министр Индии Н. Мо-ди проявил незаурядную политическую дальновидность и дипломатическую гибкость, обратившись в разгар эпидемии, 15 марта 2020 г., в ходе организованной по его инициативе видеоконференции к главам стран - членов СААРК с предложением создать на добровольных началах чрезвычайный фонд для взаимной поддержки. Был назван взнос Индии в размере 10 млн долл. Инициатива Н. Моди была своевременной, в духе ранее провозглашенного им лозунга «Соседство прежде всего» (Neighborhood is first). Идея объединения усилий на началах взаимопомощи получила поддержку всех членов СААРК. Такая быстрая, а главное, положительная реакция произошла чуть ли не впервые за годы существования этой организации.
Реальность общей опасности была осознана участниками СААРК. На мартовской видеоконференции 2020 г. обсуждались возможные формы и масштабы взаимодействия в противостоянии COVID-19. Н. Моди сообщил, что правительство Индии в счет предложенного фонда в 10 млн долл., его еще называли чрезвычайным, закупило на
18 India to Leverage Low Prices to Fill Strategic Crude Oil Reserves (2020) // MINT, March 17, 2020 // https://www.livemint.com/news/ india/india-to-leverage-low-prices-to-fill-strategic-crude-oil-reserves-11584431985105.html, дата обращения 15.10.2020.
19 India Plans to Top up Strategic Tanks with Cheap Saudi, UAE Oil: Sources (2020) // The Economic Times, March 17, 2020 // https://economictimes.indiatimes.com/industry/energy/oil-gas/india-plans-to-top-up-strategic-tanks-with-cheap-saudi-uae-oil-sources/articleshow/74667632.cms?from=mdr, дата обращения 15.10.2020.
1,7 млн долл. лекарства и медицинское оборудование для доставки в шесть стран-членов СААРК, за исключением Пакистана. В фонде участвовали все страны Южной Азии (в млн долл.): Афганистан и Непал - по 1,0; Бангладеш -1,5; Бутан - 0,1; Индия - 10, Мальдивы - 0,2; Шри-Ланка - 5,0; Пакистан -3,0. В итоге члены СААРК сформировали чрезвычайный фонд в размере 21,8 млн долл., первый в истории этой организации20.
Инициатива Н. Моди, сразу поддержанная правительствами всех стран Южной Азии, показала, что потребность в объединении усилий территориально близких государств региона в противостоянии пандемии была объективно необходима и востребована. До начала пандемии СОУГО-19 в мировом хозяйстве и экономических стратегиях большинства стран побеждала идея глобализации. Удары опасной болезни в разных масштабах поразили все государства, вынудив использовать для защиты прежде всего экономическую изоляцию. Как закономерное следствие, особое значение в сложившихся условиях обрели внутренние ресурсы и возможности выживания страны. В то же время пример СААРК - территориально близких, во многом исторически связанных государств, - наглядно подтвердил необходимость общих решений. Впервые 8 государств - членов Ассоциации сумели не только договориться, но и начать действовать совместно.
Большинство прогнозов возможных экономических изменений в странах Южной Азии под давлением СОУГО-19 выглядят довольно пессимистично. Пересмотрены темпы развития региона на конец 2020 г. Вместо
прогнозируемого в апреле годового роста на 4,1% названы 3%, но и новый ориентир, судя по состоянию экономики, не будет достигнут. В сложившейся ситуации прогноз 6% роста экономики СААРК на 2021 г. также был снижен до 4,9%, и нет признаков, что такой рост окажется реальным.
В ходе подъема глобализации считалось, что страны Южной Азии будут постепенно экономически интегрироваться в зону процветания, присоединяясь к быстро развивающимся государствам, расположенным восточнее. Теперь страны Восточной и Юго-Восточной Азии восстанавливаются относительно быстро после пандемии, в то время как Южной Азии еще предстоит с ней бороться. Одним из длительных последствий может стать углубление различий в развитии стран Азии. Перспективы СААРК, организации с огромной численностью населения и массовой бедностью, представляются в лучшем случае неопределенными.
Помимо бедствий, связанных с COVID-19, обострились отношения Индии и Китая. В Восточном Ладакхе, отдаленном районе на севере Гималаев, в ночь на 16 июня 2020 г. произошло прямое столкновение между индийскими и китайскими пограничниками.
Определенной неожиданностью стало оживление в связи с этим конфликтом подзабытой, несмотря на экономическую мощь и политический вес ее участников, международной организации, названной по их числу QUAD (Квадрат, Четверка), - Австралии, Индии, США, Японии. Эти влиятельные страны могли продемонстрировать определенную реакцию в связи с конфликтной для Индии, ее члена, ситуа-
20 Pakistan Pledges $3m for SAARC COVID Fund (2020) // DAWN, April 10, 2020 // https://www.dawn.com/news/1547946, дата обращения 15.10.2020.
цией. QUAD на некоторое время оказалась в центре внимания, но никаких активных действий с ее стороны не последовало. Индия и Китай, несмотря на взаимные резкие заявления, тоже их не начинали. Несложно прогнозировать и в дальнейшем обострение такого рода временно «спящих», особенно пограничных, конфликтов. Это подтверждает сложность взаимоотношений стран Азии даже в условиях необходимости объединенного противодействия всеобщей угрозе коронавирусной инфекции. В современном мире нет отдаленных районов и незамеченных событий.
Заключение
Ухудшение в связи с COVID-19 экономической ситуации в Индии, как и в других странах Азии, подтвердило самые негативные прогнозы. Появились оценки возможного снижения темпов ее экономического роста в диапазоне от -3,2 до -9,5%. Выход экономики страны из кризиса может быть существенно затруднен и вполне предсказуемо растянут по времени21. Перспективы развития стран Южной Азии в условиях продолжающейся пандемии противоречивы и свидетельствуют, скорее, о высокой степени неопределенности в сроках и формах восстановления хозяйственных процессов. «Неопределенность», опасная социально-экономическая категория, стала одной из самых распространенных характеристик в современных публикациях по мировой экономике [World Economic Outlook 2020].
Прямым следствием начавшегося спада стало изменение ведущими мировыми кредитными агентствами, в т. ч. Fitch, Мировым банком, МВФ, АБР, финансового рейтинга и ожидаемых темпов роста экономики Индии в 2020 г. до самого низкого уровня за последние десятилетия22. Агентство Moody's на фоне продолжающегося давления коронавируса понизило долгосрочные рейтинги Индии в иностранной и национальной валютах с «Baa2» до самых низких «Baa3», мотивируя эти оценки опасным ростом долгового бремени до 84% ВВП в текущем финансовом году23.
Вместе с тем РБИ предполагает экономический рост Индии в 2020 г. порядка 4,5-5%. ADB прогнозирует восстановление темпов ее роста в 2021 г., хотя не совсем ясны его основания для такого скорого преодоления кризисных явлений в экономике страны [ADB 2020, p. 231]. Не исключено, что Индия с ее огромным рынком сбыта и трудовыми резервами может стать одним из первых получателей иностранных инвестиций. С июля 2020 г. стали появляться прогнозы роста ее экономики в следующем году. Разные источники информации начали находить признаки хозяйственного оживления, в т. ч. рост потребления электроэнергии, увеличение объема железнодорожных перевозок, розничной торговли и даже некоторое (0,1-0,3%) повышение занятости. Заслуживает внимания мнение председателя 15-й финансовой комиссии Индии Н.К. Сингха, высказанное еще в июле 2020 г., что экономика страны
21 Число заразившихся коронавирусом в Индии превысило 1 млн (2020) // РБК. 17 июля 2020 // https://www.rbc.ru/society/17/07/ 2020/5f1126649a79471d04efe215, дата обращения 15.10.2020.
22 Rating History. India (2020) // FitchRatings, June 18, 2020 // https://www.fitchratings.com/entity/india-80442259#ratings; IMF Projects Sharp Contraction of 4.5% in Indian Economy in 2020 (2020) // The Hindu, June 24, 2020 // https://www.thehindu.com/business/Econ-omy/imf-projects-sharp-contraction-of-45-in-indian-economy-in-2020/article31907715.ece, дата обращения 15.10.2020.
23 Government of Credit Rating. India // Moody's // https://www.moodys.com/credit-ratings/India-Government-of-credit-rating-401565?stop_mobi=yes, дата обращения 15.10.2020.
пройдет этап восстановления по принципу V - быстрое падение с последующим отскоком вверх. И такой вариант не исключен.
Многое будет зависеть от выбранного Индией на ближайшее время курса, необходимого соотношения мер по защите здоровья населения и стимулирования восстановления экономики.
Список литературы
$1 Billion from World Bank to Protect India's Poorest from COVID-19 (Corona-virus) (2020) // World Bank, May 14, 2020 // https://www.worldbank.org/en/news/ press-release/2020/05/13/world-bank-co-vid-coronavirus-india-protect-poor, дата обращения 15.10.2020.
ADB (Asian Development Bank) (2020), Asian Development Outlook, April 2020.
FDI Statistics. FDI Equity Inflows. Delhi, January 2019 - March 2020 (2020) // Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department for Promotion of Industry and Internal Trade // https://dipp.gov.in/publications/fdi-statis-tics, дата обращения 15.10.2020.
Foreign Direct Investment in India Increased by 3269 USD Million in May of2020 (2020) // Trading Economics // https://trad-ingeconomics.com/india/foreign-direct-in-vestment#:~:text=Foreign%20Direct%20 Investment%20in%20India%20aver-aged%201419.55%20USD%20Million%20 from,Million%20in%20November%-
20of%202017.&text=India%20Foreign%20 Direct%20Investment%20%2D%20val-ues,updated%20on%20September%20 of%202020, дата обращения 15.10.2020.
India's Foreign Trade. Press Information Bureau, Delhi, 15 Apr 2020 - 15 Aug 2020 (2020) // Government of India. Ministry of Commerce & Industry.
India's Foreign Trade. Press Release, Delhi, 15 July 2020 (2020) // Government of India. Ministry of Commerce & Industry.
Indian Economic Development & Growth Report (2020) // IBEF, July 31, 2020 // https://www.ibef.org/economy/ monthly-economic-report, дата обращения 15.10.2020.
Investment Flows to Developing Countries in Asia Could Fall up to 45% in 2020 (2020) // UNCTAD, June 16, 2020 // https://unctad.org/en/pages/newsdetails. aspx?OriginalVersionID=2399, дата обращения 16.10.2020.
Monthly International Merchandise Trade (2020) // OECD // https://stats. oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MEI_ TRD#, дата обращения 10.09.2020.
OECD. Organisation for Economic Cooperation and Development.
World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown (2020) // IMF // https://www.imf.org/en/Publications/ WE0/Issues/2020/04/14/weo-april-2020, дата обращения 15.10.2020.
World Investment Report (2020) // UNCTAD // https://unctad.org/webflyer/ world-investment-report-2020, дата обращения 15.10.2020.
From the Point of Economic
DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-5-8
India's Economy under Pressure from COVID-19
Elena A. BRAGINA
DSc in Economics, Chief Researcher, Center for Development and Modernization Problems
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences, 117997, Profsoyuznaya St., 23, Moscow, Russian Federation
E-mail: braglen@mail.ru ORCID 0000-0002-9180-5503
CITATION: Bragina E.A. (2020) India's Economy under Pressure from COVID-19. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 13, no 5, pp. 128-144 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-5-8
Received: 26.09.2020.
ABSTRACT. The article examines the negative changes in the Indian economy since the beginning of2020 under the pressure of the COVID-19 pandemic and measures to overcome them. The increase in the number of cases, the introduction of quarantine led to a rapid reduction in production, mass unemployment, and a decrease in the country's GDP. In the current emergency conditions, it became an objective necessity to increase the impact on the situation of the nation state in various forms. It took dramatic changes in the economic policy of India of the previous period, when the position of private entrepreneurship was significantly strengthened, especially in industry and services. The COVID-19 pandemic forced the government of the country, led by Prime Minister Narendra Modi, to tackle the primary challenge - to keep the country from sliding into total prolonged stagnation and at the same time to support a multimillion poverty-stricken population. The main method of the gov-
ernment was the policy of financial saturation of the economy through direct financial injections, as well as the direct distribution of money and food in kind among the poor. The collapse of economic activity in India in the first half of2020 was replaced in the third quarter of this year by signs of some economic recovery. For India, according to UNCTAD, in 2021, the opportunity to attract significant foreign investment from the leading countries of the world, interested in expanding their positions in its huge domestic market, is increasing. In the context of the pandemic, India's role in revitalizing, at the initiative of N. Modi, political and economic contacts in South Asia between SAARC members became especially significant.
KEY WORDS: India, coronavirus, quarantine, decline in growth rates, economic policy of the government, role of the state, signs of economic recovery, interaction of SAARC member countries
References
$1 Billion from World Bank to Protect India's Poorest from COVID-19 (Corona-virus) (2020). World Bank, May 14, 2020. Available at: https://www.worldbank.org/ en/news/press-release/2020/05/13/world-bank-covid-coronavirus-india-protect-poor, accessed 15.10.2020.
ADB (Asian Development Bank) (2020), Asian Development Outlook, April 2020.
FDI Statistics. FDI Equity Inflows. Delhi, January 2019 - March 2020 (2020). Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department for Promotion of Industry and Internal Trade. Available at: https://dipp.gov.in/publica-tions/fdi-statistics, accessed 15.10.2020.
Foreign Direct Investment in India Increased by 3269 USD Million in May of 2020 (2020). Trading Economics. Available at: https://tradingeconomics.com/india/ for-eign-direct-investment#:~:text=Foreign%20 Direct%20Investment%20in%20India%20 averaged%201419.55%20USD%20Mil-lion%20from,Million%20in%20Novem-ber%20of%202017.&text=India%20For-eign%20Direct%20Investment%20%2D%20 values,updated%20on%20September%20 of%202020, accessed 15.10.2020.
India's Foreign Trade. Press Information Bureau, Delhi, 15 Apr 2020 - 15 Aug
2020 (2020). Government of India. Ministry of Commerce & Industry.
India's Foreign Trade. Press Release, Delhi, 15 July 2020 (2020). Government of India. Ministry of Commerce & Industry.
Indian Economic Development & Growth Report (2020). IBEF, July 31, 2020. Available at: https://www.ibef.org/econ-omy/monthly-economic-report, accessed 15.10.2020.
Investment Flows to Developing Countries in Asia Could Fall up to 45% in 2020 (2020). UNCTAD, June 16, 2020. Available at: https://unctad.org/en/pages/news-details.aspx?OriginalVersionID=2399, accessed 16.10.2020.
Monthly International Merchandise Trade (2020). OECD. Available at: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSet-Code=MEI_TRD#, accessed 10.09.2020.
OECD. Organisation for Economic Cooperation and Development.
World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown (2020). IMF. Available at: https://www.imf.org/en/Publi-cations/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020, accessed 15.10.2020.
World Investment Report (2020). UNCTAD. Available at: https://unctad.org/ webflyer/world-investment-report-2020, accessed 15.10.2020.