Тенденции и перспективы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа
Чусовитин Дмитрий Юрьевич
Магистрант направления «Государственное и муниципальное образование» Института инженерно-экономического и гуманитарного образования, Самарского Государственного Технического Университета, [email protected]
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа тенденций и перспектив социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена распространением пандемии коронавирус-ной инфекции Covid-19, что негативно влияет на обеспечение экономической безопасности региональных субъектов Российской Федерации, включая и Ямало-Ненецкий автономный округ. В рамках статьи проведен хронологический анализ динамики уровня социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Определены и описаны основные проблемы и угрозы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Разработаны и предложены направления и мероприятия, которые направлены на нейтрализацию угроз и стимулирование дальнейшего социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. В заключении научной статьи, автором установлено, что на текущие перспективы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа влияют общенациональные проблемы, среди которых наличие теневого сектора экономики, дефицит бюджетных средств, слабое развитие региональной рыночной инфраструктуры для устойчивого развития общественного производства, недостаточный уровень государственной поддержки инновационной активности хозяйствующих субъектов, медленные темпы цифровой трансформации в органах власти регионального управления, наличие принципа бюджетного федерализма и регионального протекционизма.
Ключевые слова: региональная экономика; экономика регионов; социально-экономическое развитие; Ямало-Ненецкий автономный округ; региональное управление.
Одна из острых задач Правительства Российской Федерации на сегодняшний день - это создание условий по решению основных проблем неравномерного развития экономических систем регионов нашей страны, между которыми наблюдается сильное различие, как в социальных, так и в экономических показателях/индикаторах.
Современные условия мировой экономики, включая распространение пандемии коронавируса COVID-19 и обвал цен на рынке энергетических ресурсов приводят к тому, что устойчивость рыночной конъюнктуры ухудшается. Для государства в целом, такие кризисные явления несут меньшую степень угроз, как для отдельных регионов нашей страны. Большинство субъектов Российской Федерации имеют проблемы в области управления своими финансами и инвестиционной привлекательности.
В свою очередь, это негативно сказывается и на реализации их стратегии комплексного социально-экономического развития, что приводит к сложностям обеспечения экономической безопасности региона.
Среди таких регионов Ямало-Ненецкий автономный округ, социально-экономические тенденции развития которого формируют систему обеспечения региональной безопасности и уровень качества жизни местного населения.
Актуальность научного исследования на тематику «тенденции и перспективы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа» обусловлена распространением пандемии коронавирусной инфекции Covid-19, что негативно влияет на обеспечение экономической безопасности региональных субъектов Российской Федерации, включая и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Соответственно, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа особенностей и тенденций социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в современном периоде.
В общественном понимании Ямало-Ненецкий автономный округ воспринимается как регион, всецело зависящий от добычи полезных ископаемых. Поскольку именно экспорт углеводородов, на добычу которых опирается экономика ЯНАО, приносит основную часть валютной выручки для страны, принято считать, что общий уровень социально-экономического развития региона сильно опережает среднероссийские показатели.
Для того, чтобы провести хронологический анализ динамики уровня социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, обратимся к данным таблицы 1, где размещена динамика статистики с 2015 по 2019 гг. по основным социально-экономическим показателям регионального развития данного субъекта Российской Федерации.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели Ямало-Не-
сч
0 сч
01
О Ш
m
X
3
<
m О X X
2015 2016 2017 2018 2019
Индекс промышленного 104,9 104,8 109,1 117 116,4
производства, в %
Индекс потребитель- 110,5 105,1 101,5 102,9 101,6
ских цен, в %
Среднемесячная номи- 77271 83237 89938 97204 101012
нальная начисленная
заработная плата од-
ного
работника, в рублях
Численность офици- 2,9 2,9 2,1 1,8 1,8
ально
зарегистрированных безработных на конец
периода,
тыс. человек
Исходя из таблицы 1, можно прийти к следующим заключениям, что:
1. Все основные показатели социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа демонстрируют изменения в положительную сторону.
2. Индекс промышленного производства с каждым годом увеличивается, что сигнализирует об развитии промышленного сектора региональной экономики.
3. Индекс потребительских цен в 2015 году демонстрировал высокие темпы изменения, после чего началось умеренное снижение роста инфляции, которое переросло в стабильные показатели 2017-2019 гг.
4. Среднемесячная номинальная заработная плата работников предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа увеличилась с 77271 рублей до 101012 рублей.
5. Число безработных с 2015 по 2019 гг. постепенно снижалось с 2,9% до 1,8%.
Еще одним важным показателем тенденций социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа выступает изменение валового регионального продукта (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика ВРП и ВРП на душу населения Ямало-Ненецкого автономного округа за период 2016-2019 гг., в млрд рублей и млн рублей [6].
С 2016 по 2019 года объем валового регионального продукта региона увеличился с 1,791 трлн рублей до 3,083 трлн рублей. Это демонстрирует количественное изменение ВРП в сторону роста. Качественным показателем изменения экономики Ямало-Ненецкого автономного округа выступает ВРП на душу населения, где аналогичный рост с 3,336 млн рублей до 5,71 млн рублей на одного человека.
В рамках социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, органами региональной власти установлены следующие приоритетные направления, среди которых:
- обеспечение роста уровня качества жизни местного населения;
- стимулирование интеграционных процессов между наукой, образованием и производственным сектором региональной экономики, путем создания положительного климата инновационной активности;
- финансовая помощь предприятий малой формы хозяйствования, проводящих инновационную деятельность;
- создание региональной инфраструктуры для устойчивого развития общественного производства Ямало-Ненецкого автономного округа;
- цифровизация промышленности.
Однако, в современных условиях российского государства присутствует следующий ряд факторов, приводящих к торможению комплексного социально-экономического развития большинства региональных субъектов Российской Федерации, среди которых и Ямало-Ненецкий автономный округ [1; 2; 3]:
- наличие теневого сектора экономики;
- дефицит бюджетных средств;
- слабое развитие рыночной инфраструктуры в отдаленных регионах страны;
- недостаточный уровень государственной поддержки инновационной активности хозяйствующих субъектов;
- медленные темпы цифровой трансформации в органах власти регионального управления;
- социально-экономический дисбаланс в развитии между регионами;
- наличие принципа бюджетного федерализма и регионального протекционизма.
Также отдельной категорией проблем выступает негативное влияние последствий от распространения пандемии коронавирусной инфекции. Согласно опросу, проведенного РБК совместно с SAP, примерно 62% отечественных предприятий ощутили негативное влияние из-за последствий от распространения пандемии коро-навируса и принятия карантинных мероприятий Правительством РФ [4].
При этом основными факторами, отрицательно повлиявших на эффективность бизнес-деятельности российских компаний выступают [5]:
- карантинные мероприятия ограничений действий и жизнедеятельности людей (56% по мнению респондентов);
- снижение объема покупательной способности населения (54% по мнению респондентов);
- изменение структуры потребительской корзины населения (39% по мнению респондентов);
- наращивание девальвационных рисков курса российского рубля (36% по мнению респондентов).
По нашему мнению, в рамках формирования нового вектора комплексного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо решение задач по следующим направлениям, среди которых:
- оптимизация статей расходов региональных бюджетов;
- создание свободных экономических зон и программ симулирования инвестиций в основной капитал с целью
поддержки хозяйствующих субъектов, деятельность которых увеличивает налоговые поступления (доходов) в бюджет регионов;
- активное использование инструментов долгового рынка внутреннего муниципального обеспечения с целью покрытия бюджетного дефицита;
- применение инструментов регионально-частного и муниципально-частного партнерства при реализации стратегических инфраструктурных объектов с целью оптимизации расходов бюджета.
С учетом того, что наиболее актуальным трендом современного этапа социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, как и других региональных субъектов России, выступает их цифровая трансформация, то соответственно необходимо предложить ряд следующих рекомендаций, касаемо повышения перспективы развития инновационной экономики, что позволит сделать более комфортные условия для инноваций и способствовать развитию региональной инновационной системы:
- формирование и развитие инфраструктуры интеграции региона, крупного бизнеса, малого бизнеса и сферы образования с целью создания регионально-частных проектов инновационной деятельности и инновационных кластеров;
- привлечение внебюджетных и частных инвестиций в сферу научно-исследовательской деятельности и образования;
- формирование региональных грантов и программ для университетов, технопарков и инновационных предприятий по финансированию их проектной деятельности;
- ужесточение законодательства и нормативно-правового поля защиты интеллектуальной собственности.
Процесс цифровизации промышленности Ямало-Ненецкого автономного округа можно классифицировать на 3 ключевые направления:
1. Цифровизация клиентского сервиса, куда относится процедура цифровизации с целью более глубокого понимания потребностей клиентов и увеличения выручки за счет роста продаж товаров и услуг.
2. Цифровизация операционного процесса, куда относится автоматизация операционной деятельности и управление производительностью с помощью цифровых технологий.
3. Цифровизация бизнес-модели и системы управления, куда относится процедура внедрения новых управленческих и организационных технологий, а также интеграция новых цифровых бизнес-моделей, расширяющих направления деятельности промышленных предприятий.
Реализация такой стратегии невозможна без формирования достойного уровня региональной инфраструктуры для устойчивого развития общественного производства Ямало-Ненецкого автономного округа. К данной региональной инфраструктуре можно отнести следующие институты и элементы, среди которых:
- кадровые ресурсы, куда входят образовательные учреждения;
- производственно-технологическая группа, куда относятся бизнес-инкубаторы, технологические платформы, кластеры и парки;
- финансовая группа, куда относятся банки, венчурные фонды, бизнес-ангелы, краудфандинговые площадки;
- информационные ресурсы, куда входят аналитические центры, экспертные агентства.
Таким образом, подводя итоги научной работы, можно прийти к следующим заключениям:
1. Основные социально-экономические показатели Ямало-Ненецкого автономного округа дают повод сформировать положительную оценку текущих тенденций развития региона.
2. На перспективы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа влияют общенациональные проблемы, среди которых наличие теневого сектора экономики, дефицит бюджетных средств, слабое развитие рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень государственной поддержки инновационной активности хозяйствующих субъектов, медленные темпы цифровой трансформации в органах власти регионального управления, наличие принципа бюджетного федерализма и регионального протекционизма.
3. Перспективы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа будут зависеть от реализации следующих действий, как оптимизация статей расходов региональных бюджетов; создание свободных экономических зон и программ симулирования инвестиций в основной капитал; активное использование инструментов долгового рынка внутреннего муниципального обеспечения; применение инструментов регионально-частного и муниципально-частного партнерства при реализации стратегических инфраструктурных объектов с целью оптимизации расходов бюджета, а также стимулирование развития региональной инновационной системы.
Литература
1. Kislitsyna, V. V., et al. "Formation of the integrated approach to the assessment of the socio-economic development of regions." Ekonomika regiona 2 (2017): 369380.
2. Кутаеа Р.А. Факторы, способствующие и препятствующие развитию региональной экономики // Вопросы структуризации экономики. 2018. №2.
3. Gagarina, G. Yu, et al. "Forecasting of socioeconomic development of the Russian regions." Ekonomika regiona 4 (2017): 1080.
4. Солдатова С.С., Пивкина К.Р. Экономические последствия пандемии «COVID-19» для России // StudNet. 2020. №2.
5. Влияние пандемии на российский бизнес. URL: https://sapmybiz.rbc.ru/article/1 (дата обращения: 28.04.2021).
6. Ямало-Ненецкий автономный округ в цифрах (2015-2019). URL: https://tumstat.gks.ru/storage/mediabank/25159_2020.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
Trends and prospects of socio-economic development of the Yamal-Nenets autonomous area
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Chusovitin D.Yu.
Samara State Technical University
The scientific article is devoted to the research analysis of the trends and prospects of the socio-economic development of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug of the Russian Federation. The relevance of the study on the selected issue is due to the spread of the Covid-19 coronavirus infection pandemic, which negatively affects the economic security of the regional constituent entities of the Russian Federation, including the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. Within the framework of the article, a chronological analysis of the dynamics of the level of socio-economic development of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м
is carried out. The main problems and threats to the socio-economic development of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug are identified and described. Directions and measures have been developed and proposed that are aimed at neutralizing threats and stimulating further socio-economic development of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. In the conclusion of the scientific article, the author found that the current prospects for the socio-economic development of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug are influenced by national problems, including the presence of a shadow sector of the economy, a deficit of budgetary funds, poor development of the regional market infrastructure for sustainable development of social production, insufficient level of state support for the innovative activity of economic entities, the slow pace of digital transformation in regional government bodies, the presence of the principle of budgetary federalism and regional protectionism.
Keywords: regional economy; regional economics; socio-economic development; Yamalo-Nenets Autonomous Okrug; regional administration.
References
1. Kislitsyna, V. V., et al. "Formation of the integrated approach to the assessment of the socio-economic development of regions." Regional Economy 2 (2017): 369-380.
2. Kutaeva R. A. Factors contributing to and hindering the development of the regional economy // Questions of structuring the economy. 2018. №2.
3. Gagarina, G. Yu, et al. "Forecasting of socio-economic development of the Russian regions." Economy of the region 4 (2017): 1080.
4. Soldatova S. S., Pivkina K. R. Economic consequences of the COVID-19 pandemic for Russia / / StudNet. 2020. No. 2.
5. The impact of the pandemic on Russian business. URL: https://sapmybiz.rbc.ru/article/1 (accessed: 28.04.2021).
6. Yamalo-Nenets Autonomous Okrug in figures (2015-2019). URL: https://tumstat.gks.ru/storage/mediabank/25159_2020.pdf (accessed: 28.04.2021).
CN
0 CN
^t
01
O m m x
3
<
m o x
X