Научная статья на тему 'Перспектива развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа'

Перспектива развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2077
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / TRANSPORT / LOGISTICS / TRANSPORT COMPLEX / AUTONOMOUS DISTRICT / INVESTMENTS / PROJECT / TRANSPORT SUPPORT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мельничук Виктор Александрович, Самарин Алексей Михайлович

В статье рассмотрены основные показатели транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Целью исследования является осветить основные проблемы и рассмотреть перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Выделены основные задачи развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В исследовании описывается программа развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Указаны основные документы, регулирующие развитие транспортного комплекса в составе комплексной программы развития и размещения производительных сил Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2008-2020 и до 2030 года. В статье проведено исследование различных видов транспортного обеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа, таких, как трубопроводный, воздушный, автомобильный, железнодорожный транспорт. Описана система автомобильных дорог Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлено, что общее состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не отвечает потребностям развития экономики и не обеспечивает необходимое качество жизни населения округа. Рассмотрена стратегия развития транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа с точки зрения логистических центров. Освещены важные грузораспределительные центры Ямало-Ненецкого автономного округа Новый Уренгой и Салехард. Рассмотрены крупные транспортные проекты в Уральском федеральном округе, которые могут благоприятно повлиять на транспортную доступность территории и значительно повысить ее инвестиционную привлекательность. Перечислены основные мероприятия, направленные на развитие железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа. Следует отметить, что значительная часть проектов затрагивает территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, а также то, что транспортный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа будет динамично развиваться только при условии реализации всего комплекса транспортных проектов Уральского Федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECT OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT COMPLEX OF THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

The article deals with the main indicators of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district. The aim of the study is to highlight the main problems and consider the prospects of development of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district. The main tasks of development of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district are identified. The study describes the program of development of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district. The main documents regulating the development of the transport complex as part of a comprehensive program for the development and deployment of the productive forces of the Yamal-Nenets Autonomous district for the period 2008-2020 and 2030 are indicated. The article presents a study of various types of transport support of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, such as pipeline, air, road, rail transport. The system of highways of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug is described. It is revealed that the General state of transport infrastructure does not meet the needs of economic development and does not provide the necessary quality of life of the population of the district. The strategy of transport development of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug from the point of view of logistics centers is considered. The important distribution centers of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug Novy Urengoy and Salekhard are highlighted. Major transport projects in the Ural Federal district, which can positively affect the transport accessibility of the territory and significantly increase its investment attractiveness, are considered. The main activities aimed at the development of railway, road, air and water transport of the Yamal-Nenets Autonomous district are listed. It should be noted that a significant part of the projects affects the territory of the Yamal-Nenets Autonomous district, as well as the fact that the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district will develop dynamically only if the entire complex of transport projects of the Ural Federal district is implemented.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа»

УДК 656.02, ББК 39.18 © В. А. Мельничук, А.М. Самарин

В.А. Мельничук, А.М. Самарин ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В статье рассмотрены основные показатели транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Целью исследования является осветить основные проблемы и рассмотреть перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Выделены основные задачи развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В исследовании описывается программа развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Указаны основные документы, регулирующие развитие транспортного комплекса в составе комплексной программы развития и размещения производительных сил Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2008-2020 и до 2030 года. В статье проведено исследование различных видов транспортного обеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа, таких, как трубопроводный, воздушный, автомобильный, железнодорожный транспорт. Описана система автомобильных дорог Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлено, что общее состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не отвечает потребностям развития экономики и не обеспечивает необходимое качество жизни населения округа. Рассмотрена стратегия развития транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа с точки зрения логистических центров. Освещены важные грузораспределительные центры Ямало-Ненецкого автономного округа - Новый Уренгой и Салехард. Рассмотрены крупные транспортные проекты в Уральском федеральном округе, которые могут благоприятно повлиять на транспортную доступность территории и значительно повысить ее инвестиционную привлекательность. Перечислены основные мероприятия, направленные на развитие железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа. Следует отметить, что значительная часть проектов затрагивает территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, а также то, что транспортный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа будет динамично развиваться только при условии реализации всего комплекса транспортных проектов Уральского Федерального округа.

Ключевые слова: транспорт, логистика, транспортный комплекс, автономный округ, инвестиции, проект, транспортное обеспечение, стратегия.

наземного транспорта отсутствует, общая внутренняя связность территории не обеспечена, транспортные издержки избыточно велики.

Развитие и обеспечение эффективной работы транспортного комплекса относится к приоритетным задачам государственной деятельности. Основная цель развития транспортного комплекса ЯНАО -создание условий для улучшения социально -экономического положения округа путем снижения совокупных транспортных издержек, обеспечения растущих потребностей экономики в транспортных услугах, увеличения транспортной доступности и мобильности населения, улучшения качества транспортных услуг.

Основными задачами развития транспортного комплекса ЯНАО являются:

1. формирование единого связного транспортного пространства на территории округа;

2. гарантированное обеспечение необходимых объёмов вывоза производимой продукции с учётом прогнозируемого роста и ввоза материалов, оборудования и др.;

3. обеспечение необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности регионов и населенных пунктов для всех категорий граждан;

- обеспечение безопасного

функционирования транспорта;

ранспортный комплекс Ямало-

Т Ненецкого автономного округа обслуживает территорию 763,3 тыс. км. Население ЯНАО на 01.01.2018 г. составило 538,6 тыс. человек. Актуальность исследования заключается в том, что транспортный комплекс - один из важнейших секторов экономики, который обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь необходимым инструментом достижения социальных и экономических целей. Устойчивая работа транспортного комплекса региона как совокупности транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующего на территории субъекта Российской Федерации, должна формировать высокое качество и мобильность услуг для потребителей. В противном случае транспортный комплекс может стать фактором, сдерживающим экономический рост.

На текущий момент транспортный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа включает все виды транспорта: железнодорожный,

трубопроводный, автомобильный, внутренний водный, морской и воздушный.

Однако их развитие по территориям неравномерно, общая плотность транспортных сетей общего пользования крайне низка, опорная сеть

4. интеграция транспортного комплекса ЯНАО в составе транспортного комплекса России в мировую транспортную систему.

Программа развития транспортного комплекса включает в себя:

• развитие инфраструктуры железных дорог;

• развитие трубопроводного транспорта;

• развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры;

• развитие воздушного транспорта; развитие водного транспорта;

• оптимизация взаимодействия видов транспорта;

• создание современной логистической системы; совершенствование механизма государственного управления. [1]

Развитие транспортного комплекса в составе комплексной программы развития и размещения производительных сил ЯНАО на период 2008-2020 и до 2030 года рассматривается с учётом общих положений по развитию транспорта, содержащихся в Концепции и Прогнозе долгосрочного развития Российской Федерации, Программах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, Стратегии развития транспорта РФ (действующая до 2020 года и проект, до 2030 года вариант 13.08.08), Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ (принята 17 июля 2008г.), ФЦП «Модернизация транспортной системы до 2025 года», Стратегия развития Уральского федерального округа (проект, вариант 18.10.08), Стратегии развития ЯНАО, Программы развития транспортного комплекса ЯНАО до 2020 год, других действующих документах стратегического развития.

Ведущую роль для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа практически безальтернативно играет трубопроводный транспорт. Но это специфический вид транспорта, предназначенный только для транспорта углеводородных ресурсов округа в различные регионы нашей страны и на экспорт.

При наличии всех наземных видов транспорта в Ямало-Ненецком автономном округе все еще не сформирована опорная транспортная сеть. При этом существующая транспортная сеть распределена по территории округа неравномерно.

С запада в район верховьев Оби подходит линия Северной железной дороги, которая не имеет круглогодичного транспортного перехода через реку в районе города Салехард. Таким образом, административный центр не имеет круглогодичной железнодорожной связи с Северо-западными регионами Российской Федерации.

С юга и востока подходит железнодорожная линия Свердловской железной дороги, одна ветвь которой заканчивается в Новом Уренгое, а вторая на севере в Ямбурге. Но административный центр округа не имеет выхода и на эту железнодорожную линию, как и ряд районов центральной части автономного округа.

Вдоль железной дороги Сургут - Новый Уренгой проходит строящаяся федеральная автодорога Тюмень - Сургут - Новый Уренгой -Салехард, которая обеспечит только после достройки полноценный автомобильный выход округа на автодорожную сеть страны.

Из общего количества населённых пунктов, вне транспортной доступности остаются 27, в которых проживает около 9 % населения.

Общая протяженность железных дорог общего пользования по территории ЯНАО 496 км. Плотность 6 км на 10000 км2, более чем в 8 раз ниже среднероссийского показателя (50).

Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием по состоянию на 2018 год составляет 1,4 км/1000км, что многократно ниже среднероссийского показателя.

Протяженность автомобильных дорог в округе составляет 5919,3 км, в т.ч.:

1. федеральная общего пользования - 13,2 км;

2. территориальная общего пользования -1120,3 км;

3. зимники (соединяют административные округа с дорогами общего пользования) - 973,8 км;

4. ведомственные - 3812 км.

Протяженность водных путей на территории

ЯНАО составляет - 30% из 11,8 тыс. км общей протяжённости судоходных рек Тюменской области.

Основная водная артерия - река Обь с притоками, а также реки Надым, Пур, Таз. Наиболее крупный порт - Салехардский, Надымский, Пуровской, Уренгойский. Период навигации 128 дней.

Морской транспорт в настоящее время играет незначительную роль для экономики ЯНАО, обеспечивая в минимальных объёмах завоз грузов, необходимых для освоения п/о Ямал и шельфовых месторождений через порт Харисавей.

В в ЯНАО существует 13 аэропортов, в том числе, 5 имеют твёрдое искуственное покрытие, (Надым, Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, Ямбург (ведомственный)), четыре - грунтовое (Тарко-Сале, Красноселькуп, Толька, Мыс Каменный), остальные - вертолётные площадки. В ряде районов это единственная транспортная связь с Большой Землёй.

Общее состояние транспортной

инфраструктуры в настоящее время не отвечает потребностям развития экономики и не обеспечивает необходимое качество жизни населения округа.

Для удовлетворения растущего спроса на транспорт в ЯНАО необходимы значительные административные, инвестиционные и

производственные усилия. В ходе интеграции с экономикой ЕС одним из высших приоритетов в развитии транспорта ЯНАО является создание сети транспортно-логистических центров.

В стратегии транспорта региона планируется заложить в ЯНАО два логистических центра в городах Салехард и Новый Уренгой. Эти города являются важнейшими транспортными узлами, в

которых сходятся все наземные маршруты, протянувшиеся между востоком и западом, севером и югом.

Представляется целесообразным организация в г. Салехарде регионального распределительного центра, как главного регионального грузоперерабатывающего комплекса.

Концепция его деятельности заключается в создании логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективность процессов грузопереработки, распределения и консолидации грузов на территории ЯНАО.

Вторым важным грузораспределительным центром является г. Новый Уренгой, где предполагается разместить современный грузовой терминал. Этот терминал обеспечит обработку контейнерного грузопотока и увеличит складские площади.

Для вывоза жидких углеводородов предполагается строительство наливных терминалов в районе Харасавэя, Мыса Каменный в сроки до 2025 года, а в районе Тамбея - за пределами расчетного периода.

Следует учитывать, что наибольшую экономию инвестиций в создании логистических терминалов обеспечивает их размещение не на новых площадках, освоение которых будет осуществляться с нулевого цикла, а на базе развития и расширения действующих объектов складской инфраструктуры, а также на базе реконструкции, перепрофилирования неэффективных предприятий промышленности. Опыт Московской ТЛС показывает снижение потребностей

в инвестициях при данном подходе на 18-20 % для каждого терминального объекта.

В дальнейшем намечается модернизация таможенных технологий, которая заключается в упрощении оформления экспортно-импортных операций.

Реализация крупных транспортных проектов в УФО благоприятно повлияет на транспортную доступность территории и значительно повысит её инвестиционную привлекательность.

Следует отметить, что значительная часть проектов затрагивает территорию ЯНАО, а также то, что транспортный комплекс ЯНАО будет динамично развиваться только при условии реализации всего комплекса транспортных проектов УФО.

Суммарный прогнозный объём инвестиций в развитие транспортной системы ЯН АО до 2030 г. показаны в таблице.

Совершенствование инфраструктуры по видам транспорта в ЯНАО предполагается осуществлять по следующим основным направлениям.

Железнодорожный транспорт. Приоритетными мероприятиями до 2020года являются:

- Строительство железнодорожной линии 849 км Полуночное - Обская (257 км по ЯНАО) -27,3 млрд. руб.;

- Строительство железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым 406 км - 51,9 млрд. руб. (в том числе 10,1 млрд. руб. мосты через рр. Сбь и Надым);

- Окончание строительства железнодорожной линии Обская - Паюта-Бованенково 554 км - 50,1 млрд. руб.

Таблица 1

Суммарный прогнозный объём инвестиций в развитие транспортной системы ЯНАО до 2030 г. млн. руб. (в текущих ценах) [4]

№ Наименование объекта Из федерального бюджета Из бюджета субъектов РФ Из внебюджетных источников Всего

1. Строительство железных дорог 42 300 10 337 193 163 245 800

2. Усиление существующей железнодорожной инфраструктуры 25 000 25 000

3. Строительство и реконструкция автомобильных дорог 30 900 39 100 7 600 77 600

4. Реконструкция ВПП и инженерных сооружений в аэропортах 9 000 9 000

5. Обновления авиационного парка 23 000 23 000

6. Реконструкция гидротехнических сооружений на внутренних водных путях 21 800 21 800

95 000 49 437 257 763 402 200

* Примечание: соединительные участки проектов «Севсиб» и «Белкомур»

**Без учёта затрат на усиление существующей железнодорожной инфраструктуры, строительство вторых и третьих путей более 640 км - 88124 млн. рублей.

*** Без учёта межмуниципальных 112100 млн. руб., а также капитального и текущего ремонтов (до 250000 млн. рублей).

Таблица 2

Крупные проекты транспортной инфраструктуры Уральского федерального округа [4]

Наименование Протяженность, км Стоимость млн. руб. в текущих ценах

Строительство железной дороги Обская - Полуночное 849 90000

Строительство железной дороги Обская - Салехард - Надым (с совмещенными мостами через реки Обь и Надым) 406 51940

Строительство железной дороги Обская - Паюта - Бованенково 554 50100

Строительство железной дороги Бованенково - Харасавэй 130 19200

Строительство железной дороги Паюта - Новый Порт 208 30650

Строительство железной дороги Коротчаево - Русское 122 18300

Строительство железной дороги Русское - Заполярная 49 7400

Строительство железной дороги Называевская - Коновалове (в границах УФО) 247 49400

Строительство железной дороги Русское - Игарка (в границах ЯНАО) 182 19300

Строительство железной дороги Ханты-Мансийск - Салым (последующим продолжением до Приобья) 200 30000

Строительство железной дороги Ханты-Мансийск - Приобье 252 37800

* Строительство железной дороги Ивдель - Соликамск (в границах УФО) 77 11550

* Строительство железной дороги Нижневатовск - Усть-Илимск «Севсиб» (в границах УФО) 28 4200

3304 409840**

Строительство и реконструкция автодороги Тюмень - Сургут -Новый Уренгой - Салехард 1770 109120

Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал» (УФО) 300 24000

Строительство участка Агириш - Салехард автомобильной дороги Тюмень - Урай - Агириш - Салехард 795 68200

Строительство автодороги Пермь - Ханты-Манскийск - Томск (УФО) 1116 89280

3981 290600***

710440

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетными мероприятиями до 2030 года являются:

- Достройка железнодорожной линии Коротчаево - Новый Уренгой - Ямбург 310 км -12,4 млрд. руб.;

- Достройка железнодорожной линии Новый Уренгой - Пангоды - Надым 230 км - 9,2 млрд. руб.;

1. Строительство железнодорожной линии Бованенково - Харасавей 130 км - 19,2 млрд. руб.;

2. Строительство железнодорожной линии Паюта - Новый Порт 208 км -30,7 млрд. руб.;

1. Строительство железнодорожной линии Коротчаево Русское 122 км - 18,3 млрд. руб.;

2. Строительство железнодорожной линии Русское - Заполярная 49 км - 7,4 млрд. руб.;

- Строительство железнодорожной линии Русское - Игарка (по ЯНАО) 182 км - 19,3 млрд. руб.;

Кроме того по мере увеличения грузопотоков ОАО «РЖД» планирует реализовать мероприятия по увеличению пропускной способности линий примыкания. В том числе по направлениям :

Коротчаево - Сургут - Тюмень - 9,0 млрд.руб.;

Полуночная - Ивдель - Горблагодатская -7,5 млрд. руб.;

Лабытнанги - Обская - Котлас Коноша -8,5 млрд. руб.

Общий объём инвестиций составит до 246 млрд. рублей.

Автодорожное хозяйство и автомобильный транспорт

До2020года:

1. Строительство и реконструкция дороги «Северный коридор» Тюмень - Сургут -Новый Уренгой - Надым - Салехард (по ЯНАО 1086 км).

Неоконченные работы на участке 357,6 км - 17,1 млрд. рублей;

2. Строительство автомобильной дороги Агириш - Салехард 795 км (по ЯНАО 248 км) - 21,3 млрд. рублей.

До 2030 года:

3. Строительство автомобильной дороги Лабытнанги - Харп (по ЯНАО 83 км) -3,9 млрд. рублей;

4. Строительство автомобильной дороги Надым - Нягань (по ЯНАО 246 км) -11,8 млрд. рублей;

1. Строительство автомобильной дороги Лабытнанги - Яр Сале 223 км -10,7 млрд. рублей;

2. Строительство автомобильной дороги Лабытнанги - Мужи 177 км -8,5 млрд. рублей;

- Строительство автомобильной дороги Уренгой - Красноселькуп (участок 90 км) - 4,3 млрд. рублей;

Общий объём инвестиций 77,6 млрд. рублей.

Кроме того затраты на капитальный (с реконструкцией) и текущий ремонт составят (в текущих ценах) до 48 млрд. рублей.

Водный транспорт. Сеть внутренних водных путей имеющих выходы в морские бассейны делают внутренний водный транспорт важнейшей составной частью транспортной системы ЯНАО. Использование природных водных путей позволяет значительно ускорить освоение отдалённых и труднодоступных для других видов транспорта районов.

Общая протяжённость внутренних судоходных путей за последние годы практически не прирастала и даже незначительно уменьшилась, при этом сохранилась положительная динамика по отправлению грузов. Необходимость освоения новых районов нефти и газодобычи предопределяет развитие и внутреннего водного транспорта. Необходимо восстановить, а в дальнейшем увеличить протяжённость водных путей на 280 км, что позволит в рассматриваемый период увеличить отправление грузов до 2,0 млн. тонн в год с возможностью его дальнейшего роста. Необходимый объём капитальных вложений до 2030 года составит до 21,8 млрд. руб. (в текущих ценах).

Реализация мероприятий по обустройству водных путей (речных вокзалов и пристаней), переоснащение флота современными пассажирскими судами, работ по очистке русел рек и углублению позволяет рассчитывать рост отправления

пассажиров до 45-50 тыс. чел. в год (рост в 2,8 раза).

Развитие водного транспорта предусматривает:

1. Модернизацию и обновление флота, улучшение его технических и экологических характеристик.

2. Развитие портового хозяйства и дноуглубительные работы.

3. Создание структуры управления речным транспортом, обеспечивающей сохранение единого технологического комплекса, безопасности и эффективности удоходства.

Обеспечение выполнения социально значимых перевозок грузов в районы Крайнего Севера.

Обеспечение транспортировки нового грузопотока нефти и нефтепродуктов с приобских месторождений на экспорт с перевалкой на морские танкеры в Новом Порту в Обской губе.

Создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта до 2025 г. в порту Салехард, на период до 2030 г. в портах Уренгой, Надым.

Воздушный транспорт. Развитие крупного внутреннего узлового аэропорта Новый Уренгой, а так же аэропортов Салехард, Надым, Когалым, Ноябрьск, Ямбург, Урай, Красноселькуп, Толька, Новый Порт, реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Ноябрьск, расширение аэровокзальных комплексов, замена систем сигнальных огней, модернизация и замена объектов обеспечивающих безопасность полётов потребуют до 2030 года 9,0 млрд. рублей. Инвестиций в оснащение авиакомпаний новыми воздушными судами до 23,0 млрд. рублей. Общее отправление пассажиров достигнет до 2,5 млн. чел. в год.

Таким образом, проведенное исследование показывает Ямало-Ненецкий автономный округ имеет крупный развивающийся транспортный комплекс. Транспортный комплекс округа представлен воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. На сегодняшний день во всех составляющих транспортного комплекса ЯНАО запланированы мероприятия по их развитию и совершенствованию, что приведет к укреплению экономического и социального положения региона в целом.

Библиографический список

1. Мельничук, В. А. Транспортная отрасль как базовая составляющая жизнедеятельности общества [Текст] / В.

A. Мельничук // В сборнике: Результаты научных исследований научно-педагогических работников Сибирского института бизнеса и информационных технологий Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. -Омск, 2015. - С. 42-52.

2. Мельничук, В.А. Бюджетирование в системе распределения и планирования финансовых ресурсов [Текст] /

B. А. Мельничук // В сборнике: Социально-экономические и правовые системы: современное видение материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: В. А. Ковалев, М. Г. Родионов, А. В. Уланов. -2017. - С. 127-131.

3. Мельничук, В. А. Проблемы и перспективы развития автомобильного страхования в России с точки зрения страховых компаний [Текст] / В.А. Мельничук // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - №2(26). - С. 49-54.

4. Программа развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) на период до 2020 года и прогноз развития до 2030 года.

References

1. Melnichuk V.A. Transportnaya otrasl' kak bazovaya sostavlyayushchaya zhiznedeyatelnosti obshchestva / V.A. Mel'nichuk // V sbornike: Rezultaty nauchnyh issledovanij nauchno-pedagogicheskih rabotnikov Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij Sibirskij institut biznesa i informacionnyh tekhnologij. - Omsk, 2015, pp. 42-52.

2. Melnichuk V. A. Byudzhetirovanie v sisteme raspredeleniya i planirovaniya finansovyh resursov / V.A. Mel'nichuk // V sbornike: Social'no-ehkonomicheskie i pravovye sistemy: sovremennoe videnie materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: V. A. Kovalev, M. G. Rodionov, A. V. Ulanov. -2017, pp. 127-131.

3. Melnichuk V. A. Problemy i perspektivy razvitiya avtomobil'nogo strahovaniya v Rossii s tochki zreniya strahovyh kompanij / V. A. Mel'nichuk // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. - 2018. -№2(26), pp. 49-54.

4. Programma razvitiya transportnogo kompleksa YAmalo-Neneckogo avtonomnogo okruga (YANAO) na period do 2020 goda i prognoz razvitiya do 2030 goda.

THE PROSPECT OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT COMPLEX OF THE YAMALO-NENETS

AUTONOMOUS DISTRICT

Victor A. Melnychuk,

assistant professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Alexey M. Samarin, senior lecture, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. The article deals with the main indicators of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district. The aim of the study is to highlight the main problems and consider the prospects of development of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district. The main tasks of development of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district are identified. The study describes the program of development of the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district. The main documents regulating the development of the transport complex as part of a comprehensive program for the development and deployment of the productive forces of the Yamal-Nenets Autonomous district for the period 2008-2020 and 2030 are indicated. The article presents a study of various types of transport support of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, such as pipeline, air, road, rail transport. The system of highways of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug is described. It is revealed that the General state of transport infrastructure does not meet the needs of economic development and does not provide the necessary quality of life of the population of the district. The strategy of transport development of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug from the point of view of logistics centers is considered. The important distribution centers of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug - Novy Urengoy and Salekhard are highlighted. Major transport projects in the Ural Federal district, which can positively affect the transport accessibility of the territory and significantly increase its investment attractiveness, are considered. The main activities aimed at the development of railway, road, air and water transport of the Yamal-Nenets Autonomous district are listed. It should be noted that a significant part of the projects affects the territory of the Yamal-Nenets Autonomous district, as well as the fact that the transport complex of the Yamal-Nenets Autonomous district will develop dynamically only if the entire complex of transport projects of the Ural Federal district is implemented.

Keywords: transport, logistics, transport complex, Autonomous district, investments, project, transport support, strategy.

Сведения об авторе:

Мельничук Виктор Александрович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная д. 196, корп. 1), e-mail: svverdlova@mail.ru;

Самарин Алексей Михайлович - старший преподаватель НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная д. 196, корп. 1), e-mail: sam_am_sibit@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.