Научная статья на тему 'Преодоление транспортной дискриминации циркумполярной цивилизации'

Преодоление транспортной дискриминации циркумполярной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / САБЕТТА / DISCRIMINATION / TRANSPORTATION SERVICES / NORTHERN TERRITORY / SABETTA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Виниченко В. А.

В статье рассматриваются параметры, присущие циркумполярной цивилизации, выделяются некоторые регионы для более тщательного рассмотрения. Автором среди них было выделено два автономных округа Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (ЮГРА). Подробно рассмотрено актуальное состояние транспортного комплекса этих территорий, а также причины, по которых становится абсолютно необходимым избавление от транспортной дискриминации. Среди таковых является: во-первых, ресурсная специализация региона, которая подтверждена не только данными основных недропользователей России, но и по оценкам Геологической службы США и, во-вторых, высокий уровень инвестиционной активности при относительно невысоких экономических рисках. Формированию ряда условий для повышения инвестиционного климата послужил комплексный проект «Ямал-СПГ» первый и единственный в мире завод по переработке природного газа за Полярным кругом. Описан ряд проблем, которые возникают в процессе функционирования сегмента транспортного обслуживания в зонах Крайнего Севера, а также возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING TRANSPORT DISCRIMINATION OF THE CIRCUMPOLAR CIVILIZATION

The article deals with the parameters inherent in the circumpolar civilization, emphasizing some regions for more careful consideration. Among them was allocated two Autonomous okrugs: Yamalo-Nenets and Khanty-Mansi (YUGRA). Discussed in detail the current state of the transport complex of these territories and the reasons for which it becomes absolutely necessary deliverance from traffic discrimination. Among them are: first, the resource specialization of the region, which confirmed not only the basic data of the subsoil of Russia, but according to estimates by the U.S. Geological survey and, second, the high level of investment activity at a relatively low economic risks. The formation of a number of conditions for improving the investment climate was a complex project «Yamal LNG» the first and world's only plant for processing natural gas in the Arctic circle. Described a number of issues that arise in the operation of transport services in the far North regions and possible ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Преодоление транспортной дискриминации циркумполярной цивилизации»

УДК 339.9

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ЦИРКУМПОЛЯРНОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Виниченко В.А., к.э.н, доцент кафедры «Экономика транспорта и финансов», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет

водного транспорта», e-mail: vika_06.07@mail.ru

В статье рассматриваются параметры, присущие циркумполярной цивилизации, выделяются некоторые регионы для более тщательного рассмотрения. Автором среди них было выделено два автономных округа — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (ЮГРА). Подробно рассмотрено актуальное состояние транспортного комплекса этих территорий, а также причины, по которых становится абсолютно необходимым избавление от транспортной дискриминации. Среди таковых является: во-первых, ресурсная специализация региона, которая подтверждена не только данными основных недропользователей России, но и по оценкам Геологической службы США и, во-вторых, высокий уровень инвестиционной активности при относительно невысоких экономических рисках. Формированию ряда условий для повышения инвестиционного климата послужил комплексный проект «Ямал-СПГ» - первый и единственный в мире завод по переработке природного газа за Полярным кругом. Описан ряд проблем, которые возникают в процессе функционирования сегмента транспортного обслуживания в зонах Крайнего Севера, а также возможные пути их решения.

Ключевые слова: дискриминация, транспортное обслуживание, северные территории, Сабетта.

OVERCOMING TRANSPORT DISCRIMINATION OF THE CIRCUMPOLAR CIVILIZATION

Vinichenko V., Ph.D., associate professor Transport Economics and finances chair, FSEIHE «Siberian state University of water transport»,

e-mail: vika_06.07@mail.ru

Abstract: the article deals with the parameters inherent in the circumpolar civilization, emphasizing some regions for more careful consideration. Among them was allocated two Autonomous okrugs: Yamalo-Nenets andKhanty-Mansi (YUGRA). Discussed in detail the current state of the transport complex of these territories and the reasons for which it becomes absolutely necessary deliverance from traffic discrimination. Among them are: first, the resource specialization of the region, which confirmed not only the basic data of the subsoil of Russia, but according to estimates by the U.S. Geological survey and, second, the high level of investment activity at a relatively low economic risks. The formation of a number of conditions for improving the investment climate was a complex project «Yamal LNG» - the first and world's only plant for processing natural gas in the Arctic circle. Described a number of issues that arise in the operation of transport services in the far North regions and possible ways of their solution.

Keywords: discrimination, transportation services, Northern territory, Sabetta.

Одной из форм социально-экономического развития региона является государственное финансирование создания и поддержания в работоспособном состоянии инфраструктурных объектов, особенно это касается изолированных территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Поскольку территория и инфраструктура являются понятиями, обладающими единым свойством иммобиль-ность, то инвестиции в объекты транспортной отрасли являются прямым инструментом развития экономики региона.

Однако, северные территории настолько огромны, что одних средств Федерального и местного бюджетов будет недостаточно

1 Составлено на основе открытых источников www.gazprom.ru, www.novatek.ru,www.transoil.com

Таблица 1 - Крупнейшие месторождения севера Западной Сибири 1

для реализации качественно новых инфраструктурных проектов, требующихся в условиях ресурсной специализации экономики ряда территорий, отнесенных в научном мире к циркумполярной цивилизации, о наличии которой начали говорить еще в конце прошлого века. По мнению ряда ученых, существует «арктический» ген, присущий северным народам, территория проживания которых простирается за Северным полярным кругом. Условия жизни населения обозначенных районов адаптированы к крайне неблагоприятным для человеческой жизни низким температурам, а также

2 т. у.т. (тонны условного топлива) — единица измерения энергии, определяющая количество энергии, выделяющееся при сжигании 1 т каменного угля (29,3 ГДж)

Название месторождения (группы) Актуальные запасы, млн. т Ежегодный объем добычи, млн.т (млрд.куб.м*) Регион добычи

Самотлорское 7000 22 ХМАО

Приобское 3500 40 ХМАО

Лянторское 2400 (300*) 7,5 ХМАО

Салымская группа 239 6,5 ХМАО

Мамонтовское 1500 7,5 ХМАО

Красноленинская группа 1200 7 ХМАО

Бованенковское 4900* 67,4* ЯНАО

Уренгойское достоверно не установлено (более 10 000*) 11 (230*) ЯНАО

Южно-Тамбейское 1300* 25* ЯНАО

Харасавэйское 1900* 32* ЯНАО

Таблица 2 - Оценка извлекаемых ресурсов Российской Арктики по оценкам Геологической службы США (2008 г.) [1]

Провинция Нефть, млн.т Газ, млрд.куб.м Газоконденсат, млн.т Углеводороды, млн. т. н.э.2 Углеводороды, млн.т. у.т.

Западно-Сибирский бассейн 499,3 18448,48 2773,35 18094,1 18470,18

Восточно-Баренцевоморский бассейн 1010,44 8093,06 194,04 7706,4 7940,74

Бассейн Енисея-Хатанги 761,77 2547,62 364,96 3173,47 3022,97

Шельф моря Лаптевых 425,04 829,87 118,3 1210,06 1108,14

Итого 4271,61 32671,28 3758,57 34278,28 73,92

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2017 | 11

продолжительным полярным ночам, нехарактерным для биоритмов человеческого организма. Сама цивилизация представлена рядом регионов, не только российских, но и шведских, норвежских, канадских. В рамках написания статьи под циркумполярными регионами понимается Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), а также Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) ввиду сформировавшейся в последние годы инвестиционной активности, катализатором развития которой послужило освоение богатейших нефтяных месторождений не только России, но и мира (табл.1).

В представленном перечне обозначены далеко не все месторождения округов, а лишь наиболее значимые, но даже этот объем наглядно характеризует картину превосходства Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции над другими крупными бассейнами России по добыче нефти после Восточно-Баренцевоморского и Енисея-Хатанги бассейнов и в абсолютном выражении над другими месторождениями по добыче газа. Эта же информация подтверждена и оценками геологической службы США (табл. 2).

Для качественного освоения представленных выше объемов требуется плотная сеть магистралей транспортного комплекса, состоящего из всепогодных видов транспорта круглогодичного действия.

Транспортный комплекс исследуемой территории представлен всеми возможными видами: водным, железнодорожным, воздушным, трубопроводным, автомобильным. Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций - средних и мелких перевозчиков и посредников, что явилось следствием дезинтеграции экономики с 1990-х годов.

Основные широтные магистрали представлены Транссибирской магистралью и СМП, основные меридиональные направления соответствуют многочисленным сибирским рекам, главные из которых -ключевые реки Обь-Иртышского воднотранспортного бассейна.

Наименее всего в северной части анализируемой территории развит автомобильный транспорт, в то же время хорошо развит в более южных частях, где проходят несколько федеральных трасс в выходом на международные маршруты - в Казахстан (Ишим - Казахстан), Монголию («Чуйский тракт»), Великобританию (Е22), Ирландию (Е30), Корею (АН6). Дорожная сеть арктических регионов имеет вид уходящих на север «отростков». Это неразвитый тип транспортной сети, свойственный периоду первоначального хозяйственного освоения территории, когда первостепенное значение придается строительству «дорог к ресурсам». Такой тип дорожной сети не позволяет выполнять прямые связи и осуществлять полноценную интеграцию взаимодополняющих экономик соседних, а тем более отдаленных регионов [2, с. 274-280].

В Тюменской области (рис. 1) развиты все виды транспорта: автомобильный, авиационный, водный, железнодорожный. Автомобильная дорога федерального значения Р402 является составной частью европейского транспортного коридора Е22 (Великобритания - Ишим) и Е 30 (Ирландия - Омск), участок Ишим - Омск переходит в трассу Р254 (Челябинск - Новосибирск), в Тюмени соединяется с федеральной трассой Р351 (Екатеринбург - Тюмень) и Р404 (Тюмень - Тобольск -Ханты-Мансийск).

КАЗАХСТАН

Рисунок 1 - Тюменская область

Городской наземный транспорт помимо привычного автобусного и троллейбусного представлен Тюменской городской электричкой, которая пока функционирует в тестовом режиме, но в стратегических планах города имеется пункт о достройке отдельной ветки железной дороги в целью частичного освобождения перегруженных автомагистралей. По территории Тюменской области проходит отрезок Транссибирской магистрали, выполняя транзитную функцию по доставке грузов из восточной в европейскую часть России.

В Тюменской области функционируют два аэропорта: Плеханово и Рощино (Тюмень). Последний имеет статус федерального значения, а Плехановский аэропорт по плану застройки города к 2020 году будет застроен жилыми домами.

Судоходство организовано по рекам Обь, Иртыш, Тобол, на территории области функционируют Тюменский речной порт и Тобольский

Рисунок 2 - Ханты-Мансийский автономный округ (ЮГРА)

В ХМАО (рис. 2) основной автомобильной дорогой федерального значения является Р404 (единственная автодорога, соединяющая между собой Тюменскую область и ХМАО) по маршруту Тюмень - Тобольск -Ханты-Мансийск. Не завершено строительство Северного широтного коридора Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут -Нижневартовск - Томск. На территории округа действуют два автомобильных моста - один через Обь в Ханты-Мансийске, выходящий на автодорогу Ханты-Мансийск - Нягань (являющейся частью недостроенного Северного широтного коридора), другой через Иртыш - Югорский мост в районе города Сургут - один из самых длинных в мире - 2110 м. Находится на пересечении Северного широтного коридора и трассы Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард.

Аэропортов в ХМАО всего 6: Когалым, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, из них три федерального значения: Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск. На территории округа также располагается крупнейший оператор вертолетных перевозок ООО «Авиакомпания «СКОЛ»

Активно используется в округе водный транспорт - штаб-квартира Обь-Иртышского речного пароходства находится в г.Тюмень. В целом на территории ХМАО находятся 6 речпортов: Сергино, Уренгой, Салехард, Нефтеюганск, Тюмень, Сургут.

(ЮГРА)

Рисунок 3 - Ямало-Ненецкий автономный округ

Нефтепроводный транспорт развит достаточно в силу ресурсной специализации региона. Крупный (пропускная способность 120 млн.т в год) действующий нефтепровод Сургут - Полоцк соединяет Западную Сибирь с Белоруссией длиной 3250 км ориентирован на транспортировку газа в страны Европы.

В Ямало-Ненецком автономном округе (рис. 3) достаточно развиты все виды транспорта, причем единственный из рассматриваемых регионов является пользователем морского порта «Сабетта».

В округе функционирует 7 аэропортов: Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Сабетта, Салехард, Ямбург, два из которых (Сабетта и Салехард) федерального значения, а Сабетта также имеет статус между-

12 ТЯАШРОЯТ ВШШЕББ Ш ЯШ81Л | №5 2017 |

Таблица 3 - Объем перевозок по СМП с учетом транзитных грузов, тыс. т 3

Показатель Годы

1933 1943 1953 1963 1971 1981 1986 1991 1996 2006 2011 2013 2014 2015 2016

Объем перевозок, тыс т. 130 289 506 1264 3032 5005 6455 4804 1800 1956 3111 3930 3982 5392 7265

народного аэропорта.

Рисунок 4 - Железная дорога «Обская - Бованенково - Карская» и перспективные направления

Железнодорожные маршруты региона: «Обская - Бованенково -Карская» протяженностью 572 км - самая северная из действующих железных дорог, которую в перспективе планируется продлить до Харасавэй - Сабетты и Новый Порт (рис. 4).

Также существует несколько недостроенных проектов:

- «Полуночное - Обская 2» проект заморожен по причине недоказанных запасов в месторождениях добычи;

- «Трансполярная магистраль»: Чум - Салехард - Игарка (рис. 5) не все участки дороги функционируют, но дорога имеет соединение с железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу;

65' 70= 76* 80* 85'

действующие участки заброшенные участки недостроенные участии

Рисунок 5 - Трансполярная магистраль

- «Северный широтный ход» протяженностью 707 км. Проектируемый маршрут: Обская - Салехард - Надым - Новый Уренгой - Ко-ротчаево. Сроки сдачи в эксплуатацию объекта переносились несколько раз, последняя обозначенная цифра - 2023 г.

Автомобильный транспорт округа является слаборазвитым. Главная дорога Надым - Салехард протяженностью 350 км еще не построена, но уже требует капитального ремонта, является частью трассы Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард.

В зимний период движение автотранспорта осуществляется по автозимникам, основные из которых:

- Салехард - Надым протяженностью 150 км;

- Аксарка - Салемал - Панаевск - Яр-Сале;

- Лабытнанги - Мужи - Азовы - Теги.

Речное судоходство осуществляется по рекам Обь, Пур, Таз, организацией работы которых занимаются: Салехардский, Лабытнанский и Уренгойский речные порты.

В 2013 году на западном берегу Обской губы Карского моря пер-

вые грузовые суда принял морской порт Сабетта, благодаря которому стала возможна интеграция транспортной системы Сибири в международное пространство. Выход на маршрут Северного морского пути (Находка - Мурманск) через район Обской губы в акваторию Карского моря, которая расположена по пути следования Северного морского пути позволяет осуществлять круглогодичную проводку судов в страны АТР.

Объем перевозок по СМП с учетом транзитных грузов имеет положительную динамику, несмотря на то, что резкое снижение объема перевозимых грузов, начавшееся в 1990-х годах продолжалось вплоть до 2011 года. В последние годы объемы перевозок достигли максимального значения за всю история перевозок, пришедшееся на 1986 г. и даже превысили его (табл. 3).

Северным морским путем, согласно Программе социально-экономического развития Арктической зоны грузовладельцы к 2020 году предположительно будут отправлять до 63,7 млн. т. Однако, помимо возможности предложить транспортному сообществу транзитные ресурсы, главной целью развития СМП все-таки, является возможность транспортного обслуживания изолированных территорий российского Севера, с целью успешного хозяйственного освоения арктических земель и закрепления на них экономически активного населения.

Таким образом, наличие транспортной дискриминации недопустимо в условиях ресурсной специализации циркумполярных территорий, поскольку освоение требует значительных инвестиций, которые по правилам ведения бизнеса при прочих равных условиях идут туда, где функционирует растущий и динамично развивающийся рынок [4, с. 16]. Соблюдение последних условий становится возможно лишь в условиях развитости транспортной отрасли, являющейся основополагающим критерием прогрессивной экономики.

Как было представлено выше, транспортный комплекс рассматриваемых территорий достаточно развит, однако имеет и ряд проблем:

- эксплуатация инфраструктурных объектов в зонах с резко континентальным и арктическим климатом крайне негативно сказывается на состоянии как пути, так и подвижного состава;

- необходимость поддержания постоянной готовности к устранению последствий весенних паводков;

- топливо ввиду отсутствия заводов по переработке углеводородного сырья для поддержания подвижного состава в работоспособном состоянии доставляется из других регионов России, несмотря на то, что добыча осуществляется непосредственно на местах;

- нестабильность общеполитической обстановки как внутри страны, так и в геополитическом пространстве;

- ответственность за обслуживание и содержание эксплуатационных объектов часто перекладывается с одного источника на другой, в связи с чем, теряется способность к их эффективному использованию.

С целью преодоления транспортной дискриминации, необходимо опираться на ключевой элемент перспективной политики в ближайшие десятилетия - дерегулирование. Этот инструмент считается тем параметром, который сдерживает развитие изолированных северных территорий.

Литература:

1. Поворот на Восток: Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России / отв. Ред. И.А.Макаров. - М.: Международные отношения, 2016. - 448 с.

2. Ткаченко В.Я., Перцев В.П., Варнавский В.Г., Прокофьева Т.А., Муштаков Д.А., Малов В.Ю., Сутурин С.В., Ламин В.А., Воробьев В.С. Оценка эффективности инвестиций в проекты транспортного строительства. - Новосибирск: «Наука», 2004. - 334 с.

3. Солдатова А.О. Международное сотрудничество во благо инновационного развития // Стратегия устойчивого развития регионов России: Сборник материалов XXXVII Всероссийской научно-практической конференции / Под общ.ред.С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - 176 с.

4. Авдокушин Е.Ф. Внешнеэкономический вектор стратегии России «Поворот на Восток» // Вопросы новой экономики. №3. 2017.

3 По данным ФГКУ «Администрация Севморпути» «Атомфлот»

ФГУП

ТЯАШРОЯТ БШШЕ88 Ш ЯШ81А | №5 2017 | 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.