Научная статья на тему 'Особенности бюджетной системы регионов Российской Арктики на примере Ямало-Ненецкого автономного округа'

Особенности бюджетной системы регионов Российской Арктики на примере Ямало-Ненецкого автономного округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET SYSTEM / РЕГИОНЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ / REGIONS OF THE ARCTIC ZONE / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / YAMALO-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / BUDGET REVENUES / НАЛОГИ / TAXES / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / BUDGET EXPENSES / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохановская Индира Ирековна, Назаренко Ян Витальевич

Регионы российской Арктики играют важнейшую роль в экономике Российской Федерации. В статье на примере Ямало-Ненецкого автономного округа рассмотрены особенности бюджетной системы северных регионов. Климатические, географические и инфраструктурные особенности северных регионов порождают значительные особенности всех сфер социально-экономического развития данных регионов, в том числе и бюджетной системы. Составление и исполнение окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом ЯНАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе». Составление проекта окружного бюджета осуществляет департамент финансов автономного округа, взаимодействующий при этом с департаментом экономики автономного округа, субъектами бюджетного планирования. Планирование расходов окружного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам автономного округа. Особенностью исполнения окружного бюджета является также тот факт, что законодательством автономного округа предусмотрено открытие и ведение лицевых счетов для организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса. По итогам проведенного в настоящей статье анализа, авторами сделан вывод о специфической структуре как доходной, так и расходной части бюджетов северных регионов Российской Федерации (высокая доля налога на имущество в структуре доходов, значительный объем расходов, приходящихся на поддержку реальных секторов экономики и жилищно-коммунального хозяйства). При этом Ямало-Ненецкий автономный округ выделяется значительной долей собственных доходов и высокой бюджетной обеспеченностью, в связи со значительным объемом добычи углеводородного сырья и высокой наполняемостью бюджета поступлениями от предприятий топливно-энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кохановская Индира Ирековна, Назаренко Ян Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN ARCTIC ON THE EXAMPLE OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

The regions of the Russian Arctic play an important role in the economy of the Russian Federation. In the article on the example of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug the features of the budget system of the Northern regions are considered. Climatic, geographical and infrastructural features of the Northern regions give rise to significant features of all areas of socio-economic development of these regions, including the budget system. Compilation and execution of the regional budget of the Yamalo-Nenets Autonomous district is carried out in accordance with the requirements of the Budgetary code of the Russian Federation subject to the specifics established by the YNAO Law «On the budget process in the Yamalo-Nenets Autonomous district». Drafting of the district budget is carried out by the Department of Finance of the Autonomous Okrug, which cooperates with the Department of economy of the Autonomous Okrug, subjects of budget planning. The planning of the district budget expenses is carried out separately for the current and accepted expenditure obligations of the Autonomous district. The peculiarity of the district budget is also the fact that the legislation of the Autonomous district provides for the opening and maintenance of personal accounts for organizations that are not participants in the budget process. As a result of the analysis carried out in this article, the authors conclude that the specific structure of both the revenue and expenditure part of the budgets of the Northern regions of the Russian Federation (a high proportion of property tax in the income structure, a significant amount of expenditure to support the real sectors of the economy and housing and communal services). At the same time, the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug is allocated a significant share of its own revenues and high budget provision, due to the significant volume of hydrocarbon production and high budget occupancy revenues from the enterprises of the fuel and energy complex.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетной системы регионов Российской Арктики на примере Ямало-Ненецкого автономного округа»

УДК 336.143

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Кохановская Индира Ирековна,

канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

e-mail: vkohanovskaya@muiv. ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, Москва,

Назаренко Ян Витальевич,

магистрант факультета экономики и финансов, e-mail: vkohanovskaya@muiv. ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, Москва

Регионы российской Арктики играют важнейшую роль в экономике Российской Федерации. В статье на примере Ямало-Ненецкого автономного округа рассмотрены особенности бюджетной системы северных регионов. Климатические, географические и инфраструктурные особенности северных регионов порождают значительные особенности всех сфер социально-экономического развития данных регионов, в том числе и бюджетной системы.

Составление и исполнение окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом ЯНАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе». Составление проекта окружного бюджета осуществляет департамент финансов автономного округа, взаимодействующий при этом с департаментом экономики автономного округа, субъектами бюджетного планирования. Планирование расходов окружного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам автономного округа.

Особенностью исполнения окружного бюджета является также тот факт, что законодательством автономного округа предусмотрено открытие и ведение лицевых счетов для организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

По итогам проведенного в настоящей статье анализа, авторами сделан вывод о специфической структуре как доходной, так и расходной части бюджетов северных регионов Российской Федерации (высокая доля налога на имущество в структуре доходов, значительный объем расходов, приходящихся на поддержку реальных секторов экономики и жилищно-коммунального хозяйства). При этом Ямало-Ненецкий автономный округ выделяется значительной долей собственных доходов и высокой бюджетной обеспеченностью, в связи со значительным объемом добычи углеводородного сырья и высокой наполняемостью бюджета поступлениями от предприятий топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, регионы арктической зоны, Ямало-Ненецкий автономный округ, бюджетные доходы, налоги, бюджетные расходы, бюджетный дефицит

FEATURES OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN ARCTIC ON THE EXAMPLE OF THE YAMAL-NENETS

AUTONOMOUS DISTRICT

Kohanovsky I.I.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Urban Economics and Services, e-mail: vkohanovskaya@muiv. ru, Moscow Witte University, Moscow,

Nazarenko Ya.V.,

Master student of the Faculty of Economics and Finance, e-mail: vkohanovskaya@muiv. ru, Moscow Witte University, Moscow

The regions of the Russian Arctic play an important role in the economy of the Russian Federation. In the article on the example of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug the features of the budget system of the Northern regions are considered. Climatic, geographical and infrastructural features of the Northern regions give rise to significant features of all areas of socio-economic development of these regions, including the budget system. Compilation and execution of the regional budget of the Yamalo-Nenets Autonomous district is carried out in accordance with the requirements of the Budgetary code of the Russian Federation subject to the specifics established by the YNAO Law «On the budget process in the Yamalo-Nenets Autonomous district». Drafting of the district budget is carried out by the Department of Finance of the Autonomous Okrug, which cooperates with the Department of economy of the Autonomous Okrug, subjects of budget planning. The planning of the district budget expenses is carried out separately for the current and accepted expenditure obligations of the Autonomous district.

The peculiarity of the district budget is also the fact that the legislation of the Autonomous district provides for the opening and maintenance ofpersonal accounts for organizations that are not participants in the budget process. As a result of the analysis carried out in this article, the authors conclude that the specific structure of both the revenue and expenditure part of the budgets of the Northern regions of the Russian Federation (a high proportion ofproperty tax in the income structure, a significant amount of expenditure to support the real sectors of the economy and housing and communal services). At the same time, the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug is allocated a significant share of its own revenues and high budget provision, due to the significant volume of hydrocarbon production and high budget occupancy revenues from the enterprises of the fuel and energy complex. Keywords: budget, budget system, regions of the Arctic zone, Yamalo-Nenets Autonomous District, budget revenues, taxes, budget expenses, budget deficit

DOI 10.21777/2587-554X-2018-2-24-32

Российская Арктика является большой по площади, но слабозаселенной территорией Российской Федерации. Арктическая зона Российской Федерации охватывает территорию 9 субъектов [2], три из которых (Республика Саха (Якутия), Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ) относятся к числу пяти крупнейших субъектов Российской Федерации.

Арктические регионы играют важнейшую роль в экономике Российской Федерации - на их территории расположен значительный объем полезных ископаемых (углеводородного сырья, золота, серебра, алмазов, цветных и редкоземельных металлов). Кроме того, Северный Морской путь, проходящий через порты арктических регионов в морях Северного ледовитого океана, является перспективнейшей транспортной артерией - кратчайшим маршрутом между российскими портами в Балтийском море и в тихоокеанском регионе.

Между тем, климатические, географические и инфраструктурные особенности северных регионов порождают значительные особенности всех сфер социально-экономического развития данных регионов, в том числе и бюджетной системы. Проблемы с транспортной инфраструктурой, удаленность многих населенных пунктов, дополнительные компенсационные выплаты и гарантии работникам, длительный отопительный сезон и высокие затраты на производство коммунальных ресурсов - все это накладывает свой отпечаток на формирование бюджетов северных регионов [14, c. 63-66]. Анализ данных особенностей важен для понимания финансовых процессов и перспектив развития северных регионов.

В настоящей статье рассмотрены особенности бюджетного процесса и характеристики окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа - одного из типичных арктических регионов.

Составление и исполнение окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее также - автономный округ) осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Рос-

сийской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» [4] (далее - Закон № 2-ЗАО).

Непосредственное составление проекта окружного бюджета осуществляет департамент финансов автономного округа, взаимодействующий при этом с департаментом экономики автономного округа, субъектами бюджетного планирования (главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита окружного бюджета), подразделениями Федеральной налоговой службы, крупнейшими налогоплательщиками.

Составление проекта окружного бюджета осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым Правительством ЯНАО [9].

Первым этапом составления проекта окружного бюджета является разработка сценарных условий функционирования экономики автономного округа, которую осуществляет департамент экономики автономного округа. Информация из сценарных условий является базой для определения доходной части окружного бюджета. Кроме того, при определении прогнозных доходов департамент финансов автономного округа взаимодействует с Федеральной налоговой службой и крупнейшими налогоплательщиками, рассматривает планы приватизации государственного имущества и передачи государственного имущества в аренду.

Планирование расходов окружного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам автономного округа [11]. В состав бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств автономного округа включаются ассигнования на:

- оказание государственных услуг (выполнение работ), за исключением бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности (за исключением бюджетных ассигнований дорожного фонда автономного округа);

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренных законодательством автономного округа;

- предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предусмотренных действующим законодательством автономного округа, за исключением бюджетных ассигнований на софинанси-рование объектов капитального строительства муниципальной собственности;

- обслуживание государственного долга автономного округа по действующим долговым обязательствам.

Объем действующих расходных обязательств исчисляется в пределах объема расходов на данные цели, предусмотренных действующим законом об окружном бюджете на текущий финансовый год, проиндексированного на коэффициент, ежегодно устанавливаемый комиссией по бюджетным проектировкам. В состав действующих расходных обязательств не включаются капитальные расходы (на строительство, капитальный ремонт, приобретение основных средств), а также расходы, ограниченные одним финансовым годом (реализация разовых единовременных мероприятий) и расходы, финансируемые за счет резервных фондов.

Предельный объем бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств утверждается комиссией по бюджетным проектировкам и доводится до главных распорядителей бюджетных средств без разбивки по мероприятиям. Каждый главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно распределяет указанные предельные объемы исходя из приоритетности и достижения наибольшей эффективности.

Все иные расходы (расходы на исполнение новых нормативных правовых актов, дополнительная потребность на реализацию действующих расходных обязательств, капитальные расходы и т.д.) включаются в состав принимаемых расходных обязательств. Объем принимаемых расходных обязательств также утверждается комиссией по бюджетным проектировкам, после определения объема действующих расходных обязательств и с учетом финансовых возможностей окружного бюджета. Допускается финансирование только принимаемых расходных обязательств, которые получили положительную оценку департамента экономики автономного округа об эффективности использования бюджетных средств.

В отличие от действующих расходных обязательств, объем финансирования на исполнение принимаемых расходных обязательств доводится до главных распорядителей бюджетных средств в разрезе мероприятий, перераспределение объемов финансовых средств между мероприятиями не допускается.

После утверждения объема действующих и принимаемых расходных обязательств, определяется прогнозный размер дефицита окружного бюджета (в случае превышения прогнозных доходов над согласованным объемом расходов).

Окружной бюджет формируется на трехлетний период (очередной финансовый год и плановый период). Сформированный проект окружного бюджета рассматривается Правительством автономного округа в срок до 25 октября и вносится в Законодательное Собрание автономного округа в срок до 01 ноября.

Исполнение окружного бюджета осуществляется департаментом финансов автономного округа на основе сводной бюджетной росписи расходов окружного бюджета и кассового плана.

Законом № 2-ЗАО предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в случае принятия правовых актов Правительства автономного округа, предусматривающих перераспределение бюджетных ассигнований (помимо оснований, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации).

Особенностью исполнения окружного бюджета является также тот факт, что законодательством автономного округа предусмотрено открытие и ведение лицевых счетов для организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса [10]. В частности, лицевые счета открываются и ведутся департаментом финансов автономного округа для организаций, получающих средства окружного бюджета в виде взносов в уставный капитал, а также для некоммерческих организаций, создаваемых в форме фондов. В отношении средств, зачисленных на такие лицевые счета, применяются все требования, установленные для участников бюджетного процесса (санкционирование расходов на основании подтверждающих документов, текущий контроль, перечисление средств конечным получателям только при наличии фактически подтвержденной документами потребности и т.д.). Такой подход позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств за счет усиления контроля за их расходованием, предотвратить нецелевое использование, повысить прозрачность бюджетных расходов.

Ямало-Ненецкий автономный округ является регионом с высоким уровнем бюджетной обеспеченности [13, с. 18-29]. Основные параметры окружного бюджета за период с 2016 по 2020 годы представлены в таблице 1 (данные за 2016 и 2017 годы представлены исходя из окончательной редакции соответствующих законов о бюджете, на 2018-2020 годы - исходя из действующей редакции закона о бюджете).

Таблица 1 - Основные параметры окружного бюджета в 2016-2020 гг., тыс. руб.

Наименование 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Доходы, всего 123 019 288 150 990 570 146 076 838 149 302 932 152 454 784

в т.ч. собственные 120 088 047 148 103 378 144 797 019 147 970 541 151 092 266

в т.ч. безвозмездные поступления 2 931 241 2 887 192 1 279 819 1 332 391 1 362 518

Расходы, всего 135 068 079 149 426 057 146 076 838 149 302 932 152 454 784

в т.ч. в рамках государственных программ 129 832 852 143 903 151 138 859 417 142 420 738 145 572 590

в т.ч. непрограммные расходы 5 235 227 5 522 906 7 217 421 6 882 194 6 882 194

Дефицит (-), профицит (+) -12 048 791 1 564 513 0 0 0

Как видно из представленной таблицы, на протяжении 2016-2018 гг. происходит постоянное увеличение доходной части окружного бюджета, и снижение дефицита. Необходимо отметить, что первоначальная редакция окружного бюджета на 2017 год предусматривала значительно более низкий объем доходов и наличие дефицита в размере 12 038 328 тыс. руб., но в ходе исполнения окружного бюджета, в связи с превышением поступлений доходов над плановыми, бюджет удалось исполнить без дефицита. При этом, бюджет на 2018 год был впервые за последние годы утвержден без дефицита.

Чтобы понять причины значительного роста доходов окружного бюджета, необходимо проанализировать их структуру. В таблице 2 приведена структура доходов окружного бюджета в 2017-2020 гг.

Таблица 2 - Структура доходов окружного бюджета в 2017-2020 гг.

Наименование 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. тыс. руб.

Доходы, всего 150 990 570 100,00 146 076 838 100,00 149 302 932 152 454 784

Собственные доходы, в т.ч. 148 103 378 98,09 144 797 019 99,12 147 970 541 151 092 266

Налог на прибыль организаций 47 350 202 31,36 40 770 020 27,91 40 783 582 41 967 861

Налог на доходы физических лиц 33 148 084 21,95 32 311 013 22,12 33 162 313 33 987 527

Акцизы 1 990 058 1,32 1 899 643 1,30 2 078 680 2 163 319

Налог на имущество организаций 62 440 245 41,35 67 053 315 45,90 69 339 215 70 458 602

Транспортный налог 874 953 0,58 902 572 0,62 903 999 903 999

Налог на добычу полезных ископаемых 419 690 0,28 339 047 0,23 249 709 170 877

Государственная пошлина 240 951 0,16 276 102 0,19 285 254 294 837

Доходы от использования государственного имущества 199 955 0,13 138 454 0,09 120 812 99 416

Прочие собственные доходы 1 439 240 0,95 1 106 853 0,76 1 046 977 1 045 828

Безвозмездные перечисления, в т.ч. 2 887 192 1,91 1 279 819 0,88 1 332 391 1 362 518

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета 1 904 591 1,26 1 201 237 0,82 1 232 821 1 249 052

Прочие безвозмездные поступления 982 601 0,65 78 582 0,05 99 570 113 466

Таким образом, наибольший удельный вес приходится на собственные доходы, вес безвозмездных поступлений крайне незначителен (не более 2% от общей величины доходов). Необходимо отметить, что снижение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета происходит, в том числе, по причине изменения требований к софинансированию федеральных бюджетов за счет средств окружного бюджета. Если ранее минимальный уровень софинансирования федеральных субсидий составлял по большинству видов субсидий 5%, то на 2018 год для автономного округа, как региона с крайне высоким уровнем бюджетной обеспеченности, был установлен минимальный уровень софинансирования в размере от 70% до 90%, что привело к снижению размера федеральных субсидий до 10 раз [3].

В составе собственных доходов наибольший удельный вес приходится на налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Достаточно высокая доля налога на имущество организаций является характерным признаком доходной базы большинства северных регионов, в связи с высокой стоимостью строительства объектов (и, следовательно, высокой балансовой стоимостью имущества), а также значительным объемом дорогостоящих имущественных комплексов, используемых для добычи и первичной переработки полезных ископаемых (в Ямало-Ненецком автономном округе - прежде всего, углеводородного сырья).

Учитывая, что основную массу налога на прибыль на территории автономного округа формируют предприятия топливно-энергетического комплекса, можно сделать вывод, что увеличение доходной части окружного бюджета в последние годы вызвано объективными факторами - увеличение цены на углеводородное сырье, завершение крупных инвестиционных проектов, таких, как строительство завода по переработке сжиженного природного газа «Ямал-СПГ» и открытие международного морского порта Сабетта, и т.д.

Необходимо отметить, что малая доля налога на добычу полезных ископаемых вызвана тем, что в соответствии с положениями БК РФ данный налог в части добычи углеводородного сырья (нефть, природный газ, газовый конденсат) зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В целях анализа расходной части окружного бюджета, представляется целесообразным рассмотреть распределение расходов по разделам классификации расходов окружного бюджета (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение расходов по разделам и подразделам классификации расходов окружного бюджета в 2016-2020 гг., тыс. руб.

Наименование 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Расходы, всего 135 068 079 149 426 057 146 076 838 149 302 932 152 454 784

Общегосударственные вопросы 3 630 651 4 078 210 4 548 025 4 399 310 4 396 475

Национальная оборона 16 249 19 693 21 358 21 597 22 417

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 653 673 1 802 612 2 069 815 1 893 644 1 947 125

Национальная экономика 23 934 370 25 818 971 25 887 678 23 386 015 23 767 183

Жилищно-коммунальное хозяйство 25 512 649 32 617 649 23 956 202 18 164 271 17 691 077

Охрана окружающей среды 418 189 487 169 481 694 435 681 436 138

Образование 22 069 982 24 066 991 24 329 286 24 417 737 20 596 710

Культура, кинематография 1 091 345 1 672 644 1 296 195 1 731232 2 122 366

Здравоохранение 15 445 677 13 226 437 14 802 584 13 556 099 13 892 807

Социальная политика 15 599 101 20 500 587 20 247 208 20 235 625 20 246 750

Физическая культура и спорт 1 981 119 1 671 291 1 258 052 785 669 785 669

Средства массовой информации 1 469 359 1 562 692 1 522 765 1 480 619 1 480 619

Обслуживание государственного и муниципального долга 2 976 820 1 999 524 3 017 901 3 218 520 2 868 895

Межбюджетные трансферты общего характера 19 268 895 19 901 587 22 638 075 22 217 685 21 797 998

Условно утвержденные расходы 0 0 0 13 359 228 20 402 555

Таким образом, основная доля расходов приходится на такие статьи, как:

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- образование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- здравоохранение;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты общего характера.

Высокий объем расходов на национальную экономику (в данном разделе учитываются расходы на дорожное хозяйство, агропромышленный комплекс, транспорт) вызваны особенностями региона, в том числе неразвитостью традиционных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный), отсутствием круглогодичной сети автомобильных дорог к большинству населенных пунктов.

Объем расходов на дорожное хозяйство ежегодно составляет до 10 млрд руб., в связи с необходимостью строительства большой протяженности автомобильных дорог, высокими затратами на строительство и содержание в связи с необходимостью учета климатических условий (большие температурные перепады в течение года, необходимость учета особенностей строительства в условиях вечной мерзлоты, высокая стоимость доставки материалов) [12, с. 17-21]. Кроме того, значительный объем расходов приходится на поддержку воздушного и внутреннего водного транспорта, в связи с тем, что для многих населенных пунктов автономного округа данные виды транспорта являются единственным средством сообщения. В связи с высокой стоимостью перевозок на данных видах транспорта (по сравнению с автомобильным и железнодорожным), автономным округом субсидируется стоимость билетов для населения, осуществляется поддержка организаций транспорта при обновлении парка воздушных и водных судов.

Значительные объемы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлены проводимой государственной политикой при сдерживании тарифов для населения. Объем субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций составляет до 13 млрд руб. ежегодно, за счет чего удается поддерживать тарифы для населения на уровне средней полосы России, при том что экономически обоснованные тарифы превышают размер льготных тарифов в отдаленных населенных пунктах до 5 раз (из-за сложности транспортной схемы, необходимости завоза внутренним водным тарснпортом в сезон летней навигации запаса топлива на весь осенне-зимний период и его хранения). Кроме того, за счет субсидий из окружного бюджета осуществляется строительство объектов коммунального комплекса, в связи с тем, что многие населенные пункты до сих пор не обеспечены водоочистными, канализационными очистными сооружениями, а оборудование котельных и подстанций зачастую сильно изношено.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство начиная с 2018 года вызвано завершением программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года.

Высокая доля расходов на образование, здравоохранение и социальную политику свидетельствует о социальной направленности окружного бюджета. В ЯНАО предоставляется значительный перечень социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, в том числе связанных с улучшением жилищных условий.

Как уже было отмечено, окружной бюджет, начиная с 2017 года, исполняется без дефицита. Тем не менее, в автономном округе отработан эффективный механизм привлечения заемного финансирования для покрытия дефицита окружного бюджета, прежде всего, за счет коммерческих кредитов и выпуска облигационного займа.

Автономному округу присвоен высокий кредитный рейтинг ведущими рейтинговыми агентствами (Fitch Ratings - BBB- / Позитивный, S&P - BB+ / Позитивный, RAEX - гиААА / Стабильный) [16], что позволяет размещать облигационные биржевые займы под достаточно низкие проценты (от 9% до 10% годовых). Кроме того, в 2017 году ЯНАО одним из первых субъектов Российской Федерации разместил так называемый «народный» облигационный заем (заем, размещаемый через банковские организации, а не через фондовую биржу, что упрощает процедуру приобретения ценных бумаг населением) [15].

Таким образом, окружной бюджет характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности, высокой долей собственных доходов, инвестиционной и социальной направленностью, и формируется с учетом объективных внешних факторов (климатических условий, специализации основных предприятий региона).

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о специфической структуре как доходной, так и расходной части бюджетов северных регионов Российской Федерации (высокая доля налога на имущество в структуре доходов, значительный объем расходов, приходящихся на поддержку реальных секторов экономики и жилищно-коммунального хозяйства). При этом даже на фоне иных арктических регионов Ямало-Ненецкий автономный округ выделяется значительной долей собственных доходов и высокой бюджетной обеспеченностью, в связи со значительным объемом добычи углеводородного сырья и высокой наполняемостью бюджета поступлениями от предприятий топливно-энергетического комплекса.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

2. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18 (Ч. I). - Ст. 2136.

3. О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 999 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 41. - Ст. 5536.

4. О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО // Красный Север. - 2008. - № 44/1.

5. Об окружном бюджете на 2016 год: Закон ЯНАО от 25.11.2015 г. № 100-ЗАО // Красный Север. -2015. Спецвыпуски - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.

6. Об окружном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.: Закон ЯНАО от 25.11.2016 г. 90-ЗАО // Красный Север. - 2016. Спецвыпуски - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9, 94/10, 94/11, 94/12.

7. Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Закон ЯНАО от 16.11.2017 г. № 85-ЗАО // Красный Север. - 2017. Спецвыпуски - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6, 96/7, 96/8, 96/9.

8. О комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 27.06.2011 г. № 423-П // Красный Север. - 2011. - № 39.

9. Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2016 г. № 591-П // Красный Север. - 2016. Спецвыпуск - № 48/5.

10. О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»: Постановление Правительства ЯНАО от 26.12.2017 г. № 1436-П // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo.gov.ru

11. Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Департамента финансов ЯНАО от 21.04.2017 г. № 2901-07/75 // Красный Север. - 2017. - Спецвыпуски - № 29/2, 29/3.

12. Дементьева О.А. Целевые программы как инструмент экономического развития отдельных территорий (на примере Арктической зоны Российской Федерации) // Законодательство и экономика. - 2014. - № 12. - С. 17-21.

13. Дементьева О.А. Экономико-правовые аспекты развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Законодательство и экономика. - 2014. - № 4. - С. 18-29.

14. Куликовская Л.Ю. Основные направления политики Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации / Л.Ю. Куликовская // Административное право и процесс. - 2017. - № 10. - С. 63-66.

15. Облигации для населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_con tent&view=artide&id=2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, свободный (дата обращения: 25.03.2017).

16. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущие позиции по уровню кредитного рейтинга среди регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpanel3, свободный (дата обращения: 25.03.2017).

References

1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1998. - № 31. - St. 3823.

2. O suhoputnyh territoriyah Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 02.05.2014 g. № 296 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2014. - № 18 (Ch. I). - St. 2136.

3. O formirovanii, predostavlenii i raspredelenii subsidij iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossijskoj Federacii / Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.09.2014 g. № 999 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. - № 41. - St. 5536.

4. O byudzhetnom processe v Yamalo-Neneckom avtonomnom okruge: Zakon YANAO ot 03.03.2008 g. № 2-ZAO // Krasnyj Sever. - 2008. - № 44/1.

5. Ob okruzhnom byudzhete na 2016 god: Zakon YANAO ot 25.11.2015 g. № 100-ZAO // Krasnyj Sever. -2015. Specvypuski - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.

6. Ob okruzhnom byudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov: Zakon YANAO ot 25.11.2016 g. 90-ZAO // Krasnyj Sever. - 2016. Specvypuski - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9, 94/10, 94/11, 94/12.

7. Ob okruzhnom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov: Zakon YANAO ot 16.11.2017 g. № 85-ZAO // Krasnyj Sever. - 2017. Specvypuski - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6, 96/7, 96/8, 96/9.

8. O komissii po byudzhetnym proektirovkam na ocherednoj finansovyj god i planovyj period: Postanovlenie Pravitel'stva YANAO ot 27.06.2011 g. № 423-P // Krasnyj Sever. - 2011. - № 39.

9. Ob utverzhdenii Polozheniya o razrabotke proekta okruzhnogo byudzheta na ocherednoj finansovyj god i planovyj period: Postanovlenie Pravitel'stva YANAO ot 24.06.2016 g. № 591-P // Krasnyj Sever. - 2016. Specvypusk - № 48/5.

10. O meropriyatiyah po realizacii Zakona Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga «Ob okruzhnom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov»: Postanovlenie Pravitel'stva YANAO ot 26.12.2017 g. № 1436-P // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://www.pravo.gov.ru

11. Ob utverzhdenii Poryadka i metodiki planirovaniya byudzhetnyh assignovanij okruzhnogo byudzheta na ocherednoj finansovyj god i planovyj period: Prikaz Departamenta finansov YANAO ot 21.04.2017 g. № 290107/75 // Krasnyj Sever. - 2017. Specvypuski - № 29/2, 29/3.

12. Dement'eva O.A. Celevye programmy kak instrument ehkonomicheskogo razvitiya otdel'nyh territorij (na primere Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii) // Zakonodatel'stvo i ehkonomika. - 2014. - № 12. -S.17-21.

13. Dement'eva O.A. Ehkonomiko-pravovye aspekty razvitiya sub»ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanij (na primere Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga) // Zakonodatel'stvo i ehkonomika. - 2014. - № 4. - S. 18-29.

14. Kulikovskaya L.Yu. Osnovnye napravleniya politiki Rossijskoj Federacii v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii / L.Yu. Kulikovskaya // Administrativnoe pravo i process. - 2017. - № 10. - S. 63-66.

15. Obligacii dlya naseleniya [Ehlektronnyj resurs] / Oficial'nyj sajt departamenta finansov Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga - Rezhim dostupa: http://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_content&view=artic le&id=2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, svobodnyj (data obrashcheniya: 25.03.2017).

16. Yamalo-Neneckij avtonomnyj okrug zanimaet vedushchie pozicii po urovnyu kreditnogo rejtinga sredi regionov Rossijskoj Federacii [Ehlektronnyj resurs] / Investicionnyj portal Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga - Rezhim dostupa: http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpanel3, svobodnyj (data obrashcheniya: 25.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.