УДК ЗЗ2.1 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-39-46
РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ И КОММЕРЧЕСКИХ УЧАСТНИКОВ
В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
ЖУЛИКОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: ov.zhulikova@igsu.ru
КАРЦЕВ ФИЛИПП ЕВГЕНЬЕВИЧ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: f.karzev@gmail.com
Данная статья посвящена исследованию феномена социального управления регионом, а также изучению роли некоммерческих и коммерческих участников этого процесса. В работе рассмотрено понятие социального управления, основные подходы к его определению и изучению применительно к региону, а также его структура, основные элементы этой структуры и виды такого управления, основные направления и методы его реализации. Затрагивается проблема разграничения понятий субъекта и объекта социального управления, которая ставится исследователями в рамках общего анализа теории социального управления, и феномен социального самоуправления. Также рассмотрены основные функции и задачи субъектов социального управления. Для изучения деятельности некоммерческих и коммерческих участников процесса социального управления регионом в качестве примера был выбран Ямало-Ненецкий автономный округ - стабильный, активно развивающийся субъект Российской Федерации, который наряду с некоторыми другими российскими регионами составляет основу топливно-энергетического комплекса нашей страны. В структуре социального управления Ямало-Ненецким автономным округом были выделены участники этого процесса: некоммерческие (органы власти, образовательные учреждения, некоммерческие общественные организации и фонды) и коммерческие - крупные коммерческие организации, которые действуют в регионе. Была рассмотрена деятельность указанных акторов и дана оценка ее влияния на уровень социально-экономического регионального развития. Кроме этого, были выделены особенности структуры хозяйства, которая сложилась в регионе исходя из его специфики и главным образом основана на добыче углеводородного сырья, и рассмотрено их влияние на развитие Ямало-Ненецкого автономного округа. Применялись такие методы исследования, как анализ статистических данных, синтез и сравнение данных, системный подход и другие.
Ключевые слова: социальное управление, социальная политика, социальная система, региональное развитие, региональная политика, регионоведение
Вопросы развития социальной сферы жизни общества всегда занимали особое место в ряду ключевых направлений деятельности органов власти в нашей стране - это актуально и сегодня. В мае 2018 г. Президент России В. В. Путин в ходе выступления на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, перечисляя основные принципы развития страны, в первую очередь назвал необходимость осуществлять «строительство политики от человека». Он отметил, что говорить о развитии государства можно только в том случае, если его население способно «в полной мере реализовать все свои способности», для
О. V. ZHULIKOVA, Р. Е. KARTSEV
этого органы власти проводят модернизацию экономики, ведут работу по созданию новых рабочих мест, обеспечению роста доходов населения, обновлению и совершенствованию сфер здравоохранения, образования и др. Незадолго до этого, в июне 2017 г., Путин в послании участникам Второго Форума социальных инноваций регионов отметил, что основой успешного развития социальной сферы и повышения качества жизни людей, является синергия государства, некоммерческих организаций, бизнеса и активных граждан.
Существует ряд исследований и научных работ, посвященных феномену социального управ-
ления (Е. В. Баханова, В. С. Мухаметжанова, Е. С. Рейхерт и др. [1-3]), проблематике состояния и развития социальной сферы региона с определенной спецификой (О. А. Крыжановский, К. А. Холодилова, Г. Ф. Шафранов-Куцев и др. [46]), однако тематика взаимосвязи деятельности различных некоммерческих и коммерческих участников социального управления регионом и ее влияния на его социальную систему, уровень социально-экономического развития региона остается малоизученной.
Под социальным управлением в широком смысле принято понимать управление общественными процессами и явлениями социальной сферы жизни общества [7]; социальное управление также можно определить как управление социальными системами [3]. Социальное управление, как средство реализации социальной политики осуществляется путем воздействия на общество, отдельных индивидов и их ценностные ориентации, в результате чего достигается упорядочение функционирования всей социальной системы в целом, а также общественное развитие в соответствии с поставленными целями.
Исследователи при определении самого понятия «управление» в качестве одной из целей осуществления данного процесса рассматривают достижение социально значимых результатов; в данном случае в качестве методологической основы выступает социальная философия, и такое определение скорее уместно считать определением понятия «социальное управление» [3].
В качестве основных целей социального управления регионом принято выделять обеспечение стабильного, устойчивого развития и функционирования социальной системы региона, удовлетворение потребностей и интересов общества, создание положительного социального эффекта на территории региона, государства [1].
Важный компонент социального управления -социальное планирование, выработка и проведение конкретных мероприятий по решению социальных проблем, сглаживанию социальных противоречий. Это отражается в различных планах и стратегиях социально-экономического развития территории.
В структуре социального управления, как и любого другого вида общественных отношений, принято выделять такие элементы, как субъект и объект управления, а также управленческие связи: прямые, под которыми понимается воздействие управляющего субъекта на объект, и обратные - то есть реакция объекта управления на управленческую деятельность субъекта в отношении себя.
Проблема определения, разграничения понятий субъекта и объекта социального управления ставится исследователями в рамках общего анализа теории социального управления, эти элементы разделяют по степени участия в организационных и управленческих отношениях [1]. В качестве субъекта социального управления может выступать как отдельный индивид, человек, наделенный определенными властными полномочиями, так и управляющая подсистема - орган государственной (или муниципальной) власти или коммерческая организация. Как основной объект социального управленческого воздействия выступает общество [8]; оно может быть представлено как отдельными индивидами, так и целым звеном социальной системы, общностью индивидов различного масштаба (например, какой-либо организацией, регионом и даже государством) [9].
Эффективное выполнение субъектами социального управления своих функций (таких, как формирование системы общественного управления, определение принципов и создание механизмов ее функционирования, согласование и регулирование деятельности разных субъектов управленческих отношений в рамках данной системы для достижения определенных целей и задач) решает следующие важные для общества и государства задачи: направление общественных усилий на формирование социальных ресурсов, поддержание эффективности функционирования аппарата управления, формирование социальных ценностей и др. [8]. Отметим, что такие функции, цели и задачи социального управления обусловлены социальной направленностью процесса управления.
Социальное управление может осуществляться в следующих видах:
- государственное управление - затрагивает сферу функционирования государственного аппарата и организации этого процесса;
- местное управление - то есть управление органами власти муниципальных образований;
- общественное управление - управление, осуществляемое общественными, некоммерческими организациями;
- коммерческое управление - управленческое воздействие со стороны коммерческих организаций [3].
Каждый из данных видов характеризуется своими особенностями, специфичными целями, задачами, а также субъектами управленческих отношений и их функциями, методами осуществления своих полномочий, которые отличают данные виды управления между собой.
Социальные цели (например, повысить качество жизни населения, укрепить социальные институты и др.) достигаются путем реализации различных методов социального управления. В результате достигается упорядочение социальных отношений между общественными группами и отдельными индивидами. Можно выделить следующие направления применения методов социального управления:
- социальное нормирование;
- социальное регулирование;
- моральное стимулирование и др.
Отдельный интерес для рассмотрения вызывает явление социального самоуправления - процесса, при котором общество, отдельные звенья социальной системы в рамках процесса управления превращаются из объекта управленческих отношений в их субъект.
В рамках системного изучения структуры социального управления регионом выделяются его управляющая и управляемая подсистемы. Функции управляющей подсистемы сходны с функциями субъекта управленческих отношений, имеют нормативно-правовые регламентирующие документы. Что касается управляемой подсистемы, то исследователи отмечают, что она обладает определенным управленческим потенциалом, осуществляет активность, которая проявляется, в частности, в самоуправлении [1]. Поэтому, иногда объект социального управления может выступать как субъект этого процесса, управляемая подсистема управленческих отношений может выполнять функции и выступать в качестве управляющей подсистемы.
В качестве примера для рассмотрения деятельности некоммерческих и коммерческих участников социального управления регионом был выбран Ямало-Ненецкий автономный округ. Сегодня это стабильно развивающийся субъект РФ, который с некоторыми другими регионами нашей страны составляет основу топливной отрасли российской экономики. В структуре региональной экономики преобладает (более 70 %) промышленное производство, в его структуре наибольший удельный вес (82,7 %) имеет добыча полезных ископаемых [10].
В Ямало-Ненецком автономном округе сформировалась достаточно узкоспециализированная структура хозяйства, которая основывается на добыче углеводородного сырья, при этом практически не развито обрабатывающее производство, наукоёмкое производство, недостаточно развита сфера малого бизнеса и т. д. Преобладающая доля лиц трудоспособного возраста занята в сфере до-
бычи углеводородов, также значительная часть населения занята в бюджетной сфере (это характерно для городов региона, где не ведется добыча углеводородных ресурсов (Салехард, Лабытнанги) или где их запасы истощаются (Ноябрьск, Мурав-ленко)) [11]. Состояние социально-экономического положения во многих городах региона в периоды снижения цен на нефть и газ ухудшается, т. к. падают собственные доходы бюджетов этих городов, а также уровень промышленного производства и ряд других показателей.
В регионе газодобычу осуществляют 39 предприятий на 98 месторождениях, добычу газового конденсата - 22 предприятия на 38 месторождениях; по добыче этих полезных ископаемых лидируют дочерние общества ПАО «Газпром» и ПАО «Новатэк» [12]. Таким образом, на социальную систему Ямало-Ненецкого автономного округа значимое влияние, помимо некоммерческих участников процесса социального управления регионом, оказывает и т. н. коммерческий сектор, который в этом субъекте РФ является фундаментом региональной экономической системы, способствует реализации потребительского спроса, предоставляет населению рабочие места и т. д.
В России непосредственно на уровне субъекта федерации мероприятия по социальному управлению реализуют как органы региональной государственной власти, так и органы местного самоуправления. Как правило, в этом процессе также принимают участие действующие на территории региона некоммерческие, общественные организации различной направленности, учреждения, которые оказывают образовательные услуги, и др. Выделим органы власти Ямало-Ненецкого автономного округа и их структурные подразделения, которые оказывают наиболее значимое влияние на социальную сферу данного субъекта РФ.
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной (представительной) власти в регионе. В сферу его ведения отнесен широкий круг полномочий, в числе которых - утверждение регионального бюджета, стратегии и программ социально-экономического развития автономного округа, установление системы исполнительных органов власти региона и др. В структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого округа есть ряд профильных департаментов, деятельность которых напрямую регулирует такие сферы, как, например, занятость населения, здравоохранение, культура, молодежная политика и туризм, образование, наука и инновации, физическая культура и
О. V. ZHULIKOVA, Р. Е. KARTSEV
спорт, социальная защита населения Ямало-Ненецкого автономного округа и многие другие.
Департамент социальной защиты населения региона в качестве важнейшего направления реализации региональной социальной политики приводит социальную защиту и поддержку населения (адресную социальную помощь отдельным категориям населения для повышения качества и уровня жизни жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, снижения уровня бедности) [13]. Из регионального бюджета выделяются средства для оказания социальной поддержки региональных льготников (ветеранов труда, специалистов бюджетной сферы, многодетных семей и др.), а также федеральных льготных категорий граждан (ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, семей с детьми-инвалидами и пр.).
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа нет собственных высших учебных заведений, однако действуют филиалы и представительства некоторых государственных и негосударственных вузов. Так, в регионе расположен Ноябрьский институт нефти и газа - филиал Тюменского индустриального университета (ТИУ), единственное его структурное подразделение, имеющее в своей структуре два отделения среднего профессионального образования, две кафедры и центр по профессиональной подготовке; также институт занимается профессиональной переподготовкой.
Институт готовит бакалавров по следующим направлениям: нефтегазовое дело; электроэнергетика и электротехника; автоматизация технологических процессов и производств [14]. По программам специального профессионального образования осуществляется подготовка техников-технологов по специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», а также техников по ряду других специальностей. Институт ориентируется на то, чтобы будущая профессиональная трудовая деятельность выпускников вуза была связана со спецификой и особенностями региона. В рамках долгосрочных договоров вуз сотрудничает с рядом бизнес-структур, предприятий и организаций региона и страны. В апреле 2013 г. в ТИУ для повышения качества научно-образовательной деятельности университета был создан Общественный совет, в состав которого вошли представители предприятий-партнеров вуза - работодателей, которые заинтересованы в получении квалифицированных специалистов: АО «Транснефть-Сибирь», ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть» и др.
Существует Ассоциация выпускников Тюменского индустриального университета, которая была создана для укрепления взаимодействия между
выпускниками вуза разных лет. Ассоциация ставит перед собой задачи сохранять университетские традиции и формировать положительный имидж вуза в целом, обеспечивать своим членам правовую и социальную поддержку, поддерживать наиболее одаренных студентов, аспирантов и молодых ученых, а также содействовать профориентации молодежи и трудоустройству выпускников, укрепляя связи между вузом и компаниями реального сектора экономики региона [15].
В ТИУ создан Центр карьеры, который содействует трудоустройству своих обучающихся и выпускников, предоставляя предприятиям региона квалифицированных специалистов. Также есть Центр развития компетенций и потенциала к трудоустройству; он был создан в апреле 2017 г. для развития компетенций обучающихся и их подготовки к будущей трудовой деятельности, привлечения к участию в образовательном процессе потенциальных работодателей и содействия адаптации выпускников вуза на рынке труда. Центр организует мероприятия для развития компетенций студентов ТИУ и контролирует качество развития этих компетенций по внутренней системе оценки, проводит анализ качества подготовки выпускников и мониторинг ситуации на рынке труда, формирует базу данных бизнес-структур, которые сотрудничают с вузом, предоставляя его обучающимся места для прохождения практики, а выпускникам -рабочие места.
Непосредственно Ноябрьский филиал ТИУ -институт нефти и газа - ведет активную социальную значимую деятельность по комплексному решению проблем студенческой молодежи:
- осуществляет социально-экономическую поддержку студенческой молодежи (через систему стипендий и социальных льгот для студентов, оказание помощи студентам из малообеспеченных семей);
- поддерживает талантливую студенческую молодежь и развивает студенческую науку (через систему отдельных стипендий одаренным студентам, поддержку студенческих научных обществ);
- содействует трудоустройству студенческой молодежи, получению дополнительного образования (через взаимодействие с работодателями, выявление их требований к возможным сотрудникам);
- развивает студенческий спорт и др. [16].
Согласно реестру некоммерческих организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, по состоянию на 1 июля 2018 г. в регионе действуют 865 НКО, из них: спортивных, спортивно-туристических общественных организаций - 193;
общественных организаций ветеранов (пенсионеров) Великой Отечественной войны и труда, локальных войн и военных конфликтов, внутренних дел и Вооруженных Сил - 41; образовательных организаций - 49; благотворительных фондов - 28; детских и молодежных общественных организаций - 26; общественных организаций инвалидов - 17 и пр. [17]. Таким образом, почти половина всех некоммерческих организаций региона являются социально ориентированными.
Региональные благотворительные фонды (к примеру, «Благотворительный фонд поддержки детей Ямало-Ненецкого автономного округа «ЯМИНЕ»», «Благотворительный фонд «Преображение»», «Фонд поддержки одаренных детей «СОЗВЕЗДИЕ ЯМАЛА»» и др.) поддерживают лечебные учреждения, которые оказывают помощь тяжело больным детям, детям-инвалидам, детям групп социального риска, выделяя средства на оплату их медицинского обслуживания и реабилитации; фонды оказывают социальную и психологическую помощь и поддержку таким детям и членам их семей, проводят благотворительные акции и мероприятия.
Большая часть некоммерческих организаций спортивной направленности ориентированы на зимние (фигурное катание, хоккей на льду и пр.) и экстремальные (к примеру, сноубординг) виды спорта, а также боевые искусства (бокс, смешанные единоборства, айкидо, армейский рукопашный бой и др.). В списке образовательных некоммерческих организаций региона преобладают различные учебные центры, учреждения дополнительного профессионального образования. Детские и молодежные НКО Ямало-Ненецкого автономного округа, в основном, осуществляют деятельность по патриотическому, военно-историческому воспитанию подрастающего поколения.
При этом стоит отметить некоторые негативные особенности социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. В большинстве городов региона в последние годы отмечается миграционная убыль населения (за исключением городов: Салехард и Губкинский). Это связано с тем, что из-за истощения углеводородных ресурсов в старых районах добычи нефти и газа она передислоцируется в новые, которые осваиваются вахтовым способом, для чего привлекается рабочая сила из других российских регионов. Также, поскольку на территории Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют собственные высшие учебные заведения, значительная часть молодого населения по окончании школы покидает регион для получения высшего образования в
других субъектах страны, а затем не возвращается обратно.
На примере Ямало-Ненецкого автономного округа мы можем говорить о том, что под социальным управлением регионом понимается воздействие на общество, население региона в целом и его отдельные слои для обеспечения комплексного, устойчивого социально-экономического регионального развития и достижения высокого уровня и качества жизни населения этого субъекта РФ. В процессе социального управления данным регионом принимают участие органы государственной и муниципальной власти, образовательные учреждения, множество социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также в процессе социального управления Ямало-Ненецким автономным округом участвуют коммерческие компании, расположенные на территории региона. Речь идет о крупнейших нефте- и газодобывающих компаниях нашей страны и их дочерних обществах, которые в силу своей специфики регион располагает на своей территории.
Зачастую проблема необходимости развития социальной сферы связана с проблемой поиска источников инвестиций и средств финансирования, которые необходимо привлечь для осуществления соответствующих мероприятий, и в этом отношении Ямало-Ненецкий автономный округ обладает значительным ресурсом. Организации коммерческого сектора региона, в основном представленного крупными добывающими компаниями, активно занимаются социальным инвестированием. В общем смысле, под социальными инвестициями принято понимать вложения в объекты социальной сферы с целью достижения положительного социального эффекта (к примеру, повышения уровня и качества жизни населения за счет удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей [18]).
Исследователи отмечают, что обеспечение устойчивого, стабильного социально-экономического регионального развития - это результат деятельности, которую осуществляют различные представители общества; в их числе - органы власти, организации коммерческого сектора, а также местные сообщества, и особенно важно в процессе управления соблюдать баланс интересов между этими акторами в вопросах, касающихся благосостояния региона [19].
Коммерческие участники социального управления Ямало-Ненецким автономным округом располагают обширным финансовым потенциалом, направляют значительные объемы финансовых средств на развитие социальной сферы региона. Их
О. V. ZHULIKOVA, Р. Е. KARTSEV
взаимодействие с органами власти, а также образовательными, медицинскими, спортивными и др. учреждениями в регионе в целом повышает эффективность социального управления Ямало-Ненецким автономным округом. Вклад крупных нефте-, газодобывающих предприятий, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в развитие социальной сферы региона и их участие в ряде социальных проектов (в области спорта и физической культуры, здравоохранения, образования, поддержки коренных малочисленных северных народов и отдельных категорий граждан и др.) вызывает значительный полезный эффект в этой сфере.
Таким образом, в регионе на протяжении последних лет наблюдается стабильная социально-экономическая ситуация, а динамика ряда значимых показателей и индикаторов, характеризующих регион в этом области, положительна.
По нашему мнению, в идеальном случае, функции и роли акторов в системе социального управления регионом распределяются следующим образом. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации отвечают за правовое регулирование, формальное регламентирование, а также финансирование социальной сферы региона. В свою очередь, органы власти муниципальных образований данного субъекта федерации осуществляют реализацию мероприятий в социальной сфере, которые предписаны региональной властью; кроме этого, муниципальная власть вправе самостоятельно инициировать те или иные действия по развитию социальной сферы. Некоммерческие общественные организации не включены в систему органов власти в государстве и выступают с позиции наблюдателя, способны обозначать некоторые социально значимые проблемы территории и ее населения, привлекать других участников социального управления регионом к решению этих проблем.
Как уже было отмечено, зачастую в процессе социального управления регионом принимают участие крупные коммерческие организации, компании, которые действуют в этом регионе. Как показывает опыт Ямало-Ненецкого автономного округа, они участвуют в реализации ряда региональных социальных программ и мероприятий, финансируют развитие социальной сферы региона, как правило, преследуя при этом собственные цели в дальнейшем пополнять штаб своих сотрудников квалифицированными специалистами и профессионалами, которые получали образование, развивались в том числе благодаря участию этих компаний. Таким образом, коммерческие компании ока-
зывают значительное положительное влияние на социальную сферу жизни региона.
На примере Ямало-Ненецкого автономного округа можно говорить о возможности эффективного взаимодействия между представителями коммерческого сектора и органами власти в рамках взаимовыгодного партнерства для получения положительного социального эффекта и обеспечения комплексного развития территории. Активное взаимодействие некоммерческих и общественных организаций, коммерческих компаний, образовательных учреждений с органами региональной власти видится нам наиболее оптимальных решением для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона и страны в целом.
Литература
1. Баханова Е. В. Социальное управление регионом: проблемы теоретико-методологической интерпретации субъекта управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. № 1. С. 68-74.
2. Мухаметжанова В. С. Социальное управление в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе: перспективы развития систем управления // Вестник РУДН. 2010. № 3. С. 82-87.
3. Рейхерт Е. С. Социальное управление как особая разновидность управления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 13. С. 338-342.
4. Крыжановский О. А., Ромашкина Г. Ф., Ромашкин Г. С. Оценка составляющих социального самочувствия населения арктического региона // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 4-1 (24). С. 58-63.
5. Холодилова К. А. Качество жизни населения в условиях вахтового труда на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник ННГУ. 2008. № 5. С. 96-102.
6. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Специфика жизни и педагогической деятельности на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Арктика и Север. 2017. № 26. С. 136-150.
7. Осипов Г. В. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма-Инфра-М, 1999. URL: https://sociologicheskaya.academic.ru/
8. Кузнецова Е. М. Социальный контроль: сущность и методы реализации. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012.
9. Щекин Г. В. Социальная теория и кадровая политика: монография. Киев: МАУП, 2000.
10. Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https://de.yanao.ru/
11. Колесников Р. А., Сухова Е. А. Современное социально-экономическое состояние городов Ямало-Ненецкого автономного округа и пути их инновационного развития // Арктика и Север. 2017. № 26. С. 117-125.
12. На Ямале определен лидер по добыче нефти и газа // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news-/2508921.html
13. Департамент социальной защиты населения. URL: https://dszn.yanao.ru/
14. Тюменский индустриальный университет // Специальности, направления и профили подготовки. URL: https://www.tyuiu.ru/branches/folder-2007-09-28-8641406791-8641406791/dop-stranitsa/specialty/
15. Ассоциация выпускников ТИИ-ТИУ. URL: http://alumni.tyuiu.ru/
16. Тюменский индустриальный университет // Социальная деятельность. URL: https://www.tyu-iu.ru/branches/folder-2007-09-28-8641406791-8641406791/-sotsialnaya-deyatelnost/
17. Общественная палата Ямало-Ненецкого автономного округа // Общественные организации. URL: http://op-yanao.ru/index.php/nko.html
18. Иванова Н. В. Социальное инвестирование: обзор зарубежных практик // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 31-36.
19. Комлева В. В., Орлова В. Н. Управление системой социального партнерства в регионе // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2(32). С. 58-63.
References
1. Bakhanova E. V. Sotsial'noye upravleniye regionom: problemy teoretiko-metodologicheskoj interpretatsii sub"yekta upravleniya [Social management of the region: problems of theoretic-methodological interpretation of the subject of management] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2009. № 1. S. 68-74.
2. Mukhametzhanova V. S. Sotsial'noye upravleniye v traditsionnom, industrial'nom i postindustrial'nom obshchestve: perspektivy razvitiya sistem upravleniya [Social management in traditional, industrial and post-industrial society: prospects of development of control systems] // Vestnik RUDN. 2010. № 3. S. 82-87.
3. Rejkhert E. S. Sotsial'noye upravleniye kak osobaya raznovidnost' upravleniya [Social management as special kind of management] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 13. S. 338-342.
4. Kjyzhanovskij O. А., Romashkina G. F., Romashkin G. S. Otsenka sostavlyayushchikh sotsial'nogo samochuvstviya naseleniya arkticheskogo regiona [Assessment of components of social well-being of the population of the Arctic region] // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). 2015. № 4-1 (24). S. 58-63.
5. Kholodilova K. А. Kachestvo zhizni naseleniya v usloviyakh vakhtovogo truda na Krajnem Severe (na primere Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga) [Quality of life of the population in the conditions of rotational work on Far North (on the example of the Yamalo-Nenets Autonomous Area)] // Vestnik NNGU. 2008. № 5. S. 96-102.
6. Shafranov-Kutsev G. F., Efimova G. Z. Spetsifika zhizni i pedagogicheskoj deyatel'nosti na Krajnem Severe (na primere Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga) [Specifics of life and pedagogical activity on Far North (on the example of the Yamalo-Nenets Autonomous Area)] // Arktika i Sever. 2017. № 26. S. 136-150.
7. Osipov G. V. Rossijskaya sotsiologicheskaya entsik-lopediya [Russian sociological encyclopedia] / pod red. G. V. Osipova. M.: Norma-Infra-M, 1999. URL: https://so-ciologicheskaya.academic.ru/
8. Kuznetsova E. M. Sotsial'nyj kontrol': sushchnost' i metody realizatsii [Social control: essence and implementation methods]. Saarbryukken: Lambert Academic Publishing, 2012.
9. Shchekin G. V. Sotsial'naya teoriya i kadrovaya politika: monografiya [Social theory and personnel policy: monograph]. Kiev: MAUP, 2000.
10. Departament ekonomiki Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Department of economy of the Yamalo-Nenets Autonomous Area]. URL: https://de.yanao.ru/
11. Kolesnikov R. A., Sukhova E. A. Sovremennoye sotsial'no-ekonomicheskoye sostoyaniye gorodov Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga i puti ikh innovatsionnogo razvitiya [Current social and economic state of the cities of the Yamalo-Nenets Autonomous Area and way of their innovative development] // Arktika i Sever. 2017. № 26. S. 117-125.
12. Na Yamale opredelen lider po dobyche nefti i gaza [On Yamal the leader in oil and gas production is defined] // IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news-/2508921.html
13. Departament sotsial'noj zashchity naseleniya [Department of social protection of the population]. URL: https://dszn.yanao.ru/
14. Tyumenskij industrial'nyj universitet [Tyumen industrial university] // Spetsial'nosti, napravleniya i profili podgotovki. URL: https://www.tyuiu.ru/branches/folder-2007-09-28-8641406791 -8641406791/dop-stranitsa/specialty/
15. Assotsiatsiya vypusknikov TII-TIU [Association of graduates of TII-TIU]. URL: http://alumni.tyuiu.ru/
16. Tyumenskij industrial'nyj universitet [Tyumen industrial university] // Sotsial'naya deyatel'nost'. URL: https://www.tyu-iu.ru/branches/folder-2007-09-28-8641406791-8641406791/-sotsialnaya-deyatelnost/
17. Obshchestvennaya palata Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga [Public chamber of the Yamalo-Nenets Autonomous Area] // Obshchestvennye organizatsii. URL: http://op-yanao.ru/index.php/nko.html
18. Ivanova N. V. Sotsial'noye investirovaniye: obzor zarubezhnykh praktik [Social investment: review of foreign practician] // Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 3. S. 31-36.
19. Komleva V. V., Orlova V. N. Upravleniye sistemoj sotsial'nogo partnerstva v regione [Management of the system of social partnership in the region] // Srednerusskij vestnik obshchestvennykh nauk. 2014. № 2(32). S. 58-63.
O. V. ZHULIKOVA, P. E. KARTSEV
* * *
ROLE OF NONCOMMERCIAL AND COMMERCIAL PARTICIPANTS IN SOCIAL MANAGEMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS AREA)
ZHULIKOVA OLGA VALENTINOVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: ov.zhulikova@igsu.ru
KARTSEV PHILIP EVGENYEVICH The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: f.karzev@gmail.com
Authors devoted this article to a research of a phenomenon of social management of the region and also studying of a role of noncommercial and commercial participants of this process. In work authors considered the concept of social management, the main approaches to its definition and studying in relation to the region and also its structure, basic elements of this structure and types of such management, the main directions and methods of its realization, touched the issue of differentiation of concepts of the subject and object of social management put by researchers within the general analysis of the theory of social management, and a phenomenon of social self-government and also considered the main functions and problems of subjects of social management. Authors chose the Yamalo-Nenets Autonomous Area for studying of activity of noncommercial and commercial participants of process of social management of the region - the stable, actively developing territorial subject of the Russian Federation which along with some other Russian regions makes a basis of fuel and energy complex of our country. In structure of social management of the Yamalo-Nenets Autonomous Area there are following participants of this process: noncommercial (authorities, educational institutions, non-profit public organizations and funds) and commercial - the large commercial organizations which work in the region. Authors also considered activity of the specified actors and gave an assessment of its influence on the level of social and economic regional development. Besides, they marked out features of structure of economy which developed in the region proceeding from its specifics and mainly bases on extraction of hydrocarbon raw materials and considered their influence on development of the Yamalo-Nenets Autonomous Area. Authors applied such methods of a research as the analysis of statistical data, synthesis and comparison of data, system approach and others.
Key words: social management, social policy, social system, regional development, regional policy, regional studies
Об авторах:
Жуликова Ольга Валентиновна, кандидат социологических наук, доцент, заместитель декана факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Карцев Филипп Евгеньевич, студент направления обучения «Регионоведение России» факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
About the authors:
Zhulikova Olga Valentinovna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Vice Dean of the Faculty of International Studies and Regional Governance, Institute of Public Administration and Civil Service, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Kartsev Filipp Yevgenyevich, Student of the Educational Program «Regional Studies of Russia» of the Faculty of International Studies and Regional Governance, Institute of Public Administration and Civil Service, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow