Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙ-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алхасов Запир Мухтарович, Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич, Джабраилова Лаура Хамзатовна

В статье представлены результаты исследований приоритетных направлений развития российской экономики онлайн-образования. Выделены наиболее перспективные для российских инвесторов направления онлайн-образования, приведены результаты исследования государственного регулирования данной сферы. Определено, что на сегодняшний день в России отсутствует адекватное государственное регулирование рынка онлайн-образования, что приводит к существенным сложностям: рынок на государственном уровне не имеет поддержки, онлайн-образование развивается бессистемно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алхасов Запир Мухтарович, Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич, Джабраилова Лаура Хамзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND STATE REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY OF ONLINE EDUCATION

The article presents the results of studies of priority areas for the development of the Russian economy of online education. The most promising areas of online education for Russian investors are identified, and the results of a study of state regulation of this area are presented. It is determined that today in Russia there is no adequate state regulation of the online education market, which leads to significant difficulties: the market at the state level does not have support; online education is developing haphazardly.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_4_324 УДК 338.4:37

Алхасов Запир Мухтарович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: zapir@mail.ru

Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич,

преподаватель факультета информационных технологий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: akhmadov. forensics@mail.ru

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: laura-grozny@mail.ru

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты исследований приоритетных направлений развития российской экономики онлайн-образования. Выделены наиболее перспективные для российских инвесторов направления онлайн-образования, приведены результаты исследования государственного регулирования данной сферы. Определено, что на сегодняшний день в России отсутствует адекватное государственное регулирование рынка онлайн-образования, что приводит к существенным сложностям: рынок на государственном уровне не имеет поддержки, онлайн-образование развивается бессистемно.

Ключевые слова: экономика онлайн-образования; рынок онлайн-образования; регулирование экономики онлайн-образования; технологические образовательные продукты; нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения; инвестиции экономики онлай-образования.

UDC 338.4:37

Alkhasov Zapir Mukhtarovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: zapir@mail.ru

Akhmadov Ahmedkhadzhi Umarkhadzhievich,

Lecturer, Faculty of Information Technology, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: akhmadov.forensics@mail.ru

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND STATE REGULATION OF THE RUSSIAN ECONOMY OF ONLINE EDUCATION

The article presents the results of studies of priority areas for the development of the Russian economy of online education. The most promising areas of online education for Russian investors are identified, and the results of a study of state regulation of this area are presented. It is determined that today in Russia there is no adequate state regulation of the online education market, which leads to significant difficulties: the market at the state level does not have support; online education is developing haphazardly.

Keywords: economics of online education; online education market; regulation of the online education economy; technological educational products; legal and regulatory support for the development of online learning; investments of the economy of online education.

На рынке онлайн-образования вес наращивают крупные digital-компании широкого профиля и такие корпорации, как Mail.ru Group, Яндекс, СберБанк, строящие экосистему вокруг EdTech. Эти компании сочетают сторонние инвестиции с самостоятельным запуском образовательных проектов. Собственные образовательные продукты есть у Сбербанка («Школа 21»), у МТС (Smart University), у Яндекса («Яндекс.Практикум», «Яндекс.Образование»), у Мегафон («Мега-Фон.Образование») и т. д.

«Экономика онлайн-образования в России - это сложная отрасль. Одним из самых ярких и быстро развивающихся направлений в этой отрасли является EdTech (от англ. Educational technology), то есть ниша технологических проектов для аудиторий. К EdTech относятся проекты, в основе которых лежит техническая разработка - продукт, на котором существует и транслируется контент, в том числе и образовательный. EdTech России в 2018 г. вошел в топ-5 привлекательных ниш для предпринимателей и инвесторов. Большинство стартапов EdTech продают свои продукты на российском рынке (69 %)» [5].

В развитии экономики онлайн-образова-ния в России эксперты выделяют три возможных направления:

1. Кластеризация российского EdTech с формированием силового центра рынка из нескольких крупных компаний.

2. Консолидация российского EdTech с формированием корпуса лидеров рынка из корпораций и мощных интернет-игроков (Mail.ru Group, Яндекс, СберБанк, МТС).

3. Сохранение текущего положения рынка онлайн-образования, то есть его высокой фрагментированности, острой конкуренции и постепенного снижения прибыльности в высококонкурентных сегментах рынка EdTech.

На рынке образовательных проектов EdTech пока не произошло радикальных из-

менений в отличие от e-commerce, где набирают силу такие игроки, как «Беру.ру» (совместный проект Яндекса и Сбербанка). Наиболее предпочтительным сценарием развития индустрии отечественного онлайн-образования видится укрепление позиции лидеров-гигантов по масштабу с Avito и HH. Это позволит компаниям онлайн-образова-ния расшириться за счет смежных сегментов.

По мнению экспертов, в первом и третьем сценариях в ближайшие годы компании будут нацелены скорее на создание собственных самодостаточных EdTech-экосистем, чем на инвестиции в сторонние проекты. Однако надежды, что они станут крупными игроками, могут не оправдаться.

В венчурном рынке российского EdTech преобладают частные инвесторы и фонды. В российском EdTech возможен ощутимый спад инвестиционной активности. По прогнозам аналитиков, проекты из сферы онлайн-образования дают скромные прогнозы. По подсчетам экспертов, к 2023 г. объем рынка онлайн-образования может достигнуть 282 млрд долл.

По данным исследований «Стартап Барометр», онлайн-образование в России войдет в топ-5 приоритетных направлений для инвесторов и стартаперов. Выделим наиболее перспективные для российских инвесторов направления онлайн-образования (по данным Агентства EdTech) (рис. 1).

В целом инвестиционная привлекательность EdTech заметно повысится и займет пятую часть российских стартапов в сфере образования. По мнению участников российского рынка, EdTech, наибольшим спросом в ближайшей перспективе будут пользоваться образовательные онлайн-программы и курсы для различных целевых аудиторий, а также решения для создания собственного образовательного контента.

В сегменте школьного образования наблюдается сформированный спрос на сер-

Рисунок 1- Спрос на технологические образовательные продукты в ближайшем будущем (информация представлена партнером исследования Агентством инноваций Москвы EdTech: перспективные направления развития. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html)

висы для управления административными процессами (прием документов от поступающих, планирование деятельности учебного заведения и пр.), для коммуникации (между сотрудниками, с учениками и / или родителями) и инструменты для создания проверочных материалов и собственных учебных курсов.

Таким образом, основными направлениями являются: создание системы оценки качества онлайн-курсов, разработка требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработка предложений по нормативно-правовому обеспечению развития онлайн-обучения.

Рассмотрим государственное регулирование экономики онлайн-образования. Процессы создания и использования электронных образовательных ресурсов регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1], приказом Ми-нобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [2].

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Большинством образовательных программ предусматривается использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной деятельности. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной [1].

Образовательные организации вправе реализовать образовательные программы, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения достижение и оценку результатов обучения. Организация образовательной деятельности в электронной среде предполагает открытый доступ к сети Интернет [2].

C принятия в 2005 г. Минобрнауки России «Порядка использования дистанционных образовательных технологий» в области

нормативно-правового обеспечения применения дистанционных технологий обучения не было выпущено ни одного нормативного акта, регулирующего деятельность в сфере дистанционного образования. За это время технологии рынка дистанционного образования ушли далеко вперед и законодательство в этой области уже фактически не актуально.

В текущей редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» онлайн-об-учение отсутствует как отдельная форма обучения. Законом рассматривается только технология дистанционного обучения. в связи с этим сегодня отсутствует адекватное государственное регулирование, что объясняется рядом сложностей. Например, отсутствуют стандарты качества и методики онлайн-обра-зования, не прояснены моменты с авторскими правами и записью виртуальных материалов.

В настоящее время онлайн-образование на государственном уровне не имеет поддержки. В связи с этим российский рынок онлайн-образования развивается бессистемно, без четкого понимания целей и задач развития отрасли.

Онлайн-образование должно предоставить одинаковые условия всем желающим в разных точках мира. Для его централизации на государственном уровне нужны инвестиции, прежде всего для разработки дидактического обеспечения.

В рамках развития высшего, среднего и дополнительного профессионального образования также разработан Федеральный проект «Молодые профессионалы». Одним из показателей данной государственной программы является обеспечение развития он-лайн-образования в системе ВО и СПО. Среди целей проекта является рост количества образовательных организаций ВПО и СПО, гарантирующих результат прохождения он-лайн-курсов и доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна».

В список мероприятий в рамках образовательного проекта включено и создание системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения. Программа предусматривает рост уровня трудоустройства выпускников СПО по востребованным и перспективным направлениям рынка труда. Также к 2024 г. ожидается внедрение программ обучения по наиболее востребованным профессиям и специально-

стям. По итогам 2024 г. общий бюджет проекта «Молодые профессионалы» превысит 156,2 млрд руб. [4]

Можно ожидать, что к 2024 г. Россия войдет в число 10 ведущих стран мира по присутствию образовательных организаций, реализующих проекты онлайн-образования с дополнительным запуском бизнеса в области методического сопровождения процесса онлайн-обучения и внедрения инфраструктурных компонент обучения. На проект выделено 79,8 млрд руб. [3].

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили с глубокой убежденностью утверждать, что на сегодняшний день в России отсутствует адекватное государственное регулирование рынка онлайн-образования, что приводит к существенным сложностям. Во-первых, рынок онлайн-обра-зование на государственном уровне не имеет поддержки. Во-вторых, онлайн-образова-ние развивается бессистемно, без четкого понимания целей и задач.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с изменениями от 30.12.2021) [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9 d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 01.08.2022).

2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_278297/ (дата обращения: 01.08.2022).

3. Об утверждении формы соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии из федерального бюджета федеральной государственной образовательной организации высшего образования в рамках основного мероприятия «Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в сфере профессионального образования» : приказ Минобрнауки России от 04.08.2017 № 754 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2017 № 47994). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_238164/ (дата обращения: 01.08.2022).

4. Федеральный проект «Молодые профессионалы» [сайт]. URL: https://firpo.ru/federalnyj-proekt-molodye-professionaly/ (дата обращения: 01.08.2022).

5. Джабраилова Л. Х., Ахмадов А. У., Абдуллаева М. И. Проблемы развития экономики онлайн-образо-вания в России и за рубежом // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 92-96.

References

1. About education in the Russian Federation : feder. Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 30, 2021) [adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35 861ad4c9d9696ee0c3ee7a / (accessed: 01.08.2022).

2. On approval of the Procedure for the Use of e-learning, distance learning technologies by Organizations Engaged in Educational Activities in the Implementation of Educational Programs: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 816 dated 23.08.2017 (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 48226 on 18.09.2017). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297 (accessed: 01.08.2022).

3. On approval of the form of the grant agreement in

the form of a subsidy from the federal budget of the federal state educational organization of higher education within the framework of the main event"Implementation of certain activities of the priority project"Modern digital educational environment in the Russian Federation" in the field of vocational education": Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 04.08.2017 No. 754 (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 28.08.2017 No. 47994). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_238164 (accessed: 01.08.2022).

4. Federal project "Young Professionals"[website]. URL: https://firpo.ru/federalnyj-proekt-molodye-professionaly (accessed: 01.08.2022).

5. Dzhabrailova L. H., Akhmadov A. U., Abdullayeva M. I. Problems of the development of the economy of online education in Russia and abroad. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.