Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СПО'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДУЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА / ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Самира Алиловна, Эмиева Жанета Абдуллаевна, Кутаев Али Хусейнович

В статье представлены результаты исследования по организации онлайн-образования на примере образовательной практики СПО. Представлены некоторые важные направления онлайн-обучения в образовательном учреждении, которые построены по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса с использованием элементов онлайн-образования и обеспечения организационно-методического сопровождения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Самира Алиловна, Эмиева Жанета Абдуллаевна, Кутаев Али Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ONLINE EDUCATION ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL PRACTICE OF VET

The article presents the results of a study on the organization of online education on the example of the educational practice of SVE. Some important areas of online learning in an educational institution are presented, which are built on the principle of passing successive modules of an educational course using elements of online education and providing organizational and methodological support for students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СПО»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_5_421 УДК 377

ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СПО

Гаджиева Самира Алиловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: gadsam@rambler. ru

Эмиева Жанета Абдуллаевна,

ассистент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Diana.emieva@mail.ru

Кутаев Али Хусейнович,

Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Kutaev55555@mail.ru

В статье представлены результаты исследования по организации онлайн-образования на примере образовательной практики СПО. Представлены некоторые важные направления онлайн-обучения в образовательном учреждении, которые построены по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса с использованием элементов онлайн-образования и обеспечения организационно-методического сопровождения обучающихся.

Ключевые слова: онлайн-образование; образовательный процесс; модули образовательного курса; внедрение цифрового образования; организационно-методическое сопровождение обучающихся.

UDC 377

ORGANIZATION OF ONLINE EDUCATION ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL PRACTICE OF VET

Gadzhieva Samira Alilovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: gadsam@rambler.ru

Emieva Zhaneta Abdullaevna,

assistant, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Diana. emieva@mail.ru

Kutaev Ali Khuseinovich,

Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: Kutaev55555@mail.ru

The article presents the results of a study on the organization of online education on the example of the educational practice of SVE. Some important areas of online learning in an educational institution are presented, which are built on the principle of passing successive modules of an educational course using elements of online education and providing organizational and methodological support for students.

Keywords: online education; educational process; educational course modules; introduction of digital education; organizational and methodological support of students.

В настоящее время важнейшим условием, обеспечивающим трансформацию системы образования, стало распространение технологий. В России сфера образования существенно изменилась, появились новые интерактивные формы обучения, ставшие качественно новым уровнем организации образовательного процесса. Одним из таких форм электронного обучения стало онлайн-образование. Появление он-лайн-образования в образовательном пространстве является феноменом активно развивающегося во всем мире общения и коммуникации.

Исследование проблем развития онлайн-образования в России и в других странах мира становится актуальным, поскольку именно онлайн-образование позволяет студентам обучаться на значительном расстоянии от учебного заведения. В условиях доступности информационных технологий освоение и восприятие информации становится возможным с использованием онлайн-технологий образования и компьютерных сетей. Онлайн-обучение становится основным ориентиром в развитии экономики.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования повысило интенсивность перехода от практики преподавания к электронным интерактивным системам обучения, а также позволило решить многие технические проблемы в образовании. Система образования реагирует на трансформацию появлением нового содержания, целей обучения, новых форматов и методов преподавания. Поэтому в эпоху совершенствования технологий передачи информации возможно внедрение обучения в форме онлайн-образования [4].

Концепция онлайн-образования основана на дистанционном обучении и методических комплексах (видеолекции, тесты, презентации и т.д.), совместном обучении и внутренней мотивации студентов. Онлайн-образо-вание осуществляется посредством обмена знаниями в Интернете, что расширяет сферу непрерывного образования и обеспечивает непрерывность обучения [4].

Онлайн-образование обеспечивает активный обмен информацией между участниками образовательного процесса с помощью современных информационно-коммуникационных технологий [4].

«На сегодня существует ряд проблем, которые не позволяют образовательным учреждением на уровне среднего звена в полной мере использовать возможности электронного обучения. Закон «Об образовании в РФ» не предусматривает четких технических требований к осуществлению электронного обучения, что снижает эффективность обучения. В плане технологического обеспечения онлайн-обучения нет единых закрепленных стандартов для применения всеми учебными организациями СПО» [5].

Использование онлайн-образования в СПО предполагает изучение определенной учебной дисциплины в электронном формате, прохождение промежуточной аттестации по дисциплине в виде контрольных мероприятий или тестирования и признание результатов освоения курса.

Обучение в СПО осуществляется в традиционном формате с использованием элементов онлайн-образования, то есть предполагает смешанное обучение.

Изучение определенной учебной дисциплины в СПО с использованием электронных образовательных платформ осуществляется под непосредственным контролем преподавателя.

Общая трудоемкость онлайн-обучения должна составлять не более 80 % всей трудоемкости по соответствующей дисциплине, установленной учебным планом. Содержание онлайн-обучения направлено на формирование компетенций и должна отвечать требованиям ФГОС.

Онлайн-обучение предполагает освоение учебной дисциплины посредством электронных учебно-методических материалов (видеолекций, онлайн-обсуждений, презентаций, литературы, тестов и др.). Перечень учебных дисциплин для онлайн-изучения утверждается учебно-методическим советом до начала учебного года. Организационно-методическое сопровождение онлайн-обучения учебной дисциплине осуществляется ответственным преподавателем, за которым сохраняется учебная нагрузка в части всех осваиваемых видов работ (практических и семинарских занятий, промежуточной и итоговой аттестации и пр.). В учебном расписании указываются занятия с использованием электронного обучения.

В СПО учебным планом предусмотрено самостоятельное изучение части материала

в период, установленный календарным графиком ОПОП [2].

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине с использованием элементов он-лайн-образования предусматривает учет результатов освоения элементов онлайн-об-разования при аттестации обучающихся по учебной дисциплине в целом.

Промежуточная аттестация по учебной дисциплине с использованием элементов онлайн-образования осуществляется преподавателем в порядке, установленном в СПО.

Перечень реализуемых дисциплин и видов деятельности в СПО, осваиваемых посредством использования элементов электронного образования, утверждается не позднее 1 сентября текущего учебного года.

Использование электронного образования предполагает его обязательное освоение

по ОПОП всеми студентами в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Содержание обучения и ход учебного про -цесса определяются утвержденной рабочей программой учебной дисциплины.

Преподаватель, ответственный за реализацию учебной дисциплины с использованием элементов онлайн-образования, обеспечивает организационно-методическое сопровождение обучающихся.

Онлайн-обучение в СПО построено по принципу прохождения последовательных модулей образовательного курса. Общая длительность курса в зависимости от сложности программы составляет 7-10 недель. Каждый модуль включает видеолекции, самостоятельную работу студентов, контроль знаний и домашнее задание [2] (рис. 1).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

I

I

ТЕСТИРОВАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рисунок 1 - Общая схема прохождения модулей

Онлайн-обучение по определенной дисциплине предусматривает задания для работы студентов, которые подлежат впоследствии оценке преподавателем, а также обсуждения с группой как в режиме форума, так и с использованием иных приложений. Учебный материал также включает слайд-презентации [1].

Оценка результатов освоения учебной дисциплины посредством электронного обучения осуществляется в рамках промежуточной или итоговой аттестации. Результаты аттестации заносятся в зачетно-экзаменационную ведомость. По результатам итоговой аттестации ставится отметка, а прохождении (или не прохождении) курса онлайн-обучения.

Ответственный за организацию и реализацию онлайн-обучения по соответствующей дисциплине преподаватель (тьютор) назначается заведующим кафедрой. Он несет ответственность за методическое сопрово-

ждение образовательной деятельности студентов через электронные сети.

Текущий контроль за прохождением он-лайн-обучения по соответствующей дисциплине осуществляет учебно-методическое управление СПО [2].

Обучающийся имеет право на самостоятельное освоение учебной дисциплины с использованием технологии онлайн-образова-ния.

Если обучающийся успешно освоил программу дисциплины по онлайн-формату, ему выставляется зачет. В случае, когда курс не пройден, и обучающийся не достиг результатов, утвержденных учебным планом, ему предоставляется право на перезачет.

Ликвидация академической задолженности осуществляется в порядке, установленном соответствующим с Положением о пересдаче зачета или экзамена, и обеспечивается заведующим кафедрой.

Решение о перезачете принимается аттестационной комиссией с указанием фамилии, имени и отчества обучающегося, названия курса, суммы достигнутого итогового балла. В некоторых случаях комиссия вправе отказать студенту в ликвидации задолженности с указанием причин отказа.

Таким образом, отметим, что сегодня существуют некоторые проблемы, которые не позволяют учебным заведениям среднего уровня в полной мере использовать возможности электронного обучения. Закон «Об образовании в РФ» не предусматривает четких технических требований к внедрению электронного обучения, что снижает эффективность обучения. Что касается технической поддержки онлайн-обучения, то не существует единого фиксированного стандарта для применения всеми учебными заведениями в СПО.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Российский рынок онлайн-образования стремительно развивается. Количество образовательных платформ стремительно растет. В 20202022 годах отрасль дополнят новые проекты от компаний EdTech. За последние 6-7 лет на российском рынке было реализовано 70 образовательных проектов со средней стоимостью сделки около 2 млн долл. По оценкам независимых инвестиционных экспертов, на российском рынке венчурного капитала было проведено около 8 млн сделок в образовательных проектах. Это свидетельствует об интенсивности перехода от педагогической практики к электронной обучающей интерактивной системе, а также о решении многих технических проблем в образовании.

Список литературы_

1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.

2. Гаджиева С.А. Роль инновационных технологий в современном образовательном процессе // Неделя науки - 2022: сб. материалов 43 итоговой науч.-тех. конф. преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ, посвященной 50-летнему юбилею вуза. Махачкала, 2022. С. 513-515.

3. Гусейнова Л.Д., Гаджиева С.А. К вопросу о постановке целей обучения иностранному языку как компонента профессиональной компетенции современного специалиста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 392-395.

4. Джабраилова Л.Х., Ахмадов А.У., Абдуллаева М.И. Проблемы развития экономики онлайн-образования в России и за рубежом // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 92-96.

5. Джабраилова Л.Х., Ахмадов А.У., Акаев Т.Р. Роль и значение онлайн-образования в системе среднего про -фессионального образования // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 39-43.

6. Дьяков В.Ф. Некоторые вопросы этики искусственного интеллекта // Военно-экономический вестник. 2019. № 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01SCVV319.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

7. Мартынов В.Г, Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Технология моделирования как способ оптимизации системы высшего профессионального образования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1. С. 68-71.

8. Мартынов В.Г, Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С. Особенности кластеризации в системе профессионального образования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 2. С. 150-156.

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года: Указ Пре -зидента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (с изменениями на 21.07.2020). URL: https://docs.cntd.ru/ document/557309575 (дата обращения: 17.10.2022).

10. Стенников В.В., Хачатурян К.С. Методика определения оптимальной образовательной программы подготовки иностранных военно-технических кадров // Военно-экономический вестник. 2020. № 2. URL: https:// voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (дата обращения: 17.10.2022).

References_

1. Andreev A.A. Russian open educational resources and mass open distance courses. Higher education in Russia. 2014. No. 6. pp. 150-155.

2. Gadzhieva S.A. The role of innovative technologies in the modern educational process. Week of Science - 2022: collection of materials 43 of the final scientific and technical conference of teachers, staff, graduate students and students of DSTU, dedicated to the 50th anniversary of the university. Makhachkala, 2022. pp. 513-515.

3. Huseynova L.D., Gadzhieva S.A. On the question of setting the goals of teaching a foreign language as a component of the professional competence of a temporary specialist. Humanities, socio-economic and social sciences. 2014. No. 4. pp. 392-395.

4. Jabrailova L.H., Akhmadov A.U., Abdullayeva M.I. Problems of the development of the economy of online education in Russia and abroad. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. pp. 92-96.

5. Jabrailova L.H., Akhmadov A.U., Akaev T.R. The role and significance of online education in the system of secondary vocational education. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. pp. 39-43.

6. Dyakov V.F. Some questions of ethics of artificial intelligence. Military-economic Bulletin. 2019. No. 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01SCVV319.pdf (date of application: 17.10.2022).

7. Martynov V.G., Abdulkadyrov A.S., Zhigulina E.P. Modeling technology as a way to optimize the system of higher professional education. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 1-1. pp. 68-71.

8. Martynov V.G., Eremina I.Yu., Abdulkadyrov A.S. Features of clustering in the system of vocational education. Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2015. No. 2. pp. 150-156.

9. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation until 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 (as amended on 21.07.2020). URL: https://docs.cntd.ru/ document/557309575 (date of application: 17.10.2022).

10. Stennikov V.V., Khachaturian K.S. Methodology for determining the optimal educational program for training foreign military-technical personnel. Military-economic Bulletin. 2020. No. 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (date of application: 17.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.