Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СЕГМЕНТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СЕГМЕНТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDTECH / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДПО / РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / ТИП КЛИЕНТОВ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доль Ольга Сергеевна, Тхориков Борис Александрович

В статье анализируется сфера онлайн-образования. Приводятся отличительные черты российского рынка онлайн-образования, а также демонстрируется динамика рынка сегмента дополнительного профессионального образования в онлайн-формате, который является одним из наиболее востребованных среди потребителей. Представлены тенденции развития рынка онлайн-образования до 2030 г. Произведена классификация субъектов данного рынка в сфере дополнительного профессионального образования. Проанализированы мотивы клиентов онлайн-обучения, дана их авторская типологизация. Предложено сопряжение выделенных типов клиентов между субъектами онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доль Ольга Сергеевна, Тхориков Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION IN THE SEGMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article analyzes the sphere of online education. Distinctive features are given of the Russian market of online education, and also demonstrates the dynamics of the market for the segment of additional professional education in the online format, which is one of the most popular among consumers. The trends in the development of the online education market until 2030 are presented. A classification of the subjects of the online education market in the field of additional professional education is made. The motives of online learning clients are analyzed, their author’s typology is given. It is proposed to pair the selected types of clients between the subjects of online education in the field of additional professional education.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СЕГМЕНТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_1_36 УДК 339.138:37:004

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СЕГМЕНТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Доль Ольга Сергеевна,

аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, е-mail: [email protected]

Тхориков Борис Александрович,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, е-mail: [email protected]

В статье анализируется сфера онлайн-образования. Приводятся отличительные черты российского рынка онлайн-образования, а также демонстрируется динамика рынка сегмента дополнительного профессионального образования в онлайн-формате, который является одним из наиболее востребованных среди потребителей. Представлены тенденции развития рынка онлайн-образования до 2030 г. Произведена классификация субъектов данного рынка в сфере дополнительного профессионального образования. Проанализированы мотивы клиентов онлайн-обучения, дана их авторская типологизация. Предложено сопряжение выделенных типов клиентов между субъектами онлайн-об-разования в сфере дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: edtech; онлайн-образование; тенденции онлайн-образования; дополнительное профессиональное образование; ДПО; рынок онлайн-образования; тип клиентов онлайн-образования.

UDC 339.138:37:004

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION IN THE SEGMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Dol Olga Sergeevna,

postgraduate student, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia, е-mail: [email protected]

Thorikov Boris Alexandrovich,

Doctor of Economics, Head of the Department of Management and Marketing, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia, е-mail: tkhorikov@ bsu.edu.ru

The article analyzes the sphere of online education. Distinctive features are given of the Russian market of online education, and also demonstrates the dynamics of the market for the segment of additional professional education in the online format, which is one of the most popular among consumers. The trends in the development of the online education market until 2030 are presented. A classification of the subjects of the online education market in the field of additional professional education is made. The motives of online learning clients are analyzed, their author's typology is given. It is proposed to pair the selected types of clients between the subjects of online education in the field of additional professional education.

Keywords: edtech; online education; online education trends; additional professional education; DPO; online education market; type of online education clients.

Современное общество характеризуется высокой интеграцией информационных технологий во все сферы жизни, в том числе образование. Это повлекло за собой популяризацию дистанционного формата обучения, что обусловило рост услуг онлайн-образова-ния среди населения. Использование интернет-технологий имеет огромный потенциал

для пользователей, что говорит о необходимости расширения контингента обучающихся за счет изучения и удовлетворения их целей обучения.

Исходя из вышесказанного, можно провести следующую классификацию сегментов Еdtech в России (рис. 1):

Рисунок 1 - Классификация сегментов Edtech в России

Edtech в России имеет определенную специфику:

- маленькое количество частных организаций и школ, занимающих сегмент высшего образования. Основной упор делается на сферу дополнительного профессионального образования;

- хорошо развитый сегмент дополнительного образования для детей школьного возраста и высокий спрос на услуги репетиторов;

- рост спроса на высококвалифицированных специалистов рынка онлайн-образова-ния (методисты, продюсеры онлайн-курсов, руководители образовательных онлайн-про-ектов и школ);

- слабо развитый корпоративный сегмент обучения (В2В). Лидирующие позиции в он-лайн-образовании занимает формат В2С;

- традиционно высокая доля в экономике B2G, как следствие - высокий уровень инвестиций в онлайн-образование со стороны государства на фоне частного бизнеса [1; 2].

Таким образом, в Российской Федерации основным спросом пользуется детское дополнительное образования и дополнительное профессиональное образование (ДПО) взрослых. Рассмотрим объем и динамику российского рынка дополнительного профессионального образования в онлайн-сфе-ре [5] (табл. 1).

Таблица 1 - Оценки объема российского рынка Edtech

2020 год 2021 год 2022 год 2023 год

60 млрд рублей 80 млрд рублей 100 млрд рублей 200 млрд рублей

Совокупная выручка российских EdTech-компаний по итогам 2021 г. достигла 80 млрд рублей, увеличившись на 33 % в сравнении с 2020 г. Такие данные в марте 2022 г. обнародовали аналитики Smart Ranking.

По итогам 2021 г. объем рынка EdTech в России составил 80 млрд руб., рос на 15-

20 % в год, а в период карантина весной 2020 г. достигал 25-50 %.

Темпы роста онлайн-рынка дополнительного профессионального образования в I квартале 2022 г. замедлились на 10-50 %. Однако по прогнозу директора по инвестициям корпорации «Синергия» Сергея Четве-

рикова и гендиректора «Нетологии» Марианны Снигиревой, по итогам 2022 г. размер данного рынка может вырасти на 20-30 %, то есть составить приблизительно 100 млрд рублей. Кроме того, по прогнозам экспертов, в случае сохранения позитивной динамики в 2023 г. рынок онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования может достичь 200 млрд рублей [6].

Аналитическая компания «HolonlQ» произвела оценку, в соответствии с которой до 2025 г. лидирующие позиции на мировом рынке образования сохранят сегменты «Школьное образование» и «Высшее образование», при этом наибольшую динамику роста продемонстрирует сегмент дополнительного профессионального образования и трудоустройства [3]. Подобный рост можно объяснить несколькими факторами.

Во-первых, стоит отметить активные инвестиции крупных компаний в образовательные проекты. Например, Яндекс активно развивает свои проекты «Яндекс. Практикум», «Яндекс. Учебник», «Академия Яндекса», направленные на активное развитие онлайн-обучения населения различных возрастных категорий. Кроме того, геополитическая обстановка в мире послужила толчком для повышения спроса на образовательные он-лайн-площадки и вспомогательные сервисы для обучения в режиме онлайн (к примеру, платформа для видеовстреч «Яндекс. Телемост»), доступные на территории Российской Федерации.

Во-вторых, значение приобретает социально-демографический фактор, поскольку наблюдающаяся в мире ситуация нестабильности и риска влечет за собой запрос на обучение и освоение новых компетенций и профессий. Причем сделать это необходимо в короткие сроки, что возможно с помощью онлайн-образования.

В-третьих, весомое значение на модернизацию и рост рынка онлайн-образования оказывает развитие информационных технологий, включая AR/VR, искусственный интеллект, роботизацию и блокчейн, которые не только повышают качество образовательного контента в информационной среде, но также привлекают большее количество потенциальных клиентов.

В следствие указанных факторов выделим несколько ключевых трендов, характе-

ризующих развитие онлайн-образования в перспективе до 2030 г.

1. Использование искусственного интеллекта в первую очередь обусловливает тренд персонализации образовательного процесса. Университет 20.35 предлагает пройти обучение и получить дополнительное профессиональное образование в области искусственного интеллекта и в смежных областях при финансовой поддержке от государств. Примером образовательных онлайн-платформ, использующих искусственный интеллект, могут выступить iSmart, «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», Skyeng.

Помимо этого, искусственный интеллект используется не только с целью аналитики действий, предпочтений и динамики обучения пользователя с последующим выстраиванием образовательной и карьерной траектории, но и для оптимизации маркетинговой и операционной деятельности, включая набор и зачисление студентов.

2. Активное применение инструментов геймификации позволяет выполнять широкий спектр задач образовательных платформ: привлечение потенциальных обучающихся; вовлечение в процесс обучения; удержание внимания и более эффективное запоминание и освоение материала. Происходит обеспечение инклюзивности процесса обучения за счет адаптации материала под определенные категории обучающихся. Например, Quizizz (Индия) и Kahoot (Норвегия) могут помочь превратить любое обучение в игровой процесс, а «Minecraft Education Edition» позволяет вовлечь в изучаемую тему всех желающих при помощи игры, выступая в качестве инструмента социализации, коммуникации и объединения.

3. Использование в обучении технологий виртуальной реальности (VR). Данный инструмент является эффективным способом для тренировки умений и навыков обучающихся за счет участия и погружения в специально смоделированную ситуацию. В России VR зачастую используется в корпоративном секторе крупных компаний (Сбер, ВТБ, «Газпром нефть» и т. д.).

Технологии виртуальной и дополненной реальности способствуют эффективной организации обучения в смешанном формате за счет присутствия визуального образа преподавателя. Смешанный формат обучения

с сопровождением преподавателем стал востребованным после длительного периода ограничений, связанных с пандемией COVID-19. При этом стоит отметить, что сам факт необходимости присутствия преподавателя является одним из немногих факторов, которые сдерживают развитие рынка он -лайн-обучения. По данным опроса «EdMarket Research», 37 % обучающихся онлайн-кур-сов исключают офлайн-занятия, но при этом предпочитают сопровождение видеоуроков преподавателем, и только 24 % респондентов удовлетворены заранее подготовленными и записанными лекциями.

4. Упор на гибкости и удобстве онлайн-формата обучения. Образование в цифровом пространстве доступно широкому спектру категорий клиентов, поскольку его проще, чем офлайн-обучение совмещать с работой и личной жизнью.

Помимо качества контента будет совершенствоваться форма его предоставления. Предполагается, что в дальнейшем возрастет значение оптимизации образовательных платформ, курсов под мобильные устройства, что позволит обучающимся пользоваться обучающими материалами из любого места своего нахождения.

5. Актуальность программ обучения и их соответствие современной реальности и потребностям общества также является одним из ключевых факторов развития рынка онлайн-образования, в первую очередь на рынке обучающихся старше 18 лет. На сегодняшний день выбор между несколькими годами обучения по магистерской программе в высшем учебном заведении и 18-месячной онлайн-програм-мой обучения прикладным знаниям и навыкам с возможностью стажировки и скорейшего трудоустройства нередко приводит к выбору именно онлайн-программ дополнительного профессионального образования.

6. Форсирование развитие сегмента микрообучения. Оно подразумевает под собой такой образовательный контент, который состоит из небольших или коротких курсов, или образовательных блоков, посвященных конкретным навыкам и компетенциям. Данное направление также тесно связано с запросами потенциальных пользователей на персонализированное обучение и актуальный контент.

Такой формат онлайн-обучения также задействует модель «Контент по требованию». Обучающиеся, например, могут просмотреть видеоролик перед выполнением конкретной задачи и производить это действие неоднократно, по мере возникновения такой необхо -димости, до момента полноценного запоминания информации и закрепления навыков, что увеличивает показатели вовлеченности и долгосрочного удержания внимания.

7. Развитие корпоративного сегмента также станет трендом онлайн-образования. Организационные структуры будут вынуждены адаптироваться к быстро меняющейся среде и актуализировать знания своих работников, чтобы они подходили под запросы окружающей среды. В связи со спросом на корпоративное обучение должно появиться предложение по корпоративным обучающим подпискам от крупных организация онлайн-образования, в то время как более мелкие структуры должны найти свой узкопрофильный сегмент.

Таким образом, данный ряд тенденций может послужить базисом для планирования образовательными онлайн-площадками траектории развития своей деятельности. Относительно основных субъектов онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования можно определить, что существуют следующие категории (табл. 2).

Таблица 2 - Основные категории субъектов онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования с примерами

Организации государственного сектора Частные онлайн-школы Структуры ДПО при вузах

1. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». 2. Проект «Национальная платформа открытого образования». 3. Вордскиллс Россия (АСИ + Правительство РФ). 4. Образовательный центр «Сириус» и т.д. 1. Skillbox. 2. Корпорация «Синергия». 3. Яндекс. Практикум. 4. Нетология и т.д. 1. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2. Институт непрерывного образования (ИНО) при СФУ. 3. Федеральный проект «Содействие занятости» на базе РАНХиГС. 4. Платформа «ОрепБелГУ» в НИУ «БелГУ» и т.д.

Таким образом, данные категории субъектов являются основными игроками на рынке дополнительного профессионального образования. Необходимо понимать, какие мотивы вынуждают клиентов пользоваться услугами данных структур.

Во многом рост обусловлен пониманием мотивов клиентов на рынке дополнительного профессионального образования. Например, по данным агентства O+K Research основными мотивами выступают:

1) возможность увеличить свой заработок (36 %);

2) расширение кругозора, развитие эрудиции, различных знаний, умений и навыков (27 %) [4].

В свою очередь наши исследования показывают возможность расширить и детализировать мотивы онлайн-обучения: повышение уровня заработной платы / увеличение дохода; расширение кругозора / повышение эрудиции; получение дополнительного заработка; поиск ресурса для вдохновения и перезагрузки; повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда; получение навыков для возможности удаленной работы; продвижение по карьерной лестнице / смена работы; поиск своего призвания / любимого дела; обучение как хобби.

Анализ перечисленных мотивов позволил выделить несколько типов клиентов на рынке онлайн-образования в области дополнительного профессионального образования,

классифицируемых в зависимости от целей обучения в терминах модели сегментирования VALS2:

1. Тип А - «Экспериментаторы». Обучение в качестве досуга для расширения кругозора и поиска себя (расширение кругозора / повышение эрудиции; поиск ресурса для вдохновения и перезагрузки; поиск своего призвания / любимого дела; обучение как хобби).

2. Тип Б - «Последователи». Обучение для увеличения своих доходов (повышение уровня заработной платы / увеличение дохода; получение дополнительного заработка).

3. Тип В - «Думающие». Карьерный рост (развитие профессиональных компетенций) (повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда, продвижение по карьерной лестнице / смена работы, получение навыков для возможности удаленной работы, для смены текущего места работы).

Представленная типология позволит субъектам онлайн-образования расширять контингент своих клиентов за счет понимания их запросов и целей, использования стимулирующих к обучению факторов и нивелирования имеющихся барьеров, препятствующих принятию решения о начале обучения в онлайн-формате.

Распределим выделенные типы клиентов в соответствии с целями обучения между субъектами онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования и получим следующую схему (рис. 2):

Рисунок 2 - Сопряжение субъектов онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования с типами клиентов относительно целей их обучения

Представленное сопряжение субъектов пами клиентов позволяет определить, какие онлайн-образован ия в сфере дополнитель- цели обучения способны удовлетворить су-ного профессионального образования с ти- ществующие объекты обучения. Так, можно

увидеть, что организации дополнительного профессионального образования при вузах и частные онлайн-школы способны удовлетворить идентичные запросы клиентов.

Таким образом, представленный анализ рынка онлайн-образования позволяет говорить о том, что все большее количество людей предпочитает переход в информационное поле в процессе своего обучения. При этом направление дополнительного профессионального образования занимает лидирующую позицию относительно спроса на рынке Edtech.

Это можно объяснить тем, что сфера дополнительного профессионального образования способна удовлетворить основные потребности и запросы людей. Данный факт приобретает особое значение в нынешних реалиях и условиях неопределенности, при которых люди стремятся адаптироваться к постоянно меняющейся среде, изучать что-то новое, закрывать свои досуговые потребности. При этом субъекты онлайн-обра-зования получают возможность делать это качественно и в короткие сроки, чему также способствует нарастающая тенденция микрообучения. Так, например, настоящее исследование позволило определить, что проекты государственного сектора чаще всего взаимодействуют с теми клиентами, которые хотят повысить уровень своих компетенций и принять участие в обучении в качестве досуга. При этом частные онлайн-школы и структуры дополнительного профессионального образования при высших учебных заведе-

ниях в большей степени ориентированы на оказание содействия желающим увеличить материальный доход и улучшить свои профессиональные или иные (например, «мягкие») навыки.

Дополнительно следует отметить, что расширение спектра используемых инструментов и методов обучения позволяет охватывать как можно большее количество потребителей. Основной упор делается на активное применение информационных технологий в различных вариациях. Это значительно упрощает процесс обучения, делает его более эффективным и привлекательным для потенциальных клиентов. Отсюда следует, что развитие онлайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования способно увеличить количество вовлеченных в данный процесс людей за счет удовлетворения их запросов и ожиданий от образовательного процесса.

Помимо этого, необходимо формировать определенный имидж структур, реализующих обучение в сфере дополнительного профессионального образования, который позволит нивелировать ряд убеждений потенциальных клиентов относительно он-лайн-образования в сфере дополнительного профессионального образования:

- качество онлайн-образования значительно хуже офлайн;

- дополнительное профессиональное образование не сможет заменить основное образование.

Список литературы_

1. Говорова А. В., Суслова И. П., Щелокова С. В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. № 15 (3). С. 77-84.

2. «Исследование российского рынка онлайн-образования» : информационный ресурс Нетология. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 01.08.2022).

3. Мировой рынок онлайн-образования (аналитический обзор: история, тенденции, перспективы, прогнозы) : информационный ресурс Habr. URL: https://habr.com/ru/post/675612/ (дата обращения: 01.08.2022).

4. Портрет студента онлайн-курсов. Результаты исследования : информационный ресурс FORBES EDUCATION. URL: https://education.forbes.rU/authors/studenti-online-kursov#rec417893123 (дата обращения: 01.08.2022).

5. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования : информационный ресурс Edtechs.ru. URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 01.08.2022).

6. Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости» : информационный ресурс «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/06/01/924747-rossiyane-onlain-obrazovanie (дата обращения: 01.08.2022).

References-

1. Govorova A.V., Suslova I. P., Shchelokova S. V. Analysis of the online education market in Russia in the context of the theory of economic dominance. The world of the new economy. 2021. No. 15 (3). pp. 77-84.

2. "Research of the Russian online education market" : Netology information resource. URL: https://netology.ru/ edtech_research_2022 (accessed: 01.08.2022).

3. Global online education market (analytical review: history, trends, prospects, forecasts) : information resource Habr. URL: https://habr.com/ru/post/675612 / (accessed: 01.08.2022).

4. Portrait of an online course student. Research results : FORBES EDUCATION information resource. URL: https:// education .forbes.ru/authors/studenti-online-kursov#rec417893123 (accessed: 01.08.2022).

5. Rating of the largest companies in the online education market : information resource Edtechs.ru. URL: https:// edtechs.ru / (date of reference: 01.08.2022).

6. Advertising and information supplement to the newspaper "Vedomosti" : information resource "Vedomosti". URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/06/01/924747-rossiyane-onlain-obrazovanie (accessed: 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.