DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_5_366 УДК 378:334
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Денильханова Радима Хаважевна,
кандидат философских наук, доцент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Джабраилова Лаура Хамзатовна,
кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Погосян Нателла Володяевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: @yandex.ru [email protected]
В статье представлены результаты анализа и оценки экономического развития онлайн-образова-ния в России. Определено точное направление развития отечественного рынка - внедрение цифрового образования в школах, развитие инфраструктуры онлайн-образования в университетах и общий объем инвестиций в онлайн-образование в России. Выделены основные направления инвестиций в онлайн-образование в России, среди которых наиболее привлекательной нишей для инвесторов является дополнительное образование.
Ключевые слова: отечественный рынок; экономика онлайн-образования; внедрение цифрового образования; рынок онлайн-образования; инвестиции онлайн-образования.
UDC 378:334
ANALYSIS AND EVALUATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT ONLINE EDUCATION IN RUSSIA
Denilkhanova Radima Khavazhevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: radima1@yandex. ru
Dzhabrailova Laura Khamzatovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Pogosyan Natella Volodyaevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Audit, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: @yandex.ru [email protected]
The article presents the results of the analysis and evaluation of the economic development of online education in Russia. The exact direction of development of the domestic market has been determined - the introduction of digital education in schools, the development of online education infrastructure at universities and the total investment in online education in Russia. The main areas of investment in online education in Russia are identified, among which the most attractive niche for investors is additional education.
Keywords: domestic market; economics of online education; introduction of digital education; online education market; online education investment.
«Образование, как ведущий фактор социально-экономического прогресса, является одной из главных ценностей общества. Являясь важнейшим капиталом современного человека, она позволяет ему действовать в нестандартных ситуациях и принимать правильные решения» [2].
Уровень образования людей неразрывно связан с вопросом обеспечения устойчивого экономического и социального развития общества. Поэтому его исследование необходимо для определения условий изменений в социально-экономической сфере [2].
Сегодня онлайн-образование, скорее всего, будет рассматриваться как возможность дополнительного обучения или расширения кругозора [1].
Российские стартапы в области онлайн-образования завоевывают позиции за пределами своей родной страны и стран СНГ Например, компании iSpring и Netology Group уже давно появляются на международном рынке и присоединились к таким участникам, как:
- Алгоритмика (выходит в более чем 70 странах мира);
- Учи.ру (одна из крупнейших российских образовательных онлайн-платформ - «Учи. ру» (25 % принадлежит Mail.ru Group) стала совладельцем онлайн-школы TutorOnline функционирует на крупных EdTech рынках разных стран мира);
- Puzzle English (отличный инструмент для изучения английского языка без репетиторов для тех, кто обладает базовыми знаниями языка);
- StudyFree (экосистема для поиска единомышленников и реализации идей в любой точке мира, в основном она присутствует на развивающихся рынках Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, - онлайн-платформа).
Кроме того, вскоре после своего открытия в 2019 году «Яндекс.Практикум» вышел на рынок США.
В последние годы в отрасли сформировалось понимание того, какие специальности необходимы в новой образовательной среде. Крупные участники рынка открывают центры онлайн-образования и тренингов: продюсеры образовательных проектов, дизайнеры-преподаватели, методисты, сценаристы, руководители онлайн-школ и маркето-
логи онлайн-школ - все они востребованные эксперты, например, EdMarket и School of Education.
Появляются новые типы посреднических и сервисных структур. Например, внедрение продюсерского центра, который запускает онлайн-школы и курсы «под ключ». Конкуренция между участниками рынка EdTech в области спроса усиливается.
Быстро растет число онлайн-школ, основанных на профессиональных платформах и акселераторах, таких как GetCourse.
Во многом благодаря их усилиям порог выхода Рунета на рынок онлайн-образова-ния был значительно снижен. Однако преобразование образовательных микропредприятий в средние или даже более крупные предприятия в настоящее время является более трудоемким процессом.
Онлайн-образование считается одним из важнейших направлений развития. В 2019 году Яндекс объявил о намерении инвестировать 5 млрд руб. в проекты EdTech в ближайшие три года. Mail.ru Group в начале 2019 года стала совладельцем сервиса Skillbox и в течение года довела свою долю бизнеса до контрольной, за исключением контроля над GeekBrains, приобретенного в 2016 году. В начале 2018 года Сбербанк запустил проект «Школа 21» по бесплатному обучению ИТ-разработке.
Лидирующие позиции по-прежнему занимают игроки, которые изначально ориентировались на онлайн-образование, а не гиган -ты со смежных рынков. Однако в 2020-2022 годах отрасль дополнят новые проекты от внешних компаний EdTech. Также есть много новых игроков, у которых нет опыта в онлайн-и традиционном образовании, и они борются за аудиторию в слаборазвитых нишах экосистемы EdTech - в ДПО и хобби-обучении.
По оценкам «барометра онлайн-образо-вания», среди более чем 1 тыс. основателей онлайн-школ 34 % имеют опыт ведения бизнеса, однако 56 % никогда не занимались образовательной работой. Средняя цена большинства образовательных программ и онлайн-курсов на рынке находится в диапазоне 10-50 тыс. руб. [5].
Одним из новых сегментов российского рынка онлайн-образовании является обучение «синих воротничков». Рынок российского онлайн-образования быстро развивается в
направлениях ДПО и «хобби-тематик». Популярны области финансов, дизайна и декора, живописи, корпоративного обучения. В России окончательно закрепился мировой тренд на р2р-обучение.
По данным проекта «Барометр онлайн-об-
разования», с августа 2017 по октябрь 2019 года в сфере онлайн-образования в России было зафиксировано 45 публичных транзакций. Только 33 из них являются надежными и вместе они оцениваются в 55 млн долл. США (рис. 1) [5].
2014 2015 2015 2017 201В 2019
Рисунок 1 - Общий объем инвестиций в онлайн-образование в России (2014- 2019 гг.)
Платформа для спортивных онлайн-тре-нировок Learn 2 Play причислена к онлайн-об -разованию и участвует в подсчетах объемов инвестиций в российское онлайн-образова-ние.
Стоит отметить, что по некоторым раундам нет информации по ряду крупных операций. Например, не раскрыты 40 % сделок по «Нетологии-групп». Также дискуссионным остается вопрос приобретения компанией Mail.ru Group 60 % образовательной платформы отечественного лидера Skillbox с многомиллионной выручкой.
Размеры сделок на отечественном EdTech по сравнению с мировыми остаются скромными. Это в первую очередь объясняется тем, что часть официальных инвестиций приходится на неизмеряемые сделки.
За минувшие 6-7 лет на российском рынке совершено операций по 70 образовательным проектам при средней величине сделки на сумму около 2 млн долл. Подсчету подвергались только венчурные сделки. По ряду прямых инвестиций вложения невозможно установить. Например, неизвестны инвестиции в платформу Castle Quiz (инвестировал
фонд «Прообраз»), в обучающее приложение для детей «ЮниорКод» (инвестировал предприниматель Александр Семенцов), в платформу для обучения деловым компетенциям GrowTalent (частные инвестиции) и другие инвестиции, по которым невозможно установить точные данные.
Достоверно известно, что общий объем инвестиций в Mishka А1 составляет 28,7 млн руб. из ускорителя Starta.
По оценкам независимых экспертов инвестиций, на российском венчурном рынке в образовательные проекты совершено сделок на сумму около 8 млн долл. (без учета Ь2Ь-сегмента).
Наиболее привлекательными являются платформенные решения, формирующие инфраструктуру в их образовательной сфере, например «Фоксфорд» и «Учи.ру». Основ -ными направлениями инвестиций в онлайн-образование в России являются школьное образование и преподавание языков (рис. 2).
Таким образом, российский рынок онлайн-образования пока еще фрагментирован. Наиболее привлекательными для инвесторов нишами остаются дополнительное об-
■ школьное образование
22
20
27
20
языковое обучение
■ дополнительное профессиональное 11 образование
корпоративное образование
прочее
Рисунок 2 - Основные направления инвестиций в онлайн-образование в России
разование (например, обучение программированию), школьное образование и языковое обучение.
По какому именно сценарию пойдет развитие рынка в России, трудно предсказать. Но сегодня игроки рынка онлайн-образования либо развиваются независимо друг от друга,
либо зависимы от EdTech. Сегодня уже опре -делились точные направления развития отечественного рынка - это глубокое внедрение цифрового образования в школы, развитие инфраструктуры для онлайн-обучения в вузах.
Список литературы _
1. Джабраилова Л.Х., Ахмадов А.У., Акаев Т.Р. Роль и значение онлайн-образования в системе среднего про -фессионального образования // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 39-43.
2. Джабраилова Л.Х., Гантемирова З.Э., Погосян Н.В. Понятие «экономика онлайн-образования» // Индустриальная экономика. 2022. Т. 1. № 4. С. 14-19.
3. Исследование рынка онлайн-образования в России. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindm kaj/viewer.html (дата обращения: 06.10.2022).
4. Мартынов В.Г, Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Технология моделирования как способ оптимизации системы высшего профессионального образования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1. С. 68-71.
5. Мартынов В.Г, Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С. Особенности кластеризации в системе профессионального образования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 2. С. 150-156.
6. Рынок онлайн-образования в России и мире: [сайт]. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350 (дата обращения: 06.10.2022).
7. Стенников В.В., Хачатурян К. С. Методика определения оптимальной образовательной программы подготовки иностранных военно-технических кадров // Военно-экономический вестник. 2020. № 2. URL: https:// voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (дата обращения: 06.10.2022).
8. Anderson J. Coronavirus is giving online higher education a second chance to prove its worth. URL: https:// qz.com/1817162/coursera-is-making-its-courses-free-to-students-around-the-world/ (дата обращения: 10.10.2022).
9. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials // Massachusetts Institute of Technology. URL: http://ocw.mit. edu/index.htm (дата обращения: 12.10.2022).
References _
1. Dzhabrailova L.H., Akhmadov A.U., Akaev T.R. The role and significance of online education in the system of secondary vocational education. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 39-43.
2. Dzhabrailova L.H., Gantemirova Z.E., Pogosyan N.V. The concept of "economics of online education". Industrial Economics. 2022. Vol. 1. No. 4. Pp. 14-19.
3. Research of the online education market in Russia. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/ viewer.html (accessed: 06.10.2022).
4. Martynov V.G., Abdulkadyrov A.S., Zhigulina E.P. Modeling technology as a way to optimize the system of higher professional education. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 1-1. Pp. 68-71.
5. Martynov V.G., Eremina I.Yu., Abdulkadyrov A.S. Features of clustering in the system of vocational education. Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2015. No. 2. Pp. 150-156.
6. Online education market in Russia and the world: [website]. URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-2014090112414350 (accessed: 06.10.2022).
7. Stennikov V. V., Khachaturian K. S. Methodology for determining the optimal educational program for training foreign military-technical personnel. Military-Economic Bulletin. 2020. No. 2. Address: https://voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220. pdf (accessed: 06.10.2022).
8. Anderson J. Coronavirus gives online higher education a second chance to prove its worth. URL: https:// qz.com/1817162/coursera-is-making-its-courses-free-to-students-around-the-world (date of request: 10.10.2022).
9. MIT OpenCourseWare software. Free online course materials. Massachusetts Institute of Technology. URL: http:// ocw.mit.edu/index.htm (date of application: 12.10.2022).