Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ"'

ПОНЯТИЕ "ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / КОНЦЕПЦИЯ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ВНЕДРЕНИЕ ИКТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Гантемирова Залина Эмиевна, Погосян Нателла Володяевна

В статье раскрывается понятие «экономика онлайн-образования». Переход к цифровой экономике и происходящие в связи с этим важнейшие изменения в социально-экономической сфере определили основные требования к образованию. Эти требования нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня образование должно, помимо прочего, решить задачи массовой доступности. Именно высокие технологии способствуют модернизации и расширению границ образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Гантемирова Залина Эмиевна, Погосян Нателла Володяевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “ECONOMY OF ONLINE EDUCATION”

The article reveals the concept of “economy of online education”. The transition to a digital economy and the major changes in the socio-economic sphere that are taking place in connection with this have determined the main requirements for education. These requirements are reflected in the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. Today, education must, among other things, solve the problems of mass accessibility. It was high technology that contributed to the modernization and expansion of the boundaries of education.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ"»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_1_14 УДК 37.014.54

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]

Гантемирова Залина Эмиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия

Погосян Нателла Володяевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: [email protected]

В статье раскрывается понятие «экономика онлайн-образования». Переход к цифровой экономике и происходящие в связи с этим важнейшие изменения в социально-экономической сфере определили основные требования к образованию. Эти требования нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня образование должно, помимо прочего, решить задачи массовой доступности. Именно высокие технологии способствуют модернизации и расширению границ образования.

Ключевые слова: экономика онлайн-образования; социально-экономический прогресс; концепция онлайн-образования; развитие общества; внедрение ИКТ; непрерывное обучение.

UDC 37.014.54

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Gantemirova Zalina Emievna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of National History, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia

Pogosyan Natella Volodyaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Audit, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]

The article reveals the concept of "economy of online education". The transition to a digital economy and the major changes in the socio-economic sphere that are taking place in connection with this have determined the main requirements for education. These requirements are reflected in the Federal Law "On Education in

ПОНЯТИЕ «ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

THE CONCEPT

OF "ECONOMY OF ONLINE

EDUCATION"

the Russian Federation". Today, education must, among other things, solve the problems of mass accessibility. It was high technology that contributed to the modernization and expansion of the boundaries of education.

Keywords: economics of online education; social and economic progress; online education concept; development of society; introduction of ICT; continuous learning.

Образование как ведущий фактор социально-экономического прогресса является одной из основных ценностей общества. Оно служит важнейшим капиталом современного человека, который позволяет ему действовать в нестандартных ситуациях, принимая правильные решения.

Уровень образования людей неразрывно связан с проблемой обеспечения устойчивого экономического и социального развития общества. Поэтому его изучение приобретает первостепенное значение в определении

условий изменений в социально-экономической сфере.

Для более глубокого понимания экономики образования как системы научных знаний, необходимо провести подробный анализ образующих ее дефиниций. Начнем с рассмотрения понятия «экономика».

В современной философии экономика отождествляется с философией хозяйства и фокусирует внимание на вопросах стоимости. Ее концепция нацелена на осмысление основ бытия как важнейшей категории человеческой

1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под рез. Д. Н. Ушакова. 1935-1940.

3. Современный экой омический словарь / Б.А.Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева. М., 2022.

Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, Ум развивается образованием, и тан и я даются тоже образованием. Совокупность знании, полученных в результате систематического обучения. Обшее образование. Специальное образование. Среднее образование. Высшее образование. Техническое образование. Пополнить свое образование.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знании, учений и навыков, 11 процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры, Основной путь получения образования - обучение в различных учебных заведениях.

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных ценюв).

Образование — отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров

Таблица 1 - Понятие «экономика» в различных источниках

жизни [10, с. 44]. Экономика призвана обеспечивать людей тем, в чем они нуждаются [2, с. 27]. Экономика формирует образ мышления, становясь фундаментом любых отношений, дает понимание сути происходящих процессов и явлений. Экономика - это сферой жизни общества, в которой происходит хозяйствен-

ная деятельность людей [5]. Экономика является системой отношений общества в целом, основанных на выгоде и производственной эффективности. Экономика - это правила управления этими отношениями [5].

Приведем некоторые трактовки понятия «экономика» (табл. 1).

Таблица 2 - Понятие «образование» в различных источниках

Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М., 2022.

Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М., 2003.

Большой экономический словарь / под ред. А.Б. Борисова. М., 2003,

Экономическая социология / Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк. Мн., 2005.

Словарь финансово-экономических терминов/ под ред. И.З. Ярыгиной, Н.Г. Кондрахиной. М., 2012.

Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. М., 2017

Экономика: I) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми зля обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов,

Экономика — это рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг.

Экономика неразрывно взаимодействует с образованием. Производство знаний в образовании является исключительно человеческой функцией, определяющей развитие общества.

Далее проанализируем понятие «образование». Для этого мы приведем некоторые определения образования (табл. 2).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение образования: образование -«единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых

Рисунок 1 - Смыслоопределяющие аспекты понятия «образование»

знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [9].

Понятие «образование» имеет два толкования:

- образование как процесс;

- образование как отрасль экономики.

Образование включает несколько смыс-

лоопределяющихэлементов (рис. 1).

К настоящему времени утвердилась формулировка понятия «экономика образования»: экономика образования является разделом экономики, в котором изучается концепция развития системы образования.

Различают несколько смысловых значений понятия «экономика образования»: как процесс и как специфическая отрасль.

Экономика образования сегодня подвергается активной трансформации. Данное понятие рассматривается как элемент структуры экономики.

Анализ толкования экономики образования в советской науке показал, что под данной категорией понималось расширенное воспроизводство рабочей силы. Например, по мнению В.А. Жамина, экономика образования - это наука, изучающая действие экономических процессов, законов и явлений в

образовании. Она рассматривает специфику воспроизводства рабочей силы через образование в интересах общества и человека. Целью экономики образования является удовлетворение потребностей народного хозяйства, науки, культуры. Автор также особое внимание уделяет воспитательному аспекту отношений в экономике образования [3].

В «Педагогической энциклопедии» (1999 г.) под экономикой образования понимался раздел экономики, в котором изучаются различные формы деятельности человека в системе образования как важнейший источник нематериального и духовного накопления. Экономика образования рассматривает проблемы развития образовательной сферы деятельности человека, как наука экономика образования связана с рационализацией деятельности человека [8].

В эпоху марксизма под экономикой образования понимался способ существования производительных сил и производственных отношений, посредством которых создается рабочая сила. Образовательные услуги направлены на воспроизводство знаний в сфере воспитания и обучения с целью производства рабочей силы для нужд народного хозяйства [14; 17].

А.Б. Вифлеемский рассматривал экономику образования как сферу образовательных услуг. Он считал, что экономика образования как специфическая отрасль изучает социально-экономические отношения в системе

производства и удовлетворения потребностей общества в образовательных услугах, а также выявляет влияние образования на развитие экономики и рост благосостояния несения [1; 15].

Проведенный анализ определений понятий «экономика», «образование» и «экономика образования» показал, что их базой являются законы воспроизводства, прежде всего рабочей силы, культуры, воспитания поколений в целях удовлетворения потребностей граждан, общества и государства.

Внедрение ИКТ в сферу образования увеличило интенсивность перехода педагогической практики к системе электронного педагогического взаимодействия [16].

В настоящее время использование сетевых образовательных ресурсов приобрело мировой масштаб. Первый онлайн-проект в системе образования запустил Массачу-сетский технологический институт, который предлагал открытый доступ к учебным материалам для миллионов слушателей [4]. Онлайн-обучение впоследствии открыло доступ для всех студентов, имеющих желание самостоятельно приобретать знания и умения через компьютерные сети.

Концепция онлайн-образования опирается на дистанционные учебно-методические комплексы (видеолекции, глоссарии, список литературы, тесты, презентации и пр.), обучение в сотрудничестве и внутреннюю мотивацию обучающихся. Электронное обучение происходит через обмен знаниями в сети Интернет, что расширяет границы доступа к образованию в течение всей жизни [11].

Онлайн-образование дает возможность самостоятельно перерабатывать большие потоки информации и повысить уровень своих знаний. Здесь нет готовых знаний. Электронное обучение - это широкий спектр возможностей для любого желающего пройти образовательный курс из любой точки мира.

Обучение в дистанционной форме предусматривает получение знаний в предметной области с помощью современных технических возможностей. Это существенно ускоряет и упрощает процесс обучения. Интернет позволяет организовать любой способ обучения, а также контроль успеваемости обучающихся [12].

В учебном процессе с появлением ИКТ расширяются возможности, позволяющие

решить технические вопросы образования. Основной такой возможностью является он-лайн-обучение детей инвалидов. Онлайн-об-разование предоставляет безграничный доступ к учебно-методическому материалу для лиц с физическими ограничениями возможностей. Это станет уникальной возможностью в решении проблемы доступности образования для всех и устранении перекосов в образовании [6; 7].

Некоторые исследователи (В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Лобачева, О.П Ко-вальчук и др.) отмечают, что внедрение ИКТ и глобальной компьютерной сети Интернет в образование не позволяет рассматривать перспективные образовательные проекты в отрыве от технологий [13].

Таким образом, онлайн-образование обеспечивает непрерывность обучения (обучение в течение жизни) и использование обучающих технологий массами людей.

Список литературы

1. Введение в «цифровую» экономику / А.В. Кеше-лава, В.П Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. конс. И.А. Зимненко. М.: ВНИИ Геосистем, 2017. 28 с.

2. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: учеб. пособие: в 2 кн. М.: Народное образование, 2003.

3. Пэлбрейт Дж.К. Экономические термины и цели общества / пер. с англ.; под общ. ред. Н.Н. Иноземцева, А.П Милейковского. М., 1979.

4. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (ч. 1) / В.П. Тихомиров, В.И. Солдаткин, С.Л. Ло-бачев, О.П Ковальчук // Научно-практический журнал «Открытое образование». URL: http://www.e-joe.ru/ sod/99/2_99/st158.html (дата обращения: 07.06.2022)

5. Жамин В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). М.: Просвещение, 1969.

6. Мартынов В.П, Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Технология моделирования как способ оптимизации системы высшего профессионального образования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1. С. 68-71.

7. Минич О.А. Педагогика электронного обучения в контексте философии образования информационного общества // Дидактика сетевого урока: материалы II Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (г. Минск, 16 ноября 2017 г.); ред. кол.: О.А. Минич [и др.]. Минск: БППУ, 2018.

8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 30.12.2021). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c69 8de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 16.06.2022).

10. Педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1993— 1999.

11. Самсин А.И. Философия экономики // Философия хозяйства. 2002. № 6 (24).

12. Сергеев А.Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета: мо-ногр. / А.Н. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. 255 с.

13. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXXV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. 186 с.

14. Стенников В.В., Хачатурян К.С. Методика определения оптимальной образовательной программы подготовки иностранных военно-технических кадров // Военно-экономический вестник. 2020. № 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

15. Щетинин В.П., Рябушкин Б.С. Экономика и социология образования: учеб. пособие. М.: Изд-во МПУ, 2002.

16. Экономика: учеб. пособие / А.А. Куприн [и др.]; под ред. А.А. Куприна. СПб.: Астерион, 2018. 456 с.

17. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials // Massachusetts Institute of Technology: [сайт]. URL: http://ocw.mit.edu/index.htm (дата обращения: 15.06.2022).

References

1. Introduction to the "digital"economy / A.V. Keshelava, V.G. Budanov, V.Yu. Rumyantsev [et al.]; under the general editorship of A.V. Keshelava; gl. cons. I.A. Zimnenko. M.: VNII Geosystems, 2017. 28 p.

2. Bethlehem A.B. Economics of education: studies. manual: in 2 books M.: Public Education, 2003.

3. Galbraith J.K. Economic terms and goals of society / translated from English; under the general editorship of N.N. Inozemtsev, A.G. Mileykovsky. M., 1979.

4. Distance learning: towards virtual knowledge environments (Part 1) / V.P. Tikhomirov, V.I. Soldatkin, S.L. Lobachev, O.G. Kovalchuk. Scientific and practical journal "Open Education". URL: http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/ st158.html (accessed: 06/07/2022)

5. Zhamin V.A. Economics of education (issues of theory and practice). Moscow: Prosveshchenie, 1969.

6. Martynov V.G., Abdulkadyrov A.S., Zhigulina E.P. Modeling technology as a way to optimize the system of higher professional education. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 1-1. pp. 68-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. O Minich.A. Pedagogy of e-learning in the context of the philosophy of education of the information society. Didactics of a network lesson: materials of the Second International. scientific-practical. online conference (Minsk, November 16, 2017); ed. Col.: O.A. Minich [et al.]. Minsk: BSPU, 2018.

8. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education. Pedagogical education in Russia. 2018. No. 8. pp. 107-113.

9. On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 30.12.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c 3ee7a / (date of reference: 06/16/2022).

10. Pedagogical Encyclopedia: in 2 vols. Vol. 2 / ch. ed. V.V. Davydov. M.: Bolshaya ros. encikl., 1993-1999.

11. Samsin A.I. Philosophy of Economics. Philosophy of Economy. 2002. № 6 (24).

12. Sergeev A.N. Theoretical foundations and technologies of education in online communities of the Internet: monograph / A.N. Sergeev. Volgograd: Publishing house of VSPU "Change", 2010. 255 p.

13. Modern education: current issues, achievements and innovations: Sat. art. XXXV Championship of International Scientific and Practical Conference. Penza: ICNS "Science and Education", 2020. 186 p.

14. In Stennikov.V., K Khachaturian.S. Methodology for determining the optimal educational program for training foreign military-technical personnel. Military-Economic Bulletin. 2020. No. 2. Address: https://voenvestnik.ru/ PDF/01VNVV220.pdf (date of reference: 06/16/2022).

15. Shchetinin V.P., Ryabushkin B.S. Economics and Sociology of Education: studies. manual. M.: Publishing House of the MPU, 2002.

16. Economics: studies. manual / A.A. Kuprin [et al.]; edited by A.A. Kuprin. St. Petersburg: Asterion, 2018. 456 p.

17. MIT OpenCourseWare software. Free online course materials. Massachusetts Institute of Technology: [website]. URL: http://ocw.mit.edu/index.htm (accessed: 06/15/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.