DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_2_92 УДК 377:33
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Джабраилова Лаура Хамзатовна,
кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич,
преподаватель факультета информационных технологий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: akhmadov. forensics@mail. ru
Абдуллаева Мадина Имимаевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы развития онлайн-образования в России и за рубежом. Отмечается стремительное развитие онлайн-образования, что приводит к значительному росту организаций, которые разрабатывают электронные курсы обучения. Отмечается, что в России элементы электронного образования применяются как дополнение к традиционному обучению, в связи с чем создаются условия для реализации учебных программ с применением онлайн-технологий.
Ключевые слова: экономика онлайн-образования; проблемы; развитие; электронные курсы обучения; рынок электронного обучения; дистанционное обучение; традиционное обучение; заочное обучение, система высшего образования.
UDC 377:33
PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF ONLINE EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD
Dzhabrailova Laura Khamzatovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Akhmadov Ahmedkhadzhi Umarkhadzhievich,
Lecturer, Faculty of Information Technology, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Abdullaeva Madina Imimaevna,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
The article deals with the problems of developing online education in Russia and abroad. There has been a rapid development of online education, which has led to a significant growth of organizations that develop e-learning courses. It is noted that in Russia elements of e-education are used as an addition to traditional education, in connection with which conditions are created for the implementation of educational programs using online technologies.
Keywords: economics of online education; Problems; development; e-learning courses; e-learning market; distance learning; traditional education; distance learning, higher education system.
Один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования - это онлайн-образование. Рост рынка поддерживается увеличивающейся потребностью в моделях обучения на протяжении всей жизни [6].
За последние 15 лет значительно выросло число организаций, разрабатывающих электронные курсы обучения, инвестирующих финансовые средства в этот сегмент рынка [3]. Система онлайн-образования сегодня наращивает свои возможности и приобретает все большую популярность. На платформах Udacity, Coursera, edX размещаются электронные курсы, которые ведут опытные преподаватели [7].
Мировые образовательные организации в сфере онлайн-образования задают темпы развития рынка электронного обучения. Это требует серьезных умений и вложений [2].
Технологии онлайн-обучения наибольшее распространение получили в странах с более развитой технической и технологической архитектурой: США, Испания, Германия, Великобритания, Франция, Канада. Как альтернативный путь образования электронное обучение наибольшую популярность получило в Китае, Индии и странах Латинской Америки.
Онлайн-образование в США и некоторых странах Западной Европы характеризуется появлением объединений, сочетающих дистанционное, традиционное и заочное обучение. Гибридная форма обучения становится моделью образования нового времени. Такой формат объединяет в себе лучшие черты всех форм обучения.
Одним из крупнейших дистанционных университетов мира является частный университет Феникс в Северной Америке (Phoenix University, UOP, учрежден в 1976 г.), основной целью которого является предоставление образовательных услуг мирового уровня.
Также в системе онлайн-образования наибольших успехов достигла Канада. В настоящее время обучение в Университете Атабаски ведется по 850 образовательным программам и 55 направлениям бакалавриата, магистратуры. Вуз динамично развивается, экспортируя свои образовательные программы в 87 стран мира.
Значительное развитие онлайн-образова-ние получило в США. Этому в основном способствует привлечение частного капитала. В странах Европы и Азии онлайн-образование в основном финансируется государством. США стремится к экспорту своего образования в другие страны. Экспорт онлайн-обра-зования сегодня прибыльное мероприятие, к тому же повышает конкурентные преимущества образовательных организаций.
В настоящее время в мире можно выделить 24 мегауниверситета, активно применяющих технологии виртуального обучения, в которых обучаются более 10 млн студентов. В системе американского дистанционного образования задействовано около 2,5 млн человек, обучающихся по современным образовательным технологиям в 1500 вузах, а около половины населения США рассматривают дистанционное образование как базовую форму будущей системы высшего образования [8].
Первым в России образовательным порталом открытого интернет-обучения на русском языке стал портал онлайн-обучения «Е^исайоп» (1999 г.). Портал широко применял технологии виртуального обучения с полноценной организацией самостоятельного изучения учебного материала с использованием образовательной среды и Интернета. Некоторые элементы онлайн-обучения встраиваются в традиционный очный образовательный процесс [4].
2015 год в России стал годом полноценного запуска онлайн-образования. Была запущена разработанная ведущими отечественными университетами Национальная платформа полнообъемного электронного образования «openedu.ru» [1].
В настоящее время, в условиях стремительного развития науки, техники и технологий, классическая система образования активно трансформируется. Традиционное обучение уже не в состоянии обеспечивать запросы общества в современном образовательном продукте. В таких обстоятельствах онлайн-образование рассматривается как инструмент, позволяющий перейти границы образования и предоставить человеку возможности обучения в течение всей жизни.
Экономика онлайн-образования в России - это сложная отрасль. Одним из самых
ярких и быстро развивающихся направлений в этой отрасли является EdTech (от англ. Educational technology), то есть ниша технологических проектов для аудиторий. К EdTech относятся проекты, в основе которых лежит техническая разработка - продукт, на котором существует и транслируется контент, в том числе и образовательный. EdTech России в 2018 г. вошел в топ-5 привлекательных ниш для предпринимателей и инвесторов. Большинство стартапов EdTech продают свои продукты на российском рынке (69 %).
Продукт онлайн-образования в России сталкивается с трудностями выхода на рынок. По данным проведенных «Барометром онлайн-образования» [5] экспертных исследований рынка онлайн-образования в России, продукты онлайн-образования трудно продавать, потому что аудитория и отрасль могут быть не готовы к их внедрению по причинам низкой платежеспособности и консервативности института образования.
Результаты исследований приведены на рис. 1.
Рисунок 1 - Барьеры при входе на российский рынок образования
Треть участников отмечают, что самым сложным является найти квалифицированных сотрудников, в частности маркетологов и менеджеров по продажам. Этот факт доказывает то, что в России рост продаж образовательных продуктов занимает приоритетное место.
Таким образом, экономика образования сегодня подвергается активной трансформации. Данное понятие рассматривается как элемент структуры экономики.
Экономика образования - это наука, изучающая действие экономических процессов, законов и явлений в образовании. Она рассматривает специфику воспроизводства рабочей силы через образование в интересах общества и человека. Целью
экономики образования является удовлетворение потребностей народного хозяйства, науки, культуры. Она изучает различные формы деятельности человека в системе образования как важнейший источник нематериального и духовного накопления.
Экономика образования как специфическая отрасль изучает социально-экономические потребности общества в образовательных услугах, а также выявляет влияние образования на развитие экономики и рост благосостояния несения.
Внедрение ИКТ в сферу образования увеличило интенсивность перехода педагогической практики к системе электронного педагогического взаимодействия, а также
позволило решить многие технические вопросы образования. Система образования отозвалась на преобразования появлением нового содержания, цели обучения, новых форматов и методов обучения. В результате в эпоху совершенствования технологий передачи информации становится возможным реализация обучения в формате онлайн-об-разования.
Концепция онлайн-образования опирается на дистанционные учебно-методические комплексы (видеолекции, глоссарии, список литературы, тесты, презентации и пр.), обучение в сотрудничестве и внутреннюю мотивацию обучающихся. Онлайн-образование происходит через обмен знаниями в сети Интернет, что расширяет границы доступа к образованию в течение всей жизни, обеспечивая непрерывность обучения.
Онлайн-образование предусматривает
активный обмен информацией между участниками образовательного процесса посредством современных ИКТ.
Онлайн-образование стремительно развивается как в России, так и за рубежом. Сегодня уже более 50 % молодого населения активно прибегают к онлайн-обучению для личностного развития и самообразования. За последние 15 лет значительно выросло число организаций, разрабатывающих электронные курсы обучения. За рубежом значительное развитие онлайн-образование получило в США, Испании, Германии, Великобритании, Франции, Канаде.
В России элементы электронного образования применяются как дополнение к традиционному обучению. Онлайн-образование все большую популярность набирает и в системе СПО. Создаются базовые условия для реализации учебных программ СПО с применением онлайн-технологий.
Список литературы _
1. Беляева Е. А. MOOCs и будущее высшего образования // Сыктывкарский государственный университет. URL: http://www.syktsu.ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 01.06.2022).
2. Жук О. Л. Модернизация образования в условиях цифровой революции // Веб-программирование и интернет-технологии WebConf2018 : Тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции. Минск : БГУ, 2018. С. 58-59.
3. Корнеев А. Н., Толоконникова Е. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования : учебно-методическое пособие. М.: Мир науки, 2019. URL: http://izdmn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 01.06.2022).
4. Леженкина Т. И. Онлайн-обучение // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 134-139.
5. Исследование рынка онлайн-образования в России. URL: http://www.chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajp cglclefindmkaj/viewer.htiril (дата обращения: 01.06.2022).
6. Онлайн-образование (мировой рынок). URL: https://www.tadviser.ru/index.phpЮнлайн-образование_(миро-вой_рынок) (дата обращения: 01.06.2022).
7. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials // Massachusetts Institute of Technology. URL: http://ocw.mit. edu/index.htm (дата обращения: 01.06.2022).
8. Learning at a Distance // National Center for Education statistics. URL: http://www.nces.ed.gov/pubs2012/2012154. pdf (дата обращения: 01.06.2022).
References _
1. Belyaeva E. A. MOOCs and the future of higher education. Syktyvkar State University. URL: http://www.syktsu. ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshegoobrazovaniya (accessed: 01.06.2022).
2. Zhuk O. L. Modernization of education in the digital revolution. Web programming and Internet technologies WebConf2018: Abstracts of the 4th International Scientific and Practical Conference. Minsk : BSU, 2018. pp. 58-59.
3. Korneev A. N., Tolokonnikova E. V. Distance learning: the future of education development: an educational and methodological manual. Moscow: Mir Nauki, 2019. URL: http://izdmn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (date of reference: 01.06.2022).
4. Lezhenkina T. I. Online learning. Bulletin of the Moscow University. 2010. No. 1. pp. 134-139.
5. Research of the online education market in Russia. URL: http://www.chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglcl efindmkaj/viewer.html (accessed: 01.06.2022).
6. Online education (global market). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Онлайн-образование_ (world_market) (accessed: 06/01/2022).
7. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials. Massachusetts Institute of Technology. URL: http://ocw.mit. edu/index.htm (accessed: 01.06.2022).
8. Learning at a Distance. National Center for Education statistics. URL: http://www.nces.ed.gov/pubs2012/2012154. pdf (accessed: 06/01/2022).