Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ / РАЗВИТИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ ОБУЧЕНИЯ / РЫНОК ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич, Абдуллаева Мадина Имимаевна

В статье рассматриваются проблемы развития онлайн-образования в России и за рубежом. Отмечается стремительное развитие онлайн-образования, что приводит к значительному росту организаций, которые разрабатывают электронные курсы обучения. Отмечается, что в России элементы электронного образования применяются как дополнение к традиционному обучению, в связи с чем создаются условия для реализации учебных программ с применением онлайн-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF ONLINE EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article deals with the problems of developing online education in Russia and abroad. There has been a rapid development of online education, which has led to a significant growth of organizations that develop e-learning courses. It is noted that in Russia elements of e-education are used as an addition to traditional education, in connection with which conditions are created for the implementation of educational programs using online technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_2_92 УДК 377:33

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: laura-grozny@mail.ru

Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич,

преподаватель факультета информационных технологий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: akhmadov. forensics@mail. ru

Абдуллаева Мадина Имимаевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: talifa2000@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы развития онлайн-образования в России и за рубежом. Отмечается стремительное развитие онлайн-образования, что приводит к значительному росту организаций, которые разрабатывают электронные курсы обучения. Отмечается, что в России элементы электронного образования применяются как дополнение к традиционному обучению, в связи с чем создаются условия для реализации учебных программ с применением онлайн-технологий.

Ключевые слова: экономика онлайн-образования; проблемы; развитие; электронные курсы обучения; рынок электронного обучения; дистанционное обучение; традиционное обучение; заочное обучение, система высшего образования.

UDC 377:33

PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF ONLINE EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Akhmadov Ahmedkhadzhi Umarkhadzhievich,

Lecturer, Faculty of Information Technology, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: akhmadov.forensics@mail.ru

Abdullaeva Madina Imimaevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: talifa2000@mail.ru

The article deals with the problems of developing online education in Russia and abroad. There has been a rapid development of online education, which has led to a significant growth of organizations that develop e-learning courses. It is noted that in Russia elements of e-education are used as an addition to traditional education, in connection with which conditions are created for the implementation of educational programs using online technologies.

Keywords: economics of online education; Problems; development; e-learning courses; e-learning market; distance learning; traditional education; distance learning, higher education system.

Один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования - это онлайн-образование. Рост рынка поддерживается увеличивающейся потребностью в моделях обучения на протяжении всей жизни [6].

За последние 15 лет значительно выросло число организаций, разрабатывающих электронные курсы обучения, инвестирующих финансовые средства в этот сегмент рынка [3]. Система онлайн-образования сегодня наращивает свои возможности и приобретает все большую популярность. На платформах Udacity, Coursera, edX размещаются электронные курсы, которые ведут опытные преподаватели [7].

Мировые образовательные организации в сфере онлайн-образования задают темпы развития рынка электронного обучения. Это требует серьезных умений и вложений [2].

Технологии онлайн-обучения наибольшее распространение получили в странах с более развитой технической и технологической архитектурой: США, Испания, Германия, Великобритания, Франция, Канада. Как альтернативный путь образования электронное обучение наибольшую популярность получило в Китае, Индии и странах Латинской Америки.

Онлайн-образование в США и некоторых странах Западной Европы характеризуется появлением объединений, сочетающих дистанционное, традиционное и заочное обучение. Гибридная форма обучения становится моделью образования нового времени. Такой формат объединяет в себе лучшие черты всех форм обучения.

Одним из крупнейших дистанционных университетов мира является частный университет Феникс в Северной Америке (Phoenix University, UOP, учрежден в 1976 г.), основной целью которого является предоставление образовательных услуг мирового уровня.

Также в системе онлайн-образования наибольших успехов достигла Канада. В настоящее время обучение в Университете Атабаски ведется по 850 образовательным программам и 55 направлениям бакалавриата, магистратуры. Вуз динамично развивается, экспортируя свои образовательные программы в 87 стран мира.

Значительное развитие онлайн-образова-ние получило в США. Этому в основном способствует привлечение частного капитала. В странах Европы и Азии онлайн-образование в основном финансируется государством. США стремится к экспорту своего образования в другие страны. Экспорт онлайн-обра-зования сегодня прибыльное мероприятие, к тому же повышает конкурентные преимущества образовательных организаций.

В настоящее время в мире можно выделить 24 мегауниверситета, активно применяющих технологии виртуального обучения, в которых обучаются более 10 млн студентов. В системе американского дистанционного образования задействовано около 2,5 млн человек, обучающихся по современным образовательным технологиям в 1500 вузах, а около половины населения США рассматривают дистанционное образование как базовую форму будущей системы высшего образования [8].

Первым в России образовательным порталом открытого интернет-обучения на русском языке стал портал онлайн-обучения «Е^исайоп» (1999 г.). Портал широко применял технологии виртуального обучения с полноценной организацией самостоятельного изучения учебного материала с использованием образовательной среды и Интернета. Некоторые элементы онлайн-обучения встраиваются в традиционный очный образовательный процесс [4].

2015 год в России стал годом полноценного запуска онлайн-образования. Была запущена разработанная ведущими отечественными университетами Национальная платформа полнообъемного электронного образования «openedu.ru» [1].

В настоящее время, в условиях стремительного развития науки, техники и технологий, классическая система образования активно трансформируется. Традиционное обучение уже не в состоянии обеспечивать запросы общества в современном образовательном продукте. В таких обстоятельствах онлайн-образование рассматривается как инструмент, позволяющий перейти границы образования и предоставить человеку возможности обучения в течение всей жизни.

Экономика онлайн-образования в России - это сложная отрасль. Одним из самых

ярких и быстро развивающихся направлений в этой отрасли является EdTech (от англ. Educational technology), то есть ниша технологических проектов для аудиторий. К EdTech относятся проекты, в основе которых лежит техническая разработка - продукт, на котором существует и транслируется контент, в том числе и образовательный. EdTech России в 2018 г. вошел в топ-5 привлекательных ниш для предпринимателей и инвесторов. Большинство стартапов EdTech продают свои продукты на российском рынке (69 %).

Продукт онлайн-образования в России сталкивается с трудностями выхода на рынок. По данным проведенных «Барометром онлайн-образования» [5] экспертных исследований рынка онлайн-образования в России, продукты онлайн-образования трудно продавать, потому что аудитория и отрасль могут быть не готовы к их внедрению по причинам низкой платежеспособности и консервативности института образования.

Результаты исследований приведены на рис. 1.

Рисунок 1 - Барьеры при входе на российский рынок образования

Треть участников отмечают, что самым сложным является найти квалифицированных сотрудников, в частности маркетологов и менеджеров по продажам. Этот факт доказывает то, что в России рост продаж образовательных продуктов занимает приоритетное место.

Таким образом, экономика образования сегодня подвергается активной трансформации. Данное понятие рассматривается как элемент структуры экономики.

Экономика образования - это наука, изучающая действие экономических процессов, законов и явлений в образовании. Она рассматривает специфику воспроизводства рабочей силы через образование в интересах общества и человека. Целью

экономики образования является удовлетворение потребностей народного хозяйства, науки, культуры. Она изучает различные формы деятельности человека в системе образования как важнейший источник нематериального и духовного накопления.

Экономика образования как специфическая отрасль изучает социально-экономические потребности общества в образовательных услугах, а также выявляет влияние образования на развитие экономики и рост благосостояния несения.

Внедрение ИКТ в сферу образования увеличило интенсивность перехода педагогической практики к системе электронного педагогического взаимодействия, а также

позволило решить многие технические вопросы образования. Система образования отозвалась на преобразования появлением нового содержания, цели обучения, новых форматов и методов обучения. В результате в эпоху совершенствования технологий передачи информации становится возможным реализация обучения в формате онлайн-об-разования.

Концепция онлайн-образования опирается на дистанционные учебно-методические комплексы (видеолекции, глоссарии, список литературы, тесты, презентации и пр.), обучение в сотрудничестве и внутреннюю мотивацию обучающихся. Онлайн-образование происходит через обмен знаниями в сети Интернет, что расширяет границы доступа к образованию в течение всей жизни, обеспечивая непрерывность обучения.

Онлайн-образование предусматривает

активный обмен информацией между участниками образовательного процесса посредством современных ИКТ.

Онлайн-образование стремительно развивается как в России, так и за рубежом. Сегодня уже более 50 % молодого населения активно прибегают к онлайн-обучению для личностного развития и самообразования. За последние 15 лет значительно выросло число организаций, разрабатывающих электронные курсы обучения. За рубежом значительное развитие онлайн-образование получило в США, Испании, Германии, Великобритании, Франции, Канаде.

В России элементы электронного образования применяются как дополнение к традиционному обучению. Онлайн-образование все большую популярность набирает и в системе СПО. Создаются базовые условия для реализации учебных программ СПО с применением онлайн-технологий.

Список литературы _

1. Беляева Е. А. MOOCs и будущее высшего образования // Сыктывкарский государственный университет. URL: http://www.syktsu.ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 01.06.2022).

2. Жук О. Л. Модернизация образования в условиях цифровой революции // Веб-программирование и интернет-технологии WebConf2018 : Тезисы докладов 4-й Международной научно-практической конференции. Минск : БГУ, 2018. С. 58-59.

3. Корнеев А. Н., Толоконникова Е. В. Дистанционное обучение: будущее развития образования : учебно-методическое пособие. М.: Мир науки, 2019. URL: http://izdmn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

4. Леженкина Т. И. Онлайн-обучение // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 134-139.

5. Исследование рынка онлайн-образования в России. URL: http://www.chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajp cglclefindmkaj/viewer.htiril (дата обращения: 01.06.2022).

6. Онлайн-образование (мировой рынок). URL: https://www.tadviser.ru/index.phpЮнлайн-образование_(миро-вой_рынок) (дата обращения: 01.06.2022).

7. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials // Massachusetts Institute of Technology. URL: http://ocw.mit. edu/index.htm (дата обращения: 01.06.2022).

8. Learning at a Distance // National Center for Education statistics. URL: http://www.nces.ed.gov/pubs2012/2012154. pdf (дата обращения: 01.06.2022).

References _

1. Belyaeva E. A. MOOCs and the future of higher education. Syktyvkar State University. URL: http://www.syktsu. ru/2013/04/25/MOOCS-i-budushhee-vysshegoobrazovaniya (accessed: 01.06.2022).

2. Zhuk O. L. Modernization of education in the digital revolution. Web programming and Internet technologies WebConf2018: Abstracts of the 4th International Scientific and Practical Conference. Minsk : BSU, 2018. pp. 58-59.

3. Korneev A. N., Tolokonnikova E. V. Distance learning: the future of education development: an educational and methodological manual. Moscow: Mir Nauki, 2019. URL: http://izdmn.com/PDF/13MNNPU19.pdf (date of reference: 01.06.2022).

4. Lezhenkina T. I. Online learning. Bulletin of the Moscow University. 2010. No. 1. pp. 134-139.

5. Research of the online education market in Russia. URL: http://www.chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglcl efindmkaj/viewer.html (accessed: 01.06.2022).

6. Online education (global market). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Онлайн-образование_ (world_market) (accessed: 06/01/2022).

7. MIT OpenCourseWare. Free Online Course Materials. Massachusetts Institute of Technology. URL: http://ocw.mit. edu/index.htm (accessed: 01.06.2022).

8. Learning at a Distance. National Center for Education statistics. URL: http://www.nces.ed.gov/pubs2012/2012154. pdf (accessed: 06/01/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.