УДК 165.7:530.145.1 ББК 87.2:22.3В
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Н.В. Малинин, М.В. Пономарев
Аннотация. Во всем мире развитие онлайн-обучения - актуальная тенденция изменений в системах образования. Данная статья рассматривает возможности использования электронного обучения в системе современного российского высшего образования. Опираясь на опыт, накопленный в последние годы, авторы определяют основные области применения электронного обучения в вузе, куда входят учебные модули продвинутого уровня, модули и программы компенсаторного обучения, образовательные программы заочного и очно-заочного обучения, дифференциация режимов обучения, целевые образовательные программы и предоставление дополнительных образовательных услуг. В статье рассматриваются дидактические принципы функционирования системы электронного обучения, которые отражают основные закономерности его развития и формулируют общие требования к содержанию, методике и организации, а также проблемы и риски, характерные для современного дистанционного образования.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, онлайн-об-разование, проектирование учебного процесса, электронное обучение.
CONCEPTUAL FRAMEWORK OF E-LEARNING DEVELOPMENT IN MODERN UNIVERSITIES
N.V. Malinin, M.V. Ponomarev
Abstract. There is an increasing tendency to development of e-learning all over the world. This article examines the opportunities of the use of e-learn-ing in Russian institutions of higher education. From sufficient experience accumulated recently the authors define key areas of application of e-learn-ing technologies in higher education, which include educational modules of advanced level, modules and programs of compensatory education, academic programs of remote and part-time education, differentiation of learning, special-purpose programs and additional educational services. The article also deals with the basic didactic principles in e-learning, which define characteristics of its development and state general requirements for the con-
97
tents, methods and organization, as well as the main problems and risks specific to up-to-date distance education,
Keywords: information and educational environment, web-based teaching, design ing of educational process, e-learning.
Современная педагогическая парадигма, основанная на постнеклас-снческой эпистемологии и принципах компетентностного обучения, оказывается органично связанной с развитием дистанционных форм обучения, которое имеет огромное значение как в решении собственного образовательных задач, так и для личностного развития учащихся.
В современной литературе термины «дистанционное образование», «электронное образование» и «он-лайн-образование» зачастую отождествляются. Попытки разграничить эти понятия предпринимаются довольно давно, поскольку ни одно нз них полностью не входит в другое и каждое нз них несет свою смысловую нагрузку [1]. Понятие дистанционного обучения подразумевает, в первую очередь, что преподаватель и учащийся находятся на расстоянии, а доставка учебных материалов происходит с помощью определенных средств связи (почта, интернет-тех-нологии, телевидение). При этом для дистанционного обучения нет разницы, каким именно способом будут доставлены учебные материалы, в то время как электронное обучение подразумевает тот же самый процесс доставки учебных материалов от преподавателя к ученику, но уже исключительно в электронном виде.
Одними из первых разделить понятия «электронное обучение» и «он-лайн-обучение» попытались авторы
статьи "E-learning, online learning, web-based learning, or distance learna ing: Unveiling the ambiguity in current terminology" еще в 2002 г.: разница состояла лишь в формах предоставления образовательного контента и степени использования компьютера и информационно-коммуникационных сетей [2]. Однако и сейчас можно говорить о том, что терминология индустрии электронного образования до сих пор не устоялась. Наиболее популярны следующие термины, так или иначе связанные с электронным обуч чением: E-Learning, СВТ (Computer Based Training), WBT (Web-Based Training), Online Learning, Blended Learning, Distributed Learning, Mobil Learning и другие.
В Национальном стандарте РФ термин «онлайн-образование» отсутствует, а для обозначения обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий используется термин «электронное обучение (e-learning)» [3]. На официальном обц разовательном портале Евросоюза также используется понятие "e-learning", которому дано следуюд щее определение: электронное обучение означает использование новых мультимедийных технологий и Интернета для повышения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и услугам, а также обмена и совместной работы на расстоянии [4: см. также: 5]. В зависимости от использования режимов работы он-
лайн в учебном процессе в e-learning можно выделить два наиболее распространенных вида обучения: смешанное н онлайн-обученне, которые постепенно заменяют иные впды дистанционного образования [6].
Авторы, изучающие проблемы дистанционного образования, под он-лайн-обучением (которое также называют полным Интернет-обучением) подразумевают обучение с помощью Интернета, интраиета и экстранета, делая упор на присущие ему коммуникационные возможности, ннтерак-тнвность н универсальность [7].
Смешанное обучение — это система обучения и преподавания, которая совмещает в себе лучшие аспекты и преимущества преподавания в классной комнате и дистанционного обучения [6]. Термин «смешанное» относится к смешению учебных материалов онлайн и обучения в группе с преподавателем. Студент работает автономно, но ему также оказывается поддержка и от группы, и от преподавателя. В течение реальных групповых занятий студенты показывают свой прогресс, упражняются в развитии навыков общения, повторяют пройденный материал и готовятся к последующему. Курсы чаще всего базируются на заданиях и основополагающей информации, а все вспомогательные материалы подаются на онлайн-платформе.
Главный фактор использования сети Интернет в образовании — это его интерактивный характер, который ведет к пересмотру концепций образования с отказом от прежнего акцента на линейные модели педагогической деятельности, поскольку традиционное деление участников образовательного процесса на субъектов и объектов ин-
формации теряет свой смысл. Помимо этого Интернет обладает рядом специфических функций, отличных от других учебных средств: трансгранич-ность, оперативность, универсальность, разнообразие. Интернет устранил или заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Благодаря этому онлайн-образование может составить заметную конкуренцию не только классическому образованию, в котором предполагается непосредственный контакт обучаемого и обучающего, но и другим типам дистанционного обучения.
Во всем мире развитие онлайн-об-учения — актуальная тенденция изменений в системах образования. За последние десять лет академическая общественность в США усилила внимание к электронному обучению и системам открытых онлайн-курсов как наиболее перспективной стратегии для национальной системы образования. По данным консорциума Sloan на 2011 год в США в онлайн-обуче-нии в высших учебных заведениях было вовлечено 6 миллионов студентов [8]. Согласно новейшим исследованиям, за последние пять лет количество студентов, выбирающих для образования он.'тип-курсы, возросло в США на 96% [9].
В мировом масштабе электронное образование представляет собой огромную индустрию, оборот которой в 2011 г. составил семь триллионов долларов и, по прогнозу аналитиков в течение 2013—2018 гг. будет ежегодно расти на 25% [10]. Многие ведущие страны мира включились в технологическую гонку в образова-
нпп, правда, пока без активного участия Росснн. Тем не менее, в последнее время в нашей стране ведется активная дискуссия о модернизации образования, которая проходит как в рамках форума, так и на страницах периодической печати. Онлайн-образование и применение современных технологий стали неотъемлемой частью этих дискуссий [11; 12]. Соединение возможностей современных Интернет-технологий и ин-формацнонно-обр азов а те льных р е -сурсов создает условия для формирования открытого образовательного пространства, которое оказывается доступным для разных стран, регионов, организаций и отдельных граждан. Развитие онлайн-обучення позволяет включаться в интеграционные процессы, характерные для современного образования [13; 14].
Стоит заметить, что в Российской Федерации такая форма образования, как электронное обучение, долго не признавалась: лишь в 2012 г. был принят ФЗ-11 «О расширении возможностей использования электронного обучения н электронных образовательных технологий», который значительно увеличил возможности использования электронного обучения н дистанционных образовательных технологий в системе государственного образования. В статье 16 ФЗ закреплено следующая норма: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации н обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информацион-
но-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информа-ционно-телекоммуннкационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [15]. При этом подчеркивается, что «при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся» [15].
Признавая всю значимость регулирования системы дистанционного обучения как сферы применения специализированных образовательных технологий, следует учесть и иные ее особенности. Ключевое значение имеет тот факт, что современное дистанционное обучение предполагает создание особой ннформаци-онно-коммуннкативной среды, направленной на повышение дидактического качества образования, расширение спектра оказываемых образовательных услуг, обеспечение вариативности образовательных программ. Дистанцнонность же не следует понимать в упрощенном смысле — как пространственное удаление субъектов образовательного пространства друг от друга. Скорее, речь идет о качественном увеличении ро-
ли самостоятельных форм учебной работы, причем не в формате традиционного заочного обучения, а в ситуации, когда обучающиеся получают возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, работают с расширенными информационными базами, в индивидуальном порядке используют ресурсы специализированных программных сред. Массированное применение средств электронного обучения в данном случае является не средством компенсации пространственного удаления, а именно активным инструментом обучения, позволяющим воспроизвести эффект виртуализации.
Подобная постановка вопроса позволяет более четко определить функции дистанционного образования. Широкое включение элементов дистанционного обучения в современную образовательную практику нередко приобретает нарочитый характер, превращаясь едва ли в самоцель. Между тем, специфика дистанционного обучения не позволяет решать в рамках его очень многие образовательные задачи. Более того, необходимо признать, что за счет дистанционного обучения предельно сложно обеспечить системное освоение базовых образовательных программ современного типа. Поэтому очень важно определить ту «нишу», в которой дистанционное обучение может быть эффективным. Опираясь на опыт реализации решения подобных задач, накопленный в последние годы, можно выделить несколько основных направлений, актуальных для современного развития дистанционного образования:
1) Реализация учебных модулей продвинутого уровня в образовательных программах различного типа. Учебный модуль представляет собой автономную организацнонно-методи-ческую структуру, связанную с решением специфических дидактических задач, включающую логически завершенную единицу учебного материала и локализованную систему контроля. Модульный принцип построения образовательных программ подразумевает создание вариативной и дифференцированной образовательной среды, направленной на «содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала» [16, с. 312]. В особой степени применение модульного принципа важно для обеспечения уровневой вариативности освоения образовательных программ, в том числе формирования дидактических блоков, направленных на обеспечение продвинутого уровня освоения образовательных программ. Основным препятствием для реализации этой задачи является ограничение трудоемкости учебных дисциплин, в том числе трудоемкости аудиторных занятий. Применение различных форм дистанционного обучения может стать оптимальной основой для решения этой проблемы.
2) Реализация модулей и программ компенсаторного обучения. В современных условиях сфера компенсаторного обучения существенно расширилась. Эта тенденция связана со спецификой компетентностной модели обучения и внедрением бал-льно-рейтинговой системы, когда эффективным шагом является ввод в состав программы обучения компен-
сирующей части — задания нз ее состава обучающиеся выполняют в ходе семестра, стремясь компенсировать отсутствие на занятиях или недостаточно успешное участие в процедурах рубежного контроля или в порядке академической задолженности. Однако с учетом специфики учебного плана практически невозможно организовать такие компенсаторные формы обучения и контроля в рамках аудиторных занятий. Дистанционное обучение и контроль становятся оптимальные решением такой проблемы.
3) Реализация образовательных программ заочного и очно-заочного обучения. Эта форма применения методов дистанционного обучения наиболее традиционна и очевидна. В условиях повышения общественного спроса на образовательные услуги, радикального обновления профессиональных требований в рамках различных сфер занятости, изменения самих критериев профессионализма в условиях инновационного развития общества значение заочного и очно-заочного обучения особенно велика. Однако растет и уязвимость такой модели обучения. Основными ее недостатками ранее считались затрудненный доступ к библиотечным фондам, отсутствие регулярного контроля качества обучения, затруднения с организацией «обратной связи» в отношениях педагогов и обучающихся, прерывистость учебного процесса. Дистанционное обучение может позволить не только компенсировать сложности с доступом к информационным ресурсам, но и создать условия для «живого общения» с преподавателями (в режиме он-лайн—обучения), обеспечить необходимый уро-
вень интерактивности образовательного процесса.
4) Дифференциация режимов обучения, На современном этапе можно выделить три режима обучения: экстрактивный — обучение предопределяется активным воздействием внешней образовательной среды (прежде всего, преподавателя и обязательных для изучения, тщательно отобранных информационных ресурсов), ннтраак-тнвный — обучение предполагает большую роль самостоятельной работы, выполнения разнообразных учебных заданий, вариативную работу с расширенным спектром информационных источников (в том числе, с самостоятельным поиском и выбором таких источников), интерактивный — основанный на интенсивном взаимодействии всех участников образовательного процесса, достижении на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Реализация каждого из трех базовых режимов обучения в значительной степени востребует методы дистанционного обучения. Так, например, в условиях экстрактивного обучения дистанционное обучение позволяет усилить целенаправленное информационное воздействие на учащихся, а при использовании мультимедийных средств — даже компенсировать отсутствие учащихся на аудиторных занятых (например, с помощью записанных лекций). При интраактивном обучении дистанционные технологии могут быть очень важны для обеспечения самостоятельной работы, в том числе эвристического поиска, а также незаменимы для организации контроля. В условиях же интерактивного режима обучения дистанционные технологии могут применяться как элемент
комплексной групповой учебно-нссле-довательской работы (например, при выполнении учебных проектов).
5) Реализация целевых образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг. Самая очевидная сфера применения методов дистанционного обучения — это предоставление дополнительных образовательных услуг. Этот аспект развития образовательных систем чрезвычайно актуален в современных условиях. Причем, речь пдет как об удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей, так н реализации самых разнообразных целевых образовательных программ. Дистанционное обучение в данном случае позволяет решить, прежде всего, организационные, кадровые и финансовые проблемы, возникающие в силу специфики этой предельно мобильной сферы.
Таким образом, на современном этапе дистанционное образование может быть представлено с нескольких позиции: с педагогической точки зрения — это пнформатпзпрованная форма организации обучения, обеспечивающая самореализацию обучаемых и учет их индивидуальных потребностей; с позиции педагогической психологии дистанционное образование - это содействие в сохранении и развитии неповторимой личности каждого обучающегося и предоставление ему права выбора в процессе образования; с социальной точки зрения — это актуальное условие развития человеческих ресурсов и творческого потенциала общества; с культурологических позиции дистанционное образование создает усло-
вия для вступления в новую культурную эпоху в области образования.
Для новаторов в мире образования переломным моментом стало распространение в 2012 г. Массовых открыт тых онлайн-курсов (Massive Open Online Course, MOOC). Основой большинства МООС являются видеолекции, которые ведет один или несколько лекторов (либо же «закадровый» лектор). Но все меняют специальные технологические платформы, позволяющие упаковать знания максимально эффективным способом. Данные платформы создают специальные компании-провайдеры образовательного контента, специализирующиеся на предоставлении подобных услуг. В свою очередь, адаптированная дня пользователя платформа позволяет разрабатывать каждый отдельный МООС как уникальный продукт [17].
Сегодня крупнейшие университеты мира (прежде всего, в США и Великобритании) создают собственные МООС, а для доставки «образовательного контента» они используют общую инфраструктуру, разработанную провайдерами. Так, Stanford, Duke, California Institute of Technology, University of Illinois at Urbana-Champaign, Berklee College of Music работают на базе Coursera, тогда как другие университеты создают собственные платформы для распространения МООС (для MIT, Harvard и University of California at Berkeley — проект edX). Создатели Udacity пошли другим путем и привлекают к ведению курсов (наравне с университетскими работниками) высококвалифицированных специалистов как из уни-
Краткий обзор наиболее популярных западных МООС дан в статье [18].
верситетов, так и из крупнейших компаний вроде Google и Microsoft1.
В 2013 г. было объявлено, что при поддержке европейской комиссии 11 стран объединили усилия с целью запуска общеевропейских MOOCs. В рамках реализации данной программы 40 курсов в различных предметных областях станут доступны онлайн бесплатно и на разных языках. Инициативу возглавляет Европейская ассоциация университетов дистанционного образования (EADTU), партнерами которой являются участники из Франции, Италии, Литвы, Нидерландов, Португалии, Словакии, Испании, Великобритании, России, Израиля и Турции2.
В России развитие собственной системы онлайн-образования должно стать ответом на вызов, брошенный западными и, прежде всего, американскими университетами. Для этого необходимо создать массив онлайн-материа-лов сопоставимых по качеству и разнообразию с тем, что уже предлагается на мировом рынке образовательных услуг. Это позволит российским вузам повысить свое влияние на рынке, а также укрепить свой международный имидж за счет распространения своих он-лайн-программ по всему русскоязычному ареалу, включающему в себя страны СНГ, а также выходцев из СССР и России, проживающих по всему миру.
Для использования онлайн-обу-чения в вузовской профессиональной подготовке студентов в первую очередь необходимо определить теоретико-методологические подходы к применению современного электронного обучения, а также выявить возможные риски и негативные аспекты.
Концептуальный фундамент построения системы дистанционного образования составляют дидактические принципы, которые отражают основные закономерности его развития н формулируют общие требования к содержанию, методике и организации. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы [19; 20; 21, с. 58-67; 22; 23; 24] можно выделить несколько главных принципов дистанционного обучения:
Принцип интерактивности, Интерактивность, то есть взаимодействие субъектов образования между собой посредством средств информационных технологий, отражает важнейшую характеристику процесса обучения — взаимовлияние. Учебные материалы должны целенаправленно вовлекать учащихся в учебную деятельность и взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения интенсивность обмена информацией между студентами даже больше, чем между студентом и преподавателем.
Принцип коммуникативной насыщенности, Вследствие сокращения роли преподавателя становится проблематичным оценить как успешность усвоения материала, так и способность его применения на практике. Для полной, качественной передачи знаний в электронном обучении необходим личный контакт. Решением указанной проблемы и, как следствие, устранением одного нз основных недостатков e-learning является организация максимально интерактивного обучения в рамках виртуального пространства с помощью таких техноло-
2 Подробная информация о проекте и предлагаемых курсах доступна на портале www. openuped.eu.
гий и инструментов, как видеоконференции, вебннары, форумы, блогн, социальные сети н т.д.
Приоритет педагогического подхода. Эффективность системы дистанционного образования достигается в условиях приоритета педагогической составляющей. Техническое обеспечение, безусловно, имеет важное значение, но в данном случае оно является средством, улучшающим условия организации обучения. Именно дидактические требования к процессу и результату обучения определяют целесообразность и эффективность такого рода образования.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Технологические аспекты — как и все компоненты эффективного курса — должны выбираться сообразно образовательным целям. На первый план должно ставиться не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов н образовательных услуг. Это не значит, что стоит отказываться от всего многообразия доступных технических средств обучения: их выбор должен быть осмысленным и соответствовать образовательным целям.
Принцип модульности. Обучение должно строиться по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. Деление курса на отдельные модули и постановка четких целей в каждом из них является хорошим приемом, позволяющим удерживать внимание обучающихся.
Принцип открытости и доступности. Принцип открытости выражается в «мягкости ограничений» по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий и т.д. Как показывает опыт различных систем дистанционного образования, открытость не снижает качества обучения, но требует дополнительных усилий со стороны поставщика образовательных услуг при последующем обучении принятых студентов. Принцип доступности реализуется за счет экономической эффективности дистанционного образования: при прочих равных затраты на традиционную форму обучения существенно выше.
Принцип гибкости и динамичности. Важным показателем гибкости является некритичностъ образовательного процесса к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. Реализация этого принципа обеспечивает индивидуальную работу студентов с учетом личностных качеств каждого. С позиций обучающегося этот принцип обеспечивает ему свободу выбора содержания образования, а также создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования.
Принцип мобильности, Мобильность заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для электронного обучения, позволяющих студентам корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего переход к другим направлениям образования.
Принцип технического сопровождения. Как говорится в исследовании Дж. Хенри и Дж. Мидоуза, «великолепный веб-интерфейс не спасет плохой курс, но плохой веб-нн-терфейс может убнть потенциально хороший курс» [24]. Поэтому важную роль играет не только создание курса и размещение контента, но и техническая поддержка его функционирования.
Наряду с изучением концептуальных основ электронного обучения важным также является исследование проблем и рисков, характерных для современного развития дистанционного образования в России. На основании анализа отечественных работ, посвященных данной теме [25; 26; 27; 28, с. 25-26], можно выделить главные проблемные аспекты e-learning:
• несовершенство нормативно-правовой базы по организации и функционированию системы дистанционного образования;
• низкий уровень подготовки работников системы образования в области информационных технологий, который не соответствует современному уровню технологического развития;
• недостаточное развитие цифрового образовательного контента;
• отсутствие единого подхода к формированию регион альных сегментов информационного пространства образовательного пространства;
• отсутствие концепции развития и использования в учебном процессе лнцензионного и свободного программного обеспечения, соотнесенного с требованиями образовательных стандартов и обеспечением учебного процесса;
• слабое развитие механизмов внедрения полученных результатов для всех уровней и ступеней образования.
Также в исследованиях анализируются риски, связанные с внедрением дистанционного образования. Первый риск связан с «обгоняющим» характером развития услуг дистанционного образования в условиях, когда ни сама модель, ни инфраструктура образования еще не соответствуют необходимым требованиям. В результате может получиться компромисс, который скомпрометирует самую идею дистанционного обучения: вуз снижает расходы на предоставление образовательных услуг, экономя на процессе сопровождения обучения, а студент, сокращая трудозатраты, по сути, просто приобретает диплом, а не знания. Второй риск связан с мотивацией студентов к самостоятельным занятиям по свободному графику. Не секрет, что даже традиционные учреждения высшего профессионального образования испытывают сейчас трудности с мотивацией студентов к обучению. Новизна такого образовательного формата как e-learning не решает большинство традиционных проблем связанных с утратой мотивации к обучению, которые еще больше усиливаются в связи со специфическими условиями обучения в онлайн-режн-ме, поскольку, погруженный в учебный процесс в одиночестве, студент вынужден распоряжаться временем по своему усмотрению.
В связи с перечисленными проблемными аспектами и рисками внедрения электронного обучения особое значение приобретает проблема качества образования, его эквива-
лентности. Для осуществления контроля над процессами развития он-лайн-образования силами ряда стран создана международная оценка качества образования, разработан компетентностный подход, которые позволяют удерживать образование в контексте Интернета в рамках, доступных управлению. Современные тенденции в области формирования информационного общества и развития трансграничного образования обуславливают необходимость ускоренной адаптации российской системы образования к общепринятым на мировом уровне правилам и нормам в области обеспечения качества, стандартизации, аккредитации и лицензирования.
СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Guri-Rosenblit, S. E-Leaming: Confusing Terminology, Research Gaps and Inherent Challenges [Electronic Resource] / S. Guri-Rosenblit, B. Gros // Journal of Distance Education. - 2011. - Vol. 25. - № 1. - URL: http: //www. j ofde. с a/index. php/j de/article/ view/729/1206 (дата обращения: 15.04.2014)
2. Tsai, S. E-learning, online learning, web-based learning, or distance learning: Unveiling the ambiguity in current terminology [Electronic Resource] / S. Tsai, P. Machado // E-learn magazine. - 2002. - July. - URL: http: // elearnmag. acm.org/archive. cfm?aid =568597 (дата обращения: 20.10.2013).
3. Национальный стандарт Российской Федерации РОСТ Р52653-2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/ library/gost/526532006.pdf (дата обращения: 15.04.2014).
4. Глоссарий Eleaniingeuropa.info [Электронный ресурс]. - URL: http://www.el-earningeuropa.info/en/glossary?page=l (дата обращения: 15.12.2013).
5. Recommendation 1836(2008). Realising the full potential of e-learning for education and training. Council of Europe [Electronic Re-
source], - URL: http://assembly.coe.int/ Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ ta08/EREC 1836.htm (дата обращения: 15.04.2014).
6. Hiltz, S.R. Education goes digital: The evolution of online learning and the revolution in higher education [Text] / S.R. Hiltz, M. Turoff // Communications of the ACM. -2005.- 10 (48).-P. 60-61.
7. Moore, J.L. E-leaming, Online Learning and Distance Learning Environments: Are They the Same? [Text] / J.L. Moore, C. Dickson-Dale, K. Gaylen // Internet and Higher Education. - 2011. -No. 14.
8. Going the Distance: Online Education in the United States, 2011 [Electronic Resource], -URL: http: //sloanconsortium. org/publica-tions/survey/going_distance_2011 (дата обращения: i 3.09.2013).
9. Students Taking Online Courses Jumps 96 Percent over 5 Years [Electronic Resource], - URL: http://campustechnology.com/Arti-cles/2013/06/24/Report-Students-Taking-Online-Courses-Jumps-96-Percent-over-5-Years.aspx (дата обращения: 15.04.2014).
10. Гореткнна, E. Массовое онлайновое обучение бросает вызов российской системе образования [Электронный ресурс] / Е. Гореткина // PCWeek. - 01.07.2013. -URL: http://www.pcweek.ru/idea/article/de-tail.php?ID= 1522 51 (дата обращения: 15.04.2014).
11. May, В.А. Как модернизировать образование [Электронный ресурс] / В.А. May // Ведомости. - 2012. - 20.07. - URL: http:// www. vedomo sti. га/opinion/ news/2 303684/ kak_modemizirovat_obrazovanie (дата обращения: 15.04.2014).
12. Воронина, Ю. В России традиционное образование заменит онлайн-обучение [Электронный ресурс] / Ю. Воронина // Российская газета. -2013. - 09.10. -URL: http: //www.rg .га/2013/10/09/obuchenie- site-anons.html (дата обращения: 14.04.2014).
13. Ларионова, М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт [Текст] / М.В. Ларионова // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2.
14. Нечаев, Н.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса [Текст] / Н.Я. Нечаев // Вестник Московского уни-
верситета. Сер. 18. Социология и политология. - 2004. - № 4.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. - 31 декабря 2012 г. (Федеральный выпуск № 5976).
16. Шамова, Т.П. Управление образовательными процессами [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2002.
17. Кухаренко, В.Н. Инновации в E-learning: Массовый открытый дистанционный курс [Текст] / В.Н. Кухаренко // Высшее образование в России. - 2011. - № 10.
18. MOOCs: Тор 10 Sites for Free Education With Elite Universities [Electronic Resource], - URL: http://www.bdpa-detroit. org/portal/index.php?option=com_ content&view=article&id=57:moocs-top-10-sites-for-free-education-with-elite-univer sities&catid=2 9: education&Itemid=20 (дата обращения 15.04.2014).
19. Биккулова, Г.P. Принципы дистанционного обучения как отражение современных требований к образовательному процессу [Текст] / Г.Р. Биккулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. -№60. - С. 332-335.
20. Воробьева, Т.А. Проблемы социальных коммуникаций в электронном обучении [Текст] / Т.А. Воробьева // Открытое и дистанционное образование. - 2011. -№ 3 (43). - С. 70-74.
21. Кармановскай, A.B. Формирование готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / A.B. Кармановский. -Сочи, 2011.
22. Мердок, М. Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса [Текст] / М. Мердок, Т. Мюллер. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
23. Сергиенко, II.В. Дидактические принципы дистанционного обучения [Текст] / И.В. Сергиенко // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - С. 69-77.
24. Нету, J. An Absolutely Riveting Online Course: Nine Principles for Excellence in
Web-based Teaching [Text] / J. Henry, J. Meadows // Canadian Journal of Learning and Technology. - 2008. - Vol. 34 (1).
25. Воронкин, А. Проблемы внедрения дистанционной формы обучения в отечественных учебных заведениях [Текст] / А. Воронкин // E-Learning World. - 2011. - № 2 (28).
26. Галустян, О.В. Технология E-learning в образовательном процессе [Текст] / О.В. Галустян // Инновации в образовании. - 2013. - № 5. - С. 128-129.
27. Кукьян, Н.В. Актуальные проблемы дистанционного образования [Текст] / Н.В. Кукьян, О.В. Фотина // Открытое и дистанционное образование. - 2012. - № 4 (48).
28. Муханова, С.А. Социальные проблемы виртуализации образовательного пространства: региональный аспект: дис. ... канд. соц. наук [Текст] / С.А. Муханова. -Саратов, 2010.
REFERENCES
1. Guri-Rosenblit S., Gros В., E-Learning: Confusing Terminology, Research Gaps and Inherent Challenges, Journal of Distance Education, 2011, Vol. 25, No. 1, available at: http : //www.j ofde. ca / index, php/j de/article/ view/729/1206
2. Tsai S., Machado P., E-learning, online learning, web-based learning, or distance learning: Unveiling the ambiguity in current terminology, E-learn magazine, 2002, July, available at: http://elearnmag.acm.org/ar-chive.cfm?aid=568597
3. Natsional 'nvi standart Rossiiskoi Federatsii GOST R 52653-2006, available at: http:// www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf
4. Glossary - Elearningeuropa.info, available at: http://www.eleamingeuropa.info/en/glos sary?page=l
5. Recommendation 1836 (2008). Realising the full potential of e-learning for education and training. Council of Europe, available at: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Doc-uments/AdoptedText/ta08/EREC 1836.htm
6. Hiltz S.R., Turoff M., Education goes digital: The evolution of online learning and the revolution in higher education, Communications of the ACM, 2005, No. 10 (48).
7. Moore J.L., Dickson-Dale C., Gaylen K. E-learning, Online Learning and Distance Learning Environments: Are They the Same? Internet and Higher Education, 2011, No. 14.
8. Going the Distance: Online Education in the United States, 2011, available at: http:// sloanconsortiuni.org/publications/survey/go-ing_distance_2011
9. Students Taking Online Courses Jumps 96 Percent over 5 Years, available at: http:// canipustechnology.coni/Articles/2013/06 /24/Report-Students-Taking-Online-Cours-es-Jumps-96-Percent-over-5-Years.aspx
10. Goretkina E., Massovoe onlainovoe obuche-nie brosaet vyzov rossiiskoi sisteme, PC-Week, 2013.01, available at: http://www.pc-week.ra/idea/article/detail.php?ID= 152251
11. Mau V.A., Kak modeniizirovat' obrazovanie, Vedomosti, 2012.20.07, available at: http:// www. vedomo sti. ra/opinion/news/2 3 03 684/ kak_modeniizirovat_obrazovanie
12. Voronina Yu, V Rossii traditsionnoe obrazovanie zamenit onlain-obuchenie, Rossiishmi gazeta, 2013.09.10, available at: http://www.rg. ra/2013/10/09/obuchenie-site-aiioiis.html
13. Larionova M.V., Integratsionnye protsessy v obrazovanii. Evropeiskii opyt, Vysshee obrazovanie segodnya. 2006, No. 2.
14. Nechaev NYa., Parametry globalizatsii i faktory Bolonskogo protsessa, Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologi-ya ipolitologiya, 2004, No. 4.
15. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", Rossiyskaya gazeta, 2012, December, 31.
16. Shamova. T.I., Davydenko T.M., Sliibanova G.N. Upravlenie obrazovaternymi protses-sami, Moscow, Akademiya, 2002.
17. Kukliarenko V.N., Innovatsii v E-leaming: Massovyi otkrytyi distantsionnyi kurs, lys-shee obrazovanie v Rossii, 2011, No. 10.
18. MOOCs: Top 10 Sites for Free Education With Elite Universities, available at: http:// www.bdpa-detroit.org/portal/index. php?option=coni_content&view=article &id=57:moocs-top-10-sites-for-free-educa-tion-with-elite-universities&catid=2 9: educat ion&Itemid=20
19. Vorob'eva T.A., Problemy sotsial'iiykli kom-niunikatsii v elektronnom obuchenii, Otkry-toe i distantsionnoe obrazovanie, 2011, No. 3(43), 70-74.
20. Kannanovskii AN., Fonnirovanie gotovnosti studentov к nepreryvnomu professionarnoniu obrazovaniyu v usloviyakli distantsionnogo obucheniya, PhD dissertation, Sochi, 2011.
21. Murdoch M., Muller Т., Vzryv obucheniya. Devyat' pravil effelitivnogo virtual'nogo kl-assa, Moscow, Al'pina Publisher, 2012.
22. Henry J., Meadows J., An Absolutely Riveting Online Course: Nine Principles for Excellence in Web-based Teaching, Canadian Journal of Learning and Technology, 2008, Vol. 34(1), available at: http://cjlt.csj.ualber-ta.ca/index.php/cjlt/article/view/179/177
23. Voronkin A., Problemy vnedreniya distantsi-onnoi fonny obucheniya v otechestvennykh uchebnykli zavedeniyakli, E-Leaniing World, 2011, No. 2 (28), 78-80.
24. Galustyan O.V., Tekhnologiya E-learning v obrazovatel'iioiii protsesse, Innovatsii v obrazovanii, 2013, No. 5.
25. Kuk'yanN.V., Fotina O.V., Aktual'iiye problemy distantsionnogo, Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie, 2012, No. 4 (48).
26. Malinin N. V., Modeli otsenki kachestva ele-ktronnogo obrazovaniya, Prepodavatel' XXI vek, 2014, No. 3,93-98.
Малинин Николай Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра английского языка гуманитарных факультетов, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Malinin N.V., PhD in History, Associate Professor, English Language for the Humanities Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
Пономарев Михаил Викторович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра новой и новейшей истории, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Ponomarev M.V., PhD in History, Associate Professor, Modern and Contemporary History Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]