Научная статья на тему 'Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях регионального вуза'

Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-КУРС / ДИСТАНЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ONLINE COURSES / DISTANCE LEARNING COURSE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / LEARNING AND TEACHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Д.А., Худжина М.В.

В статье представлен опыт российских университетов по актуализации учебно-методического сопровождения образовательных программ с учетом возможностей дистанционных образовательных технологий. Анализируются возможности использования MOOCs, дистанционных учебных курсов для повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО, профессиональных стандартов и запросами региональных работодателей, в частности при подготовке IT специалистов. Формулируются условия, при которых внедрение дистанционных образовательных ресурсов обеспечивает повышение результатов обучения в условиях регионального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Д.А., Худжина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of Using Distance Learning Resources when Implementing the Main Professional Educational Programs in the Conditions of Regional Higher Education Institutions

The article dwells upon the experience of Russian universities gained in updating learning and teaching materials for educational programs with an account of distance learning technologies. The author analyzes the ways of using MOOSs and distance learning courses in order to improve the learning process of future IT specialists in accordance with the Federal State Educational Standards of Higher Education, professional standards and demands of local employers. The article describes the conditions for effective use of distance learning resources aimed at improving the learning outcomes in a regional higher education institution.

Текст научной работы на тему «Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях регионального вуза»

УДК 378.147:519.72 ББК 74.58

ОБ УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

| Д.А. Петров, М.В. Худжина

Аннотация. В статье представлен опыт российских университетов по актуализации учебно-методического сопровождения образовательных программ с учетом возможностей дистанционных образовательных технологий. Анализируются возможности использования МООСs, дистанционных учебных курсов для повышения эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО, профессиональных стандартов и запросами региональных работодателей, в частности при подготовке 1Т - специалистов. Формулируются условия, при которых внедрение дистанционных образовательных ресурсов обеспечивает повышение результатов обучения в условиях регионального вуза.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, он-лайн-курс, дистанционный учебный курс, федеральный государствен- ]] ный образовательный стандарт, высшее образование, профессиональный стандарт, учебно-методическое обеспечение.

EFFICIENCY OF USING DISTANCE LEARNING RESOURCES WHEN IMPLEMENTING THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONDITIONS OF REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

| D.A. Petrov, M.V. Khudzhina

Abstract. The article dwells upon the experience of Russian universities gained in updating learning and teaching materials for educational programs with an account of distance learning technologies. The author analyzes the ways of using MOOSs and distance learning courses in order to improve the learning process of future IT specialists in accordance with the

Federal State Educational Standards of Higher Education, professional standards and demands of local employers. The article describes the conditions for effective use of distance learning resources aimed at improving the learning outcomes in a regional higher education institution.

Keywords: distance learning technologies, online courses, distance learning course, Federal State Educational Standard, higher education, professional standard, learning and teaching materials.

В основе проектирования учебно-методического обеспечения лежат требования ФГОС ВО и профессиональных стандартов, отражающих компетентностную модель выпускника и являющихся основными критериями для разработки целей, содержания и определения форм и методов обучения по дисциплинам и разделам учебного плана. Для небольших региональных университетов значительную роль играет ориентация на запросы локального рынка труда, работодателей, которые заинтересованы в удовлетворении собственных корпоративных требований к молодым специалистам — выпускникам 10 вуза. Взаимодействие с работодателя-78 ми, гибкое реагирование на запросы рынка труда, учет требований профессиональных стандартов являются необходимыми условиями эффективной деятельности вуза, закрепленными законодательно [1].

Педагогическая значимость вопросов, связанных с разработкой учебно-методического обеспечения дисциплин и модулей учебного плана, выбором методов и средств обучения, не вызывает сомнений и обусловлена целями и задачами профессиональной подготовки в вузе в целом и спецификой каждого конкретного направления подготовки [2; 3]. При этом немаловажным фактором являются усло-

вия реализации образовательной программы, которые может обеспечить образовательная организация.

Активное внедрение в процесс обучения дистанционных технологий значительно расширяет образовательные возможности обучающихся. Преподаватели участвуют как в проведении имеющихся дистанционных учебных курсов, так и в разработке новых. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4]. Дистанционные образовательные технологии преимущественно реализуются в рамках электронного обучения, под которым «понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [там же].

Процесс «встраивания» дистанционных учебных курсов в реализацию дисциплин / модулей учебного плана вуза характерен как для крупных, ведущих российских университетов, так и для небольших региональных вузов. Для того чтобы установить, при каких условиях внедрение таких курсов повышает эффективность учебного процесса в вузе, проанализируем опыт использования дистанционных образовательных ресурсов в российском высшем образовании.

Серьезным вызовом для современного высшего образования в последние годы стало активное внедрение в образовательный процесс широко доступных открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses - MOOCs). Количество MOOCs, используемых в российских университетах, неизменно растет. Существуют противоречивые мнения о том, насколько способствуют MOOCs повышению доступности и результативности образования. Эти вопросы привлекают все большее количество участников образовательного процесса, о чем свидетельствует значительное количество публикаций, связанных с использованием в процессе обучения в вузе онлайн-курсов. Динамика роста доли публикаций авторов по тематике МООС, размещенных в различных электронных библиотеках, за период 2010-2015 гг. - от 0,3% в 2010 г. до 55% в 2014 г. представлена в [5].

А.Ю. Уваров (Интститут образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН) в статье [6] проводит подробный анализ современного состояния и перспектив распространения MOOCs в России. Для ответа на вопрос о необходимости разработки и использова-

ния массовых открытых онлайн-кур-сов автор обращается к истории их возникновения, представляет классификацию MOOCs, выявляет причиы ны, лежащие в основе их разработки.

Согласно определению, приведенному в [6], МООС отличает ряд особенностей:

• отсутствие ограничений на количество слушателей (Massive);

• материалы курса открыты для всех желающих, доступны в сети Интернет (Open), в идеальном варианте предоставляется возможность многократного использования и редактирования;

• предполагается обязательное использование дистанционных образовательных технологий (Online);

• это полноценный учебный курс (Course) с описанием ожидаемых результатов обучения, обеспеченный необходимыми методическими материалами, включая материалы для итогового контроля и сертификации слушателей, успешно окончивших курс.

Также отмечается, что все МООСs можно отнести к двум качественно разным классам: xМООСs и сМООСs.

Особенности xМООСs связаны с преобладанием знаниевой парадигмы для организации учебного процесса (изложение преподавателем нового материала, закрепление, контрольные вопросы и т. п.) и заключаются в следующем [там же]:

• широкое использование видеолекций;

• автоматизированное оценивание (тестирование);

• взаимное оценивание работ слушателями (иногда);

• незначительное взаимодействие авторов курса со слушателями или его отсутствие;

79

• использование знаков отличия и/или сертификатов для лиц, успешно окончивших курс.

сМООСs ориентированы преимуп щественно на сетевое взаимодействие и взаимную поддержку слушателей. К отличительным особенностям сМООСs относятся:

• широкое разнообразие используемых инструментов и ресурсов, опора на социальные сети;

• интенсивное взаимодействие слушателей с помощью социальных сетей, дискуссионных форумов и других видов связи;

• открытость доступа, содержания, учебных мероприятий и общения между всеми участниками;

• отсутствие формального оценивания.

Концепция сМООСs строится на том, что у слушателей курса уже в достаточной степени сформирована способность к полноценной самостоятельной учебной деятельности. Поэтому возможности их использования в рамках образовательного процесса вуза по направлениям подготовки 80 бакалавров ограничены. В настоящее время большинство используемых преподавателями университетов онлайн-курсов в большей степени относятся к xМООСs.

В соответствии с современными тенденциями модернизации высшего образования (повышение роли самостоятельной работы студентов, интерактивные формы обучения, электронное обучение и т.д.) авторы разрабатывают такие МООСs, которые сочетают особенности обоих типов. При этом главной задачей разработчиков и преподавателей таких курсов является повышение результативности процесса обучения.

Разработанные MOOCs используются как для внутренних потребностей вуза, так и в качестве дополнительных образовательных ресурсов для других университетов. Руководители вузов справедливо полагают, что MOOCs особенно эффективны для реализации тех дисциплин / модулей учебного плана, по которым в данном вузе отсутствуют высококвалифицированные преподаватели [7].

Авторы Н.Н. Дацун (Пермский государственный национальный исследовательский университет) и Л.Ю. Уразаева (Сургутский государственный педагогический университет) в своих работах неоднократно обращаются к вопросам, связанным с применением открытых образовательных ресурсов в высшем образовании. В частности, в [5] анализируются возможности создания и применения MOOCs в математическом образовании, а именно тематики «Математические основы» в смешанной модели обучения по направлению подготовки «Программная инженерия». Отмечаются как положительные, так и отрицательные аспекты внедрения MOOCs в образовательный процесс. Так, авторами / инструкторами курсов являются ученые, чьи учебники составляют фундамент математической подготовки для направления подготовки «Программная инженерия», что обеспечивает высокое качество содержания курсов на международном уровне. O^^to не все слушатели в рамках командной работы могут в полной мере рассчитывать на быстрый и прямой контакт с инструктором для решения возникающих проблем [5].

Значительную трудность при использовании уже разработанных MOOCs, за редким исключением, со-

ставляет и отсутствие соответствия периода их реализации графику учебного процесса вуза. В связи с этим преподаватели ищут альтернативные варианты применения разработанных онлайн-курсов, а также создают авторские курсы. При этом особым вниманием отмечены требования пра-ктикоориентированности содержания, средств и методов обучения (направленность на формирование конкретных профессиональных компетенций / компонентов компетенций обучающихся), обеспечения возможности сетевого взаимодействия слушателей.

Так, например, в [8] представлен авторский подход (А.Н. Афанасьев, В.А. Куклев, Т.М. Егорова) к реализации компетентностного подхода в сетевом блочно-модульном курсе, реализуемом в Ульяновском государственном техническом университете. Необходимость использования сетевого взаимодействия участников образовательного процесса обосновывается тем, что востребованность выпускника вуза на рынке труда не исчерпывается лишь наличием у него профессиональных знаний и опыта деятельности. Еще более важным критерием успешного трудоустройства является положительная оценка личностного потенциала выпускника, его особые личные качества. «Большинство работодателей хочет видеть в выпускниках вуза активную жизненную позицию, высокую мотивацию, склонность к саморазвитию, трудолюбие, нацеленность на результат, развитые коммуникативные навыки, склонность к здоровому образу жизни» [там же].

Таким образом, процесс обучения в рамках образовательной программы вуза в целом и по каждой конкретной дисциплине или модулю

должен быть направлен как на формирование специальных знаний, умений, опыта деятельности (профессиональные компетенции или общепрофессиональные компетенции по ФГОС ВО), так и на развитие личностных качеств обучающихся (общекультурные компетенции по ФГОС ВО) в соответствии с требованиями работодателей. Для оценки результатов обучения разрабатываются ком-петентностно ориентированные задания, предполагающие осуществления комплексной деятельности обучающихся: поиск и обмен информацией, ее структурирование и применение для решения возникающих пробоем, работа в команде, коммуникации, оформление и защита результатов. Велика доля самостоятельной работы под руководством преподавателя. Содержание дисциплины разделено на модули, по каждому из которых предусмотрены все виды контроля в рамках балльно-рейтинговой системы оценивания (БРС).

Для оценки сформированности компетенций при реализации блочно-мо-дульного сетевого курса предусмотрены следующие пять уровней [там же]:

• базовый (знания, позволяющие понимать);

• исполнительский (знания, позволяющие их применять);

• технологический (знания, позволяющие их интегрировать);

• экспертный (знания, позволяющие оценивать и развиваться);

• синтезирующий (знания, позволяющие действовать в ситуации неопределенности).

Блочно-модульное построение дистанционного учебного курса по программированию представлено в [9]. Авторы С.Д. Каракозов, О.В. Дрижано-

81

82

ва, С.А. Жданов (Московский педагогический государственный университет) отмечают актуальность разработки методических аспектов применения дистанционных образовательных технологий, учитывая, что ключевым вопросом организации дистанционного обучения (ДО) является налаживание эффективной систематической обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя, а успешность ДО в большей мере зависит от эффективной организации и методического качества используемых материалов [10, с 319]. Под дистанционным обучением понимают обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, авторы [9] анализируют возможности дистанционного обучения программированию на основе персонифицированного подхода на примере реализации факультативного курса по решению олимпиадных задач. Структура дистанционного учебного курса представлена на рис. 1.

Организационный блок обеспечивает создание условий для введения правил обмена информацией в период освоения курса, выравнивания уровня базовых 1Т-компетенций обучающихся, формирования опыта общения с преподавателем в условиях ДО. В ходе

реализации блока учебных модулей студенты выполняют задания, предполагающие наличие проблемных ситуаций, осуществляют поиск решений, демонстрируют на тестовых примерах персональные результаты в виде работающих программ. На каждом этапе выполнения заданий осуществляется обратная связь в дистанционном режиме. Контрольный блок позволяет преподавателю оценить персональные достижения обучающихся посредством предъявления им нестандартных задач олимпиадного характера. Персонифицированный подход при дистанционном обучении способствует преодолению ряда дидактических сложностей, связанных с обучением программированию [там же].

Анализируя причины трудностей, которые испытывают студенты при изучении программирования, в качестве эффективного способа их преодоления авторы Н.Н. Дацун и Л.Ю. Уразаева [9] предлагают использование в учебном процессе разработанных онлайн-курсов. Так, по результатам анкетирования обучающихся по IT-направлениям подготовя ки в вузе, среди причин трудностей при изучении программирования первое место в рейтинге занимает недостаточный уровень школьной подго-

Учебный курс

Организационный блок

Формирование информационной образовательной среды

Блок учебных модулей

Учебные материалы и задания

Контрольный блок

Итоговый проект

Рис. 1. Структура дистанционного факультативного курса

товки в области информатики и ИКТ (24%), второе и третье (по 14%) — отсутствие примеров использования на практике рассмотренных задач программирования и невозможность использования на практике изученных задач программирования, четвертое место — личностные особенности обучающихся (10%). Следует отметить, что среди опрошенных практически нет студентов, не испытывающих трудностей при изучении программирования. Пути решения проблем, связанных с преодолением этих трудностей, по мнению студентов, следующие [8]:

• чтение профессиональных книг (16%);

• консультации преподавателей (12%);

• помощь однокурсников (15%);

• помощь старшекурсников (4%);

• помощь профессионалов (3%);

• самостоятельное изучение ресурсов Интернет (41%);

• обращение на форумы (9%).

Данные опроса показали, что около половины обучающихся склоняются к самостоятельному решению проблем с помощью обращения к ресурсам и службам Интернет, при том, чем старше курс обучения, тем меньше доля студентов, предпочитающих несамостоятельные формы работы. Поэтому вполне обоснованно можно предположить, что использование профессиональных ресурсов в виде MOOCs способствует эффективному устранению проблем обучающихся при изучении программирования. MOOCs позволяют демонстрировать в ходе аудиторных лекций готовые проектные решения, использовать лекции MOOC вне стен университета, обеспечивают быструю актуализацию курсов в рамках IT-подготовки [11].

Таким образом, внедрение в образовательный процесс дистанционных учебных курсов активно проводится в различных российских университетах. Используются как авторские курсы, так и разработанные ведущими в своей области специалистами онлайн-курсы. Oднако на уровне подготовки бакалавров эти курсы преимущественно используются как дополнительный образовательный ресурс при реализации дисциплин / модулей учебного плана. Если обратиться к представленным характеристикам классов MOOCs, то используемые дистанцион-н ные курсы являются комбинированными и сочетают в себе особенности, относящиеся к обоим классам.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать ряд условий, необходимых для того, чтобы внедрение дистанционных учебных курсов в образовательный процесс вуза действительно способствовало повышению его результативности:

• соответствие целей и задач курса требованиям компетентност-ной модели выпускника с учетом требований ФГOC BO, профессиональных стандартов и запросов работодателей;

• высокая квалификация и профессионализм авторов (разработчиков) курса;

• достаточный уровень сформи-рованности навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся, опыта работы в команде;

• наличие практикоориентиро-ванных заданий для выполнения как в индивидуальном режиме, так и в условиях сетевого взаимодействия слушателей;

• своевременное осуществление обратной связи, консультирование со

83

стороны высококвалифицированного преподавателя/ инструктора;

• продуманная система оценивания учебных достижений обучающихся, встроенная в БРС;

• доступность учебного курса для всех обучающихся (в том числе, отсутствие финансовых ограничений).

Следует также отметить, что выделение уровней сформированности компетенций в процессе изучения курса существенно повышает качество его учебно-методического обеспечения, так как способствует конкретизации и дифференциации результатов обучения, формированию и реализации индивидуальной образовательной траектории по освоению учебной дисциплины.

Опыт использования открытых он-лайн-курсов в Нижневартовском государственном университете, в частности при подготовке выпускников для 1Т—предприятий города и региона, показывает, что соблюдение выделенных условий способствует повышению качества самостоятельной работы студентов в процессе формирования и 84 развития их профессиональной компетентности, обеспечивая достижение результатов обучения в соответствии с компетентностной моделью выпускника и квалификационными требованиями со стороны работодателей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон № 122-фз от 02 мая 2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 06.05.2015. - № 95.

2. Рыжова, Н.И. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] /

Н.И. Рыжова, М.В. Литвиненко // Информатика и образование. - 2007. - № 7. -С. 119-121.

3. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61.

4. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». - Ст. 16.

5. Дацун Н.Н. Использование массовых открытых онлайн-курсов в математической подготовке специалистов по программной инженерии [Текст] / Н.Н. Дацун, Л.Ю. Уразаева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Т. 7. - № 2. -[Электронный ресурс]. - URL: http:// naukove denie.ru/PDF/48PVN215.pdf (дата обращения: 09.10.2016).

6. Уваров, А.Ю. Зачем нам эти МУКи [Текст] / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2015. - № 9.

7. Ярослав Кузьминов о цифровом будущем университетов [Электронный ресурс]. -URL: http://www.edutainme.ru/post/kuzmino v-interview/ (дата обращения: 08.09. 2016).

8. Афанасьев, А.Н. Инновационный подход к реализации компетентностного подхода в сетевом блочно-модульном курсе [Текст] / А.Н. Афанасьев, В.А. Куклев, Т.М. Егорова // Всероссийская научно-практическая конференция «Электронное обучение в непрерывном образовании 2014» (с элементами научной школы для молодежи), 1820 марта 2014 г., Россия, Ульяновск: Сборник научных трудов. В 2-х тт. Т. 2. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - С. 4-12.

9. Каракозов, С.Д. Методические аспекты дистанционного обучения программированию на основе персонифицированного подхода [Текст] / С.Д. Каракозов, О.В. Дрижанова, С.А. Жданов // Материалы XIII Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», Пермь, 14-15 мая 2015. - Пермь: ПГНИУ, 2015. - URL: http://ит-образование.рф/2015/ (дата обращения: 09.10.2016).

10. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. -416 с.

11. Дацун, Н.Н. МООС в подготовке ИТ-специалистов [Текст] / Н.Н. Дацун, Л.Ю. Ура-заева // Материалы XIII Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», Пермь, 14-15 мая 2015. - Пермь: ПГНИУ, 2015. - URL: М1р://ит-образова-ние.рф/2016/ (дата обращения: 09.10.2016).

REFERENCES

1. Afanasev A.N., Kuklev V.A., Egorova T.M., "Innovacionnyj podhod k realizacii kompe-tentnostnogo podhoda v setevom blochno-modulnom kurse", in: Vserossijskaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya "Ehlektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2014 " (s ehlementami nauchnoj shkoly dlya molodezhi), 18-20 marta 2014 g., Rossiya, Ulyanovsk: Collection of scientific papers, v 2 vols., Vol. 2, Ulyanovsk, 2014, pp. 4-12. (in Russian)

2. Dacun N.N., Urazaeva L.Yu., Ispolzovanie massovyh otkrytyh onlajn-kursov v matemati-cheskoj podgotovke specialistov po pro-grammnoj inzhenerii, Internet-zhurnal "NAU-KOVEDENIE", 2015, Vol. 7, No. 2, available at: http://naukovedenie.ru/PDF /48PVN215. pdf (accessed: 09.10.2016). (in Russian)

3. Dacun N.N., Urazaeva L.Yu., "MOOS v podgotovke IT-specialistov", Proceedings of the XlIrd Conference "Prepodavanie infor-macionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federa-cii", Perm, 14-15 maya 2015, Perm, 2015, available at: http://it-obrazovanie.rf/2016/ (accessed: 09.10.2016). (in Russian)

4. Federalnyj Zakon № 122-fz ot 02 maya 2015 goda "O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stati 11 i 73 Federalnogo Zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", Rossijskaya gazeta, 06.05.2015, No. 95. (in Russian)

5. Federalnyj zakon № 273 - FZ ot 29.12.2012 g. "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii", St.16. (in Russian)

6. Karakozov S.D., Drizhanova O.V., Zhdanov S.A. "Metodicheskie aspekty distancionnogo obucheniya programmirovaniyu na osnove personificirovannogo podhoda", Proceedings of the XllIrd Conference "Prepodavanie informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii", Perm, 14—15 maya 2015, Perm, 2015, available at: http://it-obrazovanie. rf/2015/ (accessed: 09.10.2016). (in Russian)

7. Karakozov S.D., Perspektivnye napravlenija razvitija specialnoj podgotovki uchitelja in-formatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, p. 61. (in Russian)

8. Ryzhova N.I., Napravlenija razvitija sistemy podgotovki specialista v uslovijah informatiza-cii obrazovanija, Informatika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121. (in Russian)

9. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: Uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij, ed. E.S. Polat, M.Yu. Bu-harkina, M.V. Moiseeva, Moscow, Akademi-ya, 2004, 416 p. (in Russian)

10. Uvarov A.Yu., Zachem nam ehti MUKi, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 9. (in Russian)

11. Yaroslav Kuzminov o cifrovom budushchem universitetov, available at: http://www. edutainme.ru/post/kuzminov-interview/ (accessed: 09.10.2016). (in Russian)

85

Петров Дмитрий Анатольевич, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, petrov-da@mail.ru Petrov D.A., Applicant for PhD in Education, Lecturer, Information Technologies and Mathematics Faculty, Nizhnevartovsk State University, petrov-da@mail.ru

Худжина Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан, факультет информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, mv.khudzhina@mail.ru Khudzhina M.V., PhD in Education, Associate Professor, Dean, Information Technologies and Mathematics Faculty, Nizhnevartovsk State University, mv.khudzhina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.